Научная статья на тему 'Трудовое воспитание и реформы образования в конце XX начале XXI вв'

Трудовое воспитание и реформы образования в конце XX начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майрансаева З. К.

Затронуты историко-культурные и социально-экономические предпосылки становления и развития трудового воспитания в российском образовании. Изложены как исторически накопленный опыт, так и современные представления о трудовом воспитании. Трудовое воспитание рассматривается как одна из актуальных проблем современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майрансаева З. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовое воспитание и реформы образования в конце XX начале XXI вв»

УДК 37.035.3

З.К.Майрансаева

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI вв.

Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик

Historical and cultural, social and economic background of formation and development of labour education in the Russian educational system are mentioned; both historically gained experience and modern conception of labour education are given in the article. Labour education is considered as one of the urgent problems of modern education.

В современных социально-экономических условиях, сложившихся в стране, возникает необходимость выработать систему новых подходов к трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся, которая бы интегрировала все знания о трудовой подготовке, воспитывала положительное отношение учащихся к труду. В этой связи особенно ценным может оказаться опыт трудового воспитания, накопленный советской и российской педагогикой.

В советский период трудовое воспитание имело большое значение в формировании нравственных качеств личности и являлось одним из важнейших направлений развития советской общеобразовательной системы. В социалистическом обществе важнейшим критерием оценки личности являлось отношение человека к труду.

В 1983 г. июньский Пленум ЦК КПСС, обсуждая вопросы совершенствования идеологической, массово-политической работы, в качестве первоочередной задачи выдвинул необходимость реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

4 января 1984 г. «Правда» опубликовала проект школьной реформы. Его обсуждение приняло всенародный характер. Пути совершенствования работы школы обстоятельно были рассмотрены на собраниях трудовых коллективов, в школах, профессионально-технических училищах, вузах и техникумах, на учительских конференциях, на страницах печати. 10 апреля 1984 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который одобрил «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» и внес этот вопрос на рассмотрение первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. Верховный Совет СССР придал этому документу законодательный характер. В качестве основной задачи школьной реформы было выдвинуто коренное улучшение трудового воспитания подрастающих поколе-

ний. Таким образом, приоритетом воспитательной работы становилось формирование у каждого учащегося глубокого уважения и готовности к добросовестному труду на общее благо.

Для достижения поставленных задач были приняты меры по совершенствованию структуры общего среднего и профессионального образования. Так, начальная школа стала четырехлетней, неполная средняя — девятилетней, полная средняя — одиннадцатилетней.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР поручили Министерству просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР разработать в 1984-1985 гг. новые типовые программы трудового воспитания и обучения школьников, которые должны были более полно учитывать достижения научно-технического прогресса, знакомить учащихся с основами современного производства и экономических знаний [1]. Основные принципы построения новых типовых программ — единство и взаимосвязь трудового обучения, общественно полезного и производительного труда [2]. В программах предусматривалась преемственность трудового обучения от класса к классу: учащиеся в Г-ГУ классах овладевали элементарными приемами ручной обработки различных материалов, знакомились с некоторыми профессиями, учащиеся У-УГГ классов приобретали более основательную общетрудовую подготовку, а с УШ класса начиналась подготовка по массовым профессиям. На трудовое воспитание во П-ГУ классах отводилось 3 часа, в У-УГГ классах — 4 часа, в УГГГ-ГХ классах — 6 часов, в Х-ХГ классах — 8 часов учебного времени в неделю. В целях улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах дополнительно вводилось время на общественно полезный и производительный труд школьников: во ГГ-ГУ классах —1 час, в У-УГГ классах — 2 часа, в УГГГ-ГХ клас-

сах — 3 часа, в Х-ХГ классах — до 4 часов в неделю, а также ежегодная трудовая практика учащихся: в У-УГГ классах — 10 дней, в УГГГ-ГХ классах — 16 дней и в Х классе — 20 дней. В связи с этим увеличивалась продолжительность учебного года по классам на соответствующее количество дней [3].

Основными задачами общественно полезного и производительного труда являлись: 1) формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, бережного отношения к общественному достоянию и природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой дисциплины; 2) ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения; 3) экономическое воспитание, формирование представлений о производительности труда, себестоимости и качестве продукции, нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде; 4) оказание посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам [4]. А основными направлениями стали: 1) труд в промышленности, сельском хозяйстве (выполнение заданий предприятий в школьных мастерских, межшкольных УПК, участие в уборке урожая и т. п.); 2) охрана природы, работа по благоустройству (посадка цветов, деревьев и т.п.); 3) работа для школы (уборка кабинетов, изготовление наглядных пособий и т.п.); 4) сбор вторичного сырья (металлолома, макулатуры) [5].

Реформой была выдвинута принципиально новая задача о введении всеобщего профессионального образования. Это была задача огромной экономической, социальной и нравственной значимости. Требовалось, чтобы к окончанию средней школы каждый учащийся овладел той или иной профессией, в установленном порядке сдал квалификационные экзамены и начинал свою трудовую биографию, имея определенную профессиональную подготовку. При введении профподготовки в общеобразовательной школе реформа исходила из необходимости обеспечить правильное соотношение личных и общественных интересов. Школьники должны были избирать профиль специализации с учетом не только своих интересов и склонностей, но и потребностей современного производства, в частности, тех предприятий, колхозов и совхозов, в зоне которых работает школа [6]. Профессиональная ориентация была направлена не только на помощь в выборе профессии учащимся, но и на высокое качество производственной подготовки, а также и на целенаправленное воспитательное воздействие в процессе трудового обучения.

