УДК 341
Белоусова Дарья Сергеевна
соискатель.
Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации
Darya S. Belousova
Applicant for Candidate's degree
of the Academy of the Prosecutor General's Office
of the Russian Federation
Международно-правовые основы прокурорского надзора За соблюдением трудовых прав моряков
International legal basis of prosecutorial supervision for the observance of labor rights of seafarers
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению международных нормативных правовых актов, составляющих основу прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав моряков. По результатам проведенного исследования автор заключает об отсутствии надлежащих механизмов имплементации в законодательстве Российской Федерации прогрессивных международных стандартов труда моряков, что негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора в исследуемой сфере.
Ключевые слова: моряк, трудовые права, законность, прокурорский надзор, международно-правовые основы, конвенция, декларация.
Annotation. The article is devoted to consideration of the international legal acts, which form the basis of the prosecutor's supervision over the observance of labor rights of seafarers. According to the results of the research, the author concludes that there are no proper mechanisms for implementing the progressive international labor standards of seafarers in the legislation of the Russian Federation, which negatively affects the effectiveness of prosecutorial supervision in the field under investigation.
Keywords: seafarer, labor rights, legality, prosecutor's supervision, International legal frameworks, convention, declaration.
Глобальность трудовых отношений в морском судоходстве, осуществление моряками трудовой деятельности по большей части за пределами страны гражданства обусловили закономерное тяготение труда этой категории работников к международно-правовому регулированию.
Это, в свою очередь, вносит в правозащитную деятельность прокурора в исследуемой области ярко выраженный международный акцент, порождающий необходимость осуществления прокурорского надзора «не только за исполнением законов, но и за исполнением норм международного права» [1].
Международно-правовые основы прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав моряков составляют ратифицированные Российской Федерацией и СССР нормативные документы Организации Объединенных Наций (далее -ООН), Международной организации труда (далее - МОТ), иные международные и региональные акты общенормативного и специального регулирования, устанавливающие трудовые права указанной категории работников, механизм их реализации и защиты, а также корреспондирующие им обязанности работодателей и иных участников отношений в сфере труда, складывающихся в морском торговом судоходстве.
Основными международными нормативно-правовыми документами, закрепившими базовые международные трудовые стандарты работников всех профессий, являются Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., акты МОТ, являющейся по сути «глобальной лабораторией по регулированию социально-трудовых вопросов» [2].
Основу специального международно-правового регулирования трудовых прав моряков составляют акты ООН, МОТ, а также модельное законодательство стран СНГ.
Принятые под эгидой ООН международные нормативные документы устанавливают механизмы защиты основных трудовых прав моряков. Согласно положениям Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 г. требования к судовладельцу по заработной плате и другим платежам, причитающимся капитану и членам экипажа относятся к морским требованиям, которые обеспечиваются морским залогом и относятся к высшей категории приоритетности (п.п. а, Ь ч.1 ст. 4). Положения Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г. предоставляют возможность наложения ареста на морское судно в стране его нахождения в целях обеспечения указанных морских требований (пп. «Ь», «т» п.1 ст.1, ст. 2).
Ключевым международно-правовым источником регулирования труда моряков является Конвенция МОТ 2006 о труде в морском судоходстве (далее -КТМС-2006) [3], установившая консолидированный перечень трудовых прав моряков и гарантий их реализации.
