Научная статья на тему 'ТРУДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОРЯКОВ В ПЕРИОД COVID-19'

ТРУДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОРЯКОВ В ПЕРИОД COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ) / МОРЯКИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОЧИХ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ПРОБЛЕМА СМЕНЫ ЭКИПАЖА СУДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коченова К.И., Цветкова Ю.С.

Во время пандемии коронавируса были приняты ограничительные меры по всему миру, которые ударили по многим областям привычной жизнедеятельности человечества. Они не только коснулись мирового экономического рынка, международного сотрудничества государств, но и судоходной отрасли, где уменьшилось количество перевозимых грузов на торговых судах. В данной статье автор будет рассматривать проблему, затрагивающую положение моряков в период COVID-19, застрявших на борту судна из-за мероприятий, принятых государствами для борьбы с эпидемией, и сложностей с репатриацией.During the times of the coronavirus pandemic restrictive measures have been taken all over the world. It has a negative impact on a normal rhythm of people`s being in many areas of life. These changes have been made not only in the world economic market, international cooperation between States, but also the shipping industry where the quantity of cargo transported on merchant ships has been decreased. This article will be devoted to the problem affecting the situation of seafarers, stuck on ship boards during the period of COVID-19 because of the measures taken by States to combat with the epidemic and the repatriation difficulties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОРЯКОВ В ПЕРИОД COVID-19»

13. Пираты против свободы судоходства. [Электронный ресурс] // Сайт Морские вести России. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/themes/1697/53299/, (дата обращения: 28.02.2021)

14. Службы морской безопасности. Режим доступа: http://www.msecurity.ru/rus/page161/, свободный (дата обращения: 28.02.21)

15. Ущерб от современного морского пиратства оценили в 16 миллиардов долларов. [Электронный ресурс] // Сайт РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/29/05/2009/5703d4509a79473dc814e9a9, (дата обращения: 28.02.21)

16. Safety of Life at Sea (SOLAS) - International Maritime Organization [Электронный ресурс] // Официальный сайт ИМО. Режим доступа: http://www.imo.org/About/Conventions/ ListOfConventions/Pages/International-17. Convention-forthe-Safety-of-Life-at-Sea- (SOLAS),-1974.aspx, свободный (дата обращения: 28.02.2021).

18. Control Risks Group [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.controlrisks.com, (дата обращения: 28.02.2021)

19. (IMB)'s annual piracy report recorded an increase of piracy and armed robbery incidents in 2020. [Электронный ресурс] // Сайт International chamber of commerce. Режим доступа:https://iccwbo.org/media-wall/news-speeches/gulf-of-guinea-records-highest-ever-number-of-crew-kidnapped-in-2020-according-to-imbs-annual-piracy-report/# :~:text=The%20International%20Chamber%20of%20Commerce's,comparison%20to%20162%20in%202019

. (дата обращения: 28.02.2021)

20. Report of the International Maritime Bureau 2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ICC. Режим доступа: https://icc-ccs.org/news/1096-report-piracy-and-armed-robbery-against-ships-q1-2015, (дата обращения: 28.01.21).

21. International Maritime Bureau. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ICC. Режим доступа: https://www.icc-ccs.org/icc/imb, (дата обращения: 28.01.21).

Для цитирования: Коченова К.И., Цветкова Ю.С. Трудовое положение моряков в период СОУГО-19 // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 38-40.

Коченова К.И.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Кафедра Международного и морского права, бакалавр Научный руководитель: Цветкова Ю.С.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Кафедра Международного и морского права, старший преподаватель

ТРУДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОРЯКОВ В ПЕРИОД COVID-19

Аннотация. Во время пандемии коронавируса были приняты ограничительные меры по всему миру, которые ударили по многим областям привычной жизнедеятельности человечества. Они не только коснулись мирового экономического рынка, международного сотрудничества государств, но и судоходной отрасли, где уменьшилось количество перевозимых грузов на торговых судах. В данной статье автор будет рассматривать проблему, затрагивающую положение моряков в период СОУ1Б-19, застрявших на борту судна из-за мероприятий, принятых государствами для борьбы с эпидемией, и сложностей с репатриацией. Ключевые слова: пандемия, Международная организация труда (МОТ), моряки, Международная федерация транспортных рабочих, рекомендации, проблема смены экипажа судов.

