Г. П. Артюнина, П. В. Семенов, Л. С. Орлова, А. А. Бояновская
ТРУД И ЗДОРОВЬЕ ПСКОВСКИХ ПЕДАГОГОВ
Актуальность проблемы. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. О том, что профессиональная деятельность учителя в современных условиях не способствует сохранению его здоровья, свидетельствуют такие данные: 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы; 85% - находятся в постоянном стрессовом состоянии. В пределах функциональной нормы находятся только 10,4% учителей, 29% характеризуются сниженными и резко сниженными адаптационными возможностями организма, 33% педагогов имеют заболевания нервной системы. Уже среди молодых педагогов большой процент больных с хроническими заболеваниями, причем ведущей является сердечно-сосудистая патология [3].
Педагог, как и всякий человек, должен соблюдать и выполнять необходимые требования безопасности для сохранения своей жизни и здоровья, а также требовать соблюдения безопасности от учеников. Появление новых технологий привело к оснащению школы новыми видами оборудования и, кроме традиционных физических приборов, проведения химических опытов, трудового обучения на станках, появились компьютеры и новые технологии, связанные с ними, которые требуют выполнения определенных мер безопасности. Компьютеризация охватывает учебный процесс, и преподаватель облегчает свой труд при использовании различных программных продуктов. Появился новый вид заочного обучения: чтение лекций через сеть Интернет. Это требует новых безопасных навыков в работе [6].
Цель данной работы - изучить проявления нарушений здоровья у педагогов вследствие воздействия условий их труда и разработать рекомендации по сохранению здоровья учителя.
Задачи исследования:
1. Изучить факторы риска в труде учителя;
2. Изучить основные проявления нарушений здоровья у педагогов;
3. Разработать рекомендации по безопасности труда учителя.
Организация проведения исследований
Основным методом исследования явилось анкетирование педагогов, которое проводилось с целью выявления эпидемиологии нарушений здоровья, связанных с факторами риска их профессиональной деятельности. Анкета состояла из 6 блоков вопросов (при-лож. 1). Первый блок содержал общие вопросы о преподаваемой дисциплине, возрасте и стаже педагогической деятельности; второй блок вопросов был направлен на выявление признаков изменения голосо-речевого аппарата; третий - признаков изменения нервной системы; четвертый - нарушений сердечнососудистой система; пятый - признаков нарушений состояния желудка и кишечника; шестой - признаков нарушений опорно-двигательного аппарата.
Всего в анкетировании приняли участие 144 чел., в том числе 74 учителя различных школ города Пскова и Псковской области, 42 преподавателя ПГПУ и 28 работников библиотеки ПГПУ, результаты обследования которых послужили контролем.
Распределение обследованных по возрасту представлено на рис. 1. Большая часть обследованных находилась в возрасте 40-59 лет. До 40 лет среди обследованных оказалось лишь 13,6% учителей школ, 9,5% преподавателей вуза и 7,1% работников библиотеки. Старше 60 лет: 10,3% - учителя школ, 16,7% -педагоги вуза.
Большинство преподавателей ПГПУ на момент обследования имели стаж педагогической работы от 16 до 25 лет. В группу обследованных со стажем до 5 лет вошли только 7,5% учителей школ (рис. 2).
Рис. 1. Распределение участников исследования по возрасту
45
40
35
30
25
20
15
10
5
В
0-5 лет 6-10 лет 11-15 16-20 21-25 свыше
лет лет лет 25 лет
0
□ Учителя школ
□ Преподаватели ПГПУ
□ Контроль
Рис. 2. Распределение участников исследования по стажу работы
Со слушателями образовательной Федеральной программы за счет часов регионального компонента был проведен семинар-тренинг "Психология здоровья учителя". Перед проведением тренинга была осуществлена комплексная диагностика, позволившая определить нервно-психическое состояние слушателей [5].
Нервно-психическое состояние - это комплексная характеристика человека, кото-
рая отражает как свойства нервных процессов и особенности их проявления у индивида, так и его эмоциональное состояние. В качестве психодиагностического инструмента в программе использованы четыре методики, совместное применение которых позволило получить наиболее полное комплексное описание нервно-психического состояния:
- тест Люшера,
- методика "Субъективное время",
- школа личностной тревожности методики Спилбергера,
- методика САН.
