Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АНОМИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРУДНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коморникова Ольга Михайловна

Институт образования в современном обществе переживает процессы трансформации. Остро стоит проблема: каковы будут их результаты и насколько они соответствуют потребностям и интересам общества. Процессы качественных социальных преобразований нередко приводят к состоянию аномии, дезорганизации деятельности субъектов отношений. На основе данных опроса студентов ШГПУ выделены трудности, которыми сопровождается процесс внедрения дистанционного обучения: ограниченность непосредственных контактов, возрастание потока информации, сложности самоорганизации учебной деятельности, недостаточная техническая оснащенность, противоречие принципам здоровьесбережения в образовании. Автор подчеркивает, что данные трудности являются неотъемлемой составляющей процессов создания новых образцов и перехода к новым образовательным практикам. Выделены формы организации учебной деятельности, которые, по мнению студентов, наиболее целесообразно использовать в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF IMPLEMENTING DISTANCE LEARNING IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The institute of education in modern society is undergoing transformation processes. There is an urgent problem: what will be their results and how they correspond to the needs and interests of the society. The processes of qualitative social transformations often lead to a state of anomie, disorganization of the activities of the subjects of relations. Based on the survey data of SHSPU students, the difficulties that accompany the process of implementing distance learning are highlighted: limited direct contacts, an increase in the flow of information, difficulties in self-organizing educational activities, insufficient technical equipment, contradiction to the principles of health saving in education. The author emphasizes that these difficulties are an integral part of the processes of creating new models and transition to new educational practices. The forms of organization of educational activities that, according to students, are most appropriate to use in distance learning are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_76

Ольга Михайловна Коморникова г. Шадринск

Трудности внедрения дистанционно обучения в системе высшего образования

Институт образования в современном обществе переживает процессы трансформации. Остро стоит проблема: каковы будут их результаты и насколько они соответствуют потребностям и интересам общества. Процессы качественных социальных преобразований нередко приводят к состоянию аномии, дезорганизации деятельности субъектов отношений. На основе данных опроса студентов ШГПУ выделены трудности, которыми сопровождается процесс внедрения дистанционного обучения: ограниченность непосредственных контактов, возрастание потока информации, сложности самоорганизации учебной деятельности, недостаточная техническая оснащенность, противоречие принципам здоровьесбереже-ния в образовании. Автор подчеркивает, что данные трудности являются неотъемлемой составляющей процессов создания новых образцов и перехода к новым образовательным практикам. Выделены формы организации учебной деятельности, которые, по мнению студентов, наиболее целесообразно использовать в дистанционном обучении.

Ключевые слова: образование, трансформация, аномия, социальные риски, дистанционное обучение, трудности.

Olga Mikhailovna Komornikova

Shadrinsk

Difficulties of implementing distance learning in the higher education system

The institute of education in modern society is undergoing transformation processes. There is an urgent problem: what will be their results and how they correspond to the needs and interests of the society. The processes of qualitative social transformations often lead to a state of anomie, disorganization of the activities of the subjects of relations. Based on the survey data of SHSPU students, the difficulties that accompany the process of implementing distance learning are highlighted: limited direct contacts, an increase in the flow of information, difficulties in self-organizing educational activities, insufficient technical equipment, contradiction to the principles of health saving in education. The author emphasizes that these difficulties are an integral part of the processes of creating new models and transition to new educational practices. The forms of organization of educational activities that, according to students, are most appropriate to use in distance learning are highlighted.

Keywords: education, transformation, anomie, social risks, distance learning, difficulties.

Трансформация института образования стала неоспоримым фактом нашего времени. Сейчас высказываются различные точки зрения о перспективах его развития. Идут дискуссии о том, какие качества и навыки он должен формировать, о способах перехода к новым образовательным практикам, о том, какую роль будут играть различные участники образовательного процесса.

Одной из существенных проблем трансформации системы образования как перехода к качественно новым образцам и практикам является то, что анализ этой проблемы часто ведется с позиции потребностей экономических субъектов. Однако жизнь общества не ограничивается только экономической сферой, перед ним стоят и другие важные задачи, например, трансляции культурных норм и практик. Учитывая, что процессы трансформации образования незавершенны, то довольно сложно предугадать к каким последствиям они приведут, насколько их результаты соответствуют потребностям и интересам общества. Немаловажной проблемой является и то, что даже имеющиеся аналитические данные малоизвестны или же непонятны педагогическим работникам. Это касается вопросов влияния компьютеризации образования на его качество, взаимосвязи институтов школы и семьи и др.

Еще один момент, который вносит сумятицу в рефлексию трансформационных процессов в образовании - это противоречивые оценки целесообразности уже имеющихся изменений и возможно-

сти реализации намеченных. Например, недостаточно ресурсов для осуществления индивидуализации образования и учета персональных возможностей учащегося [4, С. 35].

