Научная статья на тему 'Троянский конь как символ греческой цивилизации'

Троянский конь как символ греческой цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ГРЕЦИЯ / СИБИРЬ / ЧЕЛОВЕК / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кениспаев Ж.К.

В статье анализируется значение греческой культуры для современного мира. Утверждается, что доминирование греческой цивилизации есть результат целенаправленной экспансии, совершенной греками, которые распространили свое духовное влияние на весь мир. Духовное господство одного типа цивилизации приводит к забвению достижений других культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TROJAN HORSE AS A SYMBOL OF GREEK CIVILIZATION

The article analyzes the importance of Greek culture for the modern world. The author argues that the dominance of Greek civilization is the result of focused expansion, done by the Greeks, who thus extended their spiritual influence on the whole world. The dominance of a civilization leads to oblivion many other original forms of cultures, in particular cultures of the peoples of Siberia.

Текст научной работы на тему «Троянский конь как символ греческой цивилизации»

8. Верещагин Н. К. Пещерный лев и его история в Голар-ктике и в пределах СССР // Труды Зоологического института АН СССР. 1971. Т. 69. С. 123-195.

9. Бондарев А. А., Кассал Б. Ю. История и перспективы развития териофауны Среднего Прииртышья // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009 (июнь). № 6(100). С. 86-88.

10. Кассал Б. Ю. Лев пещерный // Энциклопедия Омской области: в 2 т. / под общей ред. В. Н. Русакова. Омск: Омское кн. изд-во, 2010. Т. 1. А - М. С. 547.

11. Кассал Б. Ю. Животные Омской области: биологическое многообразие: монография. Омск: Изд-во АМФОРА, 2010. 574 с.

12. Kurten P. A. Pleistocene mammals of Europe // The World Naturalist. London: Wiedenfeld and Nicolson, 1968. Vol. 8. 317 p.

13. Schaller G. The Serengeti lion: A study of predator-prey relations. Chicago: University of Chicago Press, 1972. 420 p.

14. Barnett R. et al. Phylogeography of lions (Panthera leo ssp.) reveals three distinct taxa and a late Pleistocene reduction in genetic diversity / Barnett R., Shapiro B., Barnes I., Yo S.Y.W., Burger J., Yamaguchi N., Higham T.F.G., Wheeler H.T. // Molecular Ecology. 2009 (April). Vol. 18. Issue 8. P. 16681677.

© Кассал Б. Ю., 2015

УДК 140.8

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ КАК СИМВОЛ ГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В статье анализируется значение греческой культуры для современного мира. Утверждается, что доминирование греческой цивилизации есть результат целенаправленной экспансии, совершенной греками, которые распространили свое духовное влияние на весь мир. Духовное господство одного типа цивилизации приводит к забвению достижений других культур.

Ключевые слова: культура, Греция, Сибирь, человек, сознание.

M. K. KeHucnaeB G. K. Kenispaev

TROJAN HORSE AS A SYMBOL OF GREEK CIVILIZATION

The article analyzes the importance of Greek culture for the modern world. The author argues that the dominance of Greek civilization is the result of focused expansion, done by the Greeks, who thus extended their spiritual influence on the whole world. The dominance of a civilization leads to oblivion many other original forms of cultures, in particular cultures of the peoples of Siberia.

Keywords: culture, Greece, Siberia, human, consciousness.

Наше обращение к «греческой» теме связано с необходимостью прояснения вопроса о сущности культуры современной России.

