Научная статья на тему 'ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО А. ХАЧАТУРЯНА: СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО А. ХАЧАТУРЯНА: СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ / КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО / А. ХАЧАТУРЯН / АРМЯНСКИЙ ФОЛЬКЛОР / КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зимина Екатерина Андреевна, Григорян Вардуи Дерениковна

В статье представлены история создания и исполнительский анализ одного из ранних камерно-ансамблевых сочинений А. Хачатуряна - Трио для скрипки, кларнета и фортепиано. Авторы обращают внимание на претворение композитором фольклорных элементов армянской музыки, в том числе в его трактовке звучания академических инструментов ансамбля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIO FOR VIOLIN, CLARINET AND PI ANO BY A. KHACHATURIAN: STYLIS TIC FEATURES OF THE WORK

The article presents the history of creation and performing anal ysis of one of A. Khachaturian 's early chamber ensemble compo sitions - Trio for violin, clarinet and piano. The authors draw atten tion to the composer's implemen tation of the folklore elements of Armenian music, including in his interpretation of the sound of the ensemble's academic instruments.

Текст научной работы на тему «ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО А. ХАЧАТУРЯНА: СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

теория и практика камерно-ансамблевого исполнительства

6

Зимина Екатерина Андреевна

Профессор кафедры струнных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженная артистка РФ E-mail: allegro19542@yandex.ru

Григорян Вардуи Дерениковна

Артистка Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Л. Ростроповича E-mail: rozochka.94@bk.ru

В статье представлены история создания и исполнительский анализ одного из ранних камерно-ансамблевых сочинений А. Хачатуряна — Трио для скрипки, кларнета и фортепиано. Авторы обращают внимание на претворение композитором фольклорных элементов армянской музыки, в том числе в его трактовке звучания академических инструментов ансамбля. Ключевые слова: трио для скрипки, кларнета и фортепиано, А. Хачатурян, армянский фольклор, камерный ансамбль

Трио для кларнета, скрипки и фортепиано было написано Арамом Хачатуряном в 1932 году, в период обучения в Московской консерватории в клас-

Трио для скрипки, кларнета и фортепиано А. Хачатуряна: стилистические особенности

произведения

се композиции Н. Я. Мясковского. К тому времени в творческом портфеле молодого композитора уже было много готовых опусов, в их числе — излюбленная юными пианистами «Токката» es-moll, уже в то время известная в кругу музыкантов. Сам Арам Ильич рассказывал, что многие произведения — в том числе «Токката» — дались ему без особого труда, а вот с Трио пришлось изрядно повозиться. Изначально оно было запланировано для традиционного состава: фортепиано, скрипка, виолончель. На первом же занятии профессор Мясковский, ознакомившись с набросками будущего сочинения, посоветовал Хачатуряну разнообразить состав, исключив хотя бы один струнный инструмент и заменив его на какой-либо духовой. Выбрали кларнет, но в те годы юный Хачатурян был едва-едва знаком со спецификой игры на этом инструменте. Пришлось поездить по музыкальным библиотекам, почитать справочную литературу и даже посидеть в классе кларнета в консерватории. После того, как первые две части Трио в новом составе были в эскизах написаны и представлены профессору, Николай Яковлевич остался не полностью удовлетворен: на сей раз вызвали сомнения порядок следования частей и естественность сопоставления тем внутри каждой части. Пришлось вновь переделывать эскизы. Словом, шаг за шагом, Трио все-таки рождалось на свет, хотя и требовало от композитора, как уже понятно, немало забот и терпения. Но когда сочинение уже было окон-

чательно завершено, Николай Яковлевич выразил пожелание издать его, что и было сделано в 1935 году, разумеется, благодаря содействию Мясковского. Сегодня кларнетовое Трио Арама Хачатуряна, пожалуй, одно из самых часто исполняемых его сочинений, оно прочно укоренилось в репертуарном списке многих камерных ансамблей с участием кларнета. А благодаря тому, что Трио не представляет каких-то особых трудностей для исполнения, его часто играют студенты не только высших, но и средних музыкальных учебных заведений, в классах камерного ансамбля.

Трио для кларнета, скрипки и фортепиано отличается особой лирической углубленностью: это и упоительная красота ориентальных мелодий, и возвышенность чувств, и светлая грусть. Это необыкновенно деликатная и выверенная до мельчайших деталей музыка, лишенная напора и агрессии, которые будут нередко вспыхивать в его более поздних произведениях. Временами угадываются отголоски произведений Н. А. Римского-Корсакова и К. Дебюсси (равно как и будущего Фортепианного концерта самого автора), в то же время, неповторимый композиторский стиль Хачатуряна узнаваем с первых же нот.

