Научная статья на тему 'Трудности в обучении детей английскому языку в начальной школе'

Трудности в обучении детей английскому языку в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3145
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова О.Ю., Михайличенко З.И., Рева Е.Ю.

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие при обучении английскому языку детей раннего школьного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронкова О.Ю., Михайличенко З.И., Рева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности в обучении детей английскому языку в начальной школе»

А.П. Чудинов пишет, что каждый новый этап социального развития страны отражается в метафорическом зеркале, где вне зависимости от чьих-либо намерений фиксируется подлинная картина общественного самосознания. Система базисных метафор — это своего рода ключ к пониманию «духа времени». Именно поэтому «актуальность их исследования определяется не только собственно лингвистическими потребностями, но представляет собой междисциплинарную проблему» [8].

Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям [2, с. 279].

Таким образом, метафора является очень популярным и продуктивным средством речевой выразительности в языке современных публицистических текстов, выступая не только как инструмент описания и оценки действительности, но и как средство ее познания. Именно поэтому на занятиях по русскому языку как иностранному следует рассматривать аутентичные публицистические тексты и анализировать метафорические аналогии в них, обращать внимание на буквальное значения слова. Это формирует образное мышление у обучаемых и, как следствие, совершенствует речь. Список использованной литературы:

1. Баранов А.Н., Караулов Д.О. Словарь русских политических метафор. - М.: 1994. 351 с.

2. Былинский К.И. Язык газеты. Избранные работы / Сост. К.М. Накорякова. - М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.

3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. — Москва: Логос, 2001. 304 с.

4. Виноградов С.И. Выразительные средства в парламентской речи // Русская речь. — 1994. №1. URL: http://old.rodchenko.ru/liter/articles/others/8/ (дата обращения: 12.08.2019).

5. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. Издание третье, испр. и доп. СПб.: «Златоуст», 1999. 320 с.

6. Культура русской речи: Учебник / отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2009. 560 с.

7. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Издательство "Азъ", 1992. Проверка, коррекция и форматирование С.А. Трушкин, 2003/08. URL: http://www.lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_a_d.txt (дата обращения: 15.08.2019).

8. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь. - 2001. №1,3,4.; 2002. №1,2,3.

© Брускова Р.Э., 2019

УДК37

Воронкова О.Ю.

учитель иностранных языков Михайличенко З.И. учитель математики Рева Е.Ю. учитель начальных классов МБОУ «Засосенская СОШ» с.Засосна, Красногвардейский район, Белгородская область, Россия

E-mail: voronkovaoksana@inbox.ru

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие при обучении английскому языку детей

раннего школьного возраста.

Ключевые слова:

раннее школьное обучение, трудности преподавания иностранного языка, овладение иностранным языком, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Voronkova Oxana Yurievna

Teacher of foreign languages Mikhaylichenko Zinaida Ivanovna

mathematic teacher Reva Elena Yuryevna

primary school teacher ELT, Zasosenskaya school.

Zasosna village, Krasnogvardeisky district, Belgorod region, Russia

E-mail: voronkovaoxana@inbox.ru

DIFFICULTIES IN TEACHING CHILDREN IN ENGLISH IN ELEMENTARY SCHOOL

Abstract

The article is concerned with major difficulties of English teaching to children of primary school age.

Keywords:

primary school teaching, difficulties of teaching of foreign language, mastering of foreign language, increasing

motivation to learn a foreign language

В МБОУ "Засосенская СОШ» обучение английскому языку начинается с 1 класса. Для успешного преподавания данного предмета в школе созданы все условия: имеются все необходимые технические средства обучения для успешного, продуктивного освоения предмета: интерактивная доска, таблицы, диски, видеофильмы на английском языке, раздаточный материал,

Обучение ведётся по авторской программе Кузовлев В.П, которая охватывает обучение английскому языку обучающихся в основной общеобразовательной школе - со 2 по 11 классы.

