Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Коды классификатора JEL: L 11, M 29, R 15
ТРИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ООО «КРАСНОДАРРЕГИОНГАЗ» В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СВОБОДНОГО РЫНКА ГАЗА
БУРЯК К.И.
Буряк К.И. Кубанский государственный технологический университет, соискатель кафедры Экономики и управления производством, начальник финансового отдела ООО «Краснодаррегионгаз»,
В статье раскрыты особенности развития ООО «Краснодаррегионгаз» на переходном этапе формирования свободного рынка на газ в Краснодарском крае. Разработаны три модели стратегии развития региональной газовой компании в новых экономических условиях. Предложены методы сравнения экономической эффективности моделей развития, проведены расчеты и ранжирование моделей.
Ключевые слова: рыночная экономика, государственное регулирование цен, топливно-энергетический комплекс, газовая отрасль промышленности, модели стратегического развития.
С конца XX века в условиях генезиса новой политической и экономической структуры российского государства и общества, основанных на принципах демократии и приоритете рыночных отношений, существенно возрастает значение отечественного топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В недрах России сосредоточено 30% разведанных мировых запасов природного газа, 12% - нефти, 11% - угля. Использование топливно-энергетических ресурсов становится важнейшим фактором и условием развития экономики страны, социальной стабильности в обществе. Закономерным поэтому является тот факт, что государственная политика по развитию ТЭК в нашей стране имеет первостепенное значение. Она прогнозируется и осуществляется на основе разработанной «Энергетической стратегии на период до 2020 года».
Особое место в топливно-энергетическом балансе страны принадлежит «голубому топливу». Газ - это источник тепла в быту, промышленном производстве, электроэнергетике. Он служит также источником моторного топлива, сырьем для химического производства и т.д. ТЭК обеспечивает около 30% объема промышленного производства, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений [4].
Радикальные перемены в экономике страны и, прежде всего, формирование цивилизованного рынка потребовали больших перемен и в газовой промышленности страны. Началом новой государственной экономической политики в газовой отрасли стало создание в 1993 году ОАО «Газпром» - акционерного общества открытого типа с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству. В новых условиях на первое место выдвигается задача обеспечения реализации газа потребителям, в том числе населению страны. С этой целью в декабре 1996 года была создана Межрегиональная компания по реализации газа (ООО «Межрегионгаз») - специализированное торговое предприятие со 100% уставным капиталом ОАО «Газпром». Создание новой компании было связано не только с проблемой разрушения монополизации газовой отрасли и обеспечения прозрачности в ее деятельности, но и необходимость решения проблемы неплатежей потребителей за газ. В первые годы реформ в стране сложилась крайне сложная ситуация на рынке газа. Об этом объективно свидетельствуют факты: «Газпром» поставлял газ потребителям, а уровни платежей за потребленный газ, например, в 1996 году составили всего 15%, в т.ч. «живыми» деньгами только 2%. Такие экономические отношения были далеки от рыночных и продолжались в последующие годы. Однако они отражали реалии жизни. В этой связи невозможно переоценить роль и значения ОАО «Газпром» и его подразделений. В сложных социально-экономических отношениях, складывающихся в России на рубеже XX и XXI столетий, финансово-экономическая и организационная деятельность отрасли в целом обеспечивала социальную стабилизацию в обществе, создавала предпосылки для постепенного выхода страны из глубокого экономического кризиса.
Деятельность ООО «Межрегионгаз» была сосредоточена в направлении укрепления взаимодействия с регионами страны, в которых создавались его филиалы. Был осуществлен переход на договоренные отношения с субъектами федерации. Договоры определяют взаимные обязательства и обеспечивают баланс интересов. Первый такой договор был подписан в 1994 году с руководством Республики Коми. Работа активно продолжалась в последующие годы и продолжается сегодня. В итоге, в 2007 году соглашение о сотрудничестве с ООО «Межрегионгаз» подписали руководители 78 регионов России [1]. Новый этап совершенствования структуры компании начинается в 1999 году: филиалы были постепенно преобразованы в самостоятельные юридические организации - региональные газовые компании (РГК). В соответствие со своими функциями РГК покупали газ у ООО «Межрегионгаз» и продавали его потребителям своего региона.
