Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД / LABOR ACTIVITY OF FOREIGN CITIZENS / HIGHLY QUALIFIED SPECIALIST / LABOR LEGISLATION / EMPLOYER / LIMITS OF REALIZATION OF THE RIGHT TO WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиева З.А.

В статье исследуются вопрос об особенностях трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России. Анализируется трудовое законодательство, касающееся трудовых отношений с участием иностранных граждан. Говорится о проблемах правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в России, об особенностях осуществления ими трудовой деятельности. Перечисляются ограничения для иностранных работников. Рассматриваются позиции ученых о необходимости учета особенностей и ограничений трудовой деятельности иностранных граждан на российской территории. Обращается внимание на важность привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в России. Сделана попытка показать недостатки законодательного регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории России. Результатом исследования стали выводы и предложения по совершенствованию трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LABOR ACTIVITY OF FOREIGN CITIZENS IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article investigates the question of the peculiarities of labor activity of foreign citizens in the Russian Federation, as well as the procedure for foreign citizens to work in Russia. The article analyzes the labor legislation concerning labor relations with the participation of foreign citizens. The article deals with the problems of legal regulation of labor activity of foreign citizens in Russia, the peculiarities of their labor activity. Restrictions for foreign workers are listed. The article considers the positions of scientists on the need to take into account the peculiarities and limitations of labor activity of foreign citizens in the Russian territory. Attention is drawn to the importance of attracting highly qualified specialists to work in Russia. An attempt is made to show the shortcomings of legislative regulation of labor activity of foreign citizens on the territory of Russia. The study resulted in conclusions and proposals to improve labor legislation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 342.7

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алиева З.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, zainab-09@rambler.ru

В статье исследуются вопрос об особенностях трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России. Анализируется трудовое законодательство, касающееся трудовых отношений с участием иностранных граждан. Говорится о проблемах правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в России, об особенностях осуществления ими трудовой деятельности. Перечисляются ограничения для иностранных работников. Рассматриваются позиции ученых о необходимости учета особенностей и ограничений трудовой деятельности иностранных граждан на российской территории. Обращается внимание на важность привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в России. Сделана попытка показать недостатки законодательного регулирования трудовой деятельности иностранных граждан на территории России. Результатом исследования стали выводы и предложения по совершенствованию трудового законодательства.

Ключевые слова: трудовая деятельность иностранных граждан, высококвалифицированный специалист, трудовое законодательство, работодатель, пределы реализации права на труд.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-31-3-96-99

ШС 342.7

FEATURES OF LABOR ACTIVITY OF FOREIGN CITIZENS IN THE TERRITORY OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Aliyeva Z.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, zainab-09@rambler.ru

The article investigates the question of the peculiarities of labor activity of foreign citizens in the Russian Federation, as well as the procedure for foreign citizens to work in Russia. The article analyzes the labor legislation concerning labor relations with the participation of foreign citizens. The article deals with the problems of legal regulation of labor activity of foreign citizens in Russia, the peculiarities of their labor activity. Restrictions for foreign workers are listed. The article considers the positions of scientists on the need to take into account the peculiarities and limitations of labor activity of foreign citizens in the Russian territory. Attention is drawn to the importance of attracting highly qualified specialists to work in Russia. An attempt is made to show the shortcomings of legislative regulation of labor activity of foreign citizens on the territory of Russia. The study resulted in conclusions and proposals to improve labor legislation.

Key words: labor activity of foreign citizens, highly qualified specialist, labor legislation, employer, limits of realization of the right to work.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-31-3-96-99

Переход к рыночным отношениям привел к расширению использования в Российской Федерации труда иностранных граждан. Российская Федерация стала активным и цивилизованным участником международного трудового обмена [1, с. 559]. Ежегодно в Российскую Федерацию въезжают для осуществления трудовой деятельности более двух

млн. иностранных граждан. На работу принимают все большее количество иностранцев, как высококвалифицированных специалистов, так и низкооплачиваемых рабочих. Прежде всего, следует отметить, что право иностранных граждан на трудовую деятельность в России регулируется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным

ЗА. АЛИЕВА

законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации определен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019 г.).

При этом следует отметить, что условия реализации этого права неодинаковы. Законодательством установлены особенности и ограничения по осуществлению трудовой деятельности иностранными гражданами. Как отмечает О.В. Кораб-лина, «трудовые отношения с иностранными гражданами регулируются общими правилами трудового законодательства, однако необходимо учитывать особенности и ограничения, которые к ним могут быть применены. К таким ограничениям относятся возрастные особенности, территориальные границы пребывания в России, вид трудовой деятельности, указанный в разрешении на работу, сроки действия визы, сроки разрешения на работу (или на временное проживание), а также особенности служебной командировки иностранного работника в Россию» [2, с. 2].

Вследствие сказанного представляется актуальным рассмотрение вопросов об особенностях и пределах реализации трудовой деятельности иностранных граждан на российской территории.

