Научная статья на тему 'Особенности молодежи как части трудового потенциала российской экономики и объекта политики занятости'

Особенности молодежи как части трудового потенциала российской экономики и объекта политики занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1172
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПОДРОСТКИ / ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / YOUNG PEOPLE / LABOR MARKET / YOUTH EMPLOYMENT / TEENAGERS / GRADUATES / EMPLOYMENT POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асалиев А. М., Забелина О. В.

В статье рассматриваются особенности молодежи как социально-демографической группы общества, определяющие специфику молодежной занятости. Авторы особо останавливаются на проблемах вхождения в рынок труда двух социальных групп молодежи -несовершеннолетние граждане и выпускники учреждений профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF YOUTH AS PART OF THE BUILDING OF THE RUSSIAN ECONOMY OF LABOR AND EMPLOYMENT POLICIES FACILITY

In the article authors are taking into consideration features of youth as a socially-demographic group of society, determinating specifics of youth employment. Authors emphasize on two social groups of youth minor citizens and graduates, entering labor market.

Текст научной работы на тему «Особенности молодежи как части трудового потенциала российской экономики и объекта политики занятости»

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК ЧАСТИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ОБЪЕКТА ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ

Асалиев А.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Российский экономический

университет имени Г.В.Плеханова»

Забелина О.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой национальной экономики ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

В статье рассматриваются особенности молодежи как социально-демографической группы общества, определяющие специфику молодежной занятости. Авторы особо останавливаются на проблемах вхождения в рынок труда двух социальных групп молодежи -несовершеннолетние граждане и выпускники учреждений профессионального образования.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда; занятость молодежи; подростки; выпускники учреждений профессионального образования; политика занятости.

CHARACTERISTICS OF YOUTH AS PART OF THE BUILDING OF THE RUSSIAN ECONOMY OF LABOR AND EMPLOYMENT POLICIES FACILITY

Asaliev A., Doctor of Economics, Professor, Head of the Labor economics and personnel management chair, FGBOU VPO « Plekhanov

Russian Economic University»

Zabelina O., Doctor of Economics, Professor, Head of the National economy chair, FGBOU VPO « Plekhanov Russian Economic University»

In the article authors are taking into consideration features of youth as a socially-demographic group of society, determinating specifics of youth employment. Authors emphasize on two social groups of youth - minor citizens and graduates, entering labor market.

Keywords: young people, labor market, youth employment, teenagers, graduates, employment policy.

Молодежь является значимой частью общества. Молодежные проблемы являются проблемами всего общества, общественными проблемами. Общественные проблемы, в сущности, во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными».

В научной литературе существует достаточно много определений понятия «молодежь», что связано со спецификой данной категории населения и ее проблем. Изучение молодежи и ее проблем ведется с разных позиций и научных дисциплин. Наиболее часто дается определение молодежи как социально-демографической группы [0, с. 33]. Одни авторы определяют ее как большую общественную группу [0, с. 6], другие как «поколение «X». Исследователи под «X» понимают неизученность молодежных проблем и неопределенность социального статуса молодежи, возрастных групп.

Проблема возрастных границ являлась предметом дискуссий многих столетий. На нее обращали внимание такие философы древности, как Платон, Аристотель, Вергилий, Пифагор, Гиппократ, Солон и др. На основе их философии возраста определились различные подходы к решению проблем возрастной периодизации и появились многообразные системы классификации молодежного возраста. Существенный вклад в развитие отдельных аспектов данного направления внесли демограф и статистик XIX века А.П. Рос-лавский-Петровский, а также современные демограф Б.И. Урланис и социолог И.В. Бестужев-Лада и др. Опираясь на имеющийся теоретический и фактический материал в области антропологии, психологии и социологии, современные ученые представляют разнообразные варианты возрастной периодизации молодежи. Например, еще в 80-е годы XX века Л.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определялась типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами [1, с. 23].

В.В. Гинсбург на основании данных антропологической и медицинской науки пришел к выводу, что подростковый возраст заканчивается в 16-17 лет, а взрослый начинается в 20-24 года. На основании рассмотрения динамики психических процессов П.И. Иванов установил параметры юношеского возраста: первый - с 1415 до 17-18 лет, второй - с 17-18 до 23-24 лет, а после 24 лет начинается зрелый возраст [0, с. 28]. И.М. Ильинский указывает на «искусственность ограничения молодежного возраста рамками 15-24 лет» [3, с. 38], которые явно не отвечают социальным реалиям нынешней ситуации. И.М. Ильинский предлагает «началом» молодости считать момент наступления физической зрелости (возраст -13-14 лет), а значит, и доступа к трудовой деятельности, а «концом» молодости - возраст, при котором человек вступает в положение взрослого (возраст достижения трудовой и социальной стабильности -29-30 лет) [3, с. 41].

