Научная статья на тему 'Трудности и перспективы отношений РПЦ и российского государства'

Трудности и перспективы отношений РПЦ и российского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
231
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ТРУДНОСТИ / ПЕРСПЕКТИВЫ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RUSSIA / RELATIONS / DIFFICULTIES / PROSPECTS / 俄罗斯东正教 / 俄罗斯联邦 / 相互关系 / 问题 / 前途

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжоу Гээр

В статье рассматриваются основные направления, характер и специфика взаимоотношения Русской православной церкви и Российского государства в современных условиях. Описывается роль и влияние РПЦ на жизнь российского общества. В работе были изучены основные законодательные и нормативные акты, определяющие отношения Российского государства и Русской православной церкви, политику в области обеспечения условий деятельности Церкви, её участие в социальных программах и миротворчестве, а также в обеспечении социальной стабильности. Выявляются и обобщаются существующие проблемы в государственно церковых отношениях, а также перспективы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties and Prospects of Relations Between the Russian Orthodox Church and Russian State

The article discusses the main direction, nature and characteristics of the development of the Russian Orthodox Church and Russian state relations in modern society. The article describes the influence of the Orthodox Church on the state and social life of Russia. The article studies the main legislative and regulatory bills, defining relations between the Russian state and Russian Orthodox Church as well as the policy aimed at ensuring activities of the church, its participation in social programmes and acting as a peace maker and guaranteeing social stability. This article reveals and summarizes the problems in the relationship between the state and the church, as well as the development prospects of the relationship.

Текст научной работы на тему «Трудности и перспективы отношений РПЦ и российского государства»

Творчество молодых исследователей Creativity of Young Researchers

УДК 322(470)

Трудности и перспективы отношений РПЦ и Российского государства

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления, характер и специфика взаимоотношения Русской православной церкви и Российского государства в современных условиях. Описывается роль и влияние РПЦ на жизнь российского общества. В работе были изучены основные законодательные и нормативные акты, определяющие отношения Российского государства и Русской православной церкви, политику в области обеспечения условий деятельности Церкви, её участие в социальных программах и миротворчестве, а также в обеспечении социальной стабильности. Выявляются и обобщаются существующие проблемы в государственно — церковых отношениях, а также перспективы их решения.

Ключевые слова. РПЦ, Российское государство, взаимоотношения, трудности, перспективы.

Чжоу Гээр

Даляньский университет иностранных языков, Далянь, КНР

Дата поступления: 08.03.2019

Дата принятия к печати: 17.05.2019

як

Zhou Geer

тт. ъязшятткт&шшшшт&шш

sm. тшш.ттш,

© Чжоу Гээр, 2019

85

Difficulties and Prospects of Relations between the Russian Orthodox Church and Russian State

Zhou Geer

Dalian University of Foreign Languages, Dalian, China

Received: March 8 2019 Accepted: May 17 2019

Abstract. The article discusses the main direction, nature and characteristics of the development of the Russian Orthodox Church and Russian state relations in modern society. The article describes the influence of the Orthodox Church on the state and social life of Russia. The article studies the main legislative and regulatory bills, defining relations between the Russian state and Russian Orthodox Church as well as the policy aimed at ensuring activities of the church, its participation in social programmes and acting as a peace maker and guaranteeing social stability. This article reveals and summarizes the problems in the relationship between the state and the church, as well as the development prospects of the relationship.

Keywords. Russian Orthodox Church, Russia, relations, difficulties, prospects.

В конце XX века, с изменением государственной политики по отношению к религии, изменилось и положение РПЦ, она стала одной из равноправных общественных организаций. Она является важной частью национальной культуры, отражает мнения и чувства людей. Влияние РПЦ на общество возросло, и она стала пользоваться большим уважением со стороны государства и общества. С развитием православной деятельности число религиозных организаций также увеличивается. Причем эта тенденция проявляется в отношении не только РПЦ, но и других конфессий1. После того как был принят Закон 1997 г. о свободе вероисповедания и о религиозных организациях, многие религиозные группы должны были перерегистрироваться в Министерстве юстиции. Согласно статистическим данным с конца 2000 г. по конец 2002 г. количество церковных организаций в Восточно-Православной Московской Патриархии увеличилось с 10,912 до 11,299, т.е. рост составил 3,5 %. Число православных организаций за пределами страны существенно не изменилось. Число старых церемониальных церковных организаций и католиков значительно не увеличилось. Число старообрядческих общин выросло с 278 до 288,

1 Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями: прил. № 1 к постановлению Мэра г. Хабаровска от 30 марта 2007 г. № 415. URL: www.base.garant.ru/ 25532844/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

а католических—с 258 до 268. Значительно увеличилось число общин в Исламе — с 3 048 до 3 467, т.е. рост составил 13,7 %.