Совместными усилиями трудовых коллективов ООО «Межрегионгаз» и администраций местных органов власти постепенно на протяжении нескольких лет ситуация с оплатой за газ стабилизировалась. В настоящее время подавляющая часть регионов своевременно и в полном объеме оплачивает за потребленный газ. В 2006 год на внутреннем российском рынке было реализовано 316,3 млд. метров кубических
газа (56,8% от объемов добычи) [3]. Оплата за газ в целом по стране составила 97%. Вместе с тем есть и проблемные регионы. Например, на рынке газа на Северном Кавказе объемы неоплаченного «голубого топлива» еще значительны. Во многом, неплатежи по нашему мнению имеют объективный характер. Они обусловлены сложностями общей социально-экономической ситуации в регионе, так как здесь высокий уровень безработицы и как результат доля платежей за газ в семейном бюджете превышает среднероссийский показатель. Например, в Ингушетии она составила 3,6% (в г. Москве - 0,04%). Имеют место и несанкционированные отборы газа в Южном Федеральном округе (далее ЮФО) [1].
В структуре потребления газа по федеральным округам России первое место занимает Центральный округ (34%). Южный федеральный округ потребляет 14% газа, реализуемого на внутреннем рынке.
Деятельность ООО «Газпром» в субъектах федерации можно наглядно раскрыть на примере Краснодарского края. Здесь функционирует ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» (ООО «Краснодаррегионгаз»), созданная 23.02.2000 года и начавшая реализацию природного газа потребителям и населению края с 01.09.2000 года. «Краснодаррегионгаз» строит свою работу на основе договоров с потребителями газа. Расширяются объемы потребления газа. Если в 2000 году в крае было потреблено 3381,6 млн. куб. м газа, в 2007 году - 7436,8 млн.куб. м газа. Основными потребителями газа является население (45,7%), промышленность (20,9%), электроэнергетика (16,4%). В общем объеме потребленного газа в ЮФО (43148 млн. куб. м) Кубань занимает 2-е место (19,2%) после Ростовской области (24,3%).
В современных условиях, когда обоснованная потребность в газе потребителей удовлетворяется, на первое место в газовой отрасли России выдвигается проблема либерализации цен. Сдерживание цен на природный газ, отсутствие на внутреннем рынке свободных цен, реально отражающих его стоимость, не способствовало развитию энергосберегающих технологий и не стимулировало основных производственных фондов. С развитием рыночных отношений в стране модернизировался и рынок газа. Идея либерализации рынка газа нашла поддержку Президента и Правительства Российской Федерации. Был принят ряд нормативных правовых актов, наметивших задачи реформирования газовой отрасли до 2020 года. Период развития до 2011 года определен как переходный, призванный обеспечить постепенный переход к свободному рынку газа в стране. Цены на газ для населения будут регулироваться государством, а промышленные потребители переходят с 2011 года на свободные рыночные цены. Долгосрочная программа либерализации цен учитывает зарубежный опыт (США, Англия, Германия) выявивший несколько общих принципов при проведении реформ мировой газовой системы.
На сегодняшний день в газовой отрасли России практически в полной мере сложились условия необходимые для перехода к свободному рынку газа:
- в стране создана нормативно-правовая база по обеспечению и совершенствованию форм организации и участия государства в управлении отечественной газовой отраслью;
- определился основной круг поставщиков газа, обладающих достаточной сырьевой базой и способных значительно повысить его добычу, производство и поставку на рынок;
- отрегулированы и в значительной степени разрешены взаимные претензии газодобывающих компаний друг к другу;
- закончился длительный период взаимного непонимания отдельных участков рынка, определены цели и методы взаимодействия, не ущемляющие интересы каждого из них;
- сформировалась заинтересованность всех участников рынка, включая независимых производителей и крупных потребителей газа, в расширении свободного сектора рынка газа и повышении качества его работы.
