7. Programma JUNESKO «Informacija dlja vseh» [Elektronnyj resurs] — URL: http://www.ifapcom. ru/ru/355/356/ (data obrawenija: 07.05.2014).
8. Rozina I. N. Kommunikacija 2. 0: otechestvennye nauchnye i obrazovatel'nye perspektivy // Kom-munikativnoe prostranstvo: izmerenija, predely, vozmozhnosti. Materialy vystuplenij na V Mezhd. konf. RKA «Kommunikacija-2010» / Pod red. M. B. Bergel'son, M. K. Raskladkinoj. M.: Izd-vo MGU, 2010. S. 308-319.
9. Federal'naja celevaja programma «Razvitie edinoj obrazovatel'noj informacionnoj sredy (2001-2005 gody)» [JElektronnyj resurs] — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus». URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP; n=255237; div=LAW; dst=0; rnd=0. 9005565210198228 (data obrawenija: 07.05.2014).
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Шарова Елена Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); начальник Цыганкова Галина Сергеевна
Управление государственной службы занятости Республики Адыгея (г. Майкоп)
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА
ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассмотрены механизмы содействия трудоустройству инвалидов, в том числе выпускников вузов в Республике Адыгея. Проанализированы мероприятия региональной программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда, выявлены риски. Предложены меры по совершенствованию механизмов содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе инвалидов-выпускников вузов.
Ключевые слова: трудоустройство, выпускники с инвалидностью, качество образования, региональная программа.
Annotation. In this article mechanisms of assistance to employment of invalids, including graduates of high schools in the Republic of Adygea are considered. The measures of the régional program aimed at reducing tensions in the labor market have been analyzed, and risks have been identified. Measures are proposed to improve the mechanisms for promoting employment of disabled people, including disabled graduates of higher education institutions.
Keywords: employment, graduates with disabilities, quality of education, regional program.
Введение. Трудоустройство выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью является одним из показателей качества вузовского образования. Данный показатель используется для расчета индикатора качества трудоустройства и свидетельствует, в целом, об эффективности процесса трудоустройства выпускников [3]. Формирование востребованных компетенций - задача вузов, которую они решают в партнерстве с работодателями. Тесная связь с региональной средой, мониторинг востребованности профессиональных кадров служат основой для успешности вовлечения выпускников профессиональных образовательных организаций в трудовую среду, дальнейшей социализации в обществе.
В последние годы большое внимание уделяется решению проблем инвалидов, одной из которых является их реабилитация посредством вовлечения в трудовую занятость. Эти имеет непосредственное отношение и к выпускникам образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, имеющим инвалидность.
Российское законодательство по вопросам занятости и трудоустройства лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья, постоянно совершенствуется [5]. В законодательные акты вносятся новые механизмы и инструменты регулирования процессов занятости инвалидов. В настоящее время на федеральном уровне рассматривается вопрос о внесении изменений в механизм квотирования рабочих мест для инвалидов. Например, с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов, планируется переход работы органов службы занятости населения от заявительного принципа к инициативному, а с 1 января 2019 года вводится услуга сопровождаемой занятости [2, 4].
Решение проблем занятости инвалидов носить комплексный характер и зависит в большой степени не только от создания доступной среды, но и от качества профессиональной подготовки [1].
Изложение основного материала статьи. В Республике Адыгея с 2016 года осуществляется поэтапный переход в работе органов службы занятости от заявительного принципа, когда инвалиду самому нужно было обратиться за содействием в трудоустройстве, к инициативному, а также реализация превентивных мер (персонифицированный учет потребностей инвалидов в трудоустройстве, информационно-разъяснительная работа, выявление и устранение барьеров для трудоустройства).
Механизм реализации превентивных мер по содействию трудоустройству инвалидов, не обратившихся за предоставлением государственных услуг в органы службы занятости населения Республики Адыгея (как правило, выпускники образовательных организаций), заключается в проведении перечня мероприятий:
- информирование как общего характера (Интерактивный портал, СМИ, информационные стенды, размещение информационных материалов в ведомствах и учреждениях, оказывающих услуги инвалидам и т.д.), так и адресного (максимально возможный охват путем осуществления телефонных звонков, подомового посещения, проведение анкетирования и т.д.);
- организация специализированных ярмарок вакансий;
- реализация системы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- ведение реестра инвалидов, в том числе инвалидов-выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- взаимодействие в ежедневном режиме с работодателями в целях формирования и обновления базы вакансий свободных рабочих мест.
