Научная статья на тему 'ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2104
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / STATE CIVIL SERVANT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / STATE CIVIL SERVICE / ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ / PARTICULARLY REGULATION / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LABOUR LEGISLATION / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LABOUR MARKET ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиева З.А.

В статье исследуется законодательство, регулирующее труд госслужащих. Дается сравнительный анализ трудового законодательства и законодательства о гражданской службе. Говорится о взаимосвязи между Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом о государственной гражданской службе, обусловленной необходимостью внутреннего единства трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. Сказано, что особенности правового регулирования труда госслужащих касаются почти всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих. Автор делает вывод о необходимости совершенствования законодательства о труде, касающегося регулирования труда госслужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR LEGISLATION AND LEGISLATION ON CIVIL SERVICE: A COMPARATIVE ANALYSIS

This article deals the legislation regulating the work of public servants. A comparative analysis of labour legislation and legislation on public service. Refers to the relationship between the Labour code of the Russian Federation and the Federal law on state civil service, due to the need of internal unity of the labor legislation and legislation on state civil service. It is said that the peculiarities of legal regulation of civil servants relate to almost all the questions of regulation of labour relations of civil servants. The author concludes about the necessity of improvement of labor legislation relating to the regulation of work of public servants.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 342:35.08

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Алиева З.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, zainab-09@rambler.ru

В статье исследуется законодательство, регулирующее труд госслужащих. Дается сравнительный анализ трудового законодательства и законодательства о гражданской службе. Говорится о взаимосвязи между Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом о государственной гражданской службе, обусловленной необходимостью внутреннего единства трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. Сказано, что особенности правового регулирования труда госслужащих касаются почти всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих. Автор делает вывод о необходимости совершенствования законодательства о труде, касающегося регулирования труда госслужащих.

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, государственная гражданская служба, особенности регулирования, трудовое законодательство, трудовая деятельность.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-79-82

ШС 342:35.08

LABOUR LEGISLATION AND LEGISLATION ON CIVIL SERVICE: A COMPARATIVE ANALYSIS

Alieva Z.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, zainab-09@rambler.ru

This article deals the legislation regulating the work of public servants. A comparative analysis of labour legislation and legislation on public service. Refers to the relationship between the Labour code of the Russian Federation and the Federal law on state civil service, due to the need of internal unity of the labor legislation and legislation on state civil service. It is said that the peculiarities of legal regulation of civil servants relate to almost all the questions of regulation of labour relations of civil servants. The author concludes about the necessity of improvement of labor legislation relating to the regulation of work of public servants.

Key words: State civil servant, State civil service, particularly regulation, labour legislation, labour market activities.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-79-82

На государственных гражданских служащих, как субъектов трудовых правоотношений, распространяется трудовое законодательство с различными особенностями, установленными Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Такая направленность предусмотрена Трудовым кодексом РФ (в ред. от 3 июля 2016 г.), что, по сути, отвечает одному из трудовых принципов - принципу дифференциации и единства условий трудовой деятельности.

Особенности труда государственного гражданского служащего естественным образом опре-

деляются спецификой самой государственной службы, которая выступает, прежде всего, как социально-правовой институт, устанавливаемый людьми в целях организации жизни общества, она является технологией государственной власти и связующим звеном между государством и его гражданами [1, с. 100]. На государственной службе применяются способы и формы организации труда, расстановки, перестановки кадров, их привлечения к труду, обеспечения служебной дисциплины, поощрения и наказания работников, переводы, командирование [2, с. 110] и т.д.

Специфика профессиональной деятельности государственных гражданских служащих как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами, и правовые основы регулирования их труда нашли свое отражение в федеральных законах от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 23 мая 2016 г.) и от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 3 апр. 2017 г.). Учитывая данный факт, Закон о государственной службе закрепил, что на государственных служащих распространяется трудовое законодательство с различными особенностями, установленными данным законом.

Необходимо обратить внимание на то, что между Трудовым кодексом РФ и вышеназванным нормативным актом существует взаимосвязь, которая обусловлена необходимостью внутреннего единства трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. В статье 73 Федерального закона четко устанавливается, что федеральные законы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом. Основы статуса государственных служащих, как и других субъектов государственно-управленческой и трудовой деятельности, устанавливаются основным законом нашего государства — Конституцией РФ [3].

Установление особенностей в правовом регулировании труда государственных служащих вызвано задачами, принципами организации государственной службы, поддержанием ее высокого уровня, спецификой профессиональной деятельности лиц, исполняющих служебные обязанности по должности гражданской службы. Они относятся практически ко всем вопросам регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, включая вопросы, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением. Эти особенности состоят в том, что, во-первых, для них устанавливаются дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы, а во-вторых - определенные ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей. Поступающие на службу должны соответствовать требованиям, вытекающим из особенностей государственной службы [4, с. 25]. Отношения, возникающие в связи с исполнением обязанностей по должности гражданской службы на основе служебного контракта, заключенного гражданским служащим с конкретным государственным органом, являются служебно-трудовыми отношениями, входящими в предмет трудового права. Нормы, регулирующие данные отношения, которые содержатся в законодательстве о государственной службе, являются нормами трудового права, закрепляющими «особенности правового регулирования служебно-трудовых отношений» [5. с. 620].

