Научная статья на тему 'Греческая цивилизация и современность: проблема освоения античного наследия'

Греческая цивилизация и современность: проблема освоения античного наследия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1219
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киселева Н. Н., Дмитриев Г. М.

Причины усиливающегося интереса к греческой цивилизации на современном этапе, в том числе в странах СНГ. Обзор изданной в период 1992-97 гг. литературы по проблемам греческой цивилизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Греческая цивилизация и современность: проблема освоения античного наследия»

УДК 316.2

Киселева Н. Н., Дмитриев Г. М. ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ

Причины усиливающегося интереса к греческой цивилизации на современном этапе, в том числе в странах СНГ. Обзор изданной в период 1992-97 гг. литературы по проблемам греческой цивилизации.

В преддверии XXI века наблюдается все более усиливающееся внимание к греческой цивилизации И это не случайно. Через осмысление греческой цивилизации современные поколения людей совершают процесс самопознания. Обращение к своим корням, а точнее, к источник развития происходит циклично (волнообразно), но каждый раз при этом возникает необходимость несколько иной интерпретации наследия античного мира в зависимости от тех потребностей, которые являются актуальными в конкретный и исторически определенный период времени.

Если иметь в виду современный этап развитая, то повышенный интерес к греческой цивилизации - одна из важнейших проблем наших дней, требующая серьезного и всестороннего исследования, поскольку имеет огромную фактическу ю значимость.

Действительно, чем объяснить все возрастающую волну интереса к наследию древней Эллады? На наш взгляд, прежде всего двумя взаимообусловленными, но противоречивыми (подчас до конфликтности) процессами. С одной стороны, все более и более набирает силу тенденция сближения государств и народов на пути создания мировой социальной системы. Конкретно это проявляется в возрастающей интенсивности разнообразных связей (экономических, политических, культурных и т.д.), объединяющих различные государственно оформленные социумы в планетарную цивилизацию.

С другой - развиваются и укрепляются региональные, локальные цивилизации, опирающиеся в наше время, как правило, на национальные и (или) религиозные факторы. Более того, в современном постконфрантационном мире, когда закончилось великое противостояние двух систем времен "холодной войны", мир не стал более стабильным, как это предполагалось ранее. Наоборот, наблюдается активизация сепаратизма, национального авторитаризма, соперничества. Усиливается тяга к регионализации, к обособлению.

Несомненно, что эти процессы - в значительной степени обусловлены реальным фактом "глобализации" общественного развития, формирующимися континентальными объединениями и усиливающейся мировой интеграцией Именно в этих условиях резко обострилась проблема цивилизационной идентификации и ценностей различных культур. Известный американский политолог и социолог С. Хантингтон не исключает возможность обострения отношений между цивилизациями в будущем [1]. Правда, пока нет установившейся и общепризнанной классификации современных цивилизаций, не говоря уже о том, что в само понятие "цивилизация" ученые, мыслители и политики разных стран и регионов вкладывают далеко не однозначный смысл.

Но и глобальная цивилизация, базирующаяся на универсальных общечеловеческих ценностях и локальные (региональные) цивилизации не могут не соотноситься в сознании современных поколений с греческой цивилизацией, которая выступила одновременно в двух качествах С одной стороны, эта цивилизация, созданная греческим народом на определенном этапе исторического развитая и локализованная географическими границами (включая все районы, освоенные в период греческой колонизации) явилась как региональная и уникальная цивилизация. С другой - греческая цивилизация выступила и как универсальная цивилизация3 поскольку в ее недрах впервые возникла идея "универсализма", т.е. идея единства всего человечества, и поскольку она имела, имеет и будет иметь огромное влияние и на развитие складывающейся мировой цивилизации, и на развитие региональных, национально-культурных цивилизаций.

