Научная статья на тему 'Искусственный интеллект в бухгалтерском учете кредитных организаций'

Искусственный интеллект в бухгалтерском учете кредитных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1203
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / РАЗРАБОТКИ / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / ПРИЛОЖЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / INFORMATION TECHNOLOGY / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / BANKING / DEVELOPMENT / INTERNET BANKING / APPLICATIONS / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозкина С. С., Конарева Е. С., Сторчакова В. Г.

Статья посвящена детальному рассмотрению тенденций, которые напрямую относятся к сфере информационных и инновационных технологий, а также к их разработкам, и их позитивным и негативным моментам на примере лидирующих кредитных организаций Российской Федерации. В настоящее время банки все больше наращивают объем информации о своих клиентах, что является основой внедрения сервисов искусственного интеллекта с максимально персонализированными данными. Одним из новаторских подходов к идентификации кредитных организаций клиентов является использование биометрии. В статье рассмотрены преимущества ведущих онлайн приложений банковского сектора, что является одним из проявлений искусственного интеллекта. Использование инструментальных методов обработки информации является ключевым шагом в наращивании эффективности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artificial Intelligence in Accounting for Credit Organizations

The Article is devoted to a detailed review of trends that directly relate to the field of information and innovative technologies, as well as their development, and their positive and negative aspects on the example of the leading credit institutions of the Russian Federation. Currently, banks are increasingly increasing the volume of information about their customers, which is the basis for the introduction of artificial intelligence services with the most personalized data. One of the innovative approaches to the identification of credit institutions of clients is the use of biometrics. The article considers the advantages of leading online banking applications, which is one of the manifestations of artificial intelligence. The use of instrumental methods of information processing is a key step in increasing the efficiency of the business.

Текст научной работы на тему «Искусственный интеллект в бухгалтерском учете кредитных организаций»

286

Международный журнал

С. С. Морозкина - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н, Кубанский государственный аграрный университет - [email protected],

S. S. Morozkina-associate Professor of accounting Department, Ph. D., Kuban state agrarian University;

Е. С. Конарева - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

E. S. Konareva-bachelor's degree, Kuban state agrarian University;

В. Г. Сторчакова - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет [email protected],

V. G. Storchakova-bachelor's degree, Kuban state agrarian University.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN ACCOUNTING CREDIT INSTITUTION

Аннотация. Статья посвящена детальному рассмотрению тенденций, которые напрямую относятся к сфере информационных и инновационных технологий, а также к их разработкам, и их позитивным и негативным моментам на примере лидирующих кредитных организаций Российской Федерации. В настоящее время банки все больше наращивают объем информации о своих клиентах, что является основой внедрения сервисов искусственного интеллекта с максимально персонализированными данными. Одним из новаторских подходов к идентификации кредитных организаций клиентов является использование биометрии.

В статье рассмотрены преимущества ведущих онлайн приложений банковского сектора, что является одним из проявлений искусственного интеллекта. Использование инструментальных методов обработки информации является ключевым шагом в наращивании эффективности бизнеса.

Annotation. the Article is devoted to a detailed review of trends that directly relate to the field of information and innovative technologies, as well as their development, and their positive and negative aspects on the example of the leading credit institutions of the Russian Federation. Currently, banks are increasingly increasing the volume of information about their customers, which is the basis for the introduction of artificial intelligence services with the most personalized data. One of the innovative approaches to the identification of credit institutions of clients is the use of biometrics.

The article considers the advantages of leading online banking applications, which is one of the manifestations of artificial intelligence. The use of instrumental methods of information processing is a key step in increasing the efficiency of the business.

Ключевые слова: Информационные технологии, искусственный интеллект, банковская сфера, разработки, интернет-банкинг, приложения, бухгалтерский учет

Keywords: Information technology, artificial intelligence, banking, development, Internet banking, applications, accounting

В настоящее время в мире появляется огромного количество разработок в области информационных и инновационных технологий, которые применяются в том числе в финансовой и банковской сферах экономики. Ожидается, что в ближайшее десятилетие банковский сектор ожидают кардинальные перемены. Основой таких изменений станут интеллектуальные технологии, инновационные проекты.

