Соколов В.И. 1996. Российское молодежное движение: от многообразия к унитаризму. 1917-1925 годы: дис. ... д.и.н. М. 399 с.
Соколов В.И. 2004. История молодежного движения России (СССР) с середины XIXвека по XXIвек. Рязань: Узорочье. 626 с.
ELISEEV Anatoliy Leonidovich, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Labour Law and Social Security, Central Russian Institute of Management — Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; eliseev@orel.ranepa.ru)
THE STUDENT UNION IN THE SYSTEM OF POLITICAL CONTROL OF THE SOVIET STUDENTS
Abstract. The article considers the competition among youth public organizations for representation of interests of students in the system of political management of Soviet society. The author analyzes the typology of organizations that claim to represent the interests of the Soviet students, tracing its evolution from the emergence to the disappearance or final incorporation in the system of political control of the Soviet state. Various theoretical approaches on the possibility of the existence of trade union organizations in the student environment are considered. Keywords: political management system, youth, youth public organizations, student trade unions
УДК 31; 304.4
ГОНЧАРОВ Герман Анатольевич — аспирант Владимирского государственного университета (600000, Россия, г. Владимир, ул. Горького, 87); руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Кировской области (610020, Россия, г. Киров, ул. Карла Либкнехта, 69; goncharov@zsko.ru).
ТРУДОВОЙ ВКЛАД МОЛОДЕЖИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
Аннотация. Статья представляет собой анализ основных трудовых свершений населения Кировской обл. - одного из тыловых районов в годы Великой Отечественной войны. Автор рассматривает основные меры государственной политики по организации работ в тылу на благо фронта, а также уровень и условия жизни, систему подготовки к работе, бытовые условия, законодательное регулирование занятости населения в промышленности и в деревне. Проблема рассматривается на примере молодежи как наиболее активной возрастной и социальной группы советского общества. Ключевые слова: война, труд, население, система обучения, молодежь, потребности фронта
После начала Великой Отечественной войны государство начинает проводить серьезные изменения в структуре экономики, направленные на переориентацию промышленного производства, увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции.
Война затронула все группы населения, но в большей мере сказалась на молодых людях 20-35 лет - именно такая возрастная группа подпадала под военные и трудовые мобилизации. Это было обусловлено следующими факторами:
во-первых, наибольшей физической активностью молодежи; во-вторых, ее идеологической преданностью советской власти из-за отсутствия знаний о дореволюционной действительности, а также системы воспитания, установленной государством, в-третьих, политикой государства по возложению на молодых людей основных трудовых обязанностей.
Уже в 1941 г. в армию из Кировской обл. ушли по призыву 140 тыс. чел.1, а всего за годы войны на фронт были отправлены почти 585 тыс. чел.2, или 25% общего числа населения области. По данным Н.В. Чернышевой, по региону было отмечено снижение числа рабочих и служащих с 242 тыс. чел. в 1940 г. до 215 тыс. к началу 1942 г., что составило 11% [Чернышева 2012: 249].
Молодые люди, которые оставались в тылу в силу пола (женщины) и возраста (подростки, не достигшие возраста призыва на фронт), должны были восполнить трудовой ресурс взрослых мужчин, ушедших на фронт. Еще до начала войны повышаются требования к работающему населению. Указ Президиума ВС СССР от 26.06.1940 г. ввел 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю3, Постановление Совнаркома увеличивало нормы выработки пропорционально увеличению рабочего времени при сохранении прежнего размера заработной платы4.
Указ Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. установил мобилизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве, которой подлежали мужчины в возрасте от 14 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и на предприятиях5. Освобождались от мобилизации учащиеся школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ, сузов и вузов, женщины с грудными детьми и детьми до 8 лет в случае отсутствия других членов семьи.
В первые месяцы войны на волне патриотического подъема происходит всплеск трудового энтузиазма, охватившего и молодых людей. Уже к 30 июня 1941 г. по области было отмечено увеличение производительности труда. Первыми примерами трудовой доблести стало выполнение плана в машинно-тракторной мастерской г. Котельнича на 300%. Бригадир монтажного цеха Чащин, а также молодые рабочие Смертин, Баруткин, Зырин, Ураков на ремонте автомашин работали по 3 суток практически без перерыва, выполняя нормы на 600-800%6.
