2012 История Выпуск 3 (20)
УДК 070
ЖУРНАЛ «СОЮЗ ЖЕНЩИН» (1907-1909 гг.): ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
С. В. Крадецкая
Кафедра Истории России Московского Педагогического Государственного Университета, 117452, г. Москва,
Балаклавский пр-т, 18-2-180
Исследуется история издания журнала «Союз женщин» и выявляются его особенности. На основе анализа структуры, а также условий издания журнала и специфики его содержания делается вывод о значительном вкладе авторского и редакторского коллектива в развитие феминистского движения в России начала ХХ в.
Ключевые слова: периодическая печать, журнал, издательская деятельность, феминизм.
В 1905 г. в Санкт-Петербурге был основан Союз Равноправности женщин. Эта организация, являвшаяся, по мнению специалистов, одной из самых крупных в рамках феминистского движения в России [Юкина, 2007, с. 336-353], предоставила своим членам возможность приобрести бесценный опыт организационной, пропагандистской, социальной и политической деятельности. Как отмечала секретарь союза М.А. Чехова, это была своеобразная школа для женщин, «где месяц ученья равнялся году»1.
Одной из важнейших задач организации была пропаганда идеи равноправности женщин. Однако довольно быстро активистки и лидеры союза столкнулись с равнодушием широкой общественности и прессы к этому вопросу. Поэтому на одном из съездов было решено учредить специальную издательскую комиссию «для издания книг и брошюр по женскому вопросу и по вопросам, разъясняющим политическую платформу союза»2. Целями издательства были заявлены 1) проведение в сознание масс идеи равноправности женщин; 2) воспитание подрастающего поколения «в духе и свете этой идеи»; 3) указание путей, ведущих к осуществлению этой идеи; 4) оказание поддержки женщинам, борющимся за равноправие3. Помимо «книг и брошюр» лидеры Союза равноправности решили издавать и собственный журнал, «посвященный исключительно женскому вопросу»4. Спустя год, в 1907 г., вышел первый номер журнала «Союз женщин».
Безусловно, периодические издания, как газеты, так и журналы, являются важным структурным элементом любого общественно-политического движения. Исследователи различных форм гражданской активности и в целом истории развития гражданского общества в России уделяют особое внимание изучению именно периодической печати, называя ее базой «инфраструктуры общественности», формирование которой является одним из условий публичности различных союзов, организаций и ассоциаций, составляющих, в свою очередь, институциональную основу гражданского общества [Линднер, 2007, с. 183-188]. Другими словами, именно с помощью периодических изданий представители разных идейных направлений доносили до широкой общественности свои взгляды. Активисты различных организаций использовали газеты и журналы как своеобразную трибуну, с которой они призывали людей присоединиться к тому или иному объединению и бороться за реализацию тех или иных идеалов. Таким образом налаживались связи между людьми, выстраивалась «тонкая структура» коммуникации, необходимая для развития организаций и ассоциаций [Хильдермейер, 2001, с. 65].
В этом отношении не является исключением и феминистское движение, развивавшееся в России в начале ХХ в. [Юкина, 2007; Пиетров-Эннкер, 2005; Стайтс, 2004]. Активистки и лидеры различных организаций также стремились донести свои идеалы до широкой общественности с помощью периодической печати. Как отечественные, так и зарубежные исследователи российского феминизма полагают, что журналы, подобные «Союзу женщин», играли важную роль в общем развитии движения и его идеологии [Хасбулатова, Гафизова, 2003; Юкина, 2007; Edmondson, 1984]. В ряде работ, в частности, отмечается, что само возникновение таких журналов говорит о самостоятельности феминистского движения, так как его лидеры начали осознавать необходимость издания собственных журналов для создания своеобразного «форума женского дискурса», независимого от
© С. В. Крадецкая, 2012
изданий «общего» характера [Edmondson, 1984, p. 29-30; Харрис, 2001, с. 361]. Если же говорить непосредственно об идеологии движения, то ее становление проходило и на страницах феминистских журналов, являвшихся, по выражению отечественной исследовательницы, «субкультурным ресурсом движения» [Юкина, 2007, с. 250].
