Научная статья на тему 'Миграционные процессы как социально-демографический компонент формирования приграничного пояса расселения населения РФ'

Миграционные процессы как социально-демографический компонент формирования приграничного пояса расселения населения РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы как социально-демографический компонент формирования приграничного пояса расселения населения РФ»

Уровень государственных инвестиций в человеческий потенциал в России и Руанде

Государственные расходы Россия Руанда

% ВВП, 2000-2007 г. Здравоохранение 3,5 (67) 4,9 (49)

Образование 3,9 (92) 4,1 (87)

% бюджетных расходов, 2006 г. Здравоохранение 10,8 (84-86) 27,3 (2)

Образование 12,9 (88-91) 19,0 (31)

Примечание: в скобках курсивом приведены мировые рейтинги стран по соответствующим показателям.

Заключение

Сложившаяся в России демографическая ситуация крайне неблагоприятна с точки зрения конкурентоспособности страны в обозримом будущем. Некоторые успехи последних лет в снижении смертности и повышении рождаемости слишком незначительны, чтобы преодолеть отставание от наиболее развитых и интенсивно развивающихся стран. Поэтому необходим модернизационный подход к управлению демографической ситуацией в России. Главными его характеристиками должны быть системность и изменение отношения к человеческому потенциалу страны, который должен рассматриваться не только как ресурс, но и как цель стратегического развития. Переключение с экономических приоритетов на человекоориентированное использование ВВП - необходимое условие выживания и устойчивого развития России. В условиях, когда наиболее вероятным вариантом на ближайшие десятилетия остается более или менее выраженное сокращение численности населения, решающие усилия должны быть направлены на повышение качества человеческого потенциала.

Тарасова Н.В.

к.э.н., зав. сектором ИСПИ РАН

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО ПОЯСА РАССЕЛЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ РФ

Необходимость оптимизации социально-демографической ситуации в Российской Федерации в контексте сбережения российской нации в условиях депопуляции поставила миграцию (в силу ее межтерриториального характера и временных особенностей) в ряд особых факторов демографического развития не только страны в целом, но главное -ее регионов. Суть в том, что в ряду демографических процессов миграция в РФ - это массовый и к тому же наименее инерционный процесс, в значительной мере подверженный влиянию внешней среды (условий жизнедеятельности населения той или иной территории в тот или иной период времени).

В этой связи миграционные процессы являются и наиболее оперативным фактором территориальной демографической динамики. Помимо этого здесь необходимо учитывать и то, что в формировании населения любой открытой в демографическом отношении территории миграции - это еще и фактор межтерриториального характера. Поэтому он требует ситуационного анализа результатов и последствий миграции и принятия соответствующих управленческих решений с позиций системного подхода - ориентации оценок и мер одновременно на потребности изучаемой территории (страна, областной регион, поселение), с одной стороны, и интересы ее основных миграционных партнеров, с другой стороны. Другими словами, региональный срез ситуационного анализа миграции является важнейшей составляющей оптимизации социально-демографической ситуации в Российской Федерации не только для российских межрайонных, но и международных миграций, поскольку демографическое возрождение страны невозможно без возрождения ее регионов.

Изучение миграционных процессов, как компонента регионального социально-демографического развития, можно считать уже традиционным направлением отечественных исследований. Еще в исследованиях 1970-х - 1980-х годов рассматривались позитивные и негативные последствия межрайонных миграционных процессов - их воздействие на динамику численности и размещение населения, его возрастно-половой состав, показатели естественного движения, обеспеченность территории трудовыми ресурсами с позиций текущего и прогнозируемого развития территорий. Другое дело, что вплоть до середины 1980-х годов подобные исследования, как правило, не шли дальше анализа собственно миграционной ситуации; и только со второй половины 1980-х годов оценки региональных миграционных ситуаций впервые приобрели проблемный ракурс. Правда, они были сконцентрированы на узком числе российских регионов - районы нового освоения и нечерноземные области, а также крупнейшие города, которые представляли важнейшие региональные срезы социально-демографических проблем того периода.

С начала 1990-х годов на российском пространстве обозначилась новая миграционная проблема - проблема формирования населения в приграничной полосе расселения. Ее возникновение определили новые социально-политические и демографические условия, с одной стороны, и издержки во многом однобокой миграционной политики прошлых десятилетий, с другой стороны. Однако в российских исследованиях стационарных миграций она пока не получила должного внимания - ее чаще всего соотносят с этнодемографическими особенностями иммиграционных процессов, рассматривая при этом либо общероссийскую ситуацию (минуя расселенческий аспект), либо избиратель-

но регионы (в основном это - особенности китайской миграции на Дальнем Востоке). Вместе с тем, проблема формирования приграничного пояса расселения населения РФ гораздо шире, как в смысле территориального охвата, так и многоаспектности тех исследовательских задач, решение которых она предполагает в части оптимизации региональных миграционных параметров. Об актуальности изучения вклада миграционного компонента в формирование населения приграничных областных регионов РФ говорит следующее.