Естественной составляющей нашей жизнедеятельности является то, что любые изменения сопряжены с рисками для общества. Логично предположить, что и масштабная трансформация, переживаемая современным образованием, ведет или же может привести к негативным последствиям, будь то некачественная подготовка в плане профессиональных умений и навыков, снижение его роли в формировании мировоззрения, дезориентация обучающихся и педагогов и т.д.

Процессы социальной трансформации объективно сопровождаются заменой одних социальных практик другими. Это может вызвать к жизни состояние общества, которое в социологии обозначается как аномия. В этот период устоявшиеся образовательные нормы и практики теряют свою значимость, а новые в полной мере не сформировались и не признаны сообществом. Все это создает риски некоторого хаоса в образовательной деятельности. Например, меняется роль обучаемого: он должен взять на себя ряд задач по управлению собственной учебной работой вкупе с ответственностью за ее результаты [4, С. 50]. Но готовы ли участники образовательного процесса к этому? Насколько они осознают изменение своих ролей?

Одной из новых образовательных практик, с которой пришлось столкнуться обществу в период

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291

PEDAGOGY

пандемии коронавируса, стал переход к дистанционному формату (онлайн-обучению). Опыт работы в таких условиях получили лица, так или иначе задействованные в образовательном процессе. Исходя из этого опыта, появляются и первые его промежуточные оценки. В частности, предпринимаются попытки выделить сложности, с которыми столкнулись и обучающиеся, и педагоги. Их анализ позволяет выявить риски, сопровождающие процесс трансформации института образования, развития в его рамках новых практик.

Рассмотрим некоторые трудности, с которыми столкнулись студенты ШГПУ в процессе дистанционного обучения на основе данных опроса, проведенного в мае-июне 2020 года. В нем принял участие 381 студент очного отделения и 253 студента заочного отделения [1]. Исследование проводилось с целью мониторинга удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг, но оно дает информацию для понимания рисков образовательной трансформации.

Для студентов очного отделения, наиболее существенной сложностью стало отсутствие непосредственного взаимодействия с преподавателями -56,2%. Если рассмотреть эти данные в контексте основополагающих принципов и функций образования, то можно отметить следующее. Для молодежи процесс обучения - это важная составляющая процесса социализации. Соответственно, общение необходимо ей для расширения жизненного опыта. Сокращение непосредственной коммуникации создает ощущение недостатка эмоций, знаний. Кроме того, в рамках существующей системы обучения мы более привыкли к непосредственным формам передачи информации и учебного контроля. То есть обучающийся при дистанционном формате может не понимать, правильно ли он выполняет определенные действия.

Еще один аспект этой проблемы, то, что участники дистанционного взаимодействия не всегда могут получить ответ достаточно настолько быстро, как в этом есть потребность. Как неоперативное это взаимодействие оценили 26,2% студентов.

Отмечают студенты и возросшую информационную нагрузку (39,6%). Это связано и с увеличением доли общения путем обмена сообщениями, а также собственно учебной нагрузки. В первом случаи мы опять получаем коммуникативные проблемы - участникам образовательного процесса необходимо привыкать к новым форматам взаимодействия. Увеличение учебной нагрузки на студентов может быть связано с тем, что педагогам сложно рационально рассчитать ее в новых условиях или же переход к дистанционному образованию способствует индивидуализации образования, когда студент не может «отсидеться за спинами од-ногруппников», что более реально для групповой формы занятий.

Почти треть принявших участие в опросе (31,6%) заявили о том, что столкнулись со сложностями в освоении учебного материала. Этот момент

нужно иметь в виду для оценки приемлемости существующих методик онлайн-обучения, способов подачи информации.

Примерно каждый третий также заявил о проблемах с самостоятельной организацией учебного процесса (31,4%). Для выяснения, в чем именно состоит суть проблемы, необходимо проводить дальнейшие исследования. Но, заметим, что исследователи и практики поднимают вопрос о том, что современные студенты недостаточно мотивированы на обучение в традиционном формате, соответственно, они нуждаются во внешнем контроле. Опрос студентов российских вузов, проведенный в 2020 году, показал, что более половины из них (58%) в период дистанционного обучения откладывали выполнение текущих заданий по возможности [3]. Это один из рисков, которые могут возникнуть в результате непродуманного использования дистанционных форм обучения и негативно сказывается на профессиональной подготовке.

