08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
А.Х. Ахмар - аспирант, Майкопский государственный технологический университет (ФГБОУВО МГТУ), Майкоп, Адыгея ([email protected]),
A.H. Ahmar - graduate student, Maykop State Technological University (FSBEI HE MSTU), Maikop, Adygea ([email protected]).
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ: АДАПТАЦИЯ К
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ LABOR POTENTIAL OF NETWORK PHARMACEUTICAL COMPANIES: ADAPTATION TO
INFORMATIZATION AND DIGITIZATION
Аннотация. С позиции учета новых императивов информатизации и цифровизации в статье представлены результаты авторской систематизации и обобщения мирового и российского опыта организации и управления трудовыми ресурсами фармацевтических сетевых компаний, функционирующих в современной экономической среде. Результаты прицельного изучения сложившейся в сетевых компаниях фармацевтического профиля практики ведения кадровой политики и управления кадровым потенциалом позволили смоделировать четкую, установившуюся логику этого процесса, которая стала базовой платформой формирования структурно-функционального представления механизма управления кадровым потенциалом сетей с позиции его адаптации к информатизации и цифровизации. При этом речь идет как об адаптации к новым императивам собственно механизма управления трудовыми ресурсами сетевой компании, так и конкретно каждого ее работника на основе наращивания соответствующих профессиональных компетенций.
Автором статьи обосновывается важность достижения высокой степени сопряженности внешнего и внутреннего контуров управления использованием и наращиванием трудового потенциала сетевых фармацевтических компаний с применением традиционных и новых информационно-цифровых платформ и технологий.
Annotation. Taking into account the new imperatives of informatization and digitalization, the article presents the results of author 's systematization and synthesis of world and Russian experience of organization and management of labor resources of pharmaceutical network companies operating in the modern economic environment. The results of the targeted study of the existing practice of human resources policy and management of human resources in network companies allowed to model the clear, established logic of this process, which has become the basic platform for formation of structural and functional representation of the mechanism of management of human resources of networks from the point of view of its adaptation to informatization and digitalization. At the same time, it is both a question of adapting to the new imperatives of the mechanism of labour resources management of the network company itself, and specifically of each of its employees on the basis of increasing the corresponding professional competences.
The author of the article justifies the importance of achieving a high degree of connectivity of external and internal circuits of management of use and development of labor potential of network pharmaceutical companies using traditional and new information and digital platforms and technologies.
Ключевые слова: фармацевтические сетевые компании, трудовой потенциал, двухконтурная модель, адаптация к условием цифровизации, внешний и внутренний контуры, механизм управления трудовыми ресурсами.
Key words: pharmaceutical network companies, labor potential, woo-loop model, adaptation to digitalization condition, external and internal contours, labor resources management mechanism.
Введение. Модернизация национальной экономики, базирующаяся в последние годы на существенном увеличении инновационной и информационно-цифровой составляющей в деятельности крупных сетевых компаний фармацевтического бизнеса, «требует, с одной стороны, активного использования некоторого постоянно действующего источника развития инновационного потенциала их работников, с другой, - создания внутри компании среды, благоприятной для эффективного восприятия и освоения новшеств трудовым коллективом» [3]. В этой связи проблема формирования, эффективного использования и развития в информационно-цифровом аспекте кадрового потенциала сетевых фармацевтических компаний является весьма актуальной в современных императивах цифровизации и обладает высокой теоретической и практической значимостью.
Обновленные в данном направлении компетенции работников фармацевтических сетей, территориально рассредоточенных и постоянно взаимодействующих между собой, также с поставщиками и потребителями их продукции (услуг), позволят существенно повысить качество внутренних (внутренний контур сети) и внешних (внешний контур взаимодействий) коммуникаций. При этом отметим, что в такой двухконтурной модели трудовых взаимодействий работников сетей именно в рамках внешнего контура реализуется принцип клиентоориентированности, а в рамках внутреннего - трудовые отношения работников всех подразделений
компании на основе широкомасштабного использования информационно-цифровых платформ разного типа и функциональных возможностей, поддерживающих процесс принятия решений в сетевой компании.