Журналов, которые можно было бы однозначно определить как феминистские и, соответственно, отнести к ресурсу движения, в начале ХХ в. было немного. Хотя важнейшие для этих изданий темы, такие как женское образование, женский труд, избирательное право для женщин, сами по себе были довольно популярны в то время и редкое периодическое издание не уделяло им внимания, все же во многих случаях это было скорее данью моде. Журналы и газеты «общественнополитического» характера никогда не ограничивались только «женским вопросом». Что касается такой специфической группы изданий, как традиционные журналы для женщин, то если в них даже и появлялись иногда статьи, посвященные женскому равноправию, то они чаще всего соседствовали с заметками о кулинарии, шитье или светских развлечениях, что в феминистских изданиях было исключено. Показательной в данном случае является история с журналом «Женская мысль», издававшимся в Киеве в 1909 - 1910 гг. С одной стороны, подзаголовок журнала информировал о том, что он будет посвящен «равноправию и улучшению экономического положения женщин»5. Однако характер публикуемых материалов говорил об обратном. В результате образованные женщины Киева активно протестовали против «безобразной профанации женских стремлений, женских идеалов и женского творчества» на страницах этого «позорного» журнала6. Таким образом, перефразируя выражение Дж.Г. Харрис, можно сказать, что «форум феминистского дискурса», не вызывавший сомнений ни у читательской аудитории, ни у современных исследователей, формировался на страницах только двух журналов - «Союза женщин» и «Женского вестника».
История «Союза женщин» была недолгой - всего два с половиной года (1907-1908). Журнал выходил ежемесячно и имел небольшой тираж - 1000 экземпляров7. Издавался «Союз женщин» на деньги пайщиц, среди которых были такие известные деятельницы женского и феминистского движения в России, как А.П. Философова, А.А. Кальманович, Е.Н. Щепкина. Однако пожертвований было немного и денежных средств постоянно не хватало, поэтому корреспонденткам, авторам и редакции журнала приходилось работать фактически бесплатно. Этот печальный факт признавала сама редакция в 1908 г.: «”Союз Женщин” существует за счет дарового труда редактора, сотрудников и денежных взносов некоторых пайщиков»8. Журнал существовал до 1909 г., при этом каждый год, с финансовой точки зрения для редакции был дефицитным9.
Финансовые трудности испытывал не только «Союз женщин», но и «Женский вестника». Первый номер этого издания увидел свет в 1904 г. Его редактором-издателем была М.И. Покровская, врач, общественная деятельница и одна из «ярчайших фигур российского феминизма» [Юки-на, 2007, с. 304]. «Женский вестник» выходил до 1917 г., однако подобно «Союзу женщин» никогда не имел достаточного количества подписчиков и подписчиц. Чтобы как-то поправить финансовое положение своего предприятия, М.И. Покровская неоднократно обращалась к читателям и читательницам с единственной просьбой: поспособствовать более широкому распространению «Женского вестника». Но эти обращения практически никогда не приносили результатов, о чем сама издательница неоднократно рассказывала в статьях, посвященных истории ее журнала10. Здесь стоит заметить, что редакция «Союза женщин» также обращалась к своим читателям и читательницам с просьбой о поддержке. Авторы одного из подобных обращений писали: «...мы можем надеяться поставить его (журнал. - С.К.) хотя бы до известной степени на надлежащую высоту лишь при условии широкого сочувствия и поддержки со стороны женщин. Мы считаем себя вправе рассчитывать на такую поддержку»11. К сожалению, история данного издания свидетельствует, что долгожданной поддержки, ни материальной, ни хотя бы моральной, журнал так и не получил.
