Научная статья на тему 'Три ключевые проблемы внедрения искусственного интеллекта в российских банках на современном этапе развития экономики'

Три ключевые проблемы внедрения искусственного интеллекта в российских банках на современном этапе развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туркина Д.Е.

В данной статье анализируется существующая проблематика в вопросе внедрения искусственного интеллекта в банковский сектор Российской Федерации. Поскольку цифровые технологии являются неотъемлемым атрибутом работы кредитных организаций, необходимость повышения качества оказываемых услуг является одним из важнейших триггеров, обуславливающих их использование в кредитных организациях. Определяются основные препятствия для внедрения искусственного интеллекта, осуществляется оценка перспектив и последствий реализации данного мероприятия, в частности, недостаточная развитость отечественного сектора высоких технологий и высокий уровень стартовых затрат. Также поднимается вопрос дефицита достаточного уровня кадрового обеспечения, необходимого для внедрения и контроля системы искусственного интеллекта в бизнес-процессы отечественных коммерческих банков. Для дальнейшего развития и повышения уровня конкурентоспособности, рекомендуется выработать комплекс расширенных мер, таких, как установление существенного контроля за искуственным интеллектом, совершенствование отечественной технологической базы, а также соответствующая переподготовка кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Три ключевые проблемы внедрения искусственного интеллекта в российских банках на современном этапе развития экономики»

Три ключевые проблемы внедрения искусственного интеллекта в российских банках на современном этапе развития экономики

Туркина Диана Евгеньевна

Специалист, кафедра финансов и экономики, АНО ВО «Международный банковский институт», Dina_bolataeva@mail.ru

В данной статье анализируется существующая проблематика в вопросе внедрения искусственного интеллекта в банковский сектор Российской Федерации. Поскольку цифровые технологии являются неотъемлемым атрибутом работы кредитных организаций, необходимость повышения качества оказываемых услуг является одним из важнейших триггеров, обуславливающих их использование в кредитных организациях. Определяются основные препятствия для внедрения искусственного интеллекта, осуществляется оценка перспектив и последствий реализации данного мероприятия, в частности, недостаточная развитость отечественного сектора высоких технологий и высокий уровень стартовых затрат. Также поднимается вопрос дефицита достаточного уровня кадрового обеспечения, необходимого для внедрения и контроля системы искусственного интеллекта в бизнес-процессы отечественных коммерческих банков. Для дальнейшего развития и повышения уровня конкурентоспособности, рекомендуется выработать комплекс расширенных мер, таких, как установление существенного контроля за искуствен-ным интеллектом, совершенствование отечественной технологической базы, а также соответствующая переподготовка кадров. Ключевые слова: банковский сектор, инновации в банковском секторе, кредитные организации, искусственный интеллект, высокие технологии, научно-технический прогресс, цифровизация экономики.

Стремительное развитие технологических процессов в мировой экономике, а также ускоряющийся научно-технический прогресс вынуждают финансово-экономический сектор осуществлять существенные вливания в инновационную отрасль с целью конкурентоспособности отечественной системы финансово-экономическим системам стран с развитой экономикой. Ведущую роль в данном элементе отыгрывает банковский сектор Российской Федерации, который имеет более тесные связи с мировой финансовой системой, нежели реальный сектор экономики страны [2].

В то же время необходимо отметить, что внедрение цифровых технологий в системе отечественных бизнес-процессов сопряжено с рядом трудностей, которые вызваны в первую очередь существенным разрывом отечественного сектора инновационных технологий с аналогичными отраслями развитых стран. Поддержание конкурентоспособности банковского сектора РФ в условиях стремительной цифровизации мировой экономики и обуславливает актуальность темы данной научной работы, относительно изучения проблематики внедрения искусственного интеллекта в российских банках [5].

Учитывая скорость преобразований происходящих в мировой финансовой системе, можно определить, что эффективность и стабильность функционирования банковского сектора государства в целом и коммерческого банка в частности во многом обеспечивается за счет инновационной составляющей и эффективности внедрения высоких технологий [6-7].

Цифровые технологии стали неотъемлемым атрибутом работы кредитных организаций. Один из важнейших факторов, обуславливающих их использование в банках, необходимость повышения качества оказываемых услуг, в том числе в области кредитования [1, 4].

Внедрение искусственного интеллекта в отечественный банковский сектора на современном этапе развития экономики, является критически необходимым элементом обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности банков РФ в мировой финансовой системе. Согласно программе «Центрального Банка России Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов» [3], ключевое место в вопросе совершенствования бизнес-процессов в структуре банковского сектора Российской Федерации уделяется именно внедрению искусственного интеллекта в отечественную банковскую систему.