Работница Хромового завода Игошина ежедневно выполняла нормы выработки на 200-280%, Шульнина на овчинно-шубном заводе - по 2 нормы ежедневно. Происходит также рост производительности труда и качества выпускаемой продукции: на комбинате им. Коминтерна Конина за 20 дней июля 1941 г. выполнила норму на 108%, сэкономив 55 кг жестких кож; Т. Зарубина за это же время сэкономила 41 кг жестких товаров, выполнив норму на 110-115%.
Одним из примеров трудового энтузиазма может служить организация моло-
1 Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО). Ф. 1290. Оп. 7. Д. 38 Л. 108.
2 Загвоздкин Г.Г. 1995. В битве за Отечество. 1941- 1945 гг. - Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. Киров. С. 393.
3 Указ Президиума ВС СССР от 26.06.1940 «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий, и учреждений». Доступ: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4252.htm (проверено 25.04.2018).
4 Постановление СНК СССР от 26.06.1940 № 1099 «О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на 8-часовой рабочий день. Доступ: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_4253.htm (проверено 25.05.2018).
5 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.02.1942 «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве. Доступ: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4341.htm (проверено 25.04.2018).
6 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2 Д. 17. Л. 76.
дежных бригад. Первая бригада была создана на машиностроительном заводе им. 1 Мая в г. Кирове во главе с бригадиром Самарцевой. В первый месяц работы она выполнила задание на 250%. За 1941 г. по области были созданы 40 молодежных бригад, в 1943 г. - 632, на 1 января 1944 г. уже работали 972 бригады с составом 7 434 чел., к маю 1945 г. и окончанию войны в регионе насчитывалось 1 579 бригад, включавших 8 643 чел.1
Молодежные бригады обеспечивали перевыполнение плана. Наиболее высокие показатели по области были за период хлебоуборки 1944 г. у молодежных бригад Анны Ворониной, Павла Перевозчикова; бригада Вылегжанина, колхоз «Память Чкалова», вывезла 7 200 кг зерна, бригада Пономарева из колхоза «Верхне-Ралинского» - 8 640 кг2. В целом же процент перевыполнения плана этими бригадами колебался от 10-20 до 50%.
Государственные, партийные и общественные органы уделяли большое внимание работе с молодыми людьми. В 1944 г. во всех колхозах и тракторных бригадах были проведены собрания на тему «О задачах молодежи в уборке урожая и поставках сельскохозяйственных продуктов». Широко применялись меры морального стимулирования. Трактористка Крысова перевыполняла нормы, Алевтина Югрина из колхоза им. Ф. Энгельса выполняла нормы на пашне на 140%, на косьбе - на 150%. Колхозница из сельскохозяйственной артели им. С.М. Буденного Е.Ф. Шабардина систематически выполняла дневную норму на 130-150%. В колхозе «Доброволец» Оричевского района почти вся молодежь выполняла нормы на сенокосе на 120-150%3. Форма молодежных бригад, позволяющая использовать трудовой энтузиазм, оказалась действенной с точки зрения достижения высоких результатов при минимальных ресурсах.
Деревня в годы войны рассматривалась как средство обеспечения жизни города и промышленности. Исследователи отмечают к 1941 г. относительно небольшие запасы продовольствия и фуража [История Коммунистической...2013: 243], что усугубило сложное положение со снабжением страны в начале войны. Если в 1939 г. в области было 776 тыс. трудоспособного сельского населения, то на 1 января 1944 г. оно составило всего 386 тыс. чел., включая инвалидов (50%), 305 тыс. женщин от 16 до 50 лет и 81 тыс. мужчин в возрасте от 16 до 55 лет; еще около 2 тыс. составляли юноши-подростки в возрасте 14-16 лет4.
Условия жизни в деревне оказались тяжелее, чем в городе на предприятиях промышленности. Крестьяне как основные производители продовольствия были ближе к продуктам питания, имели собственное (хотя в основной массе неблагоустроенное) жилье и испытывали меньше проблем с отоплением вследствие доступности дров. В колхозах отсутствовала гарантированная заработная плата - она представляла собой оплату трудодней по итогам сельскохозяйственного года после выполнения колхозом обязательств перед государством. Личное подворье, служившее производителем продуктов питания крестьянской семьи, было обременено налогами, да и наличие большого крестьянского надела не вписывалось в коммунистическую идеологию. Крестьяне в большей степени оказались задействованными в мобилизациях на фронт и на предприятия промышленности.
