Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО И АДАПТАЦИЯ НА РАБОТЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО И АДАПТАЦИЯ НА РАБОТЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / работодатель / инвалид / рынок труда / правовое регулирование / квотирование / employment / employer / disabled person / labor market / legal regulation / quotas

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкашина Наталья Валерьевна, Огнев Александр Викторович

На сегодняшний день ситуация с трудоустройством инвалидов в РФ довольно тяжелая. Да, безработных граждан с ограниченными возможностями очень много, но работодатели не чувствуют мотивации от государства, что и является одной из причин, по которой работодатели не хотят брать граждан с инвалидностью на работу. Государству, с одной стороны, следует ужесточить законы в сфере квотирования и принятия инвалидов на работу, а с другой стороны государству стоит создать специализированную систему налогообложения, а также, создать более четкую систему страховых взносов. В связи с этим целью исследования является выявление пробелов законодательного регулирования и правоприменительной практики, предложения действенных механизмов разрешения указанных проблем и улучшения адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в трудовых отношениях с учетом интересов работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черкашина Наталья Валерьевна, Огнев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT AND ADAPTATION AT WORK OF PERSONS WITH DISABILITIES

Today the situation with the employment of disabled people in the Russian Federation is quite difficult. Yes, there are a lot of unemployed citizens with disabilities, but employers do not feel motivated by the state, which is one of the reasons why employers do not want to hire citizens with disabilities. On the one hand, the state should tighten the laws in the field of quotas and employment of disabled people, and on the other hand, the state should create a specialized taxation system, as well as create a clearer system of insurance premiums. In this regard, the purpose of the study is to identify gaps in legislative regulation and law enforcement practice, to propose effective mechanisms for resolving these problems and improving the adaptation of persons with disabilities in labor relations, taking into account the interests of employers.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО И АДАПТАЦИЯ НА РАБОТЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_280

ТРУДОУСТРОЙСТВО И АДАПТАЦИЯ НА РАБОТЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ EMPLOYMENT AND ADAPTATION AT WORK OF PERSONS WITH DISABILITIES

ЧЕРКАШИНА Наталья Валерьевна,

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: natasha8181@mail.ru;

ОГНЕВ Александр Викторович,

юрист по тендерной работе АО «НТЦ «ПожОборонСтрой». 111024, Россия, г. Москва, ул. 2-я Энтузиастов, 5. E-mail: avognev47@mail.ru;

CHERKASHINA Natalia Valerievna,

associate Professor of administrative and financial law Department «Moscow State Humanities and Economics University». Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: natasha8181@mail.ru;

OGNEV Alexander Viktorovich,

lawyer for tender work JSC "STC "Pozhoboronstroy". 111024, Russia, Moscow, ul. 2nd Enthusiasts, 5. E-mail: avognev47@mail.ru

Краткая аннотация: На сегодняшний день ситуация с трудоустройством инвалидов в РФ довольно тяжелая. Да, безработных граждан с ограниченными возможностями очень много, но работодатели не чувствуют мотивации от государства, что и является одной из причин, по которой работодатели не хотят брать граждан с инвалидностью на работу. Государству, с одной стороны, следует ужесточить законы в сфере квотирования и принятия инвалидов на работу, а с другой стороны государству стоит создать специализированную систему налогообложения, а также, создать более четкую систему страховых взносов. В связи с этим целью исследования является выявление пробелов законодательного регулирования и правоприменительной практики, предложения действенных механизмов разрешения указанных проблем и улучшения адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в трудовых отношениях с учетом интересов работодателей.

Abstract: Today the situation with the employment of disabled people in the Russian Federation is quite difficult. Yes, there are a lot of unemployed citizens with disabilities, but employers do not feel motivated by the state, which is one of the reasons why employers do not want to hire citizens with disabilities. On the one hand, the state should tighten the laws in the field of quotas and employment of disabled people, and on the other hand, the state should create a specialized taxation system, as well as create a clearer system of insurance premiums. In this regard, the purpose of the study is to identify gaps in legislative regulation and law enforcement practice, to propose effective mechanisms for resolving these problems and improving the adaptation of persons with disabilities in labor relations, taking into account the interests of employers.

Ключевые слова: трудоустройство, работодатель, инвалид, рынок труда, правовое регулирование, квотирование.

Keywords: employment, employer, disabled person, labor market, legal regulation, quotas.

Для цитирования: Черкашина Н.В., Огнев А.В. Трудоустройство и адаптация на работе лиц с ограниченными возможностями // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 280-282. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_280.

For citation: Cherkashina N. V., Ognev A. V. Employment and adaptation at work of persons with disabilities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 280-282. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_280.

Статья поступила в редакцию: 13.07.2023

Говоря о важности трудоустройства инвалидов в Российской Федерации, следует отметить два аспекта. С одной стороны, трудовая деятельность включает лиц, имеющих инвалидность в общий рынок труда (позволяя человеку зарабатывать на пенсионное обеспечение, закрывать имеющиеся вакансии на рынке труда и платить налоги). С другой стороны, эта деятельность помогает лучше социализироваться инвалиду, получать оплату за свой труд, которая чаще всего выше социальных выплат от государства, что позволяет дополнительно оплачивать реабилитационные процедуры, поддерживать свое здоровье иметь доступ к кредитным средствам и содержать семью.

