Теория и методика обучения и воспитания
63
Среди основных педагогических требований к организации игр важно отметить свободное творчество и самодеятельность учащихся, атмосферу положительных эмоций, соревновательный компонент, учёт возрастных особенностей учащихся.
Я думаю, что перед каждым учителем стоит очень важная проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы дети получали радость от учения. Для того чтобы ребёнок тянулся к знаниям, учебный процесс должен представлять для него интерес. А этого можно добиться в игровой деятельности, ведь игра, как писал В.А. Сухомлинский, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Список литературы:
1. Шайхетдинова Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // «Первое сентября» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festi-val.1september.ru/articles/522077, свободный. - 05.12.2012.
2. Емельянова В.В. Применение элементов игрового компонента на уроках информатики [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа: www.1september.ru, свободный. - 10.09.2012.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М.: Просвещение, 2010.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
© Винокурова Г.В.*
Кутанинская средняя общеобразовательная школа,
Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус
В данной статье автор размышляет над проблемами подготовки сельских школьников к созидательному труду и приходит к выводу о том, что в основе трудового воспитания должны лежать традиции народной педагогики.
Ключевые слова трудовое воспитание, народная педагогика, народные традиции.
На современном этапе общественного развития перед школой встала реальная задача воспитания подрастающего поколения жизнью и трудом в
Учитель начальных классов.
64
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
новых социально-экономических условиях. Как обозначено в документах ФГОС, трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания школьников. Начальная ступень образования вносит существенный вклад в социально-личностное развитие ребенка: формируются творческое отношение к учению, труду, жизни; первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях и т.д. То есть задача воспитания у школьников трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - приоритетная в современном образовании.
Труд - это универсальная ценность. Во-первых, ценность человека как гражданина определяется исключительно тем, на сколько он активен в общественном труде и подготовлен к нему. От этого зависит и его благосостояние, и его место в обществе. Во-вторых, труд - это основная форма проявления человеком своего таланта, творчество, инициативы. Однако творческому труду надо научить. Это особая задача воспитателя. Творческое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к труду, когда человек не боится никакой работы. Творческим может быть только труд свободный, любимый, интересный. В-третьих, в труде формируются не только рабочая подготовка человека, но и его нравственная позиция, нравственное отношение к другим людям. В-четвертых, в труде происходит не только физическое, но и, что особенно важно, духовное развитие человека. В-пятых, труд имеет не только значение общественно-производственное, но и большое значение в личной жизни человека. Трудовое воспитание - это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством.
Сегодня разрабатываются национально-региональные компоненты по предметам, новые программы, в частности по трудовой подготовке школьников. Между тем общегосударственная политика Российской Федерации в области образования взяла курс на децентрализацию управления и финансирования, поддержку тенденций формирования систем образования с учетом региональных особенностей, приобщение подрастающего поколения к духовности и традициям народа, к национальной и мировой культуре, на подготовку к труду в новых экономических условиях. Государственная национально-региональная система образования со всеми механизмами и структурами, по своему содержанию должна способствовать нормальному природному развитию личности ребенка. Суть обновления содержания образования в республике Саха (Якутия) предусматривает принцип возрождения исторических корней, прогрессивных традиций, морально-этических ценностей народа, восхождение к истокам как вечной живительной силе
Теория и методика обучения и воспитания
65
нации, приближает содержание школьных дисциплин к окружающей нас жизни, к реалиям и потребностям сегодняшнего дня.
О важности трудового воспитания в современных социально-экономических условиях неоднократно говорил П.П. Кондратьев: «Невнимательное отношение к трудовому воспитанию приводит к тому, что повсеместно появляются молодые люди, не только неприспособленные к выполнению элементарного труда, но и неспособные действовать самостоятельно в трудных обстоятельствах жизни». Особенно это относится к сельским условиям, где основой всей жизни является труд. С этой точки зрения школа является центром образовательно-воспитательной работы на селе. Она готовит кадры для сельского хозяйства, приобщает своих школьников к труду.
В последние года наблюдаются большие социально-экономические проблемы в селе. Нами проведен опрос в форме беседы с пожилыми людьми села Кутана Сунтарского улуса, и стало очевидно, что проблема воспитания подрастающего поколения связана, прежде всего, с будущим села.