Таким образом, финансовые трудности, с которыми столкнулись редакторский и авторский коллективы «Союза женщин», можно назвать особенностью периодических изданий, связанных с феминистским движением в России. По выражению М.И. Покровской, в этих журналах не было «никаких приманок в виде мод, рукоделий, кухни и т.п.»12. Соответственно ни «Союз женщин», ни «Женский вестник» не подходили под традиционную категорию «женского журнала», фактически занимали маргинальное положение в российской периодической печати начала ХХ в. и не пользовались широкой популярностью у читателей. Редакциям довольно часто приходилось объяснять необходимость существования подобного «идейного» журнала для женщин. Так, в «Женском вест-
нике» писали: «Для нас (женщин. - С.К.) требуется и особый орган - орган страданий, орган, занимающийся этими страданиями, воспринимающий и отражающий их»13. О том же со страниц «Союза женщин» говорила и А.П. Философова, отмечая, что «общая» пресса не уделяет должного внимания нуждам и интересам женщин: «Является необходимость иметь, по примеру западных женщин, свою прессу, свой собственный печатный орган»14.
Еще одной причиной материальных трудностей, с которыми столкнулся «Союз женщин», было практически полное отсутствие рекламы на его страницах. Из-за «идейного» характера издания рекламодатели просто не рассматривали его как возможную площадку для своей деятельности, а читательниц журнала - как потребительниц своей продукции. С другой стороны, этот факт можно оценить и как сознательный отказ редакции от подхода к читательнице как к потребительнице. Тем самым в «Союзе женщин» подчеркивали, что журнал не был коммерческим предприятием, что он не собирался ничего продавать. У него были более благородные цели - показать женщине, какими путями она может идти в своей новой жизни. Традиционная реклама могла только помешать восприятию читательницами тех смыслов, которые вкладывали авторы и редакторы в свою работу. тем более что большая часть рекламируемой в женских журналах продукции относилась к традиционной сфере деятельности женщин - к дому, уходу за собой и т.д. С этой точки зрения, отказ редакции журнала от рекламы говорит о нежелании публиковать какие-либо материалы, подчеркивающие, что именно домашняя сфера является главной для женщины.
Особенностью всех феминистских журналов было наличие яркого лидера, чья позиция определяла направление издания. Лидером и вдохновительницей «Союза женщин» была, безусловно, его редактор-издатель М. А. Чехова, ответственный секретарь Союза равноправности женщин. Идея издания журнала принадлежала скорее всего ей. Об этом свидетельствуют ее черновые записи, хранящиеся в Фонде Союза равноправности в Государственном архиве Российской Федерации. Среди этих записей есть и проект программы издания «Союза женщин», принятый на делегатском съезде упомянутой организации15.
Стоит отметить, что самую активную роль в издании журнала сыграл и муж М.А. Чеховой -Н.В. Чехов, известный общественный деятель. В «Союзе женщин» можно встретить его статьи, посвященные самому широкому кругу вопросов, от проблем высшего женского образования до отчетов о заседании различных феминистских организаций16.
Первоначально журнал рассматривался как средство широкой пропаганды программы Союза равноправности. На обложке журнала помещался символ Международного союза женских избирательных прав: медальон с изображением богини правосудия на фоне восходящего солнца и надписью «Jus Suffragii» («право голоса»). Журнал с одноименным названием выходил в Лондоне с 1906 по 1914 г. «Союз женщин» был тесно связан и с этим журналом, и с английскими суфражистками, что естественно сказывалось на его программе. В каждом номере обязательно печатался материал о тактике и достижениях англичанок в борьбе за свои права, об ответных консервативных мерах пар-ламента17. В программной статье журнала отмечалось, что «тактика женского движения за границей ... очень полезна для русского молодого движения»18. В редакции журнала можно было приобрести значки Международного союза с изображением его символа.
