Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО ПИСЬМА В ФОРТЕПИАННОЙ ТОККАТЕ А. ХАЧАТУРЯНА'

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО ПИСЬМА В ФОРТЕПИАННОЙ ТОККАТЕ А. ХАЧАТУРЯНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СТИЛЬ / ПЕДАГОГ / РЕПЕРТУАР / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОЛИРИТМИЯ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаврилова О.А.

Фортепианное творчество А. Хачатуряна всегда привлекало педагогов и исполнителей своей новизной, индивидуальностью творческого почерка и неповторимым своеобразием стиля. Именно А.И. Хачатурян впервые соединил в своём творчестве традиции народного и профессионального классического искусства. В статье рассмотрены национальные истоки фортепианного творчества А.И. Хачатуряна, представлен методикоисполнительский анализ его фортепианной токкаты, которые необходимы для более глубокого изучения особенностей стиля композитора, понимания образного содержания, средств художественной выразительности его фортепианных сочинений, которые могут быть использованы в исполнительской практике и учебном процессе в профессиональных учреждениях среднего и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PEDAGOGICAL REPERTOIRE: THE NATIONAL ORIGINS OF COMPOSITIONAL WRITING IN A. KHACHATURIAN'S PIANO TOCCATA

A. Khachaturian’s piano creativity has always attracted teachers and performers with its novelty, individuality of creative handwriting and unique originality of style. It was A.I. Khachaturian who for the first time combined the traditions of folk and professional classical art in his work. The article considers the national origins of A. I.’s piano creativity. The article presents a methodological and performing analysis of his piano toccata, which are necessary for a deeper study of the features of the composer’s style, understanding the figurative content, means of artistic expression of A.I. Khachaturian’s piano compositions which can be used in performing practice and the educational process in professional institutions of secondary and higher education.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО ПИСЬМА В ФОРТЕПИАННОЙ ТОККАТЕ А. ХАЧАТУРЯНА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 372.878 ГАВРИЛОВА О.А.

доцент кафедры фортепиано, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» E-mail: olenka.gavrilova.10@mail.ru

UDC 372.878 GAVRILOVA O.A.

Associate Professor of the Department of Piano Orel State

Institute of Culture E-mail: olenka.gavrilova.10@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО ПИСЬМА

В ФОРТЕПИАННОЙ ТОККАТЕ А. ХАЧАТУРЯНА

THE STUDY OF THE PEDAGOGICAL REPERTOIRE: THE NATIONAL ORIGINS OF COMPOSITIONAL WRITING

IN A. KHACHATURIAN'S PIANO TOCCATA

Фортепианное творчество А. Хачатуряна всегда привлекало педагогов и исполнителей своей новизной, индивидуальностью творческого почерка и неповторимым своеобразием стиля. Именно А.И. Хачатурян впервые соединил в своём творчестве традиции народного и профессионального классического искусства. В статье рассмотрены национальные истоки фортепианного творчества А.И. Хачатуряна, представлен методико-исполнительский анализ его фортепианной токкаты, которые необходимы для более глубокого изучения особенностей стиля композитора, понимания образного содержания, средств художественной выразительности его фортепианных сочинений, которые могут быть использованы в исполнительской практике и учебном процессе в профессиональных учреждениях среднего и высшего образования.

Ключевые слова: фортепианное творчество, стиль, педагог, репертуар, музыкальное мышление, полиритмия, импровизация, интерпретация.

A. Khachaturian's piano creativity has always attracted teachers and performers with its novelty, individuality of creative handwriting and unique originality of style. It was A.I. Khachaturian who for the first time combined the traditions of folk and professional classical art in his work. The article considers the national origins of A. I.'s piano creativity. The article presents a methodological and performing analysis of his piano toccata, which are necessary for a deeper study of the features of the composer's style, understanding the figurative content, means of artistic expression of A.I. Khachaturian's piano compositions which can be used in performing practice and the educational process in professional institutions of secondary and higher education.