Есть интересная история с почетным званием «Сибирские Афины», которое на протяжении многих десятилетий оспаривают между собой два города - Томск и Барнаул. Каждому из этих сибирских городов хочется быть похожим на столицу греческой цивилизации, колыбель западной культуры. На самом деле история непростая. Князь К. А. Вяземский, побывавший в Томске в 1891 г., действительно, сравнивал Томск с Афинами, но не без определенной доли сарказма. По его мнению, Томск - один из самых больших городов Сибири. Посреди города - небольшой холм, с которого виден весь город. Это, как утверждает князь, напоминает немного Акрополь Афинский, который тоже возвышается посреди города. Но греки, ценители красоты, ничем его не застроили, и вид оттуда чудесный. У сибиряков же тут сараи, лачуги да помойная яма. Согласитесь, есть в этом сравнении некоторая двусмысленность. Но за несколько десятилетий до этого впервые Сибирскими Афинами, был назван Барнаул, и сделал это известный ученый и путешественник П. Семенов-Тян-Шан-ский. По его мнению, Барнаул - самый культурный уголок Сибири, и его можно назвать Сибирскими Афинами. Но это исторические факты, которые со временем были дополнены самой жизнью: Томск в прошлом веке стал признанным лидером в сфере высшего образования, студенчес-

ким городом, перехватил пальму первенства культурной столицы Сибири и по праву считается Сибирскими Афинами. Кстати, Омск, по мнению П. Семенова-Тян-Шанского, больше похож на Спарту. Но почему-то омичи не подхватили это доброе слово великого ученого.

В силу традиции принадлежность к греческой культуре - признак хорошего тона, критерий цивилизованности. Напротив, отсутствие в обществе следов греческой культуры, философии, науки, мифологии расценивается нами как признак варварства, отсталости, дикости. Трудно определить точную дату, когда именно мы стали эпигонами греков, но это произошло так давно, что мы об этом факте уже успели забыть.

Греки впервые теоретически обосновали свое превосходство над другими народами. Оно заключалось в их особом статусе потомков олимпийских богов, в их мудрости и способности к философии. Миф об Атлантиде, поведанный Платоном, как раз отражает историю восхождения греков. Согласно легенде, Боги поделили между собой Землю. Территория Аттики досталась Афине, богине мудрости, поэтому город Афины был заселен благородными людьми с правильными представлениями о человеческой жизни, общественном устройстве. Атлантида же досталась Посейдону. Война между Афинами и Атлантидой привела, как считается, к гибели последней. Поиск легендарной Атлантиды стал важным элементом европейской культуры, трудно себе представить, куда бы тратили свою энергию многие иска-

тели приключений, если бы не было платоновского мифа об Атлантиде.

Благородное происхождение означает и благородство души и поэтому в отличие от других народов эллинам знакома философия, понятия государства, закона, демократии, которые получили глубокое теоретическое обоснование в трудах великих мыслителей. Постепенно греческая мысль превратилась в образец для подражания, многие народы считали своим долгом читать греческих авторов, вести философские беседы, изучать природу, писать книги. Так модель греческой культуры превращается в своеобразного Троянского коня, который, попав на новую территорию, захватывает ее, уничтожая все чужое, не похожее на греческий мир. При осаде Трои нашелся лишь один жрец, который усомнился в добропорядочности греков и утверждал: «Бойтесь данайцев, дары приносящих», но троянцы не послушали его и потеряли свой мир. Примерно так исчезали и остальные культуры: поверив в греческие идеалы, они утратили свою самобытность, уникальность, естественную силу.

Россию, как показывает история, могут спасти ее бескрайние просторы, если речь идет о военном вторжении недружелюбных соседей, но экспансия чужой культуры происходит по иным законам, не физическим. Мы, как и остальной цивилизованный мир, являемся частью великой греческой державы, границы которой определяются не пограничными демаркационными линиями, а едва уловимыми культурными символами, которые свидетельствуют о том, что мы принадлежим к одному миру. Например, идея демократии, зародившись в Элладе, в настоящее время объединяет всех людей, считающих себя цивилизованными. Приверженность демократии - своеобразный пропуск в узкий круг избранных европейских народов.

Верность греческой цивилизации проявляется во всех сферах нашей жизни. Мы очень внимательно вглядываемся в страницы истории далекой Греции, пропуская мимо внимания целые тома собственной истории и огромные пласты культур аборигенов территорий, на которых живем. Мало кто, кроме краеведов, знаком с сибирской мифологией, но все знают Геракла и других героев греческого мифа. Реанимируя в книгах и общественном сознании греческие ценности тысячелетней давности, мы одновременно хороним собственную культуру, которая гораздо моложе и ближе нам.