На современном этапе РПЦ занимается самой разнообразной деятельностью: благотворительной, культурно-просветительной, религиозно — пропагандистской, редакционно — издательской, хозяйственно — производственной и коммерческой2.

Государственно-церковные отношения в современной России развиваются в направлении гармонии, но каждая сторона отстаивает свои интересы3. Они пытаются найти поддержку друг друга. Государственно-церковные отношения в России включают сотрудничество и дискуссию [1].

В области сотрудничества РПЦ и государства входят: миротворчество на гражданском, межэтническом и международном уровнях, содействие взаимопониманию, взаимоуважению и сотрудничеству между людьми, народами и странами; поддержание и обеспечение нравственного, духов-

2 О перспективах развития церковного социального служения: итоговый документ Первого съезда глав епархиальных отделов по социальному служению Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. URL: http://www. diaconia.ru/o-perspektivakh-razvitiya-cerkovnogo-socialnogo-sluzheniya-itogovyj-dokument-obshhecerkovnogo-sezda-po-socialnomu-sluzheniyu.

3 Устав Русской Православной Церкви: принят на Архиерейском Соборе 2000 г. URL: www.azbyka.ru/otechnik/ dokumenty/ustav-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/.

ного, культурного, патриотического просвещения и воспитания; благотворительность и милосердие, развитие социальных программ; охрана, восстановление и развитие историко-культурного наследия, в том числе защита историко-культурного наследия, памятников и достопримечательностей [2].

Диалог с государственными властными органами всех областей по значимым проблемам, связанным с РПЦ и обществом, включает следующее: разработку соответствующих законов, нормативных актов, распоряжений, правил, и решений; попечение о духовном и нравственном воспитании солдат и сотрудников правоохранительных организаций; труды по профилактике правонарушений, попечение о преступниках; гуманитарные исследования, включая здравоохранение, культуру и творческую деятельность; работу церковных и светских СМИ; защиту экологии; экономическую деятельность на благо Церкви, общества и государства; противодействие псевдорелигиозной деятельности, представляющей опасность для граждан и общества4.

Существуют некоторые области, в которых канонические церковные организации и священнослужители не оказывают помощь государству и не сотрудничают с ним: ведение войны, политическая борьба, предвыборная агитация, организация и поддержка политических партий, политических и общественных лидеров, непосредственное участие в разведывательной и иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Свяще-ноначалию.

Церковь признает светскость государства, а государство, по мнению РПЦ, должно сотрудничать с Церковью только в ограниченных областях5. Церковь не имеет права брать на себя функции, принадлежащие государству, но она может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть во многих случаях, однако, окончательное решение об использовании властных полномочий остается за государством [3]. Законодательно закреплено, что Российское государство «не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и т.д., равно

4 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. URL: www.patnarchia.ru/db/texty/ 419128.html.

5 Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: приняты 26 июня 2008 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви //

Русская Православная Церковь. URL: www.patriarchia.ru/ db/text/428616.

как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами»6.

«Цель Церкви — спасение людей, цель государства — их земное благополучие. Церковь предписывает повиноваться государственной власти, но отмечает, что она против абсолютизации власти, так как государство, как земной институт, имеет свои границы. Если же власти расширяют их до полной автономии от Бога, следствием чего является установление всеобъемлющего контроля за жизнью граждан, обожествление властителей и иные злоупотребления, то такое государство теряет свое богоустановленное предназначение» [4].

Несмотря на то, что за последние десятилетия произошли значительные изменения в отношениях между Российским государством и религиозными организациями, в том числе РПЦ, до сих пор государство ещё не сформулировало и не приняло своей концепции, определяющей его взаимодействие с РПЦ, и пока ограничивается действующим законодательством в этой сфере [5]. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, на наш взгляд, в настоящее время отношения между Российском государством и Церковью в РФ можно определить как партнерские взаимодействия РПЦ и публичной власти на основе действующего светского законодательства, церковных канонов и догматов, «Основ социальной концепции РПЦ», автономности и невмешательства в дела друг друга для обеспечения политической стабильности российского общества, укрепления его духовно- нравственного здоровья, сбережения всего российского народа.

