Научная статья на тему 'Труд как эмансипация: взгляд российских феминисток начала ХХ в'

Труд как эмансипация: взгляд российских феминисток начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / LABOUR / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ЭМАНСИПАЦИЯ / EMANCIPATION / ФЕМИНИЗМ. / FEMINISM.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крадецкая С.В.

В статье анализируется проблема женского профессионального труда в пореформенной России и его восприятие лидерами и активистками феминистского движения в контексте процесса социальной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour as emancipation: view of the Russian feminists at the beginning of the XXth century

The article is dedicated to the problem of women’s professional labour in the post-reform Russia and its perception by Russian feminists in the context of the social modernization process.

Текст научной работы на тему «Труд как эмансипация: взгляд российских феминисток начала ХХ в»

1УДК 070 ББКТ63

ТРУД КАК ЭМАНСИПАЦИЯ:

ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ФЕМИНИСТОК НАЧАЛА ХХ в.

С. В. Крадецкая

В статье анализируется проблема женского профессионального труда в пореформенной России и его восприятие лидерами и активистками феминистского движения в контексте процесса социальной модернизации.

Ключевые слова: труд, профессия, эмансипация, феминизм.

LABOUR AS EMANCIPATION: VIEW OF THE RUSSIAN FEMINISTS AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY

S. V. Kradetskaya

The article is dedicated to the problem of women's professional labour in the post-reform Russia and its perception by Russian feminists in the context of the social modernization process.

Keywords: labour, profession, emancipation, feminism.

В пореформенное время профессиональный труд становится одним из важнейших факторов самоидентификации представителей интеллигенции в России. Современные исследователи оценивают этот период как эпоху переосмысления идеи профессии, связывая это с реформами Александра II, придавшими новый импульс процессу модернизации [1, с. 213-221]. Такие понятия, как «профессия» и «профессиональная деятельность», начинают наделяться разными смыслами. В зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной группе для него существовали разные способы мыслить и говорить о своей профессии, настоящей или будущей. Особый интерес в данном отношении представляют группы, представители которых ранее не допускались в сферу профессионального труда и все еще могли встречать препятствия на своем трудовом пути. Их размышления о профессиональном труде принципиально отличались от взгляда тех, кто имел право свободно трудиться.

К таким социальным группам могут быть отнесены «новые женщины», стремившиеся получать образование и работать наравне с мужчинами. С каждым днем таких женщин ста-

новилось все больше [подробнее см.: 2]. Прежде всего это было связано с общеэкономической ситуацией, с возросшей необходимостью заработка для лиц женского пола, однако и рост самосознания женщин, стремившихся получать образование и профессию, быть самостоятельными и независимыми, сыграл здесь свою роль.

Традиционно перед женщиной, желавшей работать, в дореволюционной России были открыты двери лишь непрофессионального и, соответственно, низкооплачиваемого труда. Возможности же профессиональной самореализации для образованных женщин были крайне скудны и часто зависели от субъективных факторов. Профессиональные корпорации редко принимали женщин в свой состав, и они, таким образом, оказывались практически на нелегальном положении, зависимые и от настроений власти, и от отношения коллег и начальства. Тем не менее во второй половине XIX - начале ХХ века женщинам удалось завоевать некоторые отрасли профессионального труда. Речь идет прежде всего о педагогическом поприще, где женщины иногда достигали профессиональных успехов в качестве учительниц, и о врачебном деле.

Ни общество, ни государство не были готовы к столь быстрому выходу женщин из частной сферы, из семьи, рамками которой раньше ограничивалась ее жизнь и деятельность. «Новые женщины» выпадали из традиционного видения социального мира, не подпадали ни под одну из его категорий. И как результат - они испытывали двойное давление. Во-первых, со стороны мужчин и в целом общества, придерживавшегося традиционных ген-дерных моделей поведения, и, во-вторых, со стороны государства, которое пыталось вписать этих женщин в патриархальную социальную реальность.

Будучи угнетенной группой, испытывая двойное давление, эти женщины естественно стремились отстоять свои интересы, защитить свое право на новую жизнь. Это стремление было поддержано и артикулировано наиболее активными представительницами «новых женщин» - активистками феминистского движения [подробнее см.: 3]. Как часть дискриминируемой группы, они наиболее остро реагировали на эту дискриминацию и не боялись публично выражать свои опасения.

Практически все феминистки были обладательницами так называемых «интеллигентных» профессий, доступных женщинам в то время (врачи, учительницы). На собственном опыте они чувствовали гендерные предрассудки по отношению к интеллигентной работающей женщине. Часто именно этот негативный жизненный опыт и приводил их в феминистское движение.

Одной из своих главных задач феминистки видели в создании для работающих женщин своеобразного социального пространства, в котором они чувствовали бы себя свободными от общественного давления и предрассудков. Отчужденные от профессиональных корпораций в частности и от всего общества в целом, эти женщины не могли идентифицировать себя с какой-либо организацией. Их положение было крайне неопределенным и, как следствие, некомфортным с эмоциональной точки зрения. Феминистки взяли на себя задачу помочь работающим женщинам сориентироваться в стремительно меняющемся мире, предложить им новые модели поведения. И самое главное -новое отношение к труду.