Пора с большим уважением и вниманием относится к собственной истории и культуре. Мы - свидетели и активные участники борьбы различных идей за господство в общественном сознании, но последние несколько веков греческие идеи одерживают убедительную победу. Пока нет человека (теории, книги, политического движения), который бы осмелился сказать своим современникам: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Троянского коня, стоящего у западных ворот, мы сами заносим на свою территорию, и это в истории России повторяется многократно. С периодичностью в несколько десятилетий у западных границ России появляется силуэт Троянского коня (в виде идей справедливости, демократии, гражданского общества и т. п.), который попадает к нам благодаря нашему любопытству и желанию воспользоваться результатами чужого труда.

Многочисленные захватнические войны в истории человечества всегда имели целью освоить территории соседних государств, иметь пленных в качестве живого товара, обладать всей полнотой политической власти. Но любая империя рано или поздно распадается, это закон природы, которому никто не в силах противостоять. Империя, созданная греками, единственная в истории человечества, которая не только существует на протяжении тысячелетий, но и процветает, если судить по количеству сторонников греческого типа мышления. Благодаря своей проницательности греческие мудрецы поняли: чтобы победить соседей, не обязательно подавлять их физическую, юридическую или политическую свободу, так как это всегда заканчивается восстаниями и освободительной борьбой. Но в структуре человеческой организации есть один элемент, контролировать который можно практически незаметно для постороннего взгляда - это сознание человека. С этого открытия начался процесс добровольного присоединения народов к греческому миру.

Различные культуры без внешнего принуждения переносят на свою землю традиции и нравы греков. Переключившись от борьбы за превосходство в физическом пространстве к борьбе в пространстве интеллекта, греки совершили великую революцию, доказав всем, что подчинять людей можно без физического принуждения, без единого выстрела и на больших расстояниях. Для этого достаточно внести в их сознание нужные идеи, и тогда сами побежденные (не подозревая, что их уже покорили) станут верными защитниками греческих завоеваний. В подобном мировоззрении нет места толерантности - все негреческое отвергается. Например, почему нам не известны имена мыслителей Древнего Египта, Месопотамии и других восточных цивилизаций? Причина одна - эти имена тщательно стерты со страниц истории, так как на первом месте разместились имена греков. Да, Древняя Индия и Китай сказали свое веское слово в философии и науке, мы знаем имена их великих мыслителей. Но, во-первых, не в таком количестве, как имена греческих философов; во-вторых, имена многих из них все-таки ничего не говорят подавляющему большинству образованных людей; в-третьих, философская мысль Индии и Китая до сих пор рассматривается нами как некая экзотика, к которой мы обращаемся в перерывах между чтением классических текстов Платона и Аристотеля.

Внутри самой греческой культуры существовала строгая цензура, не допускавшая вольнодумства. Самые известные философы не избежали ее влияния и давления. Аристотелю, как известно, всегда напоминали о его происхождении, ведь он не был настоящим греком, а всего лишь метэком, т. е. переселенцем, не обладающим всеми правами гражданина полиса. Он еще при жизни проявил свой великий талант, но все равно не угодил жителям Афин и был вынужден на старости лет спасаться бегством. Пифагорейский союз был разгромлен. Основанием для этого стали не какие-либо противоправные действия, предательство или иное преступление, а только лишь идеи восточного происхождения, которые, по мнению современников Пифагора, противоречили идеям, принятым в греческой культуре. Такая же история через сто лет приклю-

122

Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)

чилась и с настоящим во всех смыслах этого слова греком Сократом, которого приговорили к смерти из-за того, что он якобы учил неправильным взглядам молодежь Афин. Мы, их наследники, проявляем такую же жестокость по отношению к тем, чьи взгляды не соответствуют нормам современной жизни, скопированным с греческих образцов. Система образования по большому счету мало изменилась со времен средневековых монастырских штудий, а Средние века, как нам известно, это время господства идей Платона и Аристотеля.

