Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2156
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эфилти Эркан, Акматалиева Аида Мусаевна

Целью этого исследования является определение трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели в их работе. Исследование направлено на выявление проблем, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных учреждений в отношениях с родителями, администрацией садика, детьми, и образовательной программой. Данные исследования были получены методом интервью. В результате исследования были определены проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели детских садов в процессе работы. Среди выявленных проблем, наиболее распространенными были завышенные ожидания родителей от педагога и их нежелание сотрудничать, невыделение бюджета для необходимых материалов администрацией садика, несоблюдение детьми правил, несоответствие образовательной программы для детей, и выгорание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DİFFİCULTİES THAT PRESCHOOL TEACHERS FACED BY İN THEİR WORK

The purpose of this research is to identify the difficulties that preschool teachers face in their work. The research is aimed at identifying the problems faced by preschool teachers in relations with parents, preschool administration, children and the educational program. The research data were obtained by interview method. As a result of the study, the problems faced by kindergarten teachers in the process of work were identified. Among the problems identified, the most common were parents' high expectations from the teacher and their unwillingness to cooperate, the administration's failure to provide the necessary materials, the children's non-compliance with the rules, the inadequacy of the educational program for children, and burnout.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

The other essential factor is adaptability of the teachers. It is obvious that things will not go always according to the plan of the lesson. Unexpected events often happen during the lesson. In addition, the problem is here how a teacher should react it.

We would like to present some advises and recommendations, which will be useful in training well-qualified foreign language teachers:

1. While designing a lesson plan the learner's age, level of knowledge, cultural background and individual characters should be taken into account. This will help the teacher to select correct methods and activities.

2.Before choosing this or the other activity think and try to predict what will be achieved by this.

3.A teacher should always be ready to bring some corrections during the lesson if they are needed.

4.Teachers should decide carefully in choosing teaching aids and finding the effective ways of organizing the teaching process.

5.During the lesson, teachers should be able to act as a controller, prompter, assessor and resource.

6.Try to recognize students by their names; they are glad if the teacher remembers things about them.

7.Be able to listen to students suggestions and complains, respect the students.

8.A modern teacher should be able to adapt to social and economic renewing requirements, to changes in methodology.

9.Teachers have to be creative and implement innovations into practice.

In conclusion, we would like to stress out the main factors of the innovative activities of a teacher once more. They are:

-personality of a teacher;

-feeling the needs for innovation in time;

-readiness for creative activity;

-be ready and able to overcome difficulties in implementing innovation into practice. All these above-mentioned factors will positively influence on improving the professional skills in training foreign language teachers.

References:

1.Jana Beresova. English Language teaching. Trnava-2013.

2.Jalolov J.J., C.T.Makhkamova, Ashurov SH.S. English Language teaching Methodology "Fan va texnologiya" nashriyoti, T., 2015.

3.Jeremy Hammer. How to teach English. Eleventh impression, 2015, printed in China.

4.Makhkamova G. Methodology of teaching special Subjects. "Tamaddun" nashriyoti, Tashkent, 2017. 5.Sattarov T. Булажак чет тил укитувчисининг услубий омилкорлигини шакллантириш

технологияси. Tashkent, 2003.

6.G.T.Makhkamova, Sh.S.Alimov, A.I.Ziyayev Innovative pedagogical technologies in the English language teaching. Tashkent-2017.

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Эфилти Эркан

Профессор, Доктор Факультет гуманитарных наук, кафедра педагогики Отделение психолого-педагогической поддержки и консультирования

Кыргызско-турецкий университет Манас г. Бишкек, Кыргызстан Акматалиева Аида Мусаевна Магистрантка факультета социальных наук Отделения психолого-педагогической поддержки и консультирования

Кыргызско-турецкий университет Манас г. Бишкек, Кыргызстан

DiFFiCULTiES THAT PRESCHOOL TEACHERS FACED BY iN THEiR WORK

Efilti Erkan

Assoc, Prof.