Во-первых, речь идет о широкомасштабном явлении на российском пространстве. После распада Союза ССР Россия обрела статус суверенного государства, а, следовательно, и новые государственные границы большой протяженности, а вместе с ними - и новую полосу приграничного расселения, где формирование численности и состава постоянного населения имеет важное геополитическое значение. В настоящее время ее государственную границу (сухопутную и морскую) представляют 45 из 80 областных регионов страны, на долю которых приходится 38% территории и 49% численности населения страны. Причем для многих из них (в общей сложности это - 30 областных регионов РФ) статус приграничной территории - явление новое. Сказанное, в первую очередь, касается многих европейских областей РФ, представляющих западную и южную границы страны.

Во-вторых, изменившиеся условия (статус суверенного государства, долговременная естественная убыль населения и открытый демографический баланс РФ) требуют особых критериев оценки складывающихся параметров миграционной ситуации в данной части российских регионов. Это тем более важно, что во многих случаях речь идет о негативных параметрах собственно российской демографической динамики и выраженной компенсаторной функции иммиграционного компонента. Так, во второй половине 2000-х годов (2005-2009 гг.) на приграничные территории страны совокупно приходилось 44,5% естественной убыли населения, 57,8% межрайонных миграционных потерь и 45,9% иммиграционного прироста за период.

Для России, пребывающей в условиях депопуляции на протяжении почти двух десятилетий, сохранение численности жителей посредством миграции в полосе приграничного расселения является важнейшим государственным приоритетом. Поэтому ситуационный анализ миграции, нацеленный на решение данной стратегической задачи, приобрел особую значимость при разработке общегосударственных и региональных стратегий для привлечения и расселения иммигрантов, с одной стороны, и оптимизации межрайонного миграционного обмена внутри России, с другой стороны. В этой связи в полосе приграничного расселения оценка вклада миграционного компонента в региональную демографическую динамику требует применения одновременно двух критериев - геополитического и собственно демографического. Ситуационный анализ миграции с позиций геополитического критерия нацелен на оценки иммиграционного вклада в контексте сохранения гомогенности населения данных областных регионов; с позиций демографического критерия - на оценки вклада миграционного компонента в стабилизацию региональной численности населения в условиях депопуляции.

В-третьих, анализ миграции показывает, что в приграничной полосе расселения миграционный компонент во многих случаях не только имеет большой вес в демографической динамике, но и нередко является ее ярко выраженным доминантным компонентом. Вместе с тем, преимущественно миграционный тип формирования населения сам по себе не является доминирующей ситуацией в приграничных регионах. По нашим оценкам, во второй половине 2000-х годов (2005-2009 гг.) абсолютное и относительное большинство населения приграничья (66,5%) проживало в регионах с выраженной естественной доминантой формирования населения. В противовес им преимущественно миграционный тип формирования населения имели 13 из 45 областных регионов приграничья; в координатах численности постоянного населения на начало 2010 года это - 18,8% населения всех приграничных территорий РФ. Причем только в половине случаев отмечается резко выраженное превышение вклада миграционного компонента над естественным компонентом (в 2,5 и более раз). Другими словами, для формирования населения приграничных регионов России интенсивный характер миграционного участия - это явление не столь широко распространенное, а, кроме того, оно не имеет выраженной региональной привязки и носит территориально избирательный характер.

Более того, миграционная ситуация в приграничных регионах РФ складывается таким образом, что в подавляющем большинстве случаев ее доминантой являются не международные, а российские межрайонные миграции. Это означает, что демографическое развитие данных территорий в первую очередь складывается за счет российских источников, возможности которых в условиях депопуляции ограничены. В результате основной срез миграционных проблем в российском приграничье в настоящее время формируют не столько интенсивность миграции, сколько ее вектор. Суть в том, что во второй половине 2000-х годов 3/4 приграничных регионов (а это - 70% их населения) являлись донорами для других российских территорий. Причем наиболее распространенной здесь была ситуация, когда они теряли население не только в границах своего федерального округа, но и отдавали его в пользу других федеральных округов (45% приграничного населения).

Вектор итоговых изменений численности населения складывается из региональных особенностей не только миграционного, но и естественного движения. В этом смысле демографические ситуации в приграничных регионах РФ демонстрируют широкий спектр типовых особенностей. Если рассматривать региональные ситуации в рамках трех основных демографических компонентов - естественное движение, российские межрайонные миграции и международные миграции, то во второй половине 2000-х годов (2005-2009 гг.) формирование населения приграничных областных регионов определяли в общей сложности пять типов демографических балансов. Однако наиболее распространенными здесь были только два типа - они объединили 86% населения изучаемого региона. Причем основным дифферентом ситуации здесь вступали российские межрайонные миграции. Для территорий обоих типов характерны естественная убыль населения и положительное сальдо международной миграции, однако при этом одна группа территорий (тип 1) увеличивала свое население за счет межрайонных миграций, тогда как другая (тип 2) - теряла его в пользу других регионов РФ (табл. 1).

