Литература
1. Баланова Ю.А. с соавт. Распространенность поведенческих факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в российской популяции по результатам исследования ЭССЕ // Профилактическая медицина. - 2014. - № 5. - С. 42-52.
2. Бойцов С.А., Вылегжанин С.В. Профилактика неинфекционных заболеваний в практике участкового терапевта: содержание, проблемы, пути решения и перспективы // Терапевтический Архив. -2015. - № 87(1). - С. 4-9.
3. Доклад о ситуации в области НИЗ в мире, 2010. - Женева: ВОЗ, 2011. -http://www.who.int/nmh/publications/ncd_report_summary_ru.pdf.
4. Оганов Р.Г. с соавт. Значение сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний для здоровья населения России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2002. - № 2. - С. 2-7.
5. Потемкина Р.А., Глазунов И.С. Разработка системы мониторирования поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2007. - № 10(2). - С. 7-11.
6. Lim S.S. et al. A comparative risk assessment of burden of disease and injury attributable to 67 risk factors and risk factor clusters in 21 regions, 1990-2010: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2010 // Lancet. - 2012 Dec. 15. - № 380(9859). - Р. 2224-2260.
7. Mozaffarian D. et al. Global Burden of Diseases Nutrition and Chronic Diseases Expert Group. Global sodium consumption and death from cardiovascular causes // N Engl J Med. - 2014. - № 371(7). - Р. 624-634.
8. Yusuf S. et al. INTERHEART Study Investigators. Effect of potentially modifiable risk factors associated with myocardial infarction in 52 countries (the INTERHEART study): case-control study // Lancet. - 2004. - № 364(9438). - Р. 937-952.
Ецко К.П., Горбунова Г.Д.
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
Государственный Университет медицины и фармации им. Н. Тестемицану, г. Кишинев, Республика Молдова Ецко Константин Петрович - д.м.н., профессор; constantin.etco@usmf.md,
Горбунова Галина Давыдовна - к.м.н., доцент; galina_gorbunov@mail.ru, galina.gorbunov@usmf.md.
Резюме. Международная трудовая миграция - массовая форма миграции молдавского населения - является одной из наиболее острых
проблем, стоящих перед страной. От 340 тыс. до 1 млн. граждан Молдовы работают за рубежом, что составляет более 25% экономически активных жителей страны.
Ключевые слова: Молдова, трудовая миграция, здоровье, социальная защита.
Etco C.P., Gorbunova G.D.
г '
LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA
Abstract. International labor migration is a massive migration form of Moldova population. It is among the most pressing problems the country is currently facing. From 340 thousand up to one million c Moldova citizens work abroad. That is more than 25% of economically active residents.
Key words: Moldova, labor migration, health, social protection.
Миграция трудовых ресурсов в современных условиях превратилась в постоянный, неизбежный и очень сложный процесс. Причины, по которым встают на путь трудовой миграции, определены воздействием ряда факторов экономического и неэкономического характеров. Трудовая миграция во многом явилась ответом на тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране. В то же время это был индивидуальный ответ населения на эффективность проводимых социально-экономических преобразований в стране [1, 2].
По официальным данным, за рубежом работают от 340 тыс. до 1 млн. человек, что составляет более 25% экономически активных жителей страны, а денежные переводы в результате миграции достигают 33-37% ВВП [3, 5, 9]. Средний возраст мигрантов 35 лет, 2/3 - жители сельской местности, более 1/3 мигрантов - женщины, 42% мигрантов имеют детей, оставшихся в Молдове [6].
Молдова находится на стыке европейской (ЕС) и постсоветской (СНГ) миграционных систем. В СНГ основным аттрактором является Россия (Москва и Московская область). Если ранее ведущей была тенденция трудовой миграции молдавского населения в государства СНГ, в первую очередь, в Россию, то ныне появляются западный и юго-западный вектора трудовой миграции. При этом наиболее массово присутствие молдавских трудовых мигрантов выражено в России (58%), Италии (19%), Португалии (5%), Испании, Греции, Чехии, Франции, Германии, Ирландии, Кипре, Румынии, Турции, Израиле, Украине. [12].
Правительство Республики Молдова рассматривает миграцию в качестве одного из важнейших факторов развития, поэтому утвердило План мероприятий по стимулированию возвращения трудовых мигрантов, а также разработало ряд программ, направленных на развитие инвестиционных возможностей. С 2013 г. в каждом центральном органе государственной власти предусмотрена должность ответ-
ственного по связям с диаспорой в рамках своих полномочий. Для успешного развития Республики Молдова важно сгладить отрицательные последствия миграции [13, 8].
