Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
письменная речь / неспециальные упражнения / специальные упражнения / методы обучения письменной речи / графические навыки / орфографические навыки / writing speech / non-special exercises / special exercises / methods of teaching writing speech / graphic skills / spelling skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.О. Богатырко

В статье раскрывается необходимость и актуальность обучения письменной речи при изучении иностранного языка. Основное внимание уделяется раскрытию понятия письменная речь. Описываются трудности и методы работы на занятиях иностранного языка в процессе обучения письму. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по проблеме. Практическая значимость статьи заключается в описании самых распространенных проблем и трудностей при обучении письму на занятиях иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES IN MASTERING WRITTEN SPEECH OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article reveals the necessity and relevance of teaching writing speech in teaching foreign languages. The main attention is paid to the disclosure of the concept of written speech. The difficulties and methods of working in foreign language classes in the process of learning writing speech are described. The theoretical significance of the work was the analysis of the literature on the problem. The practical significance of the article lies in the description of the most common problems and difficulties in teaching writing in foreign language classes.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

А.О. Богатырко, преподаватель

Уральский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-21-24

Аннотация. В статье раскрывается необходимость и актуальность обучения письменной речи при изучении иностранного языка. Основное внимание уделяется раскрытию понятия письменная речь. Описываются трудности и методы работы на занятиях иностранного языка в процессе обучения письму. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по проблеме. Практическая значимость статьи заключается в описании самых распространенных проблем и трудностей при обучении письму на занятиях иностранного языка.

Ключевые слова: письменная речь, неспециальные упражнения, специальные упражнения, методы обучения письменной речи, графические навыки, орфографические навыки.

Одним из ключевых аспектов успешности в современном обществе является знание и эффективное использование иностранного языка в повседневной жизни. Однако, не всегда уровень владения языком достаточно высокий, так как студенты сталкиваются с различными трудностями в процессе обучения. Согласно

Е.И. Пассову, в современных условиях обучения и преподавания иностранных языков главной стратегической ошибкой является уменьшение роли письма в учебном процессе. Тем не менее, в последнее время письменная речь становится все более важной в процессе обучения иностранным языкам, и письмо считается одним из основных средств обучения иностранному языку. В современном мире, важность умения общаться через интернет или электронную почту растет, что стимулирует развитие письменного речевого общения.

В современной педагогике и методике обучения иностранным языкам, основное внимание уделяется письменной речи как главной цели обучения. Основой формирования продуктивной речевой активности являются устная и письменная формы общения. Главная задача педагога состоит в том, чтобы научить учеников запоминать информацию с помощью символов и знаков.

В процессе обучения иностранному языку, студенты сталкиваются с заданиями и упражнениями на письме, которые требуют взаимодействия различных анализаторов - двигательного, зрительного и слу-хоречемоторного. Этот подход обеспечивает эффективное освоение языка. На пути от замысла к реализации идеи через язык, учащиеся проходят многоэтапный процесс, начиная с формирования навыков и заканчивая созданием письменных высказываний. Уже на первых этапах возникают трудности, связанные с овладением графи-ко-орфографической системы и построением текстов на изучаемом языке [1, с. 89].

Далее на этапе написания логического письменного высказывания трудности только возрастают, потому что фокус внимания обучающихся с графико-орфографической формы перемещается на смысловую форму. Студентам советуется разрабатывать логический и краткий план высказывания, выбирать языковые средства, свойственные письменной речи, производить замены и комбинации, для построения полнотекстового высказывания. Все это вызывает у студентов большие трудности. Специально ориентированное на эти цели обучение дает возможность решить данные проблемы.

Для эффективного обучения письменной иноязычной речи необходим комплексный подход, который учитывает

множество аспектов изучаемого языка. Одной из ключевых составляющих является развитие навыков каллиграфии, графики и орфографии, что требует кропотливой работы над техникой письма. Важно отметить, что системный подход к обучению письменной речи предполагает не только развитие конкретных навыков, но и их взаимосвязь с другими аспектами владения языком.

В процессе обучения графическим навыкам учащиеся осваивают основные графические свойства изучаемого языка, такие как буквы, буквосочетания и диакритические знаки. Эти элементы являются фундаментом, который позволяет учащимся уверенно выражать свои мысли на письме. Кроме того, важно понимать, что овладение графикой тесно связано с развитием орфографических навыков, что включает в себя изучение правил написания слов, принятых в конкретном языке.

Особое внимание следует уделить орфографическим навыкам, которые формируют систему способов написания слов. Эти навыки обеспечивают правильное и грамотное письмо, что является неотъемлемой частью успешного овладения языком. Важно также учитывать, что обучение письменной речи должно быть интегрировано с развитием всех аспектов языка, включая грамматику, лексику и фонетику. Таким образом, комплексный подход к обучению письменной иноязычной речи требует развития разнообразных навыков, взаимосвязанных между собой. Кропотливая работа над техникой письма и овладение графико-орфографической системой языка обеспечивают полноценное и эффективное освоение письменной коммуникации на иностранном языке [2, с. 34].

