ТРУДОВОЕ ПРАВО
Labor law
УДК 349.2
В. И. Масюк
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
V. I. Masyuk
THE LABOR LAW OF USSR IN DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
В статье представлен анализ советского законодательства, регулирующего трудовые отношения в годы Великой Отечественной войны. Изменения, внесенные в трудовое законодательство СССР в 1941 и 1942 гг., позволили мобилизовать трудовые ресурсы в тылу. Меры регулирования трудовых отношений, принятые в Советском Союзе в годы войны, позволили превзойти в выпуске военной продукции фашистскую Германию.
The analysis of the Soviet legislation governing the labor relations in days of the Great Patriotic War is presented in article. The changes made to the labor legislation of the USSR in 1941 and 1942 allowed to mobilize a manpower in the back. The measures of regulation of the labor relations taken in the Soviet Union in the years of war allowed to surpass fascist Germany in release of military production.
Ключевые слова: трудовое законодательство; тыл; Великая Отечественная война; трудовая мобилизация.
Keywords: labor legislation; rear; Great Patriotic War; labor mobilization.
Основным законом, регулирующим трудовые отношения в СССР перед Великой Отечественной войной, был Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. (далее - КЗоТ РСФСР), в соответствии с которым вступление в трудовые отношения было добровольным. Мобилизационные формы привлечения к труду не допускались. Привлечение к сверхурочным работам могло применяться только в ограниченном числе случаев. Ст. 104 КЗоТ РСФСР допускала сверхурочные работы лишь в следующих исключительных случаях:
а) при производстве работ, необходимых для обороны республики и для предотвращения общественных бедствий и опасностей;
б) при производстве общественно-необходимых работ по водоснабжению, освещению, канализации, транспорту и почтово-телеграфной и телефонной связи, для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование;
в) при необходимости закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной или случайной задержки по техническим условиям производства не могла быть закончена в нормальное рабочее время, если при этом прекращение начатой работы может повлечь за собой порчу материалов или машин;
© Масюк В. И., 2015.
г) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда расстройство таковых вызывает прекращение работ для значительного количества трудящихся [2].
В Европе шла война, международное положение Советского Союза было очень сложным, угроза вовлечения в войну была очень велика. В этих условиях требовалось форсировать работу оборонной промышленности страны. Действующее трудовое законодательство на давало правовой основы для этого.
В 1940 г. принимаются два нормативно-правовых акта, регулирующих условия труда: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семичасовую рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» [3] и постановление Совета Народных Комиссаров от 26 июня 1940 г. № 1099 «О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на 8-часовой рабочий день» [4]. Реализация мер, заложенных в этих нормативно-правовых актах, позволила стране в предвоенный период лучше подготовить промышленность страны к грядущим испытаниям.
Начало Великой Отечественной войны поставило Советский Союз в очень тяжелые условия и потребовало перевода промышленности и сельского хозяйства страны на военное положение. Мобилизация в вооруженные силы и утрата значительных промышленных и сельскохозяйственных районов значительно сократили численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны - с 31,8 млн. человек в первом полугодии 1941 г. до 22,8 млн. человек во втором полугодии. А в начале 1942 г. в народном хозяйстве было задействовано немногим более 18 млн. человек [7, с. 151].
Перед руководством страны стояли следующие задачи:
- максимальное и наиболее эффективное использование имеющихся кадров, их перераспределение в пользу военного производства и тяжелой индустрии;
- введение обязательных сверхурочных работ на предприятиях и отмена очередных и дополнительных отпусков;
- мобилизация и закрепление рабочих и служащих для постоянной работы на предприятиях военной и кооперированной с ней промышленности на все время войны;
- мобилизация не занятого в общественном производстве трудоспособного городского и сельского населения для работы в промышленности, строительстве, на транспорте;
- введение всеобщей трудовой повинности, обеспечивающей привлечение на обслуживание нужд войны всего трудоспособного населения страны;
- закрепление необходимых кадров квалифицированных рабочих, специалистов, руководящего состава в важнейших отраслях
промышленности, обслуживающих нужды фронта, через бронирование, т. е. освобождение от призыва в армию на определенные сроки;
- развертывание массовой подготовки новых рабочих, повышение их квалификации непосредственно на производстве, в школах и училищах трудовых резервов, подготовка специалистов в вузах; организация труда и заработной платы с учетом специфических условий военного времени;
- всемерная поддержка и развитие творческой инициативы, соревнования за повышение производительности труда, за экономию рабочего времени и выполнение заданий с меньшим числом рабочих [1, с. 108].
Советское правительство вынуждено было принять чрезвычайные меры для выполнения задач по обеспечению функционирования народного хозяйства и увеличению выпуска военной продукции.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» все рабочие и служащие мужского и женского пола, работавшие на предприятиях оборонной промышленности считались мобилизованными [5].
Окончательно трудовая мобилизация всего трудоспособного населения была закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Мобилизации подлежали: мужчины от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 45 лет, кроме имеющих детей в возрасте до 8 лет, при отсутствии других членов семьи, ухаживающих за ними, а также призываемых в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, учащихся высших и средних специальных заведений. Уклонение от мобилизации или самовольный уход с места работы наказывались от 1 года принудительных работ по месту жительства (народные суды) до тюремного заключения сроком от 5 до 8 лет (военные трибуналы).