С целью паспортизации инвалидов трудоспособного возраста проводятся социологические обследования, реестр инвалидов, подлежащих трудоустройству, обновляется и отрабатывается в постоянном режиме.
Проведенный анализ профессионально-квалификационной структуры инвалидов, состоящих в органах службы занятости, показал, что доля инвалидов с высшим образованием составляет 15%, средним профессиональным - 43,1%, имеющих среднее и основное общее образование - 39,5%, не получивших образования - 2,4% инвалидов.
В результате проведенного опроса инвалидов, определен перечень востребованных услуг: информирование, социальные выплаты, ярмарки вакансий, психологическая поддержка и социальная адаптация.
Среди факторов, затрудняющих трудоустройство, инвалиды и выпускники-инвалиды указывают на отсутствие желаемых вакансий, низкую заработную плату, неудовлетворяющие условия труда, нежелательную перспективу утратить федеральную надбавку к пенсии.
В Республике Адыгея проводится комплексная работа по повышению уровня занятости инвалидов через внедрение новых форм и методов работы, совершенствование нормативной базы.
Приняты и действуют Закон Республики Адыгея от 30.07.2014 года № 331 «О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» и Закон Республики Адыгея от 04.08.2016 № 562 «О проведении специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда».
Принято распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 30 июля 2014 года № 166-р «О комплексе мер по созданию условий для вовлечения инвалидов в трудовую деятельность и по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов на 2014-2018 годы».
Распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.08.2017 № 220-р «О мерах по повышению уровня занятости инвалидов» в республике создана рабочая группа по вопросам занятости инвалидов.
В рамках Соглашения от 24.12.2015 № 4 о взаимодействии между УГСЗН Республики Адыгея и федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Адыгея (Адыгея)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Главное бюро МСЭ) осуществляется обмен информацией. По состоянию на 1 июня 2018 года органами службы занятости населения Республики Адыгея получено 977 выписок из индивидуальных программ реабилитации и абилитации (адаптации) (ИПРА) инвалидов. За январь-май 2018 года в адрес Главного бюро МСЭ передано 1596 информационных писем об исполнении мероприятий, предусмотренных паспортами. Созданы условия по электронному взаимодействию с МСЭ.
Активно ведется работа по привлечению инвалидов в государственный сектор как молодых специалистов, в том числе в качестве практикантов и стажеров.
Очевидно, что основные усилия и внимание необходимо обратить на выпускников-инвалидов, которые сегодня получают образование и профессию. Необходимо в приоритетном порядке решать вопрос их профессиональной занятости. В этих целях налажено взаимодействие с Министерством образования и науки Республики Адыгея. Для решения вопроса занятости инвалидов молодого возраста Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.12.2017 № 239 «О внесении изменений в государственную программу Республики Адыгея «Содействие занятости населения» на 2014-2020 годы» утверждена подпрограмма «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» (далее - подпрограмма), мероприятия которой направлены на повышение уровня трудоустройства инвалидов трудоспособного возраста. На реализацию подпрограммы выделено 1338,4 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.
Разработаны и утверждены порядки, которыми предусмотрена возможность выделения субсидий на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения с целью возмещения работодателям части затрат по оборудованию (оснащению) рабочего места для инвалида, а также возмещению части затрат на выплату заработной платы вновь принятого инвалида.
По сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации о численности инвалидов, в том числе работавших в мае 2018 года, в Республике Адыгея проживает 33971 инвалид, в том числе имеют I группу инвалидности - 3618 человек, II группу инвалидности - 17421 человек, III группу инвалидности - 12932 человека. Численность инвалидов трудоспособного возраста составляет 12261 человек, из которых 3479 человек трудоустроены.
Уровень занятости инвалидов в Республике Адыгея по состоянию на 1 июня 2018 г. составляет 28,4 % (по Российской Федерации - 26,1%, по ЮФО - 27,8%) . Эти цифры свидетельствуют об эффективности принимаемых в регионе мер.
По состоянию на 25 июня 2018 года в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 180 человек, относящихся к категории инвалидов, признаны безработными 168. Из числа обратившихся трудоустроены 53 человека, направлены на профессиональное обучение 15 человек, из которых 6 закончили обучение, 5 трудоустроены по полученным профессиям.
Государственные услуги по информированию о положении на рынке труда получили все инвалиды. Профориентационные услуги - 156 человек, услуги по социальной адаптации - 99 человек, по содействию самозанятости - 26 человек, 2 человека открыли собственное дело, услуги по психологической поддержке получило 98 человек, принял участие в оплачиваемых общественных работах 1, трудоустроены по программе временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, 25 инвалидов.