Такой интегрированный подход к рассмотрению процесса трудовых взаимодействий работников сетевых фармацевтических компаний во внутренней (реализация системно-синергетического подхода к управлению кадровым потенциалом компании) и во внешней (мультипликативный эффект взаимодействий) среде позволил автору получить новые научные результаты, являющиеся вкладом в развитие механизма использования и наращивания кадрового потенциала сетевых компаний с учетом воздействия факторов внутреннего и внешнего окружения.
Особо следует отметить значимость информационно-технологической поддержки более частных вопросов - обучение и переобучение персонала, повышение квалификации, стимулирование и др., что объективно определяет качество принимаемых решений по отбору и расстановке кадров, формированию их конкурентоспособности. Эти технологии в рамках механизма управления кадровым потенциалом фармацевтической сети несомненно способствуют формированию благоприятных условий для инкорпорирования сетевых компаний в процессы развития как внутреннего, так и регионального рынков труда.
Постановка проблемы. В настоящее время одной из ставших уже классическими (базовыми) информационно -цифровыми платформами являются различные модификации технологий применения CRM-систем в управлении эффективной организацией и использованием трудовых ресурсов в организациях различных сфер деятельности. Это определяет необходимость более подробного рассмотрения особенностей реализации данных систем в сетевых инфраструктурных компаниях, в частности, фармацевтических, с учетом их очевидной специфики, что достигается использованием технологий внедрения и оптимизации данного типа систем.
Но прежде всего информационные технологии необходимы для совершенствования корпоративного управления трудовым потенциалом любого предприятия, а крупного, сетевого типа - особенно - для решения как тактических, так и стратегических задач обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Иными словами, в настоящее время совершенствование корпоративного управления кадровым потенциалом сетей в направлении его адаптации к внешним макроэкономическим императивам -ключевая задача жизнедеятельности любой сетевой компании. Один из способов решения данной задачи и самый эффективный - внедрение специализированных информационных технологий и систем.
В ближайшее время прогнозируется дальнейшее увеличение количества отраслевых решений в базовые варианты CRM-систем для повышения эффективности работы сетевых компаний. Использование клиентской базы и объединение каналов продвижения станут ключевыми моментами развития CRM-решений уже в краткосрочной и стратегической перспективе, так как они способствуют повышению качества обслуживания клиентов и росту продаж.
Итак, на данный момент наблюдается технологический рост в области практического применения CRM-систем на различных, в том числе сетевых, предприятиях. Это проявляется в создании программного обеспечения и интеллектуальных продуктов, которые помогают принимать оптимальные бизнес-решения, причем как в процессе производства, так в системе кадровых ресурсов компании. Использование клиентской базы и объединение каналов продвижения рассматриваются как ключевые моменты развития CRM-решений в будущих периодах, так как они способствуют повышению качества сервиса и росту продаж.
Одной из таких систем, доказавших свою эффективность в практике взаимодействий с потребителями продукции/услуг компаний и организаций самых разных сфер деятельности, является CRM — систем, «модель взаимодействия, основанная на постулате, что центром всей философии бизнеса является клиент, а главными направлениями деятельности компании являются меры по обеспечению эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов» [5]. При этом очевидно, что информационно-технологическая поддержка этих ключевых бизнес-целей любой сервисной организации (поскольку качество взаимодействия с клиентами определяет все главные показатели ее функционирования) включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Для качественного выполнения всех функций, связанных с информационными потоками в сетевых компаний, том числе фармацевтического профиля, характеризующихся огромными массивами информации о лекарственных препаратах и медицинском оборудовании, эффективным представляется использование, в дополнение к CRM — системам, различных интеллектуальных технологий поддержки принятия решений (в том числе в кадровой подсистеме), а в их составе - цифровых платформ типа Data Manning, искусственных нейросетей, которые моделируются учеными- программистами (нейрокомпьютинг), и других.
Направления решения проблемы. Выявление сущности социально-трудовых отношений в рамках сетевых компаний позволяет констатировать, что речь идет как о внутренних, так и о внешних коммуникациях работников. В соответствии с этим на практике реализуется так называемая двухконтурная модель трудовых взаимодействий, которая формирует соответствующую иерархию систем мониторинга информации [1,7], а также специфику структурно-функционального содержания внедряемой (или применяемой) CRM — системы или других информационно -цифровых платформ. Функции поддержки внутреннего контура коммуникаций включают информационные коммуникации работников отдельных филиалов между собой, а также их руководства с менеджментом головного подразделения. Функции поддержки внешнего контура клиентоориентированных бизнес-целей компании включают продажи, маркетинг, рекламу, разного рода поддержку и стимулирование потребителей к приобретению продукции/услуг компании.
