Научная статья на тему 'Роль транспортной инфраструктуры в энергетической кооперации России и АТРАМ'

Роль транспортной инфраструктуры в энергетической кооперации России и АТРАМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
542
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ / ПОСТАВКИ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ / НЕФТЕПРОВОДЫ / ГАЗОПРОВОДЫ / ПРОДУКТОПРОВОДЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эдер Леонтий Викторович, Проворная Ирина Викторовна

Рассматриваются системы транспорта углеводородов (нефте-, газо- и продуктопроводы) в России и странах АТРАМ. Проанализированы состояние и региональные структуры трубопроводных систем. Проведено сопоставление систем трубопроводов России и других стран АТРАМ и рассмотрены возможности взаимовыгодного сотрудничества в их обеспечении углеводородными энергоресурсами на основе развития транспортных инфраструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Эдер Леонтий Викторович, Проворная Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль транспортной инфраструктуры в энергетической кооперации России и АТРАМ»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

УДК 621.64 ББК 65.376

Л.В. ЭДЕР, И.В. ПРОВОРНАЯ

Роль транспортной инфраструктуры в энергетической кооперации России и АТРАМ1

Рассматриваются системы транспорта углеводородов (нефте-, газо-и продуктопроводы) в России и странах АТРАМ. Проанализированы состояние и региональные структуры трубопроводных систем. Проведено сопоставление систем трубопроводов России и других стран АТРАМ и рассмотрены возможности взаимовыгодного сотрудничества в их обеспечении углеводородными энергоресурсами на основе развития транспортных инфраструктур.

Ключевые слова: система энергообеспечения, поставки энергоносителей, нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы.

Трубопроводный транспорт углеводородов играет существенную роль в развитии глобальной системы энергообеспечения, обеспечивает значительную долю российского экспорта энергоносителей. В настоящее время одна из наиболее приоритетных задач социально-экономического развития Востока страны и усиления экономических и геополитических позиций России в мире — крупномасштабный выход и закрепление на энергетических рынках Тихоокеанского региона и Восточной Евразии.

1 АТРАМ — региональный блок, включающий страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Россию, Тихоокеанские страны Северной и Южной Америки (англ. APRAM — Asia Pacific, Russia, America).

ЭДЕР Леонтий Викторович — кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, руководитель специализации «Экономика и управление в энергетическом секторе» Новосибирского государственного университета, г. Новосибирск,

ПРОВОРНАЯ Ирина Викторовна — научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, старший преподаватель Новосибирского государственного университета, г. Новосибирск,

Природные ресурсы Востока и Севера России, включая тихоокеанский и арктический шельфы, выступают важным фактором в проведении энергетической дипломатии, поскольку имеют большое значение не только для социально-экономического развития российских ресурсных и транзитных территорий, но и для энергообеспечения перспективного развития стран Тихоокеанского клуба.

Однако при высокой степени вовлеченности большинства отраслей топливно-энергетического комплекса России в мирохозяйственные связи и относительной территориальной близости ресурсных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока к АТР, поставки энергоносителей и продукции их переработки на крупнейший в мире тихоокеанский рынок пока не играют значительной роли в России.

Причины ограниченности поставок — отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, низкая освоенность ресурсного потенциала и неурегулированность ряда институциональных (законодательных, организационных, инвестиционных, ценовых), а также технологических вопросов. Для решения задач ускоренного подъема Восточной Сибири и Дальнего Востока одним из главных аспектов является развитие систем транспорта. В настоящее время состояние транспортной инфраструктуры сдерживает дальнейшее развитие торгово-экономических связей со странами Тихоокеанского региона.

Концентрация систем транспорта углеводородов в мире крайне неравномерна. Так, на Северную Америку приходится около 56% всех мировых трубопроводов (из расчета однониточной протяженности), в то время как на Россию — 10%, АТР — 8%, Южную Америку (страны Тихоокеанского побережья) — 2% (рис. 1). Суммарная протяженность магистральных нефте-, продукто- и газопроводов стран Тихоокеанского клуба составляет около 1,8 млн км — более 75% от общего мирового показателя.