Реализация мер по содействию трудоустройству инвалидов позволила увеличить долю трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения с 30,3% в 2016 году до 40,9 % в 2017 году.
Заявленная работодателями в органы службы занятости населения потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов за январь-май 2018 г. составила 225 ед. По состоянию на 1 июня 2018 г. - 172 ед.
С целью повышения эффективности проводимых мероприятий органами службы занятости республики ведется перечень работодателей, создающих (выделяющих) квотируемые рабочие места. Данный перечень содержит 322 предприятия и организации со среднесписочной численностью от 35 человек и выше, на
которых трудится 1229 инвалидов, из них на квотируемых рабочих местах 730 инвалидов, из них на специальных - 35 человек.
Информирование инвалидов осуществляется как непосредственно в помещениях государственных казенных учреждений Республики Адыгея, Центров занятости населения городов и районов Республики Адыгея, посредством размещения информации на Интернет-ресурсах, информационных стендах, в СМИ, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Для более эффективного проведения информирования в информационных залах Центров занятости населения установлены системы электронного информирования (плазменные панели, интерактивные сенсорные киоски).
В районах республики проходят специализированные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для лиц с ограниченными возможностями, встречи с представителями общественных организаций инвалидов.
Органами службы занятости населения осуществляется совместная работа с Центрами содействия трудоустройству выпускников, функционирующими в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования.
Традиционными становятся встречи с обучающимися, имеющими инвалидность, в вузах Республики Адыгея. Так в Адыгейском государственном университете прошла встреча начальника Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителями, преподавателями. Мероприятие «Возможности для всех!» было организовано в рамках сотрудничества с Крымским федеральным университетом имени В.И. Вернадского, выполняющим Госзадание по развитию высшего инклюзивного образования. В ходе импровизированного интервью прозвучали ответы на вопросы о занятости инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы касались условий труда, оборудовании специализированных рабочих мест для инвалидов, вакансиях и примерах трудоустройства, шагах, предпринимаемых в этой области, и планах региональных властей по трудоустройству инвалидов. Аналогичная встреча с выпускниками-инвалидами проведена в июне 2018 года.
В условиях изменения сложившейся структуры занятости населения, сокращения неэффективных рабочих мест, перераспределения работников по секторам экономики, возникновения новых направлений и форм занятости, включая дистанционную, особое значение приобретает вопрос престижа рабочих профессий. С этой целью органами службы занятости населения Республики Адыгея совместно с Майкопским государственным технологическим университетом разработаны и реализуются два проекта, направленные на проведение профориентационных мероприятий среди учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Шаг в профессию» и «Школа профессиональной траектории «Твой выбор».
Выводы. Несмотря на эффективность мероприятий и принимаемых мер по решению вопросов занятости инвалидов, в том числе выпускников с инвалидностью, ряд вопросов остаются нерешенными.
Во-первых, нужно совершенствовать не только сам механизм квотирования, но и стимулировать работодателей к тому, чтобы они принимали на работу лиц с ограничениями по здоровью. Пока этот механизм представляет собой резервирование рабочих мест, которые не всегда соответствуют квалификации инвалидов и не учитывают их возможности.
Во-вторых, необходимо законодательно отрегулировать вопрос сопровождения инвалидов на этапе вхождения в профессию, адаптации на рабочем месте. Один из возможных путей решения этой проблемы -институт наставничества.
Литература:
1. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы http://government.ru/programs/215/events/
2. Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов" (подготовлен Минтрудом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.02.2018). http://www.consultant.ru/
3. Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников. http://xn--h1aing.xn--р 1 ai/Indicators/Index/2
4. Сопровождаемая занятость. https://www.asi.org.ru/tag/soprovozhdaemaya-zanyatost/
5. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
Педагогика
УДК:378.048.2
начальник отдела подготовки научных
и научно-педагогических кадров Шатравкина Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Ростов-на-Дону)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные методологические ориентиры подготовки медицинских кадров высшей квалификации. Особое внимание акцентировано на компетентностном, деятельностном и аксиологическом подходах и рассмотрении их возможностей как методологических оснований подготовки аспирантов-медиков. Компетентностный и деятельностный подходы раскрываются в контексте тенденции стандартизации высшего образования в целом. Аксиологический подход представлен как методологический ориентир подготовки медицинских кадров высшей квалификации и актуализирован необходимостью раскрытия профессиональных ценностей и смысловых установок будущего выпускника аспирантуры.