Однако осознание в центре и на местах того, что резкий переход к свободным ценам на газ, полному устранению государства в переходный период может привести к резкому скачку цен на энергоноситель, что отрицательно скажется на экономике в целом, и возможно приведет к непредсказуемым результатам в топливно-энергетическом комплексе страны, сформировало потребность переходного этапа. На этом этапе целесообразно сохранить существующую систему регулирования цен на газ, параллельно отрабатывая технологии торговли газом в относительно узком сегменте рынка.
Исходя из этого, Минпромэнерго России в 2006 году создает трехсекторную модель рынка газа:
- регулируемый сектор
- сектор свободной торговли
- сектор на основе долгосрочных договоров
Сектор свободной торговли получил позитивное экспериментальное развитие в 2006 году на электронной торговой площадке (далее ЭТП).
В торгах участвовали ОАО «Газпром» и независимые производители газа. Оценивая положительно данное нововведение, Генеральный директор ООО «Межрегионгаз» К. Селезнев в одном из интервью подчеркнул, что торги на электронной площадке подтвердили прогнозы компании относительно рыночных цен. В зимнее время они превысили тарифы, установленные Федеральной Службой по тарифам РФ на 42%, а летом на 20%. Предложенные торги показали свою состоятельность и получили путевку в жизнь [2].
Уже в 2006 году в пределах Единой системы газоснабжения России доля продаж газа на регулируемом рынке составила 76%. По свободным ценам газ продавали только независимые от «Газпрома» компании: «Роснефть», «Лукойл», «Новотэк» и «Итера». Еще одним шагом в направлении либерализации российского рынка газа стало решение Правительства РФ продавать газ по рыночной цене потребителям сверх объемов, намеченных договорами в рамках действующих контрактов.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
О «развороте» системы «Газпрома» в сторону цивилизованных рыночных отношений свидетельствует и тот факт, что Правительство РФ утвердило график повышения регулируемых цен на газ. В результат в 2011 году поставки газа российскими потребителями выйдут на одинаковый уровень доходности с экспортом в дальнее зарубежье. Вместе с тем следует отметить, что газ в России будет стоить дешевле чем за рубежом за счет более низких затрат на его транспортировку и отсутствие экспортной пошлины.
Формирование рыночных отношений на рынке газа связано с определенными трудностями. В ООО «Краснодаррегионгаз» их объективно оценивают, проводят мониторинг и намечают стратегические направления развития предприятия в условиях формирования свободного рынка газа в регионе. Среди важных направлений разработки теоретического обоснования и расчета моделей стратегического развития нами выделяется три из них:
1. Стратегия «статического» развития.
2. Создание управляющей компании по транспортировке и сбыту природного газа на базе ООО «Крас-нодаррегионгаз».
3. Формирование единого поставщика коммунальных услуг на основе ООО «Краснодаррегионгаз».
Рассмотрим содержание составляющих указанных моделей.
1. Стратегия «статического» развития ООО «Краснодаррегионгаз». На сегодняшний день Компания ООО «Краснодаррегионгаз», являясь предприятием группы ОАО «Газпром» и единым поставщиком природного газа этого холдинга на территории Краснодарского края, в полной мере использует свои монополистические преимущества перед независимыми производителями газа.
Этому в решающей степени способствовало заключение Договора между администрацией Краснодарского края и руководством ОАО «Газпром», признающего ООО «Краснодаррегионгаз» единым поставщиком природного газа на территории Кубани Компания, систематически улучшающей показатели своей финансово-хозяйственной деятельности и стабильно удерживающей практически 100% газовый рынок Краснодарского края.
ООО «Краснодаррегионгаз» является прямым поставщиком природного газа для всех промышленных предприятий края и населения 45 из 48 муниципальных образований. Население города Краснодара, города Усть-Лабинска и Славянского района потребляют газ через ГРО.
