Научная статья на тему 'Трудности создания малого бизнеса при современной экономической и социальной политике государства'

Трудности создания малого бизнеса при современной экономической и социальной политике государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохтаева Ирина Андреевна

Сфера малого предпринимательства в России развивается при минимальной поддержке со стороны государства, т. к. у российского малого бизнеса практически отсутствуют сколь-нибудь существенные налоговые льготы. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения льготой может считаться лишь условно. Очень небольшое число субъектов малого бизнеса пользуется правом льготной аренды помещений и оборудования. Основное содержание нынешней федеральной политики поддержки малого предпринимательства в России сводится к дальнейшему наращиванию числа инфраструктурных организаций и количества услуг, оказываемых ими субъектам малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности создания малого бизнеса при современной экономической и социальной политике государства»

ТРУДНОСТИ СОЗДАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПРИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА Дохтаева Ирина Андреевна, студентка 5 курса Вологодский государственный университет

Сфера малого предпринимательства в России развивается при минимальной поддержке со стороны государства, т. к. у российского малого бизнеса практически отсутствуют сколь-нибудь существенные налоговые льготы. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения льготой может считаться лишь условно. Очень небольшое число субъектов малого бизнеса пользуется правом льготной аренды помещений и оборудования. Основное содержание нынешней федеральной политики поддержки малого предпринимательства в России сводится к дальнейшему наращиванию числа инфраструктурных организаций и количества услуг, оказываемых ими субъектам малого бизнеса.

Поиск путей преодоления препятствий в сфере развития малого предпринимательства неотделим от анализа и обоснования мер государственной экономической и социальной политики государства в создании благоприятной институциональной среды. Серьезной проблемой государственной политики в отношении малого предпринимательства в России является поиск баланса между необходимостью противодействия всевозможным преференциям и льготам в экономике, являющимся главным тормозом его развития, и потребностью в государственном стимулировании малого бизнеса. Слабая российская система законотворчества не позволяет малому бизнесу применять льготы и преференции, широко распространенные в странах с развитой рыночной экономикой, четко определять отраслевые приоритеты его государственной поддержки.

Одной из остро стоящих перед предпринимателями является проблема пристального внимания государства в лице многочисленных контролирующих органов, в числе которых налоговая инспекция, инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, трудовая инспекция, противопожарная служба, лицензионная палата, центр стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологический надзор, экологический, энергетический и иные надзоры, милиция, органы местного самоуправления. Штрафы, накладываемые ими, иногда достигают внушительных и непосильных для предпринимателя размеров и наносят вред их существованию.

Избежать всех нарушений, неукоснительно выполняя положения множества инструкций и правил, в реальной жизни крайне сложно. Выход здесь один - предприниматели должны четко знать свои права и обязанности при осуществлении государственного контроля, иметь представление об органах, которые имеют право их контролировать, а также рамки, в

пределах которых должен проверять предпринимателя каждый контролирующий орган.

Не существует универсальной единой для всех стран модели инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В некоторых странах такие институты практически полностью работают на принципах бюджетного финансирования. Их услуги всегда льготны или бесплатны. В других странах услуги малым и средним организациям оказываются по обычным рыночным ценам, а льготность для очень ограниченного набора услуг частично компенсируется государством или общественными организациями. Но льготность - обязательна.

Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым предприятиям в настоящее время является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, физическая инфраструктура (подъездные пути, инженерные сети и пр.). Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы конкурировать и не попадать в неприятные ситуации, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети. Предоставить такую возможность, причем на доступных условиях, призвана инфраструктура поддержки.

Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют объекты подобной инфраструктуры, очевидно, что без поддержки государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная работа осуществляться не может, т. к. эта деятельность является малоприбыльной. Именно поэтому одна из задач (первая, пожалуй, все-таки законодательство, стимулирующее развитие предпринимательства) - создание комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях. Особенность малого бизнеса состоит в том, что он нуждается в особой, нацеленной на поддержку малых предприятий инфраструктуре.

Таким образом, в нашем понимании, инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, которые регулируют деятельность предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Однако деятельность администраций и общественных организаций, призванных поддерживать малое предпринимательство, в настоящее время является скорее дискредитирующей саму идею поддержки организаций инфраструктуры малого предпринимательства, т. к. прямую и косвенную поддержку от соответствующих организаций получает очень небольшая доля субъектов малого предпринимательства. Получив поддержку на раз-

витие собственного бизнеса, часть средств, и притом большую, предприниматели вынуждены направлять на уплату «статусной ренты» чиновникам, ее выдавшим. Это означает, что предпринимательство на этапе создания предприятия сталкивается с большим количеством административных барьеров, одним из неотъемлемых признаков которых и являются различного рода «ренты», т. е. обязательные платежи государству. Чем больше рента, тем, соответственно, более выгодным является «барьер» для чиновников. Как было сказано ранее, масштабы административных барьеров напрямую зависят от величины прибыли, которую они приносят заинтересованным субъектам административного аппарата.

Издержки предприятий на следование процедурам, предписанным бюрократическими правилами ведения бизнеса, могут при этом носить как формальный (официальный), так и неофициальный характер. Это зависит и от количества времени, которое предприниматели тратят на следование формальным установкам. При этом опять же наблюдается значительный перевес в сторону поиска неформальных путей решения, т. к. это даёт возможность значительно сокращать временные затраты на прохождение процедур регистрации, лицензирования, сертификации и других обязательных мероприятий по ведению собственного дела.

Российский малый бизнес еще только созревает для понимания места и роли «своих» организаций как лоббирования выгодных для себя управленческих решений перед местными администрациями. Это предопределено тем, что пока большинство российских малых предприятий сталкивается с проблемами и трудностями (и, следовательно, методами их решения), характерными для стадии выживания и адаптации бизнеса, а не стадии его динамичного развития. Таким образом, дальнейшие государственные и общественные меры по стимулированию развития, укреплению общественных предпринимательских организаций нуждаются в последовательном формировании всех необходимых предпосылок, включая формирование благоприятного предпринимательского климата, улучшение климата доверия, подготовку необходимых законодательных инициатив как регионального, так и федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.