Научная статья на тему 'Культура как элемент европейской экспансии'

Культура как элемент европейской экспансии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ГРЕЦИЯ / ЕВРОПА / СИБИРЬ / ЧЕЛОВЕК / СОЗНАНИЕ / CULTURE / GREECE / EUROPE / SIBERIA / MAN / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кениспаев Жумагельды Кубжасарович

В статье анализируется значение греческой культуры для современного мира. Автор утверждает, что доминирование греческой цивилизации есть результат целенаправленной экспансии, совершенной греками, которые таким образом распространили свое духовное влияние на весь мир. Господство одного типа цивилизации приводит к забвению множества других оригинальных форм культур, в частности, культур народов Сибири. Доминирующая в нашем обществе культура не возникла в качестве эволюции культур местных народов, а была целенаправленно сформирована в качестве образца для подражания. Весь процесс социализации человека означает освоение им европейских ценностей: философии, науки, искусства и мн. др. Система образования представляет собой ретранслятор европейской системы ценностей, которая во многом противоречит существующим в обществе традициям. В этом смысле культура выступает в качестве главного элемента европейской экспансии в сторону Азии, Америки и других континентов. Культурная экспансия это более цивилизованный, чем военное вторжение способ захвата новых территорий, расширения сферы влияния. Во всяком случае такой способ рассмотрения культуры в теоретическом плане возможен, так как наука обладает правом сомневаться в том, что у других сомнений не вызывает. Если классические представления о культуре связаны с возможностью реализации высоких духовных запросов человека, то современное ее понимание можно обозначить как выражение интересов небольшой этнической группы, которые в концентрированном виде отражаются в их самобытной культуре. Именно она в дальнейшем вступает на арену борьбы за лидерство с культурами других этносов. Как известно, подобная борьба носит жестокий характер, так как должна остаться только одна картина мира, одни законы, правила, традиции, мифы и т. д. Не лучшую роль в этом сыграли такие особенности национального характера многих аборигенов, как открытость, доверчивость, наивность и любознательность. Так исчезли многие культуры, которые до встречи с европейской культурой вполне эффективно отвечали на вызовы и служили основой социальной системы. С другой стороны, приобщение разных народов к европейской культуре стало причиной массовой миграции, которая в настоящее время является главной проблемой европейских стран. Приобщившись к благам цивилизации, представители традиционных культур стали привыкать к торговым центрам, Интернету, комфортной по европейским меркам жизни, и такая трансформация сознания означает отказ от собственных корней, даже от своей Родины, и поиск счастья в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as an Element of European Expansion

The article analyzes the importance of the Greek culture for modern world. The author argues that the dominance of Greek civilization is the result of focused expansion, done by the Greeks, who thus extended their spiritual influence on the whole world. The dominance of a civilization leads to oblivion in many other original forms of cultures, in particular cultures of the peoples of Siberia. Dominant in our society, culture arose as an evolution of the cultures of the local peoples, and was purposefully crafted as a role model. The whole process of socialization of a person means mastering them in European values: philosophy, science, art, and more. The education system is a repeater of the European system of values, which is contrary to existing in the society of tradition. In this sense, culture acts as a core element of European expansion in Asia, America and other continents. Cultural expansion is more civilized than the military intervention as a way of capturing the new territories, expansion of spheres of influence. In any case, this method of consideration of culture in theory is possible, since science has the right to doubt that the other is beyond doubt. If the classical conception of culture associated with the realization of the high spiritual needs of people, the modern understanding can be described as an expression of the interests of small ethnic groups, which in concentrated form are reflected in their unique culture. It further enters into the arena of struggle for leadership with the cultures of other ethnic groups. As you know, this fight is brutal, as there can be only one picture of the world, the same laws, rules, traditions, myths and so on. Not the best role was played by such features of national character of many aboriginal people as openness, trustfulness, naivety and curiosity. It disappeared as a culture, though before meeting the European culture, it had been quite effectively answering the call and serving as the basis of the social system. On the other hand, inclusion of different peoples into European culture was the cause of mass migration, which currently is the main issue in European countries. Having adapted to the benefits of civilization, representatives of traditional cultures have become accustomed to shopping centers, Internet, comfortable by European standards of life, and the transformation of consciousness means giving up their own roots, even from their homeland and search for happiness in Europe.

