Научная статья на тему 'Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования'

Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1157
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черных Ксения Викторовна

В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования понятия волонтерства в России. Освещается вопрос возможного изменения законодательства в данной области. В статье отражены проблемы в нормативном регулировании добровольной пожарной охраны как вида добровольческой деятельности. В работе детально освещены проблемные вопросы правовых взаимоотношений волонтера и организации, а также рассматриваются отличия волонтера от работника организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteering in Russia: the problems of the legal regulation

The author considers the problematical legal regulation of volunteering in Russia. The issues of possible legislation changes in this sphere are covered in the article. Also it is given the problematical volunteer fire department legal information. The article touches upon the problems of the legal relations between the volunteer and his employer. It is also examined the difference between the volunteer and the employee.

Текст научной работы на тему «Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования»

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.

2. См.: Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Научно-практический комментарий. — Саратов, 1999. — С. 48.

3. См.: Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — М., 1997. — С. 109.

4. См.: Громов Н.А. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Н.А. Громов, В.А. Понома-

ренков, А.Н. Гущин, Ю.В. Францифоров. — М., 2001. — С. 147.

5. См.: Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография / Под науч. ред. В.Т. Томина. — Н. Новгород, 2001.

6. См.: Александров А.С. Дух1еББ русского уголовнопроцессуального права // Уголовное судопроизводство. — 2010. — № 1. — С. 24.

7. См.: Воронцова С.В. Роль результатов оперативно-розыскной деятельности в формировании доказательств по уголовному делу // Российский следователь. — 2010. — № 3.

K.B. Черных

Черных Ксения Викторовна — доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Национального

исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук

Е-таіІ: k111@bk.ru

Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования

В данной статье рассматриваются проблемы правового регулирования понятия волонтерства в России. Освещается вопрос возможного изменения законодательства в данной области. В статье отражены проблемы в нормативном регулировании добровольной пожарной охраны как вида добровольческой деятельности. В работе детально освещены проблемные вопросы правовых взаимоотношений волонтера и организации, а также рассматриваются отличия волонтера от работника организации.

The author considers the problematical legal regulation of volunteering in Russia. The issues of possible legislation changes in this sphere are covered in the article. Also it is given the problematical volunteer fire department legal information. The article touches upon the problems of the legal relations between the volunteer and his employer. It is also examined the difference between the volunteer and the employee.

Волонтерство —добровольная, неоплачиваемая деятельность во благо нуждающимся в помощи. Основным стимулом деятельности волонтеров является не желание получить материальную выгоду, а выполнение общественно полезных работ.

Институт волонтерства является распространенной формой помощи во многих странах. Поскольку институт волонтерства зародился в США вХ1Хвеке, там наиболее развито нормативное регулирование данного вида деятельности, хотя в Канаде и Великобритании тоже активно существует и развивается данная система трудовых отношений.

Относительно России, правовую норму, касающуюся понятия «доброволец», содержит только Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»1 (далее — 3акон№ 135-Ф3). Поэтому в решении вопроса о правоустанавлива-

ющих документах пока еще приходится опираться на практику и здравый смысл.

Очень остро вопрос о волонтерской деятельности встал летом 2010 года, когда в России добровольцы тушили пожары. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 69-Ф3 «О пожарной безопасности»2 есть определение понятия «добровольный пожарный»: это гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

В этом же законе установлено, что участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих

Черных К.В. Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования

Черных К.В. Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования

принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации»3 к социально значимым работам отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки,аких выполнению могут привлекаться совершеннолетние граждане на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Данное положение не позволяет организовать в муниципальных образованиях круглосуточное регулярное дежурство из числа лиц, являющихся добровольными пожарными, так как для участия в тушении пожаров они должны пройти соответствующее обучение, а предусмотренная законодательством продолжительность социально значимых работ для организации дежурств является недостаточной.

В федеральном законодательстве сказано, что добровольная пожарная охрана — это лишь форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а добровольный пожарный— это гражданин, участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны. 3акон при этом не отвечает на вопрос, кто и как создает добровольную пожарную охрану, кто финансирует ее деятельность, естьли гарантии социальной и страховой защиты для пожарных добровольцев.

Вышеперечисленные факты послужили стимулом для создания концепции проекта федерального закона «О добровольной пожарной дружине», подготовленной МЧС.