На начальной стадии обучения в школе закладываются важнейшие основы письменной речи, включающие целый ряд навыков. В частности, умение списывать слова и фразы целиком становится ключевым моментом в освоении письменного языка. Эти занятия направлены не только на развитие способности к списыванию, но и на запоминание целых предложений на изучаемом языке. Сначала ученики учатся списывать слова и фразы, что помогает

сформировать основные письменные навыки и укрепить память. Этот процесс служит фундаментом для дальнейшего обучения. Следующим этапом обучения становится работа над написанием небольших предложений. Здесь важно не только правильно списывать, но и запоминать всю фразу целиком, что способствует лучшему закреплению материала в памяти. Одновременно с этим, практика диктовки играет важную роль в обучении. Ученики должны уметь правильно записывать слова и целые предложения, услышанные на изучаемом языке. Это умение помогает совершенствовать навыки письма и развивает слуховую память, что является критически важным для полноценного овладения письменной речью. Таким образом, на начальном этапе обучения письму большое внимание уделяется формированию навыков списывания, запоминанию предложений и работе с диктовкой. Эти этапы являются необходимыми для успешного освоения письменного языка и подготовки к более сложным видам письменной деятельности в будущем [3, с. 115].

Для эффективного освоения орфографии, важно включать разнообразные упражнения, как специальные, так и неспециальные. Вначале стоит отметить важность неспециальных упражнений, которые играют ключевую роль в развитии общей грамотности учащихся. Эти упражнения включают в себя все письменные задания из учебника и направлены на укрепление лексических и грамматических навыков. Среди неспециальных упражнений можно выделить, например, задания на заполнение пропусков в текстах, которые помогают учащимся лучше усваивать правила построения предложений и использования различных частей речи. Также полезным будет переписывание текстов, что способствует более глубокому пониманию орфографических норм и правил.

Переходя к специальным упражнениям, следует подчеркнуть их значение в закреплении и совершенствовании уже приобретенных умений. Специальные упражнения направлены на более целенаправ-

ленное развитие орфографических навыков. Они включают такие задания, как выбор слова из предложенного списка, замена неправильной или недостающей буквы в слове, и словообразование. Кроме того, важными элементами специальных упражнений являются задания на записывание слов по памяти, что тренирует не только орфографическую память, но и внимание к деталям. Диктанты, изложения и сочинения, в свою очередь, помогают учащимся отрабатывать навык безошибочного письма в условиях приближенных к реальным. Следовательно, комбинация неспециальных и специальных упражнений способствует всестороннему развитию орфографических умений. Каждый вид упражнения играет свою незаменимую роль в учебном процессе, обеспечивая комплексный подход к обучению орфографии

При изучении письменной речи, основное внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции. Это позволяет учащимся использовать письмо для общения и передачи значимой информации. Важной особенностью процесса обучения письменной речи является способность переключения внимания с формальной стороны высказывания на его содержательную часть. Кроме того, умение представлять свою культуру и образ жизни людей также имеет большое значение в процессе обучения иностранному языку. Развитие у учащихся навыков самоконтроля и самооценки имеет большое значение. Письменная речь является принципиально построенной речью - этим она и отличается от устной речи. Учащиеся должны понимать психологическую сложность письменной речи и проблему формирования потребности в ней [4, с. 374].

При разработке методов обучения письменной иностранной речи, важно учитывать сложность этого навыка и его комплексный характер. Письменная речь отличается от устной и вызывает трудности из-за отсутствия интонации, поэтому необходимо правильно выбирать тип предложения, знаки препинания и образные выражения для успешной передачи мыслей и эмоций. Характерные черты для письменной формы общения:

- нестандартный выбор речевых средств;

- структурная сложность;

- полнота и развернутость высказывания.

Оформление и структура письменной формы общения отличаются от устного общения. В письменной речи невозможно сразу получить обратную связь от собеседника, поэтому требуются другие способы организации и планирования текста. Самыми распространенными трудностями у учащихся в обучении письму на иностранном языке считаются:

- описания различных фактов, явлений, событий и впечатлений;

- выражение своего мнения по конкретному вопросу;

- составление письменных опор и планов для устных высказываний [5, с. 157].

Важно отметить, что письменная речь играет ключевую роль в изучении языка. Процесс обучения письменной речи является длительным, сложным и полным трудностей для учащихся. Следовательно, задача преподавателей и методистов заключается в разработке новых, более эффективных методов обучения письму, подборе соответствующих инструментов и методов обучения, чтобы сделать процесс изучения письменной речи более доступ-

ным и результативным.

Библиографический список

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002.

2. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Галькова, Н.И. Гез. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Нужа И.В., Щемелева Н.Ю. Обучение письму через чтение в курсе английского языка для академических целей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №5. - С. 113-121.

4. Яндыбасва А.О. Креативное письмо как один из способов повышения эффективности обучения иноязычной письменной речи в основной школе // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - Т. 15. - № 1(16). - Ч. 2. - С. 371-373.

5. Мельничук М.В., Бутенко Е.Ю. Лингвокультурологический аспект иноязычного письменного дискурса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №5. - С. 156-160.

DIFFICULTIES IN MASTERING WRITTEN SPEECH OF TEACHING A FOREIGN

LANGUAGE

A.O. Bogatyrko, Lecturer

Ural State University of Railway Transport

(Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The article reveals the necessity and relevance of teaching writing speech in teaching foreign languages. The main attention is paid to the disclosure of the concept of written speech. The difficulties and methods of working in foreign language classes in the process of learning writing speech are described. The theoretical significance of the work was the analysis of the literature on the problem. The practical significance of the article lies in the description of the most common problems and difficulties in teaching writing in foreign language classes.

Keywords: writing speech, non-special exercises, special exercises, methods of teaching writing speech, graphic skills, spelling skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.