Faculty of Humanities, Department of Pedagogy, Psychological Counseling and Guidance Program Kyrgyz-Turkish Manas University Bishkek, Kyrgyzstan Akmatalieva Аida Musaevna Master's of the Faculty of Social Sciences Psychological Counseling and Guidance Program

Kyrgyz-Turkish Manas University Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация: Целью этого исследования является определение трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели в их работе. Исследование направлено на выявление проблем, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных учреждений в отношениях с родителями, администрацией садика, детьми, и образовательной программой. Данные исследования были получены методом интервью. В результате исследования были определены проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели детских садов в процессе работы. Среди выявленных проблем, наиболее распространенными были завышенные ожидания родителей от педагога и их нежелание сотрудничать, невыделение бюджета для необходимых материалов администрацией садика, несоблюдение детьми правил, несоответствие образовательной программы для детей, и выгорание.

Abstract: The purpose of this research is to identify the difficulties that preschool teachers face in their work. The research is aimed at identifying the problems faced by preschool teachers in relations with parents, preschool administration, children and the educational program. The research data were obtained by interview method. As a result of the study, the problems faced by kindergarten teachers in the process of work were identified. Among the problems identified, the most common were parents' high expectations from the teacher and their unwillingness to cooperate, the administration's failure to provide the necessary materials, the children's non-compliance with the rules, the inadequacy of the educational program for children, and burnout.

Ключевые слова: проблемы учителей, дошкольное образование, воспитатель.

Keywords: problems of teachers, preschool education, preschool teacher.

Введение

В самом общем смысле образование определяется как процесс формирования желаемого поведения через собственный опыт человека. Развитие человеческого потенциала до высочайших пределов возможно только при обучении, которое может быть обеспечено в самые ранние годы. Формальной основой образования является дошкольное образование [1].

Дошкольное образование - это непрерывный процесс, который способствует физическому, умственному и социально-эмоциональному развитию ребенка, гарантируя ребенку среду, необходимую для максимального раскрытия его врожденного потенциала, начиная с рождения и до начальной школы [2].

Период дошкольного образования, который составляет основную ступень образования - это период, когда физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие ребенка происходит наиболее быстро. Педагоги и психологи сходятся во мнении, что опыт личности в первые годы детства влияют на ее поведение, взгляды и установки на протяжении всей жизни, поэтому первые 5-6 лет жизни важны для развития и психического здоровья. Если ребенку не дать нужного ему осознанного сопровождения в тот период, когда закладываются основы личности; пренебрегать проблемами и трудностями, с которыми он столкнулся в этот период, это будет влиять на него на протяжении всей его жизни. Известно, что у детей, имеющих негативный опыт в дошкольном периоде, больше проблем с поведением, их собственные установки негативны, может нарушена их способность быть успешными и продуктивными в будущей школьной жизни и их развитие может быть замедленным [3].

В настоящее время, уменьшение детских игровых площадок, ограниченность движений и ограниченные возможности быть со своими друзьями, растущая осведомленность семей о раннем обучении ребенка повысили спрос на дошкольное образование независимо от работы матери. В дошкольном образовательном учреждении, которое хорошо подготовлено с точки зрения физических условий, программы и материалов, ребенок учится устанавливать дружеские отношения, работать вместе, сотрудничать, брать на себя ответственность и выполнять свои обязанности, развивать свои навыки. Развитие человеческого потенциала возможно только при наличии возможностей, которые могут быть предоставлены в самом раннем возрасте [4].

В семьях, где мама не работает; обычно матери или взрослые воспитывают своих детей на основе своего образовательного опыта, а этого образования в современных условиях недостаточно. В современных условиях изменение потребностей детей в дошкольном возрасте и начало работы матери в семье повышают потребность в дошкольном образовании [5]. Поэтому, качество дошкольного образования необходимо повышать и распространять наряду с его количеством. Качество образования и личности во многом является отражением качества педагога [6]. В этом контексте профессия учителя, определяется как профессия, с профессиональным статусом, требующая профессионального образования, с социальными, культурными, экономическими, научными и технологическими сферами, связанными с образованием. Также учитель влияет на качество родителей как модели. Изменения и развитие, необходимое для эпохи, в которой мы живем; может положительно влиять на учебную программу, оборудование и на физические условия окружающей среды. Без учителя невозможно выявить качества, ожидаемые от ученика [7].