Вернемся к понятию добровольческой деятельности. В статье 5 3акона № 135-Ф3 дается понятие «доброволец», оно выглядит следующим образом: «...граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты натранспортидр.)».

Разумно встает вопрос, как правильно определять данный вид деятельности: «волонтерство» или «добровольческая деятельность». Надо отметить, что нетточного ответа на этот вопрос.

Как уже отмечалось выше, в 3аконе № 135-Ф3 данные лица определяются как добровольцы.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 1433-р)4 одной из основных задач названа задача создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте. Утвердив Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федера-

ции на период до 2015 года, Министерство природных ресурсов РФ указало (приказ МПР России от 22 апреля 2003 г. № 342), что в сфере экологопросветительской деятельности представляется необходимым среди прочего развивать институт волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках.

Во втором разделе формы статистического наблюдения № 1-НКО (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 18 апреля 2007 г. № 34 «Обутверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за ценами и финансами на 2008 год») организации заполняют строку «Средняя численность добровольцев». При этом Росстат пояснил, что к добровольцам относятся работники, осуществляющие деятельность в форме безвозмездного труда.

К сожалению, не существует закона, в котором определены обязанности организации, привлекающей добровольцев. Вызывает удивление тот факт, что в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 о проведении в Сочи Олимпийских и Параолимпийских зимних игр 2014 года нет ни одного упоминания о добровольцах или волонтерах.

С целью создания благоприятных условий для функционирования добровольчества необходимо совершенствовать действующее законодательство — определить правовые основания осуществления добровольцами благотворительной деятельности (например, закрепить в гражданском законодательстве договор между добровольцем и добровольческой организацией).

По всей видимости, для решения проблемы была разработана и принята Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 года № 1054-р6. В блок мероприятий по реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ на 2009—2010 годы заложена подготовка предложений по изменению нормативно-правовой базы для создания условий и инфраструктуры, позволяющих использовать в государственных муниципальных учреждениях труд добровольцев (волонтеров).

В октябре 2010 года возникли положительные сдвиги в направлении, указанном в Концепции: 5 октября Государственная Дума в первом чтении приняла изменения в Федеральные законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Феде-

ральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Планируется внести изменения в статью 5 3ако-на № 135-Ф3. Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Будет введена новая статья 71 «Правовые основания осуществления добровольцами благотворительной деятельности» следующего содержания:

«1. Доброволец осуществляет благотворительную деятельность от своего имени на основании заключенного между добровольцем и благополу-чателем гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя».

Наверное, более целесообразно было бы заключение гражданско-правового договора между добровольцем и благотворителем, а не благопо-лучателем, так как на практике будет сложно заключить такой договор в условиях, аналогичных лету 2010 года, когда в России выгорали деревни и села (не понятно, как в таких условиях заключать гражданско-правовой договор со всеми хозяевами горящих домов).

Пункт 2 статьи 71 будет изложен следующим образом: «Доброволец участвует в благотворительной деятельности юридического лица на основании заключенного между этим юридическим лицом и добровольцем гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности юридического лица».

Пункт 3 говорит о возмещении расходов добровольца: «Договоры, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут предусматривать возмещение следующих расходов добровольцев, связанных с исполнением договора: на наем жилого помещения, на проезд до места назначения и обратно, на питание, на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов, на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. В этом случае договор должен быть заключен в письменной форме».

Представляется целесообразным пункт3 дополнить таким видом расходов, как подготовка и обучение, потому что не всякая деятельность может выполняться неподготовленным человеком, так как она может быть сопряжена с некоторыми профессиональными навыками: помощь больным, юридическая помощь, тушение пожаров и т. д.

Статью 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-Ф3 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского стра-

хования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»7 планируется дополнить частью 5 следующего содержания:

«Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением договора».

По-видимому, данный проект разработан в соответствии с положениями Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года, а также положениями Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 года № 1054-р8, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р9.

Как положительный момент необходимо отметить желание освободить от обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды выплат добровольцам за питание, найм жилого помещения и проезд до места назначения и обратно, на оплату средств индивидуальной защиты, а также на оплату добровольного медицинского страхования, связанного с рисками для здоровья добровольцев во время ведения ими добровольческой деятельности.

