Научная статья на тему 'ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / РАБОТНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПАТЕНТ / РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FOREIGN CITIZEN / EMPLOYMENT / LABOUR MARKET / EMPLOYEE / EMPLOYER / PATENT / LABOUR PERMIT / HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Дмитрий Алексеевич, Самарская Надежда Александровна, Ильин Сергей Михайлович

Актуальность работы заключается в том, что на протяжении последних лет на территории Свердловской области наблюдается снижение численности иностранных граждан, временно прибывающих в Российскую Федерацию и осуществляющих трудовую деятельность на основании полученных в установленном порядке разрешений на работу и патентов. Данная динамика сопоставима с общероссийскими трендами, включая снижение миграционного прироста, а также обусловлена реализацией мер, направленных на обеспечение приоритетного трудоустройства российских граждан и защиту национального рынка труда. Цель статьи - проанализировать проблемы рынка труда иностранных работников на территории Свердловской области. Авторами исследованы правовые основы трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации, а также основные положения работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Свердловской области. В статье проведен анализ статистических показателей, характеризующих структуру занятости иностранных граждан на территории Свердловской области по видам экономической деятельности, а также рассмотрены вопросы привлечения в Свердловскую область иностранных работников по странам происхождения и профессионально-квалификационному составу. Для получения результата в статье проведен сравнительный анализ, изучены электронные ресурсы, опубликованные аналитиками государственных органов, занимающихся вопросами рынка труда. По результатам исследования было выявлено, что существуют определенные проблемы, возникающие при трудоустройстве иностранных работников. Изложенные в статье результаты исследования могут быть полезны специалистам в сфере занятости и социальной защиты населения, а также служащим государственного и муниципального управлений, связанных с проведением миграционной политики и разработкой государственной программы стимулирования внутренних и внешних мигрантов на территории Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour activity of foreign citizens on the territory of Sverdlovsk region

The relevance of the work lies in the fact that there has been a decrease in the number of foreign citizens who temporarily arrive in the Russian Federation and carry out labour activities on the basis of labour permits and patents obtained in accordance with the established procedure in the Sverdlovsk region over the past years. This dynamics is comparable to all-Russian trends, including a decrease in migration growth, and it is also due to the implementation of measures aimed at ensuring priority employment of Russian citizens and protecting the national labour market. The purpose of the article is to analyze the problems of the labour market of foreign workers in the Sverdlovsk region. The authors studied the legal basis for employment of foreign citizens in the Russian Federation, as well as the main provisions of the Interdepartmental Commission on recruitment and use foreign workers in the Sverdlovsk region. The article analyzes statistical indicators that characterize the structure of employment of foreign citizens on the territory of the Sverdlovsk region by type of economic activity, and also considers the foreign workers recruitment to the Sverdlovsk region by country of origin and professional qualification composition. To get the result, the article provides a comparative analysis and studies electronic resources published by analysts of state bodies dealing with labour market issues. According to the results of the study, it was found that there are certain problems that arise when employing foreign workers. The results of the study presented in the article can be useful for specialists in employment and social protection of the population, as well as employees of state and municipal administrations associated with the implementation of migration policy and the development of a state program to stimulate internal and external migrants in the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 7• Номер 1 • Январь 2020

ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

Трудовая деятельность иностранных граждан на территории свердловской области

Антонов Д.А. 1, Самарская Н.А. 2, Ильин С.М. 2

1 Департамент по труду и занятости Свердловской области, Екатеринбург, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Актуальность работы заключается в том, что на протяжении последних лет на территории Свердловской области наблюдается снижение численности иностранных граждан, временно прибывающих в Российскую Федерацию и осуществляющих трудовую деятельность на основании полученных в установленном порядке разрешений на работу и патентов. Данная динамика сопоставима с общероссийскими трендами, включая снижение миграционного прироста, а также обусловлена реализацией мер, направленных на обеспечение приоритетного трудоустройства российских граждан и защиту национального рынка труда. Цель статьи - проанализировать проблемы рынка труда иностранных работников на территории Свердловской области. Авторами исследованы правовые основы трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации, а также основные положения работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Свердловской области. В статье проведен анализ статистических показателей, характеризующих структуру занятости иностранных граждан на территории Свердловской области по видам экономической деятельности, а также рассмотрены вопросы привлечения в Свердловскую область иностранных работников по странам происхождения и профессионально-квалификационному составу. Для получения результата в статье проведен сравнительный анализ, изучены электронные ресурсы, опубликованные аналитиками государственных органов, занимающихся вопросами рынка труда. По результатам исследования было выявлено, что существуют определенные проблемы, возникающие при трудоустройстве иностранных работников. Изложенные в статье результаты исследования могут быть полезны специалистам в сфере занятости и социальной защиты населения, а также служащим государственного и муниципального управлений, связанных с проведением миграционной политики и разработкой государственной программы стимулирования внутренних и внешних мигрантов на территории Свердловской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иностранный гражданин, трудовая деятельность, рынок труда, работник, работодатель, трудоустройство, патент, разрешение на работу, высококвалифицированные специалисты.