В связи с тем, что основными элементами являются люди, следует считать естественным испытывать проблемы в учебных заведениях. В учебных заведениях межличностные конфликтные

ситуации возникают между личностью и начальством, личностью и подчиненными, личностью и коллегами. Такие факторы, как проблемы общения в образовательных учреждениях, организационная структура, личностные и человеческие факторы, разделение труда, конфликты, возникающие из-за различий в статусе, различие в ценностях и восприятии среди сотрудников, ограниченные ресурсы, могут вызывать конфликтные ситуации. Чтобы свести к минимуму эти проблемы, главное, что нужно сделать, это- выявить источник проблем и предотвратить их. Очень важное влияние на решение проблем оказывает способность всех действовать сообща при решении задач в учебных заведениях [8;9].

Исследования о трудностях, с которыми сталкиваются воспитатели показывают, что в основном проблемы сконцентрированы на том, что педагоги сталкиваются с препятствиями администрации в планировании внутриорганизационной и классной работы; с тем, что у программы нет достаточного содержания и она неизменна; что у воспитателей дошкольных учреждений недостаточно знаний для составления новых планов; что существует давление со стороны родителей и общества на воспитателя; что вклада и усилий воспитателя недостаточно для составления нового плана; что престиж профессии педагога дошкольного образования недостаточно поддерживается обществом [10;11]. Поэтому, это исследование было сочтено необходимым для определения проблем, с которыми сталкиваются педагоги дошкольных учреждений, и для внесения вклада в литературу этой сферы.

Цель

Целью данного исследования является определение трудностей, с которыми сталкиваются педагоги, работающие в дошкольных учреждениях.

МЕТОД Модель исследования

В исследовании использовалась описательная модель исследования, один из качественных методов исследования. Качественный метод исследования обеспечивает возможность систематического изучения субъективных мнений и опыта исследуемых лиц, а также возможность научной интерпретации полученных данных [12]. Описательные методы направлены на то, чтобы выявить текущее состояние интересующей и подлежащей исследованию проблемы. А также требует сбора данных для проверки гипотез или ответов на вопросы о текущем состоянии изучаемого субъекта [13].

Группа исследования

Исследовательская группа данного исследования состоит из 12 добровольных воспитателей дошкольных учреждений, которые работают в частных дошкольных учреждениях Бишкека, а также в Бишкекском-Турецком детском саду в 2021-2022 учебном году в Кыргызстане.

Инструмент сбора данных

В этом исследовании для сбора данных использовалась полуструктурированная форма интервью, один из методов качественного исследования. Интервью это деятельность для выражения чувств и мыслей лиц, участвующих в исследовании по определенной теме. Основная цель интервью - проникнуть во внутренний мир человека и попытаться понять его точку зрения. Предполагается, что посредством интервью можно получить ненаблюдаемую информацию, такую как опыт, отношение, мысли, намерения, комментарии, ментальное восприятие и реакции человека в отношении исследуемого субъекта [12]. Для подготовки формы интервью был подготовлен черновой вариант формы на турецком языке путем изучения литературы, и после получения экспертного заключения вопросы в форме были доработаны. Далее вопросы интервью были переведены на русский язык. Форма интервью, переведенная на русский язык, была проверена экспертами узкого профиля.

Сбор данных

Во второй части сбора данных использовалась форма интервью. При сборе данных соблюдались этические принципы. Перед началом процесса сбора данных были получены необходимые разрешительные документы. Данные собирались на добровольной основе. При сборе данных участники были предварительно проинформированы об исследовании и дали на это свое согласие. Участники были проинформированы о том, что их личная информация будет конфиденциальна и что данные будут использоваться только для исследования. Голоса участников, давших разрешение, были записаны, чтобы получить более объективные данные.

Процесс сбора данных

Данные были собраны после получения разрешения от администрации, путем личных интервью с добровольными воспитателями в детских садах Бишкека, в период с ноября 2021 года по январь 2022 года. В этом исследовании перед процессом сбора данных участникам была объяснена цель исследования, и было устно заявлено, что их личная информация будет конфиденциальна и что они могут покинуть интервью, если захотят. Интервьюирование было предпочтительным в этом исследовании с точки зрения предоставления исследователю и участнику гибкости во времени и получения систематической и сопоставимой информации.

