Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / SAFE ORIENTATION IN SPACE / BLING AND VISUALLY IMPAIRED JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH RETARDATION / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Гунина Мария Александровна

В статье рассматривается проблема формирования навыков безопасной ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью. Акцентируется внимание на необходимость формирования этих навыков для гармоничного развития личности. Дается трактовка и сущность понятий безопасное поведение и безопасная ориентировки в пространстве. Изучены и проанализированы исследования ряда авторов по пространственной ориентировке детей с нарушением зрения. Представлен краткий теоретический анализ литературы по данной проблеме. Раскрывается необходимость разработки новых методов и технологий в обучении детей, имеющих нарушение зрения и умственную отсталость, безопасной ориентировке в пространстве. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление трудностей в рамках формирования навыков безопасной ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и нормой интеллекта. Проведен качественно количественный анализ уровня сформированности знаний, умений и навыков безопасной ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения, с помощью беседы и ряда адаптированных методик. Выявлены трудности, являющиеся общими для обоих групп, а также те, которые имеют существенное различие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Гунина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF THE FORMATION OF SKILLS OF SAFE ORIENTATION IN SPACE BLING AND VISUALLY IMPAIRED JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article discusses the problem of the formation of safe orientation skills in space in blind and visually impaired primary school children with mental retardation. Attention is focused on the need to form these skills for the harmonious development of personality. The interpretation and essence of the concepts of safe behavior and safe orientation in space are given. Studied and analyzed the research of a number of authors on the spatial orientation of children with visual impairment. A brief theoretical analysis of the literature on this issue is presented. The necessity of developing new methods and technologies in teaching children with visual impairment and mental retardation, a safe orientation in space is revealed. The article presents the results of a stating experiment aimed at identifying difficulties in the formation of skills for safe orientation in space in blind and visually impaired primary school children with mental retardation and the norm of intelligence. A qualitatively quantitative analysis of the level of knowledge, skills and abilities of safe orientation in the space of children with visual impairment was carried out using conversation and a number of adapted techniques. Difficulties were identified that are common to both groups, as well as those that have a significant difference.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

педагогические науки

Ольхина Елена Александровна, Гунина Мария Александровна, ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ...

УДК 376.3

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0015

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© 2020

SPIN-код: 8102-3005 AuthorlD: 736205 ResearcherlD: K-4324-2017 ORCID: 0000-0002-3755-9938 ScopusID: 57200442932

Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Гунина Мария Александровна, студентка 4 курса направления подготовки специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Олигофренопедагогика» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095 Россия, Н. Новгород, пл. Минина д.7, e-mail: gunina_m@inbox.ru) Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования навыков безопасной ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью. Акцентируется внимание на необходимость формирования этих навыков для гармоничного развития личности. Дается трактовка и сущность понятий безопасное поведение и безопасная ориентировки в пространстве. Изучены и проанализированы исследования ряда авторов по пространственной ориентировке детей с нарушением зрения. Представлен краткий теоретический анализ литературы по данной проблеме. Раскрывается необходимость разработки новых методов и технологий в обучении детей, имеющих нарушение зрения и умственную отсталость, безопасной ориентировке в пространстве. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление трудностей в рамках формирования навыков безопасной ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и нормой интеллекта. Проведен качественно количественный анализ уровня сфор-мированности знаний, умений и навыков безопасной ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения, с помощью беседы и ряда адаптированных методик. Выявлены трудности, являющиеся общими для обоих групп, а также те, которые имеют существенное различие.

Ключевые слова: безопасная ориентировка в пространстве, слепые и слабовидящие младшие школьники с умственной отсталостью, дети с нарушением зрения.