Автоматизация деятельности выездных менеджеров

Валютный контроль Обработка запросов исполнительных

Кредитные риски Открытие расчетного счета

Обработка платежных документов

Рисунок 1- Основные коммерческие сферы применения технологий искусственного интеллекта в банках

Бизнес-модели, которые существуют в настоящий момент времени, в первую очередь основаны на последующем использовании всей информации, доступной в базе данных. Это делается для принятия эффективных управленческих решений, для выведения бизнеса на высокий конкурентный уровень в цифровой экономике. Использование искусственного интеллекта в банковском секторе дает возможность для решения неотложных вопросов. Однако не каждый банк способен реализовать проекты в жизнь, потому что это требует дорогостоящих вложений. Кардинальные изменения понесет сервис оказания банковских услуг. В будущем он предоставит возможность для адаптации большинства банковских услуг под любые предпочтения и пожелания своих клиентов.

Также кредитные организации могут воспользоваться искусственным интеллектом в сфере управления рисками и для консультирования в онлайн-режиме, для инвестирования в определенные проекты.

Программисты в сфере создания программ по информационному обеспечению сделали большой прорыв. Ими используются методики построения алгоритмов, которые помогают программировать нейросети огромных размеров, которые успешно функционируют в банковском секторе.

К таким нейросетям относят:

1. Глубокие;

2. Сверточные нейронные сети;

3. Сети глубокого доверия;

4. Рекуррентные нейронные сети.

Лидером применения искусственного интеллекта среди банков выступает ПАО «Сбербанк». Совместно с Московским физико-техническим институтом ПАО «Сбербанк» реализовал проект, который предназначается для взаимодействий и взаимоотношений банка с клиентами на удобном для них языке.

Следующей инновационной разработкой станет система, которая поможет оптимизировать всю взаимосвязь с клиентами. ПАО «Сбербанк» активно усовершенствует свои технологии, которые в дальнейшем помогут проводить кредитование физических лиц с помощью искусственного интеллекта.

Такие разработки являются уникальными в России.

На сегодняшний день инновационные разработки уже внедрены в 36 крупнейших банках Российской Федерации. Но в будущем будет введение во всех городах. По словам Германа Грефа, Сбербанк планирует реализовать еще 159 проектов с использованием искусственного интеллекта до начала 2020 года. Предполагается, что все направления банковского сектора могут работать с искусственным интеллектом. Согласно планам ПАО «Сбербанка», около 5 % операций будет осуществляться в области искусственного интеллекта в течение 5 лет.

Одним из новаторских подходов к идентификации кредитных организаций клиентов является использование биометрии. Это системы распознавания и измерения уникальных, постоянных характеристик конкретного человека.

Как правило, такие функции делятся на:

• физиологические - относится к форме тела (отпечатки пальцев, сетчатка, рука, геометрия лица);

• поведенческие - связаны с поведением человека, характерными особенностями подсознательных движений в процессе воспроизведения какого-либо действия (речь, почерк, почерк с клавиатуры).

Биометрия строится на аппаратном и программном обеспечении. Первое включает в себя биометрические сканеры и терминалы, которые фиксируют характеристики человека и преобразуют их в цифровую модель. Второе обрабатывает эти данные, сравнивает полученную информацию с базой данных, определяет соответствие характеристик.

Таким образом, использование технологий искусственного интеллекта поможет реализовать работу с большим количеством памяти, что выступает основным фактором для деятельности финансового сектора. Эксплуатация машин для принятия наиболее эффективных решений в области управления, оптимизация работы с информационной базой, анализ эффективности инвестиционных вкладов без участия человеческих факторов или его сокращения до наименьшего предела, характеризует выбор решений, которые обосновываются только полученной информацией без субъективного подхода.

Большим преимуществом использования искусственного интеллекта является то, что сбор информации не прекращается, и чем больше их участие, тем эффективнее технология. Стоит отметить, что становится очевидным, что банковскому сектору в нашей стране есть куда и зачем стремиться. Конечным результатом работы станет новый уровень отношений с клиентами в этом секторе. Самое сложное в работе с искусственным интеллектом - это неспособность понять, как он работает, несмотря на то, что даже создатели технологий все еще не могут ответить и расшифровать алгоритм принятия решений.

Одним из проявлений искусственного интеллекта в банковском секторе являются онлайн приложения, которые в последнее время быстро развиваются и расширяют свой функционал и возможности.

288 Международный журнал

Таблица 1- Сравнение банковских приложений

Название банка Возможности приложения

ПАО «Сбербанк» Обладает лучшими функциональными возможностями, особенно в наборе функций, связанных с просмотром истории и получением финансового анализа. Интерфейс очень удобный и широкий для пользователя.