Последствия миграции ощущаются мигрантами и обществом в целом, включая население, не участвующее в миграционных процессах, а именно детьми мигрантов и пожилыми людьми, остающимися присматривать за внуками. Проблема миграции и ее последствий по-прежнему находится в центре внимания как специалистов, так и гражданского общества. Ощущается необходимость в новых политических подходах и социальных практиках для уменьшения отрицательных и усиления положительных последствий миграции. [12].
Необходимость разработки проекта государственной политики, касающейся детей мигрантов, оставленных дома, обоснована исследованиями, которые акцентируют внимание на проблеме психосоциальной и эмоциональной адаптации детей и молодежи. По данным исследования ЮНИСЕФ «Мониторинг положения детей и женщин» (2015), у 21% детей в Республике Молдова один из родителей находится за границей, а у 5% - оба. Четверть детей мигрантов проживают в сельской местности (23%), в семьях со средним уровнем доходов (26%). На первый взгляд, денежные переводы дают детям мигрантов больше возможностей в сравнении с остальными детьми. Принято считать, что они обретают материальное благополучие, а значит и достойный уровень жизни. На самом деле, дети, оставленные дома мигрантами, находятся в уязвимом положении и подвержены повышенному риску стать жертвами насилия или торговли людьми, но в первую очередь разлука с семьей делает их социально и эмоционально уязвимыми [4, 10].
К концу 2016 г. в Молдове зарегистрировано 39,1 тыс. детей, оставшихся без ухода 1 или обоих родителей-мигрантов. В 91% семей за детьми присматривают бабушки и дедушки.
Миграция родителей ведет к нежелательным последствиям в поведении, психоэмоциональном состоянии детей, а именно, к нервозности (15,0%), непослушанию (11,1%), болезненности (7,0%) и т.д. [7, 10, 11]. Отсутствие родительской заботы,особенно в раннем возрасте, считается фактором риска для здоровья детей.
Литература
1. Завтур К., Турко Т. Трудовая миграция и конфликт / Население Молдовы и трудовая миграция: состояние и современные формы. -Кишинэу: CAPTES, 2000.
2. Морару В., Мошняга В., Руснак Г. Маятник миграции. - Кишинев, 2012.
3. Мошняга В., Руснак Г., Цуркан В., Завтур А. Эффекты трудовой миграции молдавского населения в европейском контексте / Cooperare
regionalá §i integrare europeaná ín sud-estul Europei: studii de caz. -Chi§ináu, 2006.
4. Оставленные вследствие миграции пожилые люди и дети Молдовы. - Кишинев, 2010. - www.migration4development.org,www.helpage.org.
5. Agenda Na|ionalá de Ocupare a Fortei de Muncá. -http://www.Anofm.md.
6. Biroul National de Statisticá. Forja de muncá ín Moldova - ocupare §i §omaj. 2015. - Chi§ináu: statistica, 2016. -www.statistica.md/category.php?l=ro&idc=107.
7. Cojocaru M. Efectele migratiei. Support de curs adresat participantilor la proiectul Migratia §i traficul minorilor neínsotiti: másuri urgent pentru minorii aflati ín situatie de vulnerabilitate extremá. Organizatia internationalá pentru migratie. Migratia §i efectele ei ín plan familial. Iasi.Romania, 2010. -singuracasa.ro/_.../Migratia_si_efectele_ei_in_plan_familial_OIM2006.pdf.
8. Consolidarea legáturii dintre migratie §i dezvoltare ín Moldova. Central de analiza si investigatii sociologice, politologice §i psihologice. Agentia internationalá pentru informatie din tara de origine. - Chi§ináu, 2010.
9. Costandachi Gh. Republica Moldova la un sfert de secol de inde-pendentá. - Chisináu, 2014. - www.costandachi.eu/.../REPUBLICA-MOLDOVA-LA-UN-SFERT-DE-SECOL-DE-I.
10. Initiativa de Combatere a Traficului de Persoane. -http://www.winrock.org.md.
11. Institutul de Dezvoltare Socialá §i Initiative (IDIS). - http://www. viitorul. moldova.org.
12. Organizatia Internationalá de Migratiune ín Moldova. -http://www.iom.md.
13. Strategia de protectie a copilului §i familiei: 3 prioritáti cheie pentru anii 2013-2020. Proiect.Ministerul Muncii, Protectiei Sociale, familiei §i a copilu-lui.2012. - http://www. Migratie.md, www.slideshare.net/.../strategia-de-protecie-a-copilului-i-familiei-3-prioriti-cheie-pent.
Захаренков В.В., Виблая И.В.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРИОРИТЕТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний», г. Новокузнецк Захаренков Василий Васильевич - д.м.н., профессор, директор; vasiliy.zaharenkov@mail.ru; ecologia_nie@mail.ru, Виблая Ирина Викторовна - д.м.н., профессор, зав. лабораторией информатизации здравоохранения.