Южная Америка, 3%

Северная Америка, 59%

Северная Америка, 70%

Прочие, 23%

~'оссия, 8%

Б

Южная Америка, 3%

АТР, 7%

Северная Америка, 59%

Южная Америка,

3% Прочие, 15%

Россия, 5%

АТР, 7%

Север Америка, 56%

Прочие, 23%

оссия, 8%

ТР, 7%

Южная

Г Америка, 2% Прочие, 24%

оссия, 10%

АТР, 8%

А

В

Рис. 1. Структура протяженности трубопроводов по регионам мира: А) нефтепроводы, Б) газопроводы, В) продуктопроводы, Г) трубопроводы в целом

Россия имеет вторую по протяженности трубопроводную систему в мире — 248 тыс. км, однако значительно (в 4 раза) уступает по этому показателю лидеру — США (см. таблицу). Основная добыча нефти и газа в России сосредоточена на территории Западной Сибири, в то время как основной объем углеводородов перерабатывается и потребляется в европейской части страны и экспортируется на атлантический рынок. На Востоке России трубопроводная система пока развита незначительно, однако последние годы идет ее активное формирование.

Страны АТР имеют относительно невысокий уровень развития трубопроводной сети — около 202 тыс. км. Однако, учитывая ежегодные темпы прироста строительства новой инфраструктуры по транспорту углеводородов, уже в ближайшее десятилетие общая протяженность трубопроводной сети может увеличиться в два раза. За последнее десятилетие скорость ежегодного прироста протяженности газопроводов в Китае, Индии, Пакистане и других странах АТР варьировалась в диапазоне 6-11%.

Страна Нефтепроводы Газопроводы Продукто-проводы Всего

тыс. км % тыс. км % тыс. км % тыс. км %

Россия 50,7 10,3 159,6 16,9 19,1 5,8 229,4 13,0

АТР в том числе: Китай 47,0 21,3 9,5 4,3 126,5 39,0 13,4 4,1 28,5 10,9 8,7 3,3 202,0 71,2 11,4 4,0

Индия 7,6 1,5 11,8 1,2 11,0 3,4 30,4 1,7

Южная Корея 0,0 0,0 2,5 0,3 1,3 0,4 3,8 0,2

Индонезия 7,7 1,6 9,2 1,0 2,2 0,7 19,0 1,1

Австралия 4,9 1,0 31,3 3,3 1,5 0,5 37,7 2,1

Пакистан 2,0 0,4 10,4 1,1 0,8 0,2 13,2 0,7

Северная Корея 0,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2 0,0

Северная Америка 376,8 76,5 646,4 68,3 269,9 82,4 1 293,0 73,2

В том числе: США 325,0 66,0 548,7 58,0 244,6 74,7 1 118,3 63,3

Канада 23,6 4,8 75,0 7,9 16,9 5,2 115,5 6,5

Мексика 28,2 5,7 22,7 2,4 8,4 2,6 59,3 3,4

Центральная и Южная Америка в том числе: Венесуэла* 17,9 7,5 3,6 1,5 13,8 5,4 1,5 0,6 10,1 2,5 3,1 0,8 41,7 15,3 2,4 0,9

Окончание таблицы

Колумбия 6,1 1,2 4,6 0,5 3,4 1,0 14,0 0,8

Всего 492,3 100 946,2 100 327,6 100,0 1 766,1 100

Итого 638,7 1297 385, 2 321

Доля АТРАМ, % 77 73 85 76

Источники: USA — World Factbook // Central Intelligence Agency, 2011; USA. Country Information // U. S. Department of State Information Sheet, 2011; U.S. Energy Information Administration / Annual Energy Review. — 2009. — 19 р.

* Венесуэла не имеет непосредственного выхода к Тихоокеанскому побережью, но ин-фраструктурно и экономически тесно связана со странами региона.

Северо-Американский континент, прежде всего США, имеет самую протяженную трубопроводную инфраструктуру в мире — 1 293 тыс. км. Это наиболее развитый регион в части транспорта углеводородов по трубопроводам, что связано с длительной историей формирования нефтегазовой промышленности, значительной рассредоточенностью ресурсно-сырьевой базы, высоким уровнем потребления энергоресурсов. В настоящее время строительство трубопроводного транспорта в Северной Америке происходит, прежде всего, за счет расширения проектов доставки битуминозной нефти из Канады (провинция Альберта, битуминозные пески Атабаска) в США. Увеличение длины газопроводов связано в основном с расширением добычи сланцевого газа в США.

