Научная статья на тему 'Современные тенденции развития мировой энергетики и роль магистрального трубопроводного транспорта России'

Современные тенденции развития мировой энергетики и роль магистрального трубопроводного транспорта России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1696
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ / ENERGY SECURITY / TRUNK PIPELINE TRANSPORTATION / SHALE GAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмыков Алексей Степанович

В статье дается характеристика современного состояния магистрального трубопроводного транспорта России. Показаны современные тенденции развития мировой энергетики на примере сланцевой революции. Предложены пути дальнейшего развития магистрального трубопроводного транспорта и российской экономики в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends of world energy industry development and the role of the trunk pipeline transportation of Russia

The article gives characteristics of the current state of the trunk pipeline transport of Russia. The modern trends of world energy industry development have been shown on the example of the shale gas revolution. The ways of further development of the trunk pipeline transportation and the Russian economy under the new conditions have been proposed.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития мировой энергетики и роль магистрального трубопроводного транспорта России»

12. Горский Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально'-политический журнал.

- 1994. - №4. - С. 195-200.

13. Ковалев А.Д. Теории модернизации // Современная западная социология: словарь. - М.: ИПЛ, 1990. - С. 193196.

14. История Тувы. - Новосибирск: Наука, 2007. -С. 198-207.

Фельдман Владимир Романович, кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: tgu@tuvsu.ru.

Feldman Vladimir Romanovich, candidate of political sciences, associate professor, head of the department of philosophy, Tuva State University, Kyzyl, e-mail: tgu@tuvsu.ru.

УДК 32.001 (470) © А.С. Калмыков

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И РОЛЬ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

В статье дается характеристика современного состояния магистрального трубопроводного транспорта России. Показаны современные тенденции развития мировой энергетики на примере сланцевой революции. Предложены пути дальнейшего развития магистрального трубопроводного транспорта и российской экономики в новых условиях.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, магистральный трубопроводный транспорт, сланцевый

газ.

A.S. Kalmykov

MODERN TRENDS OF WORLD ENERGY INDUSTRY DEVELOPMENT AND THE ROLE OF THE TRUNK PIPELINE TRANSPORTATION OF RUSSIA

The article gives characteristics of the current state of the trunk pipeline transport of Russia. The modern trends of world energy industry development have been shown on the example of the shale gas revolution. The ways of further development of the trunk pipeline transportation and the Russian economy under the new conditions have been proposed.

Keywords: energy security, trunk pipeline transportation, shale gas.

Для Российской Федерации вопросы энергетической безопасности традиционно являются приоритетными. Страна занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвуя в торговле и международном сотрудничестве в этой сфере. Особенно значимы позиции государства на рынке углеводородов. Россия сегодня занимает 7-е место в мире (6%) по запасам нефти и 1-е место по запасам газа (24% традиционных мировых запасов) [1]. Во многом это обусловлено наличием уникальных месторождений и широких возможностей по транспортировке и транзиту нефти и газа за рубеж. В сложившейся структуре российской экономики топливно-энергетический комплекс продолжает вносить значительный вклад в формирование бюджета страны, обеспечивая более 10% валового внутреннего продукта (ВВП) и около 50% доходов федерального бюджета [2].

За исторически короткий период времени в России была создана уникальная по протяженности, производительности и сложности система для транспортировки природного газа, нефти и

нефтепродуктов, являющейся одной из самых крупных инженерных сооружений XX в. Трубопроводный транспорт углеводородов берет свое начало в 1878 г., когда был построен первый трубопровод Балахны - Черный город (Нижегородская область) длиной около 9 км, диаметром 76 мм и пропускной способностью 1,3 тыс. т нефти в сутки.

Необходимо отметить, что нефть и газ всегда были важной частью бартерного обмена в рамках социалистического блока и служили для СССР экономическим рычагом, с помощью которого она поддерживала в нем единство. Кроме того, углеводороды являлись для советского государства основным источником твердой валюты и средством извлечения геополитических выгод в его отношениях с внешним миром1. Поскольку многие месторождения углеводородов были расположены в отдаленных районах стра-

*В данном случае, по мнению автора, нельзя не согласиться с известным высказыванием У. Черчилля о том, что «безопасность и надежность поставок нефти обеспечиваются разнообразием их источников».

