Научная статья на тему 'Трудовое воспитание младших школьников на основе народной педагогики'

Трудовое воспитание младших школьников на основе народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Г. В.

В данной статье автор размышляет над проблемами подготовки сельских школьников к созидательному труду и приходит к выводу о том, что в основе трудового воспитания должны лежать традиции народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовое воспитание младших школьников на основе народной педагогики»

Теория и методика обучения и воспитания

63

Среди основных педагогических требований к организации игр важно отметить свободное творчество и самодеятельность учащихся, атмосферу положительных эмоций, соревновательный компонент, учёт возрастных особенностей учащихся.

Я думаю, что перед каждым учителем стоит очень важная проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы дети получали радость от учения. Для того чтобы ребёнок тянулся к знаниям, учебный процесс должен представлять для него интерес. А этого можно добиться в игровой деятельности, ведь игра, как писал В.А. Сухомлинский, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Список литературы:

1. Шайхетдинова Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // «Первое сентября» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festi-val.1september.ru/articles/522077, свободный. - 05.12.2012.

2. Емельянова В.В. Применение элементов игрового компонента на уроках информатики [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа: www.1september.ru, свободный. - 10.09.2012.

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М.: Просвещение, 2010.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Винокурова Г.В.*

Кутанинская средняя общеобразовательная школа,

Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус

В данной статье автор размышляет над проблемами подготовки сельских школьников к созидательному труду и приходит к выводу о том, что в основе трудового воспитания должны лежать традиции народной педагогики.

Ключевые слова трудовое воспитание, народная педагогика, народные традиции.

На современном этапе общественного развития перед школой встала реальная задача воспитания подрастающего поколения жизнью и трудом в

Учитель начальных классов.

64

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

новых социально-экономических условиях. Как обозначено в документах ФГОС, трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания школьников. Начальная ступень образования вносит существенный вклад в социально-личностное развитие ребенка: формируются творческое отношение к учению, труду, жизни; первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях и т.д. То есть задача воспитания у школьников трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - приоритетная в современном образовании.

Труд - это универсальная ценность. Во-первых, ценность человека как гражданина определяется исключительно тем, на сколько он активен в общественном труде и подготовлен к нему. От этого зависит и его благосостояние, и его место в обществе. Во-вторых, труд - это основная форма проявления человеком своего таланта, творчество, инициативы. Однако творческому труду надо научить. Это особая задача воспитателя. Творческое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к труду, когда человек не боится никакой работы. Творческим может быть только труд свободный, любимый, интересный. В-третьих, в труде формируются не только рабочая подготовка человека, но и его нравственная позиция, нравственное отношение к другим людям. В-четвертых, в труде происходит не только физическое, но и, что особенно важно, духовное развитие человека. В-пятых, труд имеет не только значение общественно-производственное, но и большое значение в личной жизни человека. Трудовое воспитание - это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством.

Сегодня разрабатываются национально-региональные компоненты по предметам, новые программы, в частности по трудовой подготовке школьников. Между тем общегосударственная политика Российской Федерации в области образования взяла курс на децентрализацию управления и финансирования, поддержку тенденций формирования систем образования с учетом региональных особенностей, приобщение подрастающего поколения к духовности и традициям народа, к национальной и мировой культуре, на подготовку к труду в новых экономических условиях. Государственная национально-региональная система образования со всеми механизмами и структурами, по своему содержанию должна способствовать нормальному природному развитию личности ребенка. Суть обновления содержания образования в республике Саха (Якутия) предусматривает принцип возрождения исторических корней, прогрессивных традиций, морально-этических ценностей народа, восхождение к истокам как вечной живительной силе

Теория и методика обучения и воспитания

65

нации, приближает содержание школьных дисциплин к окружающей нас жизни, к реалиям и потребностям сегодняшнего дня.

О важности трудового воспитания в современных социально-экономических условиях неоднократно говорил П.П. Кондратьев: «Невнимательное отношение к трудовому воспитанию приводит к тому, что повсеместно появляются молодые люди, не только неприспособленные к выполнению элементарного труда, но и неспособные действовать самостоятельно в трудных обстоятельствах жизни». Особенно это относится к сельским условиям, где основой всей жизни является труд. С этой точки зрения школа является центром образовательно-воспитательной работы на селе. Она готовит кадры для сельского хозяйства, приобщает своих школьников к труду.

В последние года наблюдаются большие социально-экономические проблемы в селе. Нами проведен опрос в форме беседы с пожилыми людьми села Кутана Сунтарского улуса, и стало очевидно, что проблема воспитания подрастающего поколения связана, прежде всего, с будущим села.