Labour activity of foreign citizens on the territory of sverdlovsk region

AntonovD.A. 1, Samarskaya N.A. 2, Ilyin S.M. 2

1 The Department of Labor and Employment of the Sverdlovsk region, Russia

2 Federal State Budgetary Institution «All-Russian Scientific Research Institute of Labor» of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russia

Введение

В современном мире трудовая миграция является неотъемлемой составляющей рынка труда. Россия предоставляет большие возможности для людей, находящихся в трудовом поиске и самореализации. Так, по оценкам специалистов, ежегодно в Российскую Федерацию въезжают около двух миллионов иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности. Наиболее привлекательными регионами для иностранной рабочей силы являются крупнейшие мегаполисы, концентрирующие основные финансовые потоки страны, такие как Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск и другие крупные города.

Новые условия свободного перемещения трудовых ресурсов способствуют увеличению потока трудовых мигрантов в Россию. Так, по данным специалистов, осуществление мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, приведет к миграцион-

ABSTRACT:_

The relevance of the work lies in the fact that there has been a decrease in the number of foreign citizens who temporarily arrive in the Russian Federation and carry out labour activities on the basis of labour permits and patents obtained in accordance with the established procedure in the Sverdlovsk region over the past years. This dynamics is comparable to all-Russian trends, including a decrease in migration growth, and it is also due to the implementation of measures aimed at ensuring priority employment of Russian citizens and protecting the national labour market. The purpose of the article is to analyze the problems of the labour market of foreign workers in the Sverdlovsk region. The authors studied the legal basis for employment of foreign citizens in the Russian Federation, as well as the main provisions of the Interdepartmental Commission on recruitment and use foreign workers in the Sverdlovsk region. The article analyzes statistical indicators that characterize the structure of employment of foreign citizens on the territory of the Sverdlovsk region by type of economic activity, and also considers the foreign workers recruitment to the Sverdlovsk region by country of origin and professional qualification composition. To get the result, the article provides a comparative analysis and studies electronic resources published by analysts of state bodies dealing with labour market issues. According to the results of the study, it was found that there are certain problems that arise when employing foreign workers. The results of the study presented in the article can be useful for specialists in employment and social protection of the population, as well as employees of state and municipal administrations associated with the implementation of migration policy and the development of a state program to stimulate internal and external migrants in the Sverdlovsk region.

KEYWORDS: foreign citizen, employment, labour market, employee, employer, employment, patent, labour permit, highly qualified specialists

JEL Classification: J20, J44, J80 Received: 29.11.2019 / Published: 31.01.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Antonov D.A. (dtzn0egov66.ru)

CITATION:_

Antonov D.A., Samarskaya N.A., Ilyin S.M. (2020) Trudovaya deyatelnost inostrannyh grazhdan na ter-ritorii Sverdlovskoy oblasti [Labour activity of foreign citizens on the territory of Sverdlovsk region]. Ekonomika truda. 7. (1). - 93-114. doi: 10.18334/et.7.1.41558

ному приросту населения к 2025 году на уровне 331-376 тыс. человек ежегодно. По прогнозам специалистов предполагается, что к 2030 году миграционный прирост будет выше среднего и составит 516 тыс. человек ежегодно, полностью компенсировав естественную убыль населения [8, 9, 10] (Gavrikov, 2018; Volokh, Gerasimova, 2019; Baranova, Lysikova, 2019).

Согласно статистическим исследованиям, в результате изменений в миграционной политике России в 2019 году наблюдается увеличение количества мигрантов до 14 940 455 чел. по сравнению с 13 618 136 чел. в 2018 году. Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства в 2019 году - 91 391 чел., что немного больше, чем в 2018 году - 89 756 чел., в том числе высококвалифицированным специалистам - 25 715 чел. в 2019 году по сравнению с 20 248 чел. в 2018 году. В 2019 году оформлено 1 389 689 патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства, что превышает данный показатель за 2018 год - 1 271 9381.

В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника» [1].

Установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации

1 Отметим, что данное исследование не учитывает дискриминацию при получении данных должностей и устройстве на работу в данные организации. Возможно, из-за дискриминации женщинам приходится обладать большим человеческим капиталом, чем мужчинам, чтобы получить одну и ту же работу.