Мы специально выделяем понятие "развитие", так как убеждены что, именно в нем, заключена непреходящая ценность греческой цивилизация. Суть в том, что и для общечеловеческой, планетарной цивилизации и для подавляющего большинства локальных (региональных) цивилизаций в настоящее время важны прежде всего факторы динамического и поступательного развития, субъективно осознаваемого как прогрессивного, т.е. направленного на демократизацию и гуманизацию общественных отношений, на мобилизацию инициативы и творческого потенциала каждой личности

Эти факторы сознательного развитая на основе критического переосмысления прошлого не только возникли впервые в греческой цивилизации, но явились основой формирования европейской, а затем и планетарной, общечеловеческой цивилизации.

Авторы считают, что именно этот феномен греческой цивилизации (независимо от степени его осознания и осмысления) является главным возбудителем постоянного интереса к ней все новых и новых поколений, каждое из которых не просто открывает для себя этот мир заною, но открывает с более высокого рубежа достижений человечества и, следовательно, с большей возможностью глубже постичь и оценить его.

Резкий всплеск интереса к греческой цивилизации наблюдается и на постсоветском пространстве. Здесь он, по-видимому, усилился еще и глубоким всеобъемлющим кризисом, охватившим практически все республики бывшего Советского Союза, ставшие ныне независимыми государствами. Потребность оглянуться назад и переосмыслить прошлое в этих условиях стала весьма актуальной, тем более, что, в частности, прошлое славянских народов тесно связанно с греческой цивилизацией. Актуальна эта потребность и в связи с необходимостью цивилизационной идентификации, с осмыслением тех ценностей, особенно духовных, которые народы накопили в рамках "своих" культур и цивилизаций и которые, переработавшись в горниле общечеловеческих ценностей, могут и должны войти в качестве слагаемых глобальной цивилизации.

В этой связи обратим внимание на следующий факт: за последнее пятилетие (1992 -1997 гг.) в странах СНГ (особенно в славянских) изданы сотни (!) книг, которые освещают самые различные стороны жизнедеятельности народа древней Эллада.

Безусловно и раньше (в бывшем СССР) о богатейшем наследии греческой цивилизации издавалось немалое количество работ. Но в целом это были солидные монографические исследования академического характера, написанные, как правило, с позиций определенных идеологических ценностей и рассчитанные, в основном, на узкий крут специалистов античности и ценителей древности

Сейчас же к этому наследию приобщается массовый читатель и особенно (что важно подчеркнуть) молодое поколение. Различные учебные и научные серии, издательства и специализированные центры (кабинеты) предлагают о греческой цивилизации разнообразный, увлекательный и информационно-насыщенный материал.

В свете вышеизложенного важно сделать хотя бы краткий обзор изданной за указанный период (1992 - 1997 гг.) литературы, чтобы читатель смог представить и масштабы издательской деятельности и объем тех проблем, которые при этом решаются. Отметим, прежде всего, такие молодежные серии, как: "Мир ребенка", "История человечества для юношества", "Библиотека школьника", "Книга для учащихся", "В школе и дома", "Иллюстрированная мировая история" и т.д.

В рамках этих и других серий появились: исследование известного знатока античной культуры Г. И. Соколова "Искусство древней Эллады: Архитектура. Скульпту ра. Прикладное искусство." (М., 1997); работа английских авторов С. Пич и Э. Милларда "Греки" (М., 1997), отдельно Э. Милларда "История древнего мира" (М., 1997); нашумевшая в свое время (написанная еще в 1919 г. для американской молодежи и изданная на русском языке в Москве в 1925 г.), но уже забытая с конца 20-х годов интересная работа американского писателя, профессора Гендрика Виллема Ван Луна "История человечества для юношества" (М., 1996). Сюда же следует отнести "Историю иску сств" (Минск, 1997), работу Н. А. Дмитриевой

