статусу взрослого человека. Обретение статуса студента московского вуза для группы иногородних студентов содержит двойную переходность. Дальнейшее сильное/слабое проявление динамичности статуса студентов московских вузов связано с их движением и включением в различные виды вторичной занятости, при выполнении ряда объективных и субъективных факторов.
Динамические черты социального статуса студентов активизируются в небольшой группе учащихся московских вузов, способных, благодаря комплексу личностных качеств и позитивным объективным условиям, сочетать увеличивающийся от курса к курсу объем учебной нагрузки и вторичную занятость. Динамичность, проявляемая при этом, приводит к определенным результатам — получению стипендии, опыты работы, разнообразному досугу, и как следствие, ускоряющемуся социальному взрослению.
Список литературы_
1. Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. - М., 2007. - 158 с.
2. Ковалева А. И. Статус социальный молодежи // Социология молодежи: энциклопед. словарь. - М., 2008. - 608 с.
_Сведения об авторе
Короткова Марина Сергеевна, аспирантка 4 курса кафедры социологии Московского гуманитарного университета, тел. 89269928124, e-mail: [email protected]
Korotkova M. S., graduate student of the 4thyear of the Department of Sociology of Moscow University for the Humanities, phone: 89269928124, e-mail:
УДК 331.5
ТРУДОВАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF FUTURE GRADUATES IN THE CONDITIONS
OF PERMANENT SOCIAL ECONOMIC CRISES
Э. А. Пирвердиева
E. A. Pirverdiyeva
Ключевые слова: трудовая самореализация; занятость; молодежь; фриланс; социальные гарантии;
население; постиндустриальное общество; кризис; макроэкономика Key words: professional self-realization; employment; youth; freelance; social guarantees; population;
post-industrial society; crisis; macroeconomics
В данной статье рассматривается вопрос об отношении студенческой молодежи к процессам, происходящим в обществе при прохождении национальной макроэкономикой кризисных периодов. В качестве изучаемой группы рассматриваются студенты бакалавриата и магистратуры Тюменского Индустриального Университета. Студентам были предложены вопросы о нынешнем состоянии российской экономики, перспективах ее развития, о возможностях их будущего трудоустройства, об их отношении к трудовой деятельности вообще. На основе анализа полученных данных критериев авторы выявляют тенденции, которые появляются в молодежной среде, участвуют в формировании самоидентификации, и, как следствие трудовой самореализации в будущем. Авторами определена степень влияния экономических кризисов на социум в целом и на студенческую молодежь в частности. Трудности, связанные с трудоустройством будущих выпускников, нестабильность экономической сферы, безработица рассматриваются как важнейшие факторы, мешающие профессиональной самореализации. Авторами сделаны выводы о современном состоянии социально-трудовой среды и о перспективах ее развития.
This article discusses the issue of relation of student youth to processes, taking place in society while national macroeconomic undergoes the crisis periods. As the study group, the undergraduate and graduate students of Tyumen
Industrial University are considered. To the students there were proposed the questions about current state of Russian economy, about perspectives of its' development, about the possibilities of their future employment, about their attitude towards labor activity in general. Based on the analysis of obtained given criteria the authors reveal the trends that manifest themselves in youth environment, are involved in the formation of self-identity, and, as a consequence, of self-realization in the future. The authors determined the degree of influence of economic crisis on society in general and student youth in particular. The difficulties associated with the employment of future graduates, the instability of the economic sphere, unemployment are regarded, as the most important factors, that impede the professional self-realization. The authors draw conclusions about the current state of the social and labor environment and the perspectives of its development.