При определении организационных основ дистанционного обучения необходимо учитывать, что каждый четвертый опрошенный заявил о проблемах с доступом в Интернет, каждый десятый -об отсутствии необходимого оборудования. Тем самым в настоящее время имеет место противоречие. С одной стороны, студенты в своих пожеланиях по организации дистанционного обучения в будущем явно дают запрос на большее количество интерактива (23%), а с другой, не все имеют полноценный доступ к таким занятиям.

Также часть студентов поддержала идею о том, что существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ (23%). Кроме того, как подчеркнул в одном из своих выступлений В.В. Путин: «Онлайн-образование затрудняет формирование навыков работы в коллективе» [2].

Довольно небольшая часть студентов очников отметила, что онлайн формат привел у них к ухудшению состояния здоровья (15,5%). На наш взгляд, эта сторона дистанционного обучения требует особого внимания. Сами студенты задаются вопросом: «Когда ты весь день сидишь за компьютером, что в этом хорошего?» На данный момент можно лишь строить догадки, какие последствия это может иметь при долгосрочном обучении в таком формате. Данные всероссийского исследования показывают, что более многочисленная группа студентов (34%) испытывали те или иные проблемы со сном [3]. Это тоже может рассматриваться как неблагоприятное воздействие на здоровье. Но в тоже время 43% отмечают, что при дистанционном обучении стали меньше уставать от учебы [3].

Позиция студентов заочного отделения ШГПУ по многим показателям значительно не отличается. Отметим, что гораздо большее значение для них имеет отсутствие обратной оперативной связи с преподавателями - 40% (26,2% на очном от-

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

ПЕДАГОГИКА

делении) и недостаточное количество консультаций - 15,8% (против 7,3%). При этом, они испытывают меньше сложностей с организацией самостоятельной работы 23,3% (на очном 31,4%), меньше их волнует и отсутствие общения с другими студентами - 13,8% (против 28%).

Исследователи, изучающие проблемы внедрения онлайн-обучении также пришли к выводу, что по мере накопления усталости от такого формата отношение к нему становится более критичным и растет число респондентов, отмечающих какие-либо трудности - с 75% весной до 86% к 1 июня [3].

Существует неясность по многим педагогическим аспектам реализации процесса цифровизации образования ввиду отсутствия достаточного опыта и исследовательской базы. В частности, для обеспечения качественного высшего образования необходимо осмысление того, какими качествами должен обладать современный преподаватель, каким образом должна осуществляться его подготовка, эффективность методов, форм, средств обучения; их методологическое обоснование; разработка методик контроля успеваемости и сформированности образовательных результатов в условиях переноса учебного процесса в глобальную сеть [5, С. 51].

Среди форм учебной работы, которые было бы приемлемо организовывать в дистанционном формате для студентов очного отделения на первом месте стоят лекции - 49,8%, на втором - практические занятия 32,5% и семинары 30%. Лабораторные занятия назвали 15,5% (но не у всех они есть по учебному плану). Практически каждый пятый готов сдавать в таком формате зачеты и экзамены (18,9%), а 17% допускают проведение консультаций. Дистанционное взаимодействие при

написании ВКР и курсовых работ одобряют 13,4%. Однако, в последнем случае надо учитывать, что младшие курсы не знакомы с такой формой работы, поэтому они редко ее отмечают.

Никакие формы работы не приемлемы в дистанционном формате для 11,3%. Конечно, более объективная оценка этих данных требует проведения повторного исследования, когда студенты получат более богатый опыт дистанционной работы и произойдет его осмысление.

У студентов заочной формы обучения оценки аналогичны, единственное отличие - более привлекательная для них форма дистанционной сдачи зачетов и экзаменом - 40% (на очном отделении 18,9%).

Таким образом, необходимо изучать непосредственный опыт трансформации института образования, поскольку любые трансформации несут в себе социальные риски, в том числе и риск аномии, когда слишком быстро происходит отказ от привычных норм и практик. Среди сложностей, которые уже сейчас обозначились, отметим: коммуникативные, осуществление контроля, технические, сохранение здоровья. Представляется, что передача знаний - это более сложный процесс, чем просто доведение информации до сведения. Важна и эмоциональная составляющая этого процесса.

Трудности, которые наметились сейчас, позволяют лучше понять перспективы дистанционного образования, наметить меры по недопущению снижения качества образования в ближайшем будущем. Существующие сложности и противоречия - это неотъемлемая черта процесса изменений. Их дальнейшая рефлексия позволит с наименьшими потерями пройти этот этап.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Коморникова, О.М. Перспективы дистанционного обучения: взгляд студентов / О.М. Коморникова. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - N° 4 (декабрь). - С. 48-51.

2. Путин считает, что онлайн-образование не способствует развитию навыка работы в коллективе. - Текст : электронный // ТАСС: информационное агентство России : [сайт]. - Москва, 1999-2021. - URL: https://tass.ru/obschestvo/12269331 (дата обращения: 2.09.2021).

3. Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения. Им не хватает общения с преподавателями и подводит техника. - Текст : электронный // РБК: информационное агентство : [сайт]. - Москва, 1995-2021. - URL: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167de1a41 (дата обращения: 28.08.2021).

4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. -Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343, [1] с. - Текст : непосредственный.

5. Шепелова, Н.С. Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России / Н.С. Шепелова,

H.Н. Шепелов. - Текст : непосредственный // Экономические исследования и разработки. - 2020. - № 2. - С. 46-52.

REFERENCES

I. Komornikova O.M. Perspektivy distancionnogo obuchenija: vzgljad studentov [Prospects for Distance Learning: Students' View]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2020, no. 4 (dekabr'), pp. 48-51.

2. Putin schitaet, chto onlajn-obrazovanie ne sposobstvuet razvitiju navyka raboty v kollektive [Putin believes that online education does not contribute to the development of teamwork skills]. TASS: informacionnoe agentstvo Rossii [TASS: Russian news agency]. Moscow, 1999-2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/12269331 (Accessed 2.09.2021).

3. Studenty nazvali osnovnye problemy onlajn-obuchenija. Im ne hvataet obshhenija s prepodavateljami i podvodit tehnika [Students identified the main challenges for online learning. They lack communication with the teachers and the technique fails]. RBK: informacionnoe agentstvo [RBC: news agency]. Moscow, 1995-2021. URL: https://www.rbc.ru/soci-ety/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167de1a41 (Accessed 28.08.2021).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

PEDAGOGY

4. Uvarov A.Ju., Gejbl Je., Dvoreckaja I.V., et al. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovanija [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. In Uvarova A.Ju. (eds.). Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2019. 343, [1] p.

5. Shepelova N.S., Shepelov N.N. Osnovnye problemy cifrovoj transformacii vysshego obrazovanija v Rossii [Main problems of digital transformation of higher education in Russia]. Jekonomicheskie issledovanija i razrabotki [Economic research and development], 2020, no. 2, pp. 46-52.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.М. Коморникова, кандидат социологических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olya.orexovo@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.M. Komornikova, Ph. D. in Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Philology and Social Sciences and the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

УДК 37.016 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_79

Мария Андреевна Косарева, Наталья Владимировна Павлова

г. Шадринск

Мобильные приложения для создания образа естественнонаучной картины мира

обучающихся

В статье авторами представлен перечень прикладных программ по естественнонаучным дисциплинам, которые могут применяться школьниками для самостоятельного изучения различных биологических, географических, химических и экологических природных явлений. Описаны ресурсы, способствующие формированию естественнонаучной картины мира у школьников. Особое внимание уделяется обоснованию доступности прикладных программ для демонстрации процессов и явлений в природе на интегративном уровне.

Ключевые слова: естественная картина мира, интеграция, прикладные программы, цифровая образовательная среда, мобильные приложения.

Maria Andreevna Kosareva, Natalia Vladimirovna Pavlova

Shadrinsk

Mobile applications for creating an image of the students' scientific picture of the world

The authors present a list of applied programs in scientific disciplines that can be used by schoolchildren for self-study of various biological, geographical, chemical and environmental natural phenomena. The resources forming the scientific picture of the world among schoolchildren are described. Special attention is paid to substantiating the availability of application programs for demonstrating processes and phenomena in nature at the integrative level.

Keywords: scientific picture of the world, integration, application programs, digital educational environment, mobile applications.

В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» большое внимание уделяется формированию ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций, важное значение имеет создание доступной цифровой среды [3].

Уровень требований к личностным, метапред-метным и предметным достижениям учащихся в рамках Федерального государственного стандарта основного общего образования, значительно вырос и существенно отличается подходами к формированию естественнонаучной грамотности школьников.

Главной составляющей такого подхода выступает деятельностный подход, который направлен на освоение практико-ориентированной деятельности школьников. Приоритетной задачей школьного образования становится формирование не суммы

знаний и умений по отдельным дисциплинам естественнонаучного цикла, а интеграция знаний, направленная на формирования естественнонаучной картины мира на уровне глубокого понимания сути процессов и явлений на всех уровнях организации органического мира. Естественные науки -науки, изучающие природные явления на трёх уровнях организации: мегамир, макромир, микромир, что позволяет познать суть устройства окружающей природной среды [2].

Согласно этому, у обучающихся должна быть альтернатива, позволяющая, в том числе, самостоятельно изучать новый материал по интересующей их проблеме на межпредметном уровне, что дает возможность всесторонне изучить сложные процессы в живой и неживой природе, на основе основных законов и правил.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.