Текст научной работы на тему «Культура как элемент европейской экспансии»

6. Palikova T.V. Razvitie kul'tury gorodov Zabaykal'skoy oblasti (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka) [Cultural development of cities in the Transbaikal region (second half of XIX - beginning of XX century)]. Ulan-Ude, Buryats-kiy gosuniversitet Publ., 2008. 260 p. (In Russ.).

7. Spiridonova A.V. Regional'naya kul'tura: dialektika lokal'nogo i universal'nogo (na materiale Vostochno-go Zabaykal'ya): dis. kand. kul'turologii [Regional culture: the dialectics of local and universal (on the material of the Eastern Transbaikalia). Diss. PhD in Culturology]. Chita, 2007. 187 p. (In Russ.).

8. Entsiklopediya Zabaykal'ya: Chitinskaya oblast': v 2 tomakh. Tom 1. Obshchiy ocherk [Encyclopedia of Transbaikalia: Chita oblast: in 2 volumes. Vol. 1. General essay]. Ed. R.F. Geniatulin. Novosibirsk, Nauka Publ., 2000. 302 p. (In Russ.).

УДК 140.8

КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ

Кениспаев Жумагельды Кубжасарович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: kenispaev@mail.ru

В статье анализируется значение греческой культуры для современного мира. Автор утверждает, что доминирование греческой цивилизации есть результат целенаправленной экспансии, совершенной греками, которые таким образом распространили свое духовное влияние на весь мир. Господство одного типа цивилизации приводит к забвению множества других оригинальных форм культур, в частности, культур народов Сибири.

Доминирующая в нашем обществе культура не возникла в качестве эволюции культур местных народов, а была целенаправленно сформирована в качестве образца для подражания. Весь процесс социализации человека означает освоение им европейских ценностей: философии, науки, искусства и мн. др. Система образования представляет собой ретранслятор европейской системы ценностей, которая во многом противоречит существующим в обществе традициям. В этом смысле культура выступает в качестве главного элемента европейской экспансии в сторону Азии, Америки и других континентов. Культурная экспансия - это более цивилизованный, чем военное вторжение способ захвата новых территорий, расширения сферы влияния. Во всяком случае такой способ рассмотрения культуры в теоретическом плане возможен, так как наука обладает правом сомневаться в том, что у других сомнений не вызывает.

Если классические представления о культуре связаны с возможностью реализации высоких духовных запросов человека, то современное ее понимание можно обозначить как выражение интересов небольшой этнической группы, которые в концентрированном виде отражаются в их самобытной культуре. Именно она в дальнейшем вступает на арену борьбы за лидерство с культурами других этносов. Как известно, подобная борьба носит жестокий характер, так как должна остаться только одна картина мира, одни законы, правила, традиции, мифы и т. д. Не лучшую роль в этом сыграли такие особенности национального характера многих аборигенов, как открытость, доверчивость, наивность и любознательность. Так исчезли многие культуры, которые до встречи с европейской культурой вполне эффективно отвечали на вызовы и служили основой социальной системы. С другой стороны, приобщение разных народов к европейской культуре стало причиной массовой миграции, которая в настоящее время является главной проблемой европейских стран. Приобщившись к благам цивилизации, представители традиционных культур стали привыкать к торговым центрам, Интернету, комфортной по европейским меркам жизни, и такая трансформация сознания означает отказ от собственных корней, даже от своей Родины, и поиск счастья в Европе.

Ключевые слова: культура, Греция, Европа, Сибирь, человек, сознание.

CULTURE AS AN ELEMENT OF EUROPEAN EXPANSION

Kenispaev Zhumageldy Kubzhasarovich, Dr of Philosophical Sciences, Professor of Department of Philosophy and Culturology, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: kenispaev@mail.ru

The article analyzes the importance of the Greek culture for modern world. The author argues that the dominance of Greek civilization is the result of focused expansion, done by the Greeks, who thus extended their spiritual influence on the whole world. The dominance of a civilization leads to oblivion in many other original forms of cultures, in particular cultures of the peoples of Siberia.