С этим следует согласиться, поскольку и с точки зрения про-

блем рынка труда в переходной экономике России наиболее правомочно исходить из данных возрастных границ. Именно в этом возрасте в ходе сложнейшего процесса социализации происходит становление личности в общечеловеческом и в профессиональном плане, усвоение индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, а также первое вступление молодого человека на рынок труда, адаптация к его условиям и требованиям с помощью экономических, социальных и психологических средств.

Определив молодежь как социально-демографическую группу, можно предположить, что в ее среде активно идут процессы дифференциации. Это деление молодежи на страты, социальные группы, существенно различающиеся по материальному положению, образованию, образу и стилю жизни. Данное положение конкретизируется Ю.В.Вишневским и В.Т. Шапко. Они считают, что «в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения в его социальной стратификации, резко возрастает социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении» [1, с. 43]. Авторы предлагают свою схему дифференциации молодежи. Большинство методик исследования молодежи, основаны, прежде всего, на делении ее по социальноклассовым признакам, а затем - по полу, возрасту, уровню образования. Такой подход осуществлен, например, в исследовании П.А. Чукреева [4, с. 5].

Ю.В.Вишневский и В.Т. Шапко рассмотрели этот вопрос с точки зрения необходимости изучения «специфики групповых отношений, особенностей формирования потребности и цели, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества» [5, с. 23]. Авторы предлагают три типа дифференциации молодежи:

• стратификационная - когда в каждой общности, страте можно выделить молодежный слой (молодые предприниматели, рабочие и др.);

• возрастная - целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы и соответствующие им возрастные группы внутри молодежи;

• субкультурная - критерием дифференциации выступают различия тех или иных групп молодежи по образу и стилю жизни, характеру ценностных ориентации и установок.

Одновременно данные авторы при изучении положения молодежи и ее ценностных ориентации рекомендуют учитывать социально-демографические и профессиональные признаки (работающая и учащаяся молодежь, городская и сельская), деление по маргинальным признакам (беженцы, инвалиды, бомжи и др.), региональную дифференциацию, возрастные критерии. Кроме того, каждую из подгрупп, в свою очередь, также необходимо дифференцировать по определенным признакам. И в этом смысле все большее

внимание должно уделяться использованию многомерной модели молодежи. Она помогает преодолеть ограничения одномерного подхода, который учитывал лишь один критерий внутренней дифференциации молодежи - социально-классовый. Исследования, охватывающие все многообразие молодежных групп, слоев, способствуют более глубокому осмыслению молодежных проблем, включая проблемы занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодежь представляет собой общественное образование, обладающее всеми признаками социально - демографической группы общества. Границы данной группы размыты и подвижны. Мы к ней относим молодых людей в возрасте 14-29 лет. На молодежь, как на всякое общественное образование, распространяются основные законы общества, при этом для нее характерны определенные особенности. Являясь возрастным срезом общества, она сама внутренне дифференцирована по стратификационным, возрастным и субкультурным признакам. В условиях усиливающейся дифференциации молодежи доминирующим моментом в изучении молодежных проблем на рынке труда должен стать многогранный подход, учитывающий все своеобразие групп и слоев молодежи.

Изложенное выше позволяет нам дать обобщающее определение понятия «молодежь». Молодежь - это часть общества в возрасте 14-29 лет, находящаяся на стадии трудового и социального самоопределения и обладающая рядом специфических признаков социально-демографической группы этого общества.

Молодежь - основной источник пополнения ресурсов для труда. Спектр молодежной занятости широк, как и велико ее значение для будущего рынка труда и экономики страны в целом. Специфика молодежного ресурса труда, изобилующего физической энергией, стремлением к скорейшей самореализации, самоутверждению, самоопределению в жизни, состоит в том, что молодежь в то же время является одной из наиболее уязвимых социальных групп .

Одним из ключевых моментов изучения социальных процессов в России в молодежной среде является принцип рассмотрения молодежи прежде всего в качестве субъекта общественных отношений, способного к инициативе и воздействию на общество, и в качестве социально-трудового объекта. При проведении политики на рынке труда представляется важным учитывать молодежь как тактический и стратегический ресурс. Она является главным носителем будущего страны и важнейшим фактором перемен. Признание важной роли и значения молодежи для настоящего и будущего социально-экономического развития общества необходимо, так как в России созрела потребность в новом типе труженика - в работнике, адекватном требованиям новой организации трудового процесса. Вывод о необходимости признания роли молодежи на рынке труда как важного фактора экономических реформ, общественносоциальной ценности особого рода принимается нами в качестве методологической основы исследования молодежи в составе незанятого населения.