В то же время необходимо понимать, что на сегодняшнем этапе развития экономики существует ряд проблем в сфере эффективного внедрения искусственного интеллекта в банковскую систему Российской Федерации, среди ключевых из данных факторов необходимо указать следующие:

1. Недостаточная развитость отечественного сектора высоких технологий. Безусловно, это является ключевой проблемой не только внедрения ИИ в банковский сектор РФ, но и также проблемой в сфере должного уровня конкурентоспособности цифровой экономики государства. Отсутствие должного уровня технологий в сфере искусственного интеллекта, а также отсталость наукоемких отраслей не позволит реализовать данный процесс в рамках отечественной производственной среды, вследствие чего существует острая необходимость привлечения зарубежных технологий, в том числе из стран Западной Европы, Японии, Ю. Кореи и США. Однако это сопряжено с определенными рисками, в рамках существующего геополитического напряжения. Если адаптировать программное обеспечение в рамках отечественного сектора, возможно, то технологии крайне затруднительно, что в условиях потенциального ухудшения в сфере геополитических отношений может привести к циклическому кризису в банковском секторе РФ.

2. Высокий уровень стартовых затрат. Из предыдущей проблемы продуцируется проблема финансирования реализации проекта. Безусловно внедрение искусственного интеллекта позволит существенно сократить текущие затраты для банков и других кредитных организаций, однако необходимо понимать, что стартовые затраты будут весьма высоки, а учитывая иностранное происхождение программного обеспечения и технологий в условиях колебаний курса национальной валюты не все банки смогу позволить реализовать проект внедрения ИИ в среднесрочной перспективе.

О £

Я

3

9 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

Вследствие чего могут возникнуть дисбалансы в отечественном банковском секторе, и ряд банков попросту окажется в конкурентно невыгодном положении.

3. Дефицит достаточного уровня кадрового обеспечения внедрения и контроля системы искусственного интеллекта в бизнес-процессы отечественных коммерческих банков. Безусловно, необходимо понимать, что внедрением, а также последующим контролем и администрированием внедренной системы искусственного интеллекта будут заниматься высококвалифицированные специалисты в данной сфере. Однако на сегодняшнем этапе развития отечественной науки и экономики можно сделать вывод, что этих специалистов попросту недостаточно. Что опять-таки обязывает банковский сектор взять на себя процесс обучения и подготовки данных специалистов. Однако как отмечалось выше, не все банковские учреждения смогут позволить себе финансировать подобные проекты в полной мере, что негативно повлияет на общий уровень конкурентоспособности в среде кредитных организаций.

Ко всему прочему следствием внедрения данных процессов станет существенное сокращение работников банковского сектора, функции которых и призван заменить искусственный интеллект. Потенциально под сокращение могут попасть до 50% сотрудников банковского сектора в краткосрочном периоде после внедрения искусственного интеллекта, что, безусловно, негативно скажется на общеэкономической ситуации в государстве. Существует острая необходимость разработки безболезненно внедрения ИИ в рамках потенциального сокращения работников, для недопущения роста социального напряжения в обществе в рамках реализации данных программ.

Как итог вышеизложенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:

1. Внедрение искусственного интеллекта является необходимым элементом в сфере повышения уровня конкурентоспособности отечественного банковского сектора в системе цифровизации мировой финансовой системы.

2. В то же время необходимо понимать, что данный процесс сопряжен с рядом трудностей. Среди которых следует выделить: отсутствие отечественной технологической базы; ограниченность сферы подготовки специалистов в рамках внедрения искусственного интеллекта; высокие стартовые затраты. Также негативным итогом является потенциальный рост уров-

ня безработицы вследствие сокращения части сотрудников банковского сектора в рамках замены их функционала инструментами искусственного интеллекта.

3. Реализация эффективной системы внедрения искусственного интеллекта в банковский сектор требует существенного контроля, как со стороны государства, так и со стороны банковских регуляторов. В данном вопросе важным будет не только эффективное внедрение ИИ, но и также решение проблематики в сфере потенциальной безработицы сокращенных сотрудников.