АО «Тинькофф Банк» Содержит лучший набор функций, необходимых для переводов, оплаты мобильной связи, пополнения карты и управления валютным счётом. Имеются проблемы, связанные с оплатой штрафов ГИБДД и подпиской на автоматическое получение новых штрафов.

ПАО «Банк ВТБ» Содержит лучший набор функций, необходимых для просмотра баланса, получения подробной информации о доступных банковских продуктах и получения запросов.

АО «Райффайзенбанк» С помощью мобильного приложения клиенты могут быстро и безопасно управлять своими личными финансами с телефона или планшета. Кроме того, при входе в торговый центр, приложение показывает все возможные акции.

ПАО КБ «Промсвязьбанк» Приложение не достаточно расширенное, не хватает возможности открывать счета и вклады, а также переводить на карту другого банка по номеру карты. Функционал приложения обширный и довольно удобный. Для активации приложения необходимо подписать в отделении банка документы.

АО «Россельхозбанк» Приложение на базе операционных систем iOS и Android, позволяющее управлять своими банковскими продуктами при помощи смартфона или планшета. Для работы с Мобильным банком необходимо оформить подключение к системе. Для системы Интернет-банк и Мобильный банк используется единый логин и пароль.

Стоит отметить, что в последнее время интерес к искусственному интеллекту значительно возрастает, а, следовательно, увеличиваются и финансовые вложения в эту область, которые отображены на рисунке 2.

СП 46

лп ■

30 34

30 - 20 ">Г>

1 10 -5 8 0

2015 2016 20 17 2018 2019 2020

Источник: IDC, июнь 2017 г.

Рисунок 2- Расходы на внедрение технологий искусственного интеллекта в кредитных организациях Российской Федерации 2015-2020 гг., млрд. долл.

Анализируя данные, отображенные на рисунке 1, стоит сказать о том, что увеличение затрат на технологии искусственного интеллекта, связано с возможностью реализации различных проектов этой в сфере:

- рост мощностей и быстродействия аппаратного и программного обеспечения;

- широкое развитием облачных технологий;

- обширное использование оптоволоконной связи и технологии Wi-Fi;

- распространение Интернета;

- снижение цены на персональные компьютеры и другие машины;

- рост ценности образования в сфере искусственного интеллекта;

- изменения в качестве обслуживания клиентов;

- использование средств программного сбора информации о пользователях посредством приложений и сайтов, выход в которые совершается при помощи планшетов и смартфонов, которые приобрели широкую популярность.

Гистограмма с прогнозными оценками доходов от внедрения и использования систем искусственного интеллекта представлена на рисунке 3.

40 -36

30 20 10 0

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Источник: Tractica, июнь 2017 г.

28 ■

20,5 14,5 9,5 14,5

4 6

0,5 1 2,2 ■ ■ 1 1

Рисунок 3 - Прогноз доходов рынка искусственного интеллекта в кредитных организациях Российской

Федерации (2016-2025 гг.), млрд. долл.

В 2018 году банки России заработали около $22 млрд. благодаря использованию искусственного интеллекта. В эту сумму входят как прямые доходы от внедрения таких технологий, так и объем сокращенных расходов, и выгода от повышения эффективности работы финансовых организаций (по сравнению с тем, если бы они оставили те же процессы и инфраструктуру). По прогнозам специалистов, к 2030 году коммерческие интеллектуальные проекты принесут банкам в общей сложности 500 млрд. долл.

Однако внедрение технологий искусственного интеллекта в банковской отрасли несет и негативные последствия — сокращения рабочих мест и перераспределение кадров в связи с улучшением продуктивности работы финансовых компаний за счет ИТ-технологий.

По прогнозам аналитиков, искусственный интеллект повлияет на десятки миллионов рабочих мест в глобальной финансовой индустрии.

Среди банковских служащих, на которых может повлиять распространение ИТ, в 1НЕ Магкй назвали кассиров, сотрудников отделов клиентского обслуживания, интервьюеров и клерков, финансовых менеджеров, контролеров и кредитных специалистов.

Южная Америка 12 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87

-*-Северная Америка 45 54 59 67 74 81 88 95 102 109 116 123 130

Африка 8 12 19 24 30 35 41 46 52 57 63 68 74

-■-Европа 30 36 42 53 59 67 74 82 89 97 104 112 119

Азия 15 19 25 31 37 42 48 54 59 64 72 83 97

♦ Азия И Европа А Африка )( Северная Америка )К Южная Америка

Источник: IHS Markit, апрель 2019 г.