Цель данной программы - комплексное решение задач, стоящих при изучении иностранных языков, а именно формирование коммуникативной компетенции обучающихся, то есть способности обучающихся начальной школы общаться на английском языке.

Эта цель подразумевает развитие умений обучающихся в:

• устной форме - говорение и понимание речи на слух;

• письменной форме - чтение и письмо в пределах программы по английскому языку.

Раннее обучение иностранному языку официально признано государством. Дети 7-10 лет осваивают иностранный язык подсознательно. У детей младшего возраста языки усваиваются гораздо легче, чем в последующие годы. Они понимают ситуацию гораздо быстрее, чем высказывания на иностранном языке по какой-либо теме. У младших школьников хорошо развита долговременная память.

Изучение иностранного языка на раннем этапе оказывает самое положительное влияние на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения детей. В ходе обучения ребёнок развивает свои общие речевые способности, становится более разносторонне развитым.

Иностранный язык дает большой воспитательный и нравственный потенциал, так-как овладение иностранным языком предполагает знакомство с социокультурными особенностями народов, говорящих на изучаемом языке. Вырабатываются такие качества как, терпимость и различия в культурах, способы выражения чувств и др.

При изучении английского языка на начальном этапе обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а идет взаимосвязь: дети овладевают звуками, словами, грамматическими

формами, интонацией, выполняя какие-либо речевые упражнения с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Таким образом, данный процесс интеграции дает возможности учителю:

- расширить применение английского языка за счет включения английской речи в другие предметы (изобразительное искусство, трудовую и музыкальную деятельность и др.);

- развить творческие способности учащихся.

Иностранный язык осуществляет индивидуальный подход в условиях коллективных форм обучения. Он предусматривает:

- индивидуальные задания в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений;

- речевые и познавательные задачи, связанные с личностью обучаемого, его опытом, желаниями, интересами, эмоциональным состоянием и т.п.;

- умение работать в коллективе и общаться друг с другом.

Есть также ряд проблем, с которыми сталкивается учитель при обучении английскому языку учеников второго класса.

Все дети в классе совершенно разные, и различить их можно по уровню обученности, способности к овладению языком, к общению на иностранном языке в группах, а также по интеллектуальным способностям. У каждого ребенка свои особенности характера, свои интересы. Очень важно помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны. Необходимо учитывать все эти различия и подобрать каждому ребенку более подходящие задания или роли.

Во втором классе есть дети, которые не изучали иностранного языка и дети, которые уже имеют опыт изучения иностранного языка в дошкольном возрасте или в первом классе. Дети, которые уже занимались английским языком до школы, хорошо воспринимают язык, более раскрепощены, более мотивированы, лучше работают с книгой и другими компонентами УМК, проявляют большую готовность к работе в парах и малых группах. Они более успешны в овладении артикуляцией английского языка, ознакомлены с фонетическими упражнениями, которые вызывают определенные трудности у детей, не прошедших курс изучения.

Поэтому педагогу приходится распределять учебный материал по урокам с учетом ЗУН, сформированных у детей занимавшихся и не занимавшихся английским языком в дошкольном учреждении. Решение данной проблемы не только в планировании, но и в реализации плана в процессе обучения. Планы уроков, ориентированные на конкретных учащихся, основываются на анализе потребностей школьника. Возможности и потребности конкретных учащихся класса определяют то, как формируются цели уроков, как отбираются содержание, методы и приемы работы, а также приемы и формы контроля.

Известно, что дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими.

Одной из проблем раннего обучения являются психолого-возрастные особенности конкретного ребенка. В учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. Игра ведет за собой развитие. Игра - это всегда эмоции, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Среди разнообразных приемов наибольший интерес у младших школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. На всех этапах обучения английскому языку игры помогают решить эти проблемы. Существуют следующие группы игр:

• игры на формирование речевых навыков,

• ролевые игры;

• игры для развития лексических, грамматических и фонетических умений и навыков;

• контролирующие игры;

• игры для развития мышления; игры для развития сообразительности;

• игры для снятия напряжения.

Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показали, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку.

Большую помощь в овладении малышами английским языком могут оказать родители, к которым чаще всего обращаются дети с вопросами во время выполнения домашних заданий или, желая поделиться своими успехами в изучении совершенно необычного предмета. Родители-первые помощники детей при затруднениях по любому предмету. Немало и таких родителей, которые либо вообще не проявляют желания помогать своим детям, либо сами, неплохо владея английским языком, не могут оказать помощь методически грамотно и в результате только осложняют занятия, формируя у школьников неверные представления и знания.

Учитель, в свое время должен стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон учителя был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Обязательными элементами урока стали зарядки - релаксация. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Используются такие виды релаксации как: различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным.

Использование здоровьесберегающих технологий позволило создать благоприятные условия для успешного овладения необходимыми знаниями на уроке, преодоления трудностей.

Одной из перспективных форм обучения иностранному языку является проектная методика. Применение этого метода в учебной ситуации позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении.

Необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате.

Английский язык должен усваиваться учащимися как средство общения. Дети должны изучать английский язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами.

Ученик чаще всего не видит реальной возможности воспользоваться своими знаниями.

Устранить этот недостаток можно с помощью приемов проектной методики, которая строится на следующих принципах:

• формулировка конкретной цели, направленная на достижение не

• «языкового», а практического результата;

• получение каждым учеником или группой учащихся конкретного

• задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с

• помощью языка;

• самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости;

• обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы

Проектную методику хорошо применять при изучении любой темы, предусмотренной школьной программой. Во время работы над заданием проектная группа объединяется единой деятельностью, группа превращается в субъект учебного процесса. Эта методика позволяет создать условия для развития самостоятельности, творческой активности, эмоциональной сферы учащихся, для воспитания личной и коллективной ответственности за порученную работу. Осуществляя работу над проектом, школьники учатся использовать полученные знания на практике, доводить дело до конца. Проектная методика позволяет привлечь к работе слабых учеников наравне с сильными, повысить интерес обучаемых к иностранному языку. Систематическое применение этой методики способствует укреплению мотивации, значительно повышает эффективность обучения.

Список использованной литературы:

1. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. - М.: Наука, 1981. - 220с.

2. Пассов Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие.// - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - №6. - с.3-6.

3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П.Подласый - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 399с.

4. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов, 3-е изд./ Г.В.Рогова -М.: Просвещение, 2000. - 232с.

5. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин - М.: Просвещение, 1984. -112с.

6. Ариян М.А. Личностно - ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // ИЯШ.- 2007-№1- с.3-11.

© Воронкова О.Ю., Михайличенко З.И., Рева Е.Ю., 2019

УДК37

С.В. Гурьянова

магистрант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, РФ E-mail: guruanovasv@mail.ru Научный руководитель: Т.И. Дуброва канд.пед.наук, доцент, г. Ульяновск, РФ E-mail:lika.x@bk.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В течение последнего десятилетия в сфере образования, как в нашей стране, так и во всем мире все большую актуальность и значимость приобретает организация инклюзивного образования. Это обусловлено ярко выраженной ориентацией современного общества на признание прав и личностных достоинств каждого человека и направленностью на активное вовлечение всех людей вне зависимости от их особенностей и возможностей в жизнедеятельность социума. И именно инклюзивное образование обеспечивает модернизацию всей образовательной системы в России в соответствии с этими положениями.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ приоритетным принципом государственной политики в сфере образования в нашей стране является «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации» [4, с. 8]. При этом в данном документе подчеркнуто, что для его реализации необходимо создавать особые условия, предполагающие получение лицами с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, полноценной и всесторонней коррекционной помощи посредством организации инклюзивных форм образовательной работы, что способствует их максимальной социализации и самореализации в современной общественно-трудовой деятельности.

Анализ теории и практики инклюзивного образования показывает, что одним из его наиболее приоритетных и актуальных направлений является обеспечение наиболее эффективной работы по профессионально-трудовой ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.