Несколько преувеличенными оказываются идейные противоречия между философами античности, обсуждаемые историками философии. Так, например, «аристотелевская мысль, - пишет К. Поппер, - целиком находится под властью платоновской. Вопреки собственной воле он шел по следам своего великого учителя настолько тщательно, насколько это позволял ему его темперамент, - и не только в общем политическом мировоззрении, но практически везде. Так, он целиком принял и систематизировал платоновскую натуралистическую теорию рабства». [1, с. 8-9].

Заносчивость и чувство превосходства образованных людей по отношению к тем, кто не читал Гомера, чем-то напоминает высокомерное отношение греков к рабам и варварам. Греческая мысль благодаря завоеваниям Александра, установлению торговых отношений, распространению книг, увеличению числа грамотных людей стала покорять все новые и новые территории. Экспансия продолжалась до тех пор, пока не осталось ни одного уголка на Земле, где бы, не знали имена великих греков, где бы не рассуждали по правилам формальной логики Аристотеля и где бы не слышали мифа об Атлантиде. Те же уголки Земли, куда еще не проникла греческая мысль принято называть островками примитивных культур, первобытных отсталых племен, чьи дни уже сочтены. К ним с любовью и уважением относятся только этнографы и антропологи, да и то преследуя свои сугубо научные интересы. Говоря о греческой экспансии, достаточно вспомнить, что значительная часть слов европейских языков имеет греческое происхождение, самыми распространенными являются греческие имена, греческие мифы, а вся европейская философия - это, в сущности, комментарии к трудам греческих мыслителей.

Европа и весь остальной мир живут под диктатом греческих культурных смыслов, принимая их за свои. Захваченные в войнах территории рано или поздно возвращаются бывшим хозяевам или как минимум мысль об освобождении витает в воздухе. Но интеллектуальная оккупация греков продолжается до сих пор и мало кто ставит вопрос об освобождении от «захватчиков», а духовный мир греков кажется нам родным. Более того, свое будущее мы видим только через призму демократии, свободы слова, просвеще-

ния и иных культурных артефактов греческой цивилизации. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что отказ от греческой культуры, скорее всего, будет означать возвращение в эпоху дикости и варварства. Именно в этом мы слабы: нам нечего противопоставить греческим достижениям, у нас атрофировались способности, связанные с созданием жизненных смыслов, мы их можем только заимствовать. Благодаря нашим греческим учителям мы приобрели привитую неспособность - термин, который согласно американскому социологу Т. Веблену, означает неспособность человека самостоятельно принимать решения, его полную зависимость от своих учителей. Нет сомнения в том, что сам греческий мир эпохи Платона уже давно исчез, что искать следы прошлого бессмысленно. Но живы идеи людей, имена которых уже давно канули в лету. Есть бессмертные произведения, которые переживают своих авторов и при любом удобном случае актуализируются благодаря человеческому сознанию, нашему стремлению познать тайны универсума. Строго говоря, современный мир стал заложником не столько греков, сколько идей, которые когда-то наполняли греческую жизнь. Здравый смысл подсказывает, что чужим идеям следует противопоставить свои родные, которые родились на этой земле и отражают наши коренные интересы. Их поиск, к сожалению, заканчивается безрезультатно, так как на протяжении нескольких столетий вместо своих идей мы пользовались суррогатами чужой культуры.

Универсальность и тотальность греческих символов такова, что, несмотря на все антропологические, этнические или культурные различия между людьми, мы все относимся к одному интеллектуальному типу - греческому. «Объединение людей земного шара, - пишет К. Ясперс, - привело к процессу нивелирования... Исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллектуальность» [2, с. 76].

Распространение своего влияния, в первую очередь политического, на соседние территории, как показывает история греческой цивилизации, не обязательно осуществляется путем военного вторжения. Для этого существует греческий прием с Троянским конем, т. е. постепенная «прививка» соседних народов агрессивными и в то же время привлекательными идеями.

1. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М.: Феникс, 1992. Т. 2. 528 с.

2. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: Алгоритм, 2008. 272 с.

© Кениспаев Ж. К., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.