УДК 069.8
ТРИ ФАКТОРА (ТРИАДА) ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВВ.
М. А. Киселева
THREE FACTORS OF INTERACTION OF THE MUSEUMS OF REGIONAL STUDIES AND THE SYSTEM OF EDUCATION IN THE EXCURSION SPHERE WORK AT THE END OF XX - XXI CENTURU M. A. Kiseleva
В статье проанализированы три фактора взаимодействия культурно-образовательных учреждений в современной экскурсионной практике (краеведческий музей - учреждение образования): психолого-педагоги-ческое содержание экскурсии, ее дидактическая составляющая; личностно-ориентированная педагогическая парадигма; культуросозидающий потенциал краеведческого музея. Указанные факторы актуализируют и концептуализируют экскурсию как инновационную форму в сетевом взаимодействии культурно-образовательных учреждений.
Three factors of interaction of cultural educational establishments in modern excursion practice are analysed in the article (regional museum and educational establishments): psycological-pedagogical content of excursion, its educational part; personaly oriented pedagogical conseption; cultural educational potential of the museum of regional studies. These mention factors analise and subsantiate the theory of excursion as innovative form in the interaction of cultural educational establishments.
Ключевые слова: триада, коммуникативное действие, комплексный подход, личностно-ориентированная педагогическая парадигма, интегрированная модель экскурсии.
Keyword: triad, communicative act, complex approach, individually-oriented pedagogical paradigm, integrated excursion model.
В современных условиях модернизации отечественного образования размываются жесткие рамки прежней унитарной педагогической системы: наблюдается активное интегрирование образовательных учреждений разного типа и продуктивность их сетевого взаимодействия в социокультурной сфере. Ориентация на подлинную открытость системы российского образования обозначило актуальность проблемы взаимодействия краеведческих музеев и образовательных учреждений в современной экскурсионной практике.
Предметом исследования статьи является интеграция культурно-образовательных учреждений (краеведческий музей - учреждения образования) в экскурсионно-краеведческой работе.
Целью выступают три фактора сетевого социокультурного взаимодействия: психолого-педагоги-ческий потенциал экскурсии; личностно-ориентированная педагогическая парадигма; образовательный ресурс краеведческого музея.
Задача статьи состоит в раскрытии функциональной возможности триады факторов в системе «краеведческий музей и учреждение образования».
В историографии отечественного музееведения и экскурсионного дела проблема социокультурного взаимодействия образовательных учреждений (краеведческий музей - учреждение дополнительного образования) как на общероссийском, так и на региональном уровне, не стало предметом монографического исследования. Неразработанность темы сетевого взаимодействия краеведческих музеев и учреждений дополнительного образования определяет целесообразность ее изучения [1].
В качестве теоретико-методологической основы сотрудничества культурно-образовательных учреждений рассматривается теория «коммуникативного действия», акцентирующая внимание на процессе общения как ключевом факторе социального развития (автор немецкий философ Юрген Хабермас) [2, с. 200 - 206]. Коммуникативное действие, отмечает Ю. Хабермас, - это круговой процесс социализации, который сохраняет традиции и обновляет культурный потенциал через общение, обсуждение и взаимопонимание участников коммуникации. Обмен опытом и социальными смыслами, формируя личностную позицию и саму личность, выступает в гносеологическом контексте в качестве теории познания, поскольку передаваемое участниками коммуникации друг другу содержание обретает характер знания. В контексте данной теории раскрываются функциональные возможности триады факторов системы «краеведческий музей и учреждение образования», их взаимодействие и взаимосвязь в обеспечении продуктивности непрерывного экскурсионно-краеведческого процесса общения.