Распределение приграничных областных регионов РФ по типам демографических балансов*,

1995-2009 годы

Типы демографических балансов 1995-1999 гг. 2000-2004 гг. 2005-2009 гг. 1995-1999 гг. 2000-2004 гг. 2005-2009 гг.

% в населении РФ, на конец периода Число областных регионов

Регионы с естественной убылью населения

1 68,9 32,0 32,1 21 11 9

2 19,6 46,7 54,0 12 17 24

3 3,1 12,8 3 9

Регионы с естественным приростом населения

4 4,4 4,4 9,0 3 3 8

5 3,3 3,4 2,2 4 4 2

6 0,8 0,7 2,7 2 1 2

Всего 100,0 100,0 100,0 45 45 45

* Тип 1 - Е-, МрМ+, МнМ+; Тип 2 - Е-, МрМ-, МнМ+; Тип 3 - Е-, МрМ-, МнМ-; Тип 4 - Е+, МрМ-, МнМ+; Тип 5 - Е+, МрМ-, МнМ-; Тип 6 - Е+, МрМ+, МнМ+, где Е - естественный прирост (убыль); МрМ - сальдо межрайонной миграции; и МнМ -сальдо международной миграции.

Источники: Рассчитано по: Численность и миграция населения Российской Федерации в 1995 году ... 2009 году. Стат. бюллетень. - М.: Росстат, 1996 ... 2010.

Данные типы, по сути, обозначили две принципиальные ситуации, касающиеся региональных особенностей миграционного вклада в демографическое развитие приграничных территорий в условиях естественной убыли населения. С одной стороны, это ситуация противостояния естественного и миграционного компонентов - компенсация естественных потерь населения со стороны одновременно и внешних, и собственно российских источников формирования населения (тип 1). К началу 2010 г. на территориях данного типа проживало 32,1% россиян. С другой стороны, это ситуация противостояния внешних и собственно российских источников региональной демографической динамики - восполнение (полное или частичное) российских естественных и межрайонных миграционных потерь населения единственно за счет международной миграции (тип 2). В последнее десятилетие данный тип демографического баланса занял ведущие позиции, причем во второй половине 2000-х годов (2005-2009 гг.) он стал не только относительным, но и абсолютным лидером ситуации - сейчас его представляют 54,0% населения приграничных регионов.

Таким образом, межрайонные миграции от пятилетия к пятилетию все больше утверждались в роли фактора негативной региональной демографической динамики, который, наряду с естественной убылью, стимулировал сокращение численности постоянного населения российских приграничных регионов. Напротив, международные миграции в той или иной мере усилили свои позиции в качестве позитивного компонента демографического развития. Сказанное касается населения не только естественно убывающих приграничных регионов, но также и регионов с его естественным приростом. Здесь доминанту ситуации, как и в регионах с естественной убылью населения, представляет тип демографического баланса с разнонаправленными миграционными составляющими (тип 4) - положительное сальдо международной миграции на фоне межрайонных миграционных потерь населения. Данный тип ситуации также усиливает свои позиции в полосе приграничного расселения (табл. 1). Вместе с тем, ее объемов недостаточно для того, чтобы стабилизировать численность населения в данной части РФ. Это касается не только той части приграничных регионов, где международные миграции являются единственным позитивным компонентом демографической динамики, но и подавляющего большинства тех из них, где она дополняет аналогичный позитивный эффект российских межрайонных миграций. Проблемный характер современной ситуации придает то, что в приграничной зоне иммигрантов оседает все меньше и меньше.

Топилин А.В.1

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

Миграция населения как сложное социально-экономическое явление оказывает разностороннее воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Оживление российской экономики, улучшение ее макроэкономических показателей в период 2000-2008 гг., способствовали созданию дополнительных рабочих мест и увеличению потребности в иностранной рабочей силе. Иностранные трудовые мигранты были активно востребованы в секторах экономики с непривлекательным и низкоквалифицированным трудом - строительстве, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве. В целом в этот период трудовая миграция оказывала позитивное влияние на экономический рост и региональные рынки труда. По имеющимся оценкам вклад трудовых мигрантов в создание ВВП страны составляет не менее 6%.

1 Топилин Анатолий Васильевич - д.э.н., профессор, зав. сектором демографии, миграции и регулирования рынка труда Института макроэкономических исследований. Научные интересы: миграция, миграционная политика, рынок труда, демография, регионы и региональная экономика, инновационность. Контакты: parfik@isr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.