Во-вторых, анализ отношения Российского государства и Церкви показывает, что государство и Церковь в ближайшей перспективе будут опираться на автономность и партнерство в качестве базовых принципов своей совместной деятельности [6].

В-третьих, на фоне политического и экономического развития постсоветской России решить многие проблемы взаимоотношений церкви с государством и обществом становится потенциально возможным. Государство, находясь в начале пути по формированию демократических основ, ког-

6 О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон РФ от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ. URL: www.base.garant.ru/171640/.

да только формируется гражданское общество, не могло не избрать единственно правильного направления в своем движении как обеспечение всем здоровым силам общества и церкви, в том числе равных и свободных возможностей для участия в созидательной работе7.

Рассматривая перспективы и развитие отношений между Православной Церковью и Российским государством, мы должны обратить внимание на следующие вопросы:

1. Необходимо правильно решать вопросы отношения между Православной Церковью и другими религиями. В императорской России РПЦ была государственной религией и обладала привилегиями в политике, экономике, культуре и праве. После распада Советского Союза Русская Православная Церковь, как самая большая религия в России, быстро возродилась при поддержке Правительства. В некоторых областях России мусульмане также хотят обладат болшими правами и влиянием [7]. Поэтому государство должно правильно регулировать и координировать отношения между РПЦ и другими религиями, находить баланс между взаимной сдержанностью и общим развитием.

2. Надо избегать возрождения великого русского национализма через РПЦ [8]. Религиозные убеждения иногда превосходят этническую принадлежность, выходя за рамки расовых и национальных влияний, влияют на политическую жизнь [9]. Они могут превратиться в национальный культ, а также стать этической моралью, которую должны принять другие страны [10]. После распада Советского Союза возрождение РПЦ способствует укреплению национального единства и чувства избранности русского народа. В отсутствие контроля со стороны государства это может привести к возрождению великого российского национализма, и это будет пагубно сказываться на собственном развитии России.

3. Необходимо предотвратить появление непорядочных религиозных организаций. После распада Советского Союза религиозная политика Правительства Российской Федерации была либерализована, а регистрация религиозных групп значительно упростилась, поэтому число религи-

7 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви: принят 4 февр. 2011 г. Архиерейским

Собором Русской Православной Церкви. URL: www.azbyka.ru/ otechnik/dokumenty/o-printsipah-organizatsii-sotsialnoj-raboty-v-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/

озных организаций существенно возросло [11]. Неизбежно стали возникать непорядочные религиозные организации, которые наносят вред обществу и ставят под угрозу социальную стабильность России. Борьба с непорядочными религиозными организациями — важный вопрос, стоящий перед Российским государством [12].

За многолетнюю историю РПЦ сталкивалась с серьезными трудностями и переживала кризисные ситуации. Однако благодаря своей внутренней сплоченности и высокой степени авторитета она успешно преодолевала их. Конструктивное сотрудничество и взаимопонимание РПЦ и Российского государства — главное условие преодоления трудностей, возникающих на этапе нового роста Русской православной церкви.

Из всего вышесказанного попытаемся наметить точки соприкосновения в деятельности РПЦ и государства в решении социальных проблем, вопросов здоровья нации, воспитания подрастающего поколения, формирования духовных ценностей, поддержки нуждающихся слоев населения. Такие точки соприкосновения, направления взаимодействия, на наш взгляд, включают в себя:

1. Образование и воспитание молодых поколений, развитие их интеллектуальных и духовно-нравственных способностей, сохранение традиционных ценностных представлений.

2. Развитие совместных социальных программ с государством.

3. Диалог с государственными органами власти любых ветвей по важным вопросам, касающимся церкви и общества.

4. Поддержку института семьи, материнства и детства.

Говоря обобщено, затронутая в нашей статье тема является важной частью государственной политики по отношению к религии [13]. Существуют как письменные законы и правила, регулирующие отношения государства и церкви, так и неписанные традиционные моральные нормы. Чтобы установить хорошие отношения между государством и РПЦ, требуется тонкая настройка механизма правового, социального и этического взаимодействия государства и религиозных организаций.