Между тем практика показывает, что российская молодежь как социальная группа характеризуется не только специфическими особенностями, но и общими чертами. Исследования положения молодежи в стране свидетельствуют о следующих очевидных тенденциях:

• очевидна тенденция ухудшения здоровья молодежи, как физического, так и психического;

• система профессионального образования не адаптирована к новым условиям хозяйствования (до половины выпускников образовательных учреждении среднего и высшего профессионального образования оказываются невостребованными, более 2/3 получивших профессиональное образование молодых людей трудятся не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом);

• за чертой официального прожиточного минимума находится около трети молодых людей;

• составляя четвертую часть населения Российской Федерации, молодежь совершает более почти половину всех преступлений.

Отмеченные универсальные, специфические свойства молодежи как особой возрастной группы общества, ее общий социальный статус указывают на неустойчивое, маргинальное, достаточно неординарное положение на рынке труда и требуют эффективного механизма регулирования ее занятости, актуальность которого возрастает в процессе развития рыночных отношений и преобразований в обществе. Сеть этих преобразований по отношению к молодежи должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы об-

щества с потребностями и интересами молодежи, т.е. включить ее в процесс преобразований.

Статистические данные (общероссийские, региональные, местные) позволяют констатировать, что проблемы занятости остаются одними из наиболее сложных в ряду решения социальных проблем молодежи.

Очевидно, что анализ положения молодежи на рынке труда в целом отличается узостью, и одномерностью. Даже если удается выделить существенные, типичные черты данной группы, ее преимущества и недостатки в сравнении с другими группами (женщины, инвалиды, бывшие военнослужащие), то вне поля зрения может остаться то многообразие позиций и ориентации, составляющих данную группу молодых людей.

Многочисленные исследования в области молодежной занятости показывают, что в настоящее время следует уделять особо внимание несовершеннолетним гражданам, так как прежде всего они составляют группу социального риска и требуют обеспечения их временной (вторичной) и постоянной занятостью.

Эта проблема является, как правило, следствием следующих факторов:

- отсутствие у подростков практического производственного опыта работы, специального образования, а иногда и общего среднего образования;

- недостаточная информированность о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

- незнание основ трудового законодательства, нормативноправовой базы, регламентирующей труд несовершеннолетних;

- низкий уровень трудовой мотивации;

- недостаточно скоординированная работа семьи, службы занятости, учебных заведений в области профессиональной ориентации и трудовой мотивации подростков;

- низкий уровень активности, мотивированности собственного трудоустройства.

Кроме того, необходимо отметить такую характерную черту включения подростков в рынок труда, как двойственный вид их адаптации к его условиям и требованиям. С одной стороны, стремление молодых людей к самоутверждению стимулируется происходящими в обществе процессами, а с другой - явно ограничивается недостаточной социальной и экономической поддержкой в структуре занятости реформируемого общества.

Отмеченные выше факторы усугубляют трудности трудоустройства подростков, так как распространяют трудовую пассивность, пессимизм и иждивенчество.

Исследователи, занимающиеся проблемами молодежи, высказывают точку зрения, которую мы разделяем, что одной из причин такого положения является несовершенство законодательной и нормативной базы, регламентирующей занятость молодежи и несовершеннолетних.

При этом следует учитывать, что Международная организация труда, обеспокоенная проблемами молодежной безработицы и детского труда, приняла несколько конвенций и рекомендаций, определяющих принципы занятости молодежи: Рекомендация № 45 (1935г.) «О безработице среди молодежи»; Рекомендация № 87 (1949г.) «О профессиональном ориентировании»: Конвенция № 138 и Рекомендация № 146 (1973г.) «О минимальном возрасте приема на работу»; Рекомендация № 150 (1975г.) «О профориентации и профподготовке в области развития людских ресурсов»; Конвенция № 142 (1975г.) «О развитии людских ресурсов»; Конвенция № 182 (2003г.) «Искоренение наихудших форм детского труда» и др. В этих документах дана однозначно отрицательная оценка детскому труду, и для подростков установлен минимальный возраст окончания школы и приема на работу - 15 лет, при условии обязательного посещения школы, если подходящая работа не найдена. Международная организация труда придает особое значение получению несовершеннолетними общего и профессионального образования, определяет наиболее важные формы профориентациннюй работы, указывая на ее значимость и непрерывность в повышении конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

В Трудовом кодексе РФ в главе 42 (ст. 265-272) отражены особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет и определены ограничения и льготы, которые имеют большое значение для реализации подростками права на труд. Вместе с тем отдельные положения Трудового кодекса РФ, Закона «О занятости населения в РФ» и Гражданского кодекса РФ показывают существенные несовпадения в терминологии, механизме норм, регулирова-

нии отношений в сфере трудоустройства, что серьезно осложняет прием на работу подростков.

