Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ТРУД / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ИНВАЛИДНОСТИ / ЗАПРЕТ НА ДИСКРИМИНАЦИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хакимов Руслан Мадаминджанович, Мартьянова Галина Васильевна, Каирова Алла Игнатовна, Черкашина Наталья Валерьевна

В статье проанализированы особенности трудоустройства лиц с инвалидностью в России, а так же сформулированы рекомендации по совершенствованию российского трудового законодательства в сфере трудоустройства инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хакимов Руслан Мадаминджанович, Мартьянова Галина Васильевна, Каирова Алла Игнатовна, Черкашина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE IN RUSSIA

The article analyzes the features of employment of persons with disabilities in Russia, and also formulates recommendations for improving Russian labor legislation in the field of employment of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_68 УДК 349.2

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE WORK OF DISABLED PEOPLE IN RUSSIA

ХАКИМОВ Руслан Мадаминджанович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: rmkhakimov.ru@gmail.com;

МАРТЬЯНОВА Галина Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: martyanova@mgge.ru;

КАИРОВА Алла Игнатовна,

Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: kairova@mggeu.ru;

ЧЕРКАШИНА Наталья Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: natasha8181@mail.ru;

Khakimov Ruslan Madaminjanovich,

Moscow State University of Humanities and Economics, Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Jurisprudence. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: rmkhakimov.ru@gmail.com;

Martianova Galina Vasilyevna,

Moscow State University of Humanities and Economics,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: martyanova@mgge.ru;

Kairova Alla Ignatovna,

Moscow State University of Humanities and Economics, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: kairova@mggeu.ru;

Cherkashina Natalia Valeryevna,

Moscow State University of Humanities and Economics, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure. Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: natasha8181@mail.ru

Краткая аннотация. В статье проанализированы особенности трудоустройства лиц с инвалидностью в России, а так же сформулированы рекомендации по совершенствованию российского трудового законодательства в сфере трудоустройства инвалидов.

Abstract. The article analyzes the features of employment of persons with disabilities in Russia, and also formulates recommendations for improving Russian labor legislation in the field of employment of persons with disabilities.

Ключевые слова: право на труд, лица с инвалидностью, квотирование рабочих мест, дискриминация по признаку инвалидности, запрет на дискриминацию.

Keywords: the right to work, persons with disabilities, job quotas, discrimination on the basis of disability, prohibition of discrimination.

Для цитирования: Хакимов Р.М., Мартьянова Г.В., Каирова А.И., Черкашина Н.В. Особенности правового регулирования трудовой деятельности инвалидов в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 68-71. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_68.

For citation: Khakimov R.M., Martianova G. V., Kairova A.I., Cherkashina N. V. Features of the legal regulation of the work of disabled people in Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 68-71. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_68.

Статья поступила в редакцию: 18.06.2022

Российская Федерация - правовое социальное государство, в котором социальные проблемы находятся в центре внимания. Одной из них, несомненно, является проблема трудоустройства инвалидов.

Количество людей с инвалидностью, проживающих в России, составляет 11,3 млн или 8% от населения страны, из которых 730 тыс. -дети [11]. Это достаточно значительная цифра.

Несмотря на усилия правительства, социальная политика в отношении людей с инвалидностью, не является достаточной, эти усилия

обладают в основном запаздывающим эффектом, что увеличивает социальное расслоение россиян. В этих условиях основная задача правительства заключается в проведении интеграционных процессов с меньшими социальными трудностями для инвалидов, для которых значительно снижен уровень социальной и трудовой адаптации. В настоящее время, представляется необходимой разработка и реализация новых приоритетных направлений государственной политики в отношении людей с инвалидностью в сфере трудовых отношений. Такая политика должна строиться на основе принципов равноправия возможностей, нормализации их жизнедеятельности и запрета на дискриминацию.

Современное российское законодательство в области трудоустройства инвалидов не исполняется в полной мере и на практике часто встречаются социальные барьеры на пути эффективного трудоустройства лиц с инвалидностью.

По данным Минтруда доля трудоустроенных инвалидов по итгам прошлого года составила 25,5 или 1,1 млн. человек, плановый показатель - 40% не был достигнут. В декабре 2021 года работали около 1,1 млн. людей с инвалидностью, при этом по данным Пенсионного фонда России на 1 января 2022 года, численность людей с инвалидностью трудоспособного возраста составила 4,5 млн человек [11].

Представленные статистические данные позволяют сделать вывод, что показатели занятости инвалидов во многом определяются проводимой государством политикой в этой сфере, а также общей социально-экономической обстановкой в стране. Это обстоятельство обусловливает необходимость принятия действенных нормативных правовых актов, изменяющих институциональные условия трудоустройства инвалидов, которые должны быть основаны на оценке эффективности предпринимаемых мер в будущем.

Современное российское законодательство, в первую очередь, Конституция РФ запрещает дискриминацию в сфере труда [1].

В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации [2] граждане России не могут иметь каких-либо преимуществ в трудовых отношениях, в том числе, при устройстве на работу, включая пол, возраст, другие характеристики, если они не имеют отношения к деловым качествам работника. Часть 2-я этой же статьи разъясняет, что не являются дискриминацией установление каких-либо исключений или предпочтений, если они связаны со спецификой данного вида трудовой деятельности и (или) обусловлены повышенной заботой государства о лицах, нуждающихся в особой правовой и социальной защите.