С целью изучения распространенности артериальной гипертонии в 2005-2006 учебном году обследовано 150 сотрудников ПГПУ, в том числе: преподаватели университета - 93 чел. (62%), вспомогательный персонал (работ -ники бухгалтерии и библиотеки) - 57 чел. (38%). Из них 134 женщины (89,3%) и 16 мужчин (10,7%). Возрастной состав обследован-
Факторы риска труда учителя
Трудовая деятельность человека - это особая форма его взаимодействия с окружающим миром. Труд для человеческого организма лишь тогда является естественным процессом, когда весь организм и отдельные его органы и системы, принимающие участие в обеспечении трудового процесса, функционируют в пределах физиологических возможностей. Если это условие нарушено и какие-либо процессы выходят за рамки физиологических возможностей, то трудовой процесс может вызвать различные, сначала функциональные, обратимые, а затем и морфологические, необратимые изменения в органах и тканях. В таких ситуациях речь идет о возникновении профессиональных или профессионально-обусловленных видах патологии.
ных сотрудников ПГПУ представлен на рис. 3. Около половины обследованных находились в возрасте от 41 года до 60 лет (48%). Численность преподавателей старше 41 года составила 68,8%.
Измерение артериального давления проводилось с помощью механического тонометра.
Результаты исследований проанализированы традиционными методами непараметрической статистики.
Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них содержат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека [3].
Основными факторами риска труда учителя являются:
- повышенное психоэмоциональное напряжение,
- значительная голосовая нагрузка,
- статическая нагрузка при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке,
35
30
25
20
15
10
5
0
31,6
24,5
21,5
16,1
12
5,3
5,4
1,8
до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет 61-70 лет старше 70 лет
□ Преподаватели ПГПУ □ Вспомогательный персонал □ Всего
Рис. 3. Распределение сотрудников ПГПУ, обследованных на распространенность артериальной гипертонии, по возрасту
4
- большой объем интенсивной зрительной работы,
- высокая плотность эпидемических контактов
- нестабильный режим дня.
Л. П. Татарникова (1997) в качестве фактора риска выделяет еще повышенный обмен веществ. После уроков его интенсивность возрастает на 15-30% (для нормализации обмена требуется 2-3 суток). Даже за период отпуска не удается привести обмен в норму, в связи с чем возникают предпосылки развития гипер-тиреоза. Постоянная нагрузка на одни и те же центры полушарий головного мозга приводит к резкому перераспределению мозгового кровотока, отсюда - бессонница, которая является первым признаком переутомления.
Каждый из перечисленных факторов риска педагогического труда может стать причиной профессионального или профессионально обусловленного заболевания.
Согласно "Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" от 1998 г. [1], труд педагога можно отнести ко 2 степени 3 класса (3.2.). То есть, условия труда педагога характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факто-ров), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональной патологии, возникающих после продолжительной экспозиции.
К профессиональным заболеваниям педагогов относят заболевания голосо-речевых органов (острый и хронический фарингит, ларингит, парез голосовых складок, певческие узелки и пр.). Это единственная группа забо-
леваний, из числа возможных у педагогов в связи с воздействием неблагоприятных факторов труда, которая внесена в официальный список профессиональных заболеваний.
Все другие факторы риска способны повлиять на развитие, так называемых, профессионально обусловленных заболеваний. Наиболее распространены заболевания нервной системы (неврозы), опорно-двигательного аппарата (остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника, радикулиты), сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертония, варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой), инфекционных заболеваний. Кроме того, профессиональное происхождение могут иметь такие виды патологии, как контактный дерматит в области кистей рук из-за воздействия мела. Аллергические формы ринита (насморка) и бронхиальная астма могут возникать у учителей химии, когда аллергеном являются реактивы, применяемые при проведении опытов.
Таким образом, профессию педагога можно отнести к "группе риска" по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Нарушения голосо-речевого аппарата у педагогов
Исходя из данных исследования, представленных на рис. 4, очевидно, что основные признаки нарушений голосо-речевого аппарата у педагогов встречаются в 2-3 раза чаще, чем в контрольной группе.
Наиболее распространенными являются охриплость (40,5% среди учителей школ и 66,7% среди преподавателей ПГПУ, в контроле - 14,3%) и быстрая утомляемость голоса (45,9%; 42,8%; 7,1% - соответственно), сухость, першение, саднение или жжение в горле, ощущение комка в горле (24,3%; 35,7%; 3,6% - соответственно), кашель по утрам (24,3%; 21,4%; 7,1% - соответственно) и желание откашляться.