"Краткая история искусств" (М., 1996), исследование Джека Линдсея (переведенное на украинский язык и изданное в Киеве) "Краткая история культуры" (с обширными разделами о Греции и Византии [2] ), работу известного польского специалиста по античности К. Куманецкош "История культуры Древней Греции и Рима" (М., 1992), исследование М. Л. Гаспарова "Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре" (М., 1996). Работа эта выгодно отличается от других тем, что в шести ее разделах (от становления Греции до "Александра и Александрии") комплексно представлена материальная и духовная жизнь народа древней Эллады - быт и полигика, философия и военное иску сство, театр и поэзия... Отметим его же (М. Л. Гаспарова) "Избранные труды" (М.,1997,ч.1), в которых автор анализирует творчество греческих (наряду с латинскими) поэтов, трагиков, риторов и т.д. Если М. Л. Гаспаров дает глубокий анализ творчества греческих поэтов и трагиков, то знаменитый философ современности Мераб Мамардашвили в своих "Лекциях по античной философии" (М., 1997) сделал попытку проникнуть в тайну древнегреческой философии и дать ей адекватную оценку .

Подчеркнем, что впервые на русском языке опубликовано обширнейшее исследование (тридцать глав) американца Вила Дюранга "Жизнь Греции" (М., 1997), которое было издано в США еще в 1939г. (работа эта входила в многотомную "Историю цивилизации" Вила и Ариэль Дюрангов). Подзаголовок книги: "История греческой цивилизации от самых ее истоков и ближневосточной цивилизации от смерти Александра до римского завоевания, предваряемая введением в доисторическу ю культу ру Крита" свидетельствует о широкой панораме жизни древней Эллады в указанный период.

Скажем и о петербургском альманахе "Древний мир и мы..." (первый выпуск: Спб., 1996, №1), цель которого- раскрывать влияние классического античного наследия в европейских странах и в России

Заслуживает быть отмеченным цикл великолепно оформленных (с богатьгми красочными иллюстрациями) книг для детей: "Боги и герои Олимпа

Мифологический словарь"; "Илиада Троянская война Свободный пересказ поэмы Гомера"; "Одиссея. Приключения Одиссея"; "Александр Македонский" и др. Книги этого цикла подготовлены в Италии, переведены на русский язык и изданы при содействии издательства "Белфакс" (Минск, 1997).

За последние годы возникло новое поколение учебников по истории древнего мира, например, двухтомная работа А. Немировскош, Л. Ильинской, В. Уколовой "История древнего мира. Греция и Рим" (М., 1996). Еще раньше учебник с одноименным названием был выпущен А. Вигасиным, Т. Годер и И. Свенцицкой (М., 1993). При этом подача материала в некоторых новых учебниках подчас отступает от традиционных приемов. Учебник С. Нефедова "История древнего мира" (М., 1996) имеет, в частности, такой красноречивый подзаголовок: "История, поданная как роман Современный учебник для школьников и увлекательное чтение для взрослых". Важно отметить и то, что для более активного усвоения учащимися материала по античной истории широко начали применяться тестовые задания и близкие к ним по форме так называемые "рабочие тетрада". Представляют интерес в этом отношении такие учебные пособия, как: Т. П. Андреевская. П. А. Баранов, А. Г. Вишневская "Задания - тесты по истории древнего мира" (Спб., 1997. - Раздел Ш. Древняя Греция. - с. 43 - 80); Н. Г. Петрова "Древние Греция и Рим: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса" (М., 1996).

Разумеется, что самый ценный материал о греческой цивилизации заключен в первоисточниках. Мы имеем в виду прежде всего произведения великих греков, которые на протяжении двух с лишним тысячелетий не оставляют равнодушными к себе всех развитых людей планеты. Традиционно переиздаются произведения Платона (Собр. соч. в 4т., М., 1990 - 1993); Аристотеля "Политика", "Полигии. Афинская полигия" (М., 1997); Ксенофонта "Сократические сочинения" (Спб., 1993), "Греческая история"(СПб., 1996); Геродота "История" (Спб., 1993); Павсания "Описание Элладьг"(т. 1 - 2, Спб., 1996); Демосфена "Речи" (т. 1- 3, М., 1994 - 1996). Переизданы знаменитые "Сравнительные жизнеописания" Плутарха (М., 1994, т. 1 -2), в которых представлены 23 пары выдающихся греков и римлян; сочинения основателя неоплатонизма Плотина "Избранные трактаты" (М., 1994, т. 1 - 2),