Важным с точки зрения стратегии максимизации прибыли ООО «Краснодаррегионгаз» является возвращение на прямой договор поставки газа такого крупного платежеспособного предприятия как ОАО «Ново-россцемент» с годовым объемом потребления порядка 600 млн.куб.м. газа, в настоящее время потребляющий газ ОАО «НК «Роснефть».
Потенциальный совокупный рост выручки и прибыли ООО «Краснодаррегионгаз» от реализации двух вышеуказанных направлений составит более чем 2500 млн.руб. Однако если Компания сегодня выберет стратегию, основанную только на реализации этих направлений, данную стратегию (модель) можно смело назвать - «статической». В условиях динамично развивающихся условий рынка и конъюнктурных преобразований попытка большего освоения рынка и максимизации прибыли без структурных изменений самой Компании может привести к потере доли рынка.
Причина ожидаемых потерь ООО «Краснодаррегионгаз» кроется в том, что с 2011 года, как об этом было уже сказано, государство отойдет от прямого ценового регулирования внутреннего рынка газа. Рынок станет самостоятельно регулируемым, т.е. цена на газ будет формироваться на основе спроса и предложения. При высокой себестоимости добычи природного газа ОАО «Газпром» и, особенно, его транспортировки из отдаленных районов, попутный нефтяной газ, добытый на территории Краснодарского края в частности ОАО «НК «Роснефть» за счет своей низкой себестоимости, становится более привлекательным для потребителей.
Для недопущения негативных последствий перехода к свободным рыночным отношениям ООО «Крас-нодаррегионгаз» уже сегодня необходимо выбрать такую стратегию, которая бы позволила сохранить доминирующее положение на рынке и произвести диверсификацию возможных рисков.
2. Создание управляющей Компании по транспортировке и сбыту природного газа на базе ООО "Краснодаррегионгаз". В начале 90-х годов прошлого века на волне резких преобразований в политике и экономике некогда единое газовое хозяйство Краснодарского края перестало существовать, на территории края появилось 47 самостоятельных акционерных газораспределительных организаций - ГРО, которые работали нестабильно.
С конца 90-х годов ОАО «Газпром» стал приобретать в обмен на долги акции газораспределительных организаций. На 31 декабря 2007 года ОАО «Газпром» обслуживают 514,2 тыс.км. газораспределительных сетей (80% всех газораспределительных сетей России). Таким образом, реализуется цель компании - консолидировать все газораспределительные организации в одних руках. На территории Кубани единым оператором ГРО ОАО «Газпром» является ОАО «Краснодаркрайгаз», объединяющим 32 газово-распределительных организаций. Наличие на территории Краснодарского края двух аффилированных юридических лиц ОАО «Газпром»: ООО «Краснодаррегионгаз» - сбытовой организации и ОАО «Краснодаркрайгаз» - оператора ГРО, создает предпосылки для формирования единой управляющей Компании по транспортировке и сбыту природного газа на базе ООО «Краснодаррегионгаз». В этом состоит одно из стратегических направлений развития компании, представляемых по существу вторую стратегическую модель.
Дублирование ряда функций отделами и структурными подразделениями ООО «Краснодаррегионгаз» и ОАО «Краснодаркрайгаз», а именно: учет соответственно поставки и транспортировки одного и того же
газа; заключение договоров соответственно на поставку и транспортировку газа для промышленных предприятий; расчет и утверждение в ФСТ РФ соответственно ПССУ и транспортировочного тарифа, будет способствовать слиянию дублирующих отделов с сокращением затрат на их содержание.
Создание единой управляющей Компании с консолидацией денежных потоков, как от поставки, так и от транспортировки газа, будет способствовать значительному увеличению денежного оборота и, как, следствие, росту капитализации предприятия. Рост оборота денежных средств и капитализации откроет для компании «новые горизонты»: привлекательность для инвесторов и возможность дополнительной эмиссии ценных бумаг, а значит и возможность решения в будущем более амбициозных финансовых проектов, в т.ч. и в области дальнейшей газификации региона.
