Научная статья на тему 'Трудовая миграция в контексте развития рынка труда'

Трудовая миграция в контексте развития рынка труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в контексте развития рынка труда»

Таблица 1

Распределение приграничных областных регионов РФ по типам демографических балансов*,

1995-2009 годы

Типы демографических балансов 1995-1999 гг. 2000-2004 гг. 2005-2009 гг. 1995-1999 гг. 2000-2004 гг. 2005-2009 гг.

% в населении РФ, на конец периода Число областных регионов

Регионы с естественной убылью населения

1 68,9 32,0 32,1 21 11 9

2 19,6 46,7 54,0 12 17 24

3 3,1 12,8 3 9

Регионы с естественным приростом населения

4 4,4 4,4 9,0 3 3 8

5 3,3 3,4 2,2 4 4 2

6 0,8 0,7 2,7 2 1 2

Всего 100,0 100,0 100,0 45 45 45

* Тип 1 - Е-, МрМ+, МнМ+; Тип 2 - Е-, МрМ-, МнМ+; Тип 3 - Е-, МрМ-, МнМ-; Тип 4 - Е+, МрМ-, МнМ+; Тип 5 - Е+, МрМ-, МнМ-; Тип 6 - Е+, МрМ+, МнМ+, где Е - естественный прирост (убыль); МрМ - сальдо межрайонной миграции; и МнМ -сальдо международной миграции.

Источники: Рассчитано по: Численность и миграция населения Российской Федерации в 1995 году ... 2009 году. Стат. бюллетень. - М.: Росстат, 1996 ... 2010.

Данные типы, по сути, обозначили две принципиальные ситуации, касающиеся региональных особенностей миграционного вклада в демографическое развитие приграничных территорий в условиях естественной убыли населения. С одной стороны, это ситуация противостояния естественного и миграционного компонентов - компенсация естественных потерь населения со стороны одновременно и внешних, и собственно российских источников формирования населения (тип 1). К началу 2010 г. на территориях данного типа проживало 32,1% россиян. С другой стороны, это ситуация противостояния внешних и собственно российских источников региональной демографической динамики - восполнение (полное или частичное) российских естественных и межрайонных миграционных потерь населения единственно за счет международной миграции (тип 2). В последнее десятилетие данный тип демографического баланса занял ведущие позиции, причем во второй половине 2000-х годов (2005-2009 гг.) он стал не только относительным, но и абсолютным лидером ситуации - сейчас его представляют 54,0% населения приграничных регионов.

Таким образом, межрайонные миграции от пятилетия к пятилетию все больше утверждались в роли фактора негативной региональной демографической динамики, который, наряду с естественной убылью, стимулировал сокращение численности постоянного населения российских приграничных регионов. Напротив, международные миграции в той или иной мере усилили свои позиции в качестве позитивного компонента демографического развития. Сказанное касается населения не только естественно убывающих приграничных регионов, но также и регионов с его естественным приростом. Здесь доминанту ситуации, как и в регионах с естественной убылью населения, представляет тип демографического баланса с разнонаправленными миграционными составляющими (тип 4) - положительное сальдо международной миграции на фоне межрайонных миграционных потерь населения. Данный тип ситуации также усиливает свои позиции в полосе приграничного расселения (табл. 1). Вместе с тем, ее объемов недостаточно для того, чтобы стабилизировать численность населения в данной части РФ. Это касается не только той части приграничных регионов, где международные миграции являются единственным позитивным компонентом демографической динамики, но и подавляющего большинства тех из них, где она дополняет аналогичный позитивный эффект российских межрайонных миграций. Проблемный характер современной ситуации придает то, что в приграничной зоне иммигрантов оседает все меньше и меньше.

Топилин А.В.1

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

Миграция населения как сложное социально-экономическое явление оказывает разностороннее воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Оживление российской экономики, улучшение ее макроэкономических показателей в период 2000-2008 гг., способствовали созданию дополнительных рабочих мест и увеличению потребности в иностранной рабочей силе. Иностранные трудовые мигранты были активно востребованы в секторах экономики с непривлекательным и низкоквалифицированным трудом - строительстве, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве. В целом в этот период трудовая миграция оказывала позитивное влияние на экономический рост и региональные рынки труда. По имеющимся оценкам вклад трудовых мигрантов в создание ВВП страны составляет не менее 6%.

1 Топилин Анатолий Васильевич - д.э.н., профессор, зав. сектором демографии, миграции и регулирования рынка труда Института макроэкономических исследований. Научные интересы: миграция, миграционная политика, рынок труда, демография, регионы и региональная экономика, инновационность. Контакты: parfik@isr.ru

Модернизация российской экономики, внедрение новых технологий предполагает прежде всего более эффективное использование имеющихся ресурсов труда, более энергичную перестройку системы профессионального образования, отвечающей перспективным потребностям экономики в кадрах необходимых профессий и уровня квалификации. Вместе с тем, экономика России, являясь частью международного рынка труда, и в перспективе будет осуществлять миграционный обмен с зарубежными странами. Задача состоит в том, чтобы в максимальной степени использовать выводы такого обмена для России и свести к минимуму возможные издержки от этого процесса.