14/2013

ны, крайне важную роль в транспортировке нефти и газа всегда играли трубопроводы. Строительство обширной сети трубопроводов многие считали крупнейшим достижением советской нефтегазовой промышленности. Эти трубопроводы предназначались в первую очередь для транспортировки продукции по территории Советского Союза и в страны Восточной Европы и лишь во вторую - для экспортных поставок в западные страны. Первый крупный советский магистральный газопровод Саратов -Москва протяженностью 800 км диаметром 325 мм был сдан в эксплуатацию в 1946 г. В итоге в наследство нынешней России досталось 46 тыс. км нефтепроводов, 15 тыс. км нефтепро-дуктопроводов и 152 тыс. км газопроводов, причем почти все они, как и прежде, находятся в собственности государства или им контролируются [3].

Доля магистрального трубопроводного транспорта1 (далее МТТ) в транспортной системе современной России значительна, что объясняется ориентированностью на экспорт нефте- и газодобывающей отрасли. Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа по-прежнему находятся в отдаленных от конечных потребителей (в том числе зарубежных) районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта велико как средство доставки энергоресурсов. В этих условиях строительство новых трубопроводов представляется объективно необходимым. В настоящее время вектор развития российского МТТ приобрел также и восточное направление, так, например, крупнейший в стране нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) построен для транспортировки нефти через российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

В современных условиях газовая и нефтяная отрасли остаются базовыми для экономики государства, они в значительной мере определяют экономический и политический суверенитет России, решение социальных проблем населения. Кроме того, МТТ обеспечивает жизненно важные для государства валютные поступления, является инструментом влияния на внешнеэкономическую деятельность страны, взаимоотношения с государствами-транзитерами, будучи,

'Магистральный трубопроводный транспорт - вид транспорта, предназначенный для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий продукции по специальным трубопроводам. Магистральный трубопроводный транспорт состоит из технологически, организационно и экономически независимых систем магистрального трубопроводного транспорта, магистральных трубопроводов [5].

таким образом, одним из факторов, определяющим геополитику государства [4].

Давая общую характеристику МТТ России, из наиболее крупных действующих систем МТТ необходимо выделить следующие:

«Дружба» - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е гг. для транспортировки нефти. Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России). По нефтепроводу в страны «дальнего зарубежья» ежегодно экспортируется 66,5 млн т, в том числе по северной ветке - 49,8 млн т.

Балтийская трубопроводная система (БТС) -система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и УралоПоволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода -74 млн т нефти в год. Целями строительства было повышение мощности сети экспортных нефтепроводов, снижение издержек на экспорт нефти, а также необходимость снижения рисков транзита нефти через другие государства.

Кроме уже имеющихся магистральных трубопроводов в настоящее время активно ведется строительство новых трубопроводов, в том числе в рамках межгосударственных договоров. Так, среди наиболее крупных реализованных проектов в последнее время имеет смысл отметить следующее:

Нефтепроводная система «Восточная Сибирь

- Тихий океан» (ВСТО), построенная для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти» и создает единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Магистральный газопровод «Северный поток» («Nord Stream») через Балтийское море соединит двумя и более ветками Россию и Евросоюз. По нему будет транспортироваться природный газ. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие европейские страны. «Северный поток» соединяет балтийское побережье России под

Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда1.

Проект магистрального газопровода «Южный поток» должен связать Россию со странами Центральной и Южной Европы. В проекте участвуют Россия, Италия, Франция и Германия. Газопровод пройдет по дну Черного моря из Новороссийска до города Варны (Болгария) и далее до конечных потребителей в Европе. Строительство началось в 2012 г., планируемое окончание

- 2015 г.

Перечисленные выше магистральные трубопроводные системы как уже функционирующие, так и проектируемые являются инфраструктурами для транспортировки российских углеводородных ресурсов внутри страны и экспорта нефти и газа за рубеж, причем второе направление приоритетное.

