Научная статья на тему 'Трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта'

Трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
543
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНКИ УСЛОВНО МУЖСКИХ ВИДОВ СПОРТА / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / FEMALE ATHLETES IN MASCULINE SPORTS / GENDER IDENTITY / DIFFICULTIES IN GENDER IDENTITY DEVELOPMENT / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усольцева Анна Алексеевна

Спортсменки, занимающиеся условно мужскими видами спорта, испытывают следующие трудности в становлении гендерной идентичности: представления о своем теле характеризуются противоречиями; недостаточно представлены (освоены) феминные поведенческие схемы; затруднены романтические отношения; отсутствует внутреннее согласование гендерной и спортивной ролей; происходит идентификация с ролью спортсменки в ущерб гендерной идентичности; избыточная маскулинность как гипертрофированно усвоенная спортивная ценность. Спортсменки верят в существование идеальной спортсменки, способной быть успешной в спорте и женственной в жизни, но в себе такую способность видят немногие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties in gender identity development of female athletes in “Masculine” sports

Female athletes believe in existence of ideal sportswoman, who is able to succeed in sports as well as to be feminine, and only several sportswomen recognize themselves having such capability. The respondents specify necessity of performance of masculinity by sportswomen. Female athletes in masculine sports encounter the following difficulties in gender identity development: body concept is contradictory; feminine behavior schemes are not presented (developed) sufficiently; difficulties in love relationships; absence of internal coordination between gender and sports roles; sportswoman role identification at the expense of gender identity; excess masculinity as a result of exaggeratedly assimilated sports value.

Текст научной работы на тему «Трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ТРУДНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОК

УСЛОВНО МУЖСКИХ ВИДОВ СПОРТА

А.А. УСОЛЬЦЕВА,

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Аннотация

Спортсменки, занимающиеся условно мужскими видами спорта, испытывают следующие трудности в становлении гендерной идентичности: представления о своем теле характеризуются противоречиями; недостаточно представлены (освоены) феминные поведенческие схемы; затруднены романтические отношения; отсутствует внутреннее согласование гендерной и спортивной ролей; происходит идентификация с ролью спортсменки в ущерб гендерной идентичности; избыточная маскулинность как гипертрофированно усвоенная спортивная ценность. Спортсменки верят в существование идеальной спортсменки, способной быть успешной в спорте и женственной в жизни, но в себе такую способность видят немногие.

Ключевые слова: спортсменки условно мужских видов спорта, гендерная идентичность, маскулинность.

Abstract

Female athletes believe in existence of ideal sportswoman, who is able to succeed in sports as well as to be feminine, and only several sportswomen recognize themselves having such capability. The respondents specify necessity of performance of masculinity by sportswomen.

Female athletes in masculine sports encounter the following difficulties in gender identity development: body concept is contradictory; feminine behavior schemes are not presented (developed) sufficiently; difficulties in love relationships; absence of internal coordination between gender and sports roles; sportswoman role identification at the expense of gender identity; excess masculinity as a result of exaggeratedly assimilated sports value.

Key words: female athletes in masculine sports, gender identity, difficulties in gender identity development, masculinity, femininity.

Введение

Исследователи говорят о том, что спорт может формировать маскулинные качества у девушек, а также негативные черты характера, такие, как агрессивность и жесткость [2; 5; 7; 8; 9]. Авторы подчеркивают, что спортсменки несколько серьезнее и менее склонны к свободному выражению своих чувств, а по мере роста спортивного мастерства у девушек начинают проявляться присущие мужчинам черты характера: лидерство, воля к победе, агрессивность [3; 6]. Есть исследования, согласно которым спортсменки субъективно высоко оценивают свою женственность и привлекательность и отмечают положительное влияние спорта на формирование их характера, даже несмотря на то, что спорт способствует развитию у них черт характера, присущих мужчинам [4].

Дамадаева А.С. [1] приходит к заключению, что «для спортсменок, занимающихся “мужскими” видами спор-

та, можно рекомендовать специальные программы по “демаскулинизации” их личности с целью преодоления некоторых эффектов спорта». Феноменологический анализ показывает, что спортсменки условно мужских видов спорта (хоккей, футбол, тяжелая атлетика, гиревой спорт, различные виды единоборств и др.) нередко испытывают сложности в презентации себя как представительницы женского пола (выбор повседневной одежды, неумение демонстрировать женские манеры поведения). Спортсменки жалуются на излишнюю агрессивность -вербальную и невербальную. Некоторые спортсменки опасаются из-за занятий спортом стать излишне похожими на мужчин. Подобные опасения и жалобы ведут к снижению самооценки себя в роли девушки либо негативно сказываются на мотивации к занятиям спортом.