EMPLOYMENT STATUS OF SEAFARERS DURING COVID-19

Abstract. During the times of the coronavirus pandemic restrictive measures have been taken all over the world. It has a negative impact on a normal rhythm of people's being in many areas of life. These changes have been made not only in the world economic market, international cooperation between States, but also the shipping industry where the quantity of cargo transported on merchant ships has been decreased. This article will be devoted to the problem affecting the situation of seafarers, stuck on ship boards during the period of COVID-19 because of the measures taken by States to combat with the epidemic and the repatriation difficulties.

Keywords: pandemic, International Labor Organization (ILO), seafarers, International Transport Workers' Federation, recommendations, the problem of changing the crew of ships.

Период распространения коронавирусной инфекции однозначно можно назвать трудным. Моряки как субъекты трудовых отношений оказались заперты на своих судах без возможности сойти на берег или получить бесплатную медицинскую помощь. По разных данным около 150-200 тысяч работников морского транспорта находились в затруднительной ситуации, а Руперт Колвилл, официальный представитель по Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКЧП), в своих интервью неоднократно упоминал цифру около 400 тысяч. По статистическим данным Международной организации труда (МОТ) на середину июня 2020 года сотни тысяч

моряков вынуждены были остаться на судне и после истечения максимального срока нахождения на борту 11 месяцев, в некоторых случаях до 15 месяцев.

Пандемия в морском секторе серьезно нарушила функционирование судоходства и повлияла на привычный режим всего рабочего сектора. Сменяемость экипажа после рейса должна быть обязательной, иначе это приводит к неблагоприятным последствиям для физического и морального состояния работников морского транспорта. В период СОУГО-19 сменяемость экипажа отсутствовала, при этом моряки продолжали процесс транспортировки груза жизненно важных медицинских товаров и продуктов питания, а также промышленных товаров. Моряки, безусловно, являлись ключевыми работниками в условиях пандемии.

В некоторых государствах порта моряки рассматривались как нежелательные посетители, которым было отказано в доступе к врачебной помощи, в исходе на берег. Такой случай и произошёл в Индонезии. Российскому моряку было отказано в медицинской помощи в координационно-спасательном центре Индонезии из-за ограничительных мер, связанных с коронавирусом1. Министерство иностранных дел России (МИД) и Росморречфлот совместными усилиями эвакуировали моряка для оказания необходимой медицинской помощи. Благодаря их настойчивости и активной поддержки ситуацию удалось разрешить.

Ещё один неприятный инцидент произошёл в Сингапуре. У моряка был сердечный приступ, впоследствии который привёл к летальному исходу. Вьетнамские власти отказались давать разрешение на транспортировку тела в связи с новой вспышкой СОУГО-19, несмотря на предоставленные документы администрации порта и на наличие отрицательного результата теста на ковид у членов экипажа. Только спустя несколько дней сотрудничества судовладельца с Министерством иностранных дел (МИД), с Международной федерацией транспорта и другими профильными организациями эту проблему удалось разрешить.

Одной из первых международных организаций, поддержавших меры, направленные на защиту моряков в период пандемии, была Международная организация труда (МОТ). На онлайн конференции Международного морского саммита, организованного правительством Великобритании, участники обсудили нестабильную кризисную ситуацию, сложившуюся из-за СОУГО-19, и поприветствовали совместное заявление более десяти стран о расширении прав моряков как работников особой ценности. Международная организация труда (МОТ) разработала аналитическую записку о трудовых вопросах в морской отрасли и коронавирусе. Данный документ предназначен для тех стран, которые ратифицировали Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве №186, с целью восстановления своих обязательств.

