1УДК 373.091 ББК 74.03
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
И. М. Кудряшов
В статье рассмотрены исторические этапы развития политехнического образования школьников в период становления и развития СССР, а также вопросы влияния системы образования на экономическое развитие страны. Автор пришел к выводу, основанному на исторических фактах, опыте развития технологического образования других стран, США и Китая, о причинах, влияющих на развитие технологического образования, и предложил пути решения проблемы воспитания профессиональных кадров в технической сфере деятельности.
Ключевые слова: система образования, образование, политехническое образование, технологическое образование.
HISTORICAL EXAMPLES OF THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA AND WAYS OF SOLUTION OF THIS PROBLEM AT THE PRESENT STAGE
I. M. Kudryashov
The article deals with the historical stages of development of the polytechnic school education in the period of formation and development of the USSR as well as with the influence of education system on economic development of the country. The author has drawn the conclusion based on historical facts, experience of development of technological education in other countries, in the USA and China, about the reasons influencing the development of technological education and has offered solutions to the problems of training of professional personnel in the technical field.
Keywords: education system, education, polytechnic education, technological education.
Россия занимает 10% территории нашей планеты, ее население составляет 2% жителей земного шара. По объему и многообразию природных ресурсов ей практически нет равных. При этом здесь сосредоточено 45% мирового запаса природного газа, 13% - нефти, 23% - угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли - на 80% больше, чем в Финляндии, на 30% больше, чем в США. Согласно экспертным исследованиям, имеющиеся у России ресурсы реализуются в национальной экономике со следующей степенью эффективности: природные - на 25%, людские - на 15%, финансовые - на 10%, интеллектуальные - на 3,3%.
Возможны разные стратегии использования ресурсов, которые будут иметь разные ре-
зультаты с точки зрения темпов и устойчивости экономического роста, производительности и стандартов жизни населения.
Позиция страны на мировом рынке определяется характером используемых технологий. Чем выше уровень технологий, тем большие возможности управления рынками они создают. Экономическая мощь страны возрастает по мере продвижения от производства простых товаров к производству самых сложных новых, уникальных товаров и созданию новых технологий.
При богатейших ресурсах страны мы постепенно опускаемся на низшие ступени развития, производя преимущественно сырьевые и однородные простые товары, превратившись в экономику с убывающей отдачей, то есть неразвитую экономику.
Система образования, с одной стороны, создает новые ресурсы для новых технологий; с другой - формирует национальную элиту, то есть компетентные, энергичные и нравственные силы,способные перевести страну в качественно новое состояние. Система образования формирует важнейший фактор экономического развития - интеллектуальные ресурсы, обладающие необходимыми технологическими знаниями и умениями и способностью их постоянно наращивать.
Для разработки новых технологий необходимы определенные модели мышления и поведения, которые транслируются системой подготовки кадров. Образование - один из самых мощных каналов коммуникации в обществе. Очень важно, чтобы развертываемые в обществе по разным каналам коммуникационные программы были интегрированы в единое целое.
В XIX и ХХ вв. Россию называли страной инженеров и изобретателей. Институты советского времени готовили инженерные кадры чуть ли не самой высокой квалификации в мире. Советское образование, как общее среднее, так и высшее в области естественных и технических наук, было лучшим в мире. Опыт нашей страны перенимали и продолжают перенимать мировые лидеры, такие как США, Япония и Китай.
В 1990-е гг. был потерян ряд важных технологий, снизился общий технологический уровень производства, возросла доля сырьевых и простых товаров, сократилось финансирование образования. Не было спроса на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Соответственно экономической ситуации снижались культура общества и качество национального образования. Упало качество государственного управления, и в том числе в системе управления образованием. Тем самым сокращались возможности для перехода к инновационной экономике и устойчивого роста в будущем.
В 2000-е гг. начинается постепенный экономический рост, особенно остро встал вопрос дефицита инженерных кадров: настал момент, когда Россия стала испытывать ощутимую потребность в квалифицированных инженерах и технологах, которые были и остаются опорой отечественного производства.
К этому времени российская система образования приобрела странный вид. Если ценно-
сти, убеждения, нормы и инструменты развития российского образования, в течение многих лет доказавшие свою эффективность, объявляются крамолой, элитные группы начинают выстраивать систему образования, ориентируясь на краткосрочные выгоды.
Возникает ощущение, что в системе управления образования высшего и среднего звена не очень хорошо представляют себе, какая система образования необходима нашей стране на ближайшие 30 лет, на какой идеологической основе, в чьих интересах она должна строиться. Отсюда противоречивые действия, колебания, неоправданные эксперименты и отсутствие необходимых мер.