Это стремление отразилось на страницах феминистской периодической печати - журналов «Женский Вестник» (Санкт-Петербург, 19041917 гг.) и «Союз Женщин» (Санкт-Петербург, 1907-1909 гг.). Тема труда занимает одно из центральных мест в дискурсе обоих журналов. Редакции изучали условия труда интеллигентных женщин, проблемы, с которыми они сталкивались или могли столкнуться. В журнале «Женский Вестник» даже существовала специальная рубрика «Женский труд в России», в которой публиковались статьи, посвященные различным профессиям. В одной из статей отмечалось, что, несмотря на распространенность женского труда в России, «его условия совершенно не выяснены. Между тем это необходимо для улучшения положения женщин и для борьбы за их равноправие» [4, с. 183].

Эта деятельность активисток феминистского движения была крайне важной, так как способствовала утверждению нового взгляда на работающих женщин. Хотя женщинами осваивалось все большее количество профессий (иногда в обход закона), трудящаяся интеллигентная женщина все еще представляла собой «новинку» для российского общества. Ее право на труд оспаривалось, причины, толкавшие на поиск работы, не принимались всерьез, условия труда не изучались. Этот пробел и решили восполнить феминистки.

Изучая условия труда в тех областях, куда женщинам доступ был «открыт», много внимания феминистки уделяли и тем профессиям, завоевать которые было не так просто. Одним из самых распространенных в феминистском дискурсе стало требование допуска женщин к адвокатской практике и в целом к работе в суде (в качестве присяжных заседателей, судей и т. д.). С одной стороны, допуск к профессии адвоката, являвшейся одной из самых открытых, означал бы для женщин признание их права на общественную деятельность. «Речь адвоката, - писала один из авторов «Союза Женщин», - становится первенствующим политическим фактором» [5, с. 16]. С другой стороны, участие в деятельности суда (не только в качестве адвокатов) позволяло бы женщинам корректировать одностороннее «мужское судопроизводство». Правосудие в России, по убеждению феминисток, носило исключитель-

но мужской характер и несправедливо относилось как к женщинам, которым не прощалось ничего, так и к мужчинам, которым извинялось слишком многое. «Женщины-адвокаты, судьи, присяжные заседатели окажут благотворное влияние на правосудие. Судьи тогда будут правильнее смотреть на мужские и женские преступления» [6, с. 22].

Помимо влияния на отношение общества к трудящимся женщинам, важно было помочь самим эти женщинам в процессе усвоения самоидентификации профессионалов/профессионалок. В статьях, посвященных труду, было сформулировано и предложено читательской аудитории представление о профессиональном труде как о необходимом условии освобождения женщины. Идеальная в представлении феминисток женщина должна была быть независимой и свободной, во всем равной мужчине. Первым пунктом в достижении этого идеала было получение высшего, равного мужскому, образования и завоевание права на профессиональную самореализацию в труде. При этом право на полноценный труд было гарантией не только освобождения женщины. Это было необходимым условием для коренного переустройства всего российского общества на новых - равноправных - началах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балзер, Х. Д. Интеллигентные профессии и

интеллигенты-профессионалы [Текст] / Х. Д.

Балзер // Из истории русской интеллигенции.

- СПб., 2003.

2. Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» России:

Развитие женского движения от истоков до

Октябрьской революции [ Текст] / Б. Пиетров-Эннкер. - М., 2005.

3. Юкина, И. И. Русский феминизм как вызов современности [Текст] / И. И. Юкина. -СПб., 2007.

4. Женский труд [Текст] // Женский Вестник. -

1913. - № 9.

5. Абкович К. Женщина и адвокатура [Текст] / Ксения Абкович // Союз Женщин. - 1908. -№ 9.

6. Мужской суд [Текст] // Женский Вестник. -

1914. - № 1.

REFERENCES

1. Balzer Kh. D. Intelligentnye professii i intelli-genty-professionaly (Intellectual professions and intellectual professionals). Iz istorii russkoy intelligentsii (From the history of the Russian intellectuals). Saint-Petersburg, 2003.

2. Pietrov-Ennker B. "Novye lyudi" Rossii: Razvi-tie zhenskogo dvizheniya ot istokov do Oktyabr-skoy revolyutsii ("New people" of Russia: Development of feminist movement from the beginnings till the Russian revolution). Moscow, 2005.

3. Yukina I. I. Russkiy feminizm kak vyzov sovre-mennosti (Russian feminism as a challenge to the present). Saint-Petersburg, 2007.

4. Zhenskiy trud (Female labour). Zhenskiy Vest-nik (Women's Herald), 1913, no. 9.

5. Abkovich K. Zhenshchina i advokatura (Woman and advocacy). Soyuz Zhenshchin (Women's Union), 1908, no. 9.

6. Muzhskoy sud (Men's judgment). Zhenskiy Vestnik (Women's Herald), 1914, no. 1.

Крадецкая Сусанна Вячеславовна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии Института экономики и управления Московского государственного машиностроительного университета e-mail: susanna.mosca@gmail.com

Kradetskaya Susanna V., PhD in History, Senior Lecturer, Department History and Political Science, Institute of Economics and Management, Moscow State Technical University e-mail: susanna.mosca@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.