Научная статья на тему 'Феминистская периодическая печать в России в начале XX в'

Феминистская периодическая печать в России в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / MODERNIZATION THEORY / ФЕМИНИЗМ / FEMINISM / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕН ТИЧ НОСТЬ / CIVIL IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крадецкая С. В.

В статье рассматриваются проблемы отражения в периодической печати России начала ХХ в. феминисткой идеологии и ценностей в контексте формирования гражданской идентичности лидеров активисток женского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMINIST PRESS IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

This article is dedicated to the feministic magazines in Russia at the beginning of the 20th century. Peculiarities of feministic magazines make it possible to suppose, that the main goal of feministic journalists was to create an ideal image of a new woman, based on civil values.

Текст научной работы на тему «Феминистская периодическая печать в России в начале XX в»

главное, их деятельность государством материально должным образом не поддерживалась. Объективно им было трудно профессионально работать и быть идейной опорой государства. Министерство народного просвещения пыталось «латать дыры», но эти попытки как-то исправить положение и принципиально его изменить не могли без кардинального изменения государством политики финансирования образовательных учреждений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Специфика организации и управления благотворительными педагогическими учреждениями ведомства императрицы Марии // Наука и школа. 2012. № 3.С.167-172.

2. Частная и общественная инициатива в деле организации и управления педагогическим образованием в России во второй половине XIX - начале XX в. // Преподаватель XXI век. 2012. № 2. С.202-214.

3. Списки лиц, служащих по МНП за 1868-1916 годы. СПб.: Сенат. тип., 1868-1916.

4. Сборник постановлений по МНП. Т. II. СПб.: Сенат. тип., 1898.

5. Государственность России: словарь-справочник. Кн. 3. М., 2001.

6. Георгиевский А. И. К истории Ученого Комитета Министерства народного просвещения. СПб.: Тип. Маркса, 1902.

7. Ушинский К. Д. Родное слово // Собр. пед. соч. К. Д. Ушинского. Изд. 2. СПб., 1905.

8. Сборник постановлений по МНП. Т. IV. СПб.: Сенат. тип., 1871.

9. Журнал Ученого Комитета по делу о приготовлении преподавателей гимназий и прогимназий. СПб.: Сенат. тип., 1892.

10. Ольденбург Ф. Ф. Законодательные и справочные материалы по начальному образованию // Всеобщее образование: сб. ст. / под ред. кн. Дм. Шаховского. М., 1902.

11. Сборник постановлений по МНП. Т.VII. СПб.: Сенат. тип., 1883.

12. Об учреждении должности инспектора народных училищ Закаспийской области, апрель 1895 г. // Сб. постановлений по МНП. Т. XIII. СПб.: Сенат. тип., 1898.

13. Стойкович Ю. Положение учителя и ученика в образовательных учреждениях Самарской губернии к XIX - нач. XX века // Историко-археологические изыскания: науч. труды молодых ученых. Вып. 1. Самара, 1996.

14. Иорданский Н. Положение сельских учителей (по данным Нижегородской губернии) // Образование. 1899. № 3.

15. О предоставлении Министру народного просвещения учреждать педагогические музеи с утверждением уставов оных // Сб. постановлений по МНП. Т. XVI. СПб.: Сенат. тип., 1903.

ФЕМИНИСТСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

FEMINIST PRESS IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

С. В. Крадецкая

В статье рассматриваются проблемы отражения в периодической печати России начала ХХ в. феминисткой идеологии и ценностей в контексте формирования гражданской идентичности лидеров активисток женского движения.

Ключевые слова: теория модернизации, феминизм, гражданское общество, гражданская идентичность.

Во второй половине XIX в. в России шел активный процесс модернизации во всех сферах жизни общества, одним из признаков которого является появление разнообразных форм женской гражданской активности [1], в том числе и женское движение, зародившееся в конце 1850-х гг. По мере своего развития это дви-

S. V. Kradetskaya

This article is dedicated to the feministic magazines in Russia at the beginning of the 20th century. Peculiarities of feministic magazines make it possible to suppose, that the main goal of feministic journalists was to create an ideal image of a new woman, based on civil values.

Keywords: modernization theory, feminism, civil society, civil identity.

жение видоизменялось. В начале XX в., под влиянием идей феминизма, пришедших с Запада, на смену собственно женскому движению, боровшемуся только за право женщин на высшее образование и на труд, пришло феминистское движение с критикой гендерного неравенства в обществе и требованием полного равноправия мужчин и

женщин. Теперь движение было ориентировано на изменение существующих тендерных ролей и гендерной стратификации общества. Образ «новой» женщины, сформировавшийся в 1860-е гг., был дополнен. Отныне она должна была быть и полноправной гражданкой.

