ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ В СИСТЕМЕ ПОСТАВОК УГЛЕВОДОРОДОВ
Ирина Викторовна Проворная
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, аспирант г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева 17, 630090, рабочий телефон: (383)333-28-14, e-mail: [email protected]
Рассмотрена роль транспортной инфраструктуры в энергетической кооперации России и АТР, исследован уровень развития систем трубопроводного транспорта в мире и Тихоокеанских странах, проанализированы возможности интеграции систем трубопроводного транспорта Востока России и стран Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: трубопроводный транспорт, углеводороды, Восток России, рынок Тихоокеанского региона.
PIPELINE TRANSPORTATION OF RUSSIA IN SYSTEM OF TRANSPORT HYDROCARBONS
Irina V. Provornaya
Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS, graduate student, (IEIE SB RAS)17, Ac. Lavrentieva ave., 630090, Novosibirsk, Russian Federation, tel: (383)333-28-14, e-mail: [email protected]
The role of transport infrastructure in the energy cooperation between Russia and the Asia-Pacific region examined, the level of development of pipeline transportation systems in the world and Pacific countries investigated, the possibility of integration of pipeline transport in East of Russia and the Pacific region analyzed.
Key worlds: pipeline transport, hydrocarbons, East Russia, Pacific market.
Трубопроводный транспорт углеводородов играет существенную роль в развитии глобальной системы энергообеспечения, обеспечивает значительную долю российского экспорта энергоносителей. В настоящее время одна из наиболее приоритетных задач социально-экономического развития Востока страны и усиления экономических и геополитических позиций России в мире -крупномасштабный выход и закрепление на рынках Тихоокеанского региона, включая энергоносители.
Россия играет ключевую роль в современном состоянии и основных показателях перспективного развития Тихоокеанского клуба. Однако при высокой степени вовлеченности большинства отраслей топливно -энергетического комплекса России в мирохозяйственные связи и относительной территориальной близости ресурсных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока к АТР, поставки энергоносителей и продукции их глубокой переработки на крупнейший в мире Тихоокеанский рынок пока не играют значительной роли в России.
Причины ограниченности поставок - отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, низкая освоенность ресурсного потенциала и неурегулированность ряда институциональных (законодательных, организационных, инвестиционных, ценовых), а также технологических вопросов. Для решения задач ускоренного подъема Восточной Сибири и Дальнего Востока одним из главных аспектов является развитие транспортной инфраструктуры этих регионов. В настоящее время состояние транспортной инфраструктуры сдерживает дальнейшее развитие торгово-экономических связей со странами Тихоокеанского региона.
В мировой региональной структуре протяжённость трубопроводов по перекачке углеводородов крайне неравномерна. Так, на Северную Америку приходится около 56 % всех мировых трубопроводов, в то время как на Россию- 10 % , АТР - 8 %, Южную Америку (страны тихоокеанского побережья) - 2 % (табл. 1). Суммарная протяженность магистральных нефте-, продукто- и газопроводов Тихоокеанского клуба (России и стран Тихоокеанского региона - Азиатско-Тихоокеанский регион, Северная и Южная Америка (страны, имеющие выход к Тихоокеанскому побережью)) составляет около 1,8 млн км - более 75 % от общем мирового показателя.
Протяженность нефтепроводов в мире составляет около 639 тыс. км, где на Северную Америку приходится около 59 %, на Россию - 8 %, на АТР - 7 %, на Южную Америку (тихоокеанское побережье) - 3 % (табл. 1). Суммарная протяженность нефтепроводной системы в России и странах Тихоокеанского региона составляет около 492 тыс. км - 77 % от мирового показателя.
Учитывая географическую специфику (островное положение, распространение горных массивов и д.р.), уровень экономического развития, наличие ресурсно-сырьевой базы жидких углеводородов ряд стран Тихоокеанского региона не имеют собственной магистральной инфраструктуры по транспортировке жидких углеводородов -Япония, Таиланд, Сингапур, Бангладеш, Монголия.
В настоящее время в России и странах Тихоокеанского региона протяженность системы по транспортировке продуктов переработки нефти составляет около 85 % (327 тыс. км)от общемирового показателя (385 тыс. км). В региональной структуре на Северную Америку приходится около 70 % от мирового показателя, на Россию - всего 5 %, на страны АТР - 7 %, на Южную Америку (тихоокеанское побережье) - около 3 %.
В ряде стран Тихоокеанского региона не существует трубопроводной сети по транспортировке нефтепродуктов: Японии, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Вьетнаме, Бангладеш, Филиппинах, Северная Корее, Монголии, Мьянме, Брунее, Панаме. Здесь широко используются альтернативные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной), кроме того, в ряде стран с островным положением основная плотность населения расположена в прибрежных районах, куда нефтепродукты доставляют морским транспортом.