Традиционно главной целью внедрения CRM — систем является «увеличение степени удовлетворённости клиентов за счёт анализа накопленной информации о клиентском поведении, регулирования тарифной политики компании, настройки инструментов маркетинга. Благодаря применению автоматизированной централизованной обработки данных появляется возможность эффективно и с минимальным участием сотрудников учитывать индивидуальные потребности заказчиков, а за счёт оперативности обработки осуществлять раннее выявление рисков и потенциальных возможностей» [4].
Благодаря хорошо отлаженным возможностям CRM-приложения позволяют фармацевтической компании осуществлять качественный мониторинг развития взаимоотношений с различными потребителями ее продукции/услуг (населением своего и других регионов, поставщиками лекарственных препаратов и медицинского оборудования, органами государственного управления, другими фармацевтическими компаниями, медицинскими учреждениями и т.д.), физическими лицами. Иными словами, CRM-система для компании фармацевтической сферы - это набор приложений, которые позволяют, во-первых, собирать информацию о клиенте (потребителей медицинской продукции и оборудования), во-вторых, ее хранить и обрабатывать (в том числе систематизировать по различным квалификационным параметрам и характеристикам), в третьих, делать определенные выводы на базе этой информации (например, о необходимости замены тех или иных наименований, обновлении списка медикаментов и оборудования в соответствии с запросами потребителей и тенденциями на рынке лекарственных препаратов), экспортировать информацию ее в другие приложения или при необходимости предоставлять эту информацию менеджменту в удобном виде для принятия соответствующих решений.
Таким образом, «CRM-системы предоставляют клиентам возможность гораздо большего влияния на деятельность фирмы в целом, в том числе на процессы разработки дизайна, производства, доставки и обслуживания продукта. Для этого требуются технологии, позволяющие с минимальными затратами подключить клиента к сотрудничеству в рамках внутренних процессов компании. Клиент нередко использует сеть Интернет для доступа к таким системам, и они наиболее распространены в сфере электронной коммерции» [6].
Жизненный цикл информационно-цифровой системы сетевой фармацевтической компании в наиболее общем виде представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Жизненный цикл информационно-цифровой системы сетевой фармацевтической компании:
клиентоориенгарованный подход
С точки зрения информационно-технологического аспекта в соответствии с отмеченной ранее концепцией двухконтурности трудовых коммуникаций фармацевтической компании клиентами подобных CRM-систем могут быть как внешние, так и внутренние по отношению к компании пользователи.
В контексте обоснованной целесообразности ввода в эксплуатацию CRM-систем, повышающих эффективность функционирования компании, необходимо в каждом конкретном случае рассматривать вопросы оптимизации данного программного обеспечения.
Следует также отметить, что несмотря на наличие опыта практического применения и оптимизации систем типа CRM, на сегодняшний день существуют некоторые сложности в их применении.
Так, хотя идея внедрения CRM сама по себе не является инновацией, однако можно выделить некоторые причины, по которым эти системы еще не внедрены повсеместно в предприятиях различных сфер деятельности, включая фармацевтические сети:
- во-первых, неправильная трактовка предназначения данной системы - не как инструмента слежения и контроля за работой сотрудников фармацевтической сети, а как элемента системы поддержки принятия кадровых решений;
- во-вторых, объективно существующие в ряде сетевых компаний проблемы интеграции данной и других информационно-цифровых платформ в существующую информационно-технологическую среду компании;
- в-третьих, проблемой эффективности информационно-технологических платформ в сетевой компании может быть недостаточно четкая организация и управление бизнес-процессами - как внутренними, так и внешними;
- в-четвертых, лимитирующим фактором может стать стоимость внедрения данной или принципиально новой информационно-цифровой платформы, а также «закрытость» персонала к внедрению и необходимость наращивания (приобретения) соответствующих инфокоммуникационных компетенций.