В выявлении факторов, определяющих взаимодействие культурно-образовательных учреждений (краеведческий музей - учреждение образования), ведущая роль принадлежит комплексному подходу [3, с. 68]. Он позволил определить в общей совокупности факторов (моментов, аспектов, сторон и т. д.) основополагающий, от которого зависят другие, выступающие в качестве подчиненного ему как главному и решающему, - это психолого-педагоги-ческое содержание экскурсии, которое включает в себя:
— во-первых, психические процессы воспри-
ятия экскурсионного материала;
— во-вторых, познавательное и воспитательное значение экскурсии;
— в-третьих, дидактическое ядро (признаки, принципы, функции);
— в-четвертых, методику ее работы.
Экскурсия как процесс познания состоит чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Познание начинается с возникновения контакта органов чувств человека с объектом. Восприятие наблюдаемых объектов происходит на основе зрительных, слуховых, осязательных ощущений - с их помощью формируется представление. Процесс познания продолжается в абстрактном мышлении экскурсантов. На этой основе они приходят к выводам. В результате, сосредоточенность внимания и единство переживания способствуют углубленному восприятию разбираемого материала.
Таким образом, восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психических процессов, взаимосвязанных между собой: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживание); волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти). Это позволяет рассматривать экскурсию в качестве важнейшего канала ретроспективной информации.
Познавательное и воспитательное значение экскурсии состоит:
— во-первых, в конкретизации знания, выработке правильного представления о закономерностях развития природы и общества, расширении кругозора, повышении культуры, развитии познавательных способностей;
— во-вторых, удовлетворяя потребности в конкретизации, «овеществлении» знаний, экскурсия одновременно содействует их упрочнению и углублению;
— в-третьих, обогащая впечатления, экскурсия позволяет ощутить черты эпохи, отраженные в памятниках, окунуться в ее быт, культуру, «увидеть» ее современников, «услышать» их, представить ход и характер события, приобщиться к прошлому, лучше понять современность, зримо ощутить будущее.
Предметность, конкретность, образность экскурсионного раскрытия темы, содействуют созданию устойчивых представлений и понятий как об отдельных событиях и об их участниках, так и о типологических явлениях.
Дидактическая составляющая экскурсии (признаки, принципы, функции), включающая экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, эффективно реализовывает познавательно-воспитательные возможности системы «краеведческий музей - учреждение образования».
Признаками экскурсии являются: наличие целей и задач; объекты экскурсионного показа - подлинные музейные предметы; наличие группы и квалифицированного специалиста - экскурсовода; приоритет зрительного и вербального восприятия; пе-
редвижение по заданному маршруту в специально организованном пространстве; протяженность во времени; дифференцированный подход к группе.
Принципами экскурсии, определяющими педагогический экскурсионный процесс, его содержание, организацию, методику обучения экскурсантов, являются: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.
Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, методика ведения, профессиональное мастерство экскурсовода, определяют полифункциональность экскурсии, куда входят: функция научной пропаганды; функция формирования интересов; функция информации; функция расширения культурного кругозора; функция организации культурного досуга. Каждая из них играет неотъемлемую роль в процессе обучения и воспитания.
Методика экскурсии, раскрывая дидактическую составляющую, позволяет, с одной стороны, выполнять краеведческому музею его основную функцию
- сохранение и трансляция культурных традиций и наследия, с другой стороны, - учреждениям образования применять в экскурсионной практике современную педагогическую концепцию, гуманистический характер которой определен главной целью -реализация и самореализация заложенного в молодом человеке личностного потенциала.
Методика современной экскурсионной практики, во-первых, исходит из четкого понимания единства познавательных и воспитательных целей, стремления к их достижению в целом и применительно к каждой отдельной экскурсии. Во-вторых, построена с учетом законов и требований логики -это определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность и действия основных законов мышления: закона тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе); закона противоречия (две противоположной мысли не могут быть истинными в одно и то же время, если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоречат друг другу); закона исключенного третьего (между утверждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего); закона достаточного обоснования (всякая мысль должна быть обоснованной). В-третьих, индуктивные и дедуктивные методы показа (руководство восприятием демонстрируемых предметов) и рассказа (руководство восприятием опосредованных элементов содержания экскурсии) реализуются в экскурсионной практике через пять уровней перехода от прямого дедуктивного объяснения, возможного при наличии достаточных знаний, к вероятному объяснению при отсутствии достаточных знаний:
— первый - объяснение фактов из известных теоретических знаний;
— второй - объяснение фактов на основе перестройки ранее усвоенных знаний и их комбинирования;
— третий - высказывания способа объяснения в форме дедуктивной догадки в тех случаях, когда объяснение невозможно первыми двумя путями;
— четвертый - объяснение с помощью моделирования (индуктивно-дедуктивным путем) или аналогии; пятый - объяснение индуктивное, применяется при отсутствии возможности использовать моделирование или аналогию.