В период экономического кризиса возникают некоторые негативные последствия, которые повлекут за собой определенные изменения в характере миграционных процессов и возрастание рисков, связанных с ростом неконтролируемой миграции:

- сокращение занятости, особенно в таких сферах деятельности, как строительство, обрабатывающая промышленность, розничная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, что отразится на положении трудовых мигрантов, занятых в этих секторах, увеличении среди них числа безработных;

- сокращение заработной платы и ухудшение условий труда в результате стремления компаний и работодателей к сокращению затрат, а также уменьшение объемов социального обеспечения, что отрицательно отразится на доходах мигрантов и их здоровье, включая членов их семей;

- уменьшение объемов денежных переводов трудовых мигрантов в страны, откуда они прибыли в связи с тем, что они потеряли работу, что приведет к росту масштабов бедности и обострению проблем социально-экономического развития в странах СНГ, основных поставщиков иностранной рабочей силы на российский рынок труда. Ухудшение экономической и социальной ситуации на постсоветском пространстве повышает риски наплыва нелегальных мигрантов, роста коррупции, преступности, обострения межнациональных отношений, что представляет собой угрозу национальной безопасности России;

- проведение политики более активного ограничения миграции для защиты внутренних рынков труда и в связи с сокращением спроса на иностранную рабочую силу. Например, некоторые страны (Италия, Великобритания) уже объявили о сокращении допуска мигрантов в целях трудоустройства; в Испании правительство принимает меры финансового стимулирования, чтобы убедить безработных мигрантов вернуться на родину.

Основной риск социально-экономического развития, связанный с миграцией, состоит в том, что в условиях экономического кризиса при ужесточении контроля за процессами трудовой миграции со стороны правительства (в частности, на 2009 г. были в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранной рабочей силы как мера по поддержке безработных россиян во время кризиса; ФМС усилил контроль за использованием квоты там, где она выдана), возрастут масштабы нелегальной миграции со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для страны. Произойдет расширение теневого сектора экономики, в том числе укрепление неформального рынка труда в связи с тем, что безработные мигранты в России будут стремиться устроиться на работу без официальных разрешений.

Например, по данным Управления ФМС по городу Москве, среди уволенных с предприятий города в 1 квартале 2009 г. 40% составляли иностранные работники и жители Подмосковья. При этом 20-30% потерявших работу иностранных граждан надеются снова найти ее и остаются в Москве. Очевидно, что трудоустроиться удается далеко не всем и часть из них становятся незаконными мигрантами.

Попытки запретительными мерами ограничить приток трудовых мигрантов и освободить рабочие места для местного населения несут в себе определенные угрозы и риски, которые не менее опасны, чем проблемы, связанные с избыточной миграцией. Эти угрозы и риски возможны в связи с оголением непрестижных низкооплачиваемых рабочих мест, традиционно занимаемых трудовыми мигрантами. Таких рутинных, непривлекательных рабочих мест достаточно много в различных сферах деятельности, прежде всего в строительстве, торговле, сфере обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве (уборка улиц, погрузо-разгрузочные работы, дорожное и дачное строительство, обслуживание домохозяйств) и т.д.

Сокращение сферы применения неквалифицированного труда во многом зависит от предпринимателей, их образа мышления, стремления вкладывать средства в развитие человеческого капитала, подготовку и переподготовку кадров. Пока же становится нередким явление, когда работодатель, стремясь привлечь более дешевую иностранную рабочую силу, устанавливает для российских граждан невыгодные условия работы, что ведет к безусловному нарушению их прав. Государство должно создать правовое поле, исключающее подобные действия, разрабатывать механизмы, стимулирующие работодателей внедрять новую технику и современное оборудование, экономящие живой труд. Только при этом условии можно свести к минимуму привлечение иностранной рабочей силы в малопривлекательные сектора экономики.

В условиях кризиса при росте безработицы на рынке труда автоматически возрастает конкуренция. Поэтому иммиграция в данном случае играет негативную роль, хотя в период подъема она способствовала экономическому росту. Поэтому возникает проблема разделения рисков в период спада между теми, кто получал повышенную прибыль за счет труда мигрантов и самими мигрантами. Речь может идти, например, об оплате проезда на родину потерявшим работу мигрантам. Это не только экономически справедливо, но и снижает возможные риски, связанные с социальным протестом мигрантов.

Определенные риски связаны с усилением в условиях кризиса опасности проявления дискриминации и ксенофобии в связи с сохраняющимися еще представлениями о том, что мигранты занимают рабочие места российских граждан, особенно в сегментах рынка труда низкой квалификации.