Название журнала имело подзаголовок: «Журнал посвящен вопросам, связанным с борьбой за равноправие женщины и, главным образом, за ее избирательные права, как первый необходимый шаг на пути к ее освобождению». Такая четкая ориентация на узкую тему избирательных прав была, однако, лишь заявкой. На самом деле на страницах «Союза Женщин» освещался самый широкий круг вопросов, так или иначе касавшихся женщин. При этом если первоначально редакция ставила перед собой пропагандистские задачи, то уже в 1908 г. скорректировала свою позицию. Отчасти это было связано с макроисторическими условиями существования журнала: «третьеиюньская монархия», новый закон о думских выборах и т.д. Авторы журнала характеризовали обстановку, сложившуюся в стране, как «безвременье» и «тяжелый кошмар», и в целом общая тональность статей в «Союзе женщин» была мрачной. Часто это настроение выражалось и в поэтической форме. К примеру, в одном из номеров журнала было опубликовано стихотворение, начинавшееся такими словами: «Я уснуть не могла ... Сердце ныло от ран / И глаза застилал мне кровавый туман / Что стоял над страной .. ,»19.
Таким образом, главной задачей журнала было заявлено всестороннее изучение «женского вопроса». «Необходимо тщательно разработать и изучить женский вопрос - тогда возможна будет
_ ^ 20 тт
грамотная агитация и популяризация этих идеи» . Для выяснения сущности «женского вопроса» к сотрудничеству в журнале приглашались все авторы, преимущественно женского пола, независимо от их идеологических или партийных предпочтений. Отчасти это было связано с тем, что главную задачу, стоящую перед современным российским женским движением, журнал видел в объединении женщин, независимо от их партийной принадлежности. Все женщины должны были участвовать в обсуждении «женского вопроса», а «Союз женщин» предоставлял им виртуальную площадку для дискуссии и возможность прийти к единому мнению. Именно здесь активистки движения могли «сговориться» между собой и, как писали в одной из программных статей журнала, «объединится во всех тех пунктах, в которых это возможно»21.
Исходя из поставленных задач, редакция журнала предоставляла место для статей, авторами которых были женщины различной партийной принадлежности, открыто поддерживающие ту или иную партию. Так, Н. Мирович, Л. Рутцен, С. Тюрберт, Е. Щепкина были кадетками, А.А. Кальма-нович, О. Шапир и А.Н. Шабанова - беспартийными. Редко печатались в журнале социал-демократки - из-за их пренебрежительного отношения к «буржуазному» феминизму и в соответствии с позицией редакции и большинства авторов.
Внутренняя структура журнала была продуманна и строго организованна, исходя из тех задач и целей, которые ставила перед собой редакция. Сразу же стоит отметить, что все статьи, печатавшиеся в «Союзе женщин», имели отношение к положению женщин в России и за рубежом, и их авторы предлагали ответы на вопросы, связанные с этой проблемой.
Постоянными были рубрики «Хроника женского вопроса в России», где освещались все события, связанные с российскими женщинами, и «Хроника женского движения за границей». В отделе «Библиография» печатались новейшие книги по женскому вопросу, которые могли способствовать возникновению интереса к этой проблеме. В № 7-8 за 1908 г. был, к примеру, опубликован список книг «по женскому вопросу» и всем желающим предлагали заказать их через редакцию. Редакция издавала и отдельные брошюры со списками рекомендуемых для чтения книг. Вообще библиографический отдел имел довольно большое значение для журнала, это отмечалось и самой редакцией еще в первых номерах. «Считая распространение сведений об этой литературе одним из главных средств для пропаганды идеи равноправности женщин, наш журнал будет обращать особенное внимание на отдел библиографии», - писали в «Союзе женщин»22.
В каждом номере обязательно публиковался материал, касающийся образования женщин, особенно высшего. Положение вольнослушательниц в университетах было одной из важнейших тем журнала. Также уделялось внимание «запросам дня» - деятельности Государственной Думы, различным законопроектам, касающимся женщин. В журнале была освещена деятельность всех созывов Государственной Думы по отношению к женщинам: были опубликованы законопроекты по равноправию женщин, рассматривавшиеся I Государственной Думой, законопроект 1908 г. об изменении земского избирательного закона, законопроекты III Государственной Думы, петиции женский организаций в Думу, комментарии к ним и т.д.23
В журнале широко освещалось международное женское движение: печатались материалы международных женских конгрессов, представлялись женские организации других стран. Именно со страниц «Союза женщин» знаменитая А.П. Философова призывала российских женщин объединятся в национальный женский совет и присоединяться к Международному женскому союзу24.