ОБ АВТОРАХ:_

Антонов Дмитрий Алексеевич, директор (dtzn0egov66.ru)

Самарская Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора (samarskaya_na0mai1.ru)

Ильин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, директор (si1in0umco.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Антонов Д.А., Самарская Н.А., Ильин С.М. Трудовая деятельность иностранных граждан на территории Свердловской области // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 1. - С. 93-114. doi: 10.18334/et.7.1.41558

и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства не является дискриминацией [4, 5] (Tabakova, Govorova, 2016; Koretskaya-Garmash, 2016).

В соответствии со ст. 34, 37 Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [2].

Современный механизм государственного регулирования процесса привлечения иностранных трудовых мигрантов включает такие мероприятия, как выдача разрешения на работу (патент); необходимость оформления трудового или гражданско-правового договора; установление доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории России; определение потребности в привлечении иностранных работников на основании визы, правовое регулирование [6] (Averin, Goloborodko, Popova, Babanov, 2017).

Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации определен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с основными положениями закона, под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа такого гражданина на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Работодатель, заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, в случае если он достиг возраста 18 лет при наличии разрешения на работу или патента [3].

Вместе с тем данный порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, к которым в частности относятся постоянно или временно проживающие в Российской Федерации сотрудники международных организаций, дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств, журналисты, аккредитованные в Российской Федерации.

Также работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в случае если иностранные граждане: прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы; являются высококвалифицированными специалистами; являются членами семей высококвалифицированного специалиста; обучаются в Российской Федерации (по очной форме) по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

Тем не менее следует отметить, что законодательством установлен ряд ограничений по осуществлению трудовой деятельности иностранными гражданами. Так,

иностранный гражданин не имеет права [3]: находиться на муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром гражданского воздушного судна; быть принятым на работы на объекты организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Законом предусмотрено, что временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Временно прибывающий на территорию Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу или патент. Временно пребывающий иностранный гражданин в Российской Федерации не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.

осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории свердловской области

По данным Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Свердловской области (далее - УВМ ГУ МВД России по Свердловской области), за 2018 год на миграционный учет поставлены 398 281 иностранный гражданин и лицо без гражданства, из них зарегистрированы по месту жительства - 18 272 мигранта. Снято с миграционного учета 363 505 иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе по месту жительства - 15 046 иностранцев.

Лидерами по въезду на территорию Свердловской области традиционно остаются граждане Таджикистана, граждане Киргизии и граждане Узбекистана. Наибольшее число иностранных граждан, въехавших на территорию региона из государств с визовым порядком въезда, - граждане Китая.

В части, касающейся осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патента, необходимо отметить, что за 2018 год УВМ ГУ МВД России по Свердловской области оформлено 39 766 патентов, в том числе для работы у физических лиц - 29 033 патента, для работы у юридических лиц - 10 733 патента.

В результате анализа данных об уведомлениях о заключении с иностранным гражданином, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющим трудовую деятельность на основании патента, трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)

(далее -уведомления), был определен перечень профессий, наиболее популярных среди иностранных граждан. Согласно указанному перечню, большинство иностранных граждан (59,04% от общего объема уведомлений) трудились в качестве подсобных рабочих. Также в число востребованных профессий (специальностей, должностей) среди мигрантов вошли «грузчик» и «повар» (табл. 1).

Таблица 1

Профессии, популярные среди иностранных граждан

Наименование профессии Доля от общего объема

(специальности, должности! уведомлений

Подсобный рабочий 59,04

Грузчик 6,69

Повар 4,29

Каменщик 2,96

Монтажник 1,74

Водитель автомобиля 1,73

Штукатур 1,37

Арматурщик 1,25

Плотник 1,19

Пекарь 1,12

Источник: составлено авторами на основе данных Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Свердловской области.

Таблица 2

Виды экономической деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по патенту

Наименование вида экономической деятельности Доля от общего объема уведомлений

Обрабатывающие производства 11,60

Торговля оптовая и розничная 9,94

Строительство 8,92

Деятельность профессиональная, научная и техническая 5,55

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 4,89

Транспортировка и хранение 3,84

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 3,00

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления 2,61

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 1,53

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 0,38

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области.

Таблица 3

Виды профессий иностранных работников, востребованные работодателями

наименование профессии доля от общего объема

(специальности, должности) уведомлений

Агент торговый 15,79

Агент коммерческий 14,10

Комплектовщик товаров 10,02

Мастер пошивочной мастерской 7,50

Заготовщик 6,06

Инженер по качеству 5,91

Сборщик обуви 5,30

Агент по закупкам 4,83

Штамповщик резиновой обуви 3,64

Обувщик по индивидуальному пошиву обуви 3,06

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области.

При этом чаще всего иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по патенту, были задействованы в сферах «Обрабатывающие производства», «Торговля оптовая и розничная» и «Строительство» (табл. 2). Однако в отношении 46,97% уведомлений вид деятельности не определен.