"Сочинения" (Спб., 1995); комментатора диалогов Платона, произведений Аристотеля и Плотина, известного философа - неоплатоника Прокла "Первоосновы теологии. Гимны" (М., 1993); историка Арриана "Поход Александра" (Спб., 1993). Укажем здесь и на изданную в серни "Всемирная галерея" книгу "Древняя Греция" (Спб., 1995), в которой через произведения Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Геродота, Плутарха, Фукидида, Платона, Аристотеля, Ксенофонга, Эзопа и др. представлены эпос, драматургия, история, философия и проза античного периода Греции.. Особо отметим объемное издание "Древнегреческая трагедия" (Новосибирск, 1993), в котором опубликованы знаменитые творения трех великих афинских трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида ("Персы", "Семеро против Фив", "Прометей прикованный", "Антигона", "Эдип - царь", 'Электра", "Медея", "Ипполит", "Орест" и др.). Упомянем здесь и произведения легендарного раба баснописца: "Басни Эзопа" (М., 1993).

Нам представляется необходимым подчеркнул, то обстоятельство, что начался этап интенсивного переиздания очень известных в свое время работ, составивших эпохи в истории освоения античного наследия. Среди них фундаментальный труд немецкого историка Карла Фридриха Беккера "Мифы древнего мира" (Саратов, 1995); работа французского исследователя Поля Гиро "Частная и общественная жизнь греков" (СПб., 1995), которая пользовалась в свое время (конец XIX в.) большим спросом; труд немецкого ученого и философа Э. Целлера "Очерк истории греческой философии" (Спб., 1996), десятки раз издававшийся в Германии, во всех европейских странах и трижды - в дореволюционной России. Переизданы: весьма обстоятельное исследование профессора петербургского императорского университета Ф. Ф. Зелинского "История античной культуры" (Спб., 1995; первое издание вышло там же в 1914г.) , и его же работа "Сказочная древность. Античный мир" (М., 1994), а также известный труд швейцарского ученого - эллиниста Андрс Боннара "Греческая цивилизация" (М., 1992, т. 1 -3).

Переиздаются и появляются новые ценные исследования о жизни и деятельности известных мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей античной Греции, в том числе в рамках серии "ЖЗЛ". В качестве примера укажем на такие работы, как: "Сократ, Платон, Аристотель" (Спб., 1994, -переиздание "ЖЗЛ" ХЕХв.); А. Ф.Лосева и А. А. Тахо-Года "Платон. Аристотель" (М., 1993); В. С. Нерсесянца "Сократ" (М., 1996); Л. П. Мсфиновича "Греки и Александр Македонский" (М., 1993); австрийского историка Ф. Шахермайера "Александр Македонский" (Ростов н/Д, 1996).

Известно, что греческая мифология явилась одной из самых богатых мифологий мира Ею вдохновлялось немало великих художников, писателей и мыслителей планеты. Вспомним в этой связи хотя бы П. Рубенса Считается, что именно мифы древней Эллада были тем фундаментом, опираясь на который только и смогла возникнуть уникальная греческая цивилизация. Не случайно поэтому мифам Греции всегда уделялось особое внимание. Это еще раз подтверждается тем фактом, что в интересующее нас пятилетие (1992 - 1997 гг.) по этой проблематике издано огромное количество книг. Некоторые из них уже отмечены выше. Укажем также следующие (в перечне и новые исследования и переизданные): Р. Грейвс "Мифы Древней Греции"(М., 1992); Н. А. Кун "Легенды и мифы древней Греции" (М., 1992); А. И. Немцовский "Мифы древней Эллады" (М., 1992); М. Агбунов "Античные мифы и легенды. Мифологический словарь" (М., 1993); А. Ф. Лосев "Очерки античного символизма и мифологии" (М., 1993), "Мифология греков и римлян" (М., 1996); Г. Штоль "Мифы классической древности" (М., 1993, т. 1 - 2); Голосовкер Я., Успенские В. и Л., Кун Н. "Мифы Древней Греции" (Саратов, 1994), "Мифологический словарь" (М., 1994, 5-е изд.), "Мифы древнего мира" (Спб., 1995), "Бога и герои Древнего мира" (Спб., 1996), "История древнего мира: Античная мифология... Словарь мифологии и древностей..." (М., 1997), "Мифы народов мира Энциклопедия" (М., 1997, т. 1 - 2. 2-е изд.). В этом фундаментальном энциклопедическом исследовании помимо многочисленных статей по греческой мифологии имеется и специальный раздел общего характера Особо отметим богато иллюстрированную работу греческого археолога Марии Маврматаки