В декабре 1908 г. в Санкт-Петербурге впервые был созван Всероссийский женский съезд. Редакция «Союза женщин» и Союз равноправности женщин активно поддержали инициативу своих коллег из Русского женского взаимно-благотворительного общества по созыву съезда. Поэтому в каждом номере за 1908 г. обязательно печатались новости, связанные с подготовкой съезда, различные документы, принятые его организационной комиссией (программа, состав участников и
т.д.)25, а в первых номерах за 1909 г. на страницах журнала подводились итоги Первого всероссий-
26
ского женского съезда .
В заключение стоит сказать несколько слов о той аудитории, на которую ориентировались авторы и редакция «Союза женщин», о тех женщинах, в среде которых было востребовано данное издание. У авторского коллектива определенно были представления о том, кто читает или кто мог бы читать их журнал. Прежде всего они работали для образованных женщин, обладательниц «интеллигентных» профессий: учительниц, врачей, фармацевтов, ученых, служащих государственных учреждений и т.д. Неоднократно в журнале говорилось о том, что именно такие женщины в первую
очередь могут понять и принять взгляды, пропагандируемые «Союзом женщин». Именно на их поддержку и рассчитывала редакция в нелегком деле «пробуждения» самосознания российских женщин. Однако в реальности женщин, могущих и желающих поддержать подобное «идейное» издание, было немного. Уже отмечалось, что «Союз женщин» постоянно испытывал финансовые трудности, что, безусловно, сократило срок его существования. Среди основных причин недолговечности издания стоит назвать и подход редакции к отбору текстов. Стремление предоставить слово представительницам разных идеологических направлений на практике приводило не к выработке единой позиции, а скорее к теоретической противоречивости. Часто в одном номере могли соседствовать статьи, пропагандирующие надпартийное объединение женщин, с одной стороны, и классовый подход в борьбе женщин за свои права - с другой. К примеру, в одном из первых номеров журнала были опубликованы две статьи. Автор первой писала, что «победа может быть достигнута лишь при одном условии: если женщины отбросят классовую или партийную рознь»27. Автор второй настаивал, что «женщина добьется своего освобождения, лишь став товарищем мужчины, выступив в ряды борцов трудовой армии»28. В итоге, как замечает одна из отечественных исследовательниц, «редакцию раскололи идейные противоречия» [Коломийцева, 2008, с. 23].
Тем не менее «Союз женщин» внес свой вклад в развитие феминистского движения в России в начале ХХ в. С одной стороны, на его страницах отразились все противоречия, характерные для движения в целом, с другой - редакция и авторский коллектив сумели выработать общую позицию, на которой и основывалось большинство статей, опубликованных в журнале. Эта позиция заключалась в том, что все темы, обсуждавшиеся в журнале и объединявшиеся под общим заголовком «женский вопрос», должны были рассматриваться с точки зрения женщин. Другими словами, женщины становились социальными субъектами, имеющими свои собственные интересы и открыто заявляющими об этом. «Мы считаем, что женщины России, как элемент наиболее заинтересованный в данном случае, обязаны взять на себя инициативу в этом деле и даже руководство в нем -поскольку это необходимо для правильного освещения интересов и требований самих женщин», -
29
писали в первом номере журнала .
В то же время тесная связь журнала с феминистским движением естественно отразилась и на специфике его содержания. Многие проблемы интерпретировались авторами и редакцией «Союза женщин» с феминистской точки зрения, во многих статьях содержится критика существующей гендерной системы, тех ролей, которые обязаны были выполнять женщины в рамках этой системы, и тех норм, которые контролировали их жизнь. В целом большинство статей в журнале посвящено публичной жизни женщин, их социально-политической активности, культурной деятельности, а не «домашним» темам, которые традиционно ассоциировались с женщинами. Редакция и авторы «Союза женщин» выступали за выход женщины из «тесных рамок семьи» на широкую арену общественной деятельности, что было излюбленным сюжетом российского феминизма30. Таким образом, журнал «Союз женщин», несмотря на свою краткую историю, сформировал свой феминистский дискурс, в котором отразились основные проблемы российского феминистского движения начала ХХ в. и основные темы, волновавшие лидеров и активисток этого движения.