DIFFICULTIES OF THE FORMATION OF SKILLS OF SAFE ORIENTATION IN SPACE BLING AND VISUALLY IMPAIRED JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

© 2020

Olkhina Elena Alexandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor,

associate professor of department of special pedagogy and psychology Gunina Maria Alexandrovna, 4-year student of the specialty (defectological) education, specialization profile "Oligofrenopedagogika" Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University) (603095 Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square,7, e-mail: gunina_m@inbox.ru) Abstract. The article discusses the problem of the formation of safe orientation skills in space in blind and visually impaired primary school children with mental retardation. Attention is focused on the need to form these skills for the harmonious development of personality. The interpretation and essence of the concepts of safe behavior and safe orientation in space are given. Studied and analyzed the research of a number of authors on the spatial orientation of children with visual impairment. A brief theoretical analysis of the literature on this issue is presented. The necessity of developing new methods and technologies in teaching children with visual impairment and mental retardation, a safe orientation in space is revealed. The article presents the results of a stating experiment aimed at identifying difficulties in the formation of skills for safe orientation in space in blind and visually impaired primary school children with mental retardation and the norm of intelligence. A qualitatively quantitative analysis of the level of knowledge, skills and abilities of safe orientation in the space of children with visual impairment was carried out using conversation and a number of adapted techniques. Difficulties were identified that are common to both groups, as well as those that have a significant difference.

Keywords: safe orientation in space, bling and visually impaired junior school children with retardation, children with visual impairment.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование навыков безопасного поведения обучающихся с ОВЗ является в настоящее время актуальной, но недостаточно изученной проблемой в специальной педагогике и психологии. Не смотря на принятую в РФ концепцию безопасного детства вопросы безопасного поведения в различных жизненных ситуациях у младших школьников с ОВЗ не стали предметом специального научного анализа. Имеются разработки по культуре безопасного поведения на дорогах отдельных нозологических групп. Представлены исследования в области бытовой безопасности дошкольников, имеющих ограничения по здоровью. Вопросы безопасного поведения частично раскрываются в программно-методическом обеспечении коррекционных курсов или некоторых образовательных областей в соответствии с ФГОС НОО

для обучающихся с ОВЗ [1.2]._

В настоящее время назрела актуальная необходимость комплексного анализа проблемы формирования навыков безопасного поведения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и на основе фундаментальных исследований в области дефектологии. Несмотря на то, что безопасное поведение ребенка с ОВЗ является сегодня недостаточно изученной проблемой, весь предшествующий этап развития дефектологической науки накопил достаточный опыт изучения особенностей поведения детей с ОВЗ в разнообразных видах деятельности. Весомый вклад в эту проблему внесли исследования формирования навыков пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения таких авторов, как Сверлов В.С., Солнцева Л.И., Кручинин В.А., Плаксина Л.И., Подколзина Е.Н., Денискина В.З., Наумов М.Н. Детально изучены понятие ориентировки в пространстве, условия и факторы успешного овладения

Olkhina Elena Alexandrovna, Gunina Maria Alexandrovna pedagogical

DIFFICULTIES OF THE FORMATION OF SKILLS OF SAFE ... sciences

навыками ориентирования в пространстве детей на разных этапах возрастного развития. Подробно разработана методика обучения пространственной ориентировки, в рамках которой вопросам безопасности уделяется внимание [3-9].

В процессе научного поиска и практической работы со слепыми и слабовидящими детьми было установлено, что безопасную ориентировку в пространстве характеризует умение правильно действовать и вести себя в определенных ситуациях, обеспечивая тем самым, безопасное существование личности. Однако успешное овладение навыками безопасного поведения при передвижении в пространстве во многом зависит от сохранности интеллекта ребенка. Его способности адекватно оценивать проблемную ситуацию и оперативно конструировать свое поведение в ней [10]. Немаловажным является знание ребёнком опасных и безопасных ситуаций и способов реагирования на них. К сожалению, статистические данные свидетельствуют, о значительном увеличении среди младших школьников с нарушениями зрения детей с умственной отсталостью. Наличие интеллектуальных нарушений в сочетании со зрительной патологией крайне затрудняет овладение ребёнком навыков безопасного ориентирования в окружающей обстановке. Увеличение числа данной категории обучающихся ставит перед практическими работниками образования задачу поиска новых путей и технологий работы в этом направлении.

Таким образом, теоретический анализ литературы и практика обучения слепых и слабовидящих детей с умственной отсталостью позволяет констатировать, что эти школьники будут испытывать значительные трудности в овладении навыками безопасной ориентировки в пространстве. Слепые и слабовидящие младшие школьники с умственной отсталостью более, чем их сверстники с нормальным интеллектом подвержены риску попасть в опасную ситуацию во время самостоятельной ориентировки в пространстве. В связи с этим требуется разработка новых методических приемов, основанных на развернутом экспериментальном анализе специфики процесса овладения этой группой детей культурой безопасной пространственной ориентировки [11-17].

