УДК 373 Глозман Евгений Самуилович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессионального образования Академии социального управления Московской области, заслуженный учитель школы РФ
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Glozman Evgeniy Samuilovich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Technology and Vocational Education Department, Academy of Public Administration, Honored Teacher of Russia
FORMATION AND DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN RUSSIA
Аннотация:
В статье рассматриваются сложные этапы развития и становления трудового обучения (19171993) в отечественном образовании и основные этапы развития и становления нового учебного предмета «Технология», пришедшего на смену трудовому обучению. Переход от трудового обучения к технологическому призван расширить возможности обучающихся по применению полученных знаний на практике и в повседневных ситуациях. По мнению автора статьи, в технологическом образовании школьников накопилось много проблем, решить которые можно только при содействии Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ключевые слова:
трудовое обучение, трудовая школа, политехническое обучение, модернизация образования, уроки технологии, методическое обеспечение, учебно-материальная база, технологическое образование.
Summary:
The article considers difficult stages of formation and development of the labour training in the Russian education from 1917 to 1993 and the main stages of the development of a new school subject "Technology" that replaced the labour training. These changes are aimed to expand the students' ability to apply the acquired skills and knowledge in their everyday life. The author supposes that there are some issues in the technology education of high school students that can be solved only with the help of the government and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Keywords:
labour training, labour school, polytechnic education, modernization in education, Technology lessons, methodological support, facilities and resources, technical education.
Для того чтобы раскрыть этапы становления и развития технологического образования школьников в отечественном образовании, необходимо проанализировать основные этапы становления и развития трудового обучения с 1917 г., года свершения Октябрьской революции:
- I этап - 1917-1922 гг., этап теоретической разработки основ трудовой школы и поиска путей становления и развития трудового и политехнического обучения. На данном этапе законодательно закладывались основные принципы построения единой трудовой школы и шло формирование ростков будущей системы трудового и политехнического обучения в стране.
- II этап - 1923-1932 гг., этап поиска практических путей дальнейшего становления, развития, совершенствования трудового воспитания и политехнического обучения. Данный период знаменателен разработкой программного обеспечения единой трудовой школы, введением с 1927 г. трудового обучения в качестве обязательного предмета, усилением политехнического обучения и связью школ с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
- III этап - 1933-1937 гг., этап несоответствия поставленных целей по созданию системы трудового и политехнического обучения в школах страны условиям их реализации на местах. Данный период характеризуется постановлениями и директивами ЦК ВКП (б) по улучшению работы в народном образовании, однако в большинстве школ наблюдалось постепенное ослабление внимания к трудовому и политехническому обучению. В 1937 г. уроки труда были повсеместно исключены из учебных планов школ страны.
- IV этап - 1938-1953 гг., этап ориентации трудового и политехнического обучения на внеклассную общественно полезную деятельность. Это были сложные годы для страны, особенно годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и первые послевоенные годы (1946-1952). Время показало ошибочность исключения трудового обучения из народного образования страны.
- V этап - 1954-1976 гг., этап становления системы трудового и политехнического обучения на основе соединения с производительным трудом, а с 1958 г. в соответствии с перестройкой школы - с производственным обучением. Данный период характеризуется разработкой новых
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
учебных программ по трудовому, политехническому и производственному обучению, подготовкой педагогических кадров, развитием и оснащением материально-технической базы учебных мастерских, усилением связей с промышленными предприятиями, совхозами, колхозами, разработкой теоретических основ и научных исследований в области трудового, политехнического и производственного обучения.
- VI этап - 1977-1993 гг., этап поиска эффективных путей совершенствования трудовой и политехнической подготовки школьников и подготовки их к труду. Данный период характеризуется рядом директивных постановлений правительства страны в области трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации (от 22.12.1977), укреплением учебно-материальной базы общеобразовательных школ для улучшения трудового обучения (от 18.08.1978), реформой общеобразовательной и профессиональной школы (от 10.04.1984); разработкой новых и усовершенствованных программ; организацией для учащихся 10-11 классов профильного обучения; увеличением времени на трудовое обучение в старших классах до 4 часов в неделю; укреплением учебно-материальной базы трудового обучения; усилением научных исследований в области трудового и политехнического обучения; конструированием пробных учебников, учебных книг, методических и учебно-наглядных пособий в области трудового, политехнического обучения и общественно полезного труда.