Статистические данные проведенного анкетирования указывают, что большинство опрошенных (69 %) из 26 человек, считают экономическое положение села неудовлетворительным. 69 % опрошенных ответили, что будущее села четко не представляется, 46 % выразили озабоченность по поводу воспитанности молодежи, ее готовности к созидательному труду. Интересны, на наш взгляд, их высказывания, которые мы приводим ниже:
- В селе сокращается поголовье скота. Даже в селе крестьянских хозяйств становится мало. Такие хозяйства в основном держат пожилые семьи.
- Молодежи начинает нравиться жить на всём готовом, вести праздный образ жизни.
- Во многих семьях детей не приобщают к посильному труду. Из-за нехватки времени у родителей в семье недостаточно проводятся совместные трудовые дела.
- В жизни семьи появляется суетливость, торопливость, а на общение с детьми времени остается мало.
- Особенно мальчики становятся компьютерными знатоками с одной стороны, но с низким уровнем умений, сноровки, смекалки с другой стороны.
- Современные родители не учат своих детей преодолевать трудности. Они сами избегают и детей учат избегать трудностей.
- Благодаря механизации работу заканчивают за кратчайшие сроки. Это, с одной стороны, хорошо. Но теряем то самое ценное, что передавалось из поколения в поколение.
Эти простые, но идущие от самого сердца слова сельских тружеников, уважаемых людей как нельзя лучше актуализируют проблему трудового воспитания на селе. Об утрате преемственности с народными традициями с
66
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
горечью говорит создатель музея народной педагогики К.С. Чиряев: «Народная педагогика издревле подразумевает посильную помощь ребят родным. Находясь рядом со старшими родственниками, якутские дети исподволь постигали традиционные ремёсла и умения, учились ценить человеческий труд». Чиряев К.С. видел в труде корень воспитания человечности. Великий народный педагог мечтал, чтобы в каждую семью вернулся культ труда наших предков.
Перед сельским учителем стоит задача организации трудового воспитания школьников на основе народных традиций, учитывающих любовь к родной земле, долг и ответственность перед старшим поколением. Нами разработана и реализуется программа «Человек славен трудом». В процессе изучения различных учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Помимо учебных занятий в начальной школе организуется практическая деятельность: проводятся экскурсии, встречи с известными людьми села, во время которых школьники знакомятся с различными видами труда, различными профессиями. Ребята разрабатывают проекты, в которых рассказывают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». В ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.) учащиеся получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. В рамках предмета «Технология», через участие в разработке и реализации различных проектов, в работе кружков и творческих мастерских учащиеся учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике. Большое значение придается участию детей в различных видах общественно полезной деятельности: занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции. Дети приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Учащиеся привлекаются к трудовой жизни села. Они обязательно участвуют в мелиоративных работах: корчевание кочек, разравнивание местности, очистка и благоустройство сенокосных угодий; вместе со взрослыми работают на сенокосе, ухаживают за скотом, заготавливают дрова. Этот простой сельский труд укрепляет семейные отношения, в процессе совместной деятельности из поколения в поколение передаётся культ труда, хозяйское
Теория и методика обучения и воспитания
67
бережное отношение к Земле Матушке, дети становятся выносливее, серьёзнее, взрослее, с человеческим достоинством, с осознанием ими своей значимости на этой земле. Это и есть результат «внутренней, духовной, животворящей силы труда».
Список литературы:
1. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - СПб.: Нева, 2007.
2. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования / Министерство образования РС(Я), ИПКРО. - Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. - 96 с.
3. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика. - 1992. -№ 7-8. - С. 3-10.
4. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990. - 174 с. - (Педагогика - родителям).
5. Чиряев К.С. Педагогика жизни (Воспоминания, статьи, записки, рассказы). - Якутск, 1998. - 496 с. - (на як. яз.).
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОМ МОДЕЛИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Гурьев М.Е.*
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
В педагогической практике образовательных организаций Российской Федерации разработаны и активно используются самые разнообразные пути и способы повышения качества и эффективности подготовки специалистов высокой квалификации. Среди всего многообразия приемов и способов влияющих на качественные показатели овладения обучающимися знаниями, навыками и умениями, особого внимания заслуживает инновационная модель методов обучения, активно использующаяся в образовательных организациях, при подготовке специалистов. Анализу применения данной модели методов обучения в практике образовательных организаций посвящается данная статья.
Ключевые слова методы обучения, аналитические методы, догматические методы, генетические методы, эвристические методы, словес-
Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.