Научная статья на тему 'Трудоустройство как фактор декриминализации несовершеннолетних'

Трудоустройство как фактор декриминализации несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступность / БЕЗРАБОТИЦА / несовершеннолетние / кризис / Трудоустройство / ОРГАНИЗАЦИИ / УСЛУГИ / crime / Unemployment / juveniles / crisis / employment assistance / Organizations / Services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Андрей Игоревич

В условиях мирового экономического кризиса молодежи трудно конкурировать с трудоспособным взрослым населением, так как правовая регламентация труда несовершеннолетних обладает рядом особенностей, ограничивающих их трудовую деятельность, что отрицательным образом сказывается на желании работодателя предоставлять рабочие места подросткам. В свою очередь, невозможность заработать законным путем провоцирует несовершеннолетних на преступную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савельев Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under the conditions of the world economical crisis young people find it difficult to compete with the able-bodies adult population due to the fact that the legal regulations of juvenile labor includes a number of peculiarities restricting their labor activities, which has a negative impact on the willingness of an employer to provide jobs for juveniles. The impossibility to earn money legally makes juveniles look for criminal means.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство как фактор декриминализации несовершеннолетних»

УДК 343.9 © А. И. Савельев, 2011

Трудоустройство как фактор декриминализации несовершеннолетних

А. И. Савельев *

В условиях мирового экономического кризиса молодежи трудно конкурировать с трудоспособным взрослым населением, так как правовая регламентация труда несовершеннолетних обладает рядом особенностей, ограничивающих их трудовую деятельность, что отрицательным образом сказывается на желании работодателя предоставлять рабочие места подросткам. В свою очередь, невозможность заработать законным путем провоцирует несовершеннолетних на преступную деятельность.

Ключевые слова: преступность, безработица, несовершеннолетние, кризис, трудоустройство,

организации, услуги.

В настоящее время проблемы преступности связаны в основном с социально-экономической и политической реорганизацией нашего государства, которая закономерно сказывается на различных сторонах жизни всех граждан, в том числе и несовершеннолетних.

К сожалению, преобразования, какие бы благие цели они ни преследовали, иногда несут в себе определенный потенциал негативного, создают почву для развития новых криминальных явлений и процессов. Российская Федерация в этом смысле не является исключением из правил. Именно поэтому вполне логично, что негативные издержки, вызванные, прежде всего, экономическими изменениями, напрямую связаны с соответствующим продуцированием преступности. К результатам негативных последствий развития рыночных отношений необходимо отнести безработицу, которая признается всеми криминологами одной из классических причин преступности. Как негативное социальное явление безработица — особенно острая проблема, и в период мирового экономического кризиса она представляет главную угрозу и вызов для существования государств.

По мнению Президента Российской Федерации, современный кризис так развивается, что динамика безработицы имеет пролонгированный характер и количество рабочих мест «еще долго будет нашей проблемой» *. В таких сложных экономических условиях несовершеннолетним очень трудно выдерживать конкуренцию наравне с трудоспособным взрослым населением, так как правовая регламентация труда несовершеннолетних обладает рядом специфических черт:

— согласно действующему трудовому законодательству, для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ 2);

— запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (ст. 265 ТК РФ);

— запрещается привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ);

В нашем журнале опубликовал статью «Общественное мнение о деятельности милиции в Омской области» (2010. № 1).

*

— запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК РФ);

— ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ).

Вполне логично, что подобная нормативная правовая регламентация трудовой деятельности несовершеннолетних невыгодна для работодателя, поскольку намного проще, целесообразно взять на работу взрослого человека, режим трудовой деятельности которого не является настолько ограниченным.

В то же время, несмотря на проблемы с трудоустройством, несовершеннолетние изъявляют желание заработать, повысить тем самым свой материальный уровень законным путем. Не являются исключением и подростки, по тем или иным причинам преступившие закон. Так, по результатам анкетирования, проведенного в воспитательной колонии г. Омска, на вопрос о том, что представляется главным для несовершеннолетних, респонденты отметили 3:

— иметь работу со стабильным заработком — 38,8%;

— иметь семью, в которой чувствуешь себя хорошо, — 36,0%;

— приносить как можно больше пользы обществу — 18,1%;

— иметь много денег — 15,9%;

— жить весело, беззаботно — 14,3%;

— иметь много друзей — 6,0%.

Таким образом, на одном из первых мест у несовершеннолетних с девиантным поведением стоит проблема трудоустройства. Очевидно, что при наличии заработка или некоторой суммы на мелкие расходы значительная часть подростков не совершили бы преступления. При характеристике планов на будущее несовершеннолетние, отбывающие наказание, предпочли бы следующее:

— организовать свое дело — 24,0%;

— трудоустроиться в государственном учреждении, на предприятии — 21,0%;

— уехать за границу — 15,0%;

— отслужить в армии — 15,0%;

— заняться коммерцией — 12,0%;

— работать на акционерном предприятии — 9,0%.

При этом 4,0% опрошенных не исключают совершения преступления повторно.

Анализируя полученные сведения, можно сделать вывод, что большинство несовершеннолетних с девиантным поведением в целом готовы к тому, чтобы законными способами зарабатывать на жизнь.