Анализ данных

Для анализа данных, полученных в результате исследования, использовался метод контент-анализа. Контент-анализ объединяет схожие данные в рамках определенных понятий и категорий, преобразовывая их в форму, понятную читателю и интерпретирующую их. В этом исследовании при анализе данных использовались следующие последовательные процессы: Прежде всего, были проведены

интервью с воспитателями дошкольных учреждений, эти ответы были записаны в форму интервью интервьюером, после завершения интервью настоящие ответы были напечатаны на компьютере, записи голоса воспитателей прослушивались несколько раз и были внесены в программу Microsoft Word. При этом аудиозаписи неоднократно прослушивались, и точность проверялась с данными в письменном документе Word.

ВЫВОДЫ И КОММЕНТАРИИ

В этом разделе приведены выводы и комментарии, вышедшие в результате анализа данных, полученных на основе инструмента сбора данных, относящихся к подзадачам исследования.

Ниже представлен анализ ответов участников на первый вопрос исследования «С какими трудностями вы сталкиваетесь в отношениях с родителями?»:

Было определено, что наиболее часто встречающиеся у участников проблемы с родителями, завышенные ожидания родителей от учителя - 5 (15,15%), и нежелание родителей сотрудничать - 5 (15,15%). «Завышенные ожидания родителей без понятия особенностей развития ребенка» Р.1. «У родителей нет понятия о дошкольном образовании. Зачастую родители не могут оставить детей в садике, если даже привыкли дети, родители не могут оставить своих детей, потому что сами не готовы отпустить ребенка. Есть чрезмерная зависимость. У родителей высокие академические ожидания от садика и воспитателя» Р.10. «Проблему создает тот факт, что они не хотят сотрудничать с детским садом и воспитателем, а только всё ждут и требуют» Р.5. По мнению некоторых участников, проблемами являются гиперопекающие семьи - 4 (12,12%). «Дело в том, что у них нет понятия о дошкольном образовании. Очень сложно с ними сотрудничать. Работа с гиперопекающими семьями даётся трудно» Р.11. Родители не до конца понимают, что такое дошкольное учреждение - 4 (12,12%). «Родители совсем не знают о дошкольном учреждении, они точно не знают, что это такое» Р.10. У родителей есть ожидания от своих детей, которые не соответствуют их особенностям развития - 4 (12,12%). «Уродителей есть ожидания от детей, не соответствующие их периоду развития, и бывают моменты обвиннения ребенка или учителя, когда ребенок не может что-то сделать» Р.8.

Желание чтобы воспитатель проявлял особую заботу только об одном ребенке - 2 (6,06%) «Некоторые семьи слишком зациклены об уходе за ребенком и хотят, чтобы смотрели только за их ребенком. Они не учитывают тот факт, что есть и другие дети» Р. 7.

Наименее выраженной из проблем, испытываемых участниками с родителями, является сравнение детей - 1 (3,03%). «Ожидания, не соответствующие особенностям развития детей. Обвинение учителя в том, что он что-то не сделал. Сравнение детей с другими детьми. Почему другой ребенок умеет, а ее ребенок не умеет» Р.8. Непонимание родителей в целом - 1 (3,03%). «Родители в целом не понимают. Они говорят: «Почему ребенок стоит сзади на концертах или на занятиях, мой ребенок всегда должен быть впереди!» » Р.2.

Анализ ответов участников на второй вопрос исследования «С какими проблемами вы сталкиваетесь с администрацией садика?» представлен ниже:

Наиболее выраженной среди участников проблемой с администрацией было то, что администрация не оказывает финансовую поддержку для материалов - 5 (26,31%). «Финансовые проблемы, не предоставление необходимых материалов. Полный рабочий день. Система обучения не полностью сформирована. Акцент администрации акцентирован на пожеланиях родителей » Р.5. «Непредоставление надлежащих материалов. Непредоставление финансовой поддержки» Р.12. По мнению некоторых участников, другие проблемы, с которыми сталкивается они с администрацией садика, заключаются в том, что администрация не понимает важности детского сада - 3 (15,79%). «Незнание и неосведомленность администрации школы о дошкольном образовании тоже большая проблема» Р.11. Акцент администрации школы на пожеланиях родителей - 2 (10,53%). «Администрация ориентируется на пожелания родителей. Составляют программу по желанию родителей и соответственно требуют. Так не должно быть» Р.5. На вопрос о проблемах с администрацией часть участников ответила «Проблем нет» - 3 (15,78%).

