МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 37.035.3+374.1.018.7
00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-177-183
РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ТРУДОВОГО НАСТАВНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИАЦИИ ВРЕМЕННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Г. С. Корытова1, Л. Г. Смышляева1, О. И. Кравченко2, Д. Б. Насонов1
1 Томский государственный педагогический университет, Томск
2 Центр занятости населения города Томска и Томского района, Томск
Представлены результаты аналитической работы по актуализации необходимости развития практики трудового наставничества при организации временного трудоустройства несовершеннолетних. Раскрыты нормативно-правовые аспекты организации временной трудовой занятости несовершеннолетних на региональном и муниципальном уровнях. Приведены материалы теоретического анализа трудового наставничеста как социально-педагогического явления. Предложены обоснованные и разработанные авторами подходы для проектирования материалов опроса (интервью и анкетирования), обеспечивающие возможность рассматриваемой практики как актуального направления прикладных научно-педагогических исследований. Показаны особенности таких авторских диагностических материалов, включая примеры их фрагментов. Заданы целевые и организационные ориентиры для осуществления научно-педагогических исследований, связанных с развитием практики трудового наставничества студенческой молодежи в отношении несовершеннолетних в системе деятельности студенческих строительных отрядов. Приведены данные опроса сотрудников Центра занятости населения и органов местного самоуправления г. Томска и Томского района и специалистов органов местного самоуправления по выявлению проблем временного трудоустройства несовершеннолетних. Обозначены актуальные научно-педагогические проблемы в сфере развития практики трудового наставничества студенческой молодежи в отношении несовершеннолетних в процессе их временной трудовой занятости посредством включенности в деятельность студенческих строительных отрядов.
Ключевые слова: трудовое воспитание, временное трудоустройство несовершеннолетних, трудовое наставничество, трудовая социализация.
В настоящее время большинством авторитетных исследователей в области социализации детей, подростков и молодежи отмечается, что трудовое воспитание является той педагогической областью, где накопилось достаточно большое количество проблем. Соответственно, требуют научного осмысления разработки продуктивных педагогических подходов в данной области, отвечающие вызовам современности. Одной из областей социально-педагогических исследований, связанных с трудовым воспитанием подрастающего поколения, является временная трудовая занятость несовершеннолетних.
Для продуктивного решения задач трудового воспитания подрастающего поколения в условиях временной трудовой занятости и развития этой сферы социальной жизни целесообразно выявление актуальных направлений научно-педагогических исследований, отражающих дефициты научно-педагогического знания в рассматриваемом контексте. Для этого целесообразно обозначить стейкхолдеров, включенных в названную практику. К их числу можно отнести несовершеннолет-
них и их родителей, образовательные организации, органы государственного и муниципального управления, службы занятости населения, руководителей и специалистов организаций и учреждений, обеспечивающих временное трудоустройство несовершеннолетних.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения касательно рассматриваемой проблемы в соответствии с законодательством о занятости населения относится оказание следующей государственной услуги: организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время [1, 2]. Государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы.
Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Органы местного самоуправления вправе реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) [2]. Непосредственную работу по организации временного трудоустройства несовершеннолетних в регионах России на муниципальном уровне осуществляют службы занятости населения.
Так, областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г. Томска и Томского района» ежегодно реализует ведомственную целевую программу «Содействие занятости населения Томской области». На временные работы в рамках данной программы по г. Томску и Томскому району привлекаются подростки и молодежь в возрасте от 14 до 18 лет. В период участия во временном трудоустройстве несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет оказывается материальная поддержка [3-5].
Администрацией Томской области в 2014 г. была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности населения Томской области». В рамках данной программы осуществляется временное трудоустройство подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, внутришкольном учете. Местный бюджет г. Томска выделяет средства на выплату заработной платы подросткам при трудоустройстве в образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, спортивные школы, библиотеки города Томска. Приоритетным правом участия в программе пользуются несовершеннолетние граждане:
- из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из семей безработных граждан;
- из неполных, многодетных и неблагополучных семей;
- дети и подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних;
- беспризорные, безнадзорные дети;
- дети, находящиеся в социально опасном положении.