В качестве исследования практического применения CRM-систем в организациях сферы обслуживания рассмотрим Ливанскую фармацевтическую компанию «Germanos Health Care Sapplies», примерная структура которой приведена на рисунке 2.
Прежде всего выделим причины, по которым имеется целесообразность внедрения систем данного типа в компанию «Germanos Health Care Sapplies». При этом будем учитывать, что основные моменты, на которые направлено практическое использование данной системы, - это повышение уровня продаж лекарственных препаратов и медицинского оборудования, оптимизация инструментов маркетинга, сохранение взаимоотношений с клиентами не только в текущей, но и в стратегической перспективе, анализ работы всех филиалов компании. Кроме того, поскольку подобных CRM-платформ на сегодняшний день существует огромное количество, причем все они имеют различный функционал, важно определиться с наиболее подходящей для данной компании.
На текущий момент в компании «Germanos Health Care Sapplies» имеется потребность в модернизации следующих аспектов деятельности:
1. Создание базы потенциальных клиентов. Среди компаний фармацевтического сегмента бизнеса в Ливане на сегодняшний день очень высокая конкуренция. Поэтому борьба за каждого потенциального клиента идет постоянно.
2. Стандартизация работы сотрудников и контроль рабочего процесса. Без четкой системы вся работа с контактами, как правило, проходит достаточно хаотично. Звонки происходят с любого удобного телефона, электронная переписка ведется с различных почтовых ящиков. CRM-система полностью решает эти проблемы, ограничивая работу с контактами.
3. Создание постоянно актуализируемой статистики о лекарственных препаратах (медицинском оборудовании и др.) и клиентах. Благодаря системе CRM, вся необходимая информация собирается в одной общей базе в стандартизированном виде, что позволяет легко производить анализ статистики рабочего процесса и более осознанно планировать дальнейшие этапы работы.
4. Повышение эффективности процессов обслуживания клиентов. Система позволяет оптимизировать работу сотрудников компании, что позволяет сократить время и повысить качество обслуживания
Государст венный заказ
Государственные и гуманитарные нужды
- Больницы; / \ - Склады (принадлежат компании). / С \
Рисунок 2. Схема трудовых коммуникаций сетевой фармацевтической компании « Germanos Health Care
Sapplies»
Следует отметить, что на первоначальных этапах внедрения информационно-цифровой платформы важно устранять некоторые неполадки из-за некорректного использования систем, а также много времени уделять обучению сотрудников.
Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие инновационных технологий и отечественного опыта применения внедрения и оптимизации CRM-систем до настоящего времени существуют некоторые трудности в реализации данных процессов: стоимость системы, некорректное понимание её роли, наличие отлаженных бизнес-технологий, необходимость обучения персонала, интеграция с прочими учётными системами. Вместе с этим, необходимость внедрения, а также оптимизации, обусловленная решением задач взаимодействия работников сетевой фармацевтической компании между собой и руководством, а также с клиентами и созданием конкурентного преимущества на рынке лекарственных препаратов медицинского и оборудования, в сочетании с ускоренным ростом предложения систем данного типа выделяются в качестве перспектив развития технологий внедрения и оптимизации на российском рынке данных систем. В качестве базового направления развития позиционируется так называемая социальная CRM, интегрированная с социальными сообществами и социальными сетями.
Таким образом, в ходе теоретического рассмотрения подходов к проблеме применения CRM-систем в работе предприятий сферы обслуживания, а также возможностей ее внедрения в конкретной фармацевтической компании можно заключить, что данный тип систем как средство установления взаимоотношений между организацией и клиентом в настоящий момент обладает специфическими особенностями. Последние важно учитывать для успешной адаптации системы к деятельности конкретной организации, что будет способствовать существенному повышению качества взаимоотношений работников с клиентами и, как следствие, работе компании в целом.
Источники:
1. Айхам Хуссей Ахмар, Матвева Л.Г., Чернова О.А. Новые технологии эффективного использования трудового потенциала сетевых компаний: проектный подход// Вестник академии знаний. 2019. № 31 (2).- С.139-147.