Возрастают риски, связанные с увеличением государственных и муниципальных расходов на социальную и правоохранительную деятельность, ростом нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуру, и, как следствие -ухудшение социально-экономических условий жизни как коренного населения, как и мигрантов в некоторых регионах.

Серьезные проблемы возникают в связи с оценкой состояния здоровья трудовых мигрантов. Доля разрешений на работу, аннулированных в связи с непредставлением иностранными гражданами установленных законодательством медицинских документов, составляет более 32% от общего количества аннулированных разрешений на работу. Радикальным решением является введение медицинской страховки, которую должен иметь каждый иностранец и человек без гражданства, пересекающий российскую границу. Подобный порядок установлен в странах шенгенской зоны.

Часть рисков, связанных с нелегальной миграцией, носит «отложенный» характер, но, тем не менее, их нужно иметь в виду сегодня. Речь идет о том, что дети из многих семей нелегальных мигрантов, как правило, нигде не учатся, используются родителями как бесплатная рабочая силы. Через несколько лет, не имея профессии и квалификации, они пополнят ряды безработных, а в худшем случае криминальные структуры и маргинальные слои населения. Эти риски достаточно высоки и особенно остро проявляются в периоды кризисов.

Возрастают риски, связанные с потерей интеллектуального потенциала. В условиях кризиса может возрасти эмиграция из России, которая в последние годы постепенно сокращалась. Причем покинуть страну могут наиболее квалифицированные, молодые и перспективные работники, ученые, высококвалифицированные специалисты (например, врачи в связи с их нехваткой в ряде западных стран), студенты и аспиранты по наиболее востребованным специальностям. Всплеск эмиграции Россия переживала уже не раз, в том числе в начале 1990-х годов прошлого столетия. И здесь единственный путь - скорейший переход экономики на инновационный путь развития, создание передовых научно-инновационных центров на базе крупнейших университетов страны, поддержка развития наукоградов, многократное повышение заработной платы ученым, создание благоприятных условий для закрепления высококвалифицированных кадров.

Таким образом, можно рассматривать следующие риски, связанные с рынком труда и миграцией в условиях кризиса:

1. Макроэкономические риски. Рост общей безработицы затронет и иностранную рабочую силу, что может увеличить риски, связанные с увеличением нелегальной миграции, негативно повлиять на социальную обстановку, межнациональные отношения, криминогенную ситуацию. Преодоление рисков может быть осуществлено путем разработки комплекса мероприятий по созданию условий для легализации иностранных граждан, расширения переподготовки иностранных работников с учетом потребности российской экономики в кадрах, создания центров содействия иммиграции, языковой, культурной и социальной интеграции легальных иммигрантов в российское общество.

2. Финансовые риски. Недостаточность финансирования из бюджетных источников мероприятий по повышению территориальной и профессиональной мобильности российских граждан, оказанию адресной помощи при их переезде в другую местность, социальной адаптации трудовых мигрантов и членов их семей. Необходимо обеспечивать финансирование этих мероприятий в нужных объемах как приоритетного направления миграционной политики.

3. Организационные риски. Более ускоренная реализация мероприятий по активизации внутрироссийского переселения рабочей силы, оптимизации внешней трудовой миграции, привлечения и использования иностранной рабочей силы зависит от принятия необходимых законодательных актов, нормативных документов РФ, создающих непротиворечивое правовое поле для реализации принимаемых мер.

Существующая государственная статистическая отчетность по миграции неадекватно отражает эти процессы, не дает полной картины не только самих масштабов миграции, но главное - качественных характеристик трудовых мигрантов.

Для разработки эффективных мер миграционной политики необходимо налаживание полноценного статистического учета миграционных процессов, включая наряду с оценкой общих масштабов, показатели, отражающие демографическую ситуацию, структуру мигрантов, уровень их образования и опыта работы, состояние здоровья мигрантов и членов их семей и другие качественные характеристики.

Список литературы

1. Топилин А.В. Пойдет ли поезд на восток? (внутренняя миграция населения и экономическое развитие России) // Российская миграция. - М., 2010. - № 1-6 (45-46), декабрь-январь.

2. Топилин А.В., Парфенцева О.А. Перспективы трудовой миграции в России: от количественных к качественным параметрам. -М: МАКС Пресс, 2008.

3. Топилин А.В., Парфенцева О.А. Миграция и рынок труда в условиях кризиса. - М.: МАКС Пресс, 2009.

Фурасов В.Д.

д.т.н., профессор Государственного университета управления

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИНДЕКСЫ ЧИСЛЕННОСТИ, РОЖДАЕМОСТИ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ1

В статье рассматриваются вопросы сравнительного анализа процессов развития в условиях ограниченной реально доступной статистической информации. С использованием совместимых с результатами статистического наблюдения нестационарных дискретных динамических моделей рассчитываются эволюционные индексы численности,

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 10-06-00225).

291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.