Страны Латинской Америки, имеющие выход к Тихому океану, несмотря на большую площадь территории и многочисленное население, имеют незначительную развитость трубопроводной инфраструктуры — 42 тыс. км, что сопоставимо по протяженности с трубопроводной системой отдельно взятой Индии и в два раза меньше соответствующего показателя по Китаю.

Протяженность нефтепроводов в мире составляет около 639 тыс. км, где на Северную Америку приходится около 59%, на Россию — 8%, на АТР — 7%, на Южную Америку (Тихоокеанское побережье) — 3% (рис. 2). Суммарная протяженность нефтепроводной системы в России и странах Тихоокеанского региона составляет около 492 тыс. км — 77% от мирового показателя.

Общая протяженность магистральных нефтепроводов в России составляет около 52,9 тыс. км. В России существует несколько самостоятельных трубопроводных систем: 1) нефтепроводы, контролируемые компанией АК «Транснефть», протяженностью около 50,7 тыс. км (96% общего показателя в стране), 2) нефтепроводы, функционирующие в рамках ряда независимых трубопроводных проектов — «Сахалин-1» — 363 км (0,7%), «Сахалин-2» — 800 км (1,6%), 3) нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) — 1 043 км (2,1%).

Крупнейшая нефтепроводная система стран Тихоокеанского бассейна — Северо-Американская, прежде всего, в США — 325 тыс. км (рис. 2). Вторым эшелоном идут Мексика — 28 тыс. км, Канада — 24 тыс. км. Кроме того, значительный уровень этого показателя имеет Китай — 21 тыс. км. Остальные страны имеют протяженность нефтепроводной инфраструктуры не более 10 тыс. км — Индонезия и Индия по 8 тыс. км, Венесуэла — 7 тыс. км, и др.

Учитывая географическую специфику (островное положение, распространение горных массивов, и др.), уровень экономического развития, наличие ресурсно-сырьевой базы жидких углеводородов ряд стран Тихоокеанского региона не имеют собственной магистральной инфраструктуры по транспортировке нефти — Япония, Таиланд, Сингапур, Бангладеш, Монголия.

« 350,0

* 300,0

| 250,0 и

о

с 200,0 н

д

£ 150,0

100,0

* 50,0

0,0

325

93 94

96 97"

100

90

80

70

60

50

40

й и

а ^

к н

« и

а «

® а

& я

^ ей

Я ^

<2 н «

Рис. 2. Протяженность нефтепроводов и их концентрация в России и странах Тихоокеанского клуба

Протяженность системы по транспортировке продуктов переработки нефти в России и странах Тихоокеанского региона составляет около 85% (327 тыс. км) от общемирового показателя (385 тыс. км). В региональной структуре на Северную Америку приходится около 70% от мирового показателя, на Россию — всего 5%, на страны АТР — 7%, на Южную Америку (Тихоокеанское побережье) — около 3% (рис. 2).

В России протяженность продуктопроводной системы составляет около 19,1 тыс. км. Система транспортировки продуктов переработки нефти принадлежит одной из крупнейших в мире и единственной в России трубопроводной компании «Транснефтепродукт», которая входит в структуру «Транснефти».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Тихоокеанском регионе крупнейшая продуктопроводная инфраструктура получила развитие в США — 245 тыс. км (рис. 3). Следующей страной по длине трубопроводной сети (исключая Россию) идет Канада — 17 тыс. км, где этот показатель ниже США почти в 15 раз. Кроме того, значительное развитие продуктопроводов имеют Индия и Китай — по 11 тыс. км.

В Японии, Таиланде широко используются альтернативные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной). Кроме того, в ряде стран с островным положением основная часть населения сконцентрирована в прибрежных районах, куда нефтепродукты доставляют морским транспортом.

300

S 250,0

н 200,0

о и в. • с а

100

150,0

100,0

50,0

о

.

С

Рис. 3. Протяженность продуктопроводов и их концентрация в России и странах Тихоокеанского клуба

Суммарная протяженность газопроводной сети в мире составляет около 946 тыс. км, из которых около 73% приходится на Россию и страны Тихоокеанского региона. В региональной структуре доля стран Северной Америки по протяженности газопроводов составляет около 50% от мирового показателя, России — около 12%, стран АТР — около 10%, стран Южной Америки (Тихоокеанское побережье) — около 1%.