МЕТОДОЛОГИЯ

Исходя из актуальности и весомой практической значимости нами предпринято исследование целью которого стало экспериментальное изучение навыков безопасной ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью.

Базой исследования явилась специальная (коррек-ционная) школа для детей с нарушениями зрения г. Н. Новгорода. В исследовании принимало участие 12 слепых младших школьников с умственной отсталостью нормой интеллекта и 12 слабовидящих младших школьников с нормой интеллекта и с умственной отсталостью. Основу экспериментальной работы составил диагностический комплекс, состоящий из таких методик как «Где позвонили», методика «Слушай команду», методика «Что и как звучит», методика «Опасно-неопасно».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сравнивая результаты слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и нормой интеллекта, мы наблюдаем следующую картину. Из результатов проведенной беседы делаем выводы о том, слепые и слабовидящие младшие школьники с умственной отсталостью и нормой интеллекта владеют достаточным уровнем знаний о безопасной ориентировке в пространстве, что свидетельствует о качестве проводимой с ними коррекционной работе.

Достаточный уровень составляют 75% младших школьников обоих экспериментальных групп. К ним относятся те, кто отвечал на вопросы уверено и развернуто. Каждый ответ обучающегося сопровождался объяснением, почему он поступил бы так, а не иначе. Отвечая на вопросы, касающиеся ориентировки в по-70

мещении, они подробно описывали направления движения, маршруты передвижения по школе из заданной точки до класса, прохождение трудных мест (например, лестниц). При определении сторон «справа», «слева» у них не возникало трудностей, но требовалось небольшое количество времени, чтобы не совершить ошибку. Все это свидетельствует о том, что дети с нарушениями зрения хорошо ориентируются в знакомом для них пространстве, не испытывают чувство страха и справедливо полагают, что опасности в данном случаи им не грозят. Вопросы, касающиеся ориентирования на улице в динамично меняющейся обстановке вызвали у этой группы детей большие трудности. Наибольшие сложности в описании передвижения по проезжей части испытывали слепые ученики с умственной отсталостью. Им требовалось значительно больше времени на ответ. При помощи наводящих вопросов, они все-таки могли назвать место, где нужно переходить дорогу и как определить, что поблизости нет движущейся машины. Тем не менее все испытуемые этой группы назвали вероятные опасности и опираясь на направляющую помощь экспериментатора, рассказали алгоритм своего поведения.

Средний уровень сформированности навыков безопасной пространственной ориентировки продемонстрировали 17% слепых и слабовидящих младших школьников, как с умственной отсталостью, так и нормой интеллекта. Это обучающиеся отвечали на вопросы односложно, без каких-либо пояснений. С трудом у них получалось рассказать о передвижении даже в знакомом пространстве, например, от столовой до класса. Отвечая на вопросы о действиях в вероятных опасных ситуациях на улице, дети испытывали наибольшие затруднения и не показывали рациональных способов поведения. В качестве примера можно привести следующие варианты ответов «буду плакать», «буду искать другую улицу».

Низкий уровень безопасной ориентировки в пространстве показали 8% респондентов обеих групп. Это ученики, которые с большим трудом ответили на вопросы о передвижении по школе и практически не справились с заданиями, касающимися ориентировки на улице. Для получения даже односложных ответов не всегда верных, им требовалось большое количество наводящих вопросов. При ориентировке на проезжей части они не знает, как и где перейти через дорогу и какие опасности с этим могут быть связаны. На вопрос о поведении в опасных ситуациях был получен ответ «не знаю».

Таким образом, большинство младших школьников с нарушениями зрения продемонстрировали достаточные умения при ориентировке в знакомом помещении школы. Они чувствуют себя безопасно, комфортно и уверенно при перемещении по образовательной организации. В силу того, что исследование проводилось во втором полугодии учебного года у первоклассников в результате грамотной коррекционной работы не вызывал особых затруднений этот вопрос. У второклассников со зрительными нарушениями отмечается положительная, но незначительная динамика, проявляющиеся в основном в расширении знаний о способах передвижения в пространстве, ориентирах и пр. Принципиальных различий в знаниях, умениях и навыках безопасного ориентирования в пространстве по данной методике у слепых и слабовидящих детей не обнаружено.