В части, касающейся привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, необходимо отметить, что за 12 месяцев 2018 года УВМ ГУ МВД России по Свердловской области оформлено 2764 разрешения на работу2 (не включая высококвалифицированных специалистов - далее ВКС).

При этом в большинстве случаев работодатели планировали привлечение указанных работников по таким профессиям, как «агент торговый», «агент коммерческий», «комплектовщик товаров» и «мастер пошивочной мастерской» (табл. 3).

Соответственно, основными видами экономической деятельности являлись «Торговля оптовая и розничная» и «Обрабатывающие производства» (табл. 4). При этом сфера не определена в отношении 10,89% уведомлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Между тем, помимо указанных категорий иностранных работников, на территории Свердловской области также трудятся граждане государств - членов ЕАЭС3, которым не требуется получение каких-либо специальных разрешительных документов для трудоустройства, а также иностранные граждане, оформившие в установленном

2 Утвержденная Минтрудом России потребность Свердловской области в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, по итогам 2018 года составила 4477 человек (приказ Минтруда России от 06.12.2019 № 771)

3 По информации УВМ ГУ МВД России по Свердловской области численность граждан государств - членов ЕАЭС, фактически осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2019 составила 12 067 человек.

Таблица 4

Потребность в иностранных работниках по видам экономической деятельности

Наименование вида экономической деятельности Доля от общего объема уведомлений

Торговля оптовая и розничная 46,58

Обрабатывающие производства 19,25

Строительство 6,06

Деятельность финансовая и страховая 4,40

Деятельность профессиональная, научная и техническая 2,99

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 2,02

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 1,87

Предоставление прочих видов услуг 1,80

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 1,48

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 6,06

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области.

Таблица 5

Профессионально-квалификационный состав иностранных работников

Наименование профессии (специальности, должности) Доля от общего объема уведомлений

Подсобный рабочий 30,86

Повар 9,13

Грузчик 5,76

Уборщик производственных и служебных помещений 4,40

Дворник 3,11

Водитель автомобиля 2,78

Комплектовщик 2,52

Менеджер 1,50

Пекарь 1,36

Продавец непродовольственных товаров 1,36

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населе-

ния Свердловской области.

порядке разрешение на временное проживание и вид на жительство. В частности, по результатам анализа уведомлений был определен профессионально-квалификационный состав указанных категорий работников. Большинство из них осуществляли трудовую деятельность в качестве подсобных рабочих, поваров и грузчиков (табл. 5).

При этом указанные выше иностранные граждане осуществляли трудовую деятельность в сферах «Торговля оптовая и розничная» и «Деятельность гостиниц и предпри-

ятий общественного питания» (табл. 6). Однако в отношении 48,37% уведомлений вид деятельности не определен.

Таблица 6

Трудовая деятельность иностранных работников по видам экономической

деятельности

Наименование вида экономической деятельности Доля от общего объема уведомлений

Торговля оптовая и розничная 11,11

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 8,76

Строительство 6,50

Деятельность профессиональная, научная и техническая 6,26

Обрабатывающие производства 5,76

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 4,87

Транспортировка и хранение 2,90

Образование 1,92

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 1,27

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления 0,58

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области.

Влияние иностранных работников на рынок труда Свердловской области

Согласно предварительной оценке Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, в 2018 году среднегодовая численность населения Свердловской области составила 4321 тыс. человек, что на 6,5 тыс. человек меньше, чем в 2017 году.

В то же время наблюдается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте (в 2018 году - 2367 тыс. человек, в 2017 году - 2400 тыс. человек), что приводит к уменьшению численности экономически активного населения.

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения Свердловской области, в период с 1 января 2018 года по 1 января 2019 года снизилась на 4297 человек, уровень регистрируемой безработицы уменьшился на 0,2%. По состоянию на 01.01.2019 г.:

• уровень регистрируемой безработицы составил 0,97% (на 01.01.2018 г. - 1,17%);

• численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения Свердловской области - 21 726 человек (на 01.01.2018 г. - 26 023 человека);

• количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Свердловской области, составило 31 860 человек (на 01.01.2018 г. - 30 401 вакансия).

Анализ возможности замещения иностранных работников национальными кадрами показывает, что далеко не все рабочие места, занятые иностранными работниками, можно заместить за счет безработных.

Российские граждане не стремятся замещать вакантные места, предназначенные для иностранных работников и не требующие высокой квалификации. Кроме того, профессионально-квалификационная структура спроса на иностранных работников не в полной мере соответствует структуре предложения персонала из числа российских граждан.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании разрешения на работу. В целях определения потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, Указом Губернатора Свердловской области4 образована Межведомственная комиссия Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников. В 2018 году организовано и проведено 8 заседаний (в 2017 году - 6 заседаний) Комиссии, на которых было рассмотрено 436 заявок на общую сумму 16 126 рабочих мест. По сравнению с предыдущим периодом количество заявок, поступивших на рассмотрение Комиссии, увеличилось на 27%.