Keywords: piano creativity, style, teacher, repertoire, musical thinking, polyrhythmy, improvisation, interpretation.

Изучение педагогического репертуара является неотъемлемой частью подготовки обучающихся в исполнительском классе. Знакомство с произведениями клавирной музыки, венской классики, лучшими образцами романтической музыки, произведениями русских композиторов и композиторов 20-21 веков помогут молодым исполнителям освоить фортепианные сочинения различных стилей, эпох, жанров и форм, расширить свой исполнительский репертуар.

Творчество А. Хачатуряна всегда привлекало педагогов и исполнителей своей новизной и самобытностью, но в музыковедческой литературе отсутствует современное сколько-нибудь развернутое исследование его фортепианного творчества.

А.И. Хачатурян внес огромный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, обогатив музыку новыми яркими образами и идеями.

Творчество А. Хачатуряна вобрало в себя множество разнообразных красок не только Армении, но и всего Кавказа. Композитор прекрасно соединил музыкальные традиции Востока и Запада, тем самым, создав абсолютно новое музыкальное направление. Музыка А.И. Хачатуряна многогранна, в ней можно проследить безграничное количество народных образов и тем, а так-

© Гаврилова О.А. © Gavrilova O.A.

же гуманистические, патриотические и интернациональные идеи, которые отражаются в героических событиях.

Творчество А. Хачатуряна открывает новую блестящую страницу в истории армянского пианизма. «Ему свойственны светлое восприятие жизни, горячий темперамент, выдающееся полифоническое мастерство и виртуозная техника письма. Произведения композитора полны пафоса, они утверждают прекрасное, содержат множество ярких и смелых контрастов, которые выстраиваются на основе напряжения драматизма или на проникновенной лирике, звучащей на фоне красочных гармоний» [2, с. 9].

Фортепианное наследие А.И. Хачатуряна включает:

• Соната С-ёиг в 3-х частях (1961)

• Сонатина С-ёиг в 3-х частях(1959)

• Поэма (1926)

• 7 речитативов и фуг (1928-66)

• Сюита (Токката, Вальс-каприз, Танец, 1932)

• 3 пьесы (Остинато, Романс, фантастический вальс, 1945)

• Детский альбом (1-я тетрадь, 1926-47; 2-я тетрадь, 1965)

• Концерт для фортепиано с оркестром С^ш в 3-х частях

В течение всего своего творческого пути А.И. Хачатурян вдохновляется народными истоками родной Армении и чудесным фольклором Закавказья. Его мышление направлено в широком восприятии подлинной народности, обогащенной всем опытом мировой культуры.

Музыка А. Хачатуряна основывается на оптимистической, жизнеутверждающей философии. Его искусство обращено к широким массам, содержит в себе глубокий общественный смысл, проникнуто ясными гуманистическими идеалами.

В Армении Хачатурян постиг импровизационное искусство ашугов и научился дышать ритмами танцев, которые могут иметь огромный контраст между собой. В течение долгих лет в Армянском искусстве складывались свои неповторимые традиции, жанры, круги образов и устойчивые выразительные средства.

В музыке А. Хачатуряна армянские затаенные лирические образы представляются в виде монодии, которая может разрастись до широких интонационных кантилен, изображающих самые яркие порывы чувств.

Все традиции и образы армянской народной музыки, услышанные А. Хачатуряном, оставили след в его музыкальном сознании. Но кроме армянских красок композитор впитал в себя и музыку советских композиторов-классиков. Он органично соединил воедино армянский фольклор и ашугские импровизации с классическими принципами построения формы и гармонии. Необычными гармоническими приемами, оставаясь в рамках классического темперированного строя, он создает иллюзию не темперированных звучаний восточной музыки.

Кроме того, композиторский стиль А. Хачатуряна связан с творчеством композиторов европейской традиции. Блестящий концертный стиль берет начало от влияния творчества Ф. Листа. Также на стиле композитора отразилась импрессионистская тембровая и гармоническая красочность К. Дебюсси и особенно М. Равеля.