70
60
50
40
30
20
10
0
66,7
40,5
40,5
45,9
14,3
4,3
42,8
42,9
32,4
7,1
НІ
35,7
24,
17,9
24,
321,4
3,6
7,1
НІ
.0
н
!2
і ^ 5 о
ср і_
X
О
.0
^ га « ° О О & £ ЕГ 2
.0
н
о
ІГго
§ * £ ш|2 о
ф
5
І
Ф
З
° §
ш
5 £■ з £
§е
о
о
с:
□ Учителя школ □ Преподаватели ПГПУ □ Контроль
Рис. 4. Распространенность признаков нарушений голосо-речевого аппарата у педагогов (в %)
Нарушения деятельности нервной системы у педагогов
Комплексная диагностика нервно-психического состояния учителей школ, слушателей курсов повышения квалификации, про-
веденная перед тренингом "Психология здоровья учителя", выявила следующие результаты: у 47,1% слушателей нервно-психическое состояние определилось как плохое, у 34%
- в пределах нормы и у 18,9% опрошенных - в целом хорошее (рис. 5).
□ хорошее
□ в пределах нормы
□ плохое
Рис. 5. Оценка нервно-психического состояния учителей школ
Данные о распространенности признаков заболеваний нервной системы у педагогов представлены на рис. 6.
Наиболее характерными для педагогов оказались такие проявления как быстрая утомляемость (43,2% - среди учителей школ и 42,8% - среди преподавателей
ПГПУ, в контроле - 28,6%) и головокружение (32,4%; 38,1%; 14,3% - соответственно).
Головная боль, раздражительность и плохой сон одинаково распространены во всех трех группах обследованных участников образовательного процесса.
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
43,2 42,8
28,6
32,4 I
14,3
24,3 25
40,5
35,7
Быстрая Головокружение Раздражительность Плохой сон
утомляемость
□ Учителя школ □ Преподаватели ПГПУ □ Контроль
Рис. 6. Распространенность признаков нарушений центральной нервной системы у педагогов (в %)
Нарушения деятельности сердечнососудистой системы у педагогов
Наиболее распространенными проявлениями нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы среди преподавателей ПГПУ явились повышенное артериальное давление
(47,6%, против 21,6% среди учителей школ и 35,7% среди работников библиотеки).
Практически все признаки нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы среди учителей школ оказались ниже в сравнении с педагогами ПГПУ и работниками библиотеки ПГПУ (рис. 7).
50 45 40 35 30 25 20 1 5 1 0 5 0
35,7
I------3 2 ,1
18,9
47 ,6
3
Больвсердце Одышка Высокое АД
35,7
21 ,6
□ Учителя школ
□ Преподаватели ПГПУ
□ Контрол ь
Рис. 7. Распространенность признаков заболеваний сердечно-сосудистой системы среди педагогов
Более углубленное обследование сотруд -ников ПГПУ на предмет распространенности у них артериальной гипертонии позволило выявить повышение артериального давления у 36,7% (55 чел. из 150) педагогов и работников вспомогательного персонала, что совпадает со среднестатистическими цифрами распространенности артериальной гипертонии в РФ (40%). Повышенное артериальное давление регистрировалось у преподавателей ПГПУ (40,8%) чаще, чем у работников вспомогательного персонала (29,8%).
Наиболее высокие показатели повыше-
Исследования показали, что 36,4% сотрудников ПГПУ с повышенным АД не лечатся, столько же лечатся нерегулярно, лишь 27,3% из числа обследованных получают регулярное лечение (рис. 9). При этом среди преподавателей процент больных АГ, которые не лечатся, почти вдвое больше, чем среди вспомогательного персонала (42,1% против 23,5%).
ния артериального давления наблюдались у преподавателей ПГПУ Так, среди них вдвое чаще регистрировалось АД на уровне 150/90
- 180/100 мм рт. ст., а у 10,5% обследованных выше 180/100 мм рт. ст. Среди сотрудников вспомогательного персонала у 64,7% обследованных повышение АД регистрировалось на уровне не более 150/90 мм рт. ст. (рис. 8). Более трети из числа обследованных сотрудников ПГПУ (36,4%) не знали о том, что у них повышено артериальное давление (36,8% преподавателей и 35,3% работников вспомогательного персонала).