В настоящее время общая протяженность газопроводной сети в России составляет около 160 тыс. км (рис. 4). Газопроводы, объединенные в единую систему газоснабжения (ЕСГ), принадлежат государственной компании «Газпром». ЕСГ является крупнейшей в мире системой транспортировки газа и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. В состав ЕСГ входят 160 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 215 линейных компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 42 тыс. МВт, шесть комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 объектов подземного хранения газа. Ежегодно «Газпром» расширяет газотранспортную инфраструктуру за счет реализации новых проектов.

В США наиболее протяженная газопроводная инфраструктура среди стран Тихоокеанского региона — 549 тыс. км, в Канаде — 75 тыс. км.

Рис. 4. Протяженность газопроводов и их концентрация в России и странах Тихоокеанского клуба

С существенным отрывом далее идут Китай — 39 тыс. км, Австралия — 31 тыс. км, Мексика — 23 тыс. км, Индия — 12 тыс. км. Остальные страны имеют протяженность газопроводной инфраструктуры не более 10 тыс. км.

Газопроводы являются более распространенным и развитым видом трубопроводного транспорта по сравнению с нефте- и продуктопроводами. Только небольшое количество стран не используют сетевой природный газ в топливно-энергетическом балансе — Северная Корея, Монголия, Панама.

В настоящее время протяженность газопроводной инфраструктуры почти в два раза превышает протяженность трубопроводов по прокачке жидких углеводородов. Это объясняется тем, что у природного газа практически нет альтернативных способов поставок, в отличие от нефти и нефтепродуктов. Кроме того, учитывая экономическую эффективность, экологичность и технологичность использования, а также развитую ресурсную базу, природный газ является приоритетным видом топлива, доля которого в топливно-энергетическом балансе мира и стран Тихоокеанского региона существенно увеличивается. Этот процесс вызывает потребность в сооружении новой газопроводной инфраструктуры.

В России соотношение протяженности газопроводов к нефтепроводам и продуктопроводам составляет около 2,2. Россия — крупнейшая в мире страна по добыче и экспорту сетевого (трубопроводного) природного газа, который доставляется от месторождений Западной Сибири в европейскую часть страны и далее в страны европейского континента.

В АТР отношение протяженности газопроводов и трубопроводов по прокачке жидких углеводородов составляет — 1,7. Быстрое развитие газовой промышленности и увеличение доли газа в топливно-энергетическом балансе стимулирует развитие инфраструктуры по транспортировке газа.

В Японии альтернативой поставкам природного газа по магистральным и распределительным газопроводам является транспорт его в сжиженном виде по железной дороге в различных направлениях, где конечные пункты оборудованы установками по регазификации.

В странах Тихоокеанского клуба выраженной тенденцией является объединение газопроводных систем нескольких стран в единые технологические комплексы. В Азиатско-Тихоокеанском регионе объединены сети по перекачке газа в Малайзии, Индонезии, Таиланде, и др.; в Северной Америке — Канаде, США и Мексике, в Латинской Америке — Венесуэле и Колумбии. На постсоветском пространстве газопроводная инфраструктура представляет собой единый пространственно-технологический комплекс, связанный со странами Европы. Дальнейшим развитием такой интеграции является объединение нескольких производителей и потребителей в единые газопроводные холдинги: «Газпром», «Нафтагаз», «Белтрансгаз», Е'Оп, и др.

Взаимодополняемые экономики России и стран АТРАМ имеют значительные перспективы сотрудничества. Важно, чтобы при развитии такой кооперации были обеспечены условия социально-экономического развития российских ресурсных и транзитных территорий, реализованы экономические и геополитические интересы России.

Перспективный образ экономической системы Восточной Сибири и Дальнего Востока связывается с новой концептуальной версией развития региона, которая заключается в широкомасштабном использовании для модернизации экономической системы региона ресурсов, полученных за счет резкого увеличения экспорта энергетических ресурсов и транспортных услуг. Это становится реализуемым на основе формирования эффективной инфраструктуры, включающей создание магистральных коридоров для поставок в АТРАМ российской продукции и осуществления крупномасштабного международного транзита.

Трубопроводный транспорт АТРАМ состоит из четырех крупных, в различной степени внутренне взаимосвязанных систем — СНГ, включая Россию, АТР, Северной Америки и Южной Америки. Нефте- и газопроводы России, США, Канады в высокой степени интегрированы в международные энергетические системы, тогда как в АТР и Южной Америке функционируют в основном национальные и локальные инфраструктурные комплексы.