Также были внесены изменения в Кодекс законов о труде РСФСР: в первую очередь, была расширена ст. 11 КЗоТ РСФСР. Теперь к исключительным случаям, согласно которым СНК СССР вводил трудовую повинность, добавились оборонные мероприятия, охрана путей сообщений, сооружений, средств связи, электростанций и других важнейших объектов экономики, борьба с пожарами и эпидемиями. Сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день стали обязательными. Отменялась полностью норма ст. 105 о возрастной границе в 18 лет, так как продолжительность рабочего дня до 10 часов разрешалась и для лиц, не достигших 16 лет. Только беременные и кормящие женщины трудились на производстве по 8 часов [6, с. 26].
Мобилизация трудоспособного населения была, по сути, основной формой привлечения трудовых ресурсов к выполнению задач, стоящих
перед народным хозяйством СССР. Она была очень масштабной и позволила в значительной мере решить проблемы обеспечения трудовыми ресурсами оборонной промышленности.
Таблица 1
Число мобилизованных Комитетом по учету и распределению
рабочей силы в 1942-1945 гг. (тыс. чел.) [1]
На постоянную В школы На сезонные Всего
работу в промыш- ФЗО и РУ работы
ленность, строи-
тельство, транспорт
Всего за 3 010,4 2 121,4 6 751,2 11 883,0
1942-
1945 гг.,
в том числе
1942 г. 733,9 826,0 1 395,6 3 955,5
1943 г. 890,7 770,6 2 039,1 3 700,4
1944 г. 1 113,3 499,8 2 227,2 3 840,3
1945 г. 272,5 25,0 1 089,3 1 386,8
(январь-июль)
Как видно из таблицы 1, в годы войны было мобилизовано почти 12 млн. человек.
Условия войны диктовали суровую ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Статистика применения уголовных наказаний за нарушение трудовой дисциплины указана в следующей таблице.
Таблица 2
Число осужденных за самовольный уход, прогулы и опоздания _на работу на 21 минуту и более в 1941-1945 гг.
За самовольный уход с предприятий и из учреждений За прогулы и опозда-
Год по Указу от 26 июня 1940 г. по Указу от 26 декабря 1941 г. по ст. 193-7 п. «г» УК РСФСР (транспортники) Всего осуждено за самовольный уход с работы ния на работу на 21 минуту и более (по Указу от 26 июня 1940 г.)
1941 310 967 - - 310 967 1 458 185
1942 297 126 121 090 - 418 215 1 274 644
1943 160 060 367 047 15 490 542 597 961 545
1944 167 562 275 966 35 042 478 570 893 242
1945 117 304 72 970 29 743 219 837 941 733
Всего за 1 053 019 836 893 80 275 1 970 186 5 529 349
1941-
1945 гг.
Анализируя данные статистики, В. Н. Земсков указывал: «Всего <...> в 1941-1945 годы за самовольный уход с работы, прогулы и опоздания на 21 минуту и более было осуждено 7 499 535 человек, из них 1 970 186 - за самовольный уход (26,3 %) и 5 529 349 - за прогулы и опоздания на 21 минуту и более (73,7 %). У последних осуждение не было сопряжено с лишением свободы, и они обычно отбывали наказание в виде исправительно-трудовых работ сроком до шести месяцев и с вычетом из зарплаты до 25 % по месту своей основной работы. Что касается осужденных за самовольный уход (а это влекло за собой лишение свободы), то реально в заключении находилось значительно меньше людей из того количества, что указано выше, так как сотни тысяч приговоров выносились условно (чтобы не направлять в тюрьмы, лагеря и колонии необходимых для данного производства работников), а также заочно (в связи с нерозыском обвиняемых)» [1, с. 112].
Жестокие меры регулирования трудовых отношений, принятые в Советском Союзе в годы войны, позволили превзойти в выпуске военной продукции фашистскую Германию, при том, что Германия обладала более высококвалифицированными трудовыми ресурсами и развитой промышленностью. В тех условиях принятие столь жесткого законодательства оказалось полностью оправданно.
Западногерманский историк К.-Г. Руффман отмечал, что «советскую экономику удалось в короткое время и без трудностей переориентировать на военные цели благодаря ее специфической организации и своеобразным законам о труде», и это помогло Советам «справиться с возникшими почти неразрешимыми хозяйственно-стратегическими проблемами» [цит. по 1, с. 113].
В годы войны наша страна выстояла за счет нечеловеческого напряжения сил всего народа, и успех на фронтах Великой Отечественной войны был бы невозможен без самоотверженного труда в тылу. Мы обязаны помнить об этом, и передать эстафету памяти следующим поколениям.
Литература
1. Земсков В. Н. Организация рабочей силы и ужесточение трудового законодательства в годы войны с фашистской Германией // Международные отношения. - 2014. - № 1. - С. 104-114.
2. О введении в действие Кодекса законов о труде РСФСР: постановление ВЦИК от 9 ноября 1922 г. - Электронный ресурс. - Режим доступа: //http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1431.htm.
3. О переходе на восьмичасовой рабочий день, на шестидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений: каз ПВС СССР от 26 июня 1940 г. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/ussr_4252.htm.
4. О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на 8-часовой рабочий день: постановление СНК от 26 июня
1940 г. № 1099. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4253.htm.
5. Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий: Указ ПВС СССР от 26 декабря 1941 г. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http ://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_433 6.htm.
6. Пищулина С. Ю. Регулирование норм трудового права чрезвычайными органами власти в первый период Великой Отечественной войны (на примере Сталинградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионове-дение. Международные отношения. - 2013. - № 1. - С. 26-35.
7. Серегина Л. В. Трудовое право в годы Великой Отечественной войны // Журнал российского права. - 2010. - № 8. - С. 139-148.