В современном управлении российским образованием отсутствует система комплексного прогнозирования и планирования, основанная на прогнозах рынка труда и технологического развития. Опыт других стран показывает необходимость создания в рамках Министерства образования и науки РФ функционирующих специальных планово-статистических отделов, ответственных за разработку средне и долгосрочных программ развития образования. Таким примером может служить Департамент образования Федеральных земель в Германии.
Развитые страны наращивают программы подготовки квалифицированных инженерных кадров, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. Эксперты сходятся во мнении, что мир стоит на пороге новой волны технологической гонки.
В России дефицит квалифицированных инженеров составляет примерно четверть от имеющейся потребности. И этот дефицит обусловлен не только количественными, но и качественными параметрами подготовки кадров.
Дефицит инженерных кадров начал формироваться в 1990-е годы, когда диплом о высшем инженерном образовании потерял свою ценность - инженеры не нужны были вовсе. Появились новые и, как казалось, более интересные и нужные профессии, и подавляющее большинство вчерашних инженеров, технологов и конструкторов стали менеджерами по продажам, специалистами по логистике, по маркетингу и связям с общественностью.
Потребность в данных профессиях в этот период привело к практическому вытеснению
технических дисциплин не только из высшей школы, но и средней. Произошло сокращение учебных программ, учебных часов по таким дисциплинам, как физика, химия, технология (технический труд), а ведь это основные предметы, формирующие политехнические знания и умения; предмет черчение практически полностью исчез во многих образовательных учреждениях. Существует высказывание «Чертеж - язык техники», сейчас оно стало неактуальным. Многие стали забывать о политехническом принципе образования, который дал мощный толчок в развитии государства в период с 1917 по 1990 г.
М. Сервантес писал: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Принцип политехнического образования впервые был научно обоснован Карлом Марксом. Он указывал, что при обучении учащихся естественным и прикладным наукам необходимо соединять это обучение с производительным трудом. Такое образование Маркс называл политехническим или технологическим. Политехническое образование, по определению Маркса, «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
Рассмотрим историю становления технологического образования в России. Требование введения труда как основы преподавания после 1917 г. имеет различные основания, результаты которых, однако, легко сливаются между собой. Доминирующую роль играет желание ознакомить учеников с тем, что больше всего будет нужно им в жизни - с земледельческим и промышленным трудом во всех его разновидностях.
30 сентября 1918 г. выходит декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов «Положение единой трудовой школы РСФСР», по которому устанавливается новое деление школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища, а все другие виды школ упраздняются.
Глава вторая данного «Положения» устанавливает методы и средства обучения в новой трудовой школе. Так, в ст. 12 «Положения» гово-
рится: «Основой школьной жизни должен служить производительный труд не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но именно как производительный общественно необходимый труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещающим светом знания всю окружающую жизнь».
Значительные успехи в организации трудового обучения и воспитания советская школа достигла в начале 1920-х гг. Это касается и разработки вопросов организации производственной практики учащихся на объектах промышленного и сельскохозяйственного производства.
В дальнейшем развитии трудовой политехнической школы большую роль сыграл Всероссийский съезд Советов (1929), который обязал обеспечить практическое внедрение в школу политехнического образования. В 1930 г. состоялся первый Всероссийский политехнический съезд. Широкая индустриализация страны требовала повышения уровня учебно-воспитательной работы школы по подготовке учащихся к жизни и труду в новой технико-технологической среде. Разрабатывались новые учебные программы, предусматривающие обеспечение прочных системных знаний основ наук. Осуществление политехнического принципа в преподавании основ наук становилось ведущим элементом всей системы трудового воспитания и политехнического обучения.
В марте 1937 г. в школах было отменено трудовое обучение. Школьные мастерские были упразднены, школа перестала именоваться трудовой политехнической. С этого момента многие исследователи отмечают другую крайность, представленную приоритетным положением обучения над трудовой деятельностью и доминированием его в учебно-воспитательном процессе как основного и универсального средства формирования личности.
Новые сложности в решении проблемы политехнической подготовки молодежи начали прорисовываться только с середины 1940-х гг.
В августе 1940 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мероприятиях по улучшению работы сельской средней школы», обративший внимание учителей на необходимость обеспечения в преподавании основ наук связи теории с практикой, вооруживший их конкретной про-
граммой проведения обязательных практических занятий и производственных экскурсий.
В 1950-х гг. возобновляются исследования по вопросам политехнического обучения. Технический прогресс, предпосылкой которого стало ускоренное восстановление народного хозяйства в послевоенные годы, вызвал необходимость усиления политехнических основ в содержании образования.