Dominant in our society, culture arose as an evolution of the cultures of the local peoples, and was purposefully crafted as a role model. The whole process of socialization of a person means mastering them in European values: philosophy, science, art, and more. The education system is a repeater of the European system of values, which is contrary to existing in the society of tradition. In this sense, culture acts as a core element of European expansion in Asia, America and other continents. Cultural expansion is more civilized than the military intervention as a way of capturing the new territories, expansion of spheres of influence. In any case, this method of consideration of culture in theory is possible, since science has the right to doubt that the other is beyond doubt.

If the classical conception of culture associated with the realization of the high spiritual needs of people, the modern understanding can be described as an expression of the interests of small ethnic groups, which in concentrated form are reflected in their unique culture. It further enters into the arena of struggle for leadership with the cultures of other ethnic groups. As you know, this fight is brutal, as there can be only one picture of the world, the same laws, rules, traditions, myths and so on. Not the best role was played by such features of national character of many aboriginal people as openness, trustfulness, naivety and curiosity. It disappeared as a culture, though before meeting the European culture, it had been quite effectively answering the call and serving as the basis of the social system. On the other hand, inclusion of different peoples into European culture was the cause of mass migration, which currently is the main issue in European countries. Having adapted to the benefits of civilization, representatives of traditional cultures have become accustomed to shopping centers, Internet, comfortable by European standards of life, and the transformation of consciousness means giving up their own roots, even from their homeland and search for happiness in Europe.

Keywords: culture, Greece, Europe, Siberia, man, consciousness.

В следующем, 2018 году исполнится 100 лет известному стихотворению А. Блока «Скифы», в котором есть такие слова: «Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!» [1] Если Запад считает Россию варварской азиатской страной, то, по мнению А. Блока, он узнает, что такое настоящий варварский ответ, и, заканчивает свое политическое размышление выводом - Европа - смерть, а Россия - жизнь. Эмоциональная, но вполне справедливая претензия русского поэта к Западу, приговор его высокомерию и самолюбованию. Подобное проявление патриотизма в современном мире большая редкость, а полит-корректность эпохи модерн уже граничит с отсутствием у человека элементарной гражданской по-

зиции по важным политическим вопросам. Наше обращение к этой теме связано с необходимостью прояснения вопроса о сущности культуры современной России.

Есть интересная история с почетным званием «Сибирские Афины», которое на протяжении многих десятилетий оспаривают между собой два очень близких моему сердцу города - Томск и Барнаул. Каждому из этих сибирских городов хочется быть похожим на столицу греческой цивилизации, колыбель западной культуры. На самом деле история непростая. Князь К. А. Вяземский, побывавший в Томске в 1891 году, действительно сравнивал Томск с Афинами, но не без определенной доли сарказма. По его мнению, Томск - один из самых больших городов Сибири. Посреди города - небольшой холм, с которого виден весь

город. Это, как утверждает князь, напоминает немного Акрополь Афинский, который тоже возвышается посреди города. Но греки, ценители красоты, ничем его не застроили, и вид оттуда чудесный. У сибиряков же тут сараи, лачуги да помойная яма. Согласитесь, есть в этом сравнении некоторая двусмысленность. Но за несколько десятилетий до этого впервые Сибирскими Афинами был назван город Барнаул, и сделал это известный ученый и путешественник П. Семенов-Тян-Шанский. По его мнению, Барнаул - самый культурный уголок Сибири, и его можно назвать Сибирскими Афинами. Но это исторические факты, которые со временем были дополнены самой жизнью: Томск в прошлом веке стал признанным лидером в сфере высшего образования, студенческим городом и перехватил пальму первенства культурной столицы Сибири и по праву считается Сибирскими Афинами. Кстати, славный город Омск, по мнению П. Семенова-Тян-Шанского, больше похож на Спарту. Но почему-то Омичи не подхватили это доброе слово великого ученого, и не стали проводить аналогии между своим городом и знаменитыми спартанцами. Хотя при желании, наличии социального заказа и тщательном изучении прошлого Сибири можно было бы и на Омской земле найти аналог великому подвигу трехсот спартанцев под Фермопилами, и это стало бы важной патриотической страницей в книге истории этого региона Сибири. Роль персов можно было бы возложить на многочисленных кочевников, например, джунгар, которые своими набегами постоянно беспокоили границы южной Сибири.

