Научная статья на тему 'Тридцать три года совместной работы'

Тридцать три года совместной работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тридцать три года совместной работы»

В.Е. Гущев

Гущев Владимир Егорович — кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, первый проректор Нижегородской правовой академии

Тридцать три года совместной работы

С Владимиром Константиновичем Бабаевым я впервые встретился весной 1973 года на научной конференции, которая проходила в стенах Горьковской высшей школы МВД СССР. Познакомились, разговорились. Мягкие, интеллигентные манеры, доброжелательный взгляд карих глаз как-то сразу располагал к общению. Выяснилось, что он специалист в области теории государства и права, ученик известного теоретика С.С. Алексеева и по приглашению приехал на работу с Дальнего Востока, где заведовал кафедрой ДГУ. Он достаточно долго и основательно разрабатывал научную тему о презумпциях в праве. Актуальность данной темы в ту пору была очень высокой, особенно применительно к уголовному судопроизводству, поскольку после долгих лет замалчивания и даже отрицания принципа презумпции невиновности в уголовном процессе он стал активно разрабатываться в юридической литературе. В то время я работал старшим преподавателем Горьковского факультета Всесоюзного юридического института (ВЮЗИ) и читал курс «Уголовный процесс», и мне данная тема была особенно интересна, тем более, что к данной проблеме В.К. Бабаев подходил с общетеоретических позиций. Мы обменялись телефонами и стали периодически общаться. Владимир Константинович подарил мне свою монографию «Презумпции в советском праве», написанную по материалам его кандидатской диссертации.

Работа оказалась на редкость содержательной и интересной. Поражала новизна и оригинальность подхода к проблеме, ясный и доступный стиль изложения, научная глубина и аргументированность выводов. Вскоре состоялась читательская конференция по данной книге, которая прошла с большим успехом, и на которой мне посчастливилось выступать.

С тех пор у нас началась дружба, а затем и совместная работа, которая продолжалась много лет, из которых 21 год я был заместителем у В.К. Бабаева по учебной и научной работе. За это время было много событий, разнообразных ситуаций, связанных с личностью Владимира Константиновича, описать которые в полном объеме просто невозможно. Поделюсь некоторыми их них.

В начале 1976 года мы вместе с В.К. Бабаевым оказались на курсах повышения квалификации при МГУ. Он как начальник кафедры государственно-правовых дисциплин ГВШ МВД СССР, я — как заместитель декана Горьковского факультета ВЮЗИ. Поселили нас в Москве в известном доме аспирантов и студентов. Ему досталась 2-местная комната с одним из аспирантов, который в общем-то редко появлялся, и он фактически жил один. Меня, поскольку прибыл с опозданием, поселили с двумя студентами из какого-то художественного училища. Парни молодые, веселые, почти каждый день шумные вечеринки. А тут еще позвонила из Горького моя жена с предложением приехать ко мне на 2—3 дня. Возник вопрос: где жить? Устроиться в гостиницу сложно, да и денег на это, откровенно говоря, не было. Владимир Константинович предложил выход из ситуации. Он временно переселяется на мое место к будущим работникам культурного фронта, а я с супругой занимаем его комнату. Сколько лет прошло, но я всегда с благодарностью вспоминаю этот вроде бы простой, но глубоко человеческий поступок. Он навсегда определил мое отношение к В.К. Бабаеву как к простому, доброму и отзывчивому человеку.

Во время нахождения в Москве под воздействием Владимира Константиновича я принял предложение руководства Горьковской высшей школы МВД СССР и в марте 1976 года занял должность начальника учебного отдела, а в январе 1980 года стал заместителем начальника школы по учебной работе. Школа переживала становление как вуз, готовивший не просто юристов высшей квалификации, но и специалистов по борьбе с экономическими преступлениями. На плечи начальников кафедр ложилась трудная задача разработки в короткие сроки качественной учебно-методической документации: рабочих учебных программ, учебно-методических планов, учебных пособий, фондовых лекций, необходимых методических рекомендаций для слушателей и т. д. Причем достаточно жестко ставился вопрос о профилизации преподаваемых дисциплин, определении их места и роли в подготовке оперуполномоченного БХСС. И здесь В.К. Бабаев проявил себя хорошим организатором педагогического коллектива, настоящим лидером, на которого равнялись другие руководители кафедр. С ним работалось легко и без проблем.