Композиция Трио трехчаст-

на:

1 часть — Andante von dolore, con molta espressione,

2 часть — Allegro,

3 часть — Moderato.

Первая часть — лирическое

откровение автора, нежная эле-

зимина е. а., григорпн в. д. трио длп скрипки, кларнета и фортепиано

а. хачатурпна: стилистические особенности произведения

гичная песня, которая «льется» и расцветает от начала к концу части. Произведение открывается эпичным фортепианным вступлением аккордового характера: терпкие гармонические созвучия предваряют появление основной темы.

Главная тема 1 части — мелодия канителенного типа. Она имеет ярко выраженное фольклорное начало. Ее интонационные истоки восходят к лирическим протяжным армянским песням. Об этом свидетельствуют затактовое начало, неторопливое развитие мелодического зерна, узорчатость и витиеватость изгибов мелодических

линий. После того как тема экспозиции прозвучала у кларнета, она проводится в вариантном изложении в партии скрипки (Пример 1).

В скрипичном проведении тема звучит более импровизационно: ее мелодия обретает ритмическую свободу и хрома-тизированную изысканность. Кратковременная смена характера тематизма и появление танцевальных ритмов оттеняет звучание основной темы, однако, ненадолго, и вскоре нежная песня возвращается вновь.

Следуя принципу контраста в развития драматургии, композитор придает второй части

Трио энергичный и скерцоз-ный характер. Стремительное вступление приводит к появлению основной темы. Сначала она проводится у кларнета, а затем повторяется у скрипки (Пример 2).

Здесь вновь очевидны параллели с народно-песенным тема-тизмом: интонации протяжной лирической песни преломлены композитором в духе скерцо. Вторая тема танцевальна по своему характеру, о чем свидетельствуют ритмические особенности, простота мелодического строения, типичная фактура фортепианного сопровождения («бас-аккорд») (Пример 3).

7

1

В третьей части Трио, отмеченной чертами рондо, благодаря умеренному темпу ощущается более спокойный харак-

тер. Калейдоскопом проходят перед слушателем интонации армянских народных тем, скрепленные темой рефрена, ко-

торая звучит у кларнета (Пример 4).

В партии скрипки звучат темы танцевального характера,

теория и практика камерно-ансамблевого исполнительства

активные и динамичные. Их отсылает слушателя к огненным ным армянским танцам (Приме фольклорная направленность и пылким, динамичным народ- ры 5, 6).

5

Третья часть Трио носит обобщающий, народно-жанровый характер и утверждает оптимистическую концепцию произведения. Основанная на народно-песенном и танцевальном тематизме, музыка этой части представляет собой картину народного праздника и интонационно опирается на венок армянских народных песен.

Трио для кларнета, скрипки и фортепиано является одним из оригинальных сочинений в творчестве композитора с точки зрения трактовки ансамблевой природы скрипки и камерного ансамбля как исполнительского состава в целом. Необычное сочетание солирующих инструментов — партии кларнета и скрипки — свидетельствует

о попытке композитора воссоздать аутентичное звучание народного инструментария. Композитор не только трактует инструменты с точки зрения их академической природы, но и выявляет их сущность как наиболее приближенных по звучанию к инструментам традиционной армянской культуры. Используя разнообразные приемы игры и фактурные решения в партии скрипки, композитор подчеркивает богатство звучания данного инструмента, его выразительные возможности в плане воплощения тематизма народного характера, прибегая к подражанию игре аутентичным струнным инструментам армянской инструментальной музыки.

Литература

1. Арутюнов Д. А. Хачатурян и музыка Советского Востока. М.: Музыка, 1983. 396 с.

2. Демченко А. Творчество А. И. Хачатуряна. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. 24 с.

3. Тер-Казарян З. Г. Ранний этап формирования творчества А. Хачатуряна (в свете традиций Востока и Запада): дис ... канд. искусствовед. Ереван, 1984.208 с.

4. Хубов Г. Н. Арам Хачатурян. 2-е изд. М.: Музыка, 1967. 439 с.

5. Юзефович В. В. Арам Хачатурян: монография. М.: Советский композитор, 1990. 297 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.