Анализ ответов участников на третий вопрос исследования «С какими проблемами вы сталкиваетесь с детьми?» представлен ниже:

Наиболее распространенной проблемой, с которой столкнулись участники с детьми, было то, что дети не соблюдали правила - 8 (27,59%). «Есть проблема с дисциплиной. Дети, не соблюдающие правила, — большая проблема» Р.2. «Иногда у меня возникают трудности с дисциплиной и бывает трудно при соблюдении правил детьми» Р.6.

Работа с особенными детьми - 6 (%20,69) «Сложность работы с особенными детьми в том, что приходится проводить с ними много времени. Работа с единственными и избалованными детьми, неумение ребенка делиться, трудности в адаптации к садику. У некоторых детей не развиты навыки самообслуживания» Р.8.

По мнению некоторых педагогов, еще одной проблемой, с которой они столкнулись, является неразвитость у детей навыков самообслуживания - 5 (20,69 %). «Проблема в том, что дети маленькие и у них еще не развиты навыки самообслуживания, дома тоже не научили» Р. 7. Языковой барьер - 1 (3,45%). «Языковой барьер — одна из трудностей в моей работе» Р.12.

Ниже приводится анализ ответов участников на четвертый вопрос исследования «С какими проблемами вы сталкиваетесь при работе с программой?»:

Наиболее распространенная проблема, с которой столкнулись респонденты, была определена как не подходящая для уровня детей - 5 (27,78%). «Отсутствие единой программы для всех и эта программа не соответствует уровню всех детей» Р.5. «Программа очень насыщенная, и времени на другую деятельность, кроме заниятий не остается. Программа зачастую не подходит для уровня развития ребенка, слишком сложная для ребенка» Р.8.

Некоторые участники ответили, что программа не вызывает интерес у ребенка - 3 (16,67%). «Программа подходит для каждого ребенка и детям неинтересно» Р.6. «Программа не вызывает интерес у ребенка и не соответствует особенностям развития» Р.12.

Устаревшая программа - 2 (11,11%). «В программе есть темы, которые уже устарели. Устаревшая программа вызывает проблемы в усвоении материала» Р.11. Также часть участников отметила, что при работе с программой проблем не возникает - 3 (16,67%).

Ниже представлен анализ ответов участников на пятый вопрос исследования «С какими еще проблемами вы сталкиваетесь?»:

При изучении этого вопроса было установлено, что наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются воспитатели, является эмоциональное выгорание - 3 (33,34%). «Выгорание и стресс. Я устаю от множества занятий, украшений зала на праздниках и т. д., а также от долгого рабочего дня» Р.2.

По мнению некоторых участников, другие проблемы, с которыми сталкиваются в работе - это физическая усталость, непонимание общественностью важности профессии, вынужденность преподавать все уроки одному воспитателю 1 - (11,11%). «Я очень устаю физически во время работы» Р.3. " Для воспитателя также утомительно проводить все занятия. Было бы легче, если бы некоторые занятия проводились разными педагогами» Р.9. «Важность этой профессии не осознается общественностью и ей не уделяется должного внимания» Р.10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Проблемы связанные с родителями, с которыми сталкиваются воспитатели: у родителей завышенные ожидания от воспитателя, родители не хотят сотрудничать, родители с гиперопекающим типом воспитания, незнание и непономание родителей что такое дошкольное учреждение, чрезмерные ожидания от детей, не соответствующие их особенностям развития, необходимость обьяснять всё подробно, сомнения по поводу насилия над ребенком, желание особенно уделять время только одному ребёнку, не доверие профессионализму воспитателя, сравнивание детей, общее непонимание. В других исследованиях, в беседах с воспитателями дошкольных учреждений, значительная часть участников ответила, что родители слишком вмешивались в работу воспитателя, и в связи с этим возникали проблемы, и такая ситуация негативно влияла на образовательный процесс. Результаты этого исследования аналогичны результатам, полученным в данном исследовании, и подтверждают выводы.