Рисунок 4 - Прогноз по доходам банков по внедрению искусственного интеллекта в разных странах

(2018-2030 гг.), млрд. долл.

290

Международный журнал

Несомненно, использование новых технологий затронет всю сферу бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Сообщается, что на территории Российской Федерации в скором времени станут появляться так называемые «умные» банкоматы. Они помогут бороться с мошенничеством, и проводить различные операции без помощи пластиковых карт. Идентификация клиента будет проводиться с помощью отпечатка пальцев и с помощью сетчатки глаза.

Также отмечается, что операции, проводимые на «умных» банкоматах будут сразу отображаться в программе. Она считывает поступления и выдачу денежных средств. При этом нельзя исключать сбои в работе программы и стоит тщательно следить за правильностью отражения фактов хозяйственной жизни в журнале бухгалтерских проводок.

Также следует отметить, что банкоматы нового поколения стоят гораздо больше обычных, но они будут быстро окупать себя. Это происходит благодаря тому, что сокращается время обработки информации, время работы с клиентами, а также снизятся затраты на заработную плату работников кредитной организации.

«Умные» банкоматы запрограммированы так, что при работе с клиентами, когда к банкомату подходят люди в темных очках, масках и других предметах, скрывающих черты лица, машина распознает это и отправляет на экран уведомления для клиента. Им будет предложено снять эти аксессуары, и если они этого не сделают, то никаких действий по снятию или переводу средств совершить будет нельзя. Аппарат также способен самостоятельно обучаться и принимать решения в зависимости от составленных им самим прецедентов. Это, несомненно, поможет снизить уровень мошенничества.

В заключение хочется подчеркнуть, что внедрение искусственного интеллекта радикально изменяет всю структуру внутреннего бизнес-ландшафта коммерческих организаций: модель функционирования, систему, создаются удобства для клиентов, изменяются затраты, прибыльность. В настоящее время, если организация или банк не пользуется интеллектуальными технологиями в своей работе, то она начинает терять свою репутацию и проигрывает своим конкурентам.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бочкова, Ю.П. Современные тенденции на рынке банковских услуг России / Ю.П. Бочкова // Вестник БГУ, 2017. № 15.

2. Каблучко, Ю.В. Применение искусственного интеллекта в банковской сфере / Ю.В.Каблучко // Cub-erleninka. 2018

3. Конарева, Е.С. Применение информационных технологий в банковской сфере: новые возможности и угрозы. / Е.С. Конарева, И.А. Дикарева // Синергия Наук. 2019. №31.

4. Масленникова, Н.П. Управление инновациями. / Н.П. Масленникова, В.П. Мишин. - М.: Юрайт, 2018.

5. Морозкина, С.С. Плюсы и минусы применения зарубежных и российских бухгалтерских компьютерных программ / С.С. Морозкина, С.А. Мезина, А.М. Воротникова // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Учет, налогообложение, экономика и финансы: современное состояние и актуальные проблемы». Краснодар. 2019. С. 92101.

6. Муллинова, С.А. Бухгалтерский учет в банках / С.А. Муллинова, С.С. Морозкина.- Майкоп, 2017.

Sources:

1. Bochkova, Yu. P. Modern trends in the Russian banking market / Yu. p. Bochkova / / Bulletin of BSU, 2017. No.

15.

2. Kabluchko, Yu. V. Application of artificial intelligence in the banking sector / Yu. V. Kabluchko / / Cyberleninka. Two thousand eighteen

3. Konareva, E. S. Application of information technologies in the banking sector: new opportunities and threats. / E. S. Konareva, I. A. Dikareva / / Synergy Of Sciences. 2019. No. 31.

4. Maslennikova, N. P. innovation Management. / N. P. Maslennikova, V. P. Mishin. - Moscow: Yurayt, 2018.

5. Morozkina, S. S. Pros and cons of using foreign and Russian accounting computer programs / S. S. Morozkina, S. A. mezina, A. M. Vorotnikova / / Materials of the all-Russian scientific and practical conference "Accounting, taxation, Economics and Finance: current state and actual problems". Krasnodar. 2019. Pp. 92-101.

6. Malinova, S. A. Accounting in banks / S. A. Malinova, S. S. Morozkina.- Maykop, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.