Как видно из данных, представленных на рис. 10, связи повышенного АД с известными факторами риска АГ у сотрудников ПГПУ не выявлено. На отягощенную наследственность, чрезмерное употребление соленой и жирной пищи, высокую эмоциональную возбудимость указали в равной мере обследованные с высоким и нормальным уровнем АД.
70
60
50
40
30
20
10
0
64,7
Преподаватели ПГПУ
Вспомогательный персонал
Все го
□ до 150/90 мм рт ст □ 150/90 - 180/100 мм рт ст □ свыше 180/100 мм рт ст □ не знали о повышении АД
Рис. 8. Степень повышения АД у сотрудников ПГПУ
Рис. Я. Отношение сотрудников ПГПУ, больных АГ, к лечению
100
80
60
40
20
0
81,8
86,Э
60 58,9
■
Э6,4 Э6,8
18,2
24,2
Отягощенная Чрезмерное Чрезмерное Повышенная
наследственность употребление соленой употребление жирной эмоциональная
пищи пищи возбудимость
□ Высокое АД □ Нормальное АД
Рис. 10. Распространенность факторов риска АГ среди сотрудников ПГПУ
Нарушения деятельности желудочнокишечного тракта у педагогов
Частота проявлений нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта среди участников проведенного исследования представлена на рис. 11.
Наиболее высокие показатели распространенности таких симптомов как боль в об-
ласти желудка (35,7%), чувство тяжести в области желудка (33,3%), изжога (35,7%) наблюдались среди преподавателей ПГПУ Однако и среди учителей школ, и среди работников библиотеки ПГПУ симптомы, свидетельствующие о нарушении деятельности желудочнокишечного тракта, наблюдались достаточно часто: практически у каждого четвертого сотрудника.
40
35
30
25
20
15
10
5
0
35,7
29,7
25
35,7
24,3
25
Боль в обл. желудка Тяжесть в обл. желудка Изжога
□ Учителя школ □ Преподаватели ПГПУ □ Контроль
Рис. 11. Распространенность признаков заболеваний желудочно-кишечного тракта среди педагогов
Признаки заболеваний опорнодвигательного аппарата среди педагогов
Частота признаков заболеваний опорнодвигательного аппарата представлена на рис. 12. На боли в спине и боли в ногах чаще предъявляют жалобы преподаватели ПГПУ (57,1% и 42,8% соответственно). В то же время частота подобных жалоб среди других групп обследованных также высока.
Обсуждение результатов исследования
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники ин-
ститута В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания: 1) сердечно-сосудистой системы; 2) желудочнокишечного тракта; 3) нарушения опорно-двигательного аппарата; 4) болезни крови; 5) нарушения функции щитовидной железы [4].
По результатам выполненных нами исследований среди педагогов распространены признаки заболеваний голосо-речевого аппарата, центральной нервной, сердечно-сосудистой систем и органов пищеварения.
Для выполнения своих профессиональных обязанностей педагогу необходимо, чтобы его слышали и воспринимали наилучшим образом. Преподавателю необходимо обладать хорошим передаточным прибором, своеобразным орудием труда - выносливым, сильным,
Рис. 12. Распространенность признаков заболеваний опорно-двигательного аппарата среди педагогов
выразительным и благозвучным голосом. Основным звеном голосо-речевого аппарата являются верхние дыхательные пути (нос и око-лоносовые пазухи, глотка и гортань). От их состояния и функционирования во многом зависят качества голоса. Повышенная голосовая нагрузка у педагогов является фактором риска и предрасполагает к развитию патологии со стороны верхних дыхательных путей и голоса. Основным фактором является преимущественно ротовое дыхание во время речи, когда выключаются защитные механизмы, обеспечиваемые слизистой оболочкой полости носа. Недостаточно согретый, не полностью очищенный и увлажненный воздух контактирует со слизистой оболочкой полости рта, глотки, гортани и трахеи, что и приводит к ряду неблагоприятных эффектов. Изменяются физико-химические свойства слизи, которая покрывает эти органы изнутри. Она становится более густой, вязкой. Ее количество либо уменьшается, либо увеличивается. Происходит ухудшение питания слизистой оболочки в результате сужения или расширения кровеносных сосудов. Появляется пересыхание в горле, першение, ощущение "комка", нарушение голоса. У преподавателей, которым во время урока приходится еще и много писать мелом, все эти явления значительно усиливаются от вдыхания меловой пыли [3].