Кроме отличных организаторских и чисто человеческих качеств, Владимир Константинович был, как говорят, педагогом от Бога. Его занятия пользовались большим успехом у слушателей как очного, так и заочного обучения, где учились практические работники нередко старше его по возрасту. В кон-

курсах на звание лучшего лектора, проводимых в рамках вуза, он неизменно занимал первые места. По социологическим опросам обучающихся о качестве преподавания, его занятия постоянно назывались в числе лучших.

В 1982 году начальник школы генерал-майор внутренней службы В.А. Дубровин ушел в отставку. На его место был назначен В.Д. Резвых, ранее занимавший должность заместителя начальника школы по научной работе. На освободившееся место стали искать кандидата. Выбор пал на В.К. Бабаева, который к тому времени защитил докторскую диссертацию, стал профессором и больше всех заслуживал назначения на эту должность. Однако Владимир Константинович решительно отказался от сделанного ему предложения, объявив, что лавры чиновника, хотя и от науки, его не прельщают — он прежде всего ученый. Все уговоры были бесполезны. В это время должность зам. начальника школы была номенклатурой райкома КПСС. Там хорошо знали В.К. Бабаева как отличного пропагандиста юридических знаний среди населения, так как он часто выступал на семинарах, в коллективах трудящихся по разъяснению действующих и вновь принятых законов. Кандидатура Владимира Константиновича их устраивала. И в бой вступила тяжелая артиллерия. Я был свидетелем (поскольку дело происходило в моем кабинете), как III секретарь Приокского РК КПСС Г.В. Железова (именно она курировала учебное заведение) «ломала» В.К. Бабаева. Делала она весьма энергично, отметая все его попытки отказаться. Кончилось тем, что Владимир Константинович, очевидно устав от прессинга, сказал, что подумает. После ее ухода мы долго с ним беседовали. Я просил его дать согласие и тогда бы мы вместе тянули воз: он — научно-исследовательской, я — учебно-методической работы. Потом снова были разговоры с В.Д. Резвых, с Управлением кадров МВД СССР и, наконец, В.К. Бабаев дал согласие и был назначен. В ту пору в штатах вуза не было должности первого заместителя начальника школы, но по традиции, которая установилась с момента основания ГВШ МВД СССР в 1972 году, эту функцию исполнял заместитель по научной работе. Таким образом, на плечи Владимира Константиновича свалился большой объем дополнительной работы, и он с ней блестяще справлялся.

В 1987 году начальник школы В.Д. Резвых ушел на повышение в Москву, и на его место был назначен В.К. Бабаев. Он не рвался к этой должности, ее он заслужил своим отношением к делу, к людям, работающим в школе. С его приходом наступил расцвет нашего учебного заведения, которое сначала обрело статус юридического института, а затем академии. Он постоянно заботился о личном составе вуза, помогал в научной работе профессорско-преподавательскому составу, ценой огромных усилий добивался выделения квартир сотрудникам, решал вопросы с устройством в детский сад их детей, оказывал помощь тем, кто в ней нуждался.

В.К. Бабаев пользовался огромным уважением среди сотрудников нашего коллектива, коллег из других юридических вузов, руководства МВД и Нижегородской области, юридической общественности. Вспоминаю, какой переполох наделал приезд с частным визитом к нему Председателя Конституционного суда России В.А. Туманова. Вместе с ним ездили на Волгу, варили уху, причем В.А. Туманов обращался к Владимиру Константиновичу только по имени и на «ты». Нередкими гостями Бабаева были губернаторы Нижегородской области: Б.Е. Немцов, Г.М. Ходырев, И.П. Скляров. Последний называл его «батько» и очень тепло к нему относился. Вообще В.К. Бабаев любил и умел принимать гостей, любил непринужденную беседу, шутки, анекдоты, был непревзойденным мастером их рассказа. У него всегда можно было встретить и начальника УВД из какой-нибудь области, чаще Нижегородской, Ивановской или Кировской, министров внутренних дел Коми, Мордовии, Чувашии, Дагестана, руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ректоров вузов, выпускников прошлых лет. Для каждого из них у него находилось время выслушать, вникнуть в их проблемы, обменяться опытом. Люди ценили его душевную доброту и в свою очередь всегда шли навстречу в решении задач, возникших перед нашим учебным заведением. Проблемы комплектования вуза, организации практик слушателей, хозяйственные вопросы решались оперативно и быстро. Когда в сложные 90-е годы возникли проблемы с питанием наших слушателей очного обучения, благодаря авторитету и усилиям нашего руководителя, ряд колхозов поставляли в долг продукты питания, и обучающиеся были обеспечены всем необходимым.