Переломным этапом в истории трудового обучения следует считать 1993 год, год включения в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России новой образовательной области - «Технологии» для учащихся 1-11 классов (приказ № 237 от 07.06.1993 Министерства образования Российской Федерации), объединившей трудовое обучение, черчение и технологию [1]. Новая образовательная область «Технология» пришла на смену трудовому обучению. Переход от трудового обучения к технологическому, по мнению авторов новой программы, призван расширить возможности обучающихся по применению полученных знаний на практике, а также максимально реализовать положительный отечественный и зарубежный опыт в области технологического образования.
В экспериментальную программу 1994 г., наряду с традиционными разделами, были включены новые разделы (модули). Включение новых разделов было направлено на формирование у школьников технологической, проектной, исследовательской, экономической и экологической культуры.
Встает резонный вопрос: готовы ли были школы к введению новой программы, подготовлены ли кадры, материально-техническая база, школьные мастерские, учебно-методическое обеспечение? Ответ простой - нет. Особенно много вопросов и проблем вызывали разделы «Информационные технологии» для учащихся 2-х классов, «Строительные и ремонтно-отделочные работы» для учащихся 6-х классов, «Радиоэлектроника» для учащихся 4-х классов. Остро и болезненно многими учителями технологии воспринимался раздел «Проекты в школьном курсе "Технология"». Неоценимую помощь учителям технологии в освоении новой образовательной области оказали публикации, программно-методические материалы ученых и практических работников школ: М.Б. Павловой [2], В.Д. Симоненко [3], Ю.Л. Хотунцева [4].
Период с 2004 по 2014 гг. ознаменовался для российской школы принятием широкого спектра нормативно-правовых актов в сфере образования как на уровне Министерства образования и науки, так и на уровне Правительства Российской Федерации. Рассмотрим, чем же характерен данный период для технологического образования школьников на фоне активной модернизации и информатизации отечественной школы?
1. Снижением учебных часов на уроки технологии с 360 часов по Базисному учебному плану 1998 г. (приказ МО РФ от 09.02.1998 № 332) до 245 часов по Базисному учебному плану 2004 г. (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312).
2. Остаточным принципом финансирования материально-технической базы школьных мастерских и оттоком педагогических кадров технологического профиля.
3. Активным оснащением уроков технологии учебно-методическими материалами: программными материалами, учебниками, рабочими тетрадями, методическими пособиями [5].
Проведенный анализ развития технологического образования школьников 1994-2014 гг. показал, что данный этап был этапом становления, развития и спада системы технологического образования школьников и включает несколько периодов:
- Первый период - 1994-2003 гг. - период становления и развития системы технологического образования школьников. Данный период характеризуется поиском путей развития технологического образования школьников, разработкой содержания и учебно-методического обеспечения уроков технологии.
- Второй период - 2004-2014 гг. - период модернизации отечественной школы, наблюдается активное оснащение уроков технологии учебно-методическими комплектами и резкое сокращение учебных часов на уроки технологии, развал учебно-материальной базы школьных мастерских и массовый отток из школ страны педагогических кадров технологического профиля.
Таким образом, система технологического образования школьников требует серьезного внимания на уровне Правительства, Государственной думы, Министерства образования и науки Российской Федерации по следующим направлениям:
- усиление технологической подготовки школьников за счет увеличения количества часов на уроки технологии с 1 по 11 классы;
- выделение целевых средств на финансирование учебно-материальной базы школьных мастерских;
- включение учебного предмета «Технология» в фундаментальное ядро образования и перечень экзаменов по выбору выпускников школы.
Ссылки:
1. Экспериментальная программа образовательной области «Технология». 1-11 кл. / науч. рук. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Си-моненко. М., 1994.
2. Павлова М.Б. «Технология» - новый учебный предмет в школе. СПб., 1993.
3. Методика обучения технологии: Книга для учителя / под ред. В.Д. Симоненко. Брянск ; Ишим, 1998.
4. Концептуальные основы образовательной области «Технология» / под ред. Ю.Л. Хотунцева. М., 1999.
5. Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс : учеб. для город. общеобразоват. учреждений / Е.С. Глозман [и др.]; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. 6-е изд. испр., доп. М., 2013.