Научная статья на тему 'Труд волонтеров в некоммерческих организациях'

Труд волонтеров в некоммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1872
689
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА / ДОБРОВОЛЕЦ / ВОЛОНТЕР / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варпаева И. А.

В статье рассмотрены вопросы организации труда добровольцев, документальное оформление отношений, ведение учета и расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труд волонтеров в некоммерческих организациях»

ТРУД ВОЛОНТЕРОВ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

И. А. ВАРПАЕВА, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Нижегородский коммерческий институт

Об использовании труда добровольцев (волонтеров) в российском законодательстве говорится немного, что создает определенные проблемы. Рассмотрим вопросы организации труда добровольцев, специфику документального оформления отношений с ними, ведение учета и расчетов с такими работниками.

Некоммерческие организации в своей деятельности используют труд следующих групп лиц:

— постоянных работников и совместителей;

— лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (в том числе, договор подряда, поручения и возмездного оказания услуг);

— добровольцев, волонтеров (фр. volontaire, от лат. voluntarius — волонтер, бесплатный, добровольный).

В России институт волонтерства начал зарождаться и законодательно оформляться только с середины 1990-х гг., при этом до настоящего времени весьма актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования добровольческой деятельности.

Волонтерство основывается на добровольном, не требующем оплаты труде. Следовательно, мотивами волонтерства являются не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Добровольность труда не предполагает неорганизованного характера работы. Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности: за выполнение норм и требований, сохранность активов, поддержание репутации организации и т. п. Все это обоснованно позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. В волонтерстве при отсутствии материального поощрения актуальным становится вопрос о методах стимулирования. Опыт других стран позволяет выделить ряд методов, среди которых наиболее распространенными являются практическое стимулирование волонтеров, информационное и привилегированное.

Практические методы — предоставление волонтерам возможности участия в различных программах (например, образовательных) на бесплатной или льготной основе, приобретение опыта, дополнительных знаний и навыков работы и т. д.

Информационные методы — обеспечение доступа волонтеров к информационным источникам и материалам, таким как библиотечные системы, научно-исследовательские разработки, новые технологии и др.

Привилегированные методы — предоставление волонтерам возможности бесплатного посещения проводимых некоммерческой организацией мероприятий, скидки на ее услуги и т. п.

Словом, волонтерство (добровольчество) — это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.

Примером активного применения российскими некоммерческими организациями труда волонтеров является музейная деятельность, например, в Государственном Эрмитаже, являющемся некоммерческим учреждением, численность добровольцев достаточно велика, особенно в периоды юбилейных дат и тематических выставок. Они принимают участие в информационной поддержке музея, работе с посетителями, спонсорами и благотворителями, а

также в организации пресс-конференций, юбилейных мероприятий и проведении маркетинговых исследований. В качестве методов стимулирования труда волонтеров Государственный Эрмитаж предоставляет:

— право бесплатного посещения музея и экскурсионного обслуживания;

— существенные скидки на сувенирную и печатную продукцию музея, на меню музейных кафе;

— выдачу приглашений на концерты, клубные мероприятия, открытие выставок и др.

Отметим, что, несмотря на активные усилия ряда музеев прочно внедрить добровольческие трудовые отношения в повседневную работу, результаты таких попыток нельзя назвать успешными. Обычно максимальное число волонтеров в российском музее составляет около 20 человек, тогда как в США численность добровольцев в музее может достигать 200 человек.

Примечательно, что в российском федеральном законодательстве упоминаются только добровольцы. В документах регионального уровня наряду с термином «добровольцы» встречается и понятие «волонтер» в качестве синонима. Обоснованно считать термины «волонтер» и «доброволец» взаимозаменяемыми, поэтому и в статье будем использовать их как синонимы.

В статье 5 Федерального законе от 11.08.1995 № 1Э5-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 1Э5-ФЗ) определение термина «добровольцы» трактуется как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). А лица, получающие помощь добровольцев, определяются как благополучатели.

Благотворительной организацией признается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона № 1Э5-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

При этом правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определены ст. 7 Закона № 1Э5-ФЗ и должны быть закреплены в договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в ин-

тересах благополучателя. Этим договором может предусматриваться возмещение связанных с исполнением работ или оказанием услуг расходов добровольцев:

— на наем жилого помещения;

— проезд до места назначения и обратно;

— питание;

— оплату средств индивидуальной защиты;

— уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.

Если некоммерческая организация предполагает возмещать добровольцам (волонтерам) эти расходы, то соответствующий договор должен быть заключен обязательно в письменной форме.