Как известно, с развитием промышленности и ростом населения потребность в энергоносителях в мире постоянно растет2, поэтому открытие новых источников энергетических ресурсов является для человечества естественной потребностью и однозначной необходимостью. Разрабатывать традиционные источники энергии становится все сложнее, а цены остаются высокими. В последнее время во многих энергозависимых странах активно развиваются технологии-заменители по производству возобновляемого топлива, такие как атомная энергетика, ветро- и солнечная энергетика и др.

Однако ни одна из имеющихся технологий производства возобновляемого топлива не может даже потенциально заменить ископаемые энергоресурсы, эта тенденция определяет структуру и тенденцию развития мирового энергетического рынка, а развитие научных технологий на сегодняшний день не предполагает качественного скачка в разработке новых источников энергосырья.

Очевидно, что самоорганизация рыночного механизма подразумевает появление товаров-заменителей (желательно возобновляемых), которые будут оказывать существенное влияние на структуру мирового энергетического рынка, но

1 Согласно проекту «Северный поток» планируется доставлять до 55 млрд кубических метров газа в год. Протяженность газопровода составит около 1200 км (самый длинный подводный маршрут экспорта газа в мире). Первая нитка газопровода введена в эксплуатацию 8 ноября 2011 г., вторая

- 18 апреля 2012 г.

2

2По оценкам Международного энергетического агентства, за последние 10 лет энергопотребление в мире увеличилось на 11%. За тридцать лет (с 1971 по 2000 г.) оно выросло почти на 84% - с 5 до 9,95 млрд т нефтяного эквивалента.

В течение следующих 25 лет потребление возрастет еще примерно на 65%, с темпом роста примерно 1,7% в год.

не приведут к его качественному изменению из-за достаточно низкой эффективности потенциала всех современных возобновляемых технологий [6]. Одним из таких энергоисточников, имеющим на сегодняшний день исключительные качества товара-заменителя, является сланцевый газ.

Сланцевый газ - это разновидность природного газа, хранящегося в виде небольших газовых образований, коллекторов, в толще сланцевого слоя осадочной породы Земли. Запасы отдельных газовых коллекторов невелики, но они огромны в совокупности и требуют специальных технологий добычи. По своим физическим свойствам очищенный сланцевый газ принципиально ничем не отличается от традиционного природного газа. Однако технология его добычи и очистки подразумевает большие по сравнению с традиционным газом затраты. Сланцевые залежи встречаются на всех континентах, таким образом, практически любая энергозависимая страна потенциально может себя обеспечить необходимым энергоресурсом.

Этот энергоресурс в последнее время вызывает повышенный интерес мировой общественности по причине совмещения в себе качеств ископаемого топлива и потенциально возобновляемого источника. Так называемая «сланцевая революция» («сланцевый бум»), иными словами рост глобального производства сланцевого газа, может привести к глубоким изменениям энергетического равновесия в мире. Использование запасов сланцевого газа способно помочь некоторым странам достичь энергетической независимости, сократив или вовсе прекратив импорт природного газа, или даже стать экспортерами углеводородного сырья. На сегодняшний день природный газ можно отнести наиболее перспективным видам ископаемого топлива в рамках мирового энергообеспечения, так как предполагает самый низкий выброс углекислоты в атмосферу, которая является причиной парникового эффекта, и успешно заменяет уголь, имеющим выброс СО2 на 50% больше. В условиях мировой тенденции по сокращению выбросов СО2 крупные транснациональные промышленные корпорации попадают все в большую зависимость от газа.

В то же время необходимо упомянуть и о менее оптимистичных прогнозах некоторых экспертов, касающихся развития сланцевого газа. Это обусловлено, прежде всего, двумя аспектами: экономическим и экологическим. Первый заключается в высокой реальной себестоимости добываемого сланцевого газа, большей, чем при добыче обычного природного газа. Второй - в

14/2013

губительных последствиях для экологии в результате применения технологии гидроразрыва пласта (путем закачивания в скважину под давлением десятков тысяч кубометров воды, песка и химикатов) во время добычи сланцевого газа. В результате разрыва пласта газ по трещинам поступает в скважину и далее на поверхность. Действие применяемых химикатов может вызывать широкий спектр малопрогнозируемых негативных последствий для окружающей среды.