В настоящее время материальная поддержка несовершеннолетним гражданам от Центра занятости населения г. Томска и Томского района составляет 2 210 рублей и выплачивается пропорционально отработанному времени. Школьники в ситуации временной трудоустроенности занимаются благоустройством и озеленением территорий, выполняют мелкий ремонт школьной мебели, рестав-
рируют книжный фонд школьных библиотек, подметают придомовые территории и территории предприятий, поливают и пересаживают растения, занимаются благоустройством детских площадок и придомовых территорий.
Анализ специальной литературы и современного педагогического опыта трудового воспитания несовершеннолетних показал, что весьма перспективной педагогической практикой в плане трудовой социализации несовершеннолетних является трудовое наставничество при организации их временной трудовой занятости. Причем наиболее продуктивным подходом в такой работе является использование ресурса воспитательного воздействия молодежи на становление ребенка, подростка, юноши как субъекта трудовой деятельности. Примером такого подхода может выступать трудовое наставничество бойцов студенческих строительных отрядов (ССО) над несовершеннолетними в период организации их летней временной трудовой занятости. Изучение научно-педагогической литературы показывает, что современные особенности организации такой работы недостаточно исследованы. Соответственно, целесообразно определить задачи, содержание и методы исследования развития практики трудового наставничества при организации временного трудоустройства несовершеннолетних на научно-педагогическом уровне.
В самом широком смысле слово «наставник» трактуется как учитель, воспитатель, куратор или волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке [6-8].
Наставничество рассматривается также как образовательный процесс на рабочем месте, когда задачами наставника являются профессиональное развитие подопечного и его социокультурная адаптация. Н. Ф. Родичев справедливо отмечает, что «наставник должен являть собой ролевую модель, пример для воспитанника как в деятельности, декламируемой как основная для освоения под руководством наставника, так и в сферах, связанных с основной косвенно» [9].
Трудовой наставник - человек, обладающий определенным профессиональным опытом и знаниями, стремящийся помочь своему подопечному приобрести трудовые навыки. Трудовое наставничество предполагает прежде всего доверительные отношения, возникающие в процессе общения и межличностного взаимодействия между наставником и его подопечным. Характерной чертой таких отношений является игнорирование значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя «на равных» [8-10].
Сегодня трудовое наставничество признается эффективной воспитательной формой профилак-
тики трудновоспитуемости и социальной дезадаптации несовершеннолетних из неблагополучных семей. В связи с этим представляется целесообразным назначение трудоустроившемуся на летний период несовершеннолетнему индивидуального наставника из числа бойцов студенческих строительных отрядов. Подобный опыт является достаточно новым и вызывает ряд вопросов.
Для выявления факторов и условий более продуктивного включения общественности и представителей рынка труда (работодателей) в процесс развития практики трудового наставничества при организации временного трудоустройства несовершеннолетних, в том числе из неблагополучных семей, было спроектировано содержание интервью (в качестве экспертов выступили: доктор философских наук, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, кандидат педагогических наук, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Центра занятости населения г. Том -ска и Томской области, проректор по воспитательной работе ФБГОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», курирующий деятельность студенческих строительных отрядов). Содержательные блоки интервью были заданы следующими аспектами:
- понимание в современном обществе социальной значимости отлаженности системы временной трудовой занятости несовершеннолетних;
- внутренние барьеры муниципального уровня, создающие трудности нормативно-правового и организационного характера для развития системы временной трудовой занятости несовершеннолетних;
- сдерживающие факторы организации временной трудовой занятости несовершеннолетних, связанные с их личностными и поведенческими особенностями;
- социальные, административные, организационно-педагогические ресурсы преодоления трудностей, связанных с временным трудоустройством несовершеннолетних на региональном (муниципальном) уровне;
- возможности трудового наставничества как формы индивидуального сопровождения социализации несовершеннолетних при организации их временной трудоустроенности;
- ресурсность и перспективы трудового наставничества как новой идеологии молодежного движения в стране и регионе.