«Определенное воздействие на музыкальный язык А. Хачатуряна оказали русские композиторы ХХ века такие как И.Ф. Стравинский и С.С. Прокофьев. Завораживающая сила метроритмической и тембровой драматургии, острота и терпкость гармонической вертикали музыки этих композиторов дали творческий импульс новаторским поискам А. Хачатуряна в области «поли» - средств» [2, с. 16].

Очень важная черта А. Хачатуряна заключается в том, что все его образы передаются внутренне активно. Композитор никогда не использует нейтральные краски.

В образном тематизме музыки А.И. Хачатуряна главенствуют два типа, определяющих темы-движения:

1) кантилены с характерно импровизационной гусано - ашугской прихотливостью развития, иногда близкой к речи;

2) импульсивной остро ритмической танцевальности.

Однако композитор использует и другие более конкретные музыкально-поэтические символы.

Во времена отечественной войны в музыке А. Хачатуряна доминируют трагедийные и героические образы. Эти образы насыщают музыку сильным драматизмом и острыми контрастами.

После окончания отечественной войны в музыку А. Хачатуряна вновь возвращаются светлые мелодии, утверждающие чувство радости от жизни.

Импульсивность в музыке А. Хачатуряна повышена за счёт разнообразных нарушений равномерного движения, различных сочетаний равномерного и разномерного движений, многочисленных обострений, сопряженных контрастов. Он активно повышает экспрессивность лирики, вводя в кантилену характерные, острые речевые обороты, преодолевая терцовый принцип аккордики.

Произведения А. Хачатуряна поражают стихийной мощью темперамента и неиссякаемым оптимизмом. Восточность музыки А. Хачатуряна отличается особой художественностью, он как будто оживал с помощью звучаний прихотливых мелодических узоров и искрометных танцевальных стремительных ритмов.

Арам Хачатурян является новатором широкого плана, он умел возрождать старинные формы, представив их в духе нового времени. Формы, которые являются стабильными и классическими образуют основу, на которой воздвигается что-то совершенное и новое.

А. Хачатурян полностью сохраняет и ценность жанрового материала. В произведениях композитора возникает новый феномен художественного, где сочетается народное и личностно-неповторимое.

В ХХ веке происходит возрождение импровизации. Импровизационность А. Хачатуряна органично сочетается с европейскими формами и сохраняет характер спонтанности. Она реализуется в бесконечном изобилии тематических разветвлений, волнообразности мелодических линий, прерывистых и одновременно пронизанных трепетным пульсом движения, а также в гирляндах украшений и изяществе узоров.

Одна из характернейших особенностей музыкального мышления А. Хачатуряна - это полиритмия. Она является результатом его постоянного стремления к богатству и разнообразию ритмических построений.

Наряду с полиритмией А. Хачатурян часто использует ощущение полиметрии. Истоки полиритмии и ощущения полиметрии опять же произрастают из армянского народного творчества.

Музыка А. Хачатуряна обладает яркой красочностью. В своих произведениях композитор охотно применяет всевозможные украшения.

Яркая красочность, самобытность гармонических оборотов, звуковая терпкость национальных созвучий, тональности развития темы, логическая стройность характеризуют гармонический язык произведений композитора в различных музыкальных жанрах и формах. В гармоническом языке А. Хачатуряна сочетаются принципы самобытности, национального колорита с современными гармоническими чертами его языка.

«В первую очередь происходит строение вертикали,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

проявляются всевозможные поли-явления, фактурно-гармоническое остинато, интонационно-мелодические связи аккордов и тональностей. Кроме того, музыкальному мышлению А. Хачатуряна свойственны процессы сквозного тонально-гармонического развития» [2, с. 137].

Армянская монодия опирается на полный хроматический звукоряд. В нём отсутствуют увеличенные интервалы, но встречаются уменьшённые квинты и октавы.