Таблица 1. Протяженность магистрального трубопроводного транспорта углеводородов в России и странах Тихоокеанского региона
Страна Нефтепровод Газопровод Продуктопровод Всего
тыс. км % тыс. км % тыс. км % тыс. км %
Россия 50,7 10,3 159,6 16,9 19,1 5,8 229,4 13
АТР 47 9,5 126,5 13,4 28,5 8,7 202 11,4
Китай 21,3 4,3 39 4,1 1О,9 3,3 71,2 4
Индия 7,6 1,5 11,8 1,2 11 3,4 3О,4 1,7
Япония О О 2,5 О,3 О О 2,5 О,1
Южная Корея О О 2,5 О,3 1,3 О,4 3,8 О,2
Индонезия 7,7 1,6 9,2 1 2,2 О,7 19 1,1
Австралия 4,9 1 31,3 3,3 1,5 О,5 37,7 2,1
Таиланд О О 3,7 О,4 О О 3,7 О,2
Сингапур О О О,1 О О О О,1 О
Малайзия 1,9 О,4 5,7 О,6 О О 7,6 О,4
Пакистан 2 О,4 1О,4 1,1 О,8 О,2 13,2 О,7
Вьетнам О О О,8 О,1 О О О,8 О
Бангладеш О О 2,6 О,3 О О 2,6 О,1
Филиппины О,1 О О,6 О,1 О,1 О О,8 О
Северная Корея О,2 О О О О О О,2 О
Новая Зеландия О,3 О,1 3,4 О,4 О,7 О,2 4,4 О,2
Монголия О О О О О О О О
Мьянма О,6 О,1 2,2 О,2 О О 2,8 О,2
Бруней О,5 О,1 О,7 О,1 О О 1,1 О,1
Северная Америка 376,8 76,5 646,4 68,3 269,9 82,4 1293 73,2
США 325 66 548,7 58 244,6 74,7 1118,3 63,3
Канада 23,6 4,8 75 7,9 16,9 5,2 115,5 6,5
Мексика 28,2 5,7 22,7 2,4 8,4 2,6 59,3 3,4
Центральная и Южная Америка 17,9 3,6 13,8 1,5 10,1 3,1 41,7 2,4
Венесуэла* 7,5 1,5 5,4 О,6 2,5 О,8 15,3 О,9
Колумбия 6,1 1,2 4,6 О,5 3,4 1 14 О,8
Чили 1 О,2 2,7 О,3 1,3 О,4 5 О,3
Перу 1,8 О,4 1,1 О,1 1,2 О,4 4,1 О,2
Эквадор 1,4 О,3 О,О8 О 1,7 О,5 3,2 О,2
Панама О,1 О О О О О О,1 О
Всего 492,3 1GG 94б,2 1GG 327,б 1GG 17бб,1 1GG
Мир, итого б38,7 1297 385 2321
Доля АТРАМ, % 77 73 85 7б
Источники: USA - World F "actbook // Central Inte ligence Agency, 2О11; USA. Country
Information // U. S. Department of State Information Sheet, 2011; U.S. Energy Information Administration / Annual Energy Review. - 2009. - 19 р.
* Венесуэла не имеет непосредственного выхода к Тихоокеанскому побережью, но инфраструктурно и экономически тесно связана со странами региона.
Суммарная протяженность газопроводной сети в мире составляет около 946 тыс. км, из которых около 73 % приходится на Россию и страны Тихоокеанского региона. В региональной структуре доля стран Северной Америки по протяженности газопроводов составляет около 50 % от мирового
показателя, России - около 12 %, стран АТР - около 10 %, стран Южной Америки (тихоокеанское побережье) - около 1 %.
Газопроводы являются более распространенным и развитым видом трубопроводного транспорта по сравнению с нефте- и продуктопроводами. Только небольшое количество стран не используют сетевой природный газ в топливно-энергетическом балансе в силу своего низкого развития и отсутствия запасов этого полезного ископаемого - Северная Корея, Монголия, Панама.
В настоящее время протяженность газопроводной инфраструктуры почти в два раза превышает протяженность трубопроводов по прокачке жидких углеводородов. Это объясняется тем, что у природного газа практически нет альтернативных способов поставок, в отличие от нефти и нефтепродуктов. Кроме того, учитывая экологичность и технологичность использования, а также развитую ресурсную базу, природный газ является приоритетным видом топлива, доля которого в топливно-энергетическом балансе мира и стран Тихоокеанского региона существенно увеличивается. Этот процесс вызывает потребность в сооружении новой газопроводной инфраструктуры.