Таким образом, трудовое воспитание учащихся охватывало весь учебно-воспитательный процесс, внеклассную и внешкольную работу. Воспитание трудолюбия и формирование знаний о труде в процессе изучения основ наук, политехническое образование, трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд, профессиональная ориентация, детское техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество являлись важными составляющими элементами целостной системой трудового воспитания.

Вместе с тем в реализации реформы были и серьезные недостатки. Она требовала постепенного перевода школы на новые рельсы по мере создания условий для осуществления производительного и общественно полезного труда. Однако на местах нередко спешили, что вело к формализму. В феврале

1988 г. вышло постановление Пленума ЦК КПСС о ходе перестройки средней и высшей школы, которое провозгласило курс на смягчение мер по обеспечению массового профессионального обучения школьников, обязательного общественно полезного и производительного труда, летней трудовой практики. В

1989 г. был введен Государственный базисный учебный план средней общеобразовательной школы, который снизил статус трудового и профессионального обучения, включив его в республиканский компонент, а общественно полезный и производительный труд — в школьный компонент. Тем самым на уровне республик появились варианты, где трудового обучения не было вовсе [7].

В конце 80-х произошли коренные социальноэкономические преобразования в стране, которые привели к распаду СССР. «Разрушение советской государственной системы явно отрицательно сказалось на положении образования в обществе. Стала очевидной невостребованность образованности и нравственной воспитанности в советском варианте» [8].

Такие процессы, как демократизация и вариативность образования, которые стали развиваться с середины 1980-х гг., нашли свое нормативноправовое оформление в Законе «Об образовании» 1992 г. Закон был нацелен на формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры; формирование гражданина, интегрированного в современное общество; воспроизводство кадрового потенциала общества. В том же 1992 г. был введен в действие основополагающий для общеобразовательных учреждений документ — базисный учебный план, а вместе с ним и новое понятие «образовательной области». Была создана образовательная область «Технология», ядро которой составляют трудовое обучение и черчение. Трудовое воспитание оказалось фактически исключено. Так «“реформаторы” начали изгонять воспитание из школы, объявляя духовно-нравственное становление личности делом семьи и церкви» [9].

Произошедший общесистемный социальноэкономический кризис существенно затормозил процессы образовательной реформы 1990 — 1992 гг. «Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе «государство — образование — общество». В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности» [10]. Так возникла необходимость модернизации образования, которая во мно-

гом довершает решение задач, обозначенных реформой 1990 — 1992 гг., и вместе с тем делает существеннейший шаг вперед в постановке новых образовательных задач — таких, как обновление содержания образования, разработка и принятие государственных образовательных стандартов, разгрузка содержания образования, введение единого государственного экзамена, введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы [11].

29 декабря 2001 г. Правительство Российской Федерации одобрило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.». Она развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.

Но, к сожалению, из документов, регламентирующих деятельность школы, исчезают такие важнейшие понятия, как «воспитание» и «трудовое воспитание». Ослабление трудового воспитания с неизбежностью ведет к «быстрому росту в детской среде тунеядческих настроений, презрительного отношения к труду, особенно физическому», к отсутствию высоких нравственно-социальных идеалов, к примату личного обогащения любой ценой, к падению авторитета государства, общества, культуры, к наркомании и преступности среди молодежи. «Даже массовый опыт воспитания детей в советской школе при всех своих недостатках был продуктивнее того, что делается в современных школах. Увлечение детей патриотическими идеями, пропаганда самоотверженности и подвига во имя интересов народа, призыв к полезным

для окружающего населения делам, обсуждение среди детей идей тимуровского движения и различные попытки их реализации, опора на молодежные и детские организации, упорные поиски работниками народного образования путей совершенствования воспитания, опора на социальные и школьные традиции — все это давало заметные результаты» [12].

Сегодня стоит задача выработать систему новых подходов к трудовому воспитанию, которая бы интегрировала все знания о трудовой деятельности, воспитывала положительное отношение к труду и вырабатывала конкретные профессиональные знания, умения и навыки у учащихся. Для этого прежде всего необходимо, чтобы трудовое воспитание учащихся стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, приоритетной задачей современной школы.

1. Бабанский Ю.К // Советская педагогика. 1984. №10. С.11-22.

2. Прокофьев М. А. // Советская педагогика. 1984. №7. С.3-10.

3. Научно-педагогическое обеспечение реформы школы // Советская педагогика. 1984. №10. С.29-46.

4. Сб. документов по трудовому и профессиональному обучению / Сост. С.М.Кулешов, Ю.П.Аверичев. М.: Просвещение, 1987. С.22-23.

5. Реформа общеобразовательной школы: Сб. документов и материалов. М., 1986. С.52-53.

6. Там же.

7. Волохова Е.Д. // Школа и производство. 1996. №3. С.2-6.

8. Лихачев Б.Т. // Педагогика. 1996. №6. С. 18-24.

9. Там же. С.21.

10. Модернизация российского образования: Документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д.Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. С.29.

11. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. // Педагогика. 2005. №3. С.107-116.

12. Гликман И.З. // Педагогика. 2007. №.4. С.55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.