По результатам исследования основными проблемами воспитателей с администрацией являются отсутствие материального обеспечения для необходимых материалов и непонимание администрации важности дошкольного образования. Эта проблема также может вызывать такие проблемы, как увольнение и недопонимание между руководством и воспитателями. В другом исследовании тоже утверждается, что неосведомленность руководства о дошкольном образовании вызывает конфликты, но не отведение соответствующего бюджета, для необходимых материалов, является самой важной проблемой с администрацией [9]. Подобные результаты были получены в различных исследованиях [14].

По результатам исследования основные проблемы воспитателей при работе с детьми : дети не соблюдают правила, работа с особенными детьми, у детей не развиты навыки самообслуживания, трудность адаптации к садику, удерживать внимание детей на определенной деятельности, дети попавшие не в свою возрастную группу, нежелание взаимодействовать у некоторых детей, и языковой барьер.

По результатам исследования сделан вывод о том, что образовательная программа имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Проблемы, с которыми столкнулись воспитатели с программой, были определены как: неподходящая программа для уровня детей, не вызывает интерес у ребенка, у каждого учителя своя программа и нет единой программы, устаревшая программа, слишком загруженная программа, программа не подходящая для больших групп. Некоторые участники заявили, что не сталкивались с какими-либо проблемами при работе с программой. В одном исследовании было выявлено что, хотя программа дошкольного образования является функциональной программой, гибкой и простой в реализации, но программа подходит не для каждой возрастной группы и не каждый педагог способен реализовать программу [15,16]. Согласно другому исследованию, несоответствие программы дошкольного образования для учащихся и нехватка учебных материалов, и обучающих игрушек представляют собой проблему [17]. Эти выводы также подтверждают выводы данного исследования.

Другими проблемами, с которыми столкнулись участники, были выгорание, физическая усталость, необходимость проводить все занятия одному воспитателю, непонимание социумом важности профессии, разность профилей учеников в зависимости от места. В одном из исследований, было проведено исследование на уровень профессионального выгорания воспитателей по разным параметрам.

Было выявлено что, численность учеников влияет на эмоциональное выгорание [17]. Согласно исследованию, по этой теме, выгорание учителей — это синдром, возникающий в результате длительного стресса, который определяется физической, эмоциональной и поведенческой усталостью. При поведенческой усталости учителя испытывают меньше энтузиазма и удовлетворения от своей работы. Если их работа будет требовать много времени и усилий, педагоги могут работать неохотно и апатично [18].

В исследованиях о том, как работает цикл выгорания у воспитателей дошкольных учреждений, анализ показал наличие значимых взаимосвязей между подпараметрами выгорания, и был сделан вывод, что уровень эмоционального истощения влияет на обесценивание, а обесценивание влияет на низкие личностные достижения. В дополнение к этому, были получены аналогичные результаты у учителей начальных классов. Эти выводы также подтверждают выводы исследования [19].

Библиографический список

1.Алисинаоглу Ф., Улуташ Ф. Роль дошкольного педагога в естественнонаучном и естественнонаучном образовании // Йени Эйитим дергиси // 2003. 1, 2, 56-58. (На турецком)

2.Улкуер Н. Образовательные цели и раннее детское и дошкольное образование для всех. 9-Семинар по дошкольному обучению и распространению информации Йа-Па. Анкара. 1993. с: 18-29. (На турецком)

3.Кандыр А., Языжы Э. Дошкольное образование: институционализация, программа и процесс подготовки педагогов // Туркие Сосял Араштырмалар Дергиси. Специальный выпуск. 99-117. 2018. (На турецком)

4.Шахин Э. Руководство по применению для кандидатов в педагоги дошкольного образования и учителей. Анкара: Издательство Аны. 2005. (На турецком)

5. Дилек Х., Думан Т. Оценка программы дошкольного образования 2006 года // Гази Университеси Эндуструэл Санатлар Эгитим Факултеси Дергиси. 2014 .33, 143- 158. (На турецком)

6.Демир О., Чамлы О. Изучение проблем, встречающихся на практике школы на педагогическом уроке в рамках классного и дошкольного обучения со взглядов учащихся: качественное исследование. Улудаг Университеси Эгитим Билимлер Факултеси. 2011. 24, 1, 117- 139. (На турецком)