Взаимодополняемые экономики России и стран Тихоокеанского региона имеют значительные перспективы сотрудничества. Важно, чтобы при развитии такой кооперации были обеспечены условия социально-экономического развития российских ресурсных и транзитных территорий, реализованы экономические и геополитические интересы России. Перспективный образ экономической системы Восточной Сибири и Дальнего Востока связывается с новой концептуальной версией развития региона, включающей, институционально объединяющей и обеспечивающей взаимосвязанную реализацию разработок правительственных, научных и предпринимательских структур на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу (территориальных и отраслевых стратегий, государственных программ, корпоративных бизнес-планов). Она заключается в широкомасштабном использовании для модернизации экономической системы региона ресурсов, полученных за счет резкого увеличения экспорта энергетических ресурсов и транспортных услуг. Это становится реализуемым на основе формирования эффективной инфраструктуры, включающей создание магистральных коридоров для поставок в АТР российской продукции и осуществления крупномасштабного международного транзита.
Трубопроводный транспорт Тихоокеанского клуба состоит из четырех крупных в различной степени внутренне взаимосвязанных систем- СНГ, включая Россию, АТР, Северной Америки и Южной Америки. Нефте- и газопроводы России, США, Канады в высокой степени интегрированы в международные энергетические системы, тогда как в АТР и Южной Америке функционируют в основном национальные и локальные инфраструктурные комплексы. В работе рассматриваются внешние по отношении к России системы трубопроводного транспорта (АТР, Северная Америка, Южная Америка) для выработки стратегии РФ на соответствующих рынках трубопроводных поставок.
Нефте- и газопроводы России, США, Канады в высокой степени интегрированы в международные энергетические системы, тогда как в АТР и Южной Америке функционируют в основном национальные и локальные инфраструктурные комплексы. В то же время нефтепроводная система Северной Америки и России, в целом уже в значительной степени сформирована, в то время как в странах АТР происходит интенсивное ее развитие.
Со странами АТР Россия имеет общую границу с Монголией и Китаем. В настоящее время Монголия не имеет трубопроводного транспорта, что связано с незначительным потреблением энергоносителей, отсутствием собственной ресурсно-сырьевой базы углеводородов, относительно низким экономическим развитием страны.
Интенсивное развитие нефте-газопроводной инфраструктуры в Китае позволит существенно расширить сотрудничество с Россией в области поставок углеводородов. Интегрировать российскую и китайскую газопроводные системы возможно в западном направлении (газопровод «Алтай») и восточном направлении (газопровод из Восточной Сибири и Дальнего Востока).
В Северной Америке крупнейшим региональным рынком углеводородов с развитой системой трубопроводного транспорта является США. Нефтепроводная система Соединённых Штатов Америки значительное развитие получила на восточном, юго-восточном побережье и в центральных регионах страны, в особенности на границе Канады и Среднего Запада США. В связи с этим относительно гарантированные возможности сбыта российской нефти могут быть востребованы на Атлантическом побережье США, где наибольшее распространение получили терминалы по приему, переработки и транспорту нефти. Тихоокеанское побережье США имеет относительно не развитую систему трубопроводного транспорта, которая слабо интегрирована в общую систему нефтепроводов. Это связано с относительно низким уровнем спроса на энергоносители, возможностью собственного самообеспечения (месторождения Калифорнии и Аляски). В связи со снижением добычи нефти на шельфе Тихоокеанского побережья США будет усиливаться нефтепроводная интеграция с системой трубопроводных поставок нефти из Канады, прежде всего, за счет разработки битуменозных песчаников.
Газопроводная система США получила значительное развитие на всей территории страны. Однако на внешние поставки сжиженного природного газа, которые после регазификации будут направляться в газопроводную систему штатов, могут осуществляться только на Атлантическое побережье, где функционируют терминалы по регазификации СПГ. На Тихоокеанском побережье газопроводная система ориентирована на транспорт собственного газа, а также на поставки его из Канады.
В Южной Америки трубопроводный транспорт получил широкое распространение в значительной степени на севере континента (Венесуэла, Колумбия), где сосредоточены основная часть добычи нефти и газа в регионе. Однако ближайшее время этот регион не рассматривается в качестве возможного рынка сбыта российских энергоресурсов.
1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра / В.И. Курилов, И.И. Меламед, Е.А. Терентьева, А.Л. Абрамов, А.Л. Лукин. - Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2010. - 568 с.
2. Коржубаев А.Г. О стратегии взаимодействия России со странами АТР в нефтегазовой сфере // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. - № 2. - С. 64-78.
3. Коржубаев А.Г., Суслов В.И Стратегия развития инфраструктуры транспорта нефти, нефтепродуктов и газа // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2009. - № 1. - С. 69-82.
4. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Газовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегия России в вопросе поставок // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом - 2008. - № 1. - С. 38-50.
5. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Рынок нефти: США и Россия // Нефтегазовая вертикаль. - 2004. - № 15. - С. 31-37.
6. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Ожерельева И.В. Стержень стратегического развития России // Бурение и нефть. - 2010. - № 3. - С. 3-9.
© И.В. Проворная, 2012