Приведем несколько примеров. В Гражданском кодексе Российской Федерации затронуты и права несовершеннолетних. Это выразилось в расширении их дееспособности в области имущественных прав и частично в сфере предпринимательства. К примеру, способность несовершеннолетних самостоятельно осуществлять свои права и обязанности передвинута с 15 до 14 лет. С этого же возраста им выдаются паспорта, предоставляется право самостоятельно распоряжаться своим заработком и стипендией, осуществлять свои авторские права. На деле, оставив образовательное учреждение, подросток, достигший 14-летнего возраста, права приема на постоянную работу не имеет (ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации), а также не может быть признан безработным до достижения им возраста 16 лет (ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ»). Согласно этому же Закону (ст. 12), только безработные имеют право на бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации и стипендию, а подростки в возрасте от 14 до 16 лет имеют лишь право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения (ст. 9).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что Закон «О занятости населения в РФ» (ст. 5, п. 2) устанавливает перечень категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Среди них молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу. В то же время, Закон определяет для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии, специальности (в эту категорию входят подростки 1618 лет), продолжительность выплаты пособий в каждом периоде безработицы, составляющую 6 месяцев (при этом для большей части безработных данный период составляет 12 месяцев (ст. 31, п. 5)).

Необходимо отметить, что противоречия, имеющиеся в законодательстве, а также недостаточно четкое регулирование трудовых отношений содействуют в некоторой степени выталкиванию подростков с легального рынка труда на нелегальный (криминальный).

При учете данных аспектов можно утверждать, что на современном этапе решение проблем занятости подростков требует коренного совершенствования законодательных положений о труде молодежи и приведения их в соответствие с действующими реалиями.

Другую социальную группу молодежи, требующую внимания и выработки специальных подходов на рынке труда, представляют выпускники учебных заведений. Надо сказать, что проблема трудоустройства наиболее квалифицированной части молодежи, а именно дипломированных специалистов, приобретает все большую остроту.

Одна из причин заключается в том, что сегодня изменения структуры и особенностей процесса формирования рынка труда почти не связаны с изменениями направлений, уровней и в целом структуры подготовки в профессиональных образовательных учреждениях. В результате, по данным статистики, до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной специальности.

Проблемы занятости выпускников учебных заведений имеют тенденцию к углублению и осложнению, что обусловлено действием следующих факторов:

- структурное несоответствие профессионального профиля выпускников потребностям рынка труда;

- несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей;

- крайне низкий уровень оплаты труда молодых работников на современном производстве, невнимание к их социально-бытовым нуждам:

- неустойчивый социальный статус молодежи (возраст, отсутствие начального капитала, малый опыт и стаж работы, проблемы молодой семьи, возможный призыв в армию, декретный отпуск и др.);

- низкий уровень трудовой мотивации, неадекватная самооценка, необоснованные притязания;

- совмещение большей частью молодежи работы с учебой, что создает дополнительные трудности для предприятия (необходимость предоставления учебного отпуска, стремление учащихся

работать только в одну смену).

Меры, направленные на решение данных проблем, должны стать приоритетными в политике молодежной занятости, чтобы обеспечить возможности эффективного использования человеческого капитала этой группы молодежи.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- во-первых, выявленные специфические и универсальные свойства молодежи как социально-демографической группы общества обуславливают необходимость не только изучения особенностей занятости молодежи, но и разработки научно обоснованных мер ее регулирования, преимущественно стратегического характера;

- во-вторых, именно молодежь, продолжая оставаться социально ущемленной группой населения, является основным источником и определяющим двигателем социального и экономического развития;

- в-третьих, новые социально-экономические условия функционирования российской экономики и жизни общества, в которых развивается молодежь, настоятельно требуют адаптации к ним.

Такой подход к данной группе населения на рынке труда, а также оценка ее роли и значения для обеспечения инновационного развития страны требуют изучения всего комплекса нужд молодежи, как в сфере образования, так и в процессе подготовки к труду и закрепления на производстве, включая истинные интересы, настроения и намерения молодых российских граждан. Молодежная направленность в современной социально-экономической ситуации должна стать ключевой в политике занятости, которая будет не только, как сегодня, включать своевременно разработанные активные меры содействия трудоустройству, но и работать с опережением ситуации.

Литература:

1. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: НОРМА, 2007. -448 с.

2. Руденко, Г.Г. Формирование рынков труда [Текст] / Г.Г. Руденко. - М.: ЭКЗАМЕН, 2004. - 414 с.

3. Ильинский, И.М. Молодежь России: тенденции и перспективы [Текст]: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: НОРМА, 2001. - 348 с.

4. Чукреев, П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона [Текст]: учебное пособие // П.А. Чукреев. - Улан-Удэ, 1998. -431 с.

5. Рофе, А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда [Текст]: учебное пособие / А.И. Рофе. - М.: МИК, 2003. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.