Исторические победы прошлого служат будущему, так как воспитывают патриотические чувства подрастающих поколений, гордость за свою Родину. Это хорошо знали в Античности, утверждая, что без поэтов не было бы героев. В этом смысле мы поступили не по-гречески, наверное, проявили самостоятельность. Так или иначе принадлежность к греческой культуре -признак хорошего тона, критерий цивилизованности. Напротив, отсутствие в обществе следов греческой культуры, философии, науки, мифологии расценивается нами как признак варварства, отсталости, дикости. Трудно определить точную дату, когда именно мы стали эпигонами греков, но

это произошло так давно, что мы об этом факте уже успели забыть.

Греки впервые теоретически обосновали свое превосходство над другими народами -оно заключалось в их особом статусе потомков олимпийских богов, в их мудрости и способности к философии. Миф об Атлантиде, поведанный Платоном, как раз отражает историю восхождения греков. Согласно легенде, Боги поделили между собой Землю. Территория Аттики досталась Афине - богине мудрости, поэтому город Афины был заселен благородными людьми с правильными представлениями о человеческой жизни, общественном устройстве. Атлантида же досталась Посейдону и ее жители стали подчиняться закону. Возникшая война между Афинами и Атлантидой привела, как известно, к гибели последней. Поиск легендарной Атлантиды стал важным элементом европейской культуры, трудно себе представить, куда бы тратили свою энергию искатели приключений, если бы не было платоновского мифа об Атлантиде. Примечательно, что жители Эллады не называют себя греками, это название они получили от Римлян. Самоназвание греков - Эллины, свою родословную они ведут от самого сына Зевса - бога Эллина. Благородное происхождение означает и благородство души, и поэтому в отличие от других народов эллинам знакома философия, понятия государства, закона, демократии, которые получили глубокое теоретическое обоснование в трудах великих мыслителей. Постепенно греческая мысль превратилась в образец для подражания, многие народы считали своим долгом читать греческих авторов, вести философские беседы, изучать природу, писать книги. Так модель греческой культуры превращается в своеобразного Троянского коня, который, попав на новую территорию, захватывает ее, уничтожая все чужое, не похожее на греческий мир. При осаде Трои нашелся лишь один жрец, который усомнился в добропорядочности Греков и утверждал: «Бойтесь данайцев, дары приносящих», но троянцы не послушали его и потеряли свой мир. Примерно так исчезали и остальные культуры: поверив в греческие идеалы, они утратили свою самобытность, уникальность, свою естественную силу, что привело к современной эпохе глобализации. Россию, как показывает история, могут спасти ее бескрайние просторы, если речь идет о

военном вторжении недружелюбных соседей, но экспансия чужой культуры происходит по иным законам, не физическим. Мы, как и остальной цивилизованный мир, являемся частью великой греческой державы, границы которой определяются не пограничными демаркационными линиями, а едва уловимыми культурными символами, которые свидетельствуют о том, что мы принадлежим к одному миру. Например, идея демократии, зародившись в Элладе, в настоящее время объединяет всех людей, считающих себя цивилизованными. Своеобразный пропуск в узкий круг избранных европейских народов. Постоянное стремление России удовлетворить требования европейских держав в отношении устройства социального мира есть не что иное, как диктат одной очень маленькой, но гордой нации над всем остальным миром.

Верность греческой цивилизации проявляется во всех сферах нашей жизни. Мы очень внимательно вглядываемся в страницы истории далекой Греции, пропуская мимо своего внимания целые тома собственной истории и огромные пласты культур аборигенов территорий, на которых живем. Мало кто кроме краеведов знаком с сибирской мифологией, но все знают Геракла и других героев греческого мифа. Реанимируя в книгах и общественном сознании чужие ценности тысячелетней давности, мы одновременно хороним собственную культуру, которая гораздо моложе и ближе нам. Полагаю, что это положение дел рано или поздно будет меняться благодаря новым поколениям людей, свободных от рабского преклонения перед чужой культурой. Пора с большим уважением и вниманием относится к великой истории Сибири. Мы свидетели и активные участники борьбы различных идей за господство в общественном сознании, но последние несколько веков греческие идеи одерживают убедительную победу. Пока нет человека (теории, книги, политического движения), который бы осмелился сказать своим современникам: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Троянского коня, стоящего у западных ворот, мы сами заносим на свою территорию, и это в истории России повторяется многократно. С периодичностью в несколько десятилетий у западных границ России появляется силуэт Троянского коня (в виде идей революции, справедливости, демократии, граждан-

ского общества и т. п.), который попадает к нам благодаря нашему любопытству и желанию воспользоваться результатами чужого труда. Особое рвение в этом проявляет читающая публика, интеллигенция, которая всегда увлекается модными западными идеями.