КТМС - 2006 установлены 16-летний возраст в качестве минимального возраста для работы на судах (п. 2 Правила 1.1); запрет труда в ночное время моряков в возрасте до 18 лет (п.2 Стандарта А 1.1); периодичность выплаты заработной платы не реже 1 раза в месяц (п.1 Стандарта А 2.2); максимальная продолжительность рабочего времени не более 14 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любого периода в семь дней, а также минимальная продолжительность времени отдыха не менее десяти часов в течение любого 24-часового периода и 77 часов в течение любого периода в семь дней (пп. «а», «Ь» п.5 Стандарта А 2.3). Конвенция закрепила права
моряков на ежегодный оплачиваемый отпуск из расчета не менее 2,5 календарных дней за каждый месяц работы (п.1 Правила 2.4, п.2 Стандарта А 2.4); на репатриацию без каких либо затрат со стороны моряков в случае истечения срока действия либо прекращения трудового договора как по инициативе судовладельца, так и по инициативе моряка (п.1 Правила 2.5, п.21 Стандарта А 2.5); на безопасные и здоровые условия труда (Правило 4.3); на подачу и справедливое, эффективное и быстрое рассмотрение жалоб о нарушениях трудовых прав компетентными органами на борту судна (Правило 5.1.5, п.п.1, 3, 4 Стандарта А 5.1.5) и на берегу (Правило 5.2.2, Стандарт А 5.2.2).
КТМС-2006 содержит требования о жестком государственном регулировании и строгом надзоре и контроле за деятельностью частных служб найма и трудоустройства моряков посредством внедрения надежных процедур лицензирования, сертификации и иных форм регулирования (п.5 ст.У, п.п. 2. 6 Стандарта А1.4).
По мнению Д. К. Бекяшева, Сводная конвенция о труде в морском судоходстве содержит положения, позволяющие обеспечить потребности данного сектора при соблюдении универсальных трудовых норм и стандартов» [4].
Однако, несмотря на большое количество подзаконных нормативных актов принятых Российской Федерацией в целях реализации положений КТМС-2006, имплементацию Сводной конвенции в национальное законодательство, нельзя назвать полной и завершенной.
Комитет экспертов по применению положений конвенций и рекомендаций МОТ по результатам рассмотрения доклада Российской Федерации об исполнении положений КТМС-2006 в 2015 году заключил о несоответствии положений национального законодательства Российской Федерации требованиям КТМС-2006, регламентирующим вопросы заработной платы, продолжительности рабочего времени и времени отдыха моряков, ответственности судовладельцев за нарушения их трудовых прав и др.
Болевыми точками российского законодательства, по мнению МОТ, являются отсутствие нормативно-установленных имущественной ответственности перед моряками за причиненный им денежный ущерб, а также юридической ответственности служб найма и трудоустройства моряков за нарушение требований к их деятельности.
Дефективность имплементации КТМС-2006, отсутствие единого акта внутреннего законодательства, регламентирующего особенности труда моряков, «неурегулированность механизма применения правил международных договоров в российской практике, ненадлежащая информированность должностных лиц и субъектов предпринимательства о международно-правовых обязательствах государства препятствуют реализации надзорных полномочий органов прокуратуры» [5] по обеспечению эффективной защиты трудовых прав моряков.
Литература
1. Капинус О. С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития // Законность. 2013. № 7. С. 3 - 9.
2. Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2014. С. 785.
3. Конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве: заключена в г. Женеве 23.02.2006 г., ратифицирована Федеральным законом от 5 июня 2012 г. №56-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. Бекяшев Д. К. Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. М.: Проспект, 2015. С.53.
5. Субанова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лицензирования: вопросы теории и практики // СПС КонсультантПлюс.
Literature
3. Kapinus O. S. Prosecutor's supervision of the implementation of laws: the state and development prospects // Legality2013. № 7. P. 3 - 9.
5. Orlovsy Y.P. Labor law of Russia: textbook for bachelors. M .: Yurayt,2014.P.785.
6. The ILO Maritime Labor Convention, 2006: concluded in Geneva 23.02.2006, ratified by Federal Law № 56-FZ 5.06.2012 // Union of Right Forces ConsultantPlus.
9. Bekyashev D. K. International labor law (public-law aspects): a textbook. M.: Prospectus, 2015.P.P.53.
11. Subanova N.V. Prosecutor's supervision over the implementation of laws on the licensing system: theory and practice// Union of Right Forces ConsultantPlus.