С другой стороны, можно отметить, что произошла подмена понятий. Ведь выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя должно быть на бескорыстной основе, так как безвозмездность не предполагает под собой затрат даже на питание добровольца входе его деятельности, не говоря уже о подготовке, страховании, медицинском освидетельствовании, обеспечении его необходимой экипировкой.

В подтверждение данной точки зрения существует норма статьи 1 3акона № 135-Ф3, в которой установлено, что «под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц... по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Поэтому представляется целесообразным дефиницию «добровольцы» изложить в следующей редакции:

«Добровольцы — физические лица, добровольно исполняющие государственные или общественные обязанности в форме бескорыстного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».

В России, США, Великобритании и Канаде проблемным является вопрос отличия волонтера от работника.

Черных К.В. Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования

Черных К.В. Институт волонтерства в России: проблемы нормативного регулирования

Во всех этих странах руководители некоммерческих организаций должны понимать, что доброволец не вступает с организацией в трудовые отношения, следовательно, нормы трудового законодательства не распространяются на отношения между некоммерческой организацией и добровольцем.

Какими же нормами тогда можно регулировать отношения между добровольцем и организацией?

Понятие термина «трудовой договор» содержится в статье 56 Трудового кодекса РФ. Итак, трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

При этом статья 57 Трудового кодекса РФ относит условия оплаты труда к обязательным условиям трудового договора. Это означает, что в трудовом договоре должно содержаться указание на условия оплаты труда и размер тарифной ставки.

Таким образом, если в договоре написано, что он трудовой, и при этом заработной платы в нем не предусмотрено, то с юридической точки зрения договор трудовым считаться не будет.

Также следует отметить, что правовая природа отношений по безвозмездному оказанию услуг прописана в гражданском законодательстве не всегда достаточно полно. В тех случаях, когда о них прямо сказано в ГК РФ (оказание услуг по безвозмездному хранению, поручению, поручительству и пр.), они регулируются соответствующими нормами Кодекса. Остальные же виды безвозмездного оказания услуг находятся иногда в правовом вакууме. С известной долей условности можно допустить, что они попадают в сферу благотворительной или спонсорской деятельности.

На данном этапе развития отношений вопрос точно не урегулирован. Поэтому предполагается, что никакой договор между сторонами может и не заключаться. Хотя отсутствие договора таит для работника некоторую опасность.

Если доброволец ежедневно приходит на работу и систематически выполняет возложенные на него обязанности, а может даже выполняет одну и ту же трудовую функцию, то без надлежащего письменного оформления возникает неясность, в какие отношения с организацией вступил гражданин — добровольческие или трудовые?

Ведь согласно Трудовому кодексу РФ даже если работник не оформлен, но систематически с санкции работодателя выполняет трудовую функцию,

трудовые отношения между сторонами все равно возникают, а трудовой договор считается ненадлежаще оформленным. И все, что остается сделать лжедобровольцу, —этодоказать, что он фактически приступил к работе, а отсутствие трудового договора, приказа о приеме на работу и прочих документов по учету кадров является результатом уклонения работодателя от их оформления.

Это может касаться как добровольцев, работающих в рамках благотворительной деятельности, так и вне ее. Для того чтобы не возникало прецедентов, когда псевдодоброволец требует заклю-читьс ним контракт и выплачивать заработную плату (в практике это уже встречается) или налоговые органы обязывают начислить добровольцу заработную плату, следует заключать с добровольцем гражданско-правовой договор об оказании услуг организации на безвозмездной основе. Особенностью данного договора должно являться то, что он заключается не для выполнения в определенный период какой-либо профессиональной деятельности, что характерно для трудового договора, например, работа юристом в течение месяца. В данном случае положение добровольца несколько уязвимо, поскольку он может выполнять такую же функцию, что и работник организации, только бесплатно. Видимо, необходимо распространить на добровольцев целый комплекс норм трудового законодательства об охране труда, о трудовых спорах, об отпусках и больничных и пр.

Согласно статье 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, то есть законодатель предоставляет свободу в заключении договора, поэтому можно говорить о законности существования волонтерского договора, хотя в ГК РФ нет положений о таком договоре и трудовым такой договор назвать будет нельзя.