В результате работы Комиссии в 2018 году одобрено 30% рабочих мест от общего объема заявленной работодателями потребности в иностранной рабочей силе. Основной причиной отклонения заявок работодателей в рамках квотной кампании 2018-2019 годов являлось:

• наличие у работодателей неустраненных нарушений законодательства;

• наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;

• непредоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников;

• указание в заявке работодателя размера заработной платы ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения и размера минимальной заработной платы, установленных в Свердловской области.

Анализируя потребность работодателей в иностранных работниках, заявленную в рамках квотной кампании 2018-2019 годов, можно выделить сферы деятельности и профессии, по которым чаще всего работодатели планировали трудоустройство иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы (табл. 7):

Большинство иностранных работников, планирующих осуществление трудовой деятельности на территории Свердловской области, прибывают из Китая и Вьетнама.

4 Указ Губернатора Свердловской области от 24.06.2014 № 308-УГ «О Межведомственной комиссии Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600201702220005 (дата обращения: 16.11.2019).

Таблица 7

Сферы деятельности и профессии иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы

Сфера деятельности Основные профессии

Торговля оптовая и розничная Агент торговый; Агент коммерческий; Агент по закупкам

Обрабатывающие производства Мастер пошивочной мастерской; Обувщик по индивидуальному пошиву обуви; Швея

Деятельность ресторанов, кафе и гостиниц Повар; Официант

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области.

Таблица 8

Потребность Свердловской области в привлечении иностранных работников

Годы Квота Исчерпание

всего виза безвиза всего % виза безвиза

2010 64 700 25 537 39 163 52 398 81 8 959 38 671

2011 47 024 20 721 26 303 40 281 86 7 226 33 055

2012 46 464 12 901 33 563 26 463 53 5 520 20 943

2013 51 385 13 162 38 223 29 222 57 6 273 22 949

2014 47 974 10 110 30 377 23 723 49 6 849 16 874

2015 11 427 11 427 - 5 070 44 5 070 -

2016 7 821 7 821 - 3 443 44 3 443 -

2017 6 632 6 632 - 3 994 60 3 994 -

2018 4 477 4 477 - 2 852 64 2 852 -

2019 3 263 3 263 - - - - -

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. Режим доступа: https://www.szn-ural.ru

Необходимо отметить, что в течение последних лет потребность Свердловской области в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, в 2018 году потребность Свердловской области в привлечении иностранных работников составила 4477 рабочих мест, в 2019 году - 3263 (табл. 8).

В 2018 году исчерпание вышеуказанной потребности Свердловской области составило 64%, либо 2852 рабочих места (по данным о количестве выданных положительных и частично положительных заключений о привлечении и об использовании иностранных работников). Для сравнения, в 2017 году исчерпание потребности составило 60%, либо 3994 рабочих места.

Таблица 9

количество оформленных патентов иностранными гражданами для работы у юридических и физических лиц в свердловской области

Год количество патентов

всего для работы у юридических лиц для работы у физических лиц

2010 2 229 2 229 -

2011 18 923 18 923 -

2012 37 828 37 828 -

2013 40 345 40 345 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 59 633 59 633 -

2015 47 759 15 641 31 118

2016 37 644 10 130 29 848

2017 43 368 10 683 32 685

2018 39 766 10 733 29 033

Источник: составлено авторами на основе данных Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Свердловской области. Режим доступа: Ьйр8://66.мвд.рф/ш8

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента. Ежегодно в Свердловской области оформляется около 40 000 патентов для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

По информации УВМ ГУ МВД России по Свердловской области, за 2018 год иностранным гражданам оформлено 39 766 патентов (в 2017 году - 43 368 патентов). Стоит отметить, что количество оформленных патентов иностранным гражданам для работы у физических лиц в 3 раза превышает количество оформленных патентов иностранным гражданам для работы у юридических лиц. Динамика количества оформленных патентов иностранными гражданами для работы у юридических и физических лиц представлена в таблице 9.

На протяжении последних лет структура привлекаемой иностранной рабочей силы менялась незначительно. Наибольшую долю в получении патента занимают граждане Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

Основными сферам применения труда иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по результатам анализа уведомлений о заключении с иностранными гражданами трудовых договоров, поступивших в адрес УВМ ГУ МВД России по Свердловской области в 2018 году, являются:

• торговля оптовая и розничная;

• ремонт автотранспортных средств и мотоциклов;

• обрабатывающие производства;

• строительство.