На основе использования вопросов структурированного интервью были выявлены проблемы (Томская область, г. Томск и Томский район), а именно:
- несоответствие количества рабочих мест для подростков и количества подростков, желающих трудоустроиться в летний период;
- необходимость организовать труд несовершеннолетних по их каникулярной временной трудовой занятости не только в бюджетной сфере (чаще всего в школах, в которых обучаются дети), а расширить перечень возможных видов выполняемых работ за счет трудоустройства подростков в реальном секторе экономики;
- демотивированность работодателей (руководителей учреждений, организаций) на организацию рабочих мест для подростков для обеспечения их временной трудовой занятости.
На основе проведенного интервью также были выявлены некоторые региональные проблемы, возникающие при трудоустройстве подростков в Томской области:
- работодатели отказываются трудоустраивать подростков из-за отсутствия видов работ, которые они могли бы продуктивно выполнять;
- работодатели отказываются временно трудоустраивать несовершеннолетних по причине необходимости оформления большого количества документов, предоставляемых в центр занятости (сведения о потребности в работниках, копия приказа о приеме, копия срочного трудового договора, копия приказа об увольнении, табель учета рабочего времени, акты выполненных работ);
- на работу преимущественно принимаются подростки, достигшие возраста 16 лет, так как для них норма рабочего времени по сравнению с 14-15-летними выше (семь часов в день вместо четырех) и не требуется согласия от органов опеки и попечительства;
- работодатели отказываются брать на работу несовершеннолетних из-за неисполнительности работников данной возрастной категории и необходимости постоянного контроля за ними на рабочих местах;
- работодатели отказываются брать на работу детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (нужен особый контроль);
- отсутствие денежных средств для выплаты заработной платы у предприятий, желающих трудоустроить подростков;
- трудоустройство подростков - большая ответственность, неисполнение каких-либо условий принятия на работу подростка влечет за собой административную и уголовную ответственность работодателя;
- у некоторых предприятий нет возможности выполнять сроки предоставления отчетных документов (заработная плата насчитывается позже заявленных сроков в договоре);
- не соблюдается технология получения согласия от органов опеки (ребенок сначала трудоустраивается, а потом получает согласие на выполнение труда по трудовому договору), поэтому более
ценным для работодателей становится работник, который достиг 16-летнего возраста.
Отметим, что при интервьюировании сотрудников Центра занятости населения г. Томска и Томского района, а также специалистов органов местного самоуправления, курирующих данную сферу (всего 16 человек), однозначно положительно была оценена целесообразность развития практики трудового наставничества как формы индивидуального сопровождения социализации несовершеннолетних при организации их временной трудоустроенности.
Для реализации необходимых исследовательских научно-педагогических ракурсов, связанных с развитием практики трудового наставничества при организации временного трудоустройства несовершеннолетних, авторами также разрабатывались смысловые линии опроса студенческой молодежи - бойцов ССО, выступающих трудовыми наставниками для несовершеннолетних, включенных в трудовую деятельность этих отрядов, будучи временно трудоустроенными. На основе метода теоретического анализа были определены основные смысловые акценты, которые представляются интересными и практически полезными в плане научно-педагогического исследования рассматриваемой проблематики посредством устного опроса (интервью) предполагаемых трудовых наставников. Приведем эти смысловые акценты.
• Возможности трудового наставничества над несовершеннолетними как практики личностного развития студенческой молодежи (целесообразно исследовать, считают ли студенты полезным для себя опыт наставнической деятельности в ССО, какие их личностные качества получили развитие (или сформировались) под влиянием наставнической деятельности в стройотряде.
• Трудности студентов, связанные с осуществлением роли наставника несовершеннолетних в ССО.
• Способы развития качеств, необходимых хорошему наставнику несовершеннолетних.