Статистические данные проведенного анкетирования указывают, что большинство опрошенных (69 %) из 26 человек, считают экономическое положение села неудовлетворительным. 69 % опрошенных ответили, что будущее села четко не представляется, 46 % выразили озабоченность по поводу воспитанности молодежи, ее готовности к созидательному труду. Интересны, на наш взгляд, их высказывания, которые мы приводим ниже:

- В селе сокращается поголовье скота. Даже в селе крестьянских хозяйств становится мало. Такие хозяйства в основном держат пожилые семьи.

- Молодежи начинает нравиться жить на всём готовом, вести праздный образ жизни.

- Во многих семьях детей не приобщают к посильному труду. Из-за нехватки времени у родителей в семье недостаточно проводятся совместные трудовые дела.

- В жизни семьи появляется суетливость, торопливость, а на общение с детьми времени остается мало.

- Особенно мальчики становятся компьютерными знатоками с одной стороны, но с низким уровнем умений, сноровки, смекалки с другой стороны.

- Современные родители не учат своих детей преодолевать трудности. Они сами избегают и детей учат избегать трудностей.

- Благодаря механизации работу заканчивают за кратчайшие сроки. Это, с одной стороны, хорошо. Но теряем то самое ценное, что передавалось из поколения в поколение.

Эти простые, но идущие от самого сердца слова сельских тружеников, уважаемых людей как нельзя лучше актуализируют проблему трудового воспитания на селе. Об утрате преемственности с народными традициями с

66

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

горечью говорит создатель музея народной педагогики К.С. Чиряев: «Народная педагогика издревле подразумевает посильную помощь ребят родным. Находясь рядом со старшими родственниками, якутские дети исподволь постигали традиционные ремёсла и умения, учились ценить человеческий труд». Чиряев К.С. видел в труде корень воспитания человечности. Великий народный педагог мечтал, чтобы в каждую семью вернулся культ труда наших предков.

Перед сельским учителем стоит задача организации трудового воспитания школьников на основе народных традиций, учитывающих любовь к родной земле, долг и ответственность перед старшим поколением. Нами разработана и реализуется программа «Человек славен трудом». В процессе изучения различных учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Помимо учебных занятий в начальной школе организуется практическая деятельность: проводятся экскурсии, встречи с известными людьми села, во время которых школьники знакомятся с различными видами труда, различными профессиями. Ребята разрабатывают проекты, в которых рассказывают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». В ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.) учащиеся получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. В рамках предмета «Технология», через участие в разработке и реализации различных проектов, в работе кружков и творческих мастерских учащиеся учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике. Большое значение придается участию детей в различных видах общественно полезной деятельности: занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции. Дети приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Учащиеся привлекаются к трудовой жизни села. Они обязательно участвуют в мелиоративных работах: корчевание кочек, разравнивание местности, очистка и благоустройство сенокосных угодий; вместе со взрослыми работают на сенокосе, ухаживают за скотом, заготавливают дрова. Этот простой сельский труд укрепляет семейные отношения, в процессе совместной деятельности из поколения в поколение передаётся культ труда, хозяйское

Теория и методика обучения и воспитания

67

бережное отношение к Земле Матушке, дети становятся выносливее, серьёзнее, взрослее, с человеческим достоинством, с осознанием ими своей значимости на этой земле. Это и есть результат «внутренней, духовной, животворящей силы труда».

Список литературы:

1. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - СПб.: Нева, 2007.

2. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования / Министерство образования РС(Я), ИПКРО. - Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. - 96 с.

3. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика. - 1992. -№ 7-8. - С. 3-10.

4. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990. - 174 с. - (Педагогика - родителям).

5. Чиряев К.С. Педагогика жизни (Воспоминания, статьи, записки, рассказы). - Якутск, 1998. - 496 с. - (на як. яз.).

ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОМ МОДЕЛИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Гурьев М.Е.*

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

В педагогической практике образовательных организаций Российской Федерации разработаны и активно используются самые разнообразные пути и способы повышения качества и эффективности подготовки специалистов высокой квалификации. Среди всего многообразия приемов и способов влияющих на качественные показатели овладения обучающимися знаниями, навыками и умениями, особого внимания заслуживает инновационная модель методов обучения, активно использующаяся в образовательных организациях, при подготовке специалистов. Анализу применения данной модели методов обучения в практике образовательных организаций посвящается данная статья.

Ключевые слова методы обучения, аналитические методы, догматические методы, генетические методы, эвристические методы, словес-

Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.