Нефтепроводная система Северной Америки и России уже в значительной степени сформирована, в то время как в странах АТР происходит интенсивное ее развитие.

Со странами АТР Россия имеет общую границу с Монголией и Китаем. В настоящее время Монголия не имеет трубопроводного транспорта, что связано с незначительным потреблением энергоносителей, отсутствием собственной ресурсно-сырьевой базы углеводородов, относительно низким экономическим развитием страны.

Интенсивное развитие нефте- и газопроводной инфраструктуры в Китае позволит существенно расширить сотрудничество с Россией в области поставок

углеводородов. Интегрировать российскую и китайскую газопроводные системы возможно в западном (газопровод «Алтай») и восточном направлениях (газопровод из Восточной Сибири и Дальнего Востока).

В Северной Америке крупнейшим региональным рынком углеводородов с развитой системой трубопроводного транспорта является США. Нефтепроводная система Соединенных Штатов Америки значительное развитие получила на восточном, юго-восточном побережье и в центральных регионах страны, в особенности на границе Канады и Среднего Запада США. В связи с этим относительно гарантированные возможности сбыта российской нефти могут быть востребованы на Атлантическом побережье США, где сконцентрированы основные терминалы по приему, переработке и транспорту нефти. Тихоокеанское побережье США имеет относительно неразвитую систему трубопроводного транспорта, которая слабо интегрирована в общую систему нефтепроводов. Это связано с относительно низким уровнем спроса на энергоносители, возможностью собственного самообеспечения (месторождения Калифорнии и Аляски). В связи со снижением добычи нефти на шельфе Тихоокеанского побережья США и на Аляске будет усиливаться нефтепро-водная интеграция с системой трубопроводных поставок нефти из Канады, прежде всего за счет разработки битуминозных песчаников. В такой ситуации возможно усиление интеграции российской нефтетранспортной системы ВСТО (включая спецморнефтепорт в Козьмино) с системами портов штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон и связанными с ними нефтепроводами.

Газопроводная система США получила значительное развитие на всей территории страны. Однако на внешние поставки сжиженного природного газа, которые после регазификации будут направляться в газопроводную систему штатов, могут осуществляться только на Атлантическое побережье, где функционируют терминалы по регазификации СПГ. На Тихоокеанском побережье газопроводная система ориентирована на транспорт собственного газа, а также на поставки его из Канады. Здесь возможна организация поставок российского СПГ в район Калифорнии, в том числе через перспективные терминалы по регазификации в Мексике.

В Южной Америке трубопроводный транспорт получил распространение в основном на севере континента (Венесуэла, Колумбия), где сосредоточена основная часть добычи нефти и газа в регионе. Однако в ближайшее время этот регион не рассматривается в качестве возможного рынка сбыта российских энергоресурсов.

Список литературы

1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра / В.И. Курилов [и др.]. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2010. 568 с.

2. Глобальный газовый бизнес в XXI веке: новые тенденции, сценарии, технологии / Н.А. Гафаров [и др.]. М.: Газпром экспо, 2011. 318 с.

3. Конторович А.Э. На переломе. Стратегия развития нефтяной промышленности России в первые десятилетия XXI в. / А.Э. Конторович, А.Г. Коржубаев, А.Р. Курчиков // Нефть России. 2004. № 4, С. 3-21; № 5, С. 2843.

4. Коржубаев А.Г. Нефтегазовый комплекс России: перспективы сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом / А.Г. Коржубаев, И.А. Соколова, Л.В. Эдер. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2009. 116 с.

5. Коржубаев А.Г. Стратегия развития инфраструктуры транспорта нефти, нефтепродуктов и газа / А.Г. Коржубаев, В.И. Суслов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009. № 1. С. 69-82.

6. Коржубаев А.Г. Газовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегия России в вопросе поставок / А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2008. № 1. С. 38-50.

7. Коржубаев А.Г. Рынок нефти: США и Россия / А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер// Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 15. С. 31-37.

8. Коржубаев А.Г. Современное состояние и прогноз развития нефтяного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона / А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер // Минеральные ресурсы. 2004. № 1. С. 82-99.

9. Коржубаев А.Г. Стержень стратегического развития России / А.Г. Коржубаев, Л.В. Эдер, И.В. Ожерельева // Бурение и нефть. 2010. № 3. С. 3-9.

10. Мастепанов А.М. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже века: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 2001. 622 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.