• Вопросы, по которым чаще всего подростки обращаются за советами и помощью к трудовым наставникам в ССО.
• Основные причины конфликтов (если таковые имеют место) наставников с подопечными в ССО.
• Определение особых умений (организационных, психологических, педагогических и др.), которые требуются трудовому наставнику в работе с подопечными в ССО.
• Выявление необходимости специальной подготовки бойцов ССО к наставнической деятельности, содержательные и организационно-методические форматы осуществления такой подготовки.
• Современные особенности трудового наставничества в студенческих стройотрядах в отноше-
нии несовершеннолетних из неблагополучных семей.
• Возможности и механизмы улучшения трудового наставничества над несовершеннолетними в ССО посредством развития системности и управляемости данной практики.
• Целесообразность обязательного включения в число наставников несовершеннолетних в ССО студентов - будущих педагогов и школьных психологов.
• Способы поощрения трудового наставничество бойцов ССО над несовершеннолетними в процессе их временной трудовой занятости.
Для полномасштабного научно-педагогического исследования современных особенностей развития практики трудового наставничества студенческой молодежи при организации временного трудоустройства несовершеннолетних, на взгляд авторов, необходимо также проведение письменных опросов (анкетирования) среди несовершеннолетних, включенных во взаимодействие с бойцами ССО в процессе совместной трудовой деятельности. Среди основных вопросов анкеты для несовершеннолетних, направленных на выявление наиболее продуктивных подходов к организации трудового наставничества и исследования влияния этой практики на социализацию несовершеннолетних, предложены следующие:
• Что для тебя оказалось самым полезным в студенческом стройотряде?
• Можешь ли ты сказать, что кто-то из наставников стал для тебя личным примером, образцом для подражания?
• Назови качества, которые, по твоему мнению, являются самыми главными для хорошего наставника в стройотряде.
• Назови те качества, которые вызывали у тебя отрицательное отношение к наставнику - бойцу стройотряда.
• Что нового и интересного для себя ты узнал(а) за время работы в стройотряде?
• Чему ты научился(ась) за время работы в стройотряде?
• Можешь ли ты сказать, что работа в стройотряде стала для тебя профессиональной пробой?
• Какие новые качества у тебя появились во время работы в стройотряде?
• Какие трудности у тебя были во время работы в стройотряде?
• Планируешь ли ты следующим летом снова пойти на работу в стройотряд?
• Появилось ли у тебя желание подрабатывать в других местах после окончания работы в стройотряде?
• Помог ли тебе твой опыт работы в стройотряде определиться с выбором будущей профессии?
• Появилось ли у тебя после работы в стройотряде желание стать в будущем студентом - обучающимся вуза или ссуза?
• С кем ты обсуждал(а) полученный тобой жизненный опыт и другие вопросы, связанные с твоей работой в стройотряде?
• Кто из твоих школьных педагогов интересовался твоим опытом работы в стройотряде?
• Гордишься ли ты своим трудовым опытом в стройотряде?
• Стал(а) ли ты после работы в стройотряде задумываться о необходимости трудиться в дальнейшем?
• Изменилось ли в положительную сторону отношение к тебе со стороны окружающих после твоей работы в студенческом стройотряде?
• На что ты потратишь деньги, заработанные в стройотряде?
• Повлияли ли наставники на твое решение, как потратить деньги, заработанные в стройотряде? (Возможности воспитания финансовой грамотность через трудовое наставничество).