7.Элма Ж., Узун Э. М. Пути решения профессиональных этических дилемм педагогами дошкольного образования // Эгитим и Огретим Араштырмалар Дергиси. 2012. 1,3, 279- 287. (На турецком)

8.Демир М. К., Ары Э. Проблемы с учителями на примере провинции Чанаккале // Ондокуз Майыс Университеси Эгитим Факултеси Дергиси. 2013. 32, 1, 107- 126. (На турецком)

9.Зембат Р. Исследование конфликтных ситуаций воспитателей дошкольных учреждений в контексте школьной администрации, коллег и семьи. Образование и наука. 2012. 37,163. (На турецком)

Ш.Озбек Р., Кахйаоглу М., Озген Н. Оценка взглядов учителей до начала работы на педагогическую профессию // Сосял Билимлер Дергиси. 2007. 9, 2, 221-232. (На турецком)

11.Языжы Х. Педагогическая профессия, мотивационные источники и основные установки: теоретическая перспектива // Кастамону Эгитим Дергси. 2009. 17,1, 33-46. (На турецком)

12.Йылдырым А., Шимшек Х. Качественные методы исследования в социальных науках. Анкара. Издательство Сечкин. 2011. (На турецком)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Буйукозтурк Ш., Акгун О., Карадениз О, Демирэл Ф., Кылык Э. Методы научного исследования. Пегем академи йайынлары. 2016.

14.Керем Э. А., Жомерт Д. Проблемы дошкольного образования в Турции и предложения по их решению. Образовательные исследования. 2005. 21, 155-172. (На турецком)

15.Демиржан А. З. Дошкольное образование оценки учителей и администраторов и административные проблемы в этой области. Магистерская диссертация. Университет Окан, Институт социальных наук. 2017. (На турецком)

16.Коксал О., Балабан Д. А., Думан А. Определение мнения воспитателей дошкольных учреждений о программе дошкольного образования // Зе Жоурнал оф Академик Соушал Стадиес. 2016. (46), 379-394. (На турецком)

17.Сабанжы А., Алтун М., Учар А. С.,. Проблемы, возникающие в дошкольном воспитании по мнению администрации школ, учителей и родителей // Курам ве Уйгуламада Егитим Йонетими Дергиси. 2018. 24(2), 339-385. (На турецком)

18.Чимен С. Опыт выгорания и восприятие эффективности учителей начальных классов. Неопубликованная магистерская диссертация. Кожаэли, Турция. 2007. (На турецком)

19.Шахин Э. Креативность, профессиональное выгорание и удовлетворенность жизнью у учителей начальных классов. Неопубликованная магистерская диссертация. Институт социальных наук Университета Сакарья. Сакарья, Турция. 2010. (На турецком)

References

1.Alisinanoglu F., Uluta§ i. Okuloncesi Ogretmeninin Fen ve Doga Egitiminde Rolü. Yeni Egitim Dergisi. 2003. 1, 2, 56-58.

2. Ülküer, N. Herkes igin egitim hedefleri ve erken gocukluk ve okul öncesi egitim. 9. Ya-Pa Okulöncesi Egitimi ve Yayginla§tinlmasi Semineri. Ankara. 1993. s: 18-29.

3.Kandir A., Yazici E. Okul öncesi egitim: kurumsalla§ma, program ve ögretmen yeti§tirme süreci. Türkiye Sosyal Ara§tirmalar Dergisi. 2018 Özel Sayi. 2018. 99-117.

4.§ahin E. Okulöncesi Egitimi Ögretmen Adaylan ve Ögretmenleri igin Uygulama Kilavuzu. Ankara: Ani Yayincilik. 2005.

5.Dilek H., Duman T. 2006 Okulöncesi Egitim Programinin Degerlendirilmesi. Gazi Üniversitesi Endüstriyel Sanatlar Egitim Fakültesi Dergisi. 2014. 33, 143- 158.

6.Demir Ö., Qamli Ö. Ögretmenlik Uygulamasi Dersinde Uygulama Okullannda Kar§ila§ilan Sorunlann Sinif ve Okulöncesi Ögretmenligi Ögrenci Görü§leri Qergevesinde incelenmesi: Nitel Bir Qali§ma. Uludag Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi. 2011. 24, 1, 117- 139.