Социальный заказ общества требовал подготовки специалиста, знающего, в первую очередь, основы наук. С 1952 г. был восстановлен труд как учебный предмет. Однако трудовая деятельность учащихся по отношению к обучению приобретает подчиненный характер, то есть наблюдается своеобразная форма технологии труда.
XX съезд КПСС (1956) в своих решениях указывал на необходимость в дальнейшем «развивать политехническое обучение в общеобразовательной школе, обеспечив ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства». В этом же году Верховный Совет СССР обнародовал закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР». В этом законе говорится, в частности, о необходимости включения всех школьников в общественно полезный труд, о соединении обучения с производительным трудом, о связи школы с жизнью, политехническом образовании.Законом предусматривалось установление в стране всеобщего восьмилетнего образования. Производительный труд должен был осуществляться в процессе профессиональной подготовки школьников на базе учебных цехов предприятий, межшкольных мастерских, учебно-производственных бригад.
Опыт 1960-х гг. показал, что профессиональная подготовка учащихся общеобразовательной школы требует не только значительных средств, но и психологической подготовки школьников, а также определенного уровня их общего образования. Об атом свидетельствует тот факт, что в 1960-е гг. только 4-7% выпускников 11-х классов городских и от 15 до 35% сельских школ выбирали работу по полученной в школе профессии.
Начиная с 1967 г. широкое распространение в школах получают политехнические факульта-
тивы, основной задачей которых являлось расширение знаний по избранному виду труда и использование полученных знаний в конкретней практической деятельности. На основе интеграции учебно-познавательной и трудовой деятельности политехнические факультативы способствовали обеспечению более высокого уровня трудовой подготовки школьников.
С 1967-1968 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1-3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы технического, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цеха предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.
Период с 1970 по 1985 г. отличается особой значимостью, заключающейся в переменах. Во-первых, школа в это время в основном завершила переход к всеобщему среднему образованию, и новые ее функции нашли отражение в уставе средней общеобразовательной школы (1970 г.); во-вторых, рассматриваемый период характеризуется поступательным процессом совершенствования подготовки школьников к трудовой деятельности после некоторого ослабления его в конце 1960-х годов; в-третьих, особый интерес этот период представляет еще и потому, что непосредственно он предшествовал переходу к всеобщему профессиональному образованию молодежи, раскрывая первые шаги его осуществления.
С середины 1980-х гг. система трудового обучения была связана с реализацией школьной реформы (1984). Программы трудового обучения строились на политехнической основе, с учетом достижений научно-технического прогресса. Содержание и процесс трудового обуче-
ния нацеливались на соединение обучения с производительным трудом и политехническим образованием; воспитание, развитие, профориентацию. Устанавливалось, что трудовое обучение должно быть связано с обязательным общественно полезным, производительным трудом и ежегодной трудовой практикой; вводилось рациональное соотношение базисной (обязательной для всех учащихся) и вариативной (частично изменяемой школой) частей содержания трудового обучения. Предполагалась преемственность трудового обучения в 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классах, а также между трудовым обучением в неполной средней школе и профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных заведениях.
В 1993 г. в нашей стране с учетом новых социально-экономических условий начался процесс реформирования образования. В его практической реализации важной вехой стало введение нового базисного учебного плана, в структуре которого была выделена самостоятельная образовательная область «Технология». Это важное новшество было связано с необходимостью серьезной модернизации трудового обучения, обогащения его интеллектуально-творческой составляющей, внедрения в качестве основного метода проектов, открывающего большие возможности для осуществления личностно ориентированного подхода в учебном процессе.
В Министерстве образования РФ 27 июня 2000 г. состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к трудовой деятельности.
Поставленные задачи исходили из приоритетной роли технологической подготовки школьников в их жизненном и профессиональном самоопределении, осознанном выборе дальнейшего пути получения образования, адаптации новым социально-экономическим условиям трудовой деятельности.
Какие осложнения возникли при решении поставленных задач?
Сократилось количество часов, выделенных на технологию, в сравнении с предметом «Трудовое и профессиональное обучение», отнесением общественно полезного, производитель-
ного труда, трудовой практики учащихся к компетенции общеобразовательных учреждений.
Распались связи, отсутствует взаимодействие педагогических коллективов с предприятиями, хозяйствами в вопросах профориентации, профессиональной подготовки школьников.
Существовавшая ранее система материально-технического обеспечения предмета «Трудовое и профессиональное обучение» с началом экономических реформ оказалась почти полностью разрушенной.
Во многих общеобразовательных учреждениях обучение учащихся созидательным (материальным) технологиям подменяется преподаванием только информационных компьютерных технологий.