Практика такова, что некоммерческая организация, как правило, оформляет отношения с добровольцами не договором, а устно, без всякого письменного соглашения. Причинами такой позиции являются:

— необходимость составления и подписания контракта нередко вызывает у руководства некоммерческой организации различные опасения;

— руководство некоммерческой организации зачастую не знает и не понимает, как составить договор с добровольцем и зачем он нужен;

— высокая текучесть кадров добровольцев;

— большое количество добровольцев;

— труд добровольцев — безвозмездное выполнение работ и услуг в пользу некоммерческой организации, и те, кто это осознает, опасаются претензий налоговой инспекции по уплате налога на прибыль с дохода в виде экономической выгоды.

Остановимся на особенностях организации труда добровольцев и специфике документального оформления отношений с такими работниками.

Правоотношения с физическими лицами, осуществляющими какую-либо деятельность в интересах организации, бывают двух видов: трудовые и гражданско-правовые. Общий порядок оформления трудовых отношений между работодателем и работником определен в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) и Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), федеральных законах и иных нормативных актах. Эти нормативные документы распространяются на все организации независимо от того, являются они коммерческими или некоммерческими. Регулирование трудовых отношений с добровольцами является исключением.

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и ра-

ботодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Суть этих отношений заключается в подчинении правилам внутреннего трудового распорядка, в праве на ежемесячное получение заработной платы, праве на ежегодный оплачиваемый отпуск, праве на государственное социальное страхование и т. д. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора — соглашения, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Исходя из определения трудовых отношений, они во многом соответствуют правоотношениям добровольца и благотворительной организации. И определяющим их признаком является элемент подчинения, субординации (соблюдение добровольцем правил внутреннего распорядка, подчинение своему руководителю). Но в этих отношениях не соблюдается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений—обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей человеку и его семье достойное существование, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК РФ). Следовательно, такие отношения не относятся к трудовым и не могут быть урегулированы трудовым законодательством.

Другим видом отношений между физическим лицом и организацией по поводу выполнения работ (оказания услуг) являются гражданско-правовые отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров. Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Отношения добровольца и некоммерческой организации основаны на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности (добровольность безвозмездного труда). Это имущественные отношения, поскольку их объектом являются

работы и услуги, которые направлены на создание материальных благ. Думается, что они вряд ли отвечают принципу равенства участников, поскольку в отношениях между добровольцем и организацией присутствует элемент подчинения.

Гражданский кодекс РФ предусматривает договоры, на основании которых возникают обязательства по выполнению работ и оказанию услуг. Это, соответственно, договор подряда (гл. 37 ГК РФ) и договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Оба договора носят возмездный характер, что опять же противоречит сущности отношений некоммерческой организации и волонтера. Поэтому такие договоры не могут быть использованы для оформления взаимных прав и обязанностей рассматриваемых сторон.

Таким образом, нельзя однозначно сказать, что рассматриваемые отношения входят в объект гражданского права. Но в то же время ГК РФ в силу принципа свободы договора дает сторонам возможность заключать предусмотренные и не предусмотренные законом или иными правовыми актами соглашения (ч. 2 ст. 421 ГК РФ).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, правомерно предположить, что договор о добровольческом труде регулируется гражданским законодательством. При этом среди обязательных условий такого договора необходимо отметить безвозмездность и условие о соблюдении добровольцем правил внутреннего распорядка благотворительной организации.

Итак, между добровольцем и некоммерческой организацией заключается договор, в котором оговариваются условия выполнения конкретной благотворительной программы без оплаты труда. По мере необходимости в договоре указывается также, что добровольцу возмещаются все расходы, понесенные им с целью выполнения программы. Запись в трудовой книжке волонтера не производится, поскольку такая работа не входит в сферу стандартных трудовых отношений.

Письменный договор с добровольцем может быть оформлен в виде единого документа в двух (или более) экземплярах, подписанного некоммерческой организацией и добровольцем, или путем обмена письмами, содержащими права и обязанности сторон. В целом в договоре целесообразно указать следующие аспекты:

— описание функций добровольца (содержание работ или услуг);

— указание лица, контролирующего и/или координирующего его работу, порядка ее исполнения (с возможной ссылкой на внутренние документы некоммерческой организации);

— виды расходов (а также их предельные размеры), которые могут осуществляться добровольцем в интересах некоммерческой организации, порядок компенсации таких расходов;

— обязанности некоммерческой организации по созданию условий для работы добровольца;

— ответственность сторон за ущерб, причиненный друг другу;

— срок действия, основания и порядок прекращения договора.

Поскольку доброволец осуществляет благотворительную деятельность в интересах некоммерческой организации, все расходы на компенсацию его затрат связаны с ведением благотворительной организацией уставной деятельности. Они, как правило, осуществляются за счет целевых средств (целевого финансирования или целевых поступлений).