В военное время происходит увеличение трудовой нагрузки в деревне: по подсчетам Л.Н. Денисовой, трудовые ресурсы села составляли 50-60% потребности [Денисова 2003: 21].
1 Там же. Д. 274. Л. 15.
2 Там же. Д. 231. Л. 1, 1(об).
3 ГАСПИКО. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 86. Л. 128.
4 Там же. Д. 36. Л. 5.
К труду в колхозах подростки привлекались и до войны; после ее начала их задействованность возрастает. В июле 1941 г. почти все подростки в деревнях участвовали в производственных работах; только по 10 районам области в работе в колхозах были заняты 28 854 подростка в возрасте от 10 до 16 лет. Многие школьники работали не хуже взрослых: 12-16-летние ученики хозяйств «Ивановка», «Новый труд», «Красный путиловец» Кырчанского района выполняли норму на 125-150%, в некоторых колхозах подростки выполняли до трети всех работ: они занимались уборкой сена, боронованием паров, охраной колхозных строений и полей, работали на строительстве дорог; при этом были случаи выполнения норм на 190%1.
Одной из форм помощи селу стало проведение мобилизаций на сельскохозяйственные работы населения городов и сельских местностей, не работающих на предприятиях промышленности и транспорта. Кроме взрослых, на помощь селу направлялись и подростки и учащиеся 6-10 классов школ, студенты техникумов и вузов (кроме выпускных курсов). Возраст привлекаемых на данную мобилизацию составлял для мужчин от 14 до 55 лет, для женщин - от 14 до 50 лет с продолжительностью рабочего дня в 6-8 часов в зависимости от вида работ и возраста2. Подобного рода мероприятия должны были хоть как-то восполнить недостаток рабочих рук на селе, выступавшем одновременно основным производителем продуктов питания и «поставщиком» основной массы мужчин на фронт в силу преобладания сельского населения над городским. За годы Великой Отечественной войны в сельскохозяйственных работах ежегодно принимали участие более 150 тыс. учащихся, в общей сложности за все военное время более 500 тыс., которые выработали около 7 млн трудодней. Школьники областного центра за 1941-1945 гг. заработали 15 тыс. трудодней3. Только за 1943 г. на уборке урожая работали более 100 тыс. молодых людей, 40 тыс. учеников школ собрали более 370 тыс. пудов зерна; на вывозке хлеба работали 2 114 комсомольско-молодежных транспортных бригад, молодежь вывезла более 8 млн пудов зерна; из личных запасов молодежи поступило 10 840 пудов зерна и 15 038 пудов картофеля. Подросткам поручали работу по сбору колосков, тереблению льна, старшеклассники могли работать комбайнерами, машиновожатыми, трактористами.
Следствием государственной политики и самоотверженного труда людей стало достижение требуемых показателей. В 1943 г. план уборки по сельскому хозяйству Кировской обл. по озимым, яровым и бобовым культурам был выполнен на 100%. При этом план работы машинно-тракторных станций за этот же год был выполнен только на 61%4, а восполнением нехватки механизации стал ручной труд.
Наиболее активные представители молодежи могли в 18 лет стать председателями колхоза: в колхозе «Большевик» Нагорского района Кировской области в 1941 г. председателем стала 19-летняя Христина Кочкина, успешно возглавлявшая затем хозяйство все 4 года войны. В колхозе «Большевик» Вятско-Полянского района председателем стала 20-летняя Клавдия Колесникова, сделавшая колхоз передовым5.
1 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2 Д. 16. Л. 4-5.
2 Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей. Доступ: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4352.htm (проверено 07.05.2018)
3 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2. Д. 274. Л. 103.
4 Там же. Д. 197. Л. 5,8.
5 Там же. Д. 274. Л. 69, 103-104.
Выдвижению молодых кадров способствовали их энтузиазм, нехватка кадров, кроме того, должность председателя колхоза не была престижной. Примерно в 40% колхозов РСФСР председатели менялись ежегодно, по ряду регионов обновление состава председателей составляло до 100% [Конышев 2015: 180].
Следствием государственной политики по отношению к сельскому хозяйству стало достижение требуемых показателей. В 1943 г. план уборки по сельскому хозяйству Кировской обл. по озимым, яровым и бобовым культурам был выполнен на 100%.
