теория и практика камерно-ансамблевого исполнительства
6
Зимина Екатерина Андреевна
Профессор кафедры струнных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженная артистка РФ E-mail: allegro19542@yandex.ru
Григорян Вардуи Дерениковна
Артистка Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Л. Ростроповича E-mail: rozochka.94@bk.ru
В статье представлены история создания и исполнительский анализ одного из ранних камерно-ансамблевых сочинений А. Хачатуряна — Трио для скрипки, кларнета и фортепиано. Авторы обращают внимание на претворение композитором фольклорных элементов армянской музыки, в том числе в его трактовке звучания академических инструментов ансамбля. Ключевые слова: трио для скрипки, кларнета и фортепиано, А. Хачатурян, армянский фольклор, камерный ансамбль
Трио для кларнета, скрипки и фортепиано было написано Арамом Хачатуряном в 1932 году, в период обучения в Московской консерватории в клас-
Трио для скрипки, кларнета и фортепиано А. Хачатуряна: стилистические особенности
произведения
се композиции Н. Я. Мясковского. К тому времени в творческом портфеле молодого композитора уже было много готовых опусов, в их числе — излюбленная юными пианистами «Токката» es-moll, уже в то время известная в кругу музыкантов. Сам Арам Ильич рассказывал, что многие произведения — в том числе «Токката» — дались ему без особого труда, а вот с Трио пришлось изрядно повозиться. Изначально оно было запланировано для традиционного состава: фортепиано, скрипка, виолончель. На первом же занятии профессор Мясковский, ознакомившись с набросками будущего сочинения, посоветовал Хачатуряну разнообразить состав, исключив хотя бы один струнный инструмент и заменив его на какой-либо духовой. Выбрали кларнет, но в те годы юный Хачатурян был едва-едва знаком со спецификой игры на этом инструменте. Пришлось поездить по музыкальным библиотекам, почитать справочную литературу и даже посидеть в классе кларнета в консерватории. После того, как первые две части Трио в новом составе были в эскизах написаны и представлены профессору, Николай Яковлевич остался не полностью удовлетворен: на сей раз вызвали сомнения порядок следования частей и естественность сопоставления тем внутри каждой части. Пришлось вновь переделывать эскизы. Словом, шаг за шагом, Трио все-таки рождалось на свет, хотя и требовало от композитора, как уже понятно, немало забот и терпения. Но когда сочинение уже было окон-
чательно завершено, Николай Яковлевич выразил пожелание издать его, что и было сделано в 1935 году, разумеется, благодаря содействию Мясковского. Сегодня кларнетовое Трио Арама Хачатуряна, пожалуй, одно из самых часто исполняемых его сочинений, оно прочно укоренилось в репертуарном списке многих камерных ансамблей с участием кларнета. А благодаря тому, что Трио не представляет каких-то особых трудностей для исполнения, его часто играют студенты не только высших, но и средних музыкальных учебных заведений, в классах камерного ансамбля.
Трио для кларнета, скрипки и фортепиано отличается особой лирической углубленностью: это и упоительная красота ориентальных мелодий, и возвышенность чувств, и светлая грусть. Это необыкновенно деликатная и выверенная до мельчайших деталей музыка, лишенная напора и агрессии, которые будут нередко вспыхивать в его более поздних произведениях. Временами угадываются отголоски произведений Н. А. Римского-Корсакова и К. Дебюсси (равно как и будущего Фортепианного концерта самого автора), в то же время, неповторимый композиторский стиль Хачатуряна узнаваем с первых же нот.
Композиция Трио трехчаст-
на:
1 часть — Andante von dolore, con molta espressione,
2 часть — Allegro,
3 часть — Moderato.
Первая часть — лирическое
откровение автора, нежная эле-
зимина е. а., григорпн в. д. трио длп скрипки, кларнета и фортепиано
а. хачатурпна: стилистические особенности произведения
гичная песня, которая «льется» и расцветает от начала к концу части. Произведение открывается эпичным фортепианным вступлением аккордового характера: терпкие гармонические созвучия предваряют появление основной темы.
Главная тема 1 части — мелодия канителенного типа. Она имеет ярко выраженное фольклорное начало. Ее интонационные истоки восходят к лирическим протяжным армянским песням. Об этом свидетельствуют затактовое начало, неторопливое развитие мелодического зерна, узорчатость и витиеватость изгибов мелодических
линий. После того как тема экспозиции прозвучала у кларнета, она проводится в вариантном изложении в партии скрипки (Пример 1).
В скрипичном проведении тема звучит более импровизационно: ее мелодия обретает ритмическую свободу и хрома-тизированную изысканность. Кратковременная смена характера тематизма и появление танцевальных ритмов оттеняет звучание основной темы, однако, ненадолго, и вскоре нежная песня возвращается вновь.
Следуя принципу контраста в развития драматургии, композитор придает второй части
Трио энергичный и скерцоз-ный характер. Стремительное вступление приводит к появлению основной темы. Сначала она проводится у кларнета, а затем повторяется у скрипки (Пример 2).
Здесь вновь очевидны параллели с народно-песенным тема-тизмом: интонации протяжной лирической песни преломлены композитором в духе скерцо. Вторая тема танцевальна по своему характеру, о чем свидетельствуют ритмические особенности, простота мелодического строения, типичная фактура фортепианного сопровождения («бас-аккорд») (Пример 3).
7
1
В третьей части Трио, отмеченной чертами рондо, благодаря умеренному темпу ощущается более спокойный харак-
тер. Калейдоскопом проходят перед слушателем интонации армянских народных тем, скрепленные темой рефрена, ко-
торая звучит у кларнета (Пример 4).
В партии скрипки звучат темы танцевального характера,
теория и практика камерно-ансамблевого исполнительства
активные и динамичные. Их отсылает слушателя к огненным ным армянским танцам (Приме фольклорная направленность и пылким, динамичным народ- ры 5, 6).
5
Третья часть Трио носит обобщающий, народно-жанровый характер и утверждает оптимистическую концепцию произведения. Основанная на народно-песенном и танцевальном тематизме, музыка этой части представляет собой картину народного праздника и интонационно опирается на венок армянских народных песен.
Трио для кларнета, скрипки и фортепиано является одним из оригинальных сочинений в творчестве композитора с точки зрения трактовки ансамблевой природы скрипки и камерного ансамбля как исполнительского состава в целом. Необычное сочетание солирующих инструментов — партии кларнета и скрипки — свидетельствует
о попытке композитора воссоздать аутентичное звучание народного инструментария. Композитор не только трактует инструменты с точки зрения их академической природы, но и выявляет их сущность как наиболее приближенных по звучанию к инструментам традиционной армянской культуры. Используя разнообразные приемы игры и фактурные решения в партии скрипки, композитор подчеркивает богатство звучания данного инструмента, его выразительные возможности в плане воплощения тематизма народного характера, прибегая к подражанию игре аутентичным струнным инструментам армянской инструментальной музыки.
Литература
1. Арутюнов Д. А. Хачатурян и музыка Советского Востока. М.: Музыка, 1983. 396 с.
2. Демченко А. Творчество А. И. Хачатуряна. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. 24 с.
3. Тер-Казарян З. Г. Ранний этап формирования творчества А. Хачатуряна (в свете традиций Востока и Запада): дис ... канд. искусствовед. Ереван, 1984.208 с.
4. Хубов Г. Н. Арам Хачатурян. 2-е изд. М.: Музыка, 1967. 439 с.
5. Юзефович В. В. Арам Хачатурян: монография. М.: Советский композитор, 1990. 297 с.