2. Ариничев И.В., Ариничева И.В., Матвеева Л.Г. Прогнозирование банкротства организации на основе метрических методов интеллектуального анализа данных// JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) Vol. 9, no. 1. 2018. С.47-59.
3. Бовин А.А. Управление инновациями в организации/ А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. М.: Издательство «Омега-Л», 2015. 236 с.
4. Васильев Р.Б., Калянов Г.К., Левочкина Г.А. Управление развитием информационных систем // Интуит, 2013. Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/532/388/info.
5. Косенкова Е.Л. Совершенствование механизма использования и развития кадрового потенциала сетевых компаний//Автореф. канд.дис., Ростов-на-Дону, 2012.
6. Меняев М.Ф. Системы управления организацией. - СПб: Омега-Л, 2015. - С. 132-138.
7. Никитаева А.Ю., Матвеева Л.Г., Чернова О.А. и др. Стратегии, инструменты и технологии цифровизации экономики: монография /Южный федеральный университет. - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. 198 с.
Sources:
1. Aicham Hussey Ahmar, Matveva L.G., Chernova O.A. New technologies of effective use of labor potential of network companies: project approach/Journal of the Academy of Knowledge. 2019. No. 31 (2).-Page 139-147.
2. Arinichev I.V., Arinicheva I.V., Matveeva L.G. Forecasting the Bankruptcy of the Organization Based on Metric Data Mining Methods//JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION Vol. 9, no. 1. 2018. Page 47-59.
3. Bovin A.A. Innovation Management in the Organization/A.A. Bovin, L.E. Terepnikov, V.A. Yakimovich. M.: Omega-L Publishing House, 2015. 236 р..
4. Vasilyev R.B., Kalyanov G.K., Levochkin G.A. Information Systems Development Management//Intuit, 2013. Access mode: http://www.intuit.ru/studies/courses/532/388/info.
5. Kosenkova E.L. Improvement of the mechanism of use and development of personnel potential of network companies//Autoref. Candidate, Rostov-on-Don, 2012.
6. Menyaev M.F. Management systems of the organization. - SPb: Omega-L, 2015. - Page 132-138.
7. Nikitayeva A.Y., Matveeva L.G., Chernova O.A., etc. Strategies, tools and technologies of digitalization of the economy: monograph/Southern Federal University. - Taganrog: Publishing House of Southern Federal University, 2019. 198 р.
Л.А. Бекботова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
L.A. Bekbotova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, FSBEI HE "Ingush State University";
Л.Р. Эльбиева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
L.R. Elbieva - Assistant, Department of State and Municipal Administration, FSBEI of HE Chechen State University;
С.Х. Темирболатова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Северо-Кавказская государственная академия город Черкесск,
S.Kh. Temirbolatova - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of Economic Theory, North Caucasian State Academy, city of Cherkessk.
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ FEATURES OF ANALYSIS OF EFFICIENCY OF USE OF BUDGETARY FUNDS
Аннотация. Анализ промежуточных результатов проводимых в России экономических реформ позволяет утверждать, что в качестве основных источников инвестиций в экономику национального хозяйства выступают собственные средства самих предприятий. Положение осложняется тем, что ни банковские коммерческие кредиты, ни сбережения граждан, ни различные портфельные инвестиции и т.п. так и не стали выступать в качестве постоянных и надежных источников инвестиций.
Наблюдаемый в российской экономике жесткий дефицит денежных средств, с одной стороны, и экономические санкции США, стран ЕС, Канады, Австралии и других, с другой стороны, крайне усложняют решение комплекса проблем ускоренного инвестиционно-инновационного перевооружения отраслей реального сектора экономики.
Сегодня уже очевидно, что использование одних лишь методов монетарной политики уже не соответствует масштабным структурным преобразованиям отечественной экономики.
Громко декларируемые попытки задействования стратегически ориентированных государственных инвестиций, как правило, тихо уходили в историю по причине отсутствия современной системы бюджетных расходов.
Все вышесказанное говорит об актуальности заявленной темы, о придании государственным инвестициям стратегической направленности на коренную модернизацию отраслей реального сектора и развитие социального прогресса.
Annotation. An analysis of the interim results of the economic reforms being carried out in Russia suggests that the own funds of the enterprises themselves are the main sources of investment in the economy of the national economy.