Различные катаклизмы в большем или меньшем объеме с различной периодичностью преследуют мировую экономическую систему. Любое отдельно взятое государство, будучи элементом этой системы, ощущает на себе негативное влияние не только сторонних сил, но и воздействие противоречий, происходящих в нем самом. Российская Федерация, находясь не на последнем месте мировой экономической иерархии, также подвержена экономическим неурядицам внешнего или внутреннего генезиса. Количество кризисов за последние 25 лет, начиная с 1991 года, лишнее тому подтверждение. Пережив в последней декаде 20 века экономические, политические и социальные кризисы, Российское государство достаточно успешно вошло в новый период своей истории в 2000 году. Высокие цены на мировом рынке энергоносителей, общее настроение социальной эйфории, связанное, не в последнюю очередь, с обновлением в высших органах государственной власти, начавшийся рост благосостояния населения скрыли негативные тенденции в экономической сфере Российской Федерации. Проблемы российской экономики начали контрастно проявляться, начиная с конца 2007 года. Два серьезных кризиса, проверивших на прочность экономическую среду Российской Федерации и произошедших в достаточно короткий период в 6 лет (с 2008 года), резко изменили расстановку приоритетов в национальной социально-экономической структуре. Мировой финансово-экономический кризис конца 2014 года усилил негативные явления в российской социально-экономической сфере, преследовавшие ее в течение последних десятилетий [1]. Пережив серьезные потрясения, экономическая система, так или иначе, выходит на новый уровень, где необходимо заново решать базовые вопросы, поставленные новыми условиями существования. Одной из таких важнейших проблем является тема структуры трудовой сферы, прошедшей через горнило двух хронологически соседствующих кризисов. Именно эта тема привлекает повышенное внимание в среде современных российских ученых-социологов: что будут представлять собой носители трудового потенциала, которым придется трудиться в посткризисных условиях. Авторами в апреле 2016 года был проведен опрос студентов 40 групп (1 142 молодых человека в возрасте от 17 до 26 лет) очной формы обучения Тюменского индустриального университета с целью определения ментальной стороны качественных базовых характеристик будущих профессионалов, которые будут трудиться в новой, изменившейся, послекризисной экономической среде.
Результаты опросов, представленные ниже, говорят о том, что студенты к последним курсам начинают интересоваться политическими процессами, проходящими в стране, пытаются представить свое профессиональное будущее — в каких условия оно будет реализовываться, какую тактику выбрать на рынке труда в перспективе, каким образом обеспечить себе карьерную будущность. Результатами ответов на вопрос о поддержке студенческой молодежи принятого правительством в марте 2016 года «Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году» представлены в табл. 1 [3].
Таблица 1
Результаты ответов на вопрос о поддержке студенческой молодежи правительством
Вопрос В % от общего количества респондентов
Бакалавриат | Магистратура
Поддерживаете ли вы антикризисные меры, принятые высшими органами государственной власти РФ? 1 курс (17-18 лет) 2 курс (18-19 лет) 3 курс (19-20 год) 4 курс (20-21 год) 1 курс (21-22 лет) 2 курс (22-24 лет)
Поддерживаю 33 47 41 37 34 33
Не поддерживаю 16 14 19 28 31 30
Затрудняюсь ответить 51 39 40 34 35 37
По результатам опроса видно, что более 50 % студентов 1 курса бакалавриата не могут ответить на поставленный вопрос об антикризисном планировании госорганами. Больше всего поддержку правительственным действиям оказывают студенты старших курсов бакалавриата — 37-47 % . В то же время студенты направления магистратуры сомневаются в действенности правительственных мер по преодолению кризиса. Данные опроса, представленные в табл. 1 напрямую коррелируют с результатами в табл. 2.
Таблица 2
Результаты ответов на вопрос о действенности правительственных мер по преодолению кризиса
Вопрос В % от общего количества респондентов
Бакалавриат Магистратура
Каким вы находите сегодняшнее состояние экономической сферы РФ? 1 курс (17-18 лет) 2 курс (18-19 лет) 3 курс (19-20 год) 4 курс (20 -21 год) 1 курс (21-22 лет) 2 курс (22-24 лет)
Скорее хорошее 43 41 39 36 34 33
Не хорошее, но и не плохое 31 30 29 27 24 24
Скорее плохое 18 19 24 30 36 37
Затрудняюсь ответить 8 10 8 7 6 6
По полученным ответам на вопрос: «Каким вы находите сегодняшнее состояние экономической сферы РФ?» — 8 % , наиболее оптимистично в оценках российской экономики настроены студенты бакалавриата первых курсов — до 43 % дали ответ «скорее хорошее». Самые негативные тенденции отмечают студенты последних курсов обеих ступеней обучения — до 30 % учащихся бакалавриата и до 37 % учащихся магистратуры. В тоже время позитивные оценки российской экономической системы у данных студентов самые низкие по всем курсам — 36 % у обучающихся на 4 курсе бакалавриата и 33 % — на 2-м магистратуры. Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что оптимистические настроения у обучающихся на 1 -ой и 2-ой ступенях переходят в более реалистичное русло, по мере того как студенты приближаются к последним курсам бакалавриата и магистратуры. Это связано с тем, что ближе к выпуску учащиеся начинают искать вакантные места по своей специальности, сталкиваются с действительным положением дел в российской экономической сфере, начинают испытывать трудности, связанные с реализацией себя в профессиональной среде.