Многочисленные захватнические войны в истории человечества всегда имели целью освоить территории соседних государств, иметь пленных в качестве живого товара, обладать всей полнотой политической власти. Первый император Китая, Цинь Ши Хуанди, подчинив соседей, как известно, создал единое централизованное государство, многочисленные этносы которого впоследствии (в эпоху Хань) стали идентифицировать себя как один народ - Хань, жителей Поднебесной. Модэ - основатель империи Хуннов, которая всегда была угрозой северных границ Китая, также покорил все соседние царства и создал единое государство с унифицированными нормами жизни. Подобные истории с большим или меньшим успехом многократно повторялись в различных частях света. Но любая империя рано или поздно распадается, это закон природы, которому никто не в силах противостоять. Империя, созданная Греками, единственная в истории человечества, которая не только существует на протяжении тысячелетий, но и процветает, если судить по количеству сторонников греческого типа мышления. Благодаря своей проницательности греческие мудрецы поняли - чтобы победить соседей не обязательно подчинять себе их физическую, юридическую или политическую свободу, так как это всегда заканчивается восстаниями и освободительной борьбой. Но в структуре человеческой организации есть один элемент, контролировать который можно практически незаметно для постороннего взгляда - это сознание человека. С этого открытия начался процесс добровольного присоединения народов к греческому миру. Различные культуры без внешнего принуждения переносят на свою землю традиции и нравы греков. Переключившись от борьбы за превосходство в физическом пространстве, к борьбе в пространстве интеллекта, Греки совершили великую революцию, доказав всем, что подчинять людей можно без физического принуждения, без единого выстрела и на больших расстояниях. Для этого достаточно внести в их сознание нужные идеи и тогда сами побеж-

денные (не подозревая, что их уже покорили) станут верными защитниками греческих завоеваний. В подобном мировоззрении нет места толерантности - все, что негреческое, подвергается уничтожению. Например, почему нам не известны имена философов Древнего Египта, Месопотамии и других восточных цивилизаций? Причина одна - эти имена тщательно стерты со страниц истории, так как на первом месте должны быть имена Греков. Да, Древняя Индия и Китай сказали свое веское слово в философии и науке, мы знаем имена их великих мыслителей. Но, во-первых, не в таком количестве, как имена греческих философов, во-вторых, имена многих из них все-таки ничего не говорят подавляющему большинству образованных людей, в-третьих, философская мысль Индии и Китая до сих пор рассматривается нами как некая экзотика, к которой мы обращаемся в перерывах между чтением классических текстов Платона и Аристотеля.

Внутри самой греческой культуры существовала строгая цензура, не допускавшая вольнодумства. Самые известные философы не избежали ее влияния и давления. Аристотелю, как известно, всегда напоминали о его происхождении, ведь он не был настоящим греком, а всего лишь метэ-ком, то есть переселенцем, не обладающим всеми правами гражданина полиса. Он еще при жизни проявил свой великий талант, но все равно не угодил жителям Афин и был вынужден на старости лет спасаться бегством. Пифагор, которого считают самым великим греком, на самом деле все свои знания получил в Египте и Вавилоне и, вернувшись на склоне лет на Родину, был убит своими же соотечественниками. Они не понимали и не принимали чуждых им восточных идей, которые проповедовал среди своих учеников Пифагор. Иначе говоря, основанием для приговора одному из самых мудрых людей стали не его противоправные действия, предательство или иное преступление, а только лишь идеи, которые, по мнению современников Пифагора, противоречили идеям, принятым в греческой культуре. Такая же история через сто лет приключилась и с настоящим во всех смыслах этого слова греком Сократом, которого приговорили к смерти из-за того, что он якобы учил неправильным взглядам молодежь Афин. Мы, их наследники, проявляем такую же жестокость по отношению к тем, чьи