К сожалению, исследователи, обсуждающие маскулинизацию спортсменок, мало детализируют, какие именно

<&

ФНЦ ВНИИФК

Труды молодых ученых

57

трудности в становлении гендерной идентичности испытывают спортсменки условно мужских видов спорта помимо появления маскулинных качеств. Знание этих трудностей откроет возможность строить психологическую работу со спортсменками по согласованию гендерной и спортивной ролей.

Цель: определить трудности в становлении гендерной идентичности, с которыми приходится сталкиваться спортсменкам условно мужских видов спорта.

В исследовании проверялась следующая гипотеза: спортсменки, занимающиеся условно мужскими видами спорта, испытывают трудности в становлении гендерной идентичности:

• представления о своем теле характеризуются противоречиями;

• недостаточно представлены (освоены) феминные поведенческие схемы;

• затруднены романтические отношения;

• отсутствует внутреннее согласование гендерной и спортивной ролей;

• происходит идентификация с ролью спортсменки в ущерб гендерной идентичности;

• избыточная маскулинность как гипертрофированно усвоенная спортивная ценность.

Методами исследования выступили фокус-группы и интервью. Фокус-группа позволяет прояснить позицию ее участников к изучаемой проблеме, определить, с какими именно трудностями сталкиваются спортсменки. Преимущества метода заключаются в значительном объеме получаемой информации и в широких возможностях интерпретации. С целью уточнения предполагаемых конструктов были проведены несколько глубинных интервью по тем же вопросам. При проведении интервью можно достичь большей свободы и спонтанности реакций, так как нет давления группы как носителя социальных норм. Спортсменкам задавались вопросы о всех трудностях, с которыми они сталкиваются в связи с занятиями спортом; в процессе интерпретации данных из общего списка были выделены трудности, связанные с гендерной идентичностью. Обработка данных проводилась методом контент-анализа.

Выборку составили 30 профессиональных спортсменок условно мужских видов спорта (хоккей, футбол, гиревой спорт, виды восточных единоборств и др.) в возрасте от 17 до 23 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

В представлениях спортсменок соотношение ролей спортсменки и девушки наполнено противоречивыми установками - с одной стороны, они верят в существование идеальной спортсменки, которая способна быть и успешной в спорте, и женственной в жизни («одно другому не мешает - есть спортсменки, которым удается в спорте быть одной, а в жизни другой»), с другой -в себе такую способность видят только несколько спортсменок («совмещение возможно, но не в моем случае»). Среди трудностей, связанных со становлением гендерной идентичности, представлены:

Отношение к телу и внешности в целом:

Наиболее значимая гендерная трудность (назвали большее количество респондентов - 20 чел.) - негативное отношение к своему (женскому) телу. Проявляется в столкновении противоречивых установок - «хочу спортивное, рельефное тело» / «не хочу быть похожей на мужчину» / «мышцы мешают в выборе женской одежды - мое тело мне не нравится». Спортсменки, даже гордясь своими мышцами (приносящими успех в спорте), в основном негативно относятся к своему телу - жалуются на мужское телосложение, недостаток гибкости в теле. Трудности в отношении к телу обнаруживаются, когда спортсменка оценивает себя с позиции гендерной роли (феминности). Подтверждается первый пункт гипотезы -представления о теле характеризуются противоречиями.

Сложности в подборе женской одежды (отметили 4 чел.). Спортивное телосложение представляет сложности в подборе женской одежды - приходится брать одежду большего размера, долго выбирать, шить на заказ либо отдавать предпочтение спортивной одежде. Несколько спортсменок отметили, что не чувствуют уверенности в себе, когда одеваются по-женски («не умею ходить на каблуках», «не могу долго быть в этой одежде», «это не мое», «чувствую себя неуютно»).

Беспокойство по поводу реакции окружающих на свое тело (отметили 2 чел.). Несколько спортсменок очень смущает, когда окружающие обращают внимание, что тело спортсменки становится «излишне» мускулистым. Девушки стараются спрятать свое тело под одеждой.