В отношении инвалидов с ограничениями к выполнению трудовой деятельности, государство гарантирует им квотирование рабочих мест, то есть, обязанность работодателя заключить трудовой договор с определенным количеством претендентов-инвалидов, при соблюдении правила, что принять работников сверх квоты возможно, а меньше - недопустимо.

Установленная ст.13.2 ФЗ №1032-1 [1] система квотирования, это единственный механизм, который побуждает работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями. Согласно ее предписаниям:

- для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота устанавливается в размере от 2-х до 4-х процентов от среднесписочной численности работников;

- для работодателей, численность работников от 35 до 100 человек - устанавливается квота в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

Понятие «квота» в законодательстве не закреплено, но конкретизирован расчет квотируемых мест для трудоустройства инвалидов, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 14 марта 2022 г. № 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом в любое рабочее место» [3], где в п. 2 Правил обозначено, что

Частно-правовые (цивилистические) науки

при расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения, в случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.

Если сравнить уровень квотирования в России и за рубежом, то в России он значительно ниже. Так, в Германии каждый работодатель, у которого работает более десяти работников, обязан 6% рабочих мест предоставить инвалидам. Во Франции на предприятиях с такой же численностью 3% персонала должны составлять инвалиды труда и 10% - инвалиды войны [4].

В связи с этим, следует отметить, что в настоящее время уровень квот для инвалидов понизился: ранее квота для приема на работу инвалидов устанавливалась организациям, численность работников в которых составляла более 30 человек, а процент квотируемых рабочих мест должен был составлять не менее 3 процентов.

Несмотря на наличие бесчисленных видов профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, работодатели часто отказывают принимать на работу людей с ограниченными возможностями. Причины этого явления могут быть различными:

Во - первых, лишние затраты работодателя на создание дополнительных условий труда для инвалидов.

Во - вторых, для работников - инвалидов предоставляются определенные льготы, которые не выгодны работодателю. К числу таких льгот можно отнести:

1) сокращенную продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы - не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);

2) запрет на привлечение работающих инвалидов к работе в ночное время (ст. 96 ТК РФ), а также к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ);

3) отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

В - третьих, работодатели опасаются сложностей при работе с людьми с ограниченными возможностями [6].

За нарушение трудовых прав инвалидов (в т.ч. невыплату зарплаты, не предоставление отпусков, незаконное привлечение к сверхурочной или ночной работе, а равно за невыполнение положений медицинского заключения об условиях труда и требованиях к рабочему месту) работодатель несет такую же ответственность, как и в отношении прочих сотрудников. Это может быть административная ответственность (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ) или материальная (ст. 236 ТК РФ).

Отдельные штрафы установлены за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах квоты. Штраф для должностных лиц компании составит от 5000 до 10000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). Нарушением будет не создание специальных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты или не выделение таких мест из уже имеющих (т.е. отсутствие соответствующих документов о квотировании, что было отражено в Постановлении ВС РФ от 08.04.14 № 32-АД14-2 [8]). Также штраф выпишут за необоснованный отказ в приеме на работу на эти места. Если отказ связан с деловыми качествами соискателя или медицинскими показаниями, то состава правонарушения не будет (ст. 64 ТК РФ; п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом ВС РФ 17.06.2020 [9]). Кроме того, ответственность за нарушения в данной сфере может устанавливаться региональным законодательством, например в Кодексе г. Москвы об административных правонарушениях в ст. 2.2 установлена ответственность работодателя за невыполнение, установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест в виде штрафа, возлагаемого на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 30000 до 50000 рублей [2].

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. Работодатель, принимающий на работу гражданина, у которого имеются документы, подтверждающие его статус инвалида (для квоты), обязан в трудовом договоре прописать все аспекты сотрудничества. В противном случае такой договор будет считаться незаконным и недействительным, за что именно работодатель понесет соответствующее наказание. Согласно нормам трудового законодательства работодатель обязан учитывать состояние здоровья сотрудника, предоставляя ему необходимые условия для работы, а также составляя трудовой договор.

Несмотря на имеющуюся правовую базу, некоторые позитивные изменения на региональных рынках труда, положение с занятостью инвалидов продолжает оставаться сложным. Кроме того, результаты прокурорских проверок, многочисленные жалобы граждан свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые меры, инвалиды при реализации своих прав сталкиваются со множеством правовых и организационных проблем. Одними из основных причин являются дисбаланс потребностей рынка труда и трудовых возможностей инвалидов, отраженных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА); недостаточным количеством специальных рабочих мест.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места больного или инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д. [7]