В настоящее время крупнейшим разработчиком месторождений сланцевого газа в мире являются США. Масштабное промышленное производство сланцевого газа было начато в Америке не так давно, в начале 2000-х гг. В результате стремительных темпов роста данной отрасли в 2010 г. США вытеснили Россию с первого места в мире по добыче голубого топлива и, как считают в Международном энергетическом агентстве, к 2020 г. могут стать ее крупнейшим мировым экспортером. По официальным данным, в 2013 г. США станут крупнейшим в мире производителем углеводородов (нефти и газа), оставив позади Россию и Саудовскую Аравию. Американское руководство подтвердило это в появившемся в начале октября 2013 г. официальном сообщении, в котором говорилось о том, что добыча нефти и газа в стране за 2013 г. составит почти 25 млн баррелей нефтяного эквивалента в день против 22 млн в России и 13 млн в Саудовской Аравии.

Добыча сланцевого газа в США уже оказала негативное влияние на экономическое положение российских газодобывающих компаний и в первую очередь на ОАО «Газпром». В 2012 г. было заморожено освоение Штокмановского месторождения, под вопросом освоение Сахалинского шельфа, поскольку добытый газ предполагалось поставлять в США. Мировой рынок

- единое целое и увеличение предложения газа в одном регионе закономерно привело к снижению мировых цен на газ. В результате снижения цен «Газпром» недосчитался значительной части прибыли, а вместе с ним и федеральный бюджет в виде налоговых поступлений.

Китай в ближайшее время также намерен разрабатывать свои месторождения сланцевого газа. Эта страна занимает первое место в мире по запасам данного сырья. Успешная реализация этого проекта позволит Китаю значительно сократить зависимость от импорта газа и заставит существенно скорректировать масштабные планы России по внедрению на перспективный китайский энергетический рынок. По оценкам некоторых экспертов, с учетом того, что в последние годы рост мирового спроса на энергоресур-

сы во многом стимулировался Китаем, именно разработка китайских сланцевых месторождений станет одним из основных факторов, который остановит или замедлит рост мировых цен на энергоносители [7]. В настоящее время, в частности, китайская энергетическая и химическая компания China Petroleum and Chemical Corporation (Sinopec) активно разрабатывает месторождения сланцевого газа на западе Канады.

Свои планы по добыче сланцевого газа также уже озвучили Польша и Украина, по территориям которых проходят маршруты российских магистральных нефте- и газопроводов в Восточную и Западную Европу.

Вопросы, касающиеся перспектив развития сланцевого газа в указанных выше регионах, по нашему мнению, еще предстоит изучать отдельно. Фактор «сланцевого бума» уже сегодня меняет весь облик энергетической отрасли, создавая новые сложности для мировых газодобывающих компаний с точки зрения конкуренции. Имеющиеся в настоящее время факты говорят о реальном влиянии сланцевого газа на экономическую и политическую ситуацию в России. Недостаточные инвестиции и отсутствие современных технологий мешают нашей стране в ближайшем будущем принять участие в разработках сланцевого газа, сводя на нет возможность увеличения объемов производства.

Новые виды энергии, такие как сланцевый газ, будут появляться в мире постоянно. Такова реальность современной глобальной экономики. В этих условиях России уже вынуждена корректировать свои планы по развитию магистрального трубопроводного транспорта, поскольку некоторые из таких экспортных проектов в новых условиях становятся экономически неэффективными, а порой и бесперспективными.

В связи с этим наиболее оптимальным вариантом дальнейшего развития МТТ могло бы быть переориентирование трубопроводной системы на внутренний рынок России, на конечных потребителей внутри страны. Современная экономическая ситуация приводит к тому, что Россия постепенно должна отходить от сырьевой модели экономики, но для инновационного развития страны нужны значительные энергетические ресурсы, которыми Россия в сущности обладает. Однако для перехода на новую модель социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективу нужны современные представления об энергетических ресурсах как локомотиве динамичного развития экономики России.