Если сельская молодежь приучалась к крестьянскому труду в силу воспитания и образа жизни, то тех, кто был задействован в промышленности, необходимо было обучать. Призванная в порядке организационных наборов сельская молодежь сталкивалась с трудностями: подавляющее большинство молодых людей впервые пришли на производство, совершенно не представляли себе, что такое промышленность. Всех этих деревенских молодых людей нужно было обучить элементарным трудовым навыкам в кратчайшие сроки. Система подготовки включала в себя общеобразовательные учреждения, а также школы ФЗО (фабрично-заводской молодежи), Осовиахима. Учебные заведения Кировской обл. подготовили и передали промышленности за годы войны 47 928 квалифицированных рабочих, из которых 33 121 чел. работали на предприятиях Кировской обл., остальные переехали в другие регионы. Действовала и такая система подготовки, как всеобуч, - за 1941-1945 гг. в регионе через нее прошли обучение 168 687 чел., или около 7,4% всего населения региона. За 1940-1943 гг. школы и училища области подготовили для промышленности 36 648 молодых квалифицированных рабочих, из которых 23 088 чел., или 63%, остались работать на предприятиях области1.
Вот яркие примеры трудовых достижений молодых людей на производстве. Более 3 000 молодых рабочих г. Кирова за годы войны стали стахановцами; среди лучших можно назвать Никулина, выполнявшего задания на 500-600%, Казанского - на 400-500%, Санькова - на 260-300%. Интересна судьба молодого рабочего Холодова. Он пришел на завод перед самым началом войны из детского дома, достаточно быстро освоил профессию фрезеровщика, а во время войны осваивал новые профессии, организовал молодежную бригаду, получил 5 специальностей, регулярно работал на 2-3 станках, ежедневно выполнял производственные задания на 100%, а в отдельные дни - на 300-400%. Его бригада стала одной из лучших бригад города2.
В июле 1942 г. в г. Кирове техническим обучением было охвачено 4 793 чел., и еще 1 661 чел. в этом месяце закончили обучение и получили специальность3. Только в 1941-1944 гг. в г. Кирове были обучены более 25 тыс. рабочих4.
Условия жизни молодых людей оставляли желать лучшего. В марте 1944 г. начальник областного управления трудовых резервов отмечал: «...не хватает общежитий, мест в классах, площадей для организации кабинетов и лабораторий». Осенью 1944 г. среднестатистическое меню учащихся школ ФЗО было по основным видам продуктов (мясо, сыр, мука, жиры, картофель, овощи, сахар, яйца) ниже нормы от 10 до 100%5. В совокупности с плохими жилищно-бытовыми условиями это рождало бегство молодых людей с предприятий. В отчете ВЛКСМ 1945 г. значилось: «.уходили с предприятий десятки и сотни юношей и девушек. одной из основных причин дезертирства являются пло-
1 ГАСПИКО. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 135. Л. 54.
2 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2. Д. 211. Л. 17.
3 Там же. Д. 274. Л. 1-2, 48, 79, 81-82.
4 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2 Д. 211. Л. 17.
5 ГАСПИКО. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 135. Л. 63, 177.
хие материально-бытовые условия молодых рабочих»1. Зачастую не хватало самого основного: питьевой воды, еды, обуви, одежды, дров, мебели, других элементарных предметов быта. За 1942 г. с заводов области сбежали 810 чел., в
1943 г. - 1 493 чел., 4 048 рабочих допустили прогулы2. Подобные факты имели место в течение всего периода войны, хотя еще в декабре 1941 г. вышел указ Президиума ВС СССР «Об ответственности рабочих и служащих военной промышленности за самовольный уход с предприятий»3, устанавливающий за это уголовную ответственность. Нередкими были случаи привлечения подростков к сверхурочным работам, направление их на вредное производство. Причем если взрослые рабочие за тяжелые условия труда получали дополнительную норму хлеба, то дети и подростки - нет, т.к. не могли на них находиться по закону, а значит, и оплата не могла быть назначена.