Ориентировка на улице объективно сложнее и требует от детей большего запаса компетенций, что отразилось и на результатах исследования. Проблема безопасной ориентировке на улице, особенно на проезжей части, в разной степени вызвала затруднения у всех обучающихся с нарушениями зрения. Различия состояли в том, что часть детей с помощью педагога все-таки смогли ответить на вопросы, а некоторым детям это задание осталось недоступным.

Методика

Согласно данным методики «Где позвонили» среди слепых и слабовидящих младших школьников с ум-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Ольхина Елена Александровна, Гунина Мария Александровна, ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ...

ственной отсталостью 58% могли безошибочно определить направление звука, указав на него рукой и словесно. Правильно назвали направление звука 40% обучающихся, но рукой указывали неверно. Полностью не справились с заданием 2% детей, перепутавших стороны «справа» и «слева». В свою очередь, слепые и слабовидящие младшие школьники с нормой интеллекта составили 75% тех, кто смог справиться с заданием верно. 25% учеников испытывали сложности, указывая правильно, только в одном случае, либо словесно, либо рукой.

Аналогичные результаты показала методика «Слушай команду». Среди слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью правильно ориентируются и выполняют движения в заданном направлении 58%. Остальные 42% детей испытывают трудности в определении сторон «вправо», «влево». К особенностям выполнения заданий этой группой обучающихся можно отнести детей, которые не совершали движений, а только предпринимали попытку. Они выставляли по команде экспериментатора нужную ногу в верном направлении, после чего возвращали ее на прежнее место. Тем временем, слепые и слабовидящие младшие школьники с нормой интеллекта показали более высокий результат. Среди них смогли справиться с заданием безошибочно 83%. Остальные 17% учеников затруднялись в определении правильной стороны или совершали большее количество шагов, чем было задано инструкцией. Они, например, вместо одного шага вправо выполняет 2 шага влево и т.д., тем самым совершая ошибки при выполнении задания. Причина трудностей может быть связана с тем, что дети не воспринимали инструкцию в полном объеме и совершали действие, которое было задано в конце. По результатам двух выше приведенных методик мы можем сделать вывод о том, что у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью менее сформированы умения определять направления звуков в пространстве относительно своего тела, о чем свидетельствуют совершенные ошибки при выполнении задания.

Согласно данным методики «Что и как звучит» 3 балла получили 50% слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и 75% слепых и слабовидящих младших школьников с нормой интеллекта. Среди них те, кто самостоятельно, без помощи экспериментатора и наводящих вопросов могли безошибочно определить звуки окружающего мира и действий человека, которые были предложены. Это группа обучающихся четко соотнесла звуки, которые могут свидетельствовать о возможной опасности, в частности предупреждающий сигнал автомобиля. Они предлагали варианты поведения в той или иной ситуации, когда слышат подобный звук.

Группу школьников с нарушениями зрения, получивших 2 балла, составили 42% слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и 25% слепых и слабовидящих младших школьников с нормой интеллекта. Эти дети затруднялись самостоятельно определить, что именно издает предложенный звук, в качестве помощи были предложены наводящие вопросы. Например, при определении звука «шум дождя» были заданы такие вопросы как, «Что идет в плохую погоду на улице?» и т.д. После наводящих вопросов дети справлялись с заданием, но дифференцировать звуки, потенциально свидетельствующие о возможной опасности, не смогли.

1 балл был получен только среди группы слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью, его составили 8% испытуемых. Эти обучающиеся совершали большое количество ошибок, затруднялся при ответе, называли другие звуки, либо отказывались от ответа. В заключении можно сделать вывод, что слепые младшие школьники с нормой интеллекта гораздо успешнее узнают и определяют звуки окружаю-

щей действительности, чем слепые младшие школьники с умственной отсталостью. Они могут соотносить их с источником опасности и предложить варианты действий в той или иной ситуации.

По результатам методики «Опасно - неопасно» 34% слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и 58% слепых и слабовидящих младших школьников с нормой интеллекта могут определять и отграничивать опасные для жизни ситуации от безопасных. Среди них есть школьники, которые испытывают трудности в определении степени опасности той или иной ситуации без наводящих вопросов. Однако после соответствующей помощи экспериментатора справляются с заданием.