В отношении инвалидов, имеющих ограничения к выполнению трудовой деятельности, государство гарантирует им квотирование рабочих мест, то есть, обязанность работодателя заключить трудовой договор с определенным количеством претендентов, имеющих инвалидность, при соблюдении правила, что принять работников сверх квоты возможно, а меньше - недопустимо.

На основании статей 20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов - не менее 2-х и не более 4-х процентов от среднесписочной численности работников[4].

Что касается работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек, то субъекты Российской Федерации не обязаны, а могут устанавливать квоту для приема инвалидов на работу в размере не более 3% от среднесписочной численности работников. Например, в Санкт-Петербурге, для организаций с численностью работников более 100 человек устанавливается квота 2,5% от среднесписочной численности работников для устройства на работу инвалидов [8].

Эффективность метода квотирования в большинстве регионов России, крайне низка. В силу отсутствия жесткого контроля, работодатели не уплачивают предусмотренные штрафы за уклонение от квотирования. Предприятия предпочитают самостоятельно подбирать сотрудников из числа социально незащищенных категорий населения на имеющиеся вакансии, не пользуясь услугами центров занятости. В результате социально незащищенные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости, так и остаются без работы[ 9 ].

В закон «О занятости населения в Российской Федерации»[5 ] были внесены изменения федеральным законом №11-ФЗ от 23.02.2013г.[6], согласно которым работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о выполнении квоты по приему на работу инвалидов, а также о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с определенной квотой, информировать органы службы занятости о локальных нормативных актах, содержащих сведения об указанных рабочих местах.

За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а именно за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов на основании установленной квоты, за отказ работодателя в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты статьей 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена для должностных лиц административная ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей[3]. Причем, федеральным законом от 23.02.2013 г. №11-ФЗ такая же ответственность была распространена и на должностных лиц службы занятости населения Российской Федерации за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.

Условия труда инвалидов должны соответствовать индивидуальным программам реабилитации или абилитации. Кроме того, для инвалидов I и II групп вводится режим сокращенного рабочего времени - не более 35 часов в неделю при условии сохранения полной заработной платы (статья 92 ТК РФ). Данная норма представляется недостаточно справедливой, поскольку в соответствии с Приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» [7] для инвалидности I группы характерно нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,

приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию (способности к самообслуживанию; способности к передвижению; к ориентации; к общению; к контролю за своим поведением; к обучению и к трудовой деятельности).

35-часовая рабочая неделя скорее должна быть установлена для инвалидов II и III групп, а для I группы сокращение количества рабочих часов должно быть более значительным (например, до 30 часов в неделю).

В соответствии со статьей 23 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», статьями 96, 99 и 113 ТК РФ инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время, сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни только при соблюдении следующих условий: работа не должна быть им противопоказана в соответствии с медицинским заключением; такая работа допускается только с их письменного согласия; - инвалиды должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от указанной работы.

В противном случае такой труд следует рассматривать как принудительный (статья 4 ТК РФ), а работодателя за подобное нарушение необходимо привлекать к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Состояние здоровья работающих инвалидов требует более продолжительного времени для восстановления физических, интеллектуальных и психических затрат, поэтому инвалидам предоставляются удлиненные ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 календарных дней. В соответствии со статьей 128 ТК РФ инвалидам по их письменному заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

Следует отметить, что в области квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью существуют, на наш взгляд, некоторые правовые пробелы, которые необходимо устранить, а именно:

- в федеральном законодательстве не содержится понятия квоты, что вызывает трудности при ее расчете. Закон 1995 г. не раскрывает понятие «квота». Если обратиться к утратившим в настоящее время Рекомендациям по квотированию 1995 г., то в них под квотой понималось минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которое определялось в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций.

Такое определение квоты не совсем верное, так как не позволяет рассчитать количество рабочих мест, выделяемых в счет квоты, если образуется дробная величина, то есть в федеральном законодательстве не установлены правила округления дробных частей чисел.

Например, при максимальной квоте для приема на работу инвалидов в 4% и минимальной численности работников организации, при которой вводится квота, - 101 чел., определенные в Законе 1995 г., количество рабочих мест будет равным 4,04. Очевидно, что трудоустроить инвалида на 0,04 рабочего места невозможно;

- следует отметить, что в настоящее время уровень квот для инвалидов понизился: ранее квота для приема на работу инвалидов устанавливалась организациям, численность работников в которых составляла более 30 человек, а процент квотируемых рабочих мест должен был составлять не менее 3 процентов.

- в Законе 1995 г. при установлении квоты недостаточно корректно используются статистические категории «численность работников» и «среднесписочная численность» работников, исходя из которой устанавливается квота. Численность работников рассчитывается на определенную дату. Фактически она определяется ежедневно, включая выходные и праздничные дни.