За все время войны роль труда молодежи повысилась. Молодые люди в промышленности и на транспорте в регионе составили 70-80%, а в отдельных цехах - 90% общего числа рабочих. На крупные предприятия пришли на работу более 22 тыс. молодых людей4. По подсчетам Ю.И. Будникова, если в 1939 г. по стране на производстве было занято 6% молодежи до 18 лет (по отношению к общей численности рабочих и служащих промышленности), то в 1942 г. - 15% [Будников 2012: 14]. В целом по СССР на предприятиях среднего машиностроения молодые люди до 25 лет составляли 55% всех работающих, на предприятиях по изготовлению боеприпасов - 42%, в авиационной промышленности - 40%, на железнодорожном транспорте - 32%. К концу 1944 г. по областному центру, в котором были сосредоточены основные промышленные предприятия области, в кадровом составе рабочих доля молодежи составила около 70%. К
1944 г. производительность труда молодых рабочих по стране по сравнению с довоенным временем увеличилась на 40%, а по ряду заводов - на 45%. Число стахановцев среди молодежи выросло на 40-45%5. Молодые люди в промышленности и на транспорте составили 70-80%, а в отдельных цехах - 90% общего числа рабочих. На крупные предприятия области пришли на работу более 22 тыс. молодых людей6. В сельском хозяйстве подобного рода учета не велось, кроме того, в силу специфики крестьянского труда работать дети начинали с самого раннего возраста.
В итоге можно отметить, что молодежь внесла значительный трудовой вклад в победу. Энергия и энтузиазм молодежи были призваны восполнить повсеместную нехватку рабочих рук. Молодежь превратились в основную рабочую силу.
Список литературы
Будников Ю.И. 2012. Повседневность молодых рабочих Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). — Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. № 32. С. 14-16.
Денисова Л.Н. 2003. Женщины русских селений. Трудовые будни. М.: Мир истории. 336 с.
История Коммунистической партии Советского Союза (отв. ред. А.Б. Безбородов, науч. ред. Н.В. Елисеева). 2013. М.: РОССПЭН. 671 с.
1 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2. Д. 274. Л. 5.
2 ГАСПИКО. Ф. 1290. Оп. 10. Д. 36. Л. 46.
3 Указ Президиума ВС СССР «Об ответственности рабочих и служащих военной промышленности за самовольный уход с предприятий». Доступ: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4336.htm (проверено 25.04.2018).
4 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2. Д. 211. Л. 22.
5 Комсомол в период Великой Отечественной войны Советского Союза. М. 1949. С. 20-21.
6 ГАСПИКО. Ф. 1682. Оп. 2. Д. 211. Л. 22.
Конышев Д.Н. 2015. Вятская деревня в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - Войны и военные конфликты в истории России: к 70-летию Великой Победы: материалы XIX Всероссийской научно-теоретической конференции. М.: РУДН. С. 175-182.
Чернышева Н.В .2012. Трудовая мобилизация населения г. Кирова. - Город, ковавший победу: Киров в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В 2 кн. Киров. Кн. 1. С. 247-258.
GONCHAROV German Anatol'evich, postgraduate student at Vladimir State University (87 Gorkogo St, Vladimir, Russia, 600000); Leader of the United Russia faction in Legislative Assembly of the Kirov region (69 Karla Libknekhta St, Kirov, Russia, 610020; goncharov@zsko.ru)
LABOR CONTRIBUTION OF THE YOUTH OF THE KIROV REGION IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)
Abstract. The article represents the analysis of the basic labour fulfilments of the population of the Kirov Region, one of rear areas in days of the Great Patriotic War. The author reveals basic measures of the state policy in organization of works in back for the front blessing, and the level of life and living conditions, the system of preparation for work, legislative regulation of employment of the population in industry and in village. The problem is examined on the example of youth as the most active age and social group of the Soviet society.
Keywords: war, work, population, training system, youth, requirements of front
АРТЕМОВА Полина Витальевна — соискатель, преподаватель кафедры государственного управления и права Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; artemovapolinamgimo@gmail.com)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ -ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
Аннотация. Государственная символика Российской Федерации претерпела немало изменений. Казалось бы, сейчас можно говорить о завершении многолетней эволюции государственных символов России, но наблюдения за их использованием заставляют думать, что продолжение следует. В статье приводится пример «дополнения» российского флага названием субъекта или населенного пункта, и данный вопрос рано или поздно потребует законодательного решения. На наш взгляд, его можно найти, если правильно понимать основы, состав и масштаб нашей федерации.
Ключевые слова: государственные символы Российской Федерации, государственный гимн, государственный герб, государственный флаг
История современных государственных символов России несет в себе память о многих эпохах нашей истории и всегда была полна драматизма и человеческих страстей. Можно вспомнить в этой связи и появление черно-желто-белого стяга при Александре II, и его отмену и возвращение бело-сине-красного флага при Александре III, и несколько особых совещаний по этому вопросу при Николае II, и многое другое [Государственная символика. 2017]. Наше время не стало исключением. Достаточно сказать, что 7 лет, с 1993 по