Логическая схема при пятом уровне объяснения представляет собой следующее: вначале формулируется гипотеза, затем она в процессе приложения апеллирует к новым фактам, объясняет их и превращается в доказательное понятие, умозаключение.
Как и на первом уровне, в свете общего положения рассматриваются частные, отдельные факты и явления. В конце объяснения экскурсовод, возвращаясь к исходной точке, делает вывод.
Основной особенностью экскурсионной методики является живое, непосредственно-чувственное (зрительное, слуховое, мускульное) восприятие и связанные с ней эмоции. На конкретной основе непосредственных и непрерывных чувственнонаглядных представлений экскурсия осуществляет познание сущности явлений, отношений, связей, взаимодействий, поэтому наглядно-образное мышление на экскурсии приобретает основное значение по отношению к словесно-понятийному. В связи с этим в процессе экскурсионного восприятия значительно повышается роль дидактических принципов наглядности и конкретности. Наглядность экскурсионного восприятия основана на показе и зрительном восприятии реально существующих памятников и памятных мест, а также некоторых вспомогательных наглядных пособий, позволяющих зрительно воспринимать отдельные моменты содержания экскурсии. Конкретность экскурсионного восприятия обусловлена четкой определенностью объектов и связанного с ними содержания.
Подлинность, наглядность, конкретность экскурсионных объектов, достоверность связанных с ними фактов, придают экскурсионному материалу убедительность и облегчают осуществление дидактического принципа социокультурного соответствия (сообразности). Локальная культура представляет собой тот строительный материал, тот источник, осваивая который, растущий человек сам приобретает свойства культурности, культуросообразности, становится носителем, приемником и творцом культуры. Целенаправленное и планомерное наблюдение объекта и раскрытия его содержания, подводит экскурсантов к осознанному восприятию выводов и обобщений. Здесь открываются большие возможности для развития навыков самостоятельного понятийного мышления.
Предметность и наглядность экскурсионной методики полностью соответствует сущности музея -опоре только на подлинные памятники духовной и материальной культуры, обеспечивающие достоверность и убедительность экспозиции. В силу этого примат (преобладание, первенствующее значение) в методике показа, являясь ключевым элементом в
ведущем факторе - психолого-педагогическим содержании экскурсии, выступает «исходной точкой» взаимодействия культурно-образовательных учреждений (краеведческий музей - учреждение образования).
Итак, основополагающим фактором взаимодействия краеведческих музеев и образовательных учреждений в сфере экскурсионной работы выступает психолого-педагогическое содержание экскурсии, которое определяется психическими процессами восприятия экскурсионного материала, познавательным и воспитательным значением экскурсии, присущими ей признаками, принципами, функциями, выступающими в практике в тесной взаимосвязи и реализуемые экскурсионной методикой.
Ведущий фактор - психолого-педагогическое содержание экскурсии присутствовал изначально в практической деятельности культурно-образовательных учреждений. В досоветский период - это активизация в учебно-воспитательном процессе познавательной деятельности учащихся. В советский период дидактическая эффективность экскурсии использовалась коммунистической идеологией. На рубеже ХХ - XXI вв. модернизация отечественного образования востребовала психолого-педагогиче-ский потенциал экскурсии в формировании мотивированной компетентной личности.