взгляды не соответствуют нормам современной жизни, скопированным с греческих образцов. Система образования по большому счету не изменилась со времен средневековых монастырских штудий, а Средние века, как нам известно, это время господства идей Платона и Аристотеля. Несколько преувеличенными оказываются и идейные противоречия между классиками Античности. «Аристотелевская мысль, - пишет К. Поппер, - целиком находится под властью платоновской. Вопреки собственной воле он шел по следам своего великого учителя настолько тщательно, насколько это позволял ему его темперамент, - и не только в общем политическом мировоззрении, но практически везде. Так, он целиком принял и систематизировал платоновскую натуралистическую теорию рабства» [2, с. 8-9].

Заносчивость и чувство превосходства образованных людей по отношению к тем, кто не читал Гомера, чем-то напоминает высокомерное отношение греков к рабам и варварам. Греческая мысль, благодаря завоеваниям Александра, установлению торговых отношений, распространению книг, увеличению числа грамотных людей стала покорять все новые и новые территории. Экспансия продолжалась до тех пор, пока не осталось ни одного уголка на Земле, где бы, не знали имена великих Греков, где бы, не рассуждали по правилам формальной логики Аристотеля и где бы, не слышали миф об Атлантиде. Те же уголки Земли, куда еще не проникла греческая мысль, принято называть островками примитивных культур, первобытных отсталых племен, чьи дни уже сочтены. К ним с любовью и уважением относятся только этнографы и антропологи, да и то, преследуя свои сугубо научные интересы. Говоря о греческой экспансии достаточно вспомнить, что значительная часть слов европейских языков имеет греческое происхождение, самыми распространенными являются греческие имена, греческие мифы, а вся европейская философия - это лишь комментарии к трудам греческих мыслителей.

Великое достижение греков, на наш взгляд, заключается в том, что они первыми задумали и осуществили такую спецоперацию по захвату соседних территорий, что плененные соседи до сих пор не догадываются о том, что они уже давно потеряли свою свободу, уже более двух тысяч лет

Европа и весь остальной мир живут под диктатом греческих культурных смыслов, принимая их за свои. Захваченные в войнах территории рано или поздно возвращаются бывшим их хозяевам, как минимум мысль об освобождении витает в воздухе. Но интеллектуальная оккупация Греков продолжается до сих пор и мало кто ставит вопрос об освобождении от захватчиков, а духовный мир греков кажется нам родным. Более того, свое будущее мы видим только через призму демократии, свободы слова, просвещения и иных культурных артефактов греческой цивилизации. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что отказ от греческой культуры, скорее всего, будет означать возвращение в эпоху дикости и варварства. Именно в этом мы слабы - нам нечего противопоставить греческим достижениям, у нас атрофировались способности, связанные с созданием жизненных смыслов, мы их можем только заимствовать. «Благодаря» нашим греческим учителям мы приобрели привитую неспособность, термин, который согласно американскому социологу Т. Веблену, означает неспособность человека самостоятельно принимать решения, его полную зависимость от своих учителей. Нет сомнения в том, что сам греческий мир эпохи Платона уже давно исчез, что искать следы прошлого бессмысленно. Но живы идеи людей, имена которых уже давно канули в лету. Есть бессмертные произведения, которые переживают своих авторов и при любом удобном случае актуализируются благодаря человеческому сознанию, нашему стремлению познать тайны природы. Строго говоря, современный мир стал заложником не столько греков, сколько идей, которые когда-то наполняли греческую жизнь. Но здравый смысл подсказывает, что против чужих идей следует противопоставить свои родные, которые родились на этой земле и отражают наши коренные интересы. Их поиск, к сожалению, заканчивается безрезультатно, так как на протяжении нескольких столетий вместо своих идей мы пользовались суррогатами чужой культуры. Если рожденные в муках творчества идеи - это наши дети, то мы уже подверглись

стерилизации, не можем иметь свои оригинальные, отличные от европейских теории социального устройства, а наше предназначение в том, чтобы воспитывать и лелеять порождения чужой культуры.