Учитывая динамичность трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики, численность работников может в течение непродолжительного периода времени, например, месяца, неоднократно как превышать 100 чел., так и быть меньше данной величины, что затрудняет выполнение квоты, делает данную категорию непригодной при квотировании и создает возможность для работодателей уклониться от установления квоты.

Категория «среднесписочная численность работников» является менее динамичной, так как определяется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на количество данных дней. Поэтому она более предпочтительна;

- в федеральном законодательстве не установлены характеристики (требования) в отношении рабочих мест, выделяемых в счет квоты.

Закон 1995 г. не учитывает, что квотирование осуществляется в отношении граждан, которые имеют ограниченную способность к трудовой деятельности (их нельзя привлекать к работам с вредными (опасными) условиями труда). Для некоторых граждан требуется создать специальные рабочие места, что позволяет работодателям выделять либо самые низкооплачиваемые места, либо места, не приспособленные для труда соответствующей категории граждан.

Поэтому при установлении квоты необходимо использовать такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя, характер условий труда на соответствующем производстве, наличие специально оборудованных рабочих мест и др. [10].

Таким образом, в Российской Федерации в целом и ее регионах в отдельности было принято множество актов, направленных на реализацию инвалидами права на труд, однако далеко не все они соблюдаются. Наказания за нарушение прав инвалидов и требований законодательства в этой области чересчур мягкие, а полномочия у контролирующих органов - слишком ограниченные.

Для устранения обозначенных проблем в Российской Федерации предлагаются следующие пути решения:

- проводить ежегодный мониторинг трудоустройства на оборудованных рабочих местах инвалидов и определять уровень потребности инвалидов в трудоустройстве;

- необходимо развивать центры содействия в трудоустройстве студентов и выпускников имеющих инвалидность, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования;

- усилить взаимодействие органов образования и органов службы занятости с учреждениями медико-социальной экспертизы и органами социальной защиты населения с целью реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида;

- обеспечить возможность предоставления налоговых льгот для работодателей, в штате которых имеются люди с инвалидностью;

- ужесточить ответственность работодателей за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; внести выше представленные изменения в действующее российское законодательство, конкретизировать нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов, в ТК РФ;

- объединив разрозненные нормы о трудовых отношениях с участием инвалидов, добавить в ТК РФ отдельную главу «Особенности регулирования труда инвалидов».

Библиогра фия:

1.Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563

5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.

6. Федеральный закон от 23.02.2013 № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» //Собрание законодательства РФ, 25.02.2013, № 8, ст. 717.

7. Приказ Минтруда России от 27.08.2019 №585н (ред. от 06.10.2021) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2019 № 56528) //Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.11.2019

8. Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» от 27.05.2003 г. №280-25 (с изм. от 19.02.2020 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/8377307

9. Гашенина Н.В. Проблемы трудоустройства инвалидов в регионе // Регионология. - 2007. - № 3 (60). - С. 222-227. https://elibrary.ru/download/elibrary_15207097_56823403.pdf

10. Корсаненкова Ю.Б. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы правового регулирования // Трудовое право в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - С. 23-27. https://wiselawyer.ru/poleznoe/46267-kvotirovanie-rabochikh-mest-dlya-invalidov-problemy-pravovogo

11. https://news.rambler.ru/

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Official Internet portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.

2. Labor Code of the Russian Federation No. 197-FZ of 30.12.2001 (ed. of 25.02.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 07.01.2002, No. 1 (Part 1),

art. 3.

3.Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ (ed. of 16.04.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 07.01.2002, No. 1 (part 1), Article 1.

4. Federal Law No. 181-FZ of 24.11.1995 (as amended on 28.06.2021) "On Social Protection of Disabled persons in the Russian Federation"// Collection of Legislation of the Russian Federation, 27.11.1995, No. 48, article 4563

5. Law of the Russian Federation No. 1032-1 of 19.04.1991 (ed. of 19.11.2021) "On employment of the population in the Russian Federation"// Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 17, 22.04.1996, Article 1915.6.

Federal Law No. 11-FZ of 23.02.2013 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the issue of quotas for jobs for the disabled" //Collection of Legislation of the Russian Federation, 25.02.2013, No. 8, Article 717.

7. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 27.08.2019 No. 585n (ed. dated 06.10.2021) "On classifications and criteria used in the implementation of medical and social expertise of citizens by Federal state institutions of medical and social expertise (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 18.11.2019 No. 56528) //Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru , 19.11.2019

8. The Law of St. Petersburg "On quotas of workplaces for the employment of disabled people in St. Petersburg" dated 27.05.2003 No. 280-25 (with amendments. dated 19.02.2020) [Electronic resource]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/8377307

9. Gashenina N.V. Problems of employment of disabled people in the region // Regionology. - 2007. - № 3 (60). - Pp. 222-227. https://elibrary.ru/download/elibrary_15207097_56823403.pdf

10. Korsanenkova Yu.B. Job quotas for disabled people: problems of legal regulation // Labor law in Russia and abroad. - 2010. - No. 2. - pp. 23-27. https://wiselawyer.ru/poleznoe/46267-kvotirovanie-rabochikh-mest-dlya-invalidov-problemy-pravovogo

11. https://news.rambler.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.