Аналитическая записка содержит рекомендации, направленные на решение сложных проблем в связи с пандемией в свете положений Конвенций о труде в морском судоходстве2. Например, рекомендация к срочному призыву восстановления защиты прав моряков, рекомендация о необходимости сотрудничества между государствами -членами Конвенции, рекомендация к защите безопасности и здоровья моряков, рекомендация о содействие транзиту и репатриации моряков, рекомендация о признании моряков ключевыми работниками и т.д.

Международная федерация транспортных рабочих, куда входит Российский профсоюз моряков и Международная палата судоходства обратились с просьбой разрешения проблемы смены экипажа судов к Большой двадцатки (020).

Международная морская организация (1МО) выпустила 12-шаговый план для решения проблемы смены экипажа судов. Он содержит в себе протоколы, изложенные в приложении, и соответствующие рекомендации по облегчению смены экипажа судна и доступу к медицинской помощи (резолюция MSC.473(ES.2)) владельцам судна и судовому персоналу3.

1 COVID и море: гуманитарная катастрофа мирового торгового флота / РИА-НОВОСТИ (Информационное агентство). URL: https://ria.ru/20200926/perevozki-1577813948.html

2 Аналитическая записка Международной организации труда (МОТ): Information note on maritime labour issues and Coronavirus (COVID-19). URL: flle:///C:/Users/ПрофШDesktop/ILO-Information-note-on-maritime-laboш^-issues-and-COVID-19-Revised-version-3.0-2021_02.pdf

3 Рекомендации Международной морской организации (IMO) по решению проблемы смены экипажа судов: Industry recommended framework of protocols for ensuring safe ship crew changes and travel during the Coronavirus (COVID-19) pandemic

В Российской Федерации на законодательном уровне были приняты Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19 (утв. Министерством транспорта РФ 25 мая 2020 г.). Это разработка плана организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологический обстановки, организационные и медико-санитарные меры по предотвращению попадания и распространения инфекции на судах и портовых средствах, действия в случае обнаружения угрозы инфицирования или признаков заболевания и в том же духе. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2019 г. N 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» позволило открыть границы для моряков, которые смогли вернуться домой после длительного плавания.

Анализируя выше изложенное рассуждение, рассматривая международный и внутригосударственный подход к решению проблемы защиты прав моряков в период COVID-19 можно прийти к следующим вариантам решения данного вопроса:

1. Усовершенствование принятых документов и рекомендаций, направленных для защиты прав моряков в период COVID-19, для создания единого международного нормативно-правового акта, который послужил бы базовой охраной прав и свобод моряков при возникновении таких чрезвычайных эпидемиологических ситуаций.

2. Провести реформирование Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве №186 ,с учётом положений аналитической записки, разработанной Международная организация труда (МОТ) в период пандемии.

Пристатейный библиографический список:

1. Аналитическая записка Международной организации труда (МОТ): Information note on maritime labour issues and Coronavirus (COVID-19). URL: file:///C:/Users/ПрофIT/Desktop/ILO-Information-note-on-maritime-labour-issues-and-COVID- 19-Revised-version-3.0-2021 02.pdf

2. Рекомендации Международной морской организации (IMO) по решению проблемы смены экипажа судов: Industry recommended framework of protocols for ensuring safe ship crew changes and travel during the Coronavirus (COVID-19) pandemic URL: flle:///C:/Users/ПрофIT/Desktop/MSC.1Circ.1636%20%20Industry%20Recommended%20Framework%20Of%20Pr otocols%20For%20Ensuring%20Safe%20Ship%20Crew%20Changes%20And%20Travel.pdf

3. РИА-НОВОСТИ (Информационное агентство) COVID и море: гуманитарная катастрофа мирового торгового флота. URL: https://ria.ru/20200926/perevozki-1577813948.html;

Ассоция морского права: Смена экипажей и репатриация в период COVID-19: основные вопросы URL: https://rumla.org/2020/06/21/smena-ekipazhej-i-repatriaciya-v-period-covid-19-osnovnye-voprosy/

URL:flle:///C:/Users/ПрофIT/Desktop/MSC.1Circ.1636%20%20Industrv%20Recommended%20Framework%20Of%20Protocols% 20For%20Ensuring%20Safe%20Ship%20Crew%20Changes%20And%20Travel.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.