Повышенная голосовая нагрузка предполагает значительное напряжение нервномышечного аппарата гортани и глотки. При несоблюдении простейших гигиенических и профилактических мер, подобные факторы риска приводят к нарушению тонуса мышц и кровоснабжения слизистой оболочки верхних дыхательных путей, а в дальнейшем - к развитию профессиональной патологии органов дыхания и голоса.
Таким образом, непосредственной причиной (фактором риска) профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей у преподавателей является длительная, чрезмерная голосовая нагрузка, ведущая к перегрузке голосовых мышц, переутомлению нервномышечного аппарата гортани, перенапряжению и ухудшению функционирования слизистой оболочки верхних дыхательных путей [3].
Усугубляющими факторами являются: внешние физические условия голосовой дея-
тельности (температура, влажность, запыленность воздуха, акустические параметры помещения), неправильная организация труда, грубые погрешности в технике голосообразования и голосоведения, несоблюдение гигиены голоса и верхних дыхательных путей, острые простудные и гриппоподобные заболевания [3].
Анализ проведенных нами исследований свидетельствует о том, что почти у 50% педагогов ПГПУ и у 25% учителей школ имеют место признаки профессиональных заболеваний голосо-речевого аппарата. В случае если они пройдут необходимое обследование у отоларинголога и консультацию профпато-лога, связь нарушений голосо-речевого аппарата с профессией (признание заболевания профессиональным, с последующими выплатами за ущерб здоровью и восстановительное лечение) вполне возможна. Этот факт свидетельствует о недостаточной профилактической работе по сохранению голоса у педагогов.
Труд учителя относится к профессиям, сопряженным с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Обусловлено это как содержанием, сущностью педагогической деятельности, так и тем фоном, на котором она осуществляется.
В педагогической деятельности довольно часто возникает несоответствие ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов. Труд учителя таит в себе опасность и "психического пресыщения" в силу определенной монотонности, повторяемости в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Кроме того, весьма своеобразен психологический фон, на котором осуществляется труд учителя. Это высокие требования общественности к общекультурным, профессиональным и моральным качествам учителя [3, 4].
Уже такая краткая характеристика психологических особенностей педагогического труда свидетельствует о возможности возникновения как острых, так и хронических психотравмирующих ситуаций, развития психоэмоционального перенапряжения, что рассматривается как факторы риска, предрасполагающие к возникновению определенных нервно-психиатрических реакций и психосоматических заболеваний [3, 4, 6].
Комплексная диагностика нервно-пси-
хического состояния учителей школ, проведенная нами, выявила плохое нервно-психическое состояние у 47,1% учителей школ.
Наиболее характерными для педагогов оказались такие проявления, как быстрая утомляемость (43,2% - среди учителей школ и 42,8% - среди преподавателей ПГПУ) и головокружение (32,4%; 38,1% - соответственно), которые регистрировались почти в два раза чаще, чем у работников библиотеки.
По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, "накопления тяжелых" форм неврозов, соматических проблем.
Основные причины заболеваний педагогов, как считает В. Т. Лобудин с коллегами [4], это стрессы и психическое перенапряжение. Стресс может быть вызван неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, жестким режимом работы и необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.
Интегральным показателем трансформации длительного психоэмоционального напряжения в соматические болезни является высокая распространенность среди преподавателей ПГПУ артериальной гипертонии. Согласно проведенным нами исследованиям повышенное артериальное давление регистрировалось у преподавателей ПГПУ (40,8%) чаще, чем у работников вспомогательного персонала (29,8%).
Наиболее высокие показатели повышения артериального давления наблюдались у преподавателей ПГПУ, что, отчасти, может быть обусловлено более солидным возрастом этой группы обследованных.
Особую тревогу вызывает тот факт, что более трети из числа обследованных сотруд -ников ПГПУ (36,4%) не знают о том, что у них повышено артериальное давление, и лишь около 30% из числа "гипертоников" получают регулярное лечение. Так как АГ опасна своими осложнениями (инфаркт, инсульт), то данная ситуация диктует необходимость более внимательного медицинского наблюдения за педагогами.
Характерной особенностью труда педагога, кроме учителей физкультуры и трудового обучения, является сочетание длительной, повторяющейся статической нагрузки с незначительной общефизической нагрузкой и дефицитом двигательной активности (гипокинезией).