Кроме того, говоря о ладогармонических истоках музыки А. Хачатуряна, стоит упомянуть моменты, связанные с особенностями народного исполнительства и музицирования:

1) традиция настройки музыкального струн-но-щипкового инструмента азербайджанских ашугов - саза;

2) армянское народное исполнительство отличается обильной всевозможной мелизматикой;

3) типичной чертой для восточной музыки является остинатный бас.

Все эти национальные черты отразились на гармоническом мышлении А. Хачатуряна. Но его аккордика совмещает в себе остроту и терпкость с тонкой коло-ристичностью, присущей музыкантам-современникам композитора.

Сугубо самобытная, ярко выраженно национальная, «Токката» es-moll привлекает внимание стихией ритмической динамики, контрастностью типов фактуры и исполнительской манерой ашугской импровизации, национальным колоритом гармонии, оригинальной имитацией звучаний восточных народных инструментов, использованием новаторских приёмов фортепианной техники.

«Продолжая традиции классиков русской и зарубежной музыки, а также армянских композиторов, Хачатурян создаёт пьесы не только высокого художественного достоинства, но и глубоко современные по кругу образов и музыкальному языку» [2, с. 327].

Токкату es-moll А. Хачатурян создал еще в студенческие годы (1932 г.). Написание токкаты А. Хачатурян начинал с подражания. Но его подражание не совсем обычное, здесь композитор воспроизводил образный мир музыки и поэзии ашугов.

Композиционная структура пьесы в целом близка образам европейской профессиональной музыки. Форма токкаты - сложная 3-х частная с небольшим эпизодом в середине, сокращенной репризой и заключением на материале середины.

I часть сложной 3-х частной формы Allegro marcatissimo-Vivace con brio представляет собой простую 2-х частную безрепризную форму. В токкате нет привычных классических периодов, но разделы четко отделяются друг от друга и можно говорить о двух больших построениях, выполняющих роль периодов. Первое построение - это период в темпе Allegro marcatissimo -представляет собой образец постепенного подъёма нагнетания до кульминации.

2-е построение - период в темпе Vivace con brio -представляет собой две волны с длительным подъемом и коротким спуском. Обе волны построены на одном и том же музыкальном материале, только вторая модулирует в es-moll - тональность среднего эпизода.

Средняя часть лиричная, страстная в темпе Andante espressivo e rubato, является эпизодом. Здесь присутствует секвенционное развитие. Секвенция, восходящая с переменным шагом. Секвенция неточная с пропуском первой доли.

Реприза сокращена. Форма сохранена, но изменились масштабы.

Национально-характерные черты индивидуального стиля А. Хачатуряна во многом связаны с ритмом. «Обостренное внимание к воплощению моторно-двигательной стороны эмоций обусловило подчеркнутую акцентность хачатуряновской ритмики, сочетание нерегулярности метроритма с многоплановой регулярностью, периодичностью, остинатностью» [2, с. 96].

Смена метра в токкате несет «разъясняющую» функцию в форме и ведет к завершению. К примеру, в данной токкате, на кульминации первого периода 2-х частной формы происходит смена размера с 44 на 34, впервые появляется пунктир, происходит укрупнение ритмического рисунка.

В средней части 3-х частной формы Andante espressivo e rubato торжествует полиритмия.

«В музыке Хачатуряна темы протяжны. Они представляются по форме в виде периода или масштабно развернутого предложения» [2, с. 71]. В первой части данной Токкаты привычное для европейской музыки понятие темы отсутствует. В первом периоде можно говорить об основном тоне «b» и отстоящих от него «f» и «es» на чистую кварту выше и ниже. Они получают всевозможные ритмические и мелодические варианты сочетания этих трех нот.

Второй период представляет собой попевку с репетициями на начальном звуке темы, что концентрирует мощный заряд энергии. Происходит опевание ноты «b», постепенное расширение опевающих нот начиная с малой секунды вверх и вниз до кварты.