Основная проблема заключается в ограниченных возможностях осуществления намерений.

В России действует множество негосударственных организаций труда и занятости. Эти межпро-фессиональные организации работают практически со всеми категориями граждан. Существуют и такие, которые оказывают посреднические трудовые услуги для определенных категорий граждан: молодежи, женщин, театральных деятелей и пр. Некоторые из них имеют разветвленную сеть отделений в регионах страны. Такие организации, созданные в виде различных агентств, бюро и в других формах, оказывают гражданам посреднические услуги, связанные с профессиональной ориентацией, трудоустройством, повышением квалификации и подготовкой граждан к новой для них работе.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 28 июня 2007 г. № 449 утвердило «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» 4. Регламент направлен на создание комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по организации временного трудоустройства некоторых категорий лиц. Названная государственная услуга предоставляется бесплатно.

Согласно ст. 23 Регламента, получателями государственной услуги являются:

1. Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет.

2. Безработные граждане, испытывающие трудности в поиске работы:

— инвалиды;

— освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;

— лица в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые, и др.

Общей целью предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства

всем перечисленным выше категориям граждан является обеспечение их прав на труд, на вознаграждение и удовлетворение потребностей. Кроме того, определены дополнительные цели предоставления государственной услуги применительно к каждой из названных в Административном регламенте групп граждан 5. К подобным дополнительным целям необходимо отнести:

— приобретение первоначального опыта и навыков работы — для подростков в возрасте от 14 до 18 лет;

— сохранение мотивации к труду — для тех граждан, которые, по классификации Регламента, отнесены к лицам, испытывающим трудности в поиске работы;

— приобретение опыта и навыков работы, закрепление на первом рабочем месте — для молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которые занимаются поиском работы впервые.

В период временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и испытывающим трудности в поиске работы, может оказываться материальная поддержка.

Статистический анализ преступности несовершеннолетних по России показывает, что состояние и динамика совершенных ими преступлений дают основание сделать вывод о начавшихся позитивных процессах, протекающих в подростковой среде. Так, за последние 5 лет (2005-2009 гг.) на территории России произошло снижение числа зарегистрированных преступлений несовершеннолетних (рис.).

В настоящее время подобная тенденция сохраняется. Так, за 12 мес. 2009 г. в России зарегистрировано 94 720 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, что приблизительно на 10% меньше аналогичного показателя 2008 г. При этом, согласно статистике, несовершеннолетними или при их соучастии в России совершается каждое семнадцатое (5,7%) преступление от общего числа зарегистрированных 6.

Неудовлетворительное положение в сфере трудоустройства несовершеннолетних не только ведет к нарушению воспроизводства рабочей силы, но и создает предпосылки для вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность, пьянство и наркоманию. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2009 г. на территории России вовлечено в совершение преступлений 5252 несовершеннолетних (-21,5 к 2008 г.), только за январь 2010 г. зарегистрировано около 6 тыс. преступлений несовершеннолетних 7. Среди причин, вы-

180000

80000 - ;------ ------ ----: -------- ---- ----: --

60000 - I----- ----- ---1 ------ ---- ----1 --

40000 - I----- ----- ---1 ------ ---- ----1 --

20000 — |----- ------ ----! -------- ---- ----1 | —

о -- -- --- --- шш щщ

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. Динамика преступлений несовершеннолетних за 2003-2009 гг.

зывающих противоправные деяния этих лиц, едва ли не одна из основных — снижение числа подростковых технических кружков и спортивных секций, свертывание профилактической работы воспитателей в студенческих и рабочих общежитиях.

В качестве выводов следует отметить, что основная проблема трудоустройства несовершеннолетних заключается в отсутствии экономической заинтересованности большинства работодателей на законных основаниях принимать на работу несовершеннолетних, хотя выполнение подростками работ, которые не оказывают вредного воздействия на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, на законодательном уровне в целом приветствуется. Это способствует развитию несовершеннолетних, влияет на благосостояние семьи, помогает получить первоначальные навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы подросток мог стать полноценным членом общества, не быть вовлеченным в криминалитет.

В целях дальнейшей стабилизации в сфере преступности несовершеннолетних следует внести в налоговое законодательство предложения по поводу налоговых льгот в отношении работодателей, принимающих на работу несовершеннолетних (снижения налоговой ставки). Негосударственным и государственным организациям по труду и занятости необходимо более тесно взаимодействовать с общеобразовательными учреждениями в целях информирования учащихся о вакансиях на рынке труда, предоставленных работодателями. Подобные мероприятия наиболее целесообразно проводить с несовершеннолетними в рамках классного часа, с привлечением родителей или законных опекунов.

1 Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг. URL: http:// top.rbc.ru/economics (дата обращения: Q9.Q1.2Q1Q).

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 3Q декабря 2QQ1 г. № 197-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2QQ9 г. № 267-ФЗ) // Рос. газета. 2QQ1. 31 дек.

3 Савельев А. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних в крупных городах Сибири : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. С. 90-91.

4 Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые : приказ Министерства здраво-

охранения и социального развития Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 449 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 35. 27 авг.

5 Власов В. И., Крапивин О. М. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6 Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru/ stats (дата обращения: 12.01.2010).

7 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd (дата обращения: 14.01.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.