Концепция модернизации российского образования обозначила современную педагогическую парадигму - личностно-ориентированное обучение, которое выступает в качестве второго фактора взаимодействия краеведческих музеев и учреждений образования в сфере экскурсионной работы. Личностно-ориентированная парадигма наиболее эффективно раскрывает фундаментальность краеведческого музея в предотвращении утраты реликтов природы и культуры, в обеспечении связи веков, в сохранении локальных национально-культурных традиций и наследий. Наполняя экскурсионное поле эмоционально-смысловым содержанием, «снимающим»
объективное значение краеведческого материала и выявляя в нем субъективный смысл, новая личностная парадигма реализует идею «живого знания». Познание сливается со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения. Здесь, в подлинном смысле, «любить означает знать». Эффективность усвоения экскурсионного материала возрастает, поскольку он обретает личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида.
Сущность личностно-ориентированной парадигмы раскрывается в гуманистических подходах, как личностный подход, деятельностный подход, социальная направленность и коллективистский подход, целостный подход, оптимизационный подход, творческий и инновационный подходы. А также в принципах обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип социокультурного соответствия, принцип научности и связи теории с практикой, принцип систематичности и системности, принцип сознательной активности учащихся, принципы наглядности, доступности и прочности, прин-
цип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата, принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.
Исключительная роль современной педагогической концепции состоит:
— во-первых, в изменении содержания экскурсионной работы, которая направлена на реализацию и самореализацию заложенного в молодом человеке личностного потенциала;
— во-вторых, в активизации познавательной деятельности детских экскурсионных групп в культурно-образовательном пространстве краеведческого музея. В контексте личностно-ориентированной парадигмы экскурсия сосредоточена на внутреннем мире посетителя, на его чувственно-эмоциональной сфере - экскурсант воспринимается не как объект воспитательного воздействия экскурсовода, а как равноправный субъект;
— в-третьих, личностно-ориентированная концепция обеспечивает непрерывность экскурсионнокраеведческого процесса в универсальной системе «краеведческий музей - учреждение образования».
Таким образом, второй фактор взаимодействия краеведческих музеев и учреждений образования -личностно-ориентированная педагогическая парадигма - реализуется через способы активизации познавательной деятельности при учете психологовозрастных особенностей основной музейной аудитории - детей, что содействует развитию интеллектуального и духовного потенциала личности. То есть, личностно-ориентированный экскурсионнокраеведческий процесс создает полноценные условия для человекоразмерной трансляции социокода (или пайдейю - культурную среду, реализующую идею человекоразмерности в полном объеме).
Педагогика, являясь посредником между музеем и человеком, оживляет музейные экспозиции, обосновывает механизмы включения человека в мир культуры с помощью музея. И сегодня, современная педагогическая парадигма, актуализировав идеи гуманизма, патриотизма, толерантности как средства социального и культурного конструирования гармоничных связей и структур общественного сознания для решения проблем соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в образовании, востребовала культуросозидающий потенциал краеведческих музеев. Данный потенциал в современном образовательном пространстве сохраняет, воспроизводит и транслирует локальную специфику «национально-культурного мира», что в условиях глобализации, интернационализации является важнейшим фактором духовной безопасности российского общества. Ибо утрата социокультурной самобытности неизбежно ведет к потере своего особого места в общемировой семье культур и цивилизаций, а, в конечном счете - к существенному ослаблению экономических и геополитических позиций.
Уникальность краеведческого музея как механизма социокультурной коммуникации выступает в качестве третьего фактора взаимодействия культур-
но-образовательных учреждений в сфере экскурсионной деятельности.
Во-первых, представляя собой неотъемлемую часть духовной жизни общества, краеведческий музей принял на себя ценностные установки вариативной, развивающейся, смысловой системы личност-норазвивающегося обучения: формирование человека, способного осуществлять преобразование мира и умеющего творить, созидать, проявлять свою индивидуальность. Исходя из этого, музей строит свою методологию и методику в современном образовательном процессе. Краеведческий музей правомочно считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, он включает экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализуя свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества.