Важнейшую роль в индивидуальности стиля композитора играет и гармония. В данной токкате в «первую очередь имеются в виду: строение гармонической вертикали, всевозможные «поли-явления», фактурно-гармоническое остинато, интонационно-мелодические связи аккордов и тональностей», а также процессы сквозного тонально-гармонического развития [2, с. 137].

В хачатуряновской аккордике широко используются «внедренные» звуки, которыми обрастают основные аккордовые тоны.

Столь же часто используются созвучия нетерцового строения, а также созвучия, содержащие в одновременности натуральные и альтерированные звуки.

В токкате es-moll А. Хачатурян смог творчески переосмыслить и соединить достижения восточной и западной музыкальной культуры. Музыкальный академический жанр, инструмент, музыкальная форма - все

это берет начало от европейской культуры. Имитация звучания народных инструментов, импровизационная исполнительская манера, особенности ритмики, лада, гармонии, тематизма - от восточной культуры.

«Обогатив армянскую музыку новыми формами и жанрами, новым кругом образов и стилистических приемов, А. Хачатурян направил основные художественные устремления молодой в ту пору плеяды армянских композиторов: А.Г. Арутюняна, А.А. Бабаджаняна, Э.М. Мирзояна, Л.М. Сарьяна и других. Во многом именно через творчество А. Хачатуряна они приобщались к опыту мировой музыкальной классики» [2, с. 307].

В «Токкате» es-moИ отражены все особенности фортепианной фактуры музыки А. Хачатуряна. Данное произведение содержит в себе все самые яркие особенности

хачатуряновского фортепианного стиля. «Токката» es-moИ содержит типичные для этого жанра признаки: импровизационность, стремление к тематическому единству через вариационное развитие материала.

Синтез классических и совершенно новых музыкальных элементов, которые привнес А. Хачатурян, благотворно повлияли на эволюцию жанра токкаты в советской музыке.

В итоге можно отметить, что изучение стилевых особенностей композиторского письма А.И. Хачатуряна, глубокое проникновение в образный строй его фортепианных сочинений, понимание средств художественной выразительности будут способствовать созданию пианистом собственной исполнительской интерпретации музыкального произведения.

Библиографический список

1. АрутюновД.А. А. Хачатурян и музыка Советского Востока: Язык, стиль, традиции. М.: 1983. 396 с.

2. Рыбакова С.Б. Арам Хачатурян: Сборник статей. М.: 1975. 272 с.

3. Тигранов Г. Арам Хачатурян. Л.: Музыка, 1978. 398 с.

4. Хубов Г.Н. Арам Хачатурян: Монография 2-е изд. М.: 1962. 440 с.

5. ШахназароваН.Г. Проблемы музыкальной эстетики Воспоминания о семье. М.; 2016. 276 с.

6. ХараджанянР.И. Фортепианное творчество Арама Хачатуряна / Р. Хараджанян / Е: Айастан, 1973. 421 с.

7. Арам Хачатурян - мой отец. Режим доступа: https://noev-ovcheg.ru/mag/2017-02/5704.html

References

1. ArutyunovD.A. A. Khachaturyan i muzyka Sovetskogo Vostoka: YAzyk, stil', traditsii M.: 1983. 396 p. 398.

2. Rybakova S.B. Aram Khachaturyan: Sbornik statey M.: 1975. 272 p.

3. Tigranov G. Aram Khachaturyan. L: Muzyka, 1978. 398 p.

4. Khubov G.N. Aram Khachaturyan: Monografiya 2-ye izd., M.: 1962. 440 p.

5. Shakhnazarova N.G. Problemy muzykal'noy estetiki Vospominaniya o sem'ye.M.; 2016. 276 p.

6. Kharadzhanyan R.I. Fortepiannoye tvorchestvo Arama Khachaturyana. Ye: Ayastan, 1973. 421 p.

7. Aram Khachaturyan - moy otets. Rezhim dostupa: https://noev-ovcheg.ru/mag/2017-02/5704.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.