Универсальность и тотальность греческих символов такова, что, несмотря на все антропологические, этнические или культурные различия между людьми, мы все относимся к одному интеллектуальному типу - греческому. «Объединение людей земного шара, - пишет К. Ясперс, - привело к процессу нивелирования, на который мы взираем с ужасом. Всеобщим сегодня всегда становится поверхностное, ничтожное и безразличное. К этому нивелированию стремятся, будто оно создает единение людей. В тропических плантациях и в северном рыбацком поселке демонстрируются фильмы столиц. Одежда всюду одинакова. Одни и те же манеры, танцы, одинаковый спорт, одинаковые модные выражения; месиво, составленное из понятий Просвещения, англосаксонского позитивизма и теологической традиции, господствует на земном шаре... Исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллектуальность» [3, с. 76].

Распространение своего влияния, в первую очередь политического, на соседние территории, как показывает история греческой цивилизации, не обязательно означает военное вторжение. Для этого существует греческий прием с Троянским конем, то есть постепенная «прививка» соседних народов агрессивными и в тоже время привлекательными идеями-вирусами, благодаря которым через несколько десятилетий границы нашего культурного мира будут совпадать с границами соседних уже дружественных нам народов. Подобную политику мягкого, культурного проникновения на территорию соседей в современном мире проводит Китай, авангардом их вирусной атаки является Конфуций, чьим именем названы институты, существующие уже в каждом крупном российском городе. Иначе говоря, новый Троянский конь стоит уже у наших восточных ворот.

Литература

1. Блок А. А. Скифы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/147.htm.

2. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Феникс, 1992. - Т. 2. - 528 с.

3. Ясперс К. Духовная ситуация времени. - М.: Алгоритм, 2008. - 272 с.

References

1. Blok A. A. Skify [The Scythians]. (In Russ.). Available at: http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/147.htm.

2. Popper K. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [The open society and its enemies]. Moscow, Feniks Publ., 1992. 528 p. (In Russ.).

3. Yaspers K. Dukhovnaya situatsiya vremeni [The Spiritual situation of time]. Moscow, Algorithm Publ., 2008. 272 p. (In Russ.).

УДК 008

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Шикалева Ирина Анатольевна, преподаватель, Детская школа искусств № 69, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: schik.irina@gmail.com

Рассмотрение вопросов социокультурной динамики современного мира осуществляется в соответствии с рядом тенденций, позволяющих обозначить постановку доминантных проблем идентификационных процессов в культуре, которые определяют основания ее трансформации. Усиление интенсивности идентификационной динамики в культуре диктуется кризисом идентичности, стимулирующим развитие новых форм фиксации опыта, влияющим на процесс формирования идентификационной программы мирового масштаба, и служит существенным импульсом в установлении единых критериев в объяснении идентификационных механизмов в самоопределении культуры как на уровне отношения к себе, так и на уровне отношения к другим культурам в контексте мирового масштаба.

Эти обстоятельства заставляют задуматься о последствиях данных процессов в культуре, что формирует необходимость изучения содержания категориальных дефиниций «идентичность» и «идентификация».

Целью статьи является возможность определения основных тенденций решения проблем осуществления идентификационных процессов, ориентированных на формирование «целостной мировой идентификационной модели» и ее модификации в локальных культурах. Эти тенденции обнаруживаются в изменениях идентификационных практик под влиянием институциональных механизмов идентификации в культуре, ориентированных на формирование коммуникативного потенциала и ценностных ориентиров самоотождествления, нравственное содержание которых диктуется удовлетворением духовных потребностей общества.

Ключевые слова: проблемы культурной идентичности, социокультурное пространство, идентификационный процесс, культурная идентификация, идентитарный дискурс.

MODERN TRENDS FOR SOLVING PROBLEMS OF CULTURAL IDENTIFICATION

Shikaleva Irina Anatolyevna, Teacher, Children's Art School No 69, Postgraduate, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: schik.irina@gmail.com

Considering the questions of socio-cultural dynamics, the modern world carried out according to a number of tendencies, defining the main problems for identification process in culture, designating the statement for significant role in its transformation. Strengthening the intensity of identification dynamics in culture is dictated by the identity crisis stimulating the development of new forms for fixing experience and, being the trigger influencing process for forming the global identification program, and works as an obstacle in establishing uniform criterion in explaining identification mechanism for culture self-determination at the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.