Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛЮДЕЙ ИНВАЛИДОВ ДЕТСТВА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛЮДЕЙ ИНВАЛИДОВ ДЕТСТВА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инклюзия / дети–инвалиды / абилитация / реабилитация / образование / новые технологии / доступная среда / рынок труда

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лампси Е. А.

Количество инвалидов в нашей стране неизбежно растет. На 2023 год число людей с ограниченными возможностями доходит до 11 млн человек, из них 722 тысячи это дети инвалиды до 18 лет, более 210 тысяч незрячих и слабовидящих и более 190 тысяч инвалидов по слуху. Это создает новые задачи для их трудоустройства и занятости. Данный вопрос является крайне актуальным ввиду того, что часто инвалидов ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за неприспособленности к работе. Из–за этого возникает разобщенность и делает огромное количество людей оторванными от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лампси Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛЮДЕЙ ИНВАЛИДОВ ДЕТСТВА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 364.144

Лампси Е.А.

магистрант 2 курса РУДН им. Патриса Лумумбы

г. Москва, РФ

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛЮДЕЙ ИНВАЛИДОВ ДЕТСТВА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Количество инвалидов в нашей стране неизбежно растет. На 2023 год число людей с ограниченными возможностями доходит до 11 млн человек, из них 722 тысячи это дети инвалиды до 18 лет, более 210 тысяч незрячих и слабовидящих и более 190 тысяч инвалидов по слуху. Это создает новые задачи для их трудоустройства и занятости. Данный вопрос является крайне актуальным ввиду того, что часто инвалидов ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за неприспособленности к работе. Из-за этого возникает разобщенность и делает огромное количество людей оторванными от общества.

Ключевые слова

Инклюзия, дети-инвалиды, абилитация, реабилитация, образование, новые технологии,

доступная среда, рынок труда.

В России на государственном уровне рассматривают вопросы, связанные с дальнейшей реабилитацией и трудоустройством людей с инвалидностью и в том числе инвалидов с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), по достижении ими совершеннолетия. С момента постановки диагноза каждый родитель задумывается как его ребенок будет жить после достижения им возраста, после которого он вступает во взрослую жизнь. В начале долгого периода абилитации/реабилитации сложно определить какими навыками по самообслуживанию и на сколько интеллектуально самостоятельным будет ребенок в будущем.

В настоящее время работающих людей с инвалидностью, а в частности с диагнозом ДЦП в России и за рубежом не много. Точных данных нет, но можно предположить, что получить полноценное образование и доступ к рабочим местам людям с ограниченными возможностями напрямую связан со степенью и сложностью заболевания.

Современный рынок труда располагает разным уровнем возможностей и условиями для инклюзии. Возможность работать удаленно, упрощает для людей с инвалидностью подобрать им необходимый формат рабочего режима и созданию наиболее благоприятных условий для достижения профессионального результата.

Сразу встает вопрос в каких профессиях люди с ограниченными возможностями могут реализовать себя. Здесь важно понимать какими индивидуальными способностями, а также интеллектуальной активностью обладает человек с инвалидностью, который имеет трудности с передвижением, нарушением моторных функций и другими формами заболевания.

Это профконсультативная, социальная, юридическая деятельность, которая помогает другим людям с инвалидностью найти правильное направление в профессиональном образовании и занятости, а также обеспечить правовую и гражданскую безопасность.

Педагогическая деятельность, педагоги -дефектологи. Эта деятельность формирует освоение навыков и получения образования.

Эрго терапевты, инструктора по адаптивной физической культуре, массажисты, реабилитологи работают с пациентами с инвалидностью, для восстановления и улучшения их моторных, речевых, бытовых навыков.

Психологи, помогают справиться с трудной задачей для человека с инвалидностью адаптироваться в социуме, помогают принять себя как личность и развиваться в направлении, которое наиболее близко будет соответствовать его возможностям.

Специалисты с инвалидностью могут работать по переводу текста и аудио материалам. Помогать людям с нарушением речи и слуха.

В сфере информационных технологий специалисты с ограниченными возможностями разрабатывают и адаптируют программное обеспечение для людей с инвалидностью.

Художники, дизайнеры — это творческая среда, в которой человек с инвалидностью сможет раскрыть свой творческий потенциал и внести свой вклад в искусство.

Актерская деятельность, музыкальная, телекоммуникационная, а также современная профессия блогер, могут дать людям с инвалидностью возможность в реализации их профессиональных навыков.

Спортивное направление, участие в паралимпийских играх и других международных соревнованиях позволяет реализовывать людям с инвалидностью свои физические возможности.