"Греческая мифология и религия. Космогония. Боги Культ. Герои." (Афины, 1997). Название последней свидетельствует о том, что древнегреческая религия тесно связана с мифологическими представлениями. Особый интерес в рамках собственно древнегреческой религии представляют так называемые мистериальньге (культовые, магические) обряда в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоньг. Сведения о них имеются в работе Д. Лауэнштайна "Элевсинские мистерии" (М., 1996).

Особенностью современного этапа освоения античного наследия является издание сравнительно большого количества словарей общего и специального характера Некоторые из них указаны выше. Здесь отметим: "Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь - справочник" (М., 1995); И. А. Лисовьгй, К. А. Ревяко "Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь - справочник по истории и культу ре Древней Греции и Рима" (Минск, 1996). Издан так же уникальный двухтомный (992 стр.) словарь, явившийся плодом кропотливого труда известного писателя В. Д. Гладкого "Древний мир: Энциютопедическийсловарь"(Донецк, 1996,т. 1 -2).

Начали издаваться исследования, которые не могли по соображениям идеологического характера быть опубликованы (по крайней мере для массового читателя) в бывшем Советском Союзе. Переведены, в частности, с английского и французского языков и изданы работы Т. Лихта "Сексуальная жизнь в Древней Греции" (М., 1995) и Пьера Дюфура "История проституции. Античность - передний Восток- Греция- Рим (К., 1991, часты). Работы эти интересны не только тем, что их (на материале античных источников дана классификация разновидностей проституции и формы сексуальной жизни, а и тем, что в них широко представлены история обычаев и нравов античного времени, освещены и детали свадебных процессов, и конку рсы красоты, и формы проведения празднеств, и посещение театров...

Из специальных направлений освоения античного наследия отмстим такие, как: греческая эпиграмма (Спб., 1997), "Древнегреческая застольная, шутливая и эротическая эпиграмма" (Спб., 1997), "Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях Г. В. Штолля" (6/м., 1992), где в популярной форме повествуется о таких известных личностях Древней Греции, как Ликург Спартанский и Солон Афинский, Леонид Спартанский и Перикл Афинский и т.д.

Укажем здесь же на исследование, посвященное антологии переводов с древнегреческого и латинского языков: "Античные теории языка и стиля" (Спб., 1996), представляющее интерес в первую очередь для лингвистов и на работу Е. В. Герцмана "Музыка древней Греции и Рима" (Спб., 1995), которая дает ответ на вопрос: какое место занимала музыка в жизни античного общества и каку ю музыку любили его современники

Представляется необходимым отметить и некоторые работы инновационного характера Так, московский ученый А. П. Фоменко в серии своих работ: "Критика традиционной хронологии истории античности и Средневековья. Какой сейчас век?" (М., 1993), "Новая хронология Греции..." (М., 1996, т. 1 - 2) и др. подвергает сомнению правильность хронологии античной Греции. Опираясь на методы статистического анализа он пытается установить новую датировку известных событий (например, Троянской войны) путем переноса их из античной Греции в Средние Века [3].