Прежде всего отметим, что особенности трудовой деятельности граждан на российской территории закреплены в Законе №115-ФЗ. По мнению С.А. Акимовой, «под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа такого гражданина на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)» [3, с. 149]. Она отмечает, что «работодатель, заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет при наличии разрешения на работу или патента» [4, с. 66]. Соглашаясь с автором, надо сказать, что работодатель вправе использовать труд иностранных работников при отсутствии разрешения на привлечение, в частности, если они: прибыли в страну в порядке, не требующем получения визы; считаются высококвалифицированным специалистом или членами его семьи; проходят обучение в России по очной форме обучения. Надо также подчеркнуть, что иностранные граждане могут самостоятельно получить патент и трудоустроиться у работодателя, заключив с ним соответствующий договор. Таким образом, «в ходе совершенствования «патентной системы» субъектам Российской Федерации были переданы широкие полномочия по регулированию иностранной рабочей силы» [5, с. 67].

Следовательно, можно отметить, что дифференциация пределов реализации права на труд возможна по разным основаниям: возрасту, гражданству иностранного гражданина, режиму законного нахождения на российской территории. Касательно возраста отметим, что, как было сказано выше, обязательным условием для осуществления иностранцем трудовой деятельности на российской территории является достижение им 18-ти лет. Но имеются исключения, в частности, в отношении спортсменов в возрасте до 18-ти лет, закрепленные в статье 348.8 Трудового кодекса РФ (в ред. от 02.08.2019 г.).

Относительно гражданства следует сказать, что осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами предусматривается наряду с российскими гражданами, например, гражданами некоторых республик (Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана). Что касается режима законного нахождения на российской территории, то закон устанавливает временно пребывающих в нашу страну, временно и постоянно проживающих в России иностранных граждан. Тогда право на труд будет реализовано, как пишет С.М. Шелегина, только в случае «наличия необходимых документов - разрешения на работу или патента, обеспечивающих правомочность действий иностранного гражданина. Однако в отличие от лиц, не являющихся гражданами РФ и временно или постоянно проживающих на ее территории, для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ с целью осуществления трудовой деятельности, получение указанных документов обязательно»

[6, с. 79].

Для чего же все-таки в России используется иностранная рабочая сила? И какие проблемы существуют в правовом регулировании трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации?

В статье 11 Трудового кодекса РФ закреплено нормативное предписание, которое распространяется на трудовые отношения с участием иностранных граждан [7, с. 125]. Другими словами, на иностранных граждан распространяется российское трудовое законодательство, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Надо также сказать, что в Российской Федерации существует множество нормативных актов, регулирующих труд иностранцев в нашей стране. Как подчеркивают ученые, «в настоящее время нормативная база в части регулирования внешней трудовой миграции включает в себя более 550 нормативных правовых актов и предусматривает порядка 30 механизмов привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в России» [8, с. 66].

Однако в правовом регулировании трудовой деятельности иностранных граждан в России существуют серьезные проблемы. Как отмечает Э.Э. Абдуллаев, «появление в Трудовом кодексе РФ отдельной части, регламентирующей правоот-

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 31. 2019. № 3.

ношения с участием иностранного элемента, ситуацию принципиальным образом не изменило: серьезные проблемы в регулировании статуса иностранных работников продолжают существовать до настоящего времени» [8, с. 201].

Что касается ограничений для иностранного работника, то закон предусматривает, что временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Так, Т.А. Прудникова отмечает, что запрещается привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано «разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте» [9, с. 11].

К числу ограничений С.А. Акимова также относит то, что иностранный гражданин не имеет права:

• «находиться на муниципальной службе;

• замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

• быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

• быть командиром гражданского воздушного судна;

• быть принятым на работу на объекты организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации» [3, с. 149].

Е. Процко подчеркивает, что «на работодателе лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, постановкой на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами» [7, с. 125]. Особенностью оформления разрешения на привлечение иностранных работников в части, касающейся территориальных органов, является, по мнению А.С. Прудникова, «необходимость получения в органе государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и использовании иностранных работников» [10, с. 12].

Вместе с тем, надо отметить, что для работодателя существуют определенные преимущества при привлечении к труду иностранных лиц, к примеру, возможность получить квалифицированного специалиста без затрат на его подготовку; рост

конкуренции на рынке труда, в силу чего у работников повышается стимул к повышению квалификации и т. д.

Таким образом, можно увидеть, что наем иностранных граждан выгоднее работодателю в связи с дешевой рабочей силой, упрощением вопросов, касающихся социально-бытовых условий, разрешением трудовых споров и т.д.