Особенно организаторский талант В.К. Бабаева проявился в сложный для нашей страны период, когда личному составу школы по приказу Министерства внутренних дел СССР приходилось выезжать в другие регионы, так называемые «горячие точки», для обеспечения там правопорядка и защиты прав, свобод и жизни граждан. Неоднократно В.К. Бабаев лично возглавлял сводный отряд нашего вуза. И надо сказать, что большой заслугой Владимира Константиновича является то, что личный состав с честью выполнял поставленные задачи, не понес потерь и не допустил ни одного нарушения законности. Более того, делалось все возможное, чтобы слушатели, задействованные в охране общественного порядка, не отставали от учебы. По месту их дислокации выезжали педагоги и там проводили учебные занятия.

В 1989 году, по предложению В.К. Бабаева, меня перевели с должности заместителя начальника школы по учебной работе на должность его заместителя по научной работе. В этом качестве я проработал 11 лет. За это время под руководством Владимира Константиновича удалось создать адъюнк-

624

Юридическая техника. 2010. № 4

туру по трем научным специальностям, специализированный совет по защите сначала кандидатских, а затем и докторских диссертаций, организовать собственную издательскую базу, наладить подготовку научно-педагогических кадров. Это огромная работа, выполнить которую без авторитета В.К. Бабаева, его настойчивости и целеустремленности было бы просто невозможно.

В.К. Бабаев сумел создать дружный, работоспособный коллектив, подобрать и расставить начальствующий состав вуза и, в том числе, своих заместителей (их у него было пять). Мы — его заместители в узком кругу называли себя командой Бабаева и старались ни в чем не подводить своего начальника. В свою очередь Владимир Константинович бережно и уважительно относился к каждому из нас, хотя слово «команда» не любил. Если у кого то из нас что-то не получалось, возникали проблемы, а в работе всякое бывало, то он предпочитал разрешить сложившуюся ситуацию спокойно, без разносов, много делая для сплочения руководства вуза. Нередко по воскресным дням он организовывал походы на лыжах, выезды в лес за грибами, ягодами, на рыбалку.

Как-то осенью мы собрались в лес за брусникой. По приглашению начальника Ковернинского РОВД А.Ф. Рыбакова и председателя колхоза А.П. Тараканова приехали в с. Белбаш Ковернинского района. Была возможность купить ягоды у местных жителей, но В.К. Бабаев сразу отклонил эту идею, сказав, что не для этого мы приехали в такую даль, бруснику надо собрать самим, а купить ее можно было на рынке в городе. В прицепе трактора «Беларусь» нас завезли в такую глушь, где, кажется, давно не ступала нога человека, зато медвежьи следы явно присутствовали. Оставив продукты, воду и лишние вещи у трактора, мы углубились в лес, где нашли такие ягодные места, каких ранее не видели. Набрали все полные корзины, но когда пришло время возвращаться назад, возникла проблема: в какую сторону идти. Наши проводники, ссылаясь на то, что они местные и бывшие пограничники, увели, несмотря на возражения В.К. Бабаева, в противоположную сторону, и мы заблудились. Без еды, без воды, уставшие, только к концу дня мы наконец выбрались на то место, где оставили тракториста. Увиденная картина повергла нас в шок. Трактор лежал на боку в грязи, а рядом сидел пьяный тракторист. Попытались вытащить трактор, но бесполезно: сил явно не хватало. Наступили сумерки. Перспектива провести холодную ночь в лесу без соответствующего снаряжения заставила некоторых из нас приуныть. Пока одни разжигали костер, Владимир Константинович с А.П. Таракановым отошли в сторону и о чем-то оживленно совещались. После этого они подошли к трактору вставили в его заднее колесо небольшое бревно, завели «Беларусь», колесо, медленно вращаясь, уперлось в землю, и трактор буквально сам себя вытащил из грязи. Наскоро перекусив, отправились в обратный путь.

В полной темноте подъехали к селу. Навстречу с фонарем, собакой и ружьем шел один из местных жителей, который, обеспокоенный долгим отсутствием, отправился на наши поиски. В.К. Бабаев шутил: хорошо, что мы взяли с собой председателя колхоза, именно его собирались искать односельчане, поиски милицейских чинов вряд ли начали бы так оперативно.

Во второй половине девяностых годов по инициативе Администрации Нижегородской области в городе появился новый юридический вуз — Нижегородская правовая академия. С момента ее создания В.К. Бабаев был консультантом ректора, а с 2003 года и до последнего дня своей жизни непосредственно руководил этим образовательным учреждением. Причем так же успешно и эффективно, как и все, что делал в жизни этот талантливый ученый и великолепный педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.