Это не полный обзор профессий, где люди с ограниченными возможностями могут получить результат своего труда и обеспечивать себя финансовой стабильностью.

В России 1 сентября 2022 года вступил в силу закон, позволяющий людям с инвалидностью получить второе образование бесплатно. Средства, за счет которых появилась такая возможность выделены из федерального, регионального или местного бюджетов.

По итогам выполнения государственной программы «Доступная Среда» за 2023 год изменилась инфраструктура городов и сел, она предоставляет новые и более усовершенствующие возможности для людей с инвалидностью в социальной среде.

Программа включает более 590 вузов и филиалов по всей России. Дистанционные образовательные технологии, волонтерская помощь, сервисы для инклюзивного образования и многое другое, что создает благоприятные условия для людей с ограниченными возможностями получать средне-специальное и высшее образование.

В Конвенции по правам инвалидов, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года есть пункты о полном и эффективном вовлечении и включении инвалидов в общество, равенство возможностей, недискриминация, и доступность. Это основной международный документ, устанавливающий права инвалидов во всем мире.

Для большинства школьников с диагнозом ДЦП, остается острым вопрос в получении образования не только высшего или средне специального, но и возможность получения аттестата неполного среднего и среднего образования. В России это 9 классов образования, после окончания которых школьник имеет право поступить в среднее специальное образовательное учреждение и получить диплом по выбранной им специальности и 11 классов по окончании которых школьник имеет право поступать в средне специальное или высшее учебное заведение.

Семья, в которой растёт школьник инвалид, претерпевает большие трудности во время всего периода школьного образования. И не всегда они могут быть позитивно настроены на вопрос о дальнейшем обучении и трудоустройстве, т.к. понимают с какими трудностями столкнется их ребенок по достижении им совершеннолетия, и они сами. Ведь на протяжении всего школьного периода, начиная с начальной школы им приходиться проходить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая является важным оценочным критерием при подведении итогов по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для получения аттестата об основном общем образовании, государственная итоговая аттестация (ГИА) для участников с ОВЗ, по их желанию может проводиться только по русскому языку и математике.

Все обучающие с ОВЗ, кроме детей с интеллектуальными нарушениями, получают по итогам обучения на основном уровне образования и среднем уровне образования обычный аттестат.

Процент детей с ОВЗ, которые прошли все этапы обучения до уровня полного образования очень низкий, и это не только проблема их здоровья, это отсутствие полноценных адаптированных учебных материалов, которые могли бы облегчить восприятие и понимание школьных предметов и для родителей, и для ребенка школьника. Заниженная самооценка ребенка с ОВЗ, не состоятельность и отсутствие мотивации у родителей, которые помогают своему ребенку, не компетентность преподавателей в том, как надо работать с учеником с диагнозом ОВЗ, дает низкий результат на выходе учебного процесса. Начиная с 8 класса необходимо проводить профориентацию у детей с ОВЗ, с родителями должен работать психолог, объясняя им, какое направление можно выбрать, для дальнейшего образования или трудоустройства. К сожалению, такие мероприятия в школах или инклюзивном образовании проводятся редко или совсем не проводятся. По окончании школы большинство детей с ОВЗ сидят дома, не продолжая учиться и не имея возможности приобрести профессию. Люди с отсутствием речи, но интеллектуально сохранные имеют возможность печатать и развиваться в литературном, писательском жанре. Многие из них уже в детстве пишут стихи, детские рассказы, основанные на собственном опыте, сочиняют сказки для таких же детей, как и они сами. Возможность создание специализированных издательств на государственном уровне, могло бы обеспечить работой людей с ограниченными возможностями, которые решили приобрести профессию в этом направлении.

Образование для людей с инвалидностью сильно влияет на возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь. Во время обучения приобретаются социальные навыки, коммуникации общение с окружающими, ставить и добиваться поставленных целей. Наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и качественному образованию людей с инвалидностью, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда. Инвалиды детства с ДЦП практически полностью лишены возможности получать образование, даваемое в общеобразовательных школах, ВУЗах они заранее ограничены в правах по трудоустройству ввиду их недостаточной квалификации и образования в целом.

Трудоустройство инвалидов 1,2,3 групп в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом.

Включение инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей усилий всех ветвей на уровне государственной власти, бизнеса и гражданского общества, а также общественных объединений инвалидов. Требуется системный подход для обеспечения трудовой занятостью людей с инвалидностью на открытом рынке труда. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и как результат, снижение нагрузки на экономически активную часть общества.

© Лампси Е.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.