В данном контексте хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Федеральный закон №115-ФЗ установил новую категорию иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, разрешение на работу которых «выдается на срок действия заключенного с ними трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на три года с возможностью неоднократного продления». Следует отметить, что в случае привлечения к работе высококвалифицированных специалистов работодатель должен учитывать особенности трудовой деятельности этой категории иностранных граждан соответствии с законодательством Российской Федерации. К высококвалифицированным специалистам Т. А. Прудникова относит «ученых, преподавателей или научных сотрудников на должностях высокого уровня, а также рядовых специалистов и руководителей с особым профессиональным опытом» [9, с. 159]. Однако думается, что относительно таких специалистов в законе существуют некоторые недоработки. Так, мы считаем, что к трудовой деятельности в российских научных и образовательных организациях нужно привлекать лишь тех специалистов, которые имеют мировое признание и могут действительно оказать помощь науке и образованию в РФ. Однако в России до сих пор день не выработан правовой механизм оценки уровня квалификации иностранных работников, что свидетельствует о существенном пробеле в законодательстве. Вследствие этого требуется определение в законе критериев, позволяющих относить иностранного гражданина к числу высококвалифицированных специалистов согласно его квалификации, достижений в науке и практическому опыту.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Хотя в России право на труд провозглашено свободным, в законодательстве вводятся пределы, ограничения его реализации для иностранных граждан. В качестве оснований таких ограничений можно назвать возраст, гражданство, режим законного нахождения на российской территории, что обусловлено требованием соблюдения гарантий прав и свобод других лиц, включая российских граждан. Это закреплено в третьей части 17-й статьи российской Конституции.

Касательно привлечения к работе в российских научных и образовательных организациях вы-сококвалифированных специалистов мы полагаем, что следует привлекать только специалистов с мировым признанием, которые могут способствовать развитию российской науки и образования. Вслед-

З А. АЛИЕВА

ствие этого представляется необходимым определение на законодательном уровне критериев, позволявших относить иностранных граждан к высококвалифицированным специалистам в соответ-

ствии с их квалификацией, достижениями и практическим опытом.

Литература

1. Кудрявцева Л.В. Правовой статус иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 5. С. 559-567.

2. Кораблина О.В. Актуальные проблемы правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в России А-фактор: научные исследования и разработки // Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 1-3.

3. Акимова С.А. Трудовая деятельность иностранных граждан на территории России // Вестник экономической безопасности. 2017. № 1. С. 14-151.

4. Акимова С.А. Деятельность органов государственной власти по предупреждению незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 66—68.

5. Дутов П.О. Современное состояние и основные направления совершенствования внешней трудовой миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 65-69.

6. Шелегина С.М. Некоторые вопросы реализации иностранными гражданами конституционного права на труд на территории Российской Федерации // Legal Concept. 2017. Т. 16. № 2. С. 77-81.

7. Процко Е.Д. Условия и порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан по законодательству Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 11. С.124-131.

8. Абдуллаев Э.Э. Современные проблемы регулирования трудовых правоотношений с участием иностранных граждан на территории Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). С. 200-206.

9. Прудникова Т.А. Порядок привлечения высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности на территории Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2017. № 1. С. 159-162.

10. Прудников А. С. Конституционно-правовое регулирование трудовой миграции в России: вопросы теории и практики // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 3. С. 11-13.

References

1. Kudryavtseva L.V. Pravovoi status inostrannykh grazhdan, osushchestvlyayushchikh trudovuyu deyatel'nost' na territorii Rossiiskoi Federatsii // Byulleten' nauki i praktiki. 2018. T. 4. № 5. S. 559-567.

2. Korablina O. V. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya trudovoi deyatel'nosti inostrannykh grazhdan v Rossii A-faktor: nauchnye issledovaniya i razrabotki // Gumanitarnye nauki. 2018. № 3. S. 1-3.

3. Akimova S.A. Trudovaya deyatel'nost' inostrannykh grazhdan na territorii Rossii // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2017. № 1. S. 14-151.

4. Akimova S.A. Deyatel'nost' organov gosu-darstvennoi vlasti po preduprezhdeniyu nezakon-noi mi-gratsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 4. S. 66—68.

5. Dutov P.O. Sovremennoe sostoyanie i osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya vneshnei tru-dovoi migratsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 65-69.

6. Shelegina S.M. Nekotorye voprosy realizatsii inostrannymi grazhdanami konstitutsionnogo prava na trud na territorii Rossiiskoi Federatsii // Legal Concept. 2017. T. 16. № 2. S. 77-81.

7. Protsko E.D. Usloviya i poryadok privlecheniya k trudovoi deyatel'nosti inostrannykh grazhdan po zakonodatel'stvu Rossiiskoi Federatsii // Ustoichivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2017. № 11. S. 124-131.

8. Abdullaev E.E. Sovremennye problemy regulirovaniya trudovykh pravootnoshenii s uchastiem inostrannykh grazhdan na territorii Rossiiskoi Federatsii // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2018. № 11 (96). S. 200-206.

9. Prudnikova T.A. Poryadok privlecheniya vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov k trudovoi deyatel'nosti na territorii Rossiiskoi Federatsii // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2017. № 1. S. 159-162.

10. Prudnikov A.S. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie trudovoi migratsii v Rossii: voprosy teorii i praktiki // Mezhdunarodnyi zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava. 2017. № 3. S. 11-13.

Поступила в редакцию 20 сентября 2019 г.

Received 20 September, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.