Положительный эффект ожидается и в направлении учета и баланса газа. Так при действующей системе взаимоотношений, когда ГРО отделены от РГК и не имеют общего руководства, каждый отстаивает свои интересы, которые зачастую имеют разный вектор направленности.
Еще одним аспектом, аргументирующих необходимость создания единой транспортно-сбытовой Компании на основе ООО «Краснодаррегионгаз», является ее большая конкурентоспособность по сравнению с РГК. Для недопущения потерь рынка газа при переходе на свободные рыночные отношения единая управляющая Компания, за счет увеличения стоимости транспортировки газа независимым производителям по газораспределительным сетям, сможет удержать паритет цен. Возможность влияния на ценообразование в сфере транспорта газа будет являться основным конкурентным инструментом транспортно-сбытовой компании.
Необходимо учитывать и возможность негативных моментов. Один из них состоит в том, что при объединении РГК и ГРО, помимо социального аспекта (сокращения штата сотрудников), является тот факт, что новая транспортно-сбытовая компания, включающая в себе большое количество направлений деятельности и взаимосвязанных технических, экономических, производственных процессов, может оказаться «неповоротливой», «негибкой» структурой, не способной быстро реагировать на изменяющиеся условия рыночных отношений. Для недопущения этого необходимо внимательно и скрупулезно проработать организационную структуру новой управляющей Компании.
3. Формирование единого поставщика коммунальных услуг на основе ООО «Краснодаррегионгаз». В контексте процесса создания единого поставщика коммунальных услуг вектор социально-экономических интересов ОАО «Газпром» направлен на покупку электроэнергетических и теплоэнергетических активов компаний на территории Российской Федерации.
Интерес Компании к энергоактивам обусловлен тем фактом, что энергокомпании являются крупнейшими потребителями природного газа и основными поставщиками электроэнергии для ОАО «Газпром». Например, в Москве уже ведутся переговоры об участии ОАО «Газпром» в создании дополнительных мощностей в рамках генеральной схемы развития энергоснабжения города. Кроме того, ОАО «Газпром» уже приобрел на фондовом рынке контрольный пакет акций крупнейшей региональной энергосистемы России - "Мосэнерго". Подобная тактика осуществляется и в других регионах страны (Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Ульяновск, Краснодар).
Активный интерес проявляет ОАО «Газпром» и в теплоэнергетическом секторе экономики. В ООО «Межрегионгаз» была создана дочерняя компания ОАО «Межрегионгазтеплоэнерго», призванная консолидировать активы теплоснабжающих предприятий России. Уже сегодня ОАО «Межрегионгазтеплоэнерго» активно работает в этом направлении в нескольких субъектах федерации, в т.ч. и Краснодарском крае. Так, данной Компанией подготовлено соглашение о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве с администрацией Краснодарского края, одним из пунктов которого является оказание администрацией содействия ОАО «Межрегионгазтеплоэнерго» в приобретении контрольного пакета акций ОАО «Теплоэнергетическая компания Краснодарского края» - предприятия доминирующего на теплоэнергетическом рынке края.
В рамках вышеописанной концепции новой модели развития ОАО «Газпром» для достижения синергетического эффекта газового, электроэнергетического и теплоэнергетического секторов, одним из направлений развития ООО «Краснодаррегионгаз» в долгосрочной перспективе можно рассматривать выход Компании на региональный рынок сбыта электро- и теплоэнергии, путем создания на её основе единой энергосбытовой компании Краснодарского края по реализации газа, тепла и электроэнергии.
В настоящее время ООО «Краснодаррегионгаз» с участием партнеров проводит тестирование системы электронных платежей SkySend в городах Новороссийск, Армавир, Кропоткин. За период испытаний производился прием платежей за газ, воду, свет. Система показала себя как надежная и безотказная. Фактически она уже реализована и требуются инвестиции для её расширения.