Комплекс неблагоприятных изменений, наблюдаемых при гипокинезии, называется гипокинетическая болезнь, характерными признаками которой являются изменения в центральной нервной и эндокринной системах, приводящие к эмоциональной неустойчивости, расстройствам обмена веществ. Наряду с этим происходит снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уменьшение мышечной массы на фоне сохранения или даже увеличения веса тела. Одновременно нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта, появляются застойные явления в кровеносных сосудах, особенно нижней половины туловища. Повышается заболеваемость многими инфекционными, простудными, острыми респираторными заболеваниями. Снижается работоспособность.
По роду профессиональной деятельности педагогу приходится часто и длительно находиться в положении сидя или стоя. Подобное положение тела относится к статической нагрузке и требует полного напряжения мышц. Например, в положении сидя в статическом напряжении находятся около 250 скелетных мышц, преимущественно мышц плечевого пояса, шейных мышц, мышц-разгибателей спины и мышц тазового пояса [3, 4, 6].
Длительное полное (статическое) напряжение скелетной мускулатуры может неблагоприятно отражаться на состоянии костномышечной и сосудистой систем организма человека. Если эго неблагоприятное влияние активно не корригируется или не нейтрализуется, то могут возникнуть различные заболевания позвоночника (остеохондроз), спинномозговых нервов (радикулит) и сосудов нижних сегментов туловища (варикозное расширение вен). Частота подобной патологии у преподавателей достаточно велика.
Согласно проведенным нами исследованиям, на боли в спине и боли в ногах чаще предъявляли жалобы преподаватели ПГПУ
(57,1% и 42,8% соответственно). В то же время частота подобных жалоб среди других групп обследованных также высока. Вероятно, этот факт объясняется тем, что работники библиотеки, которые в наших исследованиях были выбраны в качестве контрольной группы, также подвержены гипокинезии и статическому напряжению.
Нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта также можно рассматривать как интегральный показатель воздействия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности педагогов. Наиболее высокие показатели распространенности таких симптомов как боль в области желудка (35,7%), чувство тяжести в области желудка (33,3%), изжога (35,7%) наблюдались среди преподавателей ПГПУ. Однако и среди учителей школ, и среди работников библиотеки ПГПУ симптомы, свидетельствующие о нарушении деятельности желудочно-кишечного тракта, наблюдались достаточно часто: практически у каждого четвертого сотрудника. Данный факт, вероятно, связан нарушением режима питания у всех работников образовательного процесса.
Выводы исследования
1. Основными факторами риска труда учителя являются: 1) повышенное психоэмоциональное напряжение, 2) значительная голосовая нагрузка, 3) статическая нагрузка при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке, 4) большой объем интенсивной зрительной работы, 5) высокая плотность эпидемических контактов, 6) отсутствие стабильного режима труда и отдыха.
2. Почти у 50% педагогов ПГПУ и у 25% учителей школ имеют место признаки профессиональных заболеваний голосо-речевого аппарата. Данный факт свидетельствует о недостаточной профилактической работе по сохранению голоса у педагогов
3. У 47,1% учителей школ нервно-психическое состояние определилось как плохое. Негативными последствиями психоэмоционального напряжения для здоровья являются развитие функциональных нарушений ЦНС (быстрая утомляемость, расстройства сна), функциональных расстройств желудочно-ки-
шечного тракта, увеличение риска развития гипертонической болезни.
4. Наиболее характерными для педагогов оказались такие проявления функциональных нарушений центральной нервной системы, как быстрая утомляемость (43,2% среди учителей школ и 42,8% среди преподавателей ПГПУ, в контроле - 28,6%), и головокружение (32,4%; 38,1%; 14,3% - соответственно).
5. Интегральными показателями неблагоприятного воздействия профессиональных факторов риска являются значительная распространенность артериальной гипертонии среди педагогов ПГПУ (47,6%) и признаков нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта: боль в области желудка (35,7%), чувство тяжести в области желудка (33,3%), изжога (35,7%).
6. Особую тревогу вызывает тот факт, что более трети из числа обследованных сотруц -ников ПГПУ (36,4%) не знали о том, что у них повышено артериальное давление, и лишь около 30% из числа "гипертоников" получают регулярное лечение. Данная ситуация диктует необходимость более внимательного медицинского наблюдения за здоровьем педагогов.