Возникла проблема педагогических кадров для преподавания технологии. Число их в школах заметно сократилось.
Приведенные примеры исторических этапов развития трудовой подготовки школьников в общеобразовательной школе показывают возможность влиять на типы экономического развития, темпы и устойчивый экономический рост производства и стандартов жизни населения.
Раскладывая понятие инженер на составляющие требования, предъявляемые к данной профессии, хотелось бы подчеркнуть, что это специалист с техническим образованием, создающий информацию об архитектуре материального средства, его функциональных свойствах, системах контроля и программирования, технологии изготовления этого средства (продукта), методах наладки и испытаний самого средства и его материального воплощения и осуществляющий руководство и контроль за изготовлением продукта.
Сказать, что у современной молодежи упал интерес к технике, будет не совсем верно. Мало внимания в школе уделяется основам технологического образования, истории развития техники, а это и есть путь в большую технику.
Современные дети, особенно подростки, погружены в виртуальный мир до такой степени, что у многих развивается компьютерная зависимость. Очень важно переключить их на что-то интересное и реальное.
Важно отметить, после полета Гагарина в космос в 1961 г. американские эксперты, объясняя причины успехов СССР в науке, технике и космонавтике, в частности, доложили прези-
денту США Кеннеди, что главной причиной следует считать престижность и приоритетность образования в СССР. В качестве убедительного довода привели тот факт, что в России на образование расходуется 13% бюджета страны, а в США только 3%. С тех пор в США сделали соответствующие выводы: Сейчас 11% бюджета Америки расходуется на образование, в то время как в России - менее 5%.
Собственный исторический опыт и опыт других стран показывает, что модернизация российской системы образования не только необходима и возможна, но и является ключевым фактором экономического роста России, определяя его темпы и результаты, возможности возвращения нашей страны в первую пятерку экономически развитых стран.
Хочется верить, что общими останется только содержание технических специальностей и стремление к полноте содержания. Изменится техническое оснащение учебных заведений и самого процесса обучения. Изменится в лучшую сторону менталитет учащихся, станет выше интеллект и стремление к приобретению знаний.
В России началась новая волна технологического перевооружения, возникает необходимость неизбежного усиления сотрудничества бизнеса, общеобразовательных учреждений и профессиональных учебных заведений, финансирование и подготовка кадров приобретет все более выраженный целевой характер.
Также верится в то, что мы вернемся к тому, что люди будут с гордостью именовать свою профессию - «инженер»!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре [Текст] / В. Г. Горохов. - М., 1987.
2. Козлов, Б. И. Возникновение и развитие технических наук [Текст] / Б. И. Козлов. - Л., 1988.
3. Терентьева, Е. Г. Социальная значимость уроков технологии в средней школе [Текст] / Е. Г. Терентьева, С. А. Терентьев, О. В. Баранова // Современные исследования социальных проблем: материалы 3-й Общерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Красноярск, 2011. - С. 143-146.
4. Положение о средней общеобразовательной трудовой политехнической школе [Текст]: Постановление Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. № 2027.
REFERENCES
1. Gorokhov V. G. Znat, chtoby delat. Istoriya in-zhenernoy professii i ee rol v sovremennoy kulture (Know in order to do. History of engineering and its role in the modern culture). Moscow, 1987.
2. Kozlov B. I. Vozniknovenie i razvitie tekh-nicheskikh nauk (Beginnings and development of technical sciences). Leningrad, 1988.
3. Terentyeva E. G. Sotsialnaya znachimost urok-ov tekhnologii v sredney shkole (Social significance of lessons of arts and crafts at secondary school). Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem: materialy 3-y Obshche-ros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchasti-em (Modern studies of social problems: proceedings of the third research and practical conference with international partnership). Krasnoyarsk, 2011, pp. 143-146.
4. Polozhenie o sredney obshcheobrazovatelnoy trudovoy politekhnicheskoy shkole. Postanovle-nie Soveta Ministrov RSFSR ot 29 dekabrya 1959 g. № 2027 (Regulation on secondary comprehensive labor polytechnic school. Decree of the Council of Ministers of the RSFSR from 29 December 1959 No. 2027).
Кудряшов Игорь Михайлович, учитель средней общеобразовательной школы № 1253 г. Москвы с углубленным изучением иностранного языка; аспирант кафедры общетехнических дисциплин факультета технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Kudryashov Igor M., Teacher, Comprehensive Secondary School No. 1253 with advanced study of foreign language, Moscow; Post-Graduate Student, Department of Technical Disciplines, Faculty of Technology and Entrepre-neurship, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]