58% среди слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и 42% среди слепых и слабовидящих младших школьников с нормой интеллекта испытывают трудности в определении ситуации по степени опасности, лишь с использованием наводящих вопросов. Дети этой группы не смогли отличить большинство опасных ситуаций. Наибольшие затруднения вызвал вопрос о взаимодействии с незнакомым человеком. Дети утверждали, что вполне безопасно, если незнакомый человек предложит игрушку или конфету и позовет идти с ним. При объяснении картинки с плачущей девочки с полицейским, младшие школьники с нарушениями зрения считают, что это опасно. На просьбу объяснить почему, меняют свое мнение, но дать обоснование своего ответа по-прежнему не могли. 8% слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью вообще не справились с заданием, допускали большое количество ошибок или не могли отобрать опасные ситуации среди безопасных.

Следует сделать вывод о том, что слепые младшие школьники с умственной отсталостью недостаточно владеют знаниями об опасных и безопасных ситуациях, с которыми могут столкнуться в реальной жизни. По результатам проведенной методики видно, что эта категория респондентов в (58%) случаев затрудняются в определении ситуации по степени безопасности. У них менее сформированы представления об опасных жизненных ситуациях, чем у слепых и слабовидящих младших школьников с нормой интеллекта.

ВЫВОДЫ

Данные, проведенного нами констатирующего исследования, позволили сделать вывод о том, что основные трудности в процессе ориентировки в пространстве слепые и слабовидящие младшие школьники с умственной отсталостью испытывают более серьезные проблемы по сравнению с их одноклассниками, имеющими нормативное интеллектуальное развитие. Среди существенных сложностей можно выделить затруднения при различении звуков окружающей действительности и действий человека, определении направления звука в пространстве относительно себя. Дети с большим трудом дают пояснения своим действиям и ответам, не умеют четко и развернуто отвечать на вопросы, касающиеся личной безопасности. Нужно отметить, что обе группы слепых и слабовидящих младших школьников в той или иной мере испытывают трудности определения сторон и направления движения во время ориентировки в пространстве, что имеет важное значение именно для обеспечения безопасности при передвижении. В тоже время мы получаем значимое расхождение в показателях сформированности безопасной ориентировки в пространстве по определению опасных и безопасных для жизни ситуаций, и способов действия в них. Наиболее низкие результаты получены при анализе результатов слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью, связанных, с попаданием в опасную для жизни и здоровья ситуацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности формирования навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников с ОВЗ и ин-

Olkhina Elena Alexandrovna, Gunina Maria Alexandrovna DIFFICULTIES OF THE FORMATION OF SKILLS OF SAFE .

pedagogical sciences

валидностью // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 28-31.

2. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Особенности формирования навыков безопасного поведения в быту у дошкольников с нарушениями зрения //Карельский научный журнал. 2018. Том 7 №4 (25) С. 33 - 36

3. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. Пособие для учителей и воспитателей школ слепых. — М.: Учпедгиз, 1951. В каталоге: Дефектология

4. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики / Л.И. Солнцева. — М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2006

5. Кручинин В.А. Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей младшего школьного возраста // Дефектология. 1989.-№ 2.- С.59-63.

6. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М.: Адель, 1998.

7. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушениями зрения /Е.Н. Подколзина. - М.: линка-пресс, 2009.

8. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. В.З. Денискиной. — М., 2007.

9. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие. — М.: ВОС, 1982

10. Кудряшова Ю.Е Особенности представлений о безопасном поведении у младших школьников с нарушением интеллекта //В сборнике: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Рябова. 2018. С. 256-260.

11. Сухонина Н. С., Эннанова М. М. Особенности развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста //Academy. 2018. №6 (33).

12. Копылова С.А. Особенности обучения слабовидящих учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС// Сборник под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 168-170.

13. Азатян Т.Ю. Своеобразие пространственной ориентировки и подходы по ее формированию у детей с отставанием в умственном развитии//Научная мысль. 2018. Т. 6. № 4 (30). С. 152-155.

14. Зайцева О.Ю., Доля С.Г. Особенности культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 89-93.

15. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.

16. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000.

17. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПб. 2006. — 336 с. — (Серия коррекционная педагогика)

Статья поступила в редакцию 03.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

72

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.