7. Симптомы, характеризующие нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта практически у каждого четвертого сотрудника библиотеки и педагога общеобразовательных школ, косвенно свидетельствуют о нарушении режима питания участников образовательного процесса.
8. Признаками последствий гипокинезии и статического напряжения у педагогов являются жалобы на боли в спине и боли в ногах, которые чаще предъявляют преподаватели ПГПУ (57,1%).
Общие принципы профилактики нарушений здоровья у педагогов
Здоровье педагога - деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, Митина Л. М. говорит о том, что профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Значимость и своевременность проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога
отмечается Э. В. Чудновским. Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в больше степени зависит здоровье подрастающего поколения [2].
Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя. Важным направлением считается работа, направленная на повышение стрессоустойчивости педагога, повышение его самооценки, уровня самоприня-тия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции [4, 6].
На практике весь комплекс профилактических мероприятий подразделяют общественную и индивидуальную.
Общественная профилактика включает в себя систему мер, преимущественно социального и гигиенического характера. Они планируются и проводятся на государственном уровне (гигиенические и противоэпидемические нормы и правила) в масштабах страны, региона, города, района, в каждой школе. В основном эти меры касаются вопросов санитарно-гигиенического содержания помещений (отопление, освещение, вентиляция и т.д.) и условий труда, организации педагогического процесса, вопросов питания, отдыха и др.
Основу индивидуальной профилактики составляет здоровый образ жизни, потому что здоровье человека, предрасположенность его к тем или иным заболеваниям, тяжесть их течения и исход в значительной мере определяются индивидуальными особенностями поведения людей на работе и в быту или образом жизни.
Для соблюдения безопасной работы учитель должен придерживаться здорового образа жизни, включающего следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и соответствующее методологоческое
и материальное обеспечение, наличие комфортных условий труда [3, 4, 6].
Профилактика заболеваний голосоречевого аппарата у педагогов
Коллективные меры профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и голоса
- предмет заботы администрации школы и включает в себя:
1. Правильное планирование учебной нагрузки для каждого преподава-теля в течение каждого учебного дня, учебной недели, четверти и всего года. Рекомендуемая учебная нагрузка для преподавателей - не более четырех академических часов подряд с 15минутными перерывами между ними. Желательно равномерное распределение нагрузки на протяжении всего учебного года;
2. Всемерное улучшение акустических особенностей классных комнат, аудиторий, лекционных залов. Снижение уровня постороннего шума, правильная расстановка мебели, оптимальное число учеников в классе, применение звукоусиливающей аппаратуры;
3. Соблюдение показателей микроклимата помещений (создание температурного комфорта, систематическое проветривание, борьба с пылью, влажная уборка);
4. Профилактика мелового запыления классов (применение специальных гигиенических видов мела, обязательное наличие лотка и ящика для мела у классных досок, наличие влажной тряпочки для стирания с доски);
5. Создание благоприятных условий для отдыха преподавателей во время перемен (оборудование комнат психофизиологической разгрузки, ингалятория, наличие удобной мебели в учительской, возможность принять горячую пищу);
6. Организация санитарно-просветительской работы в педагогическом коллективе на медико-гигиенические темы.
Индивидуальная профилактика включает в себя следующие мероприятия:
1. Систематический врачебный контроль у отоларинголога. Обязательная консультация у этого специалиста, если появились какие-либо изменения, неприятные ощущения и патологические симптомы со стороны верхних дыхательных путей или голоса.
2. Соблюдение охранительного режима голосообразования. Ограничение голосовой нагрузки в выходные дни и нерабочее время. Соизмерение силы своего голоса с объемом классной комнаты. Следует избегать перенапряжения голоса в шумной обстановке.
3. Ограничение употребления блюд, раздражающих слизистую оболочку верхних дыхательных путей (острые, соленые, пряные блюда, крепкий чай), исключение слишком холодных и чрезмерно горячих блюд, отказ от алкогольных напитков и курения.
4. Перед уроками необходимо разогревание голосо-речевых мышц путем выполнения одного-двух дыхательных, артикуляционных и резонаторных упражнений.
5. После интенсивной голосовой нагрузки не следует употреблять холодного питья, не рекомендуется выходить сразу на улицу (особенно в холодное время года).
6. Овладение техникой выполнения простейших лечебно-профилактических процедур, направленных на улучшение функций голосообразующих органов [3].