Эмпирическое исследование несовершеннолетних и их трудовых наставников было осуществлено в период с июня по август 2017 г. и носило групповой характер (всего в нем приняли участие 46 несовершеннолетних и 68 студентов). При проведении группового (массового) анкетирования достигается высокая анонимность исследования, заметно повышающая достоверность полученных результатов. В реализованном исследовании была задействована раздаточная очная форма анкетирования - непосредственное получение респондентами опросных листов из рук исследователя, что обычно позволяет получить высокий процент возврата анкет и практически гарантирует добросовестное их заполнение [11]. Следует отметить, что предлагаемые несовершеннолетним и их трудовым наставникам анкеты были сконструированы из специального набора структурно организованных вопросов полузакрытого и открытого типов. Открытые вопросы не допускают наличия предполагаемых вариантов ответов и дают возможность опрашиваемому более полно и подробно выразить собственное мнение. Поэтому с их помощью можно собрать довольно богатую и разнообразную по содержанию информацию. Полузакрытая форма вопросов, когда перечень возможных вариантов ответов дополняется отдельной строкой, предназначенной для формулировки респондентом собственного варианта ответа (если он отличается от приводимых в перечне), не-
заменим в тех случаях, если исследователь ставит перед собой цель получить принципиально новую или малоизвестную ему информацию об изучаемом явлении [12]. Данные, полученные в ходе опроса, в настоящее время находятся в состоянии обработки и анализа. Результаты этой работы будут представлены в научной печати.
Таким образом, рассматривая трудовое наставничество студенческой молодежи в отношении несовершеннолетних в процессе их временной трудовой занятости посредством включенности в деятельность студенческих строительных отрядов как систему специально организованной социально-педагогической работы, на современном этапе развития этой практики актуальным является проведение научно-педагогических исследований, связанных с изучением и научным осмыслением следующих аспектов:
- новые ценностные, содержательные и организационные форматы трудового наставничества студенческой молодежи в отношении несовершеннолетних в процессе их временной трудовой занятости посредством включенности в трудовую деятельность студенческих строительных отрядов;
- современные особенности трудового наставничества в ССО в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей;
- профориентационный потенциал трудового наставничества студенческой молодежи в отношении несовершеннолетних при трудовом взаимодействии в ССО;
- педагогические способы и условия актуализации потенциала пробного действия в ситуации трудового взаимодействия студенческой молодежи и несовершеннолетних при осуществлении трудового наставничества;
- развивающие возможности личной практики трудового наставничества для студенческой молодежи.
Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 27.4344.2017/5.1 «Совершенствование механизмов трудового наставничества в работе с несовершеннолетними гражданами, в том числе из неблагополучных семей» и государственного задания Минобрнауки РФ № 27.7237.2017/БЧ «Моделирование системы непрерывного педагогического образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности». Список литературы
О занятости населения в Российской Федерации. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.07.2017). 11^: http://www.consultant.ru/ ±юитеп1/соп8_±ю_1-А\М_60/.(дата обращения: 25.09.2017).
Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)
среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2013 года N 58н // Российская газета. 2013. № 107. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-12022013-n-58n/ (дата обращения: 24.09.2017).
3. Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые. Приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 12.12.2013 № 168. URL: https://rabota.tomsk.gov.ru/ regulations/front/view/id/395 (дата обращения: 20.09.2017).
4. О материальной поддержке граждан в период участия в общественных работах и временного трудоустройства. Закон Томской области от 9 февраля 2012 года № 6-ОЗ. URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2229543 (дата обращения: 13.09.2017).
5. Постановление Администрации Томской области от 2 марта 2012 года № 77а «Об утверждении порядка, размеров и условий предоставления материальной поддержки гражданам в период участия в общественных работах и временного трудоустройства». URL: https://www.lawmix.ru/Zakonodatelstvo/2236858 (дата обращения: 13.06.2017).
6. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. 2016. С. 92-112.
7. Ряковский С. М., Ряковская Г. В. Наставничество: новое или хорошо забытое старое? // Справочник по управлению персоналом. 2011. № 6. С. 18-26.
8. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 87-91.
9. Родичев Н. Ф. Отечественный и зарубежный опыт профориентационно значимого наставничества // Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и управления талантами / под общ. ред. С. С. Гиля, М. А. Сикорской-Декановой. Казань, 2015. С. 40.
10. Demina L. S., Smyshlyaeva L. G., Titova G. Y., Dudina E. N. Professional probation as a system-base of acmedirected bachelor training for socially-critical environmental education // Ecology, Environment and Conservation. 2014. Vol. 20 (Supp. l). P. S507-S514. -1,0 / 0,4 p.s.
11. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: ОМЕГА-Л, 2009. 567 с.
12. Корытова Г. С. Психолого-педагогическая диагностика (теоретические основания): учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. 272 с.
Корытова Галина Степановна, доктор психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Смышляева Лариса Германовна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Кравченко Оксана Ивановна, Центр занятости населения города Томска и Томского района (ул. Нахимова, 8, Томск, Россия, 634034). E-mail: [email protected]
Насонов Дмитрий Борисович, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.09.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-177-183
DEVELOPMENT OF THE LABOUR SUPERVISION PRACTICE DURING TEMPORARY EMPLOYMENT OF UNDERAGE CHILDREN AS A CURRENT DIRECTION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH
G. S. Korytova1, L. G. Smyshlyaeva1, O. I. Kravchenko2, D. B. Nasonov1
1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
2 Job center of Tomsk city and Tomsk district, Tomsk, Russian Federation
The results of the analytical work on revealing of the necessity of development of the labour supervision practice during temporary employment of underage children as an urgent direction of scientific and pedagogical research are presented. The paper discloses normative and legal aspects of arrangement of temporary employment of underage children at regional and municipal levels. The materials of the theoretical analysis of labour supervision as socio-pedagogical phenomenon are adduced. The paper suggests grounded and elaborated by the authors approaches for designing survey materials (interviewing and questionnaire poll), providing the opportunity for the considered practice as an urgent direction of applied scientific and pedagogical research. The authors' diagnostic materials including the examples of their fragments are presented. The paper provides guidance for target and organizing guidelines for conducting scientific-pedagogical research connected with the development of practice of student youth labour supervision in relation to underage children in the system of students building parties. The data of the empirical survey of the employees of the Center for Employment of Population and local self-government bodies of Tomsk and Tomsk district and local authorities specialists on revealing the problems of temporary employment of the underage children are given. Urgent scientific and pedagogical issues in the sphere of development of student youth labour supervision
in relation to underage children in the process of their temporary employment by means of involvement in students
building parties labor activity are identified.
Key words: labour education, temporary employment of underage children, labour supervision, labour
socialization.
References
1. Zakon RF ot 19.04.1991 N 1032-1 (red. ot 29.07.2017 g.) "O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii" [Law of Russian Federation from April 19, 1991 (edited July 29, 2017) "About population employment in Russian Federation"] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60/ (accessed 25 September 2017).
2. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 12 fevralya 2013 goda N 58n "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta gosudarstvennoy uslugi po organizatsii vremennogo trudoustroystva nesovershennoletnikh grazhdan v vozraste ot 14 do 18 let v svobodnoye ot ucheby vremya, bezrabotnykh grazhdan, ispytyvayushchikh trudnosti v poiske raboty, bezrabotnykh grazhdan v vozraste ot 18 do 20 let iz chisla vypusknikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya, ishchushchikh rabotu vpervye" [Order of Department of Labor and Social Protection of Russian Federation of February 12, 2013 N 58n "About adoption of Federal State standard of state service of arrangement of temporary employment of under-age citizens between the ages of 14 and 18 in spare time, unemployed citizens with the difficulties in job searching, unemployed citizens between the ages of 18 and 20, which are primary and professional establishments graduates and searching for the job for the first time"] (in Russian). URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-12022013-n-58n/ (accessed 24 September 2017).
3. Prikaz Departamenta truda i zanyatosti naseleniya Tomskoy oblasti ot 12.12.2013 N 168 "Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta predostavleniya gosudarstvennoy uslugi po organizatsii vremennogo trudoustroystva nesovershennoletnikh grazhdan v vozraste ot 14 do 18 let v svobodnoye ot ucheby vremya, bezrabotnykh grazhdan, ispytyvayushchikh trudnosti v poiske raboty, bezrabotnykh grazhdan v vozraste ot 18 do 20 let, imeyushchikh sredneye professional'noye obrazovaniye iishchushchikh rabotu vpervye" [Order of Department of Labor and Population Occupation of Tomsk Region of December 12, 2013 N 168 "On the approval of the Administrative Regulations for the provision of a state service for the organization of temporary employment of under-age citizens aged 14 to 18 in their free time, unemployed citizens who have difficulties in finding work, unemployed citizens aged 18 to 20 years with secondary vocational education and job seekers for the first time"] (in Russian). URL: https://rabota.tomsk.gov.ru/regulations/front/view/id/395 (accessed 20 September 2017).