Примечания
1 Союз женщин. 1909. № 12. С.1.
2 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.
3 ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.
4 Союз женщин. 1909. № 12. С. 1.
5 Женская мысль. 1909. №1.
6 Женский вестник. 1910. №3. С. 79.
7 Союз женщин. 1909. № 12.
8 Там же. 1908. № 3. С. 16.
9 Там же. 1909. № 12; Также интересные данные о финансовых обстоятельствах издания журнала можно найти в работе Р.Дж. Ратчилд [КиШсЫЫ, 2010, р. 93-96].
10 См. например: Женский вестник. 1909. № 9.
11 ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 6.
12 Женский вестник. 1914. № 9. С. 169.
13 Там же. 1905. № 6. С. 177.
14 Союз женщин. 1907. № 5. С. 23.
15 ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Д. 19. Л. 11-15.
16 Союз женщин. 1908. № 9; 1909. № 12.
17 См. например: Рутцен Л. Характерные черты английского женского движения // Союз женщин. 1908. № 2; Отношение участниц женского движения в Англии к вопросу о политических правах женщин // Союз женщин. 1908. № 3.
18 Союз женщин. 1909. № 1. С. 2.
19 Там же. 1907. № 5. С. 3.
20 Там же. 1909. № 1. С. 1.
21 Там же. 1909. № 1. С. 2.
22 Там же. 1907. № 1. С. 22.
23 См. например: Бередников С. Избирательные права женщин в России // Союз женщин. 1908. № 2; Рутцен А. Избирательные права женщин в Государственной Думе // Союз женщин. 1908. № 3.
24 Союз женщин. 1907. № 5.
25 См. например: Шапир О. Об организационной комиссии Первого Всероссийского женского Съезда // Союз женщин. 1908. № 5-6.
26 См. например: Вторая секция I-го Всероссийского Женского съезда // Союз Женщин. 1909. № 1.
27 Там же. СПб., 1907. № 2. С 19.
28 Там же. СПб., 1907. № 2. С. 8.
29 Там же. 1907. № 1. С. 2.
30 Подробнее об этом см.: Юкина И.И. Русский феминизм .; Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» России: Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции [Юкина, 2007; Пиетров-Эннкер, 2005]
Библиографический список
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6, 19.
Женская Мысль. 1909. №1-3.
Женский Вестник. 1905. № 1-12.
Женский Вестник. 1909. № 1-12.
Женский Вестник. 1910. №1-12.
Женский Вестник. 1914. № 1-12.
Коломийцева Е.Ю. Отечественные женские журналы ХХ века: история развития и типология. М., 2008.
Линднер Р. «.Центр культуры и гражданственности.» - коммуникация и гражданская идентичность в Екатеринославле. 1860 - 1914 гг. // Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи: Вторая половина XIX-начало XX в. М., 2007.
Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» России: Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции. М., 2005.
Союз женщин. 1907. № 1-5.
Союз женщин. 1908. № 1-12.
Союз женщин. 1909. № 1-12.
Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. М., 2004.
Харрис Дж.Г. Русские дореволюционные женские журналы начала XX в. // Гендер: язык, культура, коммуникация. М., 2001.
Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России (вторая половина XIX-начало XX в.). Иваново, 2003.
Хильдермейер М. Образованный слой и гражданское общество: развитие в России до 1917 года в сравнительном отношении // Интеллигенция в истории. Образованный человек в представлениях и социальной действительности. М., 2001.
Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб., 2007.
Edmondson L.H. Feminism in Russia, 1900-1917. London, 1984.