Отношение к своим психологическим (маскулинным) характеристикам:

Ощущение силового превосходства (отметили 10 чел.). Спортсменки условно мужских видов спорта отмечают, что бывают сильнее и мощнее по телосложению некоторых мальчиков и это доставляет дискомфорт, либо чувствуют себя «не такой, как должна быть девушка», либо смотрят на более слабого парня снисходительно. У некоторых молодых людей возникает предложение побороться или помериться силой на руках со спортсменками, что вызывает противоречивые чувства -с одной стороны, «хочется показать, на что я способна», а с другой - «не хочется быть сильнее парня». Девушки сообщают, что хотят «рядом видеть мужчину сильнее» себя и очень разочаровываются, когда их ожидания не оправдываются. К ощущению силового превосходства относится не только физическая сила; следуя комментариям самих же спортсменок, речь идет и о психологической силе (способность справляться с трудностями, настоять на своем, добиваться результата, «я могу сделать всё сама», «спортсменки более сильные девушки, чем не спортсменки»).

Недостаёт женственности (отметили 7 чел.). Респонденты отмечают, что продолжают вести себя как «свой парень» вне тренировок, забывая проявлять женственность. Девушки замечают за собой грубость (даже некоторую «развязность») в общении по сравнению

ФНЦ ВНИИФК

58

Труды молодых ученых

с другими девушками. Спортсменки сообщают о нехватке навыков женского поведения, недостатке женственности, нежности, мягкости.

Появление мужских черт характера (отметили 7 чел.). Спортсменки отмечают, что мужские виды спорта формируют «жесткий, закаленный характер у девушек» и «это становится заметно и в обычной жизни, а не только на тренировке». По представлениям респондентов, профессионально занимающиеся спортсменки - «волевые», «целеустремленные», «смелые, мужественные», «амбициозные», «отстаивающие свою точку зрения», «порой наглые и надменные», «их движения часто резкие».

Несоответствие внешнего и внутреннего образа Я (отметили 4 чел.). Когда спортсменка одевается по-женски, то бывает, что ее внешний образ не совпадает с тем, как она себя ведет, что и как говорит (поведение не соответствует внешне женственному образу). Были также спортсменки, сообщившие, что чувствуют себя «милой, хрупкой и женственной», а воспринимают их совсем иначе («суровый» внешний вид не передает внутренней мягкости). Одна спортсменка отметила, что с ростом спортивной успешности она начала сознательно «создавать у общественности образ себя», что создает дополнительные затруднения в согласовании внешнего и внутреннего образа себя.

Отсутствие навыков выстраивания внешнего женского образа (отметили 2 чел.). Помимо сложностей с выбором одежды, связанных с телосложением, спортсменки испытывают трудности с навыком выбора сочетаемой женской одежды, которая будет хорошо смотреться на девушке, подчеркивая достоинства. Спортсменки часто одевают привычную для себя спортивную, свободную (не стесняющую движений) одежду - внешне могут напоминать мальчика. Делают макияж реже, чем обычные девушки. Определенную сложность для респондентов представляет транслирование навыков женского поведения.

Поведенческие трудности:

Вторая по значимости трудность (после трудности «негативное отношение к своему телу») - затруднены романтические отношения, чувство одиночества

(отмечают у себя 13 чел.), что подкрепляет третий пункт гипотезы. Трудность выражается: во-первых, в сложности найти мужчину, который выдержит постоянные тренировки и сборы спортсменки, будет сильнее физически и по характеру; во-вторых, в незнании, как себя вести с молодым человеком, который нравится. Причинами затруднений становятся: недостаточно освоенные

феминные поведенческие схемы (подтверждает гипотезу), ощущение силового превосходства и отсутствие свободного времени. Затруднения в романтических отношениях вызывают сильные эмоциональные переживания у спортсменок.

Необходимость противостоять уговорам бросить спорт (отметили 6 чел.). Спортсменкам приходится отстаивать свое право заниматься тем видом спорта, которым они хотят. Часто против таких занятий настроены родители («они не интересуются моими успехами», «они хотят, чтобы я перестала тренироваться», «родители никак меня не поддерживают», «были случаи, что я убегала из дома на тренировку»). Такое противостояние оказывается очень эмоционально затратным для спортсменок.