4. Zakon Tomskoy oblasti ot 9 fevralya 2012 goda N 6-OZ "O material'noy podderzhke grazhdan v period uchastiya v obshchestvennykh rabotakh i vremennogo trudoustroystva"[Law of Tomsk region from February 9, 2012 N 6-OZ "On the material support of citizens in the period of participation in public works and temporary employment"] (in Russian). URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2229543 (accessed 13 September 2017).
5. Postanovleniye Administratsii Tomskoy oblasti ot 2 marta 2012 goda N 77a "Ob utverzhdenii poryadka, razmerov i usloviy predostavleniya material'noy podderzhki grazhdanam v period uchastiya v obshchestvennykh rabotakh i vremennogo trudoustroystva" [Decree of Tomsk region Administration from March 2, 2012 N 77a "About adoption of order, size and conditions of giving financial support to citizens during public works and temporary employment"] (in Russian). URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2236858 (accessed 13 June 2017).
6. Klarin M. V. Sovremennoye nastavnichestvo: novyye cherty traditsionnoy praktiki v organizatsiyakh XXI veka [Modern mentoring: the new features of the traditional practices in organizations of the XXI century]. Ekonomika i obrazovaniye, 2016, no. 5, pp. 92-112 (in Russian).
7. Ryakovskiy S. M., Ryakovskaya G. V. Nastavnichestvo: novoye ili khorosho zabytoye staroye? [Supervision: is it something new or well overlooked old?]. Spravochnikpo upravleniyupersonalom, 2011, no. 6, pp. 18-26 (in Russian).
8. Pozdeeva S. I. Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoye soprovozhdeniye molodogo spetsialista: modeli i tipy nastavnichestva [Supervision as an activity support of a young specialist: models and types of supervision]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 2 (16), pp. 87-91 (in Russian).
9. Rodichev N. F. Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt proforiyentatsionno znachimogo nastavnichestva [Domestic and foreign experience in professionally oriented significant supervision]. Sbornik luchshikh mirovykh tekhnologiy i praktik po voprosam razvititya i upravleniya talantami. Pod obshch. red. S. S. Gilya, M. A. Sikorskoy-Dekanovoy [Collection of the world's best technologies and practices on the development and management of talents. Ed. S. S. Gil', M. A. Sikorskaya-Dekanova]. Kazan, 2015. 40 p. (in Russian).
10. Demina L. S., Smyshlyaeva L. G., Titova G. Y., Dudina E. N. Professional probation as a system-base of acmedirected bachelor training for socially-critical environmental education. Ecology, Environment and Conservation, 2014, vol. 20 (Suppl.), pp. 507-514.
11. Yadov V. A. Strategiya sotsiologicheskogo issledovaniya: opisaniye, ob"yasneniye, ponimaniye sotsial'noy real'nosti [Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality]. Moscow, OMEGA-L Publ., 2009. 567 p. (in Russian).
12. Korytova G. S. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika (teoreticheskiye osnovaniya): uchebnoye posobiye [Psychological and pedagogical diagnostics (theoretical groundings): teaching aid]. Tomsk, TSPU Publ., 2016. 272 p. (in Russian).
Korytova G. S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: [email protected]
Smyshlyaeva L. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: [email protected]
Kravchenko O. L, Job Center of Tomsk City and Tomsk District (ul. Nakhimova, 8, Tomsk, Russian Federation, 634034).
E-mail: [email protected]
Nasonov D. B., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: [email protected]