Обзор вышедших в последнее пятилетие работ, посвященных греческой цивилизации, можно было бы продолжить (особенно если при этом включить еще и исследования по эллинизму и Византийской империи). Однако, нам представляется, что и вышеперечисленного достаточно для определенного вывода: интерес к наследию древней Эллады нарастает и может привести к более глубокому проникновению в сущность этого наследия и к более полному осмыслению его значения д ля современности

Что мы имеем в виду? Дело в том, что в подавляющем большинстве специальных исследований на вопрос: "что же дала человечеству греческая цивилизация?" ответ, как правило, заключается в перечислении слагаемых древнегреческой культу ры. "За вычетом машин, - начинает свою работу В. Дюранг, - едва ли найдется в нашей культуре что-либо светское, что происходило бы не из

Греции. Школы, гимназии, арифметика, геометрия, история, риторика, физика, биология, анатомия, гигиена, терапия, косметика, поэзия, музыка, трагедия, комедия, философия, теология, агностицизм, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, этика, политика, идеализм, филантропия, цинизм, тирания, плутократия, демократия - все это греческие слова, обозначающие культурные формы, редкие из которых родились, но многие впервые созрели - во благо, во зло ли - благодаря бьющему ключу энергии греков [4]".

Дюрант совершенно прав, перечислив этот список понятий культурных форм. Но его можно с успехом продолжить. Тот же Дюрант утверждает: "Если включить в наше греческое наследие не только то, что было открыто греками, но и то, что усвоено ими от других культур и донесено до нас самыми разнообразными путями, мы обнаружим его присутствие почти во всех областях современной жизни [5]". И Дюрант снова и снова неутомимо перечисляет многочисленные завоевания античных греков в области финансов и торговых операций; в области творчества политических форм и образовательных систем; в области религиозных ритуалов и литературных жанров; в области музыки и живописи; в области скульптуры и архитектуры; в области науки и философии..."

Еще раз подчеркиваем, что все это несомненно верно. Но многочисленные приобретения культурных форм жизни, включая эмпирические открытия в науке, в том числе, например, в области математики, астрономии, логики и т.д. мы можем обнаружить ив более ранних (по отношению к греческой) цивилизациях Востока и Азии. Ведь Дюрант сам указывает на то, что "редкие" из перечисленных им греческих культурных форм "родились" в Греции. Но в таком случае не лучше ли обратиться к первоисточнику, а не к Греции? Оказывается нет, поскольку, как верно утверждает Дюрант, большинство этих форм хотя "родились" не в Греции, именно в ней "впервые созрели".

Но в этом и заключается, как нам представляется, проблема греческой цивилизации. Действительно, почему "родившиеся" вне Греции культурные формы только в ней получают возможность "впервые развиться", а не там, где они "родились"? Значит все же не в количественном перечислении культурных форм, вновь открытых или заимствованных греками, кроется ответ на поставленный выше вопрос: "что же дала человечеству греческая цивилизация?" а в качественном ее отличии от всех предшествующих и сосуществующих в то время цивилизаций.

Это действительно так. Но в этой связи важно подчеркнуть, что, пожалуй, наиболее глубокое осмысление феномена греческой цивилизации и осознание ее исторической роли для всего человечества произошло в Украине и России XIX в. в силу ряда важных причин. Однако этот вопрос требует самостоятельного исследования.

Перечень ссылок

1 .Сэмюэл Хантингтон. Столкновение цивилизаций?// Философская и социологическая мысль.-1996.-№1 -2.-С. 9-29.

2. Лшдсей Д. Коротка ютор1я культури.-Т. 1-2.Том. 2 Пер .с анг,-К.:"МИСТЕЦТВО", 1995.-С. 5-45; 77-92.

3.Фоменко А. Т. Новая хронология Греции. Античность в Средневековье.- Т. 1-2,-М.УНЦ ДО МГУ, 1996.-478 с.

4. Дюрант В. Жизнь Греции.-М.:КРОН-ПРЕСС, 1997.-С. 4.

5. Там же,-С. 673-674.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.