Ruthchild R.G. Equality and revolution: women’s rights in the Russian Empire, 1905-1917. Pittsburgh, 2010.
Дата поступления рукописи в редакцию 16.09.2012
JOURNAL “WOMEN’S UNION” (1907-1909): HISTORY OF PUBLICATION AND MAIN PECULIARITIES
S. V. Kradetskaya
Department of Russian history in the Moscow Pedagogical State University, Balaclava аve., 18, 2, 180, 117452,
Moscow, Russia.
The article covers the history of the journal, created in 1907 by the feminist organization “The Women’s Equal Rights Union”. Its aim was to make the main ideas of the Women’s Equal Rights Union popular; at the same time the journal investigated the “woman’s question” which had not been resolved yet. “Women’s Union” gave the opportunity to speak on the subject to all women. According to this position, the editorial board published articles written by the members of different political parties. The structure of “Women’s Union” was closely connected with its main goal - to investigate the “woman’s question” as a whole. Such rubrics as “Chronicle of Woman’s Question in Russia”, ‘Chronicle of Women’s Movement in Foreign Countries” gave information about emancipation movement in the whole world. Readers could also get information about women’s education, work, daily life and everyday cares. On the pages of the journal every woman became a “social subject” with her own interests, eady to declare it and capable of speaking publicly. Making creative personalities and ublic figures from previously passive women was the main idea of Russian feminism in general and of the journal in particular. “Women’s Union” formed its own discourse which was closely connected with Russian feminist movement.
Key words: periodical press, journal, publishing activity, feminism.
References
Gosudarstvennyj arkhiv Rossijskoj Federatsii. F. 516. Op. 1. D. 6, 19.
Zhenskaya Mysl'. 1909. №1-3.
Zhenskij Vestnik. 1905. № 1-12.
Zhenskij Vestnik. 1909. № 1-12.
Zhenskij Vestnik. 1910. №1-12.
Zhenskij Vestnik. 1914. № 1-12.
KolomijtsevaE.Yu. Otechestvennye zhenskie zhurnaly KhKh veka: istoriya razvitiya i tipologiya. M., 2008.
Lindner R. «.. .Tsentr kul'tury i grazhdanstvennosti...» - kommunikatsiya i grazhdanskaya identichnost' v Ekaterino-slavle. 1860 - 1914 gg. // Grazhdanskaya identichnost' i sfera grazhdanskoj deyatel'nosti v Rossijskoj imperii: Vtoraya polovina XIX-nachalo XX v. M., 2007.
Pietrov-Ennker B. «Novye lyudi» Rossii: Razvitie zhenskogo dvizheniya ot istokov do Oktyabr'skoj revolyutsii. M., 2005.
Soyuz Zhenshchin. 1907. № 1-5.
Soyuz Zhenshchin. 1908. № 1-12.
Soyuz Zhenshchin. 1909. № 1-12.
Stajts R. Zhenskoe osvoboditel'noe dvizhenie v Rossii: Feminizm, nigilizm i bol'shevizm, 1860-1930. M., 2004. Kharris Dzh.G. Russkie dorevolyutsionnye zhenskie zhurnaly nachala XX v. // Gender: yazyk, kul'tura, kommunikatsiya. M., 2001.
Khasbulatova O.A., Gafizova N.B. Zhenskoe dvizhenie v Rossii (vtoraya polovina XIX-nachalo XX v.). Ivanovo, 2003.
Khil'dermejer M. Obrazovannyj sloj i grazhdanskoe obshchestvo: razvitie v Rossii do 1917 goda v sravnitel'nom otnoshenii // Intelligentsiya v istorii. Obrazovannyj chelovek v predstavleniyakh i sotsial'noj dejstvitel'nosti. M., 2001. Yukina I.I. Russkij feminizm kak vyzov sovremennosti. SPb., 2007.
Edmondson L.H. Feminism in Russia, 1900-1917. London, 1984.
RuthchildR.G. Equality and revolution: women’s rights in the Russian Empire, 1905-1917. Pittsburgh, 2010.