Литература

1. Гонтарь А.А. Цифровой банкинг как одна из составляющих экономической безопасности кредитной организации [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЬНр8://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/1811готоу-Ьапктд-как-о^ач1-8оз1ау|уауи8сЫЬ-екопотюЬезкоу-ЬеюразпозИ-кге^поу-огдап11а1з11 (Режим доступа: 18.12.2018)

2. Оголихина Л.Д. Оценка необходимости применения инноваций в банковской системе России [Электронный ресурс]

- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ агНЫе/пМзепка-пеоЬИо^тозИ-рг1тепеп1уа-1ппоуа1з1у-у-Ьапкоузкоу-аз1ете-гоззн (Режим доступа: 18.12.2018)

3. Основные направления развития финансовых технологий на период 20182020 годов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/ ^ситеп1А11е/35816/оп_1т1ех_2017^ (Режим доступа: 18.12.2018)

4. Плотникова М.В. Направления повышения качества кредитных услуг на основе цифровых технологий [Электронный ресурс]

- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ aгtide/n/napгavleniya-povyзheniya-kacheзtva-кгеЬ11пуЬ-из1ид-па-о8поуе-1Б11гоууИ-1еЬпо1од1у (Режим доступа: 18.12.2018)

5. Пшеничников В.В. Влияние финансовых технологий на изменение модели банковского обслуживания клиентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: httpз://cyЬeгleninka.гu/aгticle/n/vliyanie-finanзovyh-tehnologiy-na-izmenenie-modeli-Ьankovзkogo-oЬзluzhivaniya-klientov (Режим доступа: 18.12.2018)

6. Солнцева О.Г. Аспекты применения технологий искусственного интеллекта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-рптепешуа^по^учзкизз1уепподо-пеНеМа (Режим доступа: 18.12.2018)

7. Цветкова Л.А. Технологии искусственного интеллекта как фактор цифровизации экономики России и мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: h11ps://cyberleninka.ru/

articie/n/lehnoiogii-iskusslyennogo-inteiiekla-kak-1ak[or-tsilrovizalsii-ekonomiki-rossi--mira (Режим доступа: 18.12.2018)

Problematics of artificial intelligence implementation in russian banks at the current stage of economic development

Turkina D.Y.

International Banking Institute

This article analyzes current issues associated with the introduction of artificial intelligence in the banking sector of the Russian Federation. Since digital technologies are an essential attribute of credit institutions, the need to improve the quality of services provided is one of the most important triggers for usage in credit institutions. The main implementation obstacles of artificial intelligence are determined, the prospects and consequences of the implementation of this measure are evaluated, in particular, the underdevelopment of the domestic high-tech sector and the high level of start-up costs. It also raises the lack of a sufficient level of required staffing for the implementation and control of the artificial intelligence system in the business processes of domestic commercial banks. For further development and improvement of the competitiveness level, it is recommended to develop a set of comprehensive measures, such as establishing substantial control over artificial intelligence, improving the domestic technological base, as well as appropriate retraining of personnel.

Key words: banking sector, innovations in the banking sector, artificial intelligence, high technologies, scientific and technical progress, digitalization of the economy.

References

1. Gontar A.A. Digital banking as one of the

components of the economic security of a credit institution [Electronic resource] - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovoy-banking-kak-odna-iz-sostavlyayuschih-ekonomicheskoy-bezopasnosti-kreditnoy-organizatsii ( Access Mode: 12/18/2018)

2. Ogolikhina LD Assessment of the need for innovation

in the banking system of Russia [Electronic resource] - Access Mode: https://cyber1eninka.ru/ article/n/otsenka-neobhodimosti-primeneniya-innovatsiy-v-bankovskoy-sisteme-rossii (Access mode: 12/18/2018 )

3. The main directions of development of financial

technologies for the period 2018-2020 [Electronic resource] - Access mode: https:// www.cbr.ru/content/document/file/35816/ on_fintex_2017.pdf (Access mode: 12/18/2018)

4. Plotnikova M.V. Directions for improving the

quality of credit services based on digital technologies [Electronic resource] - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ napravleniya-povysheniya-kachestva-kreditnyh-uslug-na-osnove-tsifrovyh-tehnologiy (Access mode: 12/18/2018)

5. Pshenichnikov V.V. The impact of financial

technologies on the change in the model of bank customer service [Electronic resource] -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-finansovyh-tehnologiy-na-izmenenie-modeli-bankovskogo-obsluzhivaniya-klientov (Access mode: 12/18/2018)

6. Solntseva OG Aspects of the application of artificial

intelligence technologies [Electronic resource] -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ aspekty-primeneniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta (Access mode: 12/18/2018)

7. Tsvetkova L.A. Artificial intelligence technologies

as a factor of digitalization of the economy of Russia and the world [Electronic resource] -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/ n/tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-kak-faktor-tsifrovizatsii-ekonomiki-rossii-i-mira ( Access Mode: 12/18/2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.