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

К целевым поступлениям относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные этими получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

В частности, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности, в силу подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ являются целевыми поступлениями на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности.

Следовательно, главным требованием к целевым средствам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли, является использование их по целевому назначению. Если имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого

финансирования, использованы не по назначению, они включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Такие доходы признаются для целей налогообложения прибыли в момент, когда получатель фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению либо нарушил условия его предоставления (подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Благотворительные организации должны подтверждать целевое использование израсходованных средств. Во-первых, все некоммерческие организации отчитываются о целевом использовании средств перед налоговыми органами путем представления отчета о целевом использовании полученных средств, типовая форма которого утверждается приказом Минфина России.

Во-вторых, если средства получены в виде благотворительного гранта, то в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ грантополучатель обязан представить грантодателю отчет о целевом использовании средств. Содержание и порядок представления отчета не регламентированы, их устанавливает грантодатель. Кроме того, ст. 17 Закона № 1Э5-ФЗ предусматривает принятие благотворительными организациями благотворительных программ — комплексов мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям организации. Каждая подобная благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы, среди которых могут быть волонтеры), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Следовательно, необходимо обеспечить включение статей планируемых расходов, связанных с компенсацией затрат волонтерам в сметы благотворительных программ и в бюджеты грантов. При этом, конечно же, целевое расходование средств должно быть подтверждено документами.

Для учета расчетов по суммам возмещения расходов волонтерам в специальной литературе иногда предлагается использовать счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

По мнению автора, это не вполне обоснованно, так как подотчетными лицами считаются работники хозяйствующего субъекта, получившие авансом наличные денежные средства на административно-хозяйственные и прочие расходы. Расчеты с волон-

терами, не состоящими в штате некоммерческой организации, правомернее отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», открыв соответствующий субсчет (например, субсчет «Расчеты с добровольцами»).

Данное предположение подтверждается также тем, что сущность расчетов с подотчетными лицами предполагает авансовые выдачи денежных средств. А формулировка п. 7.1 Закона № 135-Ф3 предусматривает для волонтеров возмещение произведенных ими расходов. Под термином «возмещение» понимается компенсация уже произведенных расходов, восстановление израсходованных факторов в натуральной или в денежной форме лицу, которое понесло расходы. Словом, возможность авансовой выдачи денежных средств волонтерам является весьма сомнительной (хотя и применяется на практике), а использование счета 71 для обобщения информации о расчетах с добровольцами — тем более. Исходя из изложенного, расчеты с волонтерами с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с учетом действующей практики целесообразно отражать записями, представленными в таблице.

Выплаты в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Закона N° 135-Ф3 гражданско-правовых договоров — на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем величину суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ (700 руб. в сутки) — не облагаются страховыми взносами в соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Также, согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 235-Ф3 «О внесении изменений в

часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) следующие компенсации волонтерам:

— на возмещение их расходов, связанных с исполнением безвозмездного договора;

— на наем жилого помещения, проезд к месту благотворительной акции и обратно, на питание в пределах норматива суточных (700 руб. в сутки). Сумма выплат волонтеру свыше 700 руб. облагается НДФЛ и является базой для начисления страховых взносов;

— на оплату средств индивидуальной защиты и на медицинскую страховку от рисков для здоровья добровольцев.

Бытует мнение, что отправлять волонтеров в командировки и иные поездки для решения определенных задач некоммерческие организации не имеют права, поскольку добровольцы не состоят в трудовых отношениях с организацией и, соответственно, им не могут выплачиваться суточные, предусмотренные при возмещении расходов работникам, состоящим в штате организации.

Авторы этого утверждения ссылаются на нормы Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция № 62), в которой служебной командировкой признается поездка в другую местность только работников хозяйствующего субъекта. Однако положения Инструкции № 62 противоречат нормам законов № 135-ФЗ и № 235-ФЗ, являющихся документами более высокого порядка и, кроме того, более поздними по времени издания. Словом, можно сделать вывод, что добровольцы могут направляться в командировки по соответствующей программе. Им возмещаются все командировочные расходы, включая суточные.

Корреспонденция счетов по расчетам с волонтерами

Содержание хозяйственной операции Документ-основание Дебет счета Кредит счета

Выдача денежных средств волонтерам из кассы Расходный кассовый ордер 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» * Кредит 50 «Касса»

Списание в расходы сумм возмещенных расходов волонтерам Смета благотворительной программы, заявление добровольца 20 «Основное производство» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» *

Списание использования средств целевого финансирования на оплату расходов Бухгалтерская справка 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»

Соответствующий субсчет «Расчеты с добровольцами».

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Ермолаева Е. В. Труд добровольцев // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2006. № 3.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ.

5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ.

6. О служебных командировках в пределах СССР: инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62.

7. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.