При предоставлении места инвалиду в организации и заключении с ним трудового договора работодателю положены определенные льготы. Он направляет все положенные документы о занятой вакансии в Фонд социального страхования и налоговую службу, после чего получает возможность послабления на налоговые взносы. Отчисления в ФСС снижаются только при условии того, что на работу приняты инвалиды 1 или 2 группы. Однако, на практике работодатели твердят о том, что налоговые льготы и уменьшение страховых взносов, которые предлагает государство, для них не ощутимы, а значит, мотивацию организаций для приема на работу людей с ОВЗ нельзя назвать достаточной и рабочей. Если государство сейчас не начнет вводить дополнительные меры по стимуляции работодателей в сфере принятия инвалидов на работу, то

ситуация в стране не поменяется еще очень долго, и хуже всего то, что ситуация может только ухудшиться. Более того, при принятии инвалида на работу на руководителя ложится обязанность по адаптации рабочего места для человека с ограниченными возможностями. После проведения этих мер и выполнения всех условий комфорта будущего сотрудника можно добиться от Минздрава финансовой помощи на данные мероприятия (от 30 до 50 тысяч рублей [5]).

Анализ правоприменительной практики позволяет говорить о том, что в основном по организационным и финансовым причинам происходит несоблюдение работодателями обязанности создания или выделения рабочих мест для инвалидов, соответствующих им условий труда.

Поэтому необходимо ввести дополнительные меры стимулирования для работодателя на федеральном уровне.

- предусмотреть специальные субсидии организациям, использующим труд инвалидов (такие меры поддержки могут включаться в региональные или местные программы), например на обустройство рабочих мест для незанятых инвалидов;

- закрепить для обычных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов льготы в части НДС;

- ввести на законодательном уровне льготы по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам для организаций, имеющих в своем составе работников-инвалидов. Например, уменьшить размер налога на имущество организации на уровне субъектов РФ для организаций, где на работу принимаются инвалиды в процентном соотношении превышающим установленные нормы квотирования рабочих мест на уровне 4% (т.е., если организация создаёт и наполняет данные квотируемые места свыше 4%, то организация имеет право на уменьшение размера налога на имущество организации);

- при наличии в штате людей с ограниченными возможностями предоставить преференции по уплате налогов в рамках специальных режимов - упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и патентная система налогообложения (ПСН).

Библиография:

1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г № 18. ст. 566.

2. Закон г Москвы от 21 ноября 2007 г № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (ред. от 07.06.2023) // Ведомости Московской городской Думы. 2007. № 12.

3. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2022 г. № 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом в любое рабочее место» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. № 12. ст. 1851.

4. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: учебник для вузов. М.: ПРИОР, 1999. С. 224.

5. Лебедева Е.П. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 26.

6. Уразбаева Н.Р., Гареева С.Р., Тактаева З.Р. Трудоустройство инвалидов в Российской Федерации Льготы при приеме инвалида на работу // Вестник современных исследований. 2018. № 12.11 (27). С. 212-214.

7. Шакирова Э. Инвалиды и условия труда - травмы и инвалидность. Анализ споров в судах // Трудовое право. 2020. № 1. С. 47.

8. Постановление Верховного Суда РФ от 08.04.2014 № 32-АД14-2 «О привлечении к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=388509#cn6EGPTYUPngRJSt (дата обращения: 06.12.2022).

9. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2020г. [Электронный ресурс]. - URL: https://sudrf.cntd.ru/document/565123181 (дата обращения: 06.12.2022).

References:

1. The Law of the Russian Federation "On Employment of the Population in the Russian Federation" dated 04/19/1991 No. 1032-1 (ed. dated 12/28/2022) // Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation of May 2, 1991 No. 18. Article 566.

2. The Law of Moscow of November 21, 2007 No. 45 "The Code of the City of Moscow on Administrative Offenses" (ed. of 07.06.2023) // Vedomosti of the Moscow City Duma. 2007. № 12.

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 366 dated March 14, 2022 "On approval of the Rules for the employer to fulfill the quota for hiring persons with disabilities when Registering employment relations with a disabled person in any workplace" // Collection of Legislation of the Russian Federation dated March 21, 2022 No. 12. art. 1851.

4. Kiselev I.Ya. Comparative and international labor law: textbook for universities. M.: PRIOR, 1999. p. 224.

5. Lebedeva E.P. On the state program of the Russian Federation "Accessible Environment" until 2020: problems of legislation and law enforcement // Social and pension law. 2016. No. 3. p. 26.

6. Urazbaeva N.R., Gareeva S.R., Taktayeva Z.R. Employment of disabled people in the Russian Federation Benefits when hiring a disabled person // Bulletin of Modern Research. 2018. No. 12.11 (27). pp. 212-214.

7. Shakirova E. Disabled people and working conditions - injuries and disability. Analysis of disputes in courts // Labor law. 2020. No. 1. p. 47.

8. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated 08.04.2014 No. 32-AD14-2 "On bringing to responsibility, provided for in Part 1 of Article 5.42 of the Administrative Code of the Russian Federation, for failure by the employer to create or allocate jobs for the employment of disabled people" [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=388509#cn6EGPTYUPngRJSt (accessed: 06.12.2022).

9. Review of the practice of consideration by courts of cases on disputes related to the implementation of social support measures for certain categories of citizens, approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 17.06.2020. [electronic resource]. - URL: https://sudrf.cntd.ru/document/565123181 (accessed: 06.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.