Во-вторых, в условиях, когда информационное общество столкнулось с достаточно сложной проблемой качества информации и способности ее критического восприятия, краеведческий музей выступает уникальным учреждением, которое может лучше других справиться с этой проблемой: музей опирается только на подлинные памятники материальной и духовной культуры, что обеспечивает достоверность и убедительность его культурноисторической информации. В такой объективно создавшейся ситуации, представляется возможным не только усиление педагогической деятельности краеведческого музея, но и ее координация с другими учреждениями в социально-культурной сфере.
В-третьих, являясь открытой информационнопедагогической системой, обеспечивающей историко-патриотическое, нравственно-эстетическое, эко-лого-охранительное просвещение, опираясь на первичные источники информации, краеведческий музей становится необходимым каждому учебному заведению в целях реализации его учебновоспитательных задач.
Экскурсионно-краеведческий материал может быть исследовательским и прикладным, носить общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. На основе экспозиции музей способен дополнить и обогатить любую вербальную информацию педагога, закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. Именно краеведческий материал, подчеркивал профессор Д. В. Ка-цюба, является благоприятной почвой для соединения теории с практикой, для формирования высшей формы активности и самостоятельности познания. Он вносит в преподавание большую конкретность, убедительность и наглядность, активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает более осознанному усвоению самых сложных тем социально-политического, экономического и культурного характера [4, с. 6].
Таким образом, ориентированный на целенаправленное и последовательное просвещение уча-
щейся молодежи, краеведческий музей создает своеобразное музейно-педагогическое пространство, которое позволяет эффективно решать образовательно-воспитательные задачи, используя принципы диалогизма. Последние, в современной экскурсионной практике, наиболее полноценно реализуются в системе «краеведческий музей - учреждение образования».
Сочетание первого фактора - психологопедагогического потенциала экскурсии, ее дидактической составляющей и второго фактора - личностноориентированной педагогической парадигмы, позволяют продуктивно раскрыть значимость третьего фактора - образовательный ресурс краеведческого музея.
Итак, комплексный подход позволил определить триаду интегрированной модели экскурсии, которая включает: первое - психолого-педагогический потенциал экскурсии; второе - личностноориентированную парадигму; третье - культуросозидающий потенциал краеведческого музея. Взаимодействие и взаимосвязь трех факторов концептуализирует (сущностно определяет) интегрированную модель экскурсии как аутентичную, наглядную и активную форму освоения локальной социокультурной реальности, что в свою очередь, и определяет ее прикладной инновационный характер.
Литература
1. Основы экскурсионного дела в музеях: сб. статей / под ред. Ф. Л. Курлат, М. А. Казариновой,
Н. Н. Злацен. - Труды НИИ культуры. - М., 1976. -Вып. 1. - 150 с. Бостанджогло М. М. Социальнопедагогическое сопровождение краеведческой экскурсии подростков: автореф. ... канд. пед. наук:
13.00.02. - Кострома, 2004. - 18 с. Пашкова Е. Ю. Исторический опыт организации туристско-экскурсионный работы в Алтайском крае в 1960-е -середине 1980-х гг.: автореф. . канд. ист. наук:
07.00.02. - Барнаул, 2007. - 24 с. Писцов К. М. Экскурсии как компонент культурно-просветительской политики в первое десятилетие советского государства: автореф. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - М, 2001. - 22 с. Шпаченко И. А. Теоретическое обоснование и реализация комплексной модели образовательного процесса в музейно-экскурсионной среде: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 2003.
- 21 с. Ягодовская И. В. История становления и развития экскурсионного метода в российском образовании: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2007. - 25 с.
2. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб., 2000. -С. 200 - 206.
3. Кедров, Б. М. Классификация наук: прогноз К. Маркса о науке будущего / Б. М. Кедров. - М.: Мысль, 1985. - С. 68.
4. Кацюба, Д. В. Историческое краеведение в школе и вузе / Д. В. Кацюба. - Кемерово, 1994. -С. 6.