Как представляется, правовое регулирование отношений, связанных с трудом, гражданских служащих, «должно осуществляться, прежде всего, на основе принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, указанных в ст. 2 Трудового кодекса РФ» (далее - ТК РФ). Трудовой кодекс РФ - федеральный закон, который напрямую не регулирует трудовые отношения государственных служащих, однако применяется «к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6]. Статьи 251 и 252 Трудового кодекса РФ (в ред. от 03.07.2016 г.) позволяют сегодня рассматривать особенности регулирования труда государственных служащих в рамках отрасли трудового права. То есть надо подчеркнуть, что ТК РФ и другие акты законодательства о труде применяются к отношениям гражданской государственной службы не в полном объеме [7, с. 125]. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

В статье 11 ТК РФ провозглашается, что «трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержавшие нормы трудового права, распространяются на всех работников, которые заключили трудовой договор с работодателем». Но в той же статье указывается, что на отдельные категории работников, в том числе государственных служащих, «действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе». В данной статье предусматривается круг лиц, на которых трудовое законодательство и иные акты, в которых содержатся нормы трудового права, не распространяются. Таковыми названы: «военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом». Однако надо учитывать, что в статье 11 ТК РФ из этого правила есть исключение. Нормы трудового права распространяются на всех указанных лиц, если они выступают в качестве работодателей или их представителей.

Особенности правового регулирования труда госслужащих обусловлены задачами, принципами организации и деятельности государственной службы, «целью поддержания ее высокого уровня, специфическим характером профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной гражданской службы» [8, с. 80]. Они ка-

ЗА. АЛИЕВА

саются почти всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, включая вопросы, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением. Эти особенности состоят в том, что, «с одной стороны, они предоставляют им дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы, а с другой - устанавливают для них определенного рода ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей» [9, с. 19]. Большая часть таких дополнительных требований и ограничений для государственных служащих являются вполне оправданными и абсолютно правомерными, в частности, установленные Законом о государственной службе, при поступлении на государственную службу: «относительно возраста, уровня квалификации, состояния здоровья, перечня документов, порядка заключения и условий служебного контракта» и др. В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, допускающего прием на работу с 16-летнего возраста, право поступления на государственную службу возникает у гражданина лишь с 18-ти лет (ст. 21 ТК РФ) [10]. Законом о государственной службе, в отличие от ТК РФ, устанавливается и предельный возраст поступления на государственную службу - 65 лет (ст. 25.1). Поступающие на службу должны соответствовать требованиям, вытекающим из особенностей государственной службы. Кроме ограничения по возрасту, Законом о государственной службе предусматриваются и некоторые другие ограничения, препятствующие поступлению и нахождению на государственной службе. ТК РФ подобного перечня не содержит, а также каких-либо ограничений по совместной работе родственников на одном предприятии.

При дальнейшем изучении Трудового кодекса видно, что в нем фактически не содержатся специальные нормы о труде государственных служащих, кроме только нескольких статей [11]. Так, статья 28 ТК РФ содержит ограничение трудовых прав государственных служащих. В частности, согласно данной статье особенности применения норм раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» «к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанав-

ливаются федеральными законами». Как видим, эта статья носит отсылочный характер. Однако установление в статье 28 ТК РФ и ряде других статей ТК ограничений для некоторых категорий работников на участие в системе социального партнерства не только опирается на положения статьи 55 российской Конституции, но и соответствует международной практике [12]. В главе 53 ТК РФ содержатся особенности регулирования труда работников, которые направляются на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения России, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей. Согласно статье 142 Трудового кодекса «не допускается приостановка работы государственными служащими при задержке выплаты заработной платы на срок более пятнадцати дней», тогда как на других работников, этот запрет не распространяется. Представляет интерес статья 251 «Особенности регулирования труда», где установлено, что «особенности регулирования труда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила». В связи с этим можно сказать, что положение статьи 5 ТК РФ, согласно которому при возникновении противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, где содержатся нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс, относится только к федеральным законам, содержащим общие нормы о труде.

Все это свидетельствует о том, что большинство вопросов труда государственных и гражданских служащих регулируются двумя федеральными законами: от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В заключение можно сказать, что трудовое законодательство взаимосвязано с законодательством о государственной гражданской службе. В нем регулируется трудовые правоотношения с участием государственных служащих, Однако в трудом законодательстве имеются некоторые несовершенства, в связи с чем оно нуждается в регулярной корректировке. Думается, что государственная служба Российской Федерации по-прежнему нуждается в реформировании на основе Трудового кодекса РФ.