7.Elma C., Uzun E. M. Okulöncesi Ögretmenlerinin Mesleki Etik ikilemleri Qözümleme Bigimleri. Egitim ve Ögretim Ara§tirmalan Dergisi. 2012. 1,3, 279- 287

8.Demir M. K., An E. Ögretmen Sorunlan Qanakkale ili Örnegi. Ondokuz Mayis Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi. 2013. 32, 1, 107- 126.

9.Zembat R. Okul Öncesi Ögretmenlerinin Okul Yöneticisi, Meslekta§lan ve Aileler Baglaminda Algiladiklan Qati§ma Durumlanmn incelenmesi. Egitim ve Bilim. 2012. 37,163.

10.Özbek R., Kahyaoglu M., Özgen N. Ögretmen Adaylannin Ögretmenlik Meslegine Yönelik Görü§lerinin Degerlendirilmesi. Sosyal Bilimler Dergisi. 2007. 9, 2, 221-232.

11. Yazici H. Ögretmenlik Meslegi, Motivasyon Kaynaklan ve Temel Tutumlan: Kuramsal Bir Baki§. Kastamonu Egitim Dergisi. 2009. 17,1, 33-46.

12.Yildinm A., §im§ek H. Sosyal bilimlerde nitel ara§tirma yöntemleri. Ankara. Segkin Yayinlan. 2011.

13. Büyüköztürk §., Akgün Ö. E., Karadeniz §., Demirel F., Kilig E. Bilimsel ara§tirma yöntemleri. Ankara: Pegem Akademi Yayinlari. 2016.

14. Kerem E. A., Cömert D. Türkiye'de Okul Öncesi Egitimin Sorunlan Ve Qözüm Önerileri. Egitim Ara§tirmalan. 2005. 21, 155-172.

15. Demircan Aydin Z. Ögretmen ve yöneticilerin okul öncesi egitimi degerlendirmeleri ve bu alanda ya§anan yönetimsel sorunlar. Yüksek Lisans Tezi. Okan Üniversitesi. Sosyal Bilimler Enstitüsü. 2017.

16. Köksal O., Balaban Dagal A., Duman A.. Okul öncesi ögretmenlerinin okul öncesi egitim programi hakkindaki görü§lerinin belirlenmesi. The Journal Of Akademic Social Science Studies. 2016. (46), 379-394.

17. Sabanci A., Altun, M., Ugar Altun S. Okul yöneticilerinin, ögretmenlerin ve velilerin görü§lerine göre ana sinifi egitiminde kar§ila§ilan sorunlar. Kuram ve Uygulamada Egitimi Yönetimi Dergisi. 2018. 24(2), 339 -385.

18.Qimen S. ilkögretim ögretmenlerinin tükenmi§lik ya§antilan ve yeterlik algilan. Yayimlanmami§ Yüksek Lisans Tezi. Kocaeli Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü. Kocaeli, Türkiye. 2007.

19.§ahin E. ilkögretim ögretmenlerinde yaraticilik, mesleki tükenmi§lik ve ya§am doyumu. Yayimlanmamiij yüksek lisans tezi. Sakarya Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü. Sakarya, Türkiye. 2010.

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ.

Вотякова Марина Александровна

Старший преподаватель кафедры медицинской физики и информационных технологий

Донецкий национальный медицинский университет.

87500 Украина, Донецкая область, г. Мариуполь, проспект Нахимова 99кв.82.

SCIENTIFIC - RESEARCH ACTIVITY OF MEDICINE STUDENTS AS AN ELEMENT OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY.

Marina Votyakova

Senior Lecturer of the Department of Medical Physics and Information Technologies,

Donetsk National Medical University.

87500 Ukraine, Donetsk region, Mariupol, Nakhimov Avenue 99kv.82.

В статье приводится обзор научно-исследовательской работы студентов медицинского университета, выполняемой на кафедре медицинской физики и информационных технологий. Представлены результаты научно-исследовательской деятельности и влияние этого на их будущую профессиональную успешность.

The article provides an overview of the research work residents performed at the Department of skin and venereal diseases, emerging knowledge and skills. Presented the importance of research activities of residents as a pledge of their future professional success.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, медицинская физики, знания и умения.

Keywords: research work, medical physics, knowledge and skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.