Таблица 3
Результаты ответов на вопрос об оценке своих собственных перспектив найти «хорошую работу»
Вопрос В % от общего количества респондентов
Бакалавриат Магистратура
Как вы оцениваете свою возможность найти «хорошую работу» после окончания вуза? 1 курс (17-18 лет) 2 курс (18-19 лет) 3 курс (19-20 год) 4 курс (20 -21 год) 1 курс (21-22 лет) 2 курс (22-24 лет)
Скорее хорошо 48 49 45 39 36 37
Не хорошо, но и не плохо 19 23 21 20 27 24
Скорее плохо 7 5 9 13 15 16
Затрудняюсь ответить 26 23 25 28 22 23
Результаты опроса на предмет того, как оценивают свои собственные перспективы найти «хорошую работу» показаны в табл. 3. По представленным данным видно, что наиболее оптимистичны студенты начальных курсов первой ступени обучения — до 48 % оценивают свои возможности как очень хорошие, а студенты магистратуры оказались «пессимистами» — до 36 % по данному показателю. Данные ответов на вопрос «Что вы вкладываете в определение «хорошая работа»?» представлены в табл. 4.
Самореализация молодых людей в профессиональной сфере, раскрытие новых горизонтов в профессиональной деятельности, улучшение климата на трудовом рынке, умение молодых профессионалов действовать в кризисных условиях, которые касаются рабочего места или национальной экономики в целом прямо пропорциональны степени продуманности стратегии поведения молодого специалиста на рынке труда. Планирование действий молодого профессионала на рынке труда имеет под собой основание двух видов категорий.
1. Имманентные категории профессиональной деятельности, которые включают в себя условия данной деятельности, уровень ее результативности, полезность для общества, профессиональная самореализация и т. д.
2. Трансцендентные категории профессиональной деятельности, охватывающие социально-экономический климат в государстве, путь по которому развивается национальная экономика, уровень заработной платы той или иной категории работников, престиж различных профессий и т. д. [2]
Таблица 4
Результаты ответов на вопрос «Что вы вкладываете в определение «хорошая работа»?»
Вопрос В % от общего количества респондентов
Бакалавриат Магистратура
Что вы вкладываете в определение «хорошая работа»? 1 курс (17-18 лет) 2 курс (18-19 лет) 3 курс (19-20 год) 4 курс (20 -21 год) 1 курс (21-22 лет) 2 курс (22-24 лет)
Интересная работа, заработная плата стоит не на первом месте 24 25 23 20 18 16
Работа, за которую хорошо платят, остальные факторы не важны 41 40 43 49 54 56
Работа — вынужденная мера; если будет возможность работать не стану 6 6 7 5 4 4
Затрудняюсь ответить 29 29 27 26 24 24
Наиболее продуктивная профессиональная деятельность, четкое ориентирование на трудовом рынке, разрешение кризисных ситуаций являются результатом грамотно проработанной стратегии поведения на рынке труда вчерашнего студента и нынешнего профессионала. В постоянно меняющихся условиях российской экономики — от кризисных до благоприятных, арсенал типов поведения молодого специалиста должен обладать достаточной вариативностью. В этом плане прогресс развития молодого профессионала должен идти к снижению влияния трансцендентных категорий профессиональной деятельности. Наиболее наглядно эти явления демонстрируют результаты опроса, представленные в таблице 4.
В периоды последних экономических кризисов 2008, 2014 годов произошли наиболее динамичные изменения в стратегии поведения работников на рынке труда в сравнении с докризисным временем. Итоги проведенных исследований показывают, что кризисный период 2008 года, а в особенности 2014, произвел сильнейшее воздействие на формирование профессионального мировоззрения будущих выпускников высших учебных заведений. Присущий молодому поколению оптимизм испытывает серьезную проверку на прочность, столкнувшись с не самой радужной действительностью. Тревожность молодого поколения профессионалов за свое будущее в России является довольно опасным симптомом нынешней экономической ситуации, поскольку может привести к снижению мотивационной составляющей труда, а также вызвать повсеместную эмиграцию талантливых в различных сферах деятельности молодых людей.
Список литературы__
1. Михайлова М. Н., Михайлов С. Ю. Проблема трудовой занятости российской молодежи в условиях социально-экономического кризиса // Фундаментальные исследования. — 2016. №5. — С.386-390.
2. Хайруллина Н. Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 3. - С. 74-80.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/X6NrRVuOjij1ALG5ZoCbVm5G3IQ0lCkh. pdf.
_Сведения об авторе
Пирвердиева Эльвира Али-кызы, Тюменский индустриальный университет, тел. 89224834230, e-mail: [email protected]
Pirverdiyeva E. A. Industrial University of Tyumen, phone: 89224834230, e-mail: [email protected]