Неумение выполнять «женские» домашние дела (отметили 4 чел.). Спортсменки отмечают, что мало делают или совсем не делают домашние дела («на это нет времени», «я сильно устаю на тренировках»). Некоторые из опрошенных сообщили, что не умеют готовить. Из-за этого возникают конфликты с мамами, и у девушек появляются сомнения, смогут ли они быть хорошими женами.

Все вышеназванные трудности в становлении гендерной идентичности спортсменок говорят о дефиците согласованости между гендерной и спортивной ролями. Среди проблем присутствуют жалобы на недостаток женственности и проявление мужских черт, что связано с избыточной маскулинностью как гипертрофированно усвоенной спортивной ценностью. Отсутствие решений представленных трудностей в становлении гендерной идентичности испытуемых ведет к тому, что происходит идентификация с ролью спортсменки в ущерб гендерной идентичности.

Заключение

Полученные результаты поддерживают гипотезу исследования: спортсменки, занимающиеся условно мужскими видами спорта, испытывают следующие трудности в становлении гендерной идентичности: представления о своем теле характеризуются противоречиями; недостаточно представлены (освоены) феминные поведенческие схемы; затруднены романтические отношения; отсутствует внутреннее согласование гендерной и спортивной ролей; происходит идентификация с ролью спортсменки в ущерб гендерной идентичности; избыточная маскулинность как гипертрофированно усвоенная спортивная ценность. Знание этих трудностей откроет возможность строить психологическую работу со спортсменками по согласованию гендерной и спортивной ролей.

ФНЦ ВНИИФК

Труды молодых ученых

59

Литература

1. Дамадаева А.С. Проблема коррекции гендерных деформаций личности профессиональных спортсменок // Вестник спортивной науки. - 2012. - 2 (2). - С. 19-22.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

3. Кретти БДж. Психология в современном спорте / пер. с англ. Ханина Ю.Л. - М., 1978. - 224 с.

4. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физической культуры. -2000. - № 6. - С. 13-16.

5. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 8. - С. 55-58.

6. Широбокова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение состояния готовности женщин к соревнованию

1. Damadaeva A.S. Problem of gender personal deformations correction in professional female athletes // Vestnik sportivnoj nauki. - 2012. - 2 (2). - P. 19-22.

2. Il’in E.P. Differential psychology of woman and man. - SPb., 2002. - 544 p.

3. Kretti B.Dzh. Psychology in modern sports / per. s angl. Khanina Yu.L. - M., 1978. - 224 p.

4. Lubysheva L.I. Woman and sports: social aspect // Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury. - 2000. - № 6. -P. 13-16.

5. Starosta V. Is differentiation of sports as “male” and “female” substantiated? // Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury. - 1999. № 8. P. 55-58.

6. Shirobokova A.Yu. Psychological and pedagogical substantiation for women readiness to combat sports:

по спортивным единоборствам: дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 1999. - 178 с.

7. Andrea Lamont-Mills. Sex. Gender and gender identity in sport. The Inaugural Wendy EY Women in sport Essay Prize 1998: Exploring Perceptions of Sex, Gender and Gender Identity in Australian Sport.

8. Lantz C.D., Schroeder P.J. Endorsement of masculine and feminine gender roles: differences between participation in and identification with the athletic role // Journal of Sport Behavior, 22, 1999. - P. 545-557.

9. Vealey R.S. Transforming the silence on lesbians in sport. Suggested directions for theory and research in sport psychology // Journal of Women in Sport and Physical Activity, 6, 1997. - P. 165-188.

thesis of candidate of pedagogic sciences. - SPb., 1999. 178 p.

7. Andrea Lamont-Mills. Sex, Gender and gender identity in sport. The Inaugural Wendy EY Women in sport Essay Prize 1998: Exploring Perceptions of Sex, Gender and Gender Identity in Australian Sport.

8. Lantz C.D., Schroeder P.J. Endorsement of masculine and feminine gender roles: differences between participation in and identification with the athletic role // Journal of Sport Behavior, 22, 1999. - P. 545-557.

9. Vealey R.S. Transforming the silence on lesbians in sport. Suggested directions for theory and research in sport psychology // Journal of Women in Sport and Physical Activity, 6, 1997. - P. 165-188.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.