Литература

1. За теплом - в Арктику (Н. Патрушев: потребности страны в энергоресурсах обеспечены на десятки лет вперед) // Российская газета. - 2011. - №5 (5381). - 14 янв.

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный источник]. - ЦКЪ: http://www.info.mmfm/fbdohod.php (дата обращения 21.09.2013).

3. Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития. - М.: Экономика, 2006. - С. 293- 294.

4. Кузьмин Э.Л., Каграманов А.К. Глобальная энергетическая безопасность и трубопроводный транспорт. Политико-правовой аспект. - М.: Научная книга, 2009. - С.256; Тарлинский В. Трубопроводы - инструмент геополитики? -М.: МИК, 2009. - С. 409.; Симонов К. Трубопровод - понятие политическое // Международная жизнь: нефть России в XXI веке. - 2010. - Спец. вып. - С. 160.; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его гео-

стратегические императивы. - М.: Международные отношения, 2005. - С. 163-178.

5. Проект №99045329-2 ФЗ «О магистральном трубо-

проводном транспорте» (во втором чтении) / Официальный сайт Г осударственной Думы Российской Федерации [Электронный источник]. - URL: http://www.duma.

gov.ru/.

6. [Электронный источник]. - URL: http://

www.pronedra.ru/gas/2011/12/23/slancevyj-gaz (дата обращения 12.10.2013).

7. [Электронный источник]. - URL: http://dw.de/p/ 197qL (дата обращения 02.09.2013).

Калмыков Алексей Степанович, эксперт Фонда содействия развитию правовых технологий XXI века, г. Москва, e-mail: aaddrryy2@gmail.com.

Kalmykov Alexey Stepanovich, expert, Fund for Assistance to Development of Legal Technologies of the XXI century, Moscow, e-mail: aaddrryy2@gmail.com.

УДК 32.001 (470) © А.С. Калмыков

ИСТОЧНИКИ ВНЕШНИХ УГРОЗ ОБЪЕКТАМ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

В статье автором выделяются основные факторы, которые необходимо учитывать при характеристике внешних угроз объектам магистрального трубопроводного транспорта России на современном этапе. Рассматриваются основные источники внешних угроз этим объектам. Иллюстрируется опыт правоохранительных органов России по противодействию внешним угрозам.

Ключевые слова: магистральный трубопроводный транспорт, топливно-энергетический комплекс, обеспечение безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, внешние угрозы безопасности объектам магистрального трубопроводного транспорта.

A.S. Kalmykov

THE SOURCES OF EXTERNAL THREATS TO THE OBJECTS OF THE TRUNK PIPELINE

TRANSPORTATION OF RUSSIA

In the article the author highlights the main factors to consider while characterizing external threats to the objects of the trunk pipeline transportation of Russia at present stage. The main sources of the external threats to these objects are considered. The experience of Russia's law enforcement authorities to counteract the external threats has been provided.

Keywords: trunk pipeline transportation, fuel and energy complex, ensuring the safety of the objects of trunk pipeline transport, external threats to the safety of the objects of trunk pipeline transport.

В современных условиях развития мировой экономики одной из наиболее важных проблем является вопрос распределения энергоресурсов. Особую роль приобретает взаимосвязь между этими ресурсами и международными отношениями. Борьба за доступ к надежным источникам сырья и энергии, а также проблема их ценообразования становится главной причиной конфликта между добывающими и потребляющими странами. Указанные факторы представляют собой внешние угрозы, оказывающие непосредственное влияние на происходящие в российском топливно-энергетическом комплексе процессы.

Россия уже сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на внешние рынки топливно-энергетических ресурсов. Стабильные отношения с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование устойчивых отношений на новых энергетических рынках соответствуют ее национальным интересам [1]. Магистральный трубопроводный транспорт1 (далее МТТ) угле-

1Магистральный трубопроводный транспорт - вид транспорта, предназначенный для транспортировки подготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.