Список использованной литературы

1. Миронов А.В. Государственно - церковные отношения / А.В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 3. - С. 106-124.

2. 2008.

3. Лапин А.В. Церковь, государство и общество — возможна ли симфония? / А.В. Лапин // Народный Собор. — Режим доступа: https://narodsobor.ru/2012/10/13/11930-aleksandr-lapin-czerkov-gosudarstvo-i-obshhestvo-vozmozhna-li-simfoniya/.

4. Мчедлов М.П. О социальной концепции русского православия / М.П. Мчедлов, Л.Н. Митрохин, А.В. Логинов. — М. : Республика, 2002. — 398 с.

5. Клочков В.В. Религия, государство, право / В.В. Клочков. — М. : Мысль, 1978. — 287 с.

6. ШйШ.ФШШ^&ШШЯм.^тФЕ&ШЯ, 2006.

7. 2007.

8. Полонский А.В. Православная церковь и общество в посткоммунистической России / А.В. Полонский // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. — М., 2008. — С. 10-34.

9. Сабиров Т.Р. Социально-культурная работа современной Русской Православной Церкви / Т.Р. Сабиров //Вестник МГУКИ. — 2011. — № 5. — С. 133-138.

10. 2013.

11. Пчелинцев А.В. Проблема свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений: методологический аспект / А.В. Пчелинцев // Религиоведение. — 2009. — № 1. — C. 143-155.

12. 2002.

13. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современном этапе / М.Е. Добрускин // Философия и общество. — 2006. — № 3 (44). — С. 60-77.

References

1. Mironov A.V. The state and church relations. Sotsial'no-gumanitamye znaniya = Socgum-Zhurnal, 1999, no. 3, pp. 106-124. (In Russian).

2. 2008.

3. Lapin A.V. The church, the state and society — is a symphony possible? Narodnyi Sobor = People's Synod. Available at: https://narodsobor.ru/2012/10/13/11930-aleksandr-lapin-czerkov-gosudarstvo-i-obshhestvo-vozmozhna-li-simfoniya/. (In Russian).

4. Mchedlov M.P., Mitrokhin L.N., Loginov A.V. O sotsial'noi kontseptsii russkogo pravoslaviya [On the social concept of the Russian Orthodoxy]. Moscow, Respublika Publ., 2002. 398 p.

5. Klochkov V.V. Religiya, gosudarstvo, pravo [Religion, the state, law]. Moscow, Mysl' Publ., 1978. 287 p.

6. ШйШ.ФШШ^&ШШЯм.^тФЕ&ШЯ, 2006.

7. 2007.

8. Polonskii A.V. The Orthodox Church and society in the post-communist Russia. Faktor etnokonfessional'noi samobytnosti v postsovetskom obshchestve [The factor of ethno-confessional identity in the post-Soviet society]. Moscow, 2008, pp. 10—34. (In Russian).

9. Sabirov T.R. Social-cultural activities of the modern Russian Orthodox Church. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Moscow State Institute of Culture, 2011, no. 5, pp. 133-138. (In Russian).

10. 2013.

11. Pchelintzev A.V. The problem of freedom of consciousness and activity of the religious associations: methodological aspect. Religiovedenie = Study of Religion, 2009, no. 1, pp. 143-155. (In Russian).

12. 2002.

13. Dobruskin M.E. The Russian Orthodox Church nowadays. Filosofiya i obshchestvo = Philosophy and Society, 2006, no. 3 (44), pp. 60-77. (In Russian).

Информация об авторе

Чжоу Гээр — магистрант русского языка и литературы Даляньского университета иностранных языков, e-mail: [email protected]

mmtmtomm

Zhou Geer - , e-mail: [email protected]

Author

Zhou Geer — master student of Russian language and literature Dalian University of Foreign Languages, e-mail: [email protected]

Для цитирования

Чжоу Гээр Трудности и перспективы отношений РПЦ и Российского государства / Гээр Чжоу // Российско-китайские исследования.— 2019.— Т. 3, № 2.— С. 85-90.

For citation

Zhou Geer Difficulties and prospects of relations between the Russian orthodox church and Russian state. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 2, pp. 85-90. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.