В целях расчета экономической эффективности предлагаемых нововведений нами проведен сравнительный анализ трех моделей стратегического развития компании. Оценка эффективности проектов проводилась с использованием техники дисконтирования чистых денежных потоков (метод NPV) без учета инфляции, коэффициента внутренней доходности (IRR) и индекса доходности PI (Profitability Index). При выведении чистых ежегодных денежных потоков ^ash Flow) использовался эквивалент вероятности (СЕ).
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что все три модели приемлемы с точки зрения финансового результата. Максимизация же доходов компании, графически подтвержденная диаграммой чувствительности NPV, будет достигнута при реализации третьей из разработанных моделей развития компании - формирование единого поставщика коммунальных услуг.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Таблица 1.
Сравнительная экономическая оценка моделей развития компании1_________________
Показатель 1-й проект 2-й проект 3-й проект Оценка проекта
PI (Profitability Index) Индекс доходности, Kf 2,3 2,7 2,8 Приемлемый
NPV (Net Present Value) Чистая Текущая Дисконтированная ценность, млн. руб. 238,16 760,05 1377,24 Приемлемый
IRR (Internal Rate of Return) Внутренняя ставка доходности,% 51% 53% 61% Приемлемый
По итогам нашего исследования можно сделать следующее заключение.
На рубеже XX и XXI столетий в условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в государстве и обществе напряженная работа предприятий газовой отрасли России обеспечила социальную стабильность в обществе, стала одним из важных факторов постепенного выхода страны из глубокого экономического кризиса.
В новых условиях, когда на основе государственного регулирования цен на газ успешно решается задача обеспечения природным газом промышленности и населения, приоритетной становилась задача формирования свободных рыночных цен на «голубое топливо».
Правительство Российской Федерации наметило долгосрочную программу развития ТЭК и определило переходный период формирования рынка газа до 2011 года. Это потребовало новых подходов в деятельности ООО «Газпром» и его региональных газовых компаний, осуществляющих реализацию газа потребителям.
В целях недопущения негативных последствий перехода к свободным ценам ООО «Краснодаррегион-газ» разрабатывает стратегию своей деятельности на переходном этапе. В настоящее время сформулированы три модели развития компании в условиях развертывания свободного рынка газа на Кубани. Расчеты показали, что наиболее экономически целесообразно использование модели, опирающейся на процесс создания единого поставщика коммунальных услуг в крае на основе ООО «Краснодаррегионгаз».
ЛИТЕРАТУРА
1. Илюшин В. Интересы «Газпрома» совпадают с государственными // Газпром, 2007, № 7-8. с. 16-20.
2. Селезнев К. Взаимовыгодные решения // Газпром, 2007, № 7-8, с. 13.
3. Селезнев К. Нужна газовая биржа. Корпоративный журнал ОАО «Газпром» № 6 июнь 2006 г.
4. Синковец И.А. Проблемы и перспективы развития нефтегазовой отрасли России // Экономический вестник Южного федерального округа, 2006, № 4, с. 116-120.
Коды классификатора JEL: G 21
ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ
БОГАТЫРЁВА М.М.
Богатырёва М.М. Российский университет дружбы народов, аспирантка кафедры «Финансы и кредит», [email protected]
Основными критериями кредитоспособности заемщика является способность заемщика к получению дохода и его репутация. Анализ совокупности качественных и количественных показателей позволяет перейти к интегральному показателю кредитоспособности - кредитному рейтингу.
Ключевые слова: кредитоспособность; кредитный рейтинг; факторы риска
Оптимальным способом минимизации кредитного риска на уровне отдельного заемщика является оценка финансового состояния и факторов риска невыполнения своих обязательств заемщиком. При принятии решения на стадии выдачи кредита банк должен сделать заключение о текущей и потенциальной способности и готовности заемщика выплатить кредит в соответствии с кредитным договором и определить степень риска, которую он готов взять на себя.
В настоящее время в мировой банковской практике не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. На практике банки управляют кредитными рисками, руководствуясь собственными методиками кредитного анализа и отбора заемщиков. Причинами многообразия используемых систем анализа кредитоспособности заемщика являются:
- особенности культуры кредитования и сложившейся практики оценки кредитоспособности;
1 Подсчитано автором