Еще одним важным условием, которое позволит более четко провести различие между гражданским и трудовым законодательством, должно являться то, что доброволец не обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Включение в договор данного пункта будет характеризовать данную деятельность кактрудовую.

Доброволец, в отличие от работника, не имеет должности, и, конечно, нельзя включать добровольческий труд в штатное расписание организации, или выдавать волонтеру трудовую книжку. Добровольца нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности в виде выговора; ему не положен отпуск.

Кажется целесообразным дополнить 3акон № 135-Ф3 положением о выдаче добровольцу волонтерской (добровольческой) трудовой книжки, которая бы являлась основным документом, удостоверяющим добровольческую деятельность гражданина, в которой следовало бы зафиксировать все персональные сведения гражданина (полное имя, пол, дата и место рождения, образование, профессиональный опыт). Таким образом, в книжке бы отражался добровольческий опыт гражданина.

Если выполняемая добровольцем работа соответствует законодательно определенным благотворительным целям, то в договоре обязательно должна содержаться ссылка на то, что статус добровольца соответствует статусу, который определен в 3аконе о благотворительности. Благотворительная организация может компенсироватьзатраты добровольцу.

3аключение волонтерского договора оченьже-лательно, если деятельность добровольца в организации достаточно продолжительна или ее уже выполняют другие сотрудники на оплачиваемой основе.

Добровольческая деятельность не включается в трудовой стаж, в отличие от США и Великобритании.

Также доброволец не может быть «материально» ответственным лицом, ему нельзя выдавать деньги «под отчет», так как эта категория лежит в плоскости трудовых правоотношений.

Поскольку добровольный труд не приносит заработка (трудового дохода), доброволец в принципе может быть признан безработным и зарегистрирован в качестве такового службой занятости, конечно, при соблюдении всех прочих многочисленных условий (см. 3акон РФ от 19апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Если по той или иной причине договор между добровольцем и организацией не заключен, то подтверждением существующих между ними гражданских правоотношений может служить решение органа управления организации, в компетенцию которого входит утверждение планов и бюджетов, о привлечении добровольцев к деятельности организа-

ции. В решении должен быть зафиксирован сам факт необходимости использования труда добровольцев и описание круга задач, которые будут решаться путем использования труда добровольцев.

Итак, подводя итог, отметим, что благотворительность на Руси еще в IX веке считалась богоугодным делом, но тогда она активно поддерживалась церковью, и была почетной. Помощь нуждающемуся на безвозмездной основе — это исток русской культуры, поэтому она должна стимулироваться и поддерживаться государством, и не должна быть вне правового поля.

Примечания

1. Собрание законодательства №33. — Ст. 3340. РФ. — 1995. —

2. Собрание законодательства № 35. — Ст. 3649. РФ. — 1994. —

3. Собрание законодательства № 40. — Ст. 3822. РФ. — 2003. —

4. Собрание законодательства № 38. — Ст. 3866. РФ. — 2005. —

5. Собрание законодательства № 49. — Ст. 6071. РФ. — 2007. —

6. Собрание законодательства № 32. — Ст. 4052. РФ. — 2009. —

7. Собрание законодательства № 30. — Ст. 3788. РФ. — 2009. —

8. Собрание законодательства № 32. — Ст. 4052. РФ. — 2009. —

9. Собрание законодательства №47. — Ст. 5489. РФ. — 2008. —

Н.Б. Шитова

Шитова Наталья Борисовна — преподаватель кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

E-mail: nshitova@hse.ru

Юридическая ответственность как средство воздействия на миграционно-правовые отношения

В статье излагается оригинальный подход к роли юридической ответственности в системе регулирования миграционных процессов. Автором на примерах показано своеобразие регулирующей функции

юридической ответственности, аргументируется вывод о необходимости более тщательной разработки мер противодействия незаконной трудовой миграции.

The article elaborates upon the individual approach concerning a legal liability in the regulatory system of migrational processes. The author, using instances, illustrates the diversity of a regulatory function of the responsibility. The conclusion, regarding the necessity of more careful development of illegal labor migration’s countermeasures, is rationalized.

Являясь важным фактором возникновения и находятся в поле постоянного наблюдения и го-

развития государства, экономические отношения сударственного воздействия. Российская Федера-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шитова Н.Б. Юридическая ответственность как средство воздействия на миграционно-правовые отношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.