Литература

1. Смоленцева Э.Н. Особенности труда государственных служащих // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). Управление. Вып. 9.

2. Коваленко Ю.Ю., Кораблина О.В. Правовые механизмы регулирования труда государственных гражданских служащих // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XIV студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2014. С. 110-121.

3. Алиева З.А. Особенности регулирования госслужащих в трудовом праве России // Юридический

вестник ДГУ. 2017. №2. Т.22.

4. Бабкина О.В., Гладких Н.М. Проблемы правового регулирования труда государственных и муниципальных служащих. 2014. Студенческий научный форум-2015: VII международная студенческая электронная научная конференция. 2014. С. 25. URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1069/11571. (дата обращения: 08.05.2017).

5. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М.: Статут, 2008. С. 620.

6. Волкова В.В., Сапфирова А.А. Государственная служба. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

7. Грабовский И.А. Трудовые отношения на государственной гражданской службе // Научные ведомости белгородского государственного университета. 2010. № 11. С. 125-128.

8. Лукашева М.В. Особенности правового регулирования поступления (оформления) на государственную гражданскую службу // Актуальные проблемы российской правовой политики: сб. тр. XVII науч.-практ. конф. Таганрог, 15 апреля 2016 г. 2016. № С.80-93.

9. Бабкина О.В., Гладких Н.М. Указ. соч. С. 19.

10. Николаева Е.И. Особенности правового регулирования трудовых отношений на государственной гражданской службе Российской Федерации. URL: http://pobeda-kum.ru/ofitsialno/251-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-trudovykh-otnoshenij -na-gosudarstvennoj -grazhdanskoj-sluzhbe-rossijskoj-federatsii (дата обращения: 19.06.2017).

11. Шайхатдинов В.Ш. Трудовой кодекс Российской Федерации и вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих. URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1145599 (дата обращения: 19.06.2017).

12. Веремеенко В.В. Особенности применения норм социального партнерства. URL: https://www.referent.ru/48/215881 (дата обращения: 24.06.2017).

References

1. Smolenceva Je.N. Osobennosti truda gosudarstvennyh sluzhashhih // Vestnik Cheljabinskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2014. № 2 (331). Upravlenie. Vyp. 9. S. 100.

2. Kovalenko Ju.Ju., Korablina O.V. Pravovye mehanizmy regulirovanija truda gosudarstvennyh gra-zhdanskih sluzhashhih // Molodezhnyj nauchnyj forum: gumanitarnye nauki: sb. st. po materialam XIV studench-eskoj mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 110-121.

3. Alieva Z.A. Osobennosti regulirovanija gossluzhashhih v trudovom prave Rossii // Juridicheskij vestnik DGU. 2017. №2. T.22.

4. Babkina O. V., Gladkih N.M. Problemy pravovogo regulirovanija truda gosudarstvennyh i municipal'n-yh sluzhashhih. 2014. Studencheskij nauchnyj forum-2015: VII mezhdunarodnaja studencheskaja jelektronnaja nauchnaja konferencija. 2014. S. 25.URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1069/11571. (data obrashhenija: 08.05.2017).

5. Ershova E.A. Trudovye pravootnoshenija gosudarstvennyh grazhdanskih i municipal'nyh sluzhashhih v Rossii. M.: Statut, 2008. S. 620.

6. Volkova V.V., SapfirovaA.A. Gosudarstvennaja sluzhba. M.: JuNITI-DANA, 2012.

7. Grabovskij I.A. Trudovye otnoshenija na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe // Nauchnye ve-domosti belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 11. S. 125-128.

8. LukashevaM.V. Osobennosti pravovogo regulirovanija postuplenija (oformlenija) na gosudarstvennuju grazhdanskuju sluzhbu // Aktual'nye problemy rossijskoj pravovoj politiki: sb. tr. XVII nauch.-prakt. konf. Taganrog, 15 aprelja 2016 g. 2016. № S.80-93.

9. Babkina O. V., Gladkih N.M. Ukaz. soch. S. 19.

10. Nikolaeva E.I. Osobennosti pravovogo regulirovanija trudovyh otnoshenij na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii. URL: http://pobeda-kum.ru/ofitsialno/251-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-trudovykh-otnoshenij-na-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe-rossijskoj-federatsii (data obrash-henija: 19.06.2017).

11. Shajhatdinov V.Sh. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i voprosy regulirovanija truda gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashhih. URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1145599 (data obrashhenija: 19.06.2017).

12. Veremeenko V.V. Osobennosti primenenija norm social'nogo partnerstva. URL: https://www.referent.ru/48/215881 (data obrashhenija: 24.06.2017).

Поступила в редакцию 28 июня 2017 г.

Received 28 June, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.