Профилактика гипокинезии. Основа профилактики гипокинезии - достаточная двигательная активность, оптимизация двигательного режима. Физическая активность может осуществляться в различных формах. Оптимальная физическая активность достигается путем правильного сочетания всех видов физической деятельности. Основными формами занятий физической культурой могут быть
утренняя гимнастика, дозированная ходьба (самостоятельная или на работу и с работы), занятие оздоровительным бегом, посещение плавательного бассейна, групп здоровья, занятия каким-либо видом массового спорта.
С пользой для своего здоровья обязательно должны проводиться выходные дни и время трудового отпуска. Работа на дачном участке, туристические походы, рыбная ловля, сбор грибов и ягод - вот не полный перечень рационального использования своего свободного времени.
Профессиональная деятельность учителя (исключая учителей физкультуры и трудового обучения) не дает больших возможностей для проявления физической активности. Но могут быть использованы "малые формы" и "незаметная гимнастика" во время урока, физическая активность во время перемены.
Преподавателю необходимо планомерно осуществлять гигиенические и профилактические меры, направленные на то, чтобы избежать патологии позвоночника и венозных сосудов. Подобные меры должны включать: 1) оптимизацию статической рабочей позы при сидении и в положении стоя; 2) разгрузку мышц спины и шеи, позвоночников в ходе урока, во время перемены и после окончания рабочего дня; 3) укрепление мышечного каркаса позвоночника; 4) освоение техники самомассажа спины и шеи; 5) правильное поднятие тяжести [3, 4, 6].
Приложение 1
АНКЕТА Для изучения здоровья педагога
1. Общие вопросы
1.1. Пол : М, Ж (подчеркнуть)
1.2. Возраст (лет)
1.3. Должность
1.4. Стаж преподавательский работы (лет)
1.5. Количество учебных часов в год
1.6. Процент голосо-речевой нагрузки (от общего количества учебных часов)
2. Признаки изменения голосо-речевого аппарата (вне зависимости от простудных заболеваний), (подчеркните имеющиеся симптомы)
2.1. Охриплость голоса,
2.2. Глухость голоса,
2.3. Отсутствие звучного голоса,
2.4. Быстрая утомляемость голоса,
2.5. Сухость, першение в горле,
2.6. Чувство заложенности горла,
2.7. Саднение, першение, щекотание, жжение в горле,
2.8. Ощущение комка в горле или "стягивающего воротничка" в области шеи,
2.9. Желание откашляться, "прочистить горло";
2.10. Кашель сухой без мокроты,
2.11. Кашель с вязкой мокротой;
2.12. Кашель по утрам;
2.13. Простудные заболевания: 1; 2; 3 раза в год; более 3 раз в году; в какие месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август).
3. Нервная система (подчеркните имеющиеся симптомы)
3.1. Быстрая утомляемость;
3.2. Головные боли;
3.3. Головокружение;
3.4. Раздражительность;
3.5. Плохой сон.
4. Сердечно-сосудистая система (подчеркните имеющиеся симптомы)
4.1. Боли в области сердца;
4.2. Одышка при подъеме на третий этаж;
4.3. Приступы сердцебиения;
4.4. Отеки и боли в ногах;
4.5. Повышенное артериальное давление;
4.6. Пониженное артериальное давление;
4.7. Колебания артериального давления.
5. Состояние желудка и кишечника
5.1. Боли в желудке;
5.2. Чувство тяжести в желудке;
5.3. Изжога;
5.4. Вздутие живота;
5.5. Тошнота.
6. Опорно-двигательный аппарат
6.1. Боли в спине;
6.2. Боли в коленных, тазобедренных суставах, суставах стоп;
6.3. Боли в суставах рук.
Дата заполнения Место работы
Литература
1. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р 2.2.0.-98. -Руководство. Официальное издание МЗ России. - М., 1998. - 102 с.
2. Зайцев Д. К. Здоровье школьников и учителей. - СПб., 1995. - 116 с.
3. Калинин М. А. Гигиена труда учителя: Учеб. пос. - Архангельск: Изд-во Приморского педунивер-ситета, 1993. - 102 с.
4. Лободин В. Т., Лавренова Г. В., Лободина С. В. Как сохранить здоровье педагога: Метод. пособие. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2005. - 136 с.
5. Материалы семинар-тренинга "Психология здоровья учителя". Ф)
6. Шевцова И. Л. "Здоровье педагога". - М., 2003 г. - 214 с.