Во внутренней структуре движения важное место занимали периодические издания - феминистские журналы. «Идейных» феминистских изданий в России начала XX в. было немного. Самыми известными были «Женский Вестник» (Санкт-Петербург, 1904-1917 гг.) и «Союз Женщин» (Санкт-Петербург, 1907-1909 гг.). На страницах этих журналов не просто ставились вопросы просветительства и благотворительности или констатировалось наличие несправедливости в отношении женщин, но эти факты интерпретировались в терминах гендерной дискриминации. При этом у каждого из этих журналов были свои характерные особенности. Наиболее критическую направленность по отношению к проявлению тенденций патриархальности в обществе имел журнал «Женский Вестник». «Союз Женщин» имел более умеренную позицию (показательным является то, что довольно часто авторами статей в этом журнале выступали мужчины, что в «Женском Вестнике» встречается реже).

Эти издания инициировались, редактировались и составлялись самими женщинами - активистками феминистских организаций. На их страницах создавался принципиально новый - феминистский - дискурс. В целом в журналах поднимались вопросы, которые можно было встретить и в периодических изданиях либеральной или консервативной ориентации, так как сам по себе «женский вопрос» был одним из наиболее популярных в России рубежа Х1Х-ХХ вв. Однако интерпретация, оценка авторами феминистских журналов тех или иных проблем, касавшихся женщин, принципиально отличалась от подходов всей остальной прессы, что было следствием восприятия феминистской идеологии.

Внутренняя структура журналов была четко организована, содержание всех статей продумано в соответствии с идейной, феминистской направленностью журналов и их целями. Своей главной целью редакторы и авторы феминистских журналов считали активизацию женского движения за достижение полного равноправия мужчин и женщин в российском обществе. При этом достижение политического равноправия - то есть завоевание права голоса для женщин - считалось большинством феминисток только первым шагом «на пути к... освобождению» [2].

Именно пропаганде и достижению главной цели и были посвящены все публикации в журналах. Были ли это программные документы Женской Прогрессивной Партии или Союза Равноправности Женщин, или сообщения из провинции о положении женщин вдали от столичных городов, или художественные произведения о тяжелой жизни женщин, зарабатывающих на жизнь интеллигентным трудом, - все публиковалось с единственной целью - показать, что и российское общество в целом, и каждый человек в частности может успешно развиваться только в равноправном обществе, где любая личность, независи-

мо от половой принадлежности, сможет свободно осуществлять свой выбор. Можно сказать, что редакции феминистских журналов боролись за общество, свободное от гендерных предрассудков.

Главным средством достижения этой цели было прежде всего объединение всех женщин независимо от их политических воззрений, к чему постоянно призывали авторы различных статей в феминистских журналах. «Женщины, объединяйтесь!» - эта фраза стала главным лозунгом, с которым российские феминистки обращались к женщинам (ср. напр.: «Объединение женщин имеет громадное значение для их освобождения из подчиненности мужчинам. Разрозненные - они бессильны» [3]). При этом феминистками принимались любые способы и формы женского объединения: различные общества, клубы, союзы. Для пропаганды подобных форм на страницах феминистских журналов регулярно публиковались статьи, посвященные «потребительным обществам», «женским социал-демократическим организациям», «социально-политическим союзам» и т. д. [см., напр.: 4-5].

Объединению женщин способствовал и специфический язык феминистских периодических изданий. Именно на страницах «Женского Вестника» и «Союза Женщин» особое распространение получило обращение «сестры», которое применялось ко всем женщинам. Крестьянок и работниц называли «меньшими сестрами» интеллигентных женщин [6], проституток - «падшими сестрами» [7] и т. д. Подобное обращение способствовало формированию коллективной женской идентичности, что было необходимо для успешного развития феминистского движения в России.

Употреблялись феминистками и специфические определения, которые раньше либо не использовались, либо имели другой смысл, часто негативный. Прежде всего это касается наименования различных профессий, которые осваивали женщины. Такие определения как «юристка», «музыкантша», «композиторша», «диспутантка», «журналистка», «докторша» и т. д. все чаще и чаще употреблялись на страницах феминистских журналов. Но наиболее употребимым понятием было слово «гражданка». А в специальных справочных изданиях даже объяснялось значение этих прежде незнакомых русской женщине слов [8-9]. Подобный способ коммуникации определяется как «вербальная коммуникация» [10], с помощью которой феминистки отделяли и обособляли свое направление среди множества других общественных движений, отмежевывались от проявлений традиционализма в обществе.

Российские феминистки призывали к объединению не только русских женщин. С помощью статей, посвященных западноевропейским и американским активисткам, российское феминистское движение вписывалось в международный контекст. С одной стороны, это показывало русским женщинам, что они в своей борьбе не одиноки, что во всех «цивилизованных» странах мира их «сестры» ведут такую же борьбу. С другой стороны, российским активисткам предлагались примеры, чьи жизненные стратегии и тактики они могли использовать. Все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.