реализация механизмов, направленных на регулирование численности отдельных категорий иностранных работников в свердловской области

С целью реализации положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также осуществления мониторинга профессионально-квалификационной структуры данной категории иностранных работников в Свердловской области принят Указ Губернатора Свердловской области от 03.02.2015 № 37-УГ «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Свердловской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»5.

По результатам анализа профессионально-квалификационной структуры иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, определено, что большинство лиц трудятся в качестве подсобных рабочих (около 60%), грузчиков, поваров, водителей автомобиля; продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, уборщиков производственных и служебных помещений.

Вместе с тем для защиты прав работников из числа граждан Российской Федерации законом Свердловской области устанавливается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, на очередной календарный год. Данный коэффициент позволяет увеличивать (уменьшать) стоимость патента, что также обеспечивает возможность регулирования численности иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с целью осуществления на территории Свердловской области трудовой деятельности.

В 2018 году в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2017 года № 120-ОЗ «Об установлении на 2018 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области»6 региональный коэффициент составил 2,3371, что обеспечило стоимость патента для иностранных граждан в размере 4728 рублей в месяц. Согласно принятому Закону Свердловской области от 6 ноября 2018 года № 116-ОЗ «Об установлении на 2019 год коэффициента, отражаю-

5 Указ Губернатора Свердловской области от 03.02.2015 № 37-УГ «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Свердловской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600201502060002 (дата обращения: 16.11.2019).

6 Закон Свердловской области от 20 ноября 2017 года № 120-ОЗ «Об установлении на 2018 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области». Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov66.ru/15395/ (дата обращения: 16.11.2019).

щего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области»,7 региональный коэффициент на 2019 год определен в значении 2,4981. Таким образом, стоимость патента в 2019 году составила 5183 рубля в месяц (табл. 10).

Таблица 10

Динамика изменения коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области

Год Стоимость патента, рублей Региональный коэффициент Количество оформленных патентов, шт. Поступления в консолидированный бюджет Свердловской области, тыс. рублей

2015 2400 1,514 47 759 735 547

2016 2860 1,5742 37 644 911 519

2017 3662 1,8802 43 368 1 201 177

2018 4728 2,3371 39 766 1 462 636

2019 5183 2,4981 - План - 1 711 408

Источник: составлено авторами на основе данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. Режим доступа: https://www.szn-ural.ru

Кроме того, в целях недопущения негативных последствий для трудовой деятельности российских граждан в Свердловской области осуществляется анализ влияния иностранных работников на рынок труда Свердловской области, в том числе в разрезе видов экономической деятельности. При анализе применяются такие показатели, как коэффициент напряженности на рынке труда, отношение числа иностранных работников к числу безработных граждан, доля иностранных работников в численности занятых в экономике.

Результаты данного анализа ежегодно учитываются при принятии решения об установлении запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

Принимая во внимание результаты анализа, а также наличие правовых механизмов, направленных на регулирование численности отдельных категорий иностранных работников, необходимо отметить, что по состоянию на 1 января 2019 года объем временной иностранной рабочей силы, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, не представляет угрозы для рынка труда Свердловской области и достаточен для обеспечения кадровой потребности в отдельных отраслях региональной экономики.

7 Закон Свердловской области от 6 ноября 2018 года № 116-ОЗ «Об установлении на 2019 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области». Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov66.ru/19233/ (дата обращения: 16.11.2019).

Иные категории иностранных граждан. Значительное количество иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, - это иностранные работники, прибывшие в порядке, не требующем получения визы, из государств, входящих в состав Евразийского экономического союза.

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 года, трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Так, по результатам анализа полученных уведомлений о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), представленного УВМ ГУ МВД России по Свердловской области, численность таких граждан по состоянию на 01.01.2019 г. составила более 12 000 человек. Из них более 70% -граждане Кыргызской Республики.

Разрешение на временное проживание. Определение квот на временное проживание иностранных граждан в Свердловской области осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 г. № 193 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации»8.

В 2018 году объем квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание определен в количестве 1500 разрешений согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 г. № 2581-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2018 год»9.

В 2019 году указанный объем квоты также составил 1500 разрешений в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 г. № 2496-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2019 год»10.

Наибольшее количество иностранных граждан, обратившихся в УВМ ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче разрешения на временное

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 г. № 193 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/185739/ (дата обращения: 16.11.2019).

9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 г. № 2581-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2018 год». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71717686/ (дата обращения: 16.11.2019).

10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 г. № 2496-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2019 год». Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/11/21/kvota-dok.html (дата обращения: 16.11.2019).

проживание, - это иностранные граждане, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации получить разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты. К таковым относят иностранных граждан, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»11 в Свердловской области реализуется Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 20132020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 28.08.2013 г. № 1054-ПП12.

В рамках Программы в период до 2020 года планируется переезд на территорию Свердловской области 17 300 соотечественников, из них 8650 участников Программы и 8650 членов их семей.

На 2018 год целевым показателем установлен переезд 1400 участников Программы и 1400 членов их семей. По состоянию на 1 января 2019 года, согласно данным УВМ ГУ МВД России по Свердловской области, на территорию Свердловской области переселились и поставлены на учет 4233 соотечественника: 2087 участников Программы и 2146 членов их семей (151,2% от планового показателя).

На 2019 год целевым показателем установлен переезд 1650 участников Программы и 1650 членов их семей.

Проблемы осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

1. Привлечение иностранных работников - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются.

За период с конца 2017 года по настоящее время наблюдается тенденция увеличения потребности работодателей в привлечении иностранных работников - квалифи-

11 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/189653/ (дата обращения: 16.11.2019).

12 Постановление Правительства Свердловской области от 28.08.2013 г. № 1054-ПП «Об утверждении Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы». Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov66.ru/4414/ (дата обращения: 16.11.2019).

цированных специалистов. О данном факте свидетельствует возрастающее количество запросов о выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников -квалифицированных специалистов.

Департаментом на постоянной основе проводится анализ указанных запросов, в результате которого установлено, что сведения о потребности в привлечении иностранных граждан по перечню внеквотных профессий, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.07.2019 г. № 490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются»13 (далее - перечень внеквотных профессий) чаще всего подают те работодатели, чьи заявки о потребности в привлечении иностранных работников были отклонены решением Межведомственной комиссии по причине наличия неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения.

Следовательно, данный механизм привлечения иностранных работников по перечню внеквотных профессий используется работодателями в целях продолжения трудовой деятельности иностранных граждан без получения квоты.

Также практика показывает, что в разрезе профессионально-квалификационной структуры большинство из указанных работодателей планировали привлечение иностранных работников - квалифицированных специалистов по профессии «инженер по качеству».

Учитывая структуру спроса и предложения на рынке труда Свердловской области, а также желание российских граждан осуществлять трудовую деятельность по профессии «инженер по качеству» у работодателей, привлекающих иностранных работников, выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащих решение о нецелесообразности привлечения указанных специалистов, не всегда представляется возможной.

2. Выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников.

Анализ поступающих запросов показывает, что в отдельных запросах заработная плата близка к значениям минимального размера оплаты труда, например, артист

13 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.07.2019 № 490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан -высококвалифицированных специалистов, трудоустроившихся по имеющейся у низ профессии (специальности), на которые квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/561027251 (дата обращения:16.11.2019).

балета (11 200 рублей), инженер-проектировщик (11 200 рублей), инженер по качеству (13 000 рублей), инженер-технолог (13 000 рублей). Данный размер заработной платы, во-первых, не соответствует среднеотраслевым значениям заработной платы на территории Свердловской области, во-вторых, используется работодателями в качестве механизма уклонения от уплаты налогов.

Также на данный момент законодательно не закреплены механизмы оценки компетенции иностранных граждан - квалифицированных специалистов, что позволило бы обеспечить непосредственное взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующим отдельные направления государственной политики в сфере содействия занятости населения в части обеспечения регионального рынка труда квалифицированными кадрами, действительно имеющими необходимые знания и навыки и способными оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие территории.

3. Заключение трудовых договоров с иностранными работниками, прибывающими в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза.

Как показывает практика, недобросовестные работодатели, желая уклониться от налогообложения, не оформляют трудовые договоры с иностранными работниками, прибывающими в Российскую Федерацию из государств-членов Евразийского экономического союза, образованного в соответствии с договором, подписанным в городе Астане 29 мая 2014 года. Указанные иностранные работники вынуждены обращаться в посреднические организации, оказывающие негосударственные услуги в сфере трудовой миграции. Таким образом, иностранный гражданин, прибывающий в Свердловскую область в целях осуществления трудовой деятельности, оформляет трудовой договор в одной организации (зачастую фиктивной), а фактически осуществляет трудовую деятельность в другой организации.

4. Проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации при получении иностранными гражданами разрешительных документов в Российской Федерации.

На территории Свердловской области не реализовано право на установление высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечня образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, а также порядка и формы проведения указанного экзамена. Основная причина - отсутствие механизма реализации данного права.

В частности, не утверждены требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена; отсутствуют документы, определяющие конкретные полномочия органов государственной власти, процедуру их взаимодействия, возможность осуществления контроля за качеством проведения экзамена.

Отдельное внимание заслуживает тот факт, что уровень знаний по русскому языку иностранных граждан, предоставляющих в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области документы для оформления патента, не соответствует уровню знаний, показанных при проведении экзамена на получение сертификата о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о формальном подходе к проведению экзамена.

Несмотря на несоответствующий уровень знаний у иностранного гражданина, законные основания для отказа в приеме заявления о выдаче патента у Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области законодательно не определены.

5. Выдача разрешений на временное проживание в Свердловской области.

Значительная часть иностранных граждан, обращающихся с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в УВМ ГУ МВД России по Свердловской области, как и в предыдущие годы, изначально не имеют цели проживать и осуществлять трудовую деятельность на территории Свердловской области и в дальнейшем выезжают в другие субъекты Российской Федерации, где установлена минимальная квота (например, ХМАО, Республика Башкортостан, Московская область и др.). Это подтверждаются ежегодным стабильным ростом обращений иностранных граждан, имеющих разрешение на временное проживание, с заявлениями об изменении места проживания вне пределов субъекта Российской Федерации.

заключение

Крупным городам России, в том числе и Свердловской области, не хватает собственного экономически активного населения. На сегодняшний день существует потребность крупных городов в мигрантах. Своевременная и правильная миграционная политика государства должна способствовать синхронизации миграционного потока и экономической потребности в мигрантах.

Основными причинами привлечения иностранных работников на предприятия Свердловской области является нехватка рабочих отдельных специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Тем не менее, согласно проведенному анализу, привлечение и использование иностранной рабочей силы в Свердловской области в значительной степени не влияет на региональный рынок труда. Однако отдельные отрасли экономики региона ежегодно испытывают потребность в рабочей силе, которую невозможно удовлетворить за счет местных трудовых ресурсов (в том числе безработных граждан Российской Федерации) в силу несоответствия их по профессионально-квалификационной структуре, территориальной удаленности вакансий, сезонности предлагаемых работ и невыполнимости некоторых требований, предъявляемых работодателями.

ИСТОЧНИКИ:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (дата обращения: 16.11.2019)

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дека-

бря 1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru ( дата обращения: 16.11.2019 ).

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностран-

ных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 02.08.2019). [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru ( дата обращения: 16.11.2019 ).

4. Табакова Н.А., Говорова А.О. Проблемы осуществления трудовой деятельности

иностранных граждан в Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 4. - с. 121-125.

5. Корецкая-Гармаш В.А. Использование труда мигрантов - угроза или преимущество для

развития российской экономики // Экономика региона. - 2016. - № 2. - с. 471-484.

6. Аверин А.Н., Голобородько А.Ю., Попова Е.А., Бабанов А.Б. Иностранные трудовые

мигранты в Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - № 9. - с. 79-82.

7. Акимова С.А. Трудовая деятельность иностранных граждан на территории России

// Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 1. - с. 148-151.

8. Гавриков В.П. Проблемное поле регулирования трудовой миграции в России //

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 4. - с. 109-114.

9. Волох В.А., Герасимова И.В. Управление миграционными процессами в Российской

Федерации: анализ и перспективы // Управление. - 2019. - № 1. - с. 5-12.

10. Баранова Ю.К., Лысикова А.К. Регулирование миграционных потоков и рынка труда // Социально-экономические явления и процессы. - 2019. - № 105. - с. 110-113.

REFERENCES:

Akimova S.A. (2017). Trudovaya deyatelnost inostrannyh grazhdan na territorii Rossii [Labor adivity of foreign dtizens in the territory of Russia]. Economic Security Bulletin. (1). 148-151. (in Russian). Averin A.N., Goloborodko A.Yu., Popova E.A., Babanov A.B. (2017). Inostrannye trudovye migranty v Rossiyskoy Federatsii [Foreign labor migrants in the Russian Federation]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (9). 79-82. (in Russian). Baranova Yu.K., Lysikova A.K. (2019). Regulirovanie migratsionnyh potokov i rynka truda [Regulation of migration flows and the labour market]. Socio-economicphe-nomena and processes. (105). 110-113. (in Russian).

Gavrikov V.P. (2018). Problemnoe pole regulirovaniya trudovoy migratsii v Rossii [The issue of labor migration regulation in russia]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (4). 109-114. (in Russian).

Koretskaya-Garmash V.A. (2016). Ispolzovanie truda migrantov - ugroza ili preimush-chestvo dlya razvitiya rossiyskoy ekonomiki [The Use of Migrant Labour - Threat or Advantage for Russian Economical Development?]. Economy of the region. (2). 471-484. (in Russian).

Tabakova N.A., Govorova A.O. (2016). Problemy osushchestvleniya trudovoy deyatelno-sti inostrannyh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [Problems of implementation of labour activity of foreign citizens in the Russian Federation]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. (4). 121-125. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volokh V.A., Gerasimova I.V. (2019). Upravlenie migratsionnymi protsessami v Rossiyskoy Federatsii: analiz i